Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетентность / компетентностный подход / уровни сформированное коммуникативной компетентности / проектная компетентность / проектная деятельность / критерии проекта / communication competence / competence approach / levels of communication competence formation / project competence / project activities / project criteria

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вакуленко Ольга Владимировна

В статье рассматриваются возможности использования проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности будущих педагогов. Раскрыта актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности студентов. Определены уровни коммуникативной компетентности студентов и мотивация к ее повышению. Показана роль проектной технологии в формировании профессионализма будущих педагогов. Раскрыта структура проектной компетенции на основе анализа образовательных и профессиональных стандартов. Сформулированы критерии для разработки проектов студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вакуленко Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the possibilities of using project activities in the formation of the communicative competence of future teachers. The urgency of the problem of formation of students' communicative competence is revealed. The levels of students' communicative competence and motivation to improve it are determined. The role of project technology in the formation of professionalism of future teachers is shown. The structure of project competence is revealed based on the analysis of educational and professional standards. The criteria for the development of students' projects are formulated.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

7. Экономическое воспитание. Особенно актуальным данное направление стало в последние годы, когда увеличился спрос на финансово-грамотных специалистов.

8. Экологического воспитания. Данный вид воспитательного направления акцентирует внимание на формировании у обучающихся ценностей бережливого отношения к природе, эстетических взглядов на окружающую среду, ее охраны.

В системе среднего профессионального образования применяется система кураторства, в которой преподаватель-куратор помогает социализироваться студенту как личности и адаптироваться в учебной группе.

Слово «куратор» пришло из латинского языка. Толковый словарь Даля определяет куратора как «попечителя, опекуна». Куратор в группе - это лицо, которое помогает обучающимся в процессе обучения в колледже, способствует функциям самоуправления в группе.

Обязанности куратора студенческой группы обширны и требуют от него высоких интеллектуальных, профессиональных и морально-волевых качеств. Наставническая работа куратора требует знаний педагогики и психологии. Для эффективного общения со студентами, для проведения профилактической работы куратору необходимо иметь представление о современных субкультурах, о политических и социальных проблемах общества, особенно молодежи.

Многие педагоги выделяют несколько функций куратора на уровне СПО [6]:

- информационная функция - направленная на информирование группы обо всех положениях и новостях;

- работа по сплочению коллектива - учебной группы;

- формирование легитимности в учебной группе;

- досуг и культурно-развивающая работа со студентами;

- создание морально-психологического климата в группе.

Куратор вправе использовать педагогические методы и формы воспитания для повышения эффективности воздействия на обучающихся.

В системе СПО реализуют различные методы воспитания студентов. К таким методам относят: самообслуживания, соревнование и самоуправление. Сюда же относят группу методов, основанных на формирование сознания студентов: поощрение, убеждение, требование, дискуссия и т.д. Воспитательная работа со студентами, в рамках внеурочной деятельности, может осуществляться с использованием потенциала системы дополнительного образования, а также посредством вовлечения их в различные формы социально-полезной деятельности. В частности, в настоящее время, востребованной является такая форма деятельности как волонтерство Г41.

Выводы. Важнейшей целью системы среднего профессионального образования является подготовка компетентных, творчески мыслящих, конкурентоспособных специалистов, способных адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, оперативно реагировать на требования рынка труда, ориентироваться в потоках информации, готовых к дальнейшему непрерывному профессиональному саморазвитию и самореализации. Для достижения этой цели важное значение имеет воспитательная работа со студентами, формирование у них профессиональной компетенции посредством разнонаправленной воспитательной деятельности и работы, развивающие профессионально значимые качества личности, а также её способность и готовность реализовываться. Для оценки эффективности воспитательной системы колледжа, можно выделить следующие критерии: ИТ-технологии, применяемые в процессе воспитания и владение ими преподавателями; применение демократического стиля во взаимодействии между педагогами и обучающимися; применение системы студенческого самоуправления в СПО; активная внеаудиторная работа студентов и их участие в мероприятия учебного заведения. В результате воспитательного процесса, выпускник способен быть самостоятельным, обучаемым, коммуникабельным.

