Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Н. Н., Кашкарева А. П., Авдеева Е. А., Гаврилов В. В.

В статье раскрывается сущность коммуникативной подготовки студентовбакалавров, рассматриваемая в контексте профессионального становления обучающихся. Авторы статьи доказывают необходимость включения профессионально ориентированных форм контроля в структуру различных дисциплин филологического цикла («Русский язык в профессиональной деятельности», «Русский язык и культура речи», «Основы правильной речи», «Риторика», «Основы организации публичного выступления »), а также предлагают варианты промежуточного и итогового контроля для мониторинга профессиональной коммуникативной подготовки студентов, описывают критерии оценивания деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонова Н. Н., Кашкарева А. П., Авдеева Е. А., Гаврилов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY ORIENTED FORMS OF CONTROL IN THE COMMUNICATIVETRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS

The article reveals the essence of bachelor students communicative training that is considered in the context of their professional development. The authors of the article prove the need to include professionally oriented forms of control in the structure of various disciplines of the philological cycle («Russian language in professional activity», «Russian language and culture of speech», «Fundamentals of correct speech», «Rhetoric», «Fundamentals of the organization of public speaking»), and also offer variants for intermediate and final control for monitoring the professional and communicative training of students, describe the criteria for assessing students’ activity.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

DOI 10.26105/SSPU.2021.73.4.015 УДК 378.147:811.161.1 ББК 74.489.26

Н.Н. САФОНОВА,

A.П. КАШКАРЕВА, Е.А. АВДЕЕВА,

B.В. ГАВРИЛОВ

N.N. SAFONOVA, A.P. KASHKARYOVA, E.A. AVDEEVA, V.V. GAVRILOV

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

PROFESSIONALLY ORIENTED FORMS OF CONTROL IN THE COMMUNICATIVE TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS

В статье раскрывается сущность коммуникативной подготовки студентов-бакалавров, рассматриваемая в контексте профессионального становления обучающихся. Авторы статьи доказывают необходимость включения профессионально ориентированных форм контроля в структуру различных дисциплин филологического цикла («Русский язык в профессиональной деятельности», «Русский язык и культура речи», «Основы правильной речи», «Риторика», «Основы организации публичного выступления»), а также предлагают варианты промежуточного и итогового контроля для мониторинга профессиональной коммуникативной подготовки студентов, описывают критерии оценивания деятельности обучающихся.

The article reveals the essence of bachelor students communicative training that is considered in the context of their professional development. The authors of the article prove the need to include professionally oriented forms of control in the structure of various disciplines of the philological cycle («Russian language in professional activity», «Russian language and culture of speech», «Fundamentals of correct speech», «Rhetoric», «Fundamentals of the organization of public speaking»), and also offer variants for intermediate and final control for monitoring the professional and communicative training of students, describe the criteria for assessing students' activity.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русский язык, коммуникативная подготовка, коммуникативная компетентность, профессионально ориентированные формы контроля.

KEY WORDS: Russian language, communicative training, communicative competency, professionally oriented forms of control.

ВВЕДЕНИЕ. Сегодня к выпускникам вузов предъявляются достаточно высокие требования. Работодатели во время собеседования с потенциальными сотрудниками обращают внимание не только на уровень и качество профессиональных знаний, значимым критерием становится и умение претендента на должность работать в команде, стремление стать органичной частью коллектива, кроме того, подвергается оценке степень сформированности коммуникативных умений, выступающих одним из индикаторов возможного карьерного роста соискателя, куда относятся и навыки работы с информацией, и умение адаптироваться в коммуникативной среде, и знание принципов делового общения.

Соответственно, в период обучения в вузе важно сформировать у бакалавров компетенции, которые позволят им в будущем позиционировать университет личным примером

и качественным, эффективным трудом. В учебных планах подготовки студентов давно нашли отражение дисциплины, направленные на успешное включение будущих выпускников в профессиональную деятельность, несмотря на это молодые специалисты не всегда готовы к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей, не владеют навыками самопрезентации, не мотивированы к сотрудничеству с коллегами. На наш взгляд, одна из причин сложившейся ситуации — низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности у обучающихся, а также отсутствие готовности к речевому самосовершенствованию. Начиная свой профессиональный путь, выпускники вузов пренебрегают смысловым аспектом коммуникации, социальным взаимодействием и оказываются в ситуации, когда адекватный анализ, интерпретация деловых отношений затруднены, что не позволяет достичь специалисту как профессиональной языковой личности ожидаемого коммуникативного эффекта.

