Научная статья на тему 'МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРА / МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / SOFT SKILLS / РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / FGOS / EDUCATIONAL COMPETENCE / STRUCTURE / METHODS OF DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL PRACTICE / RESEARCH RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова Галина Бениаминовна

Введение: В статье обосновывается актуальность развития воспитательной компетентности будущих педагогов, перечисляются некоторые методы развития воспитательной компетентности студентов, особое внимание уделяется летней педагогической практике, анализируются результаты влияния прохождения курса «Школа вожатского мастерства» и работы вожатыми на развитие воспитательной компетентности студентов - будущих педагогов. Материалы и методы: Для этих целей используется комплекс диагностических методик, позволяющий выявить уровень развития структурных компонентов воспитательной компетентности будущих педагогов: включенное наблюдение, опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина, личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, опросник А. Мехрабиана, тест социального интеллекта Гилфорда-Салливена, методику словесных портретов-характеристик А.А. Бодалева. Результаты исследования: Доказывается, что без специальной психологопедагогической подготовки и методического сопровождения педагогической практики существенных изменений в развитии воспитательной компетентности студентов - будущих педагогов не происходит. Обсуждение и заключение: Работа вожатым в летнем оздоровительном лагере позволяет студенту - будущему педагогу развить все структурные компоненты воспитательной компетентности: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, коммуникативный компоненты, компонент социальной перцепции, творческий и духовно-нравственный компоненты развить soft skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокоумова Галина Бениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of development of educational competence of students - future teachers

Introduction: The article substantiates the relevance of the development of educational competence of future teachers, lists some methods of development of educational competence of students, special attention is paid to the summer pedagogical practice, analyzes the results of the impact of the course «School of leadership skills» and the work of counselors on the development of educational competence of students - future teachers. Materials and methods: For these purposes, a set of diagnostic techniques is used to identify the level of development of the structural components of the educational competence of future teachers: the included observation, the questionnaire of terminal values of I. G. Senin, the personal questionnaire «Adaptability» of A. G. Maklakov and S. V. Chermyanin, the questionnaire of A. Mehrabian, the test of social intelligence of Gilford-Sullivan. method a sketch of the characteristics of the AA Volumes. Results: It is proved that without special psychological and pedagogical training and methodological support of pedagogical practice there are no significant changes in the development of educational competence of students - future teachers. Discussion and conclusion: the Work of counselors in the summer camp allows the student - future teacher to develop all the structural components of educational competence: motivational and value, intellectual, communicative components, component of social perception, creative and spiritual and moral components to develop soft skills.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

психология личности

методы развития воспитательной компетентности студентов - будущих педагогов

Сорокоумова Галина Вениаминовна

доктор психологических наук, профессор, Международный инновационный университет, г. Н.Новгород, e-mail: fondro@mail.ru DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10040

Аннотация: Введение: В статье обосновывается актуальность развития воспитательной компетентности будущих педагогов, перечисляются некоторые методы развития воспитательной компетентности студентов, особое внимание уделяется летней педагогической практике, анализируются результаты влияния прохождения курса «Школа вожатского мастерства» и работы вожатыми на развитие воспитательной компетентности студентов - будущих педагогов.

Материалы и методы: Для этих целей используется комплекс диагностических методик, позволяющий выявить уровень развития структурных компонентов воспитательной компетентности будущих педагогов: включенное наблюдение, опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина, личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, опросник А. Мехрабиана, тест социального интеллекта Гилфорда-Салливена, методику словесных портретов-характеристик А.А. Бодалева.

Результаты исследования: Доказывается, что без специальной психолого-педагогической подготовки и методического сопровождения педагогической практики существенных изменений в развитии воспитательной компетентности студентов - будущих педагогов не происходит.

Обсуждение и заключение: Работа вожатым в летнем оздоровительном лагере позволяет студенту - будущему педагогу развить все структурные компоненты воспитательной компетентности: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, коммуникативный компоненты, компонент социальной перцепции, творческий и духовно-нравственный компоненты развить soft skills.

Ключевые слова: ФГОС, воспитательная компетентность, структура, методы развития, педагогическая практика, soft skills, результаты исследования.

methods of development of educational

COMPETENCE oF STUDENTS - FUTURE TEACHERS

Sorokoumova Galina Veniaminovna

Doctor of Psychology, Professor, International Innovative University, N.Novgorod, e-mail: fondro@mail.ru

Abstract: Introduction: The article substantiates the relevance of the development of educational competence of future teachers, lists some methods of development of educational competence of students, special attention is paid to the summer pedagogical practice, analyzes the results of the impact of the course «School of leadership skills» and the work of counselors on the development of educational competence of students - future teachers.

