Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

УЧЕБНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНАЯ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ) ПРАКТИКА / УЧЕБНАЯ (ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна, Потапова Татьяна Константиновна

Рассматривается проектная компетентность как составляющая воспитательной компетентности и необходимой составляющей профессиональной компетентности педагога. На основе теоретического анализа предлагается определение проектной компетентности учителя, этапы формирования проектной компетентности студентов - будущих педагогов в образовательном пространстве вуза. Описывается содержание учебной (ознакомительной), учебной (проектно-технологической) и производственной (проектно-технологической) летней практик студентов. Описывается исследование по оценке эффективности практик студентов 1-2-х курсов и их влияния на формирование проектной компетентности. Основным методом исследования выбрана экспертная оценка основных составляющих проектной компетентности студентов: умение проектировать деятельность (анализировать информацию, формулировать проблему, ставить цель проектной деятельности, планировать деятельность и проектировать конечный продукт); умение организовывать проектную деятельность (реализовывать, контролировать и корректировать проектную деятельность, оценивать результат); умение эффективно общаться (организовывать и планировать учебное сотрудничество) и креативность. Анализ результатов исследования показал, что без специально организованной целенаправленной работы (у студентов контрольной группы (КГ)) проектная компетентность не формируется, а у студентов экспериментальной группы (ЭГ) произошли существенные изменения по всем составляющим проектной компетентности под влиянием реализуемых учебных и производственных практик. Учебная (ознакомительная), учебная (проектно-технологическая) и производственная (проектно-технологическая) практики являются эффективными методами формирования проектной компетентности будущих педагогов и тем самым влияют на развитие воспитательной и профессиональной компетентности будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна, Потапова Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL PRACTICES OF JUNIOR STUDENTS AS AN EFFECTIVE METHOD OF FORMING THE PROJECT COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

The article considers project competence as a component of educational competence and a necessary component of professional competence of a teacher. Based on the theoretical analysis, the definition of the project competence and the project competence of the teacher, the stages of the formation of the project competence of students - future teachers in the educational space of the university is proposed. The content of educational (introductory), educational (design-technological) and production (design-technological) summer practices of students is described. A study is described to assess the effectiveness of practices of 1-2 courses and their impact on the formation of students’ project competence. The main method of research we chose an expert assessment of the main components of students’ project competence: the ability to design activities (analyze information, formulate a problem, set a goal for project activities, plan activities and design the final product); the ability to organize project activities (implement project activities, monitor and adjust project activities, evaluate the result); the ability to communicate effectively (organize and plan educational collaboration) and creativity. Analysis of the results of the study showed that without specially organized purposeful work (students of the control (KG) group) project competence is not formed, and students of the experimental (EG) group there have been significant changes in all components of project competence under the influence of the educational and production practices implemented by us. Conclusion. Educational (introductory), educational (design and technological) and production (design and technological) practices are an effective method of forming the project competence of future teachers and thereby affect the development of educational and professional, in general, the competence of future teachers.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 6 (46). С. 9-17 PedagogicalReview. 2022, vol. 6 (46), pp. 9-17

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Научная статья УДК 378. 147.88

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-6-9-17

УЧЕБНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Галина Вениаминовна Сорокоумова1, Татьяна Константиновна Потапова2