Литература:

1. Бахор, Т.А. Организация воспитательной работы как важнейший компонент образовательного процесса в профессиональном колледже / Т.А. Бахор, И.А. Жукова, И.А. Егоренкова // Инновационная наука. - 2023. - № 1-1. -С. 66-68

2. Быстрова, Н.В. Профессиональное воспитание в системе среднего профессионального образования как средство формирования компетентного выпускника / Н.В. Быстрова, A.M. Воронцов, П.А. Грашина, Н.В. Макарова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 72-1. - С. 50-53

3. Казначеева, С.Н. Методы воспитательной работы / С.Н. Казначеева, Н.В. Быстрова, О.В. Юдакова // Проблемы современного педагогического образования. -2020. -№ 67-4. - С. 157-160

4. Мальцева, С.М. Особенности и проблемы молодой Российской семьи / С.М. Мальцева, E.H. Назарова, E.H. Мольков // Человек и общество в противоречиях и согласии: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-теоретической конференции, Нижний Новгород, 24 ноября 2022 года. - Нижний Новгород: ИП Гладкова О.В., 2022. -С. 182-188

5. Пономарева, М.В. Процесс организации профессионального воспитания в учреждении среднего профессионального образования села / М.В. Пономарева, А.И Газизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№ 74-3. - С. 240-243

6. Зиновьева, С.А. Особенности организации воспитательной работы в вузе / С.А. Зиновьева, Н.В. Быстрова, H.A. Захарова, A.A. Пирогова // Школа будущего. - 2020. - № 3. - С. 90-99

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Вакуленко Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности будущих педагогов. Раскрыта актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности студентов. Определены уровни коммуникативной компетентности студентов и мотивация к ее повышению. Показана роль проектной технологии в формировании профессионализма будущих педагогов. Раскрыта структура проектной компетенции на основе анализа образовательных и профессиональных стандартов. Сформулированы критерии для разработки проектов студентов.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, компетентностный подход, уровни сформированности

коммуникативной компетентности, проектная компетентность, проектная деятельность, критерии проекта.

Annotation. The article discusses the possibilities of using project activities in the formation of the communicative competence of future teachers. The urgency of the problem of formation of students' communicative competence is revealed. The levels of students' communicative competence and motivation to improve it are determined. The role of project technology in the formation of professionalism of future teachers is shown. The structure of project competence is revealed based on the analysis of educational and professional standards. The criteria for the development of students' projects are formulated.

Key words: communication competence, competence approach, levels of communication competence formation, project competence, project activities, project criteria.

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2023 году по теме «Научно-методологическое

сопровождение коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза в проектной деятельности»

(№ договора 16-355 от 26.05.2023 г.)

Введение. Проведенный анализ научных источников показал, что значительная часть исследователей уделяет внимание вопросу формирования коммуникативной компетентности студентов педвузов - будущих специалистов сферы образования. Необходимо отметить, что такие ученые как Е.А. Смирнова, Б.Д. Парыгин, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, Л.А. Петровская и др. придерживаются одинаковой точки зрения относительно того, что процесс обучения в вузе строится с учетом особенностей педагогической работы, в основе которой лежат законы общения, и что важнейшей составляющей профессионализма педагога является коммуникативная компетентность.

В последнее время в обучении специалистов ВО широко используется компетентностный подход. В соответствии с ним формулируются результаты обучения и строится воспитательно-образовательный процесс вуза.

Во ФГОС нового поколения определены несколько групп компетенций, в том числе универсальные. Они соответствуют ключевым компетенциям, применяемым в образовании других стран мира.

И.А. Зимней [3] выдвинута коммуникативная компетентность, как одна из ключевых, которая имеет определяющее значение в образовательных стандартах современности, заключающаяся в установлении контактов между людьми.

Обращаясь к многочисленным научным исследованиям современности (Н.С. Данакин, А.К. Зайцев, В.И. Курбатов, О.В. Курбатова и др.), можно сделать вывод о том, что часто используемой технологией в воспитательно-образовательном процессе подготовки будущего педагога является проектная деятельность. Считаем, что проектную деятельность необходимо рассматривать как комплексную технологию, с помощью которой можно сформировать у будущих педагогов общетеоретические знания, умения, навыки (ЗУН) деятельности и которая станет базисом для будущего саморазвития, способностей, организаторских и коммуникативных умений.

Изложение основного материала статьи. Для обоснования использования проектирования при формировании навыков общения студентов нами был исследован ФГОС ВО по направлению подготовки Педагогическое образование с двумя профилями подготовки Дошкольное и Дополнительное образование. Мы можем констатировать, что из всех десяти универсальных компетенций три компетенции (УК-3, УК-4, УК-5) так или иначе связаны с деятельностью общения.

