Научная статья на тему 'Публично-правовые основы государственного и муниципального управления в рамках бесплатного предоставления земельных участков на территории Челябинской области'

Публично-правовые основы государственного и муниципального управления в рамках бесплатного предоставления земельных участков на территории Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / БЕСПЛАТНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / LAND PLOT / LOCAL GOVERNMENT AUTHORITIES / EXECUTION OF THE RIGHT / FINANCING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каряка Ирина Анатольевна

Рассмотрены организационные и правовые основы имущественной поддержки граждан путём бесплатного предоставления земельных участков на территории Челябинской области, приведены данные о количестве предоставленных участков, а также описаны проблемы, в том числе действующего законодательства, связанные с рассматриваемым вопросом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC LAW PRINCIPLES OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION FOR THE PURPOSE OF FREE PROVISION OF LAND PLOTS IN THE TERRITORY OF CHELYABINSK REGION

Covers organizational and legal principles of property support for citizens by the means of free of charge provision of land plots in the territory of Chelyabinsk region. The article also provides data on number of allocated land plots and describes some related issues and weak points in the applicable legislation.

Текст научной работы на тему «Публично-правовые основы государственного и муниципального управления в рамках бесплатного предоставления земельных участков на территории Челябинской области»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331). Управление. Вып. 9. С. 13-16.

И. А. Каряка

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ БЕСПЛАТНОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрены организационные и правовые основы имущественной поддержки граждан путём бесплатного предоставления земельных участков на территории Челябинской области, приведены данные о количестве предоставленных участков, а также описаны проблемы, в том числе действующего законодательства, связанные с рассматриваемым вопросом.

Ключевые слова: земельный участок, органы местного самоуправления, бесплатное предоставление, реализация права, финансирование.

Право на получение физическими лицами мер имущественной поддержки от государства и муниципальных образований, на наш взгляд, нельзя отнести к числу конституционных. Основания для его возникновения, его содержание, порядок реализации регламентируются федеральным законодательством, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований с учётом достигнутого уровня социально-экономического развития государства и обязательств, принятых на себя политическим руководством страны в программных документах.

Имущественная поддержка за счёт публичной собственности может оказываться в следующих основных формах:

- предоставление публичного имущества определённого назначения в безвозмездное пользование отдельным категориям лиц;

- передача публичного имущества в аренду отдельным категориям лиц по льготным ставкам оплаты;

- предоставление публичного имущества определённого назначения в собственность отдельным категориям лиц бесплатно, по льготным ценам или с рассрочкой платежей;

- продажа публичного имущества по рыночной цене или сдача его в аренду по рыночным ставкам, однако вне конкурентных процедур (конкретный получатель определяется в персональном порядке) либо в рамках ограниченных конкурентных процедур (устанавливается круг претендентов). В этом случае льгота заключается в преимущественном доступе к приобретению и использованию объектов публичной собственности в условиях их ограниченности;

- в некоторых иных формах.

На сегодняшний день законодатель стремится сохранить (предусмотреть) лишь обоснован-

ные и снабжённые реальным механизмом исполнения мероприятия имущественной поддержки, причём помощь в «натуральной» форме применяется в тех случаях, когда инструменты бюджетного финансирования неэффективны. К примеру, нет смысла осуществлять бюджетные выплаты в пользу граждан в целях приобретения ими земельных участков для индивидуального жилищного строительства в условиях, когда государство и муниципалитеты являются основными собственниками земель и имеют все возможности для их безвозмездного предоставления.

Рассмотрим публично-правовые основы государственной и муниципальной имущественной поддержки граждан путём бесплатного предоставления земельных участков.

Обеспечение охраны и рационального использования земель является одной из наиболее важных функций государства. Конституцией Российской Федерации провозглашено, что земля и иные природные ресурсы охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В целях реализации указанного принципа, а также принципа социальной защиты граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ст. 28 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность предоставления земельных участков гражданам и организациям бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом (далее — ЗК РФ), федеральными законами и законами субъектов РФ.