Согласимся с И.И. Головановой в том, что «обществу требуется специалист новой формации, активный, творчески мыслящий, готовый к самостоятельному поиску научной информации и применению научных знаний на практике» [12, с. 218]. Считаем, что выбранные преподавателем высшей школы формы контроля коммуникативной подготовленности студентов должны соответствовать направлению подготовки (условиям будущей трудовой деятельности выпускников) и обеспечивать эффективность их реализации в работе с конкретной учебной группой студентов (или отдельным обучающимся).

ЦЕЛЬ СТАТЬИ — определить и описать варианты профессионально ориентированных форм контроля, позволяющих провести оценку или самооценку коммуникативной компетентности студентов-бакалавров, которая является элементом профессиональной компетентности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В работе использовались следующие методы: метод теоретико-методологического анализа, предусматривающий изучение степени разработанности проблемы, и метод дискурсивной рефлексии, основанный на построении теоретических положений и формулировке рекомендаций на основе имеющегося практического опыта.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. О принципе «learning by doing» / «action learning» — «обучение через деятельность» — размышляют многие современные ученые, подчеркивая его значимость при формировании метанавыков обучающихся [1, 11], но, несмотря на очевидные преимущества обучения действием, возникает проблема — «<...> уровень владения студентами коммуникативной компетенцией недостаточно высок и не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым новыми образовательными стандартами высшего образования, хотя именно эта компетенция является важнейшей составляющей профессиональной подготовки <...>» [13, с. 3-4]. Профессионально ориентированные формы контроля, предлагаемые нами, представляют собой возможные сценарии, возникающие в ходе выполнения трудовых функций будущими специалистами и требующие решения в контексте определенной речевой ситуации. Подобные занятия не только развивают базовые компетентности, но и формируют у студентов необходимые для конкретной профессии коммуникативные умения и навыки, создают устойчивую мотивацию и поддерживают готовность обучающихся внедрять полученные знания в реальную практическую деятельность.

Преимущества профессионально ориентированных форм контроля не вызывают сомнений. Так, например, авторы монографии «Практико-ориентированная модель подготовки современного специалиста» И.Г. Минервин, С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров, А.С. Ломов отмечают, что в рамках подобного подхода у студентов развивается внутренняя мотивация учения, они ощущают собственную компетентность, «<...> так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы <...>» [10, с. 75]. Очевидно, что эффективно работать в рамках технологии профессионально ориентированного обучения сможет только тот студент, который стремится самостоятельно добывать знания, способен

взять на себя ответственность, готов стать активным субъектом учебной деятельности. Авторами данной статьи предлагаются контрольно-оценочные мероприятия в рамках дисциплин филологического цикла, обладающие несомненным потенциалом обеспечить высокую результативность в разных учебных группах студентов (очной и заочной формы обучения) с учетом реальных познавательных особенностей обучающихся, их речевых качеств и возможностей конкретного преподавателя, уровня его методического мастерства. Включение описанных в статье форм текущего и итогового контроля в образовательный процесс позволит преподавателям обеспечить принципиально новые условия для социализации обучаемых, их профессионального самоопределения в процессе речемыслительной деятельности внутри заданного коммуникативного пространства.

Дисциплины филологического цикла запланированы для проведения на всех факультетах Сургутского государственного педагогического университета. Помимо основных курсов, таких как «Русский язык и культура речи», «Русский язык в профессиональной деятельности», формированию коммуникативной компетенции способствуют и дисциплины по выбору, например, «Основы правильной речи» (данный курс включен в учебный план направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», направленность «Основы безопасности жизнедеятельности и Дополнительное образование»). Студентам — будущим учителям ОБЖ предложено изучить содержание указанной дисциплины на третьем году обучения в вузе (5 семестр). К этому времени у обучающихся накоплен достаточно большой опыт подготовки и презентации устных публичных выступлений: участие в семинарских и практических занятиях в рамках изучаемых курсов, выступления на конференциях разного уровня, опыт практической деятельности (производственные практики). Безусловно, все это способствует продуктивной работе со студентами в рамках курса «Основы правильной речи», но при этом не все задачи в одинаковой степени решены:

1) студенты испытывают стеснение, выступая публично;

2) обучающиеся демонстрируют низкий уровень владения специальной терминологией, связанной с будущей профессией;

3) имеют место нарушения логики выступления, отступления от норм русского литературного языка;

4) выражено стремление обратиться к шаблону, используя материалы готовых работ из сети Интернет.

