Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОВМЕСТНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худенева Мария Григорьевна

Целью исследования является анализ содержания подготовки будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся школы. К числу решаемых в статье задач относятся: уточнение понятий «воспитательная деятельность», «совместная воспитательная деятельность»; освещение спроектированного содержания и прогнозируемых результатов подготовки будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся в соответствии с компетентностной моделью выпускника; рассмотрение проблем, сопровождающих данный процесс, и способов их решения; освещение опыта подготовки будущих педагогов к осуществлению организации совместной воспитательной деятельности обучающихся. В статье приводятся результаты опроса педагогов-практиков по вопросу их профессиональной готовности к данному виду деятельности, обосновывается необходимость формирования у будущих педагогов способности организовывать совместную воспитательную деятельность обучающихся. На основе раскрытия компонентов формируемой компетенции освещается роль ряда учебных дисциплин и производственных практик в подготовке будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся в Сургутском государственном педагогическом университете. Показана роль внеаудиторной деятельности по учебным дисциплинам, кураторской деятельности в формировании у бакалавров готовности к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худенева Мария Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIVE ASPECTS OF PREPARING FUTURE TEACHERS FOR ORGANIZATION OF JOINT EDUCATIONAL ACTIVITY OF SCHOOL CHILDREN

The aim of the study is to analyze the content of future teachers training for the organization of joint educational activity of school children. The problems to be solved in the article include: clarification of concepts of “Educational activity”, “Joint educational activity”; coverage of the projected content and the predicted results of future teachers training in accordance with the competency model of a graduate for the organization of the joint educational activity of children; consideration of problems of future teachers preparing for organization of joint educational activity of students and ways to solve these problems; coverage of the experience of future teachers preparing for the implementation of this type of activity. The article identifies the results of a survey of practicing teachers on the issue of their professional readiness to organize joint educational activity of school children, substantiates the need for future teachers to form the ability to organize joint educational activity of school children. Based on the disclosure of the components of the formed competence, the role of a number of academic disciplines and industrial practices in the preparation of future teachers for the organization of joint educational activity of school children at Surgut State Pedagogical University is highlighted. The role of extracurricular activity in academic disciplines, curatorial activity in the formation of bachelors' readiness to organize joint educational activity of school children is shown in the article.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 122-129. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 122-129.

Научная статья УДК 373.66

https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.20

Содержательные аспекты подготовки будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся школы

Мария Григорьевна Худенева

Сургутский государственный педагогический университет, Тюменская область, Сургут, Россия, Olgavita98@mail.ru, https:// orcid.org/0000-0003-1437-2975

Аннотация. Целью исследования является анализ содержания подготовки будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся школы. К числу решаемых в статье задач относятся: уточнение понятий «воспитательная деятельность», «совместная воспитательная деятельность»; освещение спроектированного содержания и прогнозируемых результатов подготовки будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся в соответствии с компетент-ностной моделью выпускника; рассмотрение проблем, сопровождающих данный процесс, и способов их решения; освещение опыта подготовки будущих педагогов к осуществлению организации совместной воспитательной деятельности обучающихся. В статье приводятся результаты опроса педагогов-практиков по вопросу их профессиональной готовности к данному виду деятельности, обосновывается необходимость формирования у будущих педагогов способности организовывать совместную воспитательную деятельность обучающихся. На основе раскрытия компонентов формируемой компетенции освещается роль ряда учебных дисциплин и производственных практик в подготовке будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся в Сургутском государственном педагогическом университете. Показана роль внеаудиторной деятельности по учебным дисциплинам, кураторской деятельности в формировании у бакалавров готовности к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, воспитательная работа, совместная воспитательная деятельность, деятельностный подход в воспитании, профессиональная подготовка будущих педагогов, профессиональная компетенция, компетентностная модель выпускника

Для цитирования: Худенева М.Г. Содержательные аспекты подготовки будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся школы // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 122-129. https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.20.

Original article

Substantive aspects of preparing future teachers for organization of joint educational activity of school children

Maria G. Khudeneva

Surgut State Pedagogical University, Tyumen region, Surgut, Russia, Olgavita98@mail.ru, https:// orcid.org/0000-0003-1437-2975

Abstract. The aim of the study is to analyze the content of future teachers training for the organization of joint educational activity of school children. The problems to be solved in the article include: clarification of concepts of "Educational activity", "Joint educational activity"; coverage of the projected content and the predicted results of future teachers training in accordance with the competency model of a graduate for the organization of the joint educational activity of children; consideration of problems of future teachers preparing for organization of joint educational activity of students and ways to solve these problems; coverage of the experience of future teachers preparing for the implementation of this type of activity. The article identifies the results of a survey of practicing teachers on the issue of their professional readiness to organize joint educational activity of school children, substantiates the need for future teachers to form the ability to organize joint educational activity of school children. Based on the disclosure of the components of the formed competence, the role of a number of academic disciplines and industrial practices in the preparation of future teachers for the organization of joint educational activity of school children at Surgut State Pedagogical University is highlighted. The role of extracurricular activity in academic disciplines, curatorial activity in the formation of bachelors' readiness to organize joint educational activity of school children is shown in the article.

