Научная статья на тему 'Формирование и развитие институтов хозяйственного механизма в условиях необходимости повышения эффективности управления социально-экономическими системами'

Формирование и развитие институтов хозяйственного механизма в условиях необходимости повышения эффективности управления социально-экономическими системами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ECONOMIC MECHANISM / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / МАКРОРЕГИОН / MACRO-REGION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / NATIONAL ECONOMY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ORGANIZATION OF MANAGEMENT / ПРОТИВОРЕЧИЯ ВНУТРЕННИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ СИСТЕМЫ / INTERNAL CONTRADICTIONS OF SYSTEM INTERCONNECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Восканов Михаил Эдуардович

В статье речь идет о повышении эффективности всех институциональных компонентов системы управления национальной экономикой. Выявлено, что основу управления системой составляет его организация, основная функция которой заключается в достижении целей и задач объекта управления. Установлено, что главной причиной снижения эффективности управления макрорегиональными социально-экономическими системами являются противоречия внутренних взаимосвязей системы. Охарактеризована роль механизма эффективного управления макрорегиональной социально-экономической системой в процессе устранения обозначенных противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC MECHANISM INSTITUTIONS IN ORDER TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS MANAGEMENT

The article deals with the efficiency improvement of all institutional components of the national economy management system. It has been found that the basis of the management is its organization, the main function of which is to achieve the goals and objectives of the national economy. The author believes that the internal contradictions of the system interconnections are the main reason of effectiveness reducing of the macro-regional socio-economic system management. The paper describes the role of efficient management of macro-regional socio-economic system in the process of eliminating of designated inconsistencies.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие институтов хозяйственного механизма в условиях необходимости повышения эффективности управления социально-экономическими системами»

УДК 330.354 Восканов Михаил Эдуардович

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории, заведующий кафедрой гражданского права Ессентукского института управления, бизнеса и права

Voskanov Mikhail Eduardovich

PhD in Economics, Assistant Professor, Economic Theory Department, Head of Civil Law Department, Yessentuki Institute of Management, Business and Law

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В УСЛОВИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC MECHANISM INSTITUTIONS IN ORDER TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS MANAGEMENT

Аннотация:

В статье речь идет о повышении эффективности всех институциональных компонентов системы управления национальной экономикой. Выявлено, что основу управления системой составляет его организация, основная функция которой заключается в достижении целей и задач объекта управления. Установлено, что главной причиной снижения эффективности управления макрореги-ональными социально-экономическими системами являются противоречия внутренних взаимосвязей системы. Охарактеризована роль механизма эффективного управления макрорегиональ-ной социально-экономической системой в процессе устранения обозначенных противоречий.

Ключевые слова:

хозяйственный механизм, социально-экономическая система, эффективность, управление, макрорегион, национальная экономика, экономический рост, развитие экономики, организация управления, противоречия внутренних взаимосвязей системы.

Summary:

The article deals with the efficiency improvement of all institutional components of the national economy management system. It has been found that the basis of the management is its organization, the main function of which is to achieve the goals and objectives of the national economy. The author believes that the internal contradictions of the system interconnections are the main reason of effectiveness reducing of the macro-regional socio-economic system management. The paper describes the role of efficient management of macro-regional socio-economic system in the process of eliminating of designated inconsistencies.

Keywords:

economic mechanism, socio-economic system, efficiency, management, macro-region, national economy, economic growth, economic development, organization of management, internal contradictions of system interconnections.

На современном этапе развития национальной экономики России наиболее важным вопросом является повышение эффективности управления социально-экономическими системами. В данном случае речь идет о повышении эффективности всех институциональных компонентов системы управления национальной экономикой на всех ее уровнях.

Эффективное управление социально-экономическими системами непосредственно связано с эффективностью функционирования социально-экономических систем и предопределяет необходимость создания благоприятных условий развития и достижения целей и задач управляющей системы на основе когнитивной деятельности экономически активного населения.

Эффективность функционирования социально-экономических систем и их развития определяется фактической эффективностью хозяйственной деятельности определенной системы (региона, макрорегиона) и эффективностью использования ресурсов данной системы, то есть внутренними факторами. Эффективность управления социально-экономической системой - понятие более широкое и кроме внутренних факторов функционирования и развития социально-экономической системы включает внешние факторы. Общее, что объединяет эти категории, заключается в том, что их сущность проявляется в снижении (повышении) общественно необходимых затрат в расчете на единицу полезного эффекта. При этом эффективность управления определяется динамикой эффективности социально-экономической системы, уровень которой определяет качественное состояние системы управления [1].

