Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичная речь / коммуникативная компетентность / профессиональная готовность / студенты / педагог / диагностика коммуникативных способностей / педагогический проект / public speech / communicative competence / professional readiness / students / teacher / diagnostics of communicative abilities / pedagogical project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манакова Марина Вячеславовна

В мировой истории существует немало примеров, позволяющих убедиться в том, что яркая и вдохновляющая речь оказывает большое влияние на людей, их мысли, действия и убеждения. В настоящее время система образования в России претерпевает существенные изменения, одним из которых является гумманизация образования. В связи с этим к педагогам предъявляются требования к уровню профессиональной подготовки, проявлению творческой и личностной активности, эффективности межличностного взаимодействия и общения с обучающимися. Важно обращаться к данной проблеме на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов, изучая содержание образовательных программ, их практико-ориентированную направленность. Первостепенной задачей высшей школы становится смена образовательной парадигмы, обеспечивающей подготовку компетентных специалистов, способных подстраиваться под быстро меняющиеся условия. Необходимо повышать уровень коммуникативных способностей студентов для будущей профессиональной деятельности, связанной с постоянным общением в профессиональной среде, умения логически выстраивать свои высказывания, эмоционально окрашивать свои выступления. Исследование проводилось на основе методов диагностики, анализа и обобщения информации. В статье представлены результаты проведения диагностики коммуникативных способностей студентов педагогического института, на основе этого разработан педагогический проект, направленный на формирование навыков публичной речи в педагогическом вузе. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами проект позволит педагогам, компетентным студентам старших курсов решать вопросы, связанные с развитием навыков публичной речи в период учебной и внеучебной деятельности студентов с момента их поступления в педагогический вуз и на протяжении всего периода обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манакова Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are many examples in world history that make it possible to make sure that a bright and inspiring speech has a great influence on people, their thoughts, actions and beliefs. Currently, the education system in Russia is undergoing significant changes, one of which is the humanization of education. In this regard, teachers are required to: the level of professional training, the manifestation of creative and personal activity, the effectiveness of interpersonal interaction and communication with students. It is important to address this problem at the stage of professional training of future teachers, studying the content of educational programs, their practice-oriented orientation. The primary task of higher education is to change the educational paradigm that provides training of competent specialists who are able to adapt to rapidly changing conditions. It is necessary to increase the level of students' communicative abilities for the future professionally. The study was conducted on the basis of diagnostic methods, analysis and generalization of information. The article presents the results of the diagnostics of the communicative abilities of students of the pedagogical Institute, on the basis of which a pedagogical project aimed at the formation of public speech skills in a pedagogical university has been developed. The practical significance of the research lies in the fact that the project developed by us will allow teachers, competent senior students to solve issues related to the development of public speaking skills during the academic and extracurricular activities of students from the moment of their admission to a pedagogical university and throughout the entire period of study.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

По данному вопросу мы склонны придерживаться точки зрения, высказанной О.Ю. Афанасьева, согласно которой гибридная образовательная среда выступает как:

- синергия различных элементов компонентов образовательной среды (целеполагающий, технологический, содержательный, контролирующий) обеспечивающая возникновение и функционирование целостного образования, обладающего качественно новыми характеристиками;

- педагогическая инновация, замещающая традиционные подходы к подготовке специалистов и позволяющая персонифицировать процесс обучения;

- условия, расширяющие возможности получения знаний, позволяющие разнообразить виды и формы взаимодействия участников образовательного процесса, расширить набор используемых моделей интеллектуальной деятельности обучающихся [1].

Гибридная образовательная среда обладает следующими уникальными качествами:

- оптимизирует процесс генерирования данных, задействованных в мониторинге качества профессиональной подготовки, особенно в плане характеристики индивидуальных особенностей и достижений обучающихся;

- генерирует условия, стимулирующие интенсивное развитие когнитивных способностей обучающихся в соответствии с современными профессиональными требованиями;

- позволяет рационально использовать временные ресурсы и средства обучения за счет совокупного эффекта взаимодействия средовых компонентов, обладающих свойствами синергии;

- предоставляет широкие возможности для достижения автономности обучающихся, приданию образовательной деятельности характеристик гибкости и адаптивности;

- расширяет инструментарий контроля результативности учебной деятельности, в том числе на индивидуальном уровне;

- повышает прозрачность и социальную ориентированность учебного процесса, позволяет эффективно реализовать совокупный потенциал традиционных и инновационных подходов к обучению.

