Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331). Управление. Вып. 9. С. 13-16.
И. А. Каряка
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ БЕСПЛАТНОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрены организационные и правовые основы имущественной поддержки граждан путём бесплатного предоставления земельных участков на территории Челябинской области, приведены данные о количестве предоставленных участков, а также описаны проблемы, в том числе действующего законодательства, связанные с рассматриваемым вопросом.
Ключевые слова: земельный участок, органы местного самоуправления, бесплатное предоставление, реализация права, финансирование.
Право на получение физическими лицами мер имущественной поддержки от государства и муниципальных образований, на наш взгляд, нельзя отнести к числу конституционных. Основания для его возникновения, его содержание, порядок реализации регламентируются федеральным законодательством, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований с учётом достигнутого уровня социально-экономического развития государства и обязательств, принятых на себя политическим руководством страны в программных документах.
Имущественная поддержка за счёт публичной собственности может оказываться в следующих основных формах:
- предоставление публичного имущества определённого назначения в безвозмездное пользование отдельным категориям лиц;
- передача публичного имущества в аренду отдельным категориям лиц по льготным ставкам оплаты;
- предоставление публичного имущества определённого назначения в собственность отдельным категориям лиц бесплатно, по льготным ценам или с рассрочкой платежей;
- продажа публичного имущества по рыночной цене или сдача его в аренду по рыночным ставкам, однако вне конкурентных процедур (конкретный получатель определяется в персональном порядке) либо в рамках ограниченных конкурентных процедур (устанавливается круг претендентов). В этом случае льгота заключается в преимущественном доступе к приобретению и использованию объектов публичной собственности в условиях их ограниченности;
- в некоторых иных формах.
На сегодняшний день законодатель стремится сохранить (предусмотреть) лишь обоснован-
ные и снабжённые реальным механизмом исполнения мероприятия имущественной поддержки, причём помощь в «натуральной» форме применяется в тех случаях, когда инструменты бюджетного финансирования неэффективны. К примеру, нет смысла осуществлять бюджетные выплаты в пользу граждан в целях приобретения ими земельных участков для индивидуального жилищного строительства в условиях, когда государство и муниципалитеты являются основными собственниками земель и имеют все возможности для их безвозмездного предоставления.
Рассмотрим публично-правовые основы государственной и муниципальной имущественной поддержки граждан путём бесплатного предоставления земельных участков.
Обеспечение охраны и рационального использования земель является одной из наиболее важных функций государства. Конституцией Российской Федерации провозглашено, что земля и иные природные ресурсы охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В целях реализации указанного принципа, а также принципа социальной защиты граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ст. 28 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность предоставления земельных участков гражданам и организациям бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом (далее — ЗК РФ), федеральными законами и законами субъектов РФ.
Федеральным законом от 14 июня 2011 г. № 138-Ф3 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации» пункт 2 статьи 28 ЗК РФ был дополнен абзацем. В последнем говорится о предоставлении права гражданам, имеющим трёх и более детей, на бесплатное приобретение (в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы 28 апреля 2011 г. на территории Челябинской области был принят Закон № 121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области».
Необходимость принятия данного закона назрела давно: в Законодательное Собрание Челябинской области постоянно поступали обращения различных категорий граждан по поводу возможности бесплатного предоставления земельных участков. Дополнительным импульсом принятия законопроекта послужило послание Президента Дмитрия Медведева к Федеральному Собранию РФ, в котором он рекомендовал оказать поддержку многодетным семьям путём предоставления бесплатных земельных участков.
В соответствии с вышеуказанным законом Челябинской области право на бесплатное получение земельного участка имеют, прежде всего, многодетные семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми, а также молодые семьи, в которых возраст хотя бы одного из супругов на дату подачи заявления не превышает 35 лет, в том числе неполные семьи, состоящие из одного родителя, возраст которого не превышает 35 лет. Законом также установлено право бесплатного предоставления земельных участков в собственность жителям сельской местности, причём первоочередное право имеют те, кто проживает в данных населённых пунктах не менее трёх лет, лицам, проходившим военную службу в Чеченской Республике, на территории го-
сударств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и получивших ранения, контузию или увечье при исполнении обязанностей военной службы, а также «обманутых дольщиков», заключивших договоры участия в долевом строительстве до 1 апреля 2005 г.
Подходящий под одну из описанных в законе категорий житель области может претендовать на бесплатный земельный участок, который расположен в любом из муниципалитетов района. Однако первоочередное право на землю получают те, кто прожил на территории выбранного муниципалитета три года.
26 апреля 2012 г. был принят Закон Челябинской области № З08-З0 «О внесении изменений в Закон Челябинской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области"». В результате такое условие для предоставления земельного участка многодетным семьям, как нуждаемость в улучшении жилищных условий, было исключено. При этом первоочередное право получения земли сохраняется за многодетными семьями, признанными нуждающимися в жилплощади.
Проанализировав лоты земельных аукционов за последние два года, можно сделать вывод, что участки в Челябинске будут располагаться в Чурилово, Шаголе, на Краснопольской площадке.
Позволит ли новая инициатива решить квартирный вопрос? Противоречие заключается в том, что землю должны получить нуждающиеся категории населения, а строительство собственного дома под силу людям с доходом «выше среднего».
При этом человек должен от полугода до года отвлечь огромное количество своего рабочего времени. Возникает ещё и упущенная выгода. Выгоднее нанять строительного подрядчика. Также осуществить мечту о собственном доме людям помешает высокая плата за подключение к инженерным сетям (газ, свет, вода и т. д.). По экспертным оценкам, подключение прибавляет ещё примерно 3,6-4 тысяч рублей к себестоимости квадратного метра.