На сегодня не существует четкого и однозначного определения понятия «эффективность» в отношении социально-экономических систем, в частности макрорегиональных. С теоретической точки зрения эффективность социально-экономической системы определяется устойчивостью ее функционирования и темпами ее развития. При этом эффективность управления будет

- вв -

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

меняться только тогда, когда управление ориентировано на динамику параметров эффективности социально-экономической системы. Отсюда достаточно изменить эти параметры - миссию развития и функционирования социально-экономической системы, цели и задачи - и система управления будет переориентирована на реализацию новых целевых установок и стратегий.

Также следует отметить, что эффективность управления макрорегиональной социально-экономической системой во многом зависит от эффективности функционирования хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в экономике того или иного макрорегиона, что непосредственно обеспечивает эффективное и устойчивое функционирование и стабильное развитие данного макрорегиона [2].

По мнению доктора экономических наук, профессора А.А. Зарнадзе, «в условиях переходного периода от административно-командной к рыночной системе управления на месте показателей повышения эффективности производства появились другие целевые установки, соответствующие зародившемуся характеру рыночных отношений: максимизация текущей прибыли, рост цены на производимую продукцию, стремление хозяйствующих субъектов заработать на депозитной ставке, на посреднической, торгово-закупочной деятельности. Предприятия стали отчуждаться от роста прибыли за счет повышения эффективности производства. Последнее стало невыгодным: разница между банковской ставкой и эффективностью вложений в производство или ценой на производимую продукцию окончательно отодвинула проблему повышения эффективности производства на задний план. Это стало одной из основных причин резкого спада производства, роста себестоимости, инфляции цен, инфляции издержек» [3].

В настоящее время в результате проведения структурных институциональных реформ в российской экономике приоритеты управления социально-экономическими системами сменились. Целевым ориентиром управления экономикой стало повышение его в эффективности, что непосредственно находит свое отражение в повышение эффективности социально-экономических систем, в частности макрорегиональных.

Основу управления любыми системами составляет его организация. Основная функция организации управления заключается в достижении целей и задач объекта управления (например, макрорегиональной социально-экономической системы) с минимальными затратами. Когда целевые ориентиры имеют четкие очертания, четко определенные качественные и количественные характеристики и нацелены на устойчивое развитие экономики, эффективность системы управления в большей мере зависит от внутренних факторов и ресурсов системы [4].

В случае когда управление нацеливается на ложные целевые ориентиры, не соответствующие природе социально-экономической системы, возникает расхождение между миссией, целями и задачами управления и функциональным назначением социально-экономической системы, что в подавляющем большинстве случаев приводит к снижению эффективности управления и непосредственно эффективности самой социально-экономической системы [5].

Миссия, цели и задачи управления формируют основу парадигмы управления макрорегиональной социально-экономической системы, определяют качественные и количественные характеристики системы управления и в конечном итоге влияют на уровень эффективности управления социально-экономической системой. В свою очередь, отсутствие четко сформулированной миссии, определенных целей и задач функционирования и развития социально-экономической системы может оказать негативное, а иногда и разрушительное воздействие на данную систему. Это особенно актуально в условиях современной России и подтверждается практикой хозяйствования в последние два десятилетия проводимых экономических реформ [6].

Основной причиной снижения эффективности управления макрорегиональными социально-экономическими системами в условиях меняющейся институциональной среды являются противоречия внутренних взаимосвязей системы, которые влекут за собой и другие негативные явления и процессы (в первую очередь экономические кризисы), снижающие уровень устойчивости данной системы. Подобные негативные явления и процессы свидетельствуют об отсутствии действенного механизма управления макрорегиональной социально-экономической системой (совокупности элементов управления, обеспечивающих достижение заданных критериев), который по своей сути является ядром эффективного управления. Противоречия внутренних взаимосвязей вытекают из высокой дифференциации в уровне развития (экономического, социального и т. п.) отдельных регионов в рамках макрорегиональной социально-экономической системы, что в свою очередь влияет на степень устойчивости данной системы [7].