Таким образом гибридная образовательная среда предоставляет обширные возможности для формирования кросс-функциональной компетентности будущих врачей, а именно:

- обеспечивает эффективное включение обучающихся в учебный процесс, позволяет оперативно выявлять и эффективно развивать их потенциал с учетом актуальных требований медицинских профессий;

- расширяет комплекс средств коммуникации, задействованных в образовательном процессе и обеспечивающих конструктивность взаимодействия в системе «обучающийся - образовательная среда»;

- позволяет с максимальной отдачей реализовать многовекторность образовательной среды, придавая ей характеристики вариативности, адаптивности, автономности в определении ключевых приоритетов и целей каждым обучающимся;

- предоставляет обучающимся возможность совместно конструировать профессионально знания и участвовать в практике их позиционирования, необходимой для профессиональной самореализации;

- создает условия для оптимального сочетания различных видов учебной деятельности и формирования индивидуальных стратегий достижения профессиональной успешности;

- генерирует новые практики восприятия и передачи профессионального опыта, основанные на самостоятельном выборе обучающимися стратегий обучения, самообразования и саморазвития;

- способствует развитию цифровой компетентности будущих врачей, расширению и обогащению коммуникативного опыта.

Выводы. Подводя итоги исследования подчеркнем, что гибридная образовательная среда обладает следующим потенциалом в развитии кросс-функциональной компетентности будущих врачей: эффективное включение обучающихся в учебный процесс; оперативная оценка потенциала обучающихся как субъекта медицинских профессий; расширение арсенала средств коммуникации, обеспечивающих конструктивность взаимодействия в системе «обучающийся -образовательная среда»; эффективная реализация многовекторности образовательной среды; создание условий для совместного конструирования профессиональных знаний, оптимального сочетания различных видов учебной деятельности и формирования индивидуальных стратегий достижения профессиональной успешности; создание практик восприятия и передачи профессионального опыта, основанных на самостоятельном выборе обучающимися стратегий обучения, самообразования и саморазвития; содействие в развитии цифровой компетентности будущих врачей, расширению и обогащению их коммуникативного опыта.

Литература:

1. Афанасьева, О.Ю. Гибридная образовательная среда в профессиональной подготовке учителя / О.Ю. Афанасьева // Вестник ЮУрГГПУ.-2020. - №6(159). - С. 7-18

2. Грязнов, С.А. Образовательные технологии: гибридное обучение / С.А. Грязнов // Образование и педагогика: перспективы развития: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 16 октября 2020 г.). -Чебоксары: Среда, 2020. - С. 18-20

3. Клягин, A.B. Кейсы быстрых реакций вузов в период пандемии / A.B. Клягин, А.Ю. Макарьева. - М.: Высшая школа экономики, 2022. - 28 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО

ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В мировой истории существует немало примеров, позволяющих убедиться в том, что яркая и вдохновляющая речь оказывает большое влияние на людей, их мысли, действия и убеждения. В настоящее время система образования в России претерпевает существенные изменения, одним из которых является гумманизация образования. В связи с этим к педагогам предъявляются требования к уровню профессиональной подготовки, проявлению творческой и личностной активности, эффективности межличностного взаимодействия и общения с обучающимися. Важно обращаться к данной проблеме на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов, изучая содержание образовательных

программ, их практико-ориентированную направленность. Первостепенной задачей высшей школы становится смена образовательной парадигмы, обеспечивающей подготовку компетентных специалистов, способных подстраиваться под быстро меняющиеся условия. Необходимо повышать уровень коммуникативных способностей студентов для будущей профессиональной деятельности, связанной с постоянным общением в профессиональной среде, умения логически выстраивать свои высказывания, эмоционально окрашивать свои выступления. Исследование проводилось на основе методов диагностики, анализа и обобщения информации. В статье представлены результаты проведения диагностики коммуникативных способностей студентов педагогического института, на основе этого разработан педагогический проект, направленный на формирование навыков публичной речи в педагогическом вузе. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами проект позволит педагогам, компетентным студентам старших курсов решать вопросы, связанные с развитием навыков публичной речи в период учебной и внеучебной деятельности студентов с момента их поступления в педагогический вуз и на протяжении всего периода обучения.