Materials and methods: For these purposes, a set of diagnostic techniques is used to identify the level of development of the structural components of the educational competence of future teachers: the included observation, the questionnaire of terminal values of I. G. Senin, the personal questionnaire «Adaptability» of A. G. Maklakov and S. V. Chermyanin, the questionnaire of A. Mehrabian, the test of social intelligence of Gilford-Sullivan. method a sketch of the characteristics of the AA Volumes.

Results: It is proved that without special psychological and pedagogical training and methodological support of pedagogical practice there are no significant changes in the development of educational competence of students - future teachers.

Discussion and conclusion: the Work of counselors in the summer camp allows the student - future teacher to develop all the structural components of educational competence: motivational and value, intellectual, communicative components, component of social perception, creative and spiritual and moral components to develop soft skills.

Key words: FGOS, educational competence, structure, methods of development, pedagogical practice, soft skills, research results.

Основная роль в формировании личности современного ребенка принадлежит педагогу (учителю, воспитателю), который наряду с общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями обязан иметь и воспитательную компетентность.

В ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01

«Педагогическое образование» воспитательная компетентность отдельно не выделена, но её составляющие пронизывают всё содержание ФГОС, например, среди общепрофессиональных компетенций бакалавра можно выделить: «способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2)» [1]. А среди профессиональных компетенций можно выделить: «способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся(ПК-5);способность организовывать сотрудничествообучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7)» [1] .

Все эти компетенции и составляют особую воспитательную компетентность педагога - способность не только передавать знания и формировать умения и навыки, но и воспитывать ребенка, формировать Личность.

Под воспитательной компетентностью мы понимаем возможности педагога сопровождать личностное развитие детей на различных этапах онтогенеза в соответствии с ценностно-целевыми установками современного общества [7].

Основу воспитательной компетентности педагога составляет особая психологическая структура, включающая в качестве смыслообразующих следующие структурные компоненты: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, коммуникативный компоненты, компонент социальной перцепции, творческий и духовно-нравственный компоненты [7].

Проблема развития воспитательной компетентности связана с нахождением эффективных методов развития структурных компонентов воспитательной компетентности у будущих педагогов в процессе обучения в вузе.

Прежде чем будущий педагог научится реализовывать психологические условия успешного обучения и воспитания современных детей в своей профессиональной деятельности, он сам должен всему научиться в процессе обучения в вузе. Важно нахождение и внедрение в учебный процесс таких методов обучения, которые будут направлены на развитие воспитательной компетентности будущих педагогов.

В классификациях современных активных методов обучения имеются разнообразные методы, которые можно использовать в процессе учебной и внеучебной деятельности для развития воспитательной компетентности будущих педагогов. Например, Л.А. Миэринь, Н.Н. Быкова, Е.В. Зарукина [4] рассматривают неимитационные активные методы, в которых отсутствует имитационная модель: тематические дискуссии проблемные лекции, игровые упражнения и др. и имитационные активные методы, в которых присутствует модель деятельности: неигровые и игровые. Среди неигровых имитационных методов выделяются своей эффективностью case-study, деловые игры и ролевые игры, метод проектного обучения, психологические тренинги.

Методы case-study наиболее эффективны для формирования педагогических умений и навыков, решения педагогических задач, требующих активизации воспитательных компетенций.

Методы проектного обучения эффективны для анализа конкретных профессиональных задач и решения проблемных ситуаций, развития системного мышления, творческого потенциала.

Методы эдьютейнмента направлены «на поддерживание эмоциональной связи с объектом обучения, привлечение и длительное удерживание внимания обучающихся» [6, с.31] на решении профессиональной задачи.

В процессе психологических тренингов необходимые умения и навыки студентами последовательно осваиваются, постепенно формируются и интегрируются в поведенческий репертуар личности [3]. Наиболее значимыми с точки зрения развития воспитательной компетентности являются: коммуникативный тренинг, тренинг развития уверенности в себе, тренинг креативности, тренинг сензитивности, тренинг формирования команды, тренинг эффективного общения с детьми и тренинг воспитания на основе здравого смысла [9].

Для развития способности к рефлексии личностных особенностей, осознания своих сильных, слабых сторон и личностных ресурсов для эффективного овладения профессией, целесообразно изучать свои личностные особенности, составлять психологические портреты, разрабатывать рекомендации для психокоррекции личностных свойств, для дальнейшего профессионального роста, для развития воспитательной компетентности.

На наш взгляд, одним из самых эффективных способов развития воспитательной компетентности будущих педагогов является педагогическая практика в детских оздоровительных лагерях.