Необходимость преодолеть данные трудности стала приоритетной при разработке и дальнейшей апробации фонда оценочных средств к курсу «Основы правильной речи» для будущих учителей ОБЖ, а специфика направления подготовки стала своеобразным вектором, определяющим подбор контрольно-измерительных материалов. Среди различных сценариев проведения текущего и итогового контроля эффективными с точки зрения полученных результатов стали:

1) занятие по теме «Речевая культура педагога» в чате на образовательном портале вуза (текущий контроль);

2) занятие «Учитель ОБЖ — 2021 и вызовы времени», проведенное в формате онлайн-конференции на платформе Zoom (итоговый контроль).

Успех занятия по теме «Речевая культура педагога» связан в том числе и с серьезной предварительной подготовкой студентов: знакомство с научными статьями по заявленной проблеме [3, 4, 8, 14], конспектирование основных положений изучаемых материалов, составление на их основе словаря актуальных терминов и понятий для учителя основ безопасности жизнедеятельности.

Работа на занятии в чате предполагает соблюдение ряда правил:

1. Обсуждение заявленной проблемы проходит в дистанционном формате в режиме реального времени (образовательный портал, Viber, Zoom, Skype и т.д.).

2. Композиционная логика занятия (в общем виде):

— вопрос от преподавателя — ответы студентов (голосовое сообщение или печатный текст);

— краткий комментарий наставника (указание на ошибки, подчеркивание справедливости суждений и проч.);

— в конце занятия рефлексия — выражение эмоций фразами следующего типа: «Отлично!», «Хорошо», «Не все получилось», «Интересный опыт», «Стоит еще поработать над темой» и проч.;

— после занятия преподаватель выставляет оценки в рейтинг (не позднее 30 минут после окончания мероприятия).

Примерные вопросы должны быть заранее известны студентам, чтобы на подготовительном этапе они смогли уделить больше времени и внимания указанным аспектам темы и сумели сориентироваться непосредственно на занятии, записывая ответ на вопрос преподавателя (подготовленный экспромт).

Чат как форма синхронного общения обладает рядом преимуществ в контексте формирования коммуникативной компетентности студентов:

1) обучающиеся, выступая перед аудиторией, но при этом не видя ее, ощущают психологический комфорт;

2) у участников нет возможности использовать материалы сети в готовом виде, поскольку уточненные вопросы от преподавателя звучат в режиме реального времени, что требует незамедлительного ответа;

3) студенты приобретают умение лаконично, но при этом предельно точно доносить свою мысль до аудитории (длительность голосовых сообщений в чате определена регламентом (не более 1 минуты), что дает возможность преподавателю комментировать каждое высказывание с точки зрения его структуры, что, безусловно, будет полезно обучающимся в период подготовки к итоговому контролю — устному публичному выступлению);

4) обязательным является включение в свой ответ специальной лексики, определяющей речевую культуру будущего специалиста в той или иной предметной области;

5) в процессе подготовки к занятию, во время работы с контрольно-измерительными материалами, студенты узнают новые специальные слова и выражения, работают с хорошо известными, вспоминая особенности их произношения, специфику использования в устной и письменной речи.

Очевидно, что использование возможностей чата позволяет снять ряд проблем в формировании коммуникативной компетенции у студентов, хотя и не является единственно возможным и 100% эффективным средством развития навыков публичного выступления. Скорее данная форма применима на первых занятиях курса, когда необходимо решить вопросы, связанные с налаживанием коммуникации между преподавателем и студентами. Но и на других занятиях, где требуется проверить фактические знания обучающихся, подобный формат может быть востребован.

Занятие «Учитель ОБЖ — 2021 и вызовы времени», проведенное в формате онлайн-конференции на платформе Zoom, стало завершающим, подводящим итоги изучения курса «ДВ: Основы правильной речи».