Мы можем заключить, что сущность указанных компетенций разными авторами рассматривается в соответствии с их взглядами на понятие «коммуникативная компетентность». Так, например, точка зрения исследователей Ю.И. Емельянова, Л.А. Петровской, Л.Д. Столяренко на сущность коммуникативной компетентности совпадает. Перечисленные исследователи рассматривают ее как «как умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми» [2; 5; 9]. Это находит соответствие в универсальной компетенции (УК-3) «способен осуществлять социальное взаимодействие и осуществлять свою роль в команде» [6].

В научных трудах таких авторов как А.Н. Леонтьев, A.B. Мудрик, Е.В. Руденский, обозначенное нами понятие, рассматривается как духовный потенциал, который способствует успешному взаимодействию на основе имеющихся знаний и умений человека и его индивидуальных черт, а также принимает во внимание особенности и интересы субъекта общения [4]. Это в свою очередь соотносится с такой универсальной компетенцией как «способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах» (УК-5) [6]. Содержание компетенции УК-4 «способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)» базируется на умении формулировать свои мысли, осуществлять переговорный процесс, выступать перед аудиторией и т.д.

Можно отметить, что коммуникативная компетентность для будущего педагога выступает не только как цель всей профессиональной деятельности, но и как важное качество, способствующее успешному взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями, специалистами психолого-педагогического профиля). Это означает необходимость наличия особых знаний и умений. Это дает нам основание заключить, что коммуникативная компетентность является составной частью готовности педагога к профессиональной деятельности, базисом профессионализма, поскольку деятельность общения составляет суть педагогической профессии. Также во ФГОС ВО среди прочих общепрофессиональных компетенций можно выделить такую «способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ» (ОПК-7).

В Профессиональном стандарте (ПС) «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» можно найти трудовые действия и навыки, которые согласуются с компетенциями: общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их, сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач, организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей и др. [7].

С целью определения уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов вуза нами было проведено исследование. В исследовании принимали участие студенты 3,4 курсов будущие педагоги- дошкольники, всего 29 человек. Для диагностики нами была выбрана методика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС). Авторы В.В. Синявский и Б.А. Федоришин.

При обработке экспериментальных данных мы увидели, что значительный процент студентов, участвовавших в исследовании имеет низкий и ниже среднего уровень коммуникативной компетентности, включая и коммуникативные и организаторские склонности (55%). Студенты, отнесенные к этой группе, отличаются низкими показателями по обеим шкалам. Они эффективны в индивидуальной деятельности. Таких студентов можно характеризовать как не стремящихся к общению, они не комфортно ощущают себя в новом коллективе, предпочитают проводить время в одиночестве, испытывают затруднения в установлении новых контактов, в выступлении перед большой аудиторией, не уверенно чувствуют себя в новых обстоятельствах. Редко являются организаторами новых дел, часто предпочитают избегать

самостоятельности при принятии решений. Средний уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей имеют студенты (24% и 10% соответственно), у которых доминирует желание в общении с людьми, имеют широкую сферу общения, планируют деятельность, высказывают свою позицию, но могут быстро терять интерес к совместной деятельности. Их коммуникативный потенциал не устойчив и требует постоянного развития и повышения мотивации к совместной работе.

Высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей (10% и 28% соответственно) говорит о развитии умений работать в коллективе, организации взаимодействия между членами коллектива, самостоятельно принимать необходимые решения. Такие студенты активно принимают участие в мероприятиях, проводимых в вузе и за его пределами, проявляют инициативу в общении, как правило, занимаются волонтерской деятельностью. Активность проявляют согласно своим внутренним убеждениям.

Небольшая часть испытуемых получили наивысший балл при тестировании (средний показатель 9% по обеим шкалам), что свидетельствует об очень высоком уровне развития коммуникативных и организаторских склонностей. Можно говорить о наличии лидерских качеств у студентов данной группы, их желании и стремлении к расширению своих контактов. Эти испытуемые оперативно реагируют на сложные ситуации, свободно ведут себя в незнакомом коллективе, как правило, они инициативны, склонны отстаивать свою точку зрения, чтобы она была принята коллективом. Студенты, относящиеся к данной группе испытуемых, стремятся подготавливать разнообразные культмероприятия, акции, показывают волевые качества (настойчивость целеустремленность) в работе, которая им нравится, самостоятельно находят деятельность, которая может удовлетворить их потребности в организации и коммуникации. Как правило, такие студенты помощники кураторов в

Для выявления мотивации студентов к повышению коммуникативной компетентности мы подготовили и провели анкетный опрос студентов, в котором приняли участие студенты разных курсов, (выборка составила 60 человек).