Публично-правовые основы государственного и муниципального управления.
15
Очевидно, что среднестатистическая молодая семья не обладает ни опытом, ни квалификацией, ни временем для того, чтобы возвести собственный дом.
10 октября 2012 г. на совещании с главами муниципальных образований Челябинской области министр промышленности и природных ресурсов Владимир Павлов сделал доклад о реализации областного закона «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства...» в текущем году. Правительством области было поручено главам муниципалитетов организовать работу по его исполнению в своих территориях. Как сообщил министр, с начала действия закона на территории Челябинской области сформирован перечень из 1149 земельных участков, которые планируются для бесплатного предоставления. Кроме того, в октябре 2012 г. будет опубликована информация ещё о 16 земельных участках, которые на 2012 г. дополнительно были выделены органами местного самоуправления.
Вместе с тем, отметил В. Павлов, из столь большого числа сформированных земельных участков гражданам было предоставлено только 210. Большинство из них — 101 — получили многодетные семьи, 73 участка были выделены молодым семьям под строительство жилья и 20 — участникам боевых действий.
При этом в муниципалитетах за 9 месяцев 2012 г. было поставлено на учёт 1027 заявлений от граждан о бесплатном предоставлении земли под строительство жилья. Как отметил В. Павлов, факторами, сдерживающими реализацию закона на территории Челябинской области, являются местоположение земельных участков, отсутствие инженерной инфраструктуры и бюджетных средств на финансирование таких работ, недостаточное количество свободных земель. Ещё одним фактором становится отказ семей от участка (как правило, это многодетные родители) в связи с отсутствием средств на строительство жилого дома.
Механизм бесплатного предоставления земельных участков должен быть дополнен комплексом мер, направленных на снижение затрат на строительство жилого дома, позволяющих обеспечить дополнительные меры поддержки в целях улучшения жилищных условий. Кроме того, анализ обращений граждан позволяет говорить о том, что на уровне муниципальных об-
разований ведётся недостаточная работа в части информирования населения о порядке и условиях бесплатного предоставления земельных участков. В. Павлов считает: «формированию земельных участков должно предшествовать не только обеспечение таких участков инфраструктурой, но и совместная работа с министерством социальных отношений и министерством строительства по определению комплекса мер, направленных на снижение затрат при возведении жилого дома».
В связи с этим В. Павлов обратился к главам муниципалитетов с предложением активизировать работу по бесплатному предоставлению в собственность земельных участков под строительство жилья определённым категориям граждан и подчеркнул, что со стороны Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области контроль за его исполнением на территории области будет усилен.
В целом, по мнению руководителя отдела контроля градостроительной деятельности Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Александра Попова, область решила пойти путём, которым в прошлом шли Соединённые Штаты Америки. В результате американские мегаполисы растянулись на десятки километров. Сейчас в США идёт обратный процесс. Американцы стремятся создать компактные города, где можно жить и работать в пределах нескольких кварталов. Иначе возникают проблемы автомобильных пробок.
Таким образом, полагаем, что Российской Федерации совместно с субъектами необходимо разработать и принять комплекс мер, направленных на поддержку нуждающихся в улучшении жилищных условий путём не только предоставления земельных участков, но и частичного финансирования, а также оказания консультационной помощи желающим возвести жилой дом на предоставленном участке.
Более того, необходимо разработать чёткие критерии предоставления земельного участка, учитывать плодородные характеристики места, его удалённость от проживания претендента, а также экологическую обстановку. Также органам местного самоуправления необходимо вменить в обязанность организацию транспортной доступности до предоставленных участков, а также содействие обладателям участка в проведении всех необходимых коммуникаций.
В целом, задачу предоставления земельных участков определённым категориям граждан мы оцениваем как сложную, но реализуемую и необходимую для достижения социальной стабильности в обществе. Решать указанную задачу предстоит постепенно, исходя в первую очередь из интересов жителей Челябинской области, а также предоставленных Конституцией РФ гарантий на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Список литературы
1. Конституция Российской Федераци : принята всенародным голосованием 12.12.1993 : [с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ] // Рос. газ. 2009. 21 янв. (№ 7).
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. 29 окт. № 44. Ст. 4147.
3. Письмо Минэкономразвития РФ от 02.11.2011 № ОГ-Д23-1916 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства».
4. Закон Челябинской области от 28 апр. 2011 г. № 121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области» // Южно-урал. панорама. 2011. 17 мая. № 122. Спецвып. № 37.
5. Закон Челябинской области от 26 апр. 2012 г. № 308-30 «О внесении изменений в Закон Челябинской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области"» // Южноурал. панорама. 2012. 11 мая. № 66. Спецвып. № 15.
6. Правительство Челябинской области [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://pravmin74.
7. Винницкий, А. В. Публично-правовые основы государственной и муниципальной имущественной поддержки // Административ. и муни-цип. право. 2011. № 3. С. 13-20.
8. Короткова, О. И. Необходимость слаженной работы органов власти в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами как ключевая составляющая в обеспечении приоритетной политики государства по управлению собственностью // Законодательство и экономика. 2010. № 12. С. 39-44.
9. Писарев, Г. А. Приобретение и прекращение права собственности на земельный участок // Бюл. нотар. практики. 2010. № 5. С. 31-44.
10. В августе в Челябинской области начнут раздавать бесплатные земельные участки [Электронный ресурс] // mediaзавод : сайт. 2011. 21 июля. URL: http://mediazavod.ru/articles/105869