Цели итогового контроля:

1) определить варианты профессионального роста учителя ОБЖ в современном образовательном пространстве через демонстрацию и защиту ментальных карт «Учитель ОБЖ — 2021 и вызовы времени».

2) получить опыт публичного выступления в онлайн-пространстве дисциплины «Основы правильной речи».

На подготовительном этапе студентам группы необходимо было создать ментальную карту «Учитель ОБЖ — 2021 и вызовы времени», используя один из доступных сервисов (например, онлайн-инструмент для майндмэппинга MmdMeister), учитывая рекомендации по наполнению интеллект-карты (современный образовательный процесс, проблемы преподавания ОБЖ в период дистанционного (смешанного) формата обучения; требования к урокам ОБЖ в период дистанционного образования, новые требования к учителю (студенту-практиканту); обозначение вариантов профессионального роста учителя (студента) в современном образовательном пространстве; возможности использования сети Интернет в образовании (обзор технологий и сервисов); демонстрация возможностей наиболее интересных сервисов для работы учителя ОБЖ). Во время конференции, используя функцию «Демонстрация экрана», защитить проект.

Главное преимущество данной формы работы состоит в том, что студенты, подбирая материал для ментальной карты, сортируя его, в процессе работы осознают нюансы своей будущей профессии, понимают, с какими сложностями им придется столкнуться. Во время презентации интеллект-карты, через коммуникативное высказывание, наполненное специальными терминами и понятиями, студент, обращаясь к слушателям, анализирует преимущества и недостатки будущей профессии, понимает и принимает варианты профессионального роста учителя в современном образовательном пространстве.

Совершенствованию коммуникативной компетентности способствует разыгрывание ситуаций — деловая игра, позволяющая произвести имитационное моделирование ситуаций из сферы будущей профессиональной деятельности. «Деловая игра является одним из методов активизации творческой деятельности обучающихся, формирования ими собственной профессиональной «Я-концепции», реализации профессионально-игровых задач в учебном процессе» [2]. Её цель состоит в том, чтобы студенты выстроили и применили стратегию поведения в моделирующей будущую профессиональную деятельность ситуации, смогли проявить коммуникативные умения. Оказавшись в условиях, близких к реальным, студенты могут объективно оценить свои возможности, выявить то, что необходимо совершенствовать. Деловая игра, несомненно, носит профориентационный характер, так как способствует повышению интереса студентов к профессии.

У студентов направления 42.03.02 «Журналистика» деловая игра в форме пресс-конференции проводится в рамках изучения дисциплины «Риторика», которая ведётся в 7 семестре, после изучения тем раздела «Эффективная коммуникация». На деловую игру как форму итогового контроля отводится 2 часа.

Задачи деловой игры:

1. Оценка освоения теоретического материала по темам раздела «Эффективная коммуникация».

2. Совершенствование коммуникативных качеств речи будущих журналистов (активное слушание, умение формулировать и задавать вопросы, а также отвечать на них, соблюдение этики общения, коммуникативное сотрудничество, эффективная речевая аргументация).

3. Оценка умения вести диалог в формате профессионального журналистского общения.

Условия и правила:

1. Студенты делятся на три группы: «Корреспонденты», «Спикеры», «Жюри».

2. Корреспонденты составляют по одному из вопросов на каждую из тем раздела «Эффективная коммуникация»:

— Речевое воздействие в СМИ,

— Искусство спора,

— Голос — инструмент успешности,

— Гармонизация коммуникативного сотрудничества,

— Основы самопрезентации,

— Речевой этикет и этика общения,

— Особенности публичного выступления.

3. Корреспонденты задают вопросы спикерам, они отвечают на них без подготовки, используя знания по изученным темам раздела. Вопросы носят практико-ориентированный характер: корреспонденты предлагают спикерам прокомментировать их действия в одной из предполагаемых ситуаций, связанных с каждой из тем.

4. Жюри оценивает действия корреспондентов и спикеров по критериям, которые предварительно определяет, и выставляет индивидуальные оценки каждому участнику. Среди критериев могут быть такие: умение слушать, убеждать, техника речи, культура речи, компетентность, умение успешно вести профессиональное деловое общение и др.

5. В ходе игры все участники должны точно выполнять инструкцию игры (распределение ролей, погружение в игру, процесс игры, выход из игровой ситуации, подведение итогов, рефлексия), соблюдать дисциплину и регламент.