12 Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

1 galsors@mail.ru

2 admdep@lunn.ru

Аннотация

Рассматривается проектная компетентность как составляющая воспитательной компетентности и необходимой составляющей профессиональной компетентности педагога. На основе теоретического анализа предлагается определение проектной компетентности учителя, этапы формирования проектной компетентности студентов - будущих педагогов в образовательном пространстве вуза. Описывается содержание учебной (ознакомительной), учебной (проектно-технологической) и производственной (проектно-технологической) летней практик студентов. Описывается исследование по оценке эффективности практик студентов 1-2-х курсов и их влияния на формирование проектной компетентности. Основным методом исследования выбрана экспертная оценка основных составляющих проектной компетентности студентов: умение проектировать деятельность (анализировать информацию, формулировать проблему, ставить цель проектной деятельности, планировать деятельность и проектировать конечный продукт); умение организовывать проектную деятельность (реализовывать, контролировать и корректировать проектную деятельность, оценивать результат); умение эффективно общаться (организовывать и планировать учебное сотрудничество) и креативность. Анализ результатов исследования показал, что без специально организованной целенаправленной работы (у студентов контрольной группы (КГ)) проектная компетентность не формируется, а у студентов экспериментальной группы (ЭГ) произошли существенные изменения по всем составляющим проектной компетентности под влиянием реализуемых учебных и производственных практик. Учебная (ознакомительная), учебная (проектно-технологи-ческая) и производственная (проектно-технологическая) практики являются эффективными методами формирования проектной компетентности будущих педагогов и тем самым влияют на развитие воспитательной и профессиональной компетентности будущих педагогов.

Ключевые слова: проектная компетентность, учебная (ознакомительная) практика, учебная (проектно-технологическая) практика, производственная (проектно-технологическая) практика, педагогический проект

Для цитирования: Сорокоумова Г. В., Потапова Т. К. Учебные и производственные практики студентов младших курсов как эффективный метод формирования проектной компетентности будущих педагогов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 6 (46). С. 9-17. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-6-9-17

© Г. В. Сорокоумова, Т. К. Потапова, 2022

TEACHER EDUCATION

Original article

EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL PRACTICES OF JUNIOR STUDENTS AS AN EFFECTIVE METHOD OF FORMING THE PROJECT COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

Galina V. Sorokoumova1, Tatiana K. Potapova2

12 Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov, Nizhny Novgorod, Russian Federation

1 galsors@mail.ru

2 admdep@lunn.ru

Abstract

The article considers project competence as a component of educational competence and a necessary component of professional competence of a teacher. Based on the theoretical analysis, the definition of the project competence and the project competence of the teacher, the stages of the formation of the project competence of students - future teachers in the educational space of the university is proposed. The content of educational (introductory), educational (design-technological) and production (design-technological) summer practices of students is described. A study is described to assess the effectiveness of practices of 1-2 courses and their impact on the formation of students' project competence. The main method of research we chose an expert assessment of the main components of students' project competence: the ability to design activities (analyze information, formulate a problem, set a goal for project activities, plan activities and design the final product); the ability to organize project activities (implement project activities, monitor and adjust project activities, evaluate the result); the ability to communicate effectively (organize and plan educational collaboration) and creativity. Analysis of the results of the study showed that without specially organized purposeful work (students of the control (KG) group) project competence is not formed, and students of the experimental (EG) group there have been significant changes in all components of project competence under the influence of the educational and production practices implemented by us. Conclusion. Educational (introductory), educational (design and technological) and production (design and technological) practices are an effective method of forming the project competence of future teachers and thereby affect the development of educational and professional, in general, the competence of future teachers.

Keywords: project competence, educational (introductory) practice, educational (design and technological) practice, production (design and technological) practice, pedagogical prodject

For citation: Sorokoumova G. V, Potapova T. K. Educational and industrial practices of junior students as an effective method of forming the project competence of future teachers [Uchebnye i proizvodstvennye praktiki studentov mladshikh kursov kak effektivnyy metod formirovaniya proektnoy kompetentnosti budushchikh pedagogov]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2022, vol. 6 (46), pp. 9-17. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-6-9-17

Общеизвестно, что необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность [1].

Профессиональная компетентность педагога, наряду с другими не менее значимыми и важными, включает в себя и воспитательную компетентность. Под воспитательной компетентностью понимается «возможности педагога сопровождать личностное развитие детей на различных этапах онтогенеза в соответствии с ценностно-целевыми установками современного общества» [2, с. 6]. К воспитательным компетенциям можно отнести «способность осуществлять... воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей. (ОПК-2); способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся

в учебной и внеучебной деятельности (ОПК-3); способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7)» [3].

Среди важных, необходимых для эффективной воспитательной деятельности педагогов на современном этапе развития общества, особую роль играет проектная компетентность.