Анализ результатов анкетирования показал, что студенты отводят первостепенное значение навыкам коммуникации в жизненном сценарии человека. Они осознают, что для профессионализма человека она играет главную роль, особенно это касается профессий, относящихся к типу «человек-человек». Большую роль на формирование коммуникативной компетенции оказывает обучение в школе, где формируются первоначальные навыки общения и коммуникации. После обучения в вузе коммуникативная компетенция совершенствуется в рамках других видов и форм образования (семинары-практикумы, курсы повышения квалификации, тренинги и др.). Коммуникативную компетенцию можно развивать в течение всей жизни путем самообразования, приобретения практического опыта.

В связи с этим возникает необходимость формулировки задач для дальнейшей работы по развитию коммуникативной компетенции студентов. Реализация этих задач возможна при использовании проектной деятельности со студентами педвуза.

По нашему мнению, проектирование как технология имеет огромный потенциал для формирования личности будущего педагога. Так как проектирование предполагает целенаправленную деятельность, результатом которой становится оригинальный продукт (проект). Она направлена на решение профессионально-важных задач с целью присвоения и формирования умений и навыков, личностных качеств, необходимых современному конкурентоспособному специалисту, при этом формируется коммуникативная компетентность студента.

B.C. Елагина, Г.Я. Гревцева, Е.Ю. Немудрая считают, что проектную технологию можно представить, как парадигму подготовки специалиста с высшим образованием, направленную на творческое самовыражение студента посредством развития его умственных и физических возможностей, волевых качеств и креативных навыков в процессе овладения теорией и практикой. Ей присущи следующие характерные черты: самостоятельная деятельность обучающихся (аудиторная и внеаудиторная); формирование у обучающихся педагогических и творческих навыков и способностей; применение интерактивных технологий; приобретение практического опыта [1].

Необходимо отметить, что требования новых ФГОС ВО относительно формирования у студентов проектной компетентности, указывают на ее важность. Целесообразно рассмотреть позиции, которые составляют содержание проектной компетенции, ее состав, что определено в таких законодательных документах как ФГОС ВО и Профессиональный стандарт.

Во ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (Дошкольное образование. Дополнительное образование) в п. 1.12 указывается на готовность выпускников к различным видам профессиональной деятельности, включая и проектную. Также в п.2.4 ФГОС определены типы практик, одной из которых является проектно-технологическая, в течение которой студенты разрабатывают и реализуют педагогические проекты. Это положение ФГОС требует участия студентов в проектной деятельности и формирования на этой основе разнообразных навыков и умений, в том числе коммуникативных [6].

По окончании обучения у студента должны быть сформированы компетенции (УК, ОПК, ПК), на что также указывается в стандарте в Разделе 3 («разработка и реализация проектов»), которые предполагают способность «определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений» (УК-2) [6].

Также в ФГОС по данному направлению определены категории общепрофессиональных компетенций, среди которых, по нашему мнению, содержатся компетенции, связанные с проектной деятельностью педагога. К ним можно отнести такие компетенции как ОПК-2, ОПК-3 [6].

Что касается Профстандартов, то в них также указаны трудовые функции и трудовые действия, подразумевающие проектную деятельность специалистов [7, 8]. Так, например, в Профстандарте указывается на трудовые действия, связанные, во-первых, с подготовкой воспитательно-образовательного процесса в ОУ, УДО, а во-вторых, с умением проектировать ОП, разрабатывать учебно-методический комплекс, использовать современные педагогические технологии, в том числе проектные, работать с различными литературными источниками в соответствии с профессиональной деятельностью, проектировать индивидуальные траектории развития обучающихся.

Считаем правомерным рассматривать проектную деятельность как важнейшую часть эффективного обучения в вузе. Она сочетает в себе методы и приемы, которые развивают интерес будущих педагогов к различным проблемам и за счет применения проектной деятельности позволяет получить образовательный или социально-культурный продукт в виде проекта. Проектное обучение, по нашему мнению, направляет студентов на поиск новых знаний и умений, развивает исследовательские и коммуникативные навыки.