Ключевые слова: публичная речь, коммуникативная компетентность, профессиональная готовность, студенты, педагог, диагностика коммуникативных способностей, педагогический проект.

Annotation. There are many examples in world history that make it possible to make sure that a bright and inspiring speech has a great influence on people, their thoughts, actions and beliefs. Currently, the education system in Russia is undergoing significant changes, one of which is the humanization of education. In this regard, teachers are required to: the level of professional training, the manifestation of creative and personal activity, the effectiveness of interpersonal interaction and communication with students. It is important to address this problem at the stage of professional training of future teachers, studying the content of educational programs, their practice-oriented orientation. The primary task of higher education is to change the educational paradigm that provides training of competent specialists who are able to adapt to rapidly changing conditions. It is necessary to increase the level of students' communicative abilities for the future professionally. The study was conducted on the basis of diagnostic methods, analysis and generalization of information. The article presents the results of the diagnostics of the communicative abilities of students of the pedagogical Institute, on the basis of which a pedagogical project aimed at the formation of public speech skills in a pedagogical university has been developed. The practical significance of the research lies in the fact that the project developed by us will allow teachers, competent senior students to solve issues related to the development of public speaking skills during the academic and extracurricular activities of students from the moment of their admission to a pedagogical university and throughout the entire period of study.

Key words: public speech, communicative competence, professional readiness, students, teacher, diagnostics of communicative abilities, pedagogical project.

Введение. В последнее десятилетие большой запрос получили профессии, связанные с умением грамотно и эффективно выстраивать общение с аудиторией. В первую очередь, речь идёт о педагогической профессии. Публичная речь во все времена подвергалась критике, не менее остро критикуется она и сегодня. Агрессивность и демагогичность являются основными недостатками современного речевого общения.

На наш взгляд, следует выделить основную причину недостаточной сформированности навыков публичной коммуникации, связанной с введением дистанционных форм обучения.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена потребностью общества и современного рынка труда в сотрудниках с высоким уровнем мастерства публичных выступлений.

По мнению многих исследователей, в том числе Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, И.И. Рыдановой, коммуникативная компетентность является «сердцевиной профессионализма учителя» потому, что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. В XXI веке написаны монография и работы, изучающие проблему формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в системе: С.Н. Захарова [2], Е.А. Шумилова [7].

Говоря о будущих педагогах, стоит уделить внимание явлению «профессиональная готовность», которое можно рассматривать как компонент профессиональной компетентности, который представляет собой отрефлексированную направленность специалиста на профессию, мировоззренческую зрелость; установки на постоянное профессиональное и личностное совершенствование, самореализацию и самовоспитание; нацеленность на прогностичность и динамичность в проектировании деятельности [5, С. 146]. Данная проблема имеет хорошую теоретическую проработанность, ведь в психолого-педагогических исследованиях ей уделяется большое внимание. Например, Н.Д. Левитов пишет: «Готовность может быть рассмотрена как пригодность или непригодность человека к исполнению данной работы, как наличие или недостаток у него необходимых для данной работы способностей» [4, С. 221].