Проведенный теоретический анализ позволил вслед за Л. В. Демченко определить проектную компетентность как «интегративную характеристику субъекта, выражающуюся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах» [4].

Л. В. Иванова рассматривает проектную компетентность учителя как «интегративное профессионально-личностное качество, основанное на проектных знаниях, личностном опыте проектной деятельности и ценностных ориентациях учителя» [5].

Формирование проектной компетентности студентов - будущих педагогов в образовательном пространстве вуза является целенаправленным процессом и включает в себя ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих этапов. Нами апробирована и внедрена в учебно-воспитательный процесс вуза следующая система работы по формированию проектной компетентности студентов - будущих педагогов:

- учебные дисциплины психолого-педагогического цикла: «Педагогика», «Психология»: 1-й курс 1-2-й семестр, 2-й курс 3-й семестр;

- учебная (ознакомительная) практика: 1-й курс 2-й семестр;

- учебная (проектно-технологическая) практика: 2-й курс 3-й семестр;

- педагогическая практика: часть 1 (2-й курс 4-й семестр);

- производственная (проектно-технологическая) практика: 2-й курс 4-й семестр;

- педагогические практики: часть 2 (3-й курс 5-й семестр), часть 3 (3-й курс 6-й семестр);

- учебная дисциплина «Основы проектной деятельности в профессиональной сфере»: 4-й курс 8-й семестр;

- научно-исследовательская работа;

- преддипломная практика;

- психологические и коммуникативные тренинги;

- создание учебных, научных, творческих проектов в образовательном пространстве вуза.

Основы проектной компетентности закладываются на 1-2-м курсах не только в процессе учебной работы. Например, не только при изучении курса «Психология» для направления подготовки «Педагогическое образование» студенты учатся проектировать уроки иностранного языка, но и в процессе учебной (ознакомительной), учебной (проектно-технологической) и производственной (проектно-технологической) практик.

Целью учебной (ознакомительной) практики является подготовка студентов к производственной (педагогической) практике в качестве педагога (воспитателя, вожатого) в детских оздоровительных лагерях на основе знаний и компетенций, приобретенных в процессе освоения психолого-педагогических дисциплин.

Дисциплина «Учебная практика (ознакомительная)» включена в обязательную часть блока 2 и проводится на 1-м курсе во 2-м семестре обучения (рассредоточено один раз в неделю). Данная дисциплина закладывает основы для осуществления производственных (педагогических) практик. Объем дисциплины - три зачетных единицы (108 часов) [6].

Учебная (ознакомительная) практика включает изучение следующих вопросов: История создания детских лагерей. Характеристика педагогической деятельности вожатого: должностные инструкции, правовые основы деятельности, документация вожатого. Профессионально-педагогическая компетентность вожатого: особенности временного детского коллектива, возрастные особен-

ности детей, основы диагностики в работе вожатого. Логика развития лагерной смены: подготовительный, организационный, основной, итоговый (заключительный) и постлагерный периоды. Методика педагогической работы: основные методы и формы работы, методика подготовки и проведения массовых творческих мероприятий, методика КТД, организация вечернего огонька, методика подготовки и проведения игр. Психологическое здоровье вожатого и оказание медицинской помощи детям [6].

За время обучения каждый студент создает индивидуальную методическую папку вожатого с содержанием юридических, психолого-педагогических, воспитательных и организационных вопросов. По результатам прохождения учебной (ознакомительной) практики студенты получают сертификат (свидетельство) об освоении программы профессиональной подготовки по должности служащего 20434 «Вожатый».

Основным методом формирования проектной компетентности является метод педагогических проектов. Метод педагогических проектов способен научить достижению намеченной цели, предвидеть риски и проблемы, которые важно заранее предотвратить, ориентироваться в информации и находить недостающую информацию, ее обрабатывать, проводить исследования, эффективно общаться в команде, распределять роли и ответственность, презентовать полученный проект и др.