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. № 138-Ф3 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации» пункт 2 статьи 28 ЗК РФ был дополнен абзацем. В последнем говорится о предоставлении права гражданам, имеющим трёх и более детей, на бесплатное приобретение (в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы 28 апреля 2011 г. на территории Челябинской области был принят Закон № 121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области».

Необходимость принятия данного закона назрела давно: в Законодательное Собрание Челябинской области постоянно поступали обращения различных категорий граждан по поводу возможности бесплатного предоставления земельных участков. Дополнительным импульсом принятия законопроекта послужило послание Президента Дмитрия Медведева к Федеральному Собранию РФ, в котором он рекомендовал оказать поддержку многодетным семьям путём предоставления бесплатных земельных участков.

В соответствии с вышеуказанным законом Челябинской области право на бесплатное получение земельного участка имеют, прежде всего, многодетные семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми, а также молодые семьи, в которых возраст хотя бы одного из супругов на дату подачи заявления не превышает 35 лет, в том числе неполные семьи, состоящие из одного родителя, возраст которого не превышает 35 лет. Законом также установлено право бесплатного предоставления земельных участков в собственность жителям сельской местности, причём первоочередное право имеют те, кто проживает в данных населённых пунктах не менее трёх лет, лицам, проходившим военную службу в Чеченской Республике, на территории го-

сударств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и получивших ранения, контузию или увечье при исполнении обязанностей военной службы, а также «обманутых дольщиков», заключивших договоры участия в долевом строительстве до 1 апреля 2005 г.

Подходящий под одну из описанных в законе категорий житель области может претендовать на бесплатный земельный участок, который расположен в любом из муниципалитетов района. Однако первоочередное право на землю получают те, кто прожил на территории выбранного муниципалитета три года.

26 апреля 2012 г. был принят Закон Челябинской области № З08-З0 «О внесении изменений в Закон Челябинской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области"». В результате такое условие для предоставления земельного участка многодетным семьям, как нуждаемость в улучшении жилищных условий, было исключено. При этом первоочередное право получения земли сохраняется за многодетными семьями, признанными нуждающимися в жилплощади.

Проанализировав лоты земельных аукционов за последние два года, можно сделать вывод, что участки в Челябинске будут располагаться в Чурилово, Шаголе, на Краснопольской площадке.

Позволит ли новая инициатива решить квартирный вопрос? Противоречие заключается в том, что землю должны получить нуждающиеся категории населения, а строительство собственного дома под силу людям с доходом «выше среднего».

При этом человек должен от полугода до года отвлечь огромное количество своего рабочего времени. Возникает ещё и упущенная выгода. Выгоднее нанять строительного подрядчика. Также осуществить мечту о собственном доме людям помешает высокая плата за подключение к инженерным сетям (газ, свет, вода и т. д.). По экспертным оценкам, подключение прибавляет ещё примерно 3,6-4 тысяч рублей к себестоимости квадратного метра.

Публично-правовые основы государственного и муниципального управления.

15

Очевидно, что среднестатистическая молодая семья не обладает ни опытом, ни квалификацией, ни временем для того, чтобы возвести собственный дом.

10 октября 2012 г. на совещании с главами муниципальных образований Челябинской области министр промышленности и природных ресурсов Владимир Павлов сделал доклад о реализации областного закона «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства...» в текущем году. Правительством области было поручено главам муниципалитетов организовать работу по его исполнению в своих территориях. Как сообщил министр, с начала действия закона на территории Челябинской области сформирован перечень из 1149 земельных участков, которые планируются для бесплатного предоставления. Кроме того, в октябре 2012 г. будет опубликована информация ещё о 16 земельных участках, которые на 2012 г. дополнительно были выделены органами местного самоуправления.

Вместе с тем, отметил В. Павлов, из столь большого числа сформированных земельных участков гражданам было предоставлено только 210. Большинство из них — 101 — получили многодетные семьи, 73 участка были выделены молодым семьям под строительство жилья и 20 — участникам боевых действий.