6. Целесообразно в процессе занятия провести три круга игры, чтобы все студенты группы побывали в каждой из трёх ролей. Жюри подводит итог после каждого круга, характеризуя коммуникативное поведение корреспондентов и спикеров.

7. В конце обсуждаются результаты игры, делаются выводы о правилах речевого поведения участников пресс-конференции, совместно разрабатывается памятка «Правила эффективной коммуникации в сфере журналистики», завершающая изучение раздела «Эффективная коммуникация».

Данная деловая игра в формате пресс-конференции моделирует будущую профессиональную журналистскую ситуацию, позволяет отработать действия её участников на основе изученного в курсе риторики материала. Выводится определённый образец монологического и диалогического общения в рамках заданной ситуации, а на этапе рефлексии членами жюри и остальными участниками оцениваются действия журналистов и знатоков. Таким образом, занятия с использованием деловых игр носят профессионально ориентированный характер и могут применяться в качестве форм контроля, когда студенты через обыгрывание коммуникативных ситуаций имеют возможность погрузиться в трудовую деятельность.

В методической литературе успех использования профессионально ориентированных форм контроля связывается с реализацией следующих принципов: научности, итеративности (создание педагогом условий, максимально приближенных к профессиональным), самостоятельности (формирование способностей к профессиональной рефлексии), интерактивности (взаимодействие всех участников педагогического процесса) и независимости оценки (оценка способности к выполнению определенных трудовых функций и видов деятельности проводится представителями профессионального сообщества, обладающими опытом и высокой квалификацией в соответствующей сфере) [5, 6, 15]. Однако в реальной педагогической практике встает вопрос об объеме погружения студентов в профессиональную ситуацию и регламенте привлечения экспертов, путях оценивания ими результатов образовательной деятельности обучающихся. Во-первых, моделирование настоящих условий труда имеет ряд ограничений в виде времени учебного занятия, условий учебной аудитории, объема освоенных обучающимися компетенций. Во-вторых, приглашение профессионалов связано с рядом проблем (от владения набором конкретных действий в рамках компетенции до вопросов оплаты труда и пропуска времени основной работы).

С подобными вопросами мы столкнулись в выборе форм и создании условий для профессионально ориентированного контроля по дисциплине по выбору «Основы организации публичного выступления» для будущих менеджеров культуры.

Изучение дисциплины предусмотрено в третьем семестре. В это время студенты уже имеют обширный опыт коммуникации по филологическим дисциплинам — изучены дисциплины «Русский язык и культура речи», «Русский язык в профессиональной деятельности», однако с сущностью профессии и основными профильными дисциплинами знакомы мало. Возникает вопрос о стимулировании профессиональной ориентации, поддержания интереса к выбранной сфере, в том числе методами отбора учебного материала и средств контроля.

Студентам направления подготовки «Социально-культурная деятельность» важно не только освоить известные виды профессиональной коммуникации («деловая беседа, деловые переговоры, спор, дискуссия, полемика, деловое совещание, публичное выступление, телефонные разговоры, деловая переписка» [9]), но и осознанно организовывать и готовиться к публичной коммуникации, что заложено в формулировках соответствующей компетенции. Сущность ее заключается в способности проектировать и реализовывать сценарии творческих программ, в том числе, в сфере публичных выступлений, а также обеспечивать продвижение продуктов коммуникации.

Это факт обусловливает применение следующих принципов в формулировании контрольных заданий:

1) связь с культурной средой города и округа, в котором расположен вуз; связь с явлениями и произведениями российской и мировой культуры;

2) учет форм, форматов и способов публичной коммуникации, в которых может оказаться менеджер культуры;

3) учет динамического характера реальной коммуникации, постоянно изменяющихся условий взаимодействия;

4) направленность на работу в команде в должности менеджера культуры/специалиста отдела;

5) формирование способности организовывать свое и чужое публичное выступление, проводить оценку качества публичного выступления, корректировать тему, текст и ошибки в подготовке к публичной коммуникации.