Для студентов важно развивать навыки публичных выступлений для дальнейшей работы в сфере образования. Публичная речь - это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного контакта; речь, произносимая в определенной аудитории и адресованная определенному адресату; ораторская речь [4, С. 1]. Обратим внимание на основные особенности публичной речи, во-первых, она рассчитана на пассивное восприятие слушателями; во-вторых, по форме это монолог не предполагающей ответной реакции; устанавливая тип речевого взаимодействия - относится к «субъект-субъектным» отношениям, потому что обе стороны являются активными участниками совместной деятельности, и каждая из них выполняет отведенную ей роль в этом сложном многослойном процессе публичного общения. Существует ряд педагогических условий, способствующих формированию умений публичной речи:

- организационно-педагогические условия (например, организация учебного процесса с преобладанием выступлений студентов);

- содержательные условия (учет особенностей публичной речи, характеризующих сопоставимые типы публичных выступлений в культуре докладчика и целевой аудитории);

- психолого-педагогические условия (обеспечение субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студентов) [6, С. 10].

В последние года появилась тенденция развития «надкомпетентных навыков» - soft skills («мягкие навыки») как показателя наличия активной творческой позиции по отношению к собственной жизни и сформированной мотивации на выработку эффективных стратегий поведения в будущей профессиональной деятельности [1, С. 195]. Такой подход помогает понять необходимость формирования данных умений у студентов педагогических специальностей.

Хорошее выступление на публике предполагает множество различных умений:

1. Умение подготовить выступление.

2. Правильно устанавливать контакт с аудиторией.

3. Привлекать и удерживать внимание аудитории.

4. Разрабатывать структуру презентации в соответствии с поставленными задачами, выбирать аргументы, подходящие для определенной аудитории.

5. Управлять своим голосом, жестикуляцией, мимикой в процессе выступления.

6. Выявлять элементы личного стиля выступления (слова, жесты, позы), мешающие эффективному выступлению и заменять их на помогающие (адекватные) конкретной ситуации.

7. Создавать у аудитории наиболее благоприятное впечатление о себе, демонстрируя дружелюбие, терпимость, содействие, тактичность.

Таким образом, формирование навыков публичного выступления у студентов в стенах образовательной организации -неотъемлемая необходимость для становления будущего профессионала.

Изложение основного материала статьи. Для того, чтобы убедиться в правильности нашего предположения и на практике рассмотреть сформированность коммуникативной компетенции у студентов выпускников педагогического вуза, мы обратились к диагностике отдельных студенческих групп. Базой исследования стал Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет». В анкетировании приняли участие студенты 4 и 5 курса, обучающиеся по очной форме обучения, направление 44.03.05 педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), образовательная программа «История и обществознание». Возраст респондентов составил от19до 23 лет, из них 9 юношей и 11 девушек.

В первую очередь обратимся к методике «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности», где особое внимание обращаем на ответы респондентов в разделе «коммуникабельность». Согласно полученным данным у 10% слабо развита коммуникативная компетенция, у 30% студентов средний уровень показателя коммуникабельной способности, у 60% опрошенных сильно развита коммуникативная составляющая. Результаты диагностики показывают, что у большинства опрошенных преобладает высокий показатель коммуникабельности, что вполне отражает готовность выпускников к педагогической деятельности. Однако, 40 % от общего числа студентов имеют более низкие показатели. Особую группу составляют респонденты, чьи результаты отражают слабо развитые навыки коммуникативных склонностей.

Рисунок 1. Уровень коммуникабельных способностей у студентов 4 и 5 курса социально-гуманитарного

факультета НТГСПИ

Результаты второй диагностики уровня профессиональной готовности студента-старшекурсника педагогического вуза имеют более узкую конкретную направленность, так как в методике есть только два критерия оценки. Методика выявления уровня коммуникативных и организаторских способностей (КОС), разработанная В.В. Синявским и Б.А. Федоришиным, позволяет качественно проанализировать уровень коммуникативных способностей студентов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что преобладающее большинство студентов, а именно 50% имеют низкий уровень коммуникативных склонностей, 10% выпускников на стадии ниже среднего, и лишь 30% опрошенных со средним показателем сформированности коммуникативной компетенции. У большинства опрашиваемых студентов диагностика выявила низкий уровень сформированности коммуникативной компетенции, что наталкивает на мысль о том, что эти студенты могут находиться в группе риска и имеют низкие показатели коммуникативных способностей. Средний показатель имеют 30% опрошенных студентов - это выпускники 5 курса, обучающиеся на 4 курсе по результатам имеют более низкий уровень.