С 2020 г. в учебный процесс Нижегородского государственного лингвистического университета (НГЛУ) для педагогических специальностей включена проектно-технологическая практика (учебная и производственная) с основной целью - научить будущих педагогов проектной деятельности - проектному мышлению и структуре проекта: формулировать цель, конкретизировать достижение цели в задачах, искать недостающую информацию, приобретать навыки распределения ролей, умения взаимодействовать и работать в команде, продумывать средства, необходимые для достижения цели, презентовать проекты и др.

Данная практика включена в обязательную часть блока 2 и проводится в 3-м семестре обучения (рассредоточено один раз в неделю). Данная дисциплина также закладывает основы для осуществления производственных (педагогических) практик, которые проводятся на 3-м и 4-м курсах обучения. Объем дисциплины - три зачетных единицы (108 часов) [6].

Учебная (проектно-технологическая) практика включает изучение следующих вопросов: Общее представление о проектной деятельности (понятие, этапы, классификация особенности проектов различных типов). Особенности и специфика педагогических проектов. Важность команды для проектной деятельности (участники и роли в проекте, ответственность участников команды). Коммуникации в проекте. Методы генерации идей. Презентация проекта. Риски проекта. Методы и задачи управления проектами [6].

После каждой теоретической темы студенты выполняют индивидуально и в микрогруппах проверочные и закрепляющие знания практические задания.

После прохождения теоретического курса студенты распределяются на группы и под руководством преподавателей-практиков разрабатывают и готовят к презентации проекты воспитательных мероприятий по наиболее интересным и актуальным темам.

Совместная работа формирует у студентов умения проектировать деятельность (анализируя и обрабатывая информацию, формулируя проблемы, ставя цели проектной деятельности, планируя саму деятельность и проектируя конечный продукт); умение организовывать и регулировать проектную деятельность (реализуя проектную деятельность, контролируя и корректируя проектную деятельность, оценивая результат); умение эффективно общаться (организуя и планируя учебное сотрудничество) [7].

Результатом этих разработок является «Фестиваль проектных идей», где каждая группа презентует свой авторский проект. Жюри из числа преподавателей и приглашенных специалистов по заранее разработанным критериям: массовость участия (количество участников группы), оригиналь-

ность идеи, соответствие тематической программе лагерной смены, соответствие логике лагерной смены, соответствие проектной цепочки (цель - задачи - объект - предмет - взаимодействие - средства - ожидаемый результат), креативность подачи, общее эмоциональное состояние участников группы оценивает выступление групп. Каждая группа получает сертификат победителя фестиваля в определенной номинации. Так, в прошлом учебном году среди членов жюри принимали участие работодатели и специалисты-практики: заместитель директора лагеря по педагогической работе, педагоги-организаторы дворцов детского творчества города, представители общества «Знание» и др.

В результате подготовки и презентации проектов любой студент в процессе производственной проектно-технологической, педагогической, преддипломной практик сумеет воспроизвести, творчески переработать и создать свой авторский воспитательный проект: отрядного и общелагерного мероприятия, тематического огонька, отрядного сбора и др. [8].

В процессе производственной (проектно-технологической) практики студенты летом работают в оздоровительных и тематических лагерях (языковых) лагерях.

Целью производственной (проектно-технологической) летней практики является формирование и развитие профессиональных компетенций студентов направления подготовки «Педагогическое образование» путем получения опыта решения профессиональных задач в условиях реальной педагогической деятельности в детских оздоровительных лагерях.

Производственная (проектно-технологическая) летняя практика является обязательной частью профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование» [6].

В результате освоения учебной (ознакомительной), учебной (проектно-технологической, педагогической и производственной (проектно-технологической)) летней практик у обучающихся формируются следующие компетенции:

УК-3: Способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.

УК-8: Способность создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

ОПК-3: Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

ОПК-4: Способность к осуществлению духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

ОПК-7: Способность взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.

ПК-7: Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности.

В помощь студентам созданы учебно-методические пособия по организации и содержанию работы вожатого в детских оздоровительных лагерях [8], методические рекомендации по организации и проведению мероприятий просветительского и образовательного характера [9], пособия по изучению психологических особенностей детей и коллективов, требования по документации, которую необходимо подготовить заранее (договор, справку об отсутствии судимости, медицинскую книжку с необходимыми анализами, сертификат о прохождении школы вожатского мастерства), структуру отчета по производственной (проектно-технологической) летней практики.