Одним из занятий дисциплины был предусмотрен рубежный контроль по теме «Организация и проведение публичного выступления». Будущие менеджеры культуры получили задание организовать и провести брифинг для СМИ «Анонс фестиваля «Зеленый шум». Для этого потребовалось:

1) изучить формат, историю, места проведения и участников Фестиваля (учитывая объем профессиональных знаний, для многих студентов традиционное мероприятие сургутской филармонии было открытием), придумать, чем будет наполнен новый фестивальный цикл (создать программу фестиваля);

2) создать пресс-релиз мероприятия;

3) продумать состав участников брифинга, оформить приглашения для сторонних участников, согласовать участие в мероприятии руководителей;

4) распределить роли для деловой игры «Брифинг фестиваля «Зеленый шум» и прописать свои действия, выступления или вопросы:

— менеджер-организатор;

— директор филармонии;

— PR-менеджер;

— журналисты;

— артисты и музыканты.

5) проанализировать результаты мероприятия от подготовки до реализации, провести мотивированные само- и взаимооценку по выполнению основного задания и реагированию на изменяющиеся условия.

В ходе контрольного мероприятия оценивались:

— содержательное соответствие придуманной программы фестиваля концепции реально существующего мероприятия;

— соблюдение норм делового общения, этикета, требований к жанру пресс-релиза, следование языковым нормам деловой письменной коммуникации (электронные письма с релизом создавались каждым обучающимся группы и отправлялись эксперту и преподавателю с сопроводительным письмом);

— логичность, полнота состава участников брифинга, наличие приглашения (устного и письменного) для сторонних участников (в парах проигрывается звонок-приглашение, отправка электронного приглашения), согласование участия в мероприятии руководителей (проигрывается в парах звонок менеджера руководителю);

— продуманность действий по подготовке пространства для проведения брифинга, контроля работы техников, рассадки участников, комфорта участников мероприятия;

— продуманность публичных выступлений, их эффективность и соответствие роли в игре;

— гибкость и способность корректно реагировать на изменяющиеся условия (преподаватель постоянно вносил изменения в условия осуществляемой коммуникации, передавая участникам карточки с описанием новых условий: например, появлялся герой с речевой агрессией, не включался микрофон у выступавшего, вводились дополнительные внешние обстоятельства — духота, отсутствие воды, табличек с указанием экспертов, журналисты путали имена участников и т.д.);

— умение выявлять ошибки в деятельности, критично относиться к результатам собственного труда и труда других обучающихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— умение корректно реагировать на замечания преподавателя и эксперта.

Экспертом в задании выступила приглашенный специалист отдела по связям с общественностью Сургутской филармонии. Представитель профессионального сообщества познакомилась с вариантами пресс-релизов, подготовленными студентами, прокомментировала основные ошибки, допущенные участниками в их составлении, а также ошибки в реализации мероприятия. Эксперт был заинтересован в участии в мероприятии по причине возможных перспектив продвижения фестиваля в студенческой среде, формирования ряда новых профессиональных контактов.

Благодаря такой форме рубежного занятия, удается контролировать освоение студентами не только языковой части профессиональной коммуникативной компетенции (компоненты: языковая, лингвистическая, речевая, компенсаторная, дискурсивная, переводческая, культуроведческая, риторическая [7]), но и коммуникативное поведение языковой личности. В частности, умение определять стратегические цели «в речевом общении и выборе оптимальных и наиболее целесообразных методов и технологий. К таковым относят меры по соблюдению норм речевого этикета, умению использования невербальных средств общения и многие другие» [9]. Использование же в качестве материала событий культуры и других профессиональных текстов и заданий позволяет активизировать восприятие, способствует росту профессионального самосознания, демонстрируемого в том числе на уровне языковой личности. Избранная форма решения профессиональной ситуации требует включения нескольких форм учебной деятельности. Деловая игра «Брифинг» является основной частью этих действий, однако она лишь один из элементов системы, куда включены и разработка, и представление программы фестиваля, и создание пресс-релиза. К этому занятию требуется масштабная подготовка и серьезно проработанная преподавателем система оценивания учебных результатов. Должно быть четко описано, сколько баллов за выполнение каждого элемента можно заработать, к тому же общий

вес такого комплексного профессионально ориентированного мероприятия в дисциплине должен быть существенным.