Рисунок 2. Уровень сформированности коммуникативных и организаторских склонностей у студентов 4и 5

курсов социально-гуманитарного факультета

Таким образом, исходя из полученных данных, можем предположить, что низкие результаты уровня развития коммуникативных способностей доказывают отсутствие развитых навыков публичной речи: опрошенные боятся выступать перед аудиторией, чувство растерянности приводит к ситуации неуспеха перед окружающими. Большинство обучающихся имеют потенциал к совершенствованию своих коммуникативных компетенций, как следствие и улучшение навыков публичных выступлений.

Комплексное развитие личности в высшей школе идёт в нескольких направлениях: укрепляется профессиональная направленность; повышается чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности; усиливается профессиональная самостоятельность и готовность к будущей педагогической деятельности. Педагогический вуз, развивая коммуникативные навыки, может использовать учебные программы и специальные методы обучения. Как вариант, проектная деятельность, в рамках которой проводятся мастер-классы и тренинги.

Не всегда вузы уделяют внимание этой проблеме, именно поэтому мы предлагаем авторский педагогический проект «Искусство говорить» (табл.). В активно развивающемся обществе каждый специалист сталкивается с ситуациями, когда приходится выступать перед знакомой или малознакомой аудиторией, представляя себя и свои идеи. Умение правильно представить себя, структурировать информацию, ответить на вопросы - необходимое условие успеха в профессиональной деятельности. В связи с этим, будущие педагоги должны владеть этим искусством в совершенстве.

Цель: разработать комплекс психолого- педагогических условий по формированию навыков публичных выступлений у студентов педагогического вуза.

Задачи:

1. Содействовать развитию коммуникативной компетенции студентов педагогических профилей.

2. Выявить психолого-педагогические условия, способствующие формированию умений публичной речи студентов педагогического вуза.

3. Разработать комплекс практикоориентированных мероприятий, направленных на обучение ораторскому искусству.

4. Разработать памятку для студента с основными правилами и советами успешного выступления и публичной речи.

Условия реализации педагогического проекта. Данный проект предназначен для работы со студентами

образовательных организаций высшего профессионального и среднего профессионального образования.

Срок реализации проекта - 2 месяца (март - май).

Формы контроля деятельности - анализ подготовки и участия учащихся объединения в мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений итоговом мероприятии.

Способы проверки по результатам освоения материала данной курса: входная диагностика; промежуточные результаты; итоговое выступление.

План мероприятий для участников курса представлен в таблице «План мероприятий для участников курса».

Таблица 1

План мероприятий для участников курса

№ Этап Характеристика Ключевые показатели Ответственные

1. Запись студентов на участие в проекте «Школа Оратора» Старт курса/проекта «Школа Оратора» для студентов НТГСПИ. Google-фopмa для регистрации. 50-60 желающих записаться на проект и пройти серию теоретических и практических мероприятий. Организаторы проекта: компетентные преподаватели и студенты.

2. Входная диагностика студентов Подбор анкет доя составления подробной картины целевой аудитории проекта. Входное тестирование, проверка уже имеющихся навыков - пробное выступление на публике. На этом этапе студенты понимают необходимость в прохождении полного курса обучения. Педагог-психолог, преподаватель, студент.

3. Серия лекций «Искусство говорить» Комплекс теоретических занятий, направленных на изучение основ ораторского мастерства. Примерные темы лекций: 1. История вопроса (2 ч.). 2. Страх публичного выступления (2 ч.). 3. Уроки риторики. 4. Невербальный язык «Тело Говорит» (2 ч.). 5. Вербальное общение: работа с голосом (4 ч.). 6. Как подготовить успешное выступление? (4 ч.). Студенты посещают лекции, ведут записи, общаются со спикерами. Компетентные преподаватели и студенты, приглашённые гости.