Мы провели исследование по оценке эффективности практик 1-2-х курсов и их влияния на формирование проектной компетентности студентов - будущих педагогов.

Исследование проводилось в НГЛУ в 2021-2022 гг. и состояло из трех этапов:

На констатирующем этапе проведена экспертная оценка проектных компетенций студентов 1-го курса направлений подготовки «Педагогическое образование» и «Лингвистика». Всего в ис-

следовании участвовало 110 студентов ВШЛПП. Подготовленные эксперты из числа преподавателей кафедры оценивали по 5-балльной системе у каждого студента умение проектировать деятельность (анализировать информацию, формулировать проблему, ставить цель проектной деятельности, планировать деятельность и проектировать конечный продукт); умение организовывать проектную деятельность (реализовывать проектную деятельность, контролировать и корректировать проектную деятельность, оценивать результат); умение эффективно общаться (организовывать и планировать учебное сотрудничество). Студенты направления «Педагогическое образование» составили экспериментальную группу (ЭГ), студенты направления «Лингвистика» - контрольную группу (КГ).

Формирующий этап включал прохождение студентами направления подготовки «Педагогическое образование» учебной (ознакомительной) практики (Школу вожатского мастерства), учебной (проектно-технологической) практики и производственной (проектно-технологической) летней практики в качестве вожатых в детских оздоровительных и тематических (языковых) лагерях.

На контрольном этапе проведена повторная оценка экспертами проектных компетенций студентов направлений подготовки «Педагогическое образование» и «Лингвистика».

На рисунке представлен сравнительный результат средних уровневых показателей эксперных оценок проектных компетенций студентов ЭГ и КГ до и после прохождения практик 1-2 курсов.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Первоначальный уровень проектной компетентности и ее показателей у студентов 1-го курса соответствует низкому и ниже среднего уровням (в пределах 2.0-3.5). Такие показатели проектной компетентности, как «умение ставить цель», «умение планировать», «умение организовывать деятельность» без специального обучения, находятся у студентов-первокурсников на уровне ниже среднего. Самыйвысокий покезательпродемонстрщзован студентами по уровню «умение общаться», что, на наш взгляд, обусловлено выбором направления профессиональной подготовки.

2. Результаты экспертной оценки студентов КГ показывают, что стихийно, без специально ор-ганпковкнннй цельдштравкенной работы проектная компетентность не формируется или формируется очень незначительно. Как мы видим, показатели проектной компетентности (умение ставить цель, организовывать деятельность) за два года обучения не изменились. Такие показатели, как

Конс. ЭГ Контр.ЭГ Конс.КГ Контр.КГ

Умение ставить Умение Умение Умение Креативность

цель планировать организовывать общаться

Рисунок . Гистограмма сравнительных результатов экспертных оценок проектных компетенций студентов ЭГ и КГ

доипослепрохожденияпрактик1-2-хкурсов

6

5

4

3

2

1

0

«умение планировать деятельность», «умение общаться», «креативность», изменились незначительно, что обусловлено коммуникативной направленностью обучения в языковом вузе.

3. У студентов ЭГ произошли существенные изменения по всем составляющим проектной компетентности по умению проектировать педагогическую деятельность, организовывать проектную деятельность, общаться в процессе реализации проектной деятельности, проявлениям креативности в процессе реализации проектной деятельности. Эти данные свидетельствуют об эффективном влиянии реализуемых учебных и производственных практик на развитие проектной компетентности будущих педагогов.

Таким образом, учебная (ознакомительная), учебная (проектно-технологическая) и производственная (проектно-технологическая) практики являются эффективными методами формирования проектной компетентности будущих педагогов и тем самым влияют на развитие воспитательной и профессиональной компетентности будущих педагогов.