При этом в муниципалитетах за 9 месяцев 2012 г. было поставлено на учёт 1027 заявлений от граждан о бесплатном предоставлении земли под строительство жилья. Как отметил В. Павлов, факторами, сдерживающими реализацию закона на территории Челябинской области, являются местоположение земельных участков, отсутствие инженерной инфраструктуры и бюджетных средств на финансирование таких работ, недостаточное количество свободных земель. Ещё одним фактором становится отказ семей от участка (как правило, это многодетные родители) в связи с отсутствием средств на строительство жилого дома.

Механизм бесплатного предоставления земельных участков должен быть дополнен комплексом мер, направленных на снижение затрат на строительство жилого дома, позволяющих обеспечить дополнительные меры поддержки в целях улучшения жилищных условий. Кроме того, анализ обращений граждан позволяет говорить о том, что на уровне муниципальных об-

разований ведётся недостаточная работа в части информирования населения о порядке и условиях бесплатного предоставления земельных участков. В. Павлов считает: «формированию земельных участков должно предшествовать не только обеспечение таких участков инфраструктурой, но и совместная работа с министерством социальных отношений и министерством строительства по определению комплекса мер, направленных на снижение затрат при возведении жилого дома».

В связи с этим В. Павлов обратился к главам муниципалитетов с предложением активизировать работу по бесплатному предоставлению в собственность земельных участков под строительство жилья определённым категориям граждан и подчеркнул, что со стороны Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области контроль за его исполнением на территории области будет усилен.

В целом, по мнению руководителя отдела контроля градостроительной деятельности Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Александра Попова, область решила пойти путём, которым в прошлом шли Соединённые Штаты Америки. В результате американские мегаполисы растянулись на десятки километров. Сейчас в США идёт обратный процесс. Американцы стремятся создать компактные города, где можно жить и работать в пределах нескольких кварталов. Иначе возникают проблемы автомобильных пробок.

Таким образом, полагаем, что Российской Федерации совместно с субъектами необходимо разработать и принять комплекс мер, направленных на поддержку нуждающихся в улучшении жилищных условий путём не только предоставления земельных участков, но и частичного финансирования, а также оказания консультационной помощи желающим возвести жилой дом на предоставленном участке.

Более того, необходимо разработать чёткие критерии предоставления земельного участка, учитывать плодородные характеристики места, его удалённость от проживания претендента, а также экологическую обстановку. Также органам местного самоуправления необходимо вменить в обязанность организацию транспортной доступности до предоставленных участков, а также содействие обладателям участка в проведении всех необходимых коммуникаций.

В целом, задачу предоставления земельных участков определённым категориям граждан мы оцениваем как сложную, но реализуемую и необходимую для достижения социальной стабильности в обществе. Решать указанную задачу предстоит постепенно, исходя в первую очередь из интересов жителей Челябинской области, а также предоставленных Конституцией РФ гарантий на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Список литературы

1. Конституция Российской Федераци : принята всенародным голосованием 12.12.1993 : [с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ] // Рос. газ. 2009. 21 янв. (№ 7).

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. 29 окт. № 44. Ст. 4147.

3. Письмо Минэкономразвития РФ от 02.11.2011 № ОГ-Д23-1916 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства».

4. Закон Челябинской области от 28 апр. 2011 г. № 121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области» // Южно-урал. панорама. 2011. 17 мая. № 122. Спецвып. № 37.

5. Закон Челябинской области от 26 апр. 2012 г. № 308-30 «О внесении изменений в Закон Челябинской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области"» // Южноурал. панорама. 2012. 11 мая. № 66. Спецвып. № 15.

6. Правительство Челябинской области [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://pravmin74.

7. Винницкий, А. В. Публично-правовые основы государственной и муниципальной имущественной поддержки // Административ. и муни-цип. право. 2011. № 3. С. 13-20.

8. Короткова, О. И. Необходимость слаженной работы органов власти в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами как ключевая составляющая в обеспечении приоритетной политики государства по управлению собственностью // Законодательство и экономика. 2010. № 12. С. 39-44.

9. Писарев, Г. А. Приобретение и прекращение права собственности на земельный участок // Бюл. нотар. практики. 2010. № 5. С. 31-44.

10. В августе в Челябинской области начнут раздавать бесплатные земельные участки [Электронный ресурс] // mediaзавод : сайт. 2011. 21 июля. URL: http://mediazavod.ru/articles/105869

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.