4. Серия мастер-классов и тренингов «Говорить публично» Комплекс практических занятий, направленных на изучение основ ораторского мастерства. Примерные темы: 1. Избавляемся от страха публичного выступления (2 ч.). 2. Работа с телом, жестами и мимикой. Невербальный язык «Тело Говорит» (4 ч.). 3.Вербальное общение: работа с голосом (4 ч.). 4. Как подготовить успешное Студенты на практике оттачивают, формируют навыки. Компетентные преподаватели и студенты, приглашённые гости.

выступление? (4 ч.).

5. Домашняя работа участников проекта В начале курса студенты получают «Задание на дом», написать мини-проект и выступить в конце обучения (с применением уже имеющихся знаний, полученных во время участия в проекте). Студенты готовят выступления. Организаторы проекта.

6. Итоговое публичное выступление Обучающиеся выступают перед зрительным залом и экспертной комиссией со своей заранее подготовленной речью. Прогресс учащихся, эффектное выступления от участников курса. Организаторы проекта, компетентное жюри.

7. Диагностика на выходе из проекта Сравнение результатов с результатами входной диагностики. Подведение качественных и количественных итогов. Прогресс в выступлениях на публику: ^ Качественно подготовленное выступление. ^ Правильная постановка голоса и умение обращаться к аудитории. ^ Правильный «невербальный язык» выступления. Педагог-психолог, преподаватель, студент.

Выводы. Проведенное исследование выявило средний уровень сформированности коммуникативных способностей у студентов. Данные показатели позволяют сделать вывод о том, что навык публичных выступлений развит у студентов недостаточно.

Результаты исследования по формированию коммуникативных умений и навыков у студентов вуза к публичному выступлению обусловили необходимость разработки педагогического проекта по их дальнейшему формированию в рамках педагогического проекта.

Литература:

1. Амчиславская, Е.Ю. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов / Е.Ю. Амчиславская, Ю.В. Сорокопуд, A.B. Ярославцева. - Текст: электронный // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №1 (86). - С. 194-196. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/soft-skills-myagkie-navyki-i-ih-rol-v-podgotovke-sovremennyh" spetsialistov (дата обращения: 07. 11. 2022)

2. Захарова, С.Н. Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе / С.Н. Захарова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 3.1 (137.1). -С. 8-10.-URL: https://moluch.ru/archive/137/38212/(flaTa обращения: 15.10.2022)

3. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964. - 264 с. - Текст: непосредственный.

4. Левчаева, Н.В. Публичное выступление как эффективное средство повышения качества обучения студентов / Н.В. Левчаева // Мир науки и образования. - 2015. - №1. - С. 9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-formirovaniya-publichnogo-vystupleniya-i-ego-kompozitsionnye-chasti/viewer

5. Назаров, C.B. Подходы к оценке готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности / C.B. Назаров. - Текст: электронный // Омский научный вестник. - 2009. - № 4 (79). - С. 145-148. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/podhody-k-otsenke-gotovnosti-vypusknikov-pedagogicheskogo-vuza-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 05.11.2022)

6. Педагогические условия формирования социокультурных умений публичной речи студентов в учебном процессе вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Павловская Галина Андреевна: Воронежский государственный университет. - Воронеж, 2011. - С. 24. - Текст: электронный. - URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-sotsiokulturnykh-umenii-publichnoi-rechi-studentov-v-(дата обращения: 05.11.2022)

7. Шумилова, Е.А. Концепция формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов в вузе / Е.А. Шумилова. - Челябинск: Дитрих - 2011. - 258 с. - Текст: электронный. - URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/56/%20%20%20%20%20%20%20%20.%20%20%20%20%20. ,pdf?sequence= 1(дата обращения: 15.10.2022)

Педагогика

УДК 378.14

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В процессе исследования авторами рассматриваются существующие дидактические требования к разработке содержания профессионального образования. Определено, что основные требования к разработке содержания труда работников связываются с требованиями экономического, технического, культурного прогресса, что обеспечивает понимание обучающимися производства, умение определять технико-технологические основы деятельности; обеспечивать работу современного оборудования, умение выбрать оптимальный режим технологических процесса. Качество содержания профессионального образования зависит от высокого научно-теоретического уровня, производственного обучения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.