Как справедливо считает профессор А.А. Зарнадзе, «отношение целого (макроэкономики) и его частей (на уровне микроэкономики) определяет в конечном счете то основное противоречие, которое может привести к неудержимому развитию производительных сил, но которое вместе с тем является носителем разрушительного потенциала для системы управления народным хозяйством» [8].

Нивелировать обозначенные противоречия возможно только при построении механизма эффективного управления, который будет являться институциональной преградой для данных противоречий.

Основой институциональных преобразований является процесс повышения эффективности управления макрорегиональными социально-экономическими системами путем постоянного снижения общественно необходимых затрат на производство валового регионального продукта.

Данную проблему экономических макросистем невозможно решить без государственного вмешательства. Это связано с тем, что «хозяйствующие субъекты очень часто предпочитают приросту прибыли от снижения затрат прирост прибыли от повышения цены на производимую продукцию. В условиях отсутствия институциональных преград на пути необоснованного повышения цен такой ход товаропроизводителей направлен против интенсивного развития производства и, следовательно, не соответствует интересам макроэкономики» [9]. Соответственно, повышение эффективности управления макрорегиональными социально-экономическими системами становится весьма затруднительным в отсутствие институциональной поддержки. Основополагающим элементом подобной поддержки является формирование механизма эффективного управления, который во многом носит характер института принуждения в национальной экономике в целом и экономиках макрорегионов в частности. Данный механизм позволяет преодолеть противодействие хозяйствующих субъектов и подталкивает их (напрямую и опосредованно) к повышению эффективности своей деятельности рыночными способами (снижение издержек, повышение производительности труда и т. д.) [10].

Механизм эффективного управления макрорегиональной социально-экономической системой имеет экономическое, социальное, правовое, политическое и психологическое содержание и должен основываться на когнитивной деятельности экономически активного населения. Этот механизм обеспечивает целостность макрорегиональной социально-экономической системы и призван минимизировать негативное влияние разбалансированности макроэкономических и микроэкономических интересов, сгладить уровень дифференциации развития в макрорегионе, оптимизировать внутренние связи и обеспечить устойчивость функционирования и развития макро-региональных социально-экономических систем [11 ].

Однако следует уточнить, что роль механизма эффективного управления макрорегиональ-ной социально-экономической системой заключается не в усилении административного воздействия, государственного регулирования и вмешательства в экономику, а в проведении политики стабилизации и развития макрорегионов с учетом законов рынка и с применением рыночных инструментов. Отсюда можно говорить о том, что данный механизм позволяет обеспечить базис для выстраивания рыночных институтов, ориентированных на повышение эффективности управления социально-экономическими системами.

Ссылки:

1. Байрамукова Ф.А. Социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в отраслях сферы услуг Ставропольского края. Ессентуки ; Кисловодск, 2014. 156 с.

2. Байрамукова Ф.А. Институциональная характеристика ресурсов курортного региона как фактора формирования услуговой сущности туристско-рекреационного феномена // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12, ч. 2. С. 406-411.

3. Цит. по: Институциональная экономика : учеб. пособие / под рук. акад. Д.С. Львова. М., 2001. 318 с.

4. Страхова О.П. О методах организации управления // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 5.

5. Восканов М.Э. Выявление причин трансформации и обоснование факторов и векторов развития региональных социально-экономических систем // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. № 10 (58). С. 178-188.

6. Восканов М.Э. Управление развитием экономики курортного региона на основе маркетинговой концепции (на материалах региона Кавказские Минеральные Воды) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Кисловодск, 2008. 28 с.

7. Восканов М.Э. Влияние институциональных изменений на воспроизводственное развитие региональных социально-экономических систем // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12, ч. 2. С. 349-352.

8. Цит. по: Институциональная экономика.

9. Там же.

10. Восканов М.Э., Сидоренко А.С. Обзор методик, применяемых при комплексной оценке конкурентоспособности территории с точки зрения эколого-экономической обстановки [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: www.science-education.ru/120-16128 (дата обращения: 22.10.2015).

11. Байрамукова Ф.А. Особенности формирования механизма повышения эффективности и качества услуг в Ставропольском крае [Электронный ресурс] // Там же. 2015. № 1. URL: www.science-education.ru/121-18429 (дата обращения: 09.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.