В дальнейшем проектная компетенция развивается и обогащается за счет учебной деятельности: учебных курсов, например в процессе изучения дисциплины «Основы проектной деятельности в профессиональной сфере», в процессе педагогических практик и во внеучебной деятельности, в процессе научно-исследовательской деятельности [10], в процессе прохождения разнообразных психологических и коммуникативных тренингов [11], в процессе создания учебных, научных, творческих проектов в образовательном пространстве вуза.

Список источников

1. Сорокоумова Г. В. Условия, механизмы и факторы развития профессиональной личности социономическо-го типа: учеб. пособие. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2017. 296 с.

2. Сорокоумова Г. В. Воспитательная компетентность будущего педагога: психологические механизмы и условия развития: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2011. 56 с.

3. ФГОС по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ (дата обращения: 18.06.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Демченко Л. В. О сущности понятия проектной компетентности будущих педагогов. URL: https:// scienceforum.ru/2017/artide/2017038743 (дата обращения: 18.06.2022).

5. Иванова Л. В. Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя // Науковедение. 2014. № 4 (23). URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 18.06.2022).

6. Рабочая программа практик. URL: https://lunn.ru/sites/default/files/media/app_po_2021_2.pdf (дата обращения: 18.06.2022).

7. Сорокоумова Г. В. Формирование проектной компетентности будущих педагогов-лингвистов // Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в России: реалии и перспективы (Саломатовские чтения): материалы Всерос. научно-практ. конф. с международным участием. Нижний Новгород, 2021. С. 199-203.

8. Сорокоумова Г. В., Курносова М. Г., Панова Н. В. Организация и содержание летнего отдыха в детских оздоровительных лагерях: учебное пособие для организации педагогической практики. Ч. 1: Основы основ; ч. 2: В помощь вожатому / под общ. ред. Г. В. Сорокоумовой. Нижний Новгород: ООО «Печатная Мастерская РАДОНЕЖ», 2016. 410 с.

9. Методические рекомендации по организации и проведению в рамках осуществления педагогической деятельности мероприятий просветительского и образовательного характера, направленных на популяризацию русского языка, российского образования и обеспечение межнационального согласия / под ред. Г. В. Сорокоумовой. Нижний Новгород,: ИП Хусяинов Т.М., 2021. 148 с.

10. Викулина М. А., Сорокоумова Г. В., Шурыгина О. В. Роль научно-исследовательской деятельности в развитии профессиональной личности будущего педагога-лингвиста // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 431. С. 155-160.

11. Sorokoumova G., Tataurova E., Egorova T., Kostina O., Fedoseeva O. The technology of the development of dialogical speech skills of the students basedonforeign language communicative online training // Ural Environmental Science Forum «Sustainable Development of Industrial Region», UESF 2021 / ed. by V. Kankhva. Chelyabinsk, 2021. Vol. 258.

References

1. Sorokoumova G. V. Usloviya, mekhanizmy i faktory razvitiya professional'noy lichnosti sotsionomicheskogo tipa: uchebnoye posobiye [Conditions, mechanisms and factors of the development of a professional personality of a socionomic type: textbook]. Nizhny Novgorod, NGLU Publ., 2017. 296 p. (in Russian).

2. Sorokoumova G.V. Vospitatel'naya kompetentnost' budushchego pedagoga: psikhologicheskiye mekhanizmy i usloviya razvitiya. Avtoref. dis. dokt. psikhol. nauk [Educational competence of the future teacher: psychological mechanisms and conditions of development. Abstract of thesis ... doct. psychol. sci.]. Nizhny Novgorod, NGPU Publ., 2011. 56 p. (in Russian).

3. FGOS po napravleniyu podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoye obrazovaniye» [The Federal State Educational Standard in the field of training 44.03.01 "Pedagogical education"] (in Russian). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121 (accessed 18 June 2022).

4. Demchenko L. V. O sushchnostiponyatiyaproektnoy kompetentnosti budushchikh pedagogov [About the essence of the concept of project competence of future teachers] (in Russian). URL: https://scienceforum.ru/2017/ article/2017038743 (accessed 18 June 2022).