ВЫВОДЫ. Как видно из предшествующего анализа, профессионально ориентированные формы контроля в коммуникативной подготовке студентов вуза играют ключевую роль и оказывают влияние на формирование основ профессиональной культуры обучающихся, развитие их речевого творчества; повышение уровня компетентности, конкурентоспособности будущих специалистов; определение стратегий поведения в ситуациях из сферы будущей профессиональной деятельности; оценку и самооценку степени сформированно-сти коммуникативных умений; стремление студентов и преподавателя к саморазвитию, самообразованию, готовность к сотрудничеству.

Таким образом, применение в качестве текущего и рубежного контроля профессионально ориентированных форм позволяет оценить сформированность у студентов необходимых для конкретной профессии коммуникативных умений и навыков, создать устойчивую мотивацию и готовность обучающихся внедрять полученные знания в реальную практическую деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Д.А., Оспенникова Е. В. Методологические основы продуктивного обучения // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 163-173.

2. Бабанова И.А. Деловые игры в учебном процессе // Научные исследования в образовании. 2012. № 7. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/delovye-igry-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 21.05.2021).

3. Баранов А.Ю. Культура речи преподавателя как составляющая его профессионализма // Вопросы педагогики. 2019. № 11-1. С. 30-33.

4. Деркач Т. В. Речь преподавателя как фактор формирования речевой культуры будущего специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 2007. № 8. С. 32-33.

5. Дмитриева Н.К. Реализация принципов междисциплинарного подхода в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 2. Т. 25. С. 168-172.

6. Дорожкин Е.М., Колясникова Л.В., Щербина Е.Ю. Специфика контроля компетентностных результатов профессионального обучения // Педагогика и психология образования. 2014. № 4. С. 43-51.

7. Кирпу С.Д. Обучение публичной речи. Анализ зарубежного опыта // Концепт. 2016. № S10. С. 15-20.

8. Кубышкина Т.В., Рубцова И.В., Шабунина Г.Г. Культура речи — профессионально значимое качество преподавателя физической культуры // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: Сб. науч. ст. Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции, Воронеж, 30 октября 2014 года / под ред. Г.В. Бугаева, О.Н. Савинковой. Воронеж: Научная книга, 2015. С. 164-166.

9. Мамаева А.В. Психолингвистические аспекты профессионального самоопределения инженера // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psiholingvisticheskie-aspekty-professionalnogo-samoopredeleniya-inzhenera (дата обращения: 30.05.2021).

10. Минервин И.Г., Абрамова С.В., Бояров Е.Н., Ломов А.С. Практико-ориентированная модель подготовки современного специалиста: монография. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. 152 с.

11. Панфилова А.П. Игровая образовательная деятельность как условие развития навыков сотрудничества // Интерактивная наука. 2016. № 6. С. 27-33.

12. Сибгатуллин И.Р., Голованова И.И. Роль интерактивного обучения в формировании универсальных компетенций у студентов бакалавров // III Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всерос.науч.-практ. конф. с междунар. участием, 27-28 марта 2018 г. Казань: Центр инновационных технологий, 2018. С. 217-222.

13. Стурикова М.В. Коммуникативная компетенция и ее развитие у студентов вуза в условиях преемственности образования: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. 164 с.

14. Ушакова Е.В. К вопросу о взаимосвязи профессионально-педагогической и речевой культуры учителя // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 6. С. 63-73.

15. Хайбулаев М.Х., Феталиева Л.П. Формы контроля, учета и оценки компетенций // Инновационная наука. 2016. № 10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-kontrolya-ucheta-i-otsenki-kompetentsiy (дата обращения: 30.05.2021).

REFERENCES

1. Antonova D.A., Ospennikova E.V. Metodologicheskie osnovy produktivnogo obuchenija [Methodological Bases Of Productive Learning] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2020. № 6. S. 163-173. (In Russian).

2. Babanova I.A. Delovye igry v uchebnom processe [Business game in educational process.] // Nauch-nye issledovanija v obrazovanii. 2012. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovye-igry-v-uchebnom-protsesse (data obrashheniya: 21.05.2021) (In Russian).

3. Baranov A.Ju. Kul'tura rechi prepodavatelja kak sostavljajushhaja ego professionalizma [The Teacher's Communication Culture as a Component af Professional Integrity] // Voprosy pedagogiki. 2019. № 11-1. S. 30-33. (In Russian).