Важным преимуществом проектной технологии является приобретение студентами индивидуальных способов усвоения знаний, а также выбор своего пути деятельности, возможность стать субъектом коллективной и индивидуальной работы по осуществлению проекта.

Участие студентов в подготовке, разработке и реализации проектов формирует и развивает критичность мышления, познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, приобретающие личностную значимость;

ориентацию в информационном пространстве; социально-значимые качества личности и в конечном итоге ведет к формированию профессионализма будущего педагога.

Опираясь на работы таких ученых B.C. Елагина, Г.Я. Гревцева, Е.Ю. Немудрая, мы сформулировали основные правила проектного обучения при подготовке специалистов с ВО. Проекты студентов должны отвечать следующим критериям: 1) профессиональная значимость проекта, отражается в требовании междисциплинарных знаний, творческого поиска для ее решения (проекты «Социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей», «Дошкольники и цифровизация образования», «Центр ранней профориентации дошкольников» и др.); 2) теоретическая и практическая значимость проекта (проекты «Клуб молодых отцов», «Центр этнопедагогической культуры Зауралья»), проявляющаяся в том, что пути и способы решения выявленной проблемы можно обсудить, осмыслить и реализовать в процессе практики в ДОО; 3) сочетание индивидуальных и групповых форм организации работы над проектом; 4) наличие этапности в реализации проекта; 5) использование эмпирических методов, направленных на развитие у студентов проектных умений (постановка проблемы, определение целей и задач исследования, формулирование гипотезы, подбор методов исследования, рефлексия полученных данных, обозначение выводов [1].

Выводы. Анализ научных источников и проведенное экспериментальное исследование позволяют нам сформулировать следующие положения:

- коммуникативная компетенция студентов педагогического вуза занимает центральное место в структуре профессиональной подготовки будущих педагогов;

- коммуникативные и организаторские склонности студентов педагогического вуза недостаточно сформированы, но мотивация студентов к повышению своего коммуникативного потенциала высокая;

- коммуникативная компетентность в составе профессиональной подготовки педагога тесно связана с проектной технологией, что подтверждается наличием соответствующих задач и компетенций в ФГОС ВО, а также обобщенными трудовыми функциями в Профстандартах;

- потенциал проектной деятельности в обучении студентов педвуза способствует формированию у них коммуникативной компетентности и общей готовности к осуществлению педагогической деятельности, развитию профессионализма.

Литература:

1. Елагина, B.C. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения / B.C. Елагина, Г.Я. Гревцева, Е.Ю. Немудрая // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. -URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4927 (дата обращения: 12.09.2023)

2. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. - Москва: Просвещение, 1995. - 183 с.

3. Зимняя, H.A. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С. 13-18

4. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2005. - 509 с.

5. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. - Москва: МГУ, 1998.-348 с.

6. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): приказ [Министерства образования и науки РФ] от 22.02.2018 г. №121. -URL: https://moluch.ru/archive/137/38212/ (дата обращения: 12.09.2023)

7. Российская Федерация. Министерство труда и социальной защиты. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ [Министерства труда и социальной защиты РФ] от 18 октября 2013 г. № 544н // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1 (дата обращения: 12.09.2023)

8. Российская Федерация. Министерство труда и социальной защиты. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: приказ [Министерства труда и социальной защиты РФ] от 5 мая 2018 г. № 298н // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1 (дата обращения: 12.09.2023)

9. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 672 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант Вдовенко Владимир Владимирович

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессионального обучения Тамошкина Елена Викторовна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В

СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. Авторы данной статьи предлагают вниманию читателя модель подготовки современных педагогов к формированию профессиональной траектории с использованием средств системы повышения квалификации. В начале исследования доказывается необходимость совершенствования этой, последней. Затем демонстрируется важность развития навыков формирования профессиональной траектории в соответствующем процессе. Даётся определение термину «готовность педагогических работников к формированию профессиональных траекторий». После этого говорится об особенностях различных этапов её складывания в системе повышения квалификации профессионалов соответствующего профиля. Приводятся основные требования к диагностике развития соответствующей компетенции, а также к учебной деятельности, направленной на оптимизацию её формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.