5. Ivanova L. V. Proektnaya deyatel'nost' kak osnova razvitiya proektnoy kompetentnosti uchitel'ya [Project activity as a basis for the development of a teacher's project competence]. Naukovedeniye, 2014, no. 4 (23) (in Russian). URL: http://naukovedenie.ru (accessed 18 June 2022).

6. Rabochaya programma praktik [Working program of practices] (in Russian). URL: https://lunn.ru/sites/default/ files/media/app_po_2021_2.pdf . (accessed 18 June 2022).

7. Sorokoumova G. V. Formirovaniye proektnoy kompetentnosti budushchikh pedagogov-lingvistov [Formation of project competence of future linguists' teachers]. Professional'nayapodgotovka uchitelya inostrannogoyazyka v Rossii: realii iperspektivy (Salomatovskiye chteniya): materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Professional training of a foreign language teacher in Russia: realities and prospects (Salomat readings): Materials of the All-Russian Scientific and practical conference with international participation]. Nizhny Novgorod, NGLU Publ., 2021. Pp. 199-203 (in Russian).

8. Sorokoumova G. V, Kurnosova M. G., Panova N. V. Organizatsiya i soderzhaniye letnego otdykha v detskikh ozdorovitel'nykh lageryakh: uchebnoye posobiye dlya organizatsii pedagogicheskoy praktiki. Chast' 1: Osnovy osnov; chast'2: vpomoshch vozhatomu [Organization and maintenance of summer holidays in children's health camps: a textbook for the organization of pedagogical practice. Part 1: Fundamentals of the basics, part 2. To help the counselor]. Ed. G. V. Sorokoumova. Nizhny Novgorod, LLC Printing Workshop RADONEZH Publ., 2016. 410 p. (in Russian).

9. Metodicheskiye rekomendatsii po organizatsii i provedeniyu v ramkakh osushchestvleniya pedagogicheskoy deyatel'nosti meropriyatiy prosvetitel 'skogo i obrazovatel'nogo kharaktera, napravlennykh na populyarizatsiyu russkogo yazyka, rossiyskogo obrazovaniya i obespecheniye mezhnatsional'nogo soglasiya [Methodological recommendations on the organization and conduct of educational and educational activities aimed at popularizing the Russian language, Russian education and ensuring interethnic harmony within the framework of pedagogical activity]. Edited by G. V. Sorokoumova. N. Novgorod, IP Khusyainov T. M. Publ., 2021. 148 p. ISBN 978-56047284-2-0 (in Russian).

10. Vikulina M. A., Sorokoumova G.V, Shurygina O.V. Rol' nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti v razvitii professional'noy lichnosti budushchego pedagoga-lingvista [The role of research activity in the development of the professional personality of the future linguist teacher]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta -Tomsk State University Journal, 2018, no. 431, pp. 155-160 (in Russian).

11. Sorokoumova G., Tataurova E., Egorova T., Kostina O., Fedoseeva O. The technology of the development of dialogical speech skills of the students basedonforeign language communicative online training. Ural Environmental Science Forum "Sustainable Development of Industrial Region". Edited by V Kankhva. E3S Web of Conferences, 2021, vol. 258, id.07085

Информация об авторах

Сорокоумова Г. В., доктор психологических наук, доцент, профессор, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова (ул. Минина, 31, Нижний Новгород, Россия, 603155). E-mail: galsors@mail.ru

Потапова Т. К., кандидат философских наук, зав. кафедрой методики обучения иностранных языков, педагогики и психологии, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова (ул. Минина, 31, Нижний Новгород, Россия, 603155). E-mail: admdep@lunn.ru

Information about the authors

Sorokoumova G. V., Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor, Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N. A. Dobrolyubov (ul. Minina, 31, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603155). E-mail: galsors@mail.ru

Potapova T. K., Candidate of Philosophical Sciences, Head of the Department of Methods of Teaching Foreign Languages, Pedagogy and Psychology, Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N. A. Dobrolyubov (ul. Minina, 31, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603155).

E-mail: konctantinka@gmail.com

Статья поступила в редакцию 24.06.2022; принята к публикации 25.10.2022

The article was submitted 24.06.2022; accepted for publication 25.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.