На летней педагогической практике (одной из первых) студент - будущий педагог длительное время (лагерная смена длится три недели) находится в непосредственном контакте с детьми и должен организовать не только жизнь детей, но и свою собственную профессиональную жизнь, подчинив её требованиям режима и программы лагерной смены.

Приведем результаты исследования воспитательной компетентности будущих педагогов-лингвистов до и после прохождения курса «Школа вожатского мастерства» и летней педагогической практики. В исследовании приняли участие 60 студентов - будущих педагогов-лингвистов - студентов ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова» (НГЛУ). В исследовании приняли участие студенты 2 курса ФАЯ. Исследование проводилось в 2019 году.

На первом этапе основной задачей было определение исходного уровня развития компонентов воспитательной компетентности студентов ЭГ и КГ. Для этой цели мы использовали комплекс диагностических методик, позволяющий выявить уровень развития структурных компонентов воспитательной компетентности будущих педагогов-лингвистов: включенное наблюдение,

опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина, личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, опросник А. Мехрабиана, тест социального интеллекта Гилфорда-Салливена, методику словесных портретов-характеристик А.А. Бодалева.

На втором этапе студенты экспериментальной группы проходили курс по выбору «Школа вожатского мастерства» и работали в ДОЛ им. Казакевича (Крым) вожатыми.

На третьем этапе была проведена контрольная диагностика уровня развития компонентов воспитательной компетентности студентов ЭГ и КГ.

Таблица

Результаты исследования воспитательной компетентности ЭГ и КГ студентов - будущих педагогов-лингвистов по результатам формирующего эксперимента =60)

Диагностические показатели структурных компонентов воспитательной компетентности СУП ЭГ СУП КГ

ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ

Мотивационно-ценностный компонент 1,45 2, 60** 1,45 1,45

Интеллектуальный компонент 1,70 2,30* 1,70 1, 70

Коммуникативный компонент 1,80 2,70** 1,80 1,80

Компонент социальной перцепции 2,0 2,75* 2,1 2,2

Творческий компонент 1,20 2,45** 1,20 1,20

Духовно-нравственный компонент 2,2 2,75* 2,2 2,2

Значимость различий по ф* критерию Фишера: * - р<0,05, ** - р<0,01

Приведенные данные позволяют сделать следующие важные выводы:

1. Данные диагностики КГ показывают, что без специальной психолого-педагогической подготовки и методического сопровождения педагогической практики существенных изменений в развитии воспитательной компетентности студентов - будущих педагогов не происходит.

2. После прохождения специального курса «Школа вожатского мастерства» и педагогической практики у испытуемых ЭГ наблюдаются существенные позитивные изменения показателей структурных компонентов воспитательной компетентности. Представленные в таблице данные экспериментального исследования (в средних уровневых показателях по трехуровневой шкале) свидетельствуют о статистически значимых (р<0,05, р<0,01) позитивных изменениях у студентов ЭГ по всем структурным компонентам воспитательной компетентности.

3. Наибольшие изменения произошли у студентов ЭГ по мотивационно-ценностному, коммуникативному и творческому компонентам воспитательной

компетентности.

Работа вожатым позволяет студенту - будущему педагогу развить все структурные компоненты воспитательной компетентности: мотивационно-ценностный компонент - понять, сможет ли он посвятить свою жизнь профессиональной деятельности педагога и окончательно утвердиться в правильности своего выбора будущей профессии; интеллектуальный компонент - активизировать все имеющиеся знания по педагогике, психологии, методике воспитательной работы и др.; коммуникативный компонент - установить и наладить взаимоотношения с каждым ребенком и всем отрядом; компонент социальной перцепции - научиться видеть и понимать эмоциональное состояние каждого ребенка; творческий компонент - ежедневно придумывать, творить, режиссировать и др.; духовно-нравственный компонент - научиться быть одновременно мамой, старшей сестрой, подругой, транслировать истинные нравственные ценности; развить soft skills (англ. soft skills - «мягкие навыки» или «гибкие навыки») - навыки четырёх «К»: креативности, критического мышления, командообразования и коммуникабельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. ФГОС по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». Режим доступа: URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (Дата обращения 22.12.2018)

2. Долгоруков, А. М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://evolkov.net/case/case.study.html (Дата обращения 22.12.2018)

3. Макшанов, С.И. Психология тренинга в профессиональной деятельности: дис. на соиск. д. псх.н./ С.И. Макшанов. - СПб, 1998. - 322с.

4. Миэринь, Л. А. Современные образовательные технологии в вузе: учеб.-метод. пособие / Л. А. Миэринь, Н. Н. Быкова, Е. В. Зарукина. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. - 169 с.