4. Derkach T.V. Rech' prepodavatelja kak faktor formirovanija rechevoj kul'tury budushhego specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu [Speech Of Lecturer As Factor Of Formation Of Speech Culture Of Future Specialist In Physical Culture And Sports] // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury 2007. № 8. S. 32-33. (In Russian).

5. Dmitrieva N.K. Realizacija principov mezhdisciplinarnogo podhoda v processe obuchenija profession-al'no-orientirovannomu inostrannomu jazyku [Interdisciplinary Approach Principles' Implementation In The Process Of Teaching Professionally-Oriented Foreign Language] // Vestnik Kostromskogo gosu-darstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2019. № 2. T. 25. S. 168-172. (In Russian).

6. Dorozhkin E.M., Koljasnikova L.V., Shherbina E.Ju. Specifika kontrolja kompetentnostnyh rezul'tatov professional'nogo obuchenija [The Peculiarities of Control of Competence Results in Professional Education] // Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2014. № 4. S. 43-51. (In Russian).

7. Kirpu S.D. Obucheniepublichnojrechi. Analizzarubezhnogo opyta [Teaching of Public Speech. Analysis Of Foreign Experience] // Koncept. 2016. № S10. S.15-20. (In Russian).

8. Kubyshkina T.V., Rubcova I.V., Shabunina G.G. Kul'tura rechi — professional'no znachimoe kachest-vo prepodavatelja fizicheskoj kul'tury [Speech Culture Is A Professionally Important Quality Of A Physical Education Teacher] // Fizicheskaja kul'tura, sport i zdorov'e v sovremennom obshhestve: Sb. nauch. st. Vserossijskoj ochno-zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Voronezh, 30 oktjabrja 2014 goda / pod red. G.V. Bugaeva, O.N. Savinkovoj. Voronezh: Nauchnaja kniga, 2015. S. 164-166. (In Russian).

9. Mamaeva A.V. Psiholingvisticheskie aspektyprofessional'nogo samoopredelenija inzhenera [Psycho-linguistic Aspects Of Professional Self-Determination Engineer] // Problemy sovremennogo pedagog-icheskogo obrazovanija. 2018. № 58-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psiholingvisticheskie-aspekty-professionalnogo-samoopredeleniya-inzhenera (data obrashhenija: 30.05.2021). (In Russian).

10. Minervin I.G., Abramova S.V., Bojarov E.N., Lomov A.S. Praktiko-orientirovannaja model' podgot-ovki sovremennogo specialista [Practice-Oriented Model of Modern Specialist Training]: Monografija. Juzhno-Sahalinsk: Izd-vo SahGU, 2014. 152 s. (In Russian).

11. Panfilova A.P. Igrovaja obrazovatel'naja dejatel'nost' kak uslovie razvitija navykov sotrudnichestva [Playing educational activities as a condition of cooperation skills]// Interaktivnaja nauka. 2016. № 6. S. 27-33. (In Russian).

12. Sibgatullin I.R., Golovanova I.I. Rol' interaktivnogo obuchenija v formirovanii universal'nyh kom-petencij u studentov bakalavrov [Role Of Interactive Training In The Formation Of Undergraduates Universal Competences] // III Andreevskie chtenija: sovremennye koncepcii i tehnologii tvorchesko-go samorazvitija lichnosti: sb. st. uchastnikov Vseros.nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, 27-28 marta 2018 g. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2018. S. 217-222. (In Russian).

13. Sturikova M.V. Kommunikativnaja kompetencija i ee razvitie u studentov vuza v uslovijah preemstven-nosti obrazovanija [Communicative competence and its development among university students in the conditions of educational continuity]: monografija. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. Un-ta, 2020. 164 s. (In Russian).

14. Ushakova E.V. K voprosu o vzaimosvjazi professional'no-pedagogicheskoj i rechevoj kul'tury uchitelja [On the relationship between the teacher's Professional pedagogical Integrity and their speech culture] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2007. № 6. S. 63-73. (In Russian).

15. Hajbulaev M.H., Fetalieva L. P. Formy kontrolja, ucheta i ocenki kompetencij [The Forms of Control, Accounting and Evaluation of Competences]// Innovacionnaja nauka. 2016. № 10-2. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/formy-kontrolya-ucheta-i-otsenki-kompetentsiy (data obrashhenija: 30.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.