5. Поколение Z - что это такое и какие их характерные черты? Режим доступа: URL: http://kak-bog.ru/pokolenie-z-chto-eto-takoe-i-kakie-ih-harakternye-cherty (Дата обращения 22.12.2018)

6. Сапух, Т.В. Применение технологии «Эдьютейнмент» в образовательной среде университета / Т.В. Сапух// Вестник ТГПУ, 2016. 8 (173). С.30-32

7. Сорокоумова, Г.В. Воспитательная компетентность будущего педагога: психологические механизмы и условия развития: автореферат диссертации на

соискание доктора психологических наук / НГПУ. - Нижний Новгород, 2011. - 56 с.

8. Сорокоумова, Г.В. Использование современных активных методов обучения на занятиях по психологическим дисциплинам // Современная образовательная среда: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 февр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018, с.71-79

9. Сорокоумова, Г.В. Психологический тренинг как эффективный метод развития коммуникативных умений и навыков студентов - будущих психологов // Научно-практический журнал «Гуманизация образования», 2018 № 3. с. 46-51.

10. Шипилов, В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: https: // www.cfin.ru/ management/ people/ dev_val/soft-skills.shtml. (Дата обращения 09.12.2018)

REFERENCES

1. FGOS po napravleniyu podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» [GEF 44.03.01 direction of preparation «Pedagogical education»]. Available at: URL: http://fgosvo.ru/news/8A583 (accessed at 22.12.2018)

2. Dolgorukov, A. M. Metod case-study kak sovremennaya tekhnologiya professional'no orientirovannogo obucheniya [The case-study Method as a modern technology of professionally-oriented training]. Available at: URL: http://evolkov. net/case/case.study.html (accessed at 22.12.2018)

3. Makshanov, S.I. Psikhologiya treninga v professional'noi deyatel'nosti: dis. na soisk. d. pskh.n. [Psychology of training in professional activity: dis. on competition of a scientific degree of Doctor of Psycholoy]. S.I. Makshanov. SPb, 1998. 322 p.

4. Mierin', L. A. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v vuze: ucheb.-metod. Posobie [Modern educational technologies in high school: studies.- method. manual]. L. A. Mierin', N. N. Bykova, E. V. Zarukina. SPb.: Izd-vo SPbGEU, 2015. 169 p.

5. Pokolenie Z - chto eto takoe i kakie ikh kharakternye cherty? [Generation Z -what are they and what are their characteristics?] Available at: URL: http://kak-bog. ru/pokolenie-z-chto-eto-takoe-i-kakie-ih-harakternye-cherty (accessed at 22.12.2018)

6. Sapukh, T.V. Primenenie tekhnologii «Ed'yuteinment» v obrazovatel'noi srede universiteta [Use of technology «Edutainment» in the educational environment of the University]. T.V. Sapukh. Vestnik TGPU [Bulletin of TSPU], 2016. 8 (173). Pp.30-32

7. Sorokoumova, G.V. Vospitatel'naya kompetentnost' budushchego pedagoga: psikhologicheskie mekhanizmy i usloviya razvitiya: avtoreferat dissertatsii na soiskanie doktora psikhologicheskikh nauk [Educational competence of the future teacher: psychological mechanisms and conditions of development: thesis abstract for the doctor of psychological Sciences]. NGPU. Nizhnii Novgorod, 2011. 56 p.

8. Sorokoumova, G.V. Ispol'zovanie sovremennykh aktivnykh metodov obucheniya na zanyatiyakh po psikhologicheskim distsiplinam [Use of modern active methods of teaching in the classroom on psychological disciplines]. Sovremennaya obrazovatel'naya sreda: teoriya i praktika: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 5 fevr. 2018 g.) [Modern educational environment: theory and practice: materials international. science.-prakt. Conf. (Cheboksary, 5 February. 2018)] / redkol.: O.N. Shirokov [i dr.] - Cheboksary: TsNS «Interaktiv plyus», 2018, Pp.71-79

9. Sorokoumova, G.V. Psikhologicheskii trening kak effektivnyi metod razvitiya kommunikativnykh umenii i navykov studentov - budushchikh psikhologov [Psychological training as an effective method of development of communicative skills of students - future psychologists]. Nauchno-prakticheskii zhurnal «Gumanizatsiya obrazovaniya» [Scientific and practical journal «Humanization of education»], 2018 no 3. Pp. 46-51.

10. Shipilov, V. Perechen' navykov soft-skills i sposoby ikh razvitiya [List of soft-skills and ways of their development]. [Elektronnyi resurs] / Available at: https: // www.cfin.ru/ management/ people/dev_val/soft-skills.shtml. (accessed at 09.12.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.