Keywords: educational activity; educational work; joint educational activity; activity approach in education; professional preparation of future teachers; Bachelor's degree in Pedagogical Education; professional competence; competency model of a graduate; cognitive, indicative, operational, experienced components of competence; ways of solving the problems of preparing future teachers for the organization of joint educational activity

For citation: Khudeneva M.G. Substantive aspects of preparing future teachers for organization of joint educational activity of school children // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 122-129. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.20.

Общеизвестно, что воспитание в общеобразовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС занимает регентальное положение. Значимость для государства и общества задачи воспитания подрастающего поколения подтверждена в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"», в котором уточнено понятие «воспитание», изложено требование к включению в образовательные программы образовательных организаций рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы [1].

Сказанное обуславливает необходимость повышения качества воспитательной деятельности в образовательных организациях, диктует требования по совершенствованию профессиональной подготовки будущих педагогов в этом отношении. В результате освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [2] и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [3] у обучающегося должны быть сформированы различные компетенции для решения профессиональных задач в области воспитательной деятельности. Одной из них в соответствии со стандартом является компетенция ОПК-3, представляющая собой способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями [4]. В рамках настоящего исследования рассмотрим один из аспектов данной компетенции, а именно способность будущего педагога организовывать совместную воспитательную деятельность обучающихся. При этом нас интересует содержательная сторона процесса, проблемы и некоторый опыт подготовки будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся.

На наш взгляд, повышение качества воспитательной деятельности в образовательных организациях, проектирование содержания подготовки будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся школы необходимо связывать с возвратом к классическим основаниям деятельностной педагогики. Ввиду этого прежде всего обозначим результаты теоретического исследования содержания таких базовых понятий, как «воспитательная деятельность», «совместная воспитательная деятельность», выделим некоторые характеристики деятельностного подхода в воспитании.

В.Г. Афанасьев в своей книге «Системность и общество» под воспитательной деятельностью понимает специфическую практическую деятельность, которая направлена на построение, укрепление, а в случае необходимости - на преобразование или ликвидацию конкретных отношений и их организационных форм в процессе взаимодействия воспитателя и воспитуемого [5]. Из данного исследователем определения можно извлечь два главных вывода: назначение и результат воспитательной деятельности - отношения и их формы; цель воспитательной деятельности достигается в процессе взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Таким образом, можно утверждать, что суть воспитательной деятельности - отношения, которые формируются только благодаря взаимодействию педагогов и обучающихся как партнеров по совместной деятельности. Изложенное понимание сущности воспитательной деятельности дополняется в определении В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. В соответствии с их взглядами воспитательная деятельность - система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности и выбора возможностей для ее свободного творческого самовыражения [6]. В данном определении акцент делается на результате и назначении воспитательной деятельности. Ребенок рассматривается не только как партнер, но и как субъект воспитательной деятельности, способный к саморазвитию и выбору возможностей для свободного творческого самовыражения. Воспитательная деятельность как особый вид педагогической деятельности осуществляется специалистом в системе педагогических отношений и направлена на совершенствование людей и отношений между ними, создание благоприятных условий для развития личности.

Однако большее распространение в литературе и в речевом обиходе педагогов-практиков получил термин «воспитательная работа». Она «связана с целевым выполнением воспитательных функций, это деятельность, направленная на организацию воспитания. Слово "работа" подчеркивает прикладной аспект воспитательной деятельности» [7, с. 34]. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности состоит в воздействии педагога на ученика в рамках реализации профессиональных функций, в числе которых - решение комплекса организационных и педагогических задач, выбор форм и методов воспитания, организация совместной деятельности и т. д.

Г.Ю. Ксензова утверждает, что процесс духовного творчества старших и младших является основным условием обеспечения воспитательных отношений. Совместная деятельность - это планомерная работа воспитателя и воспитанников над определением цели предстоящего дела, выбором средств её достижения, осуществлением задуманного и анализом полученного результата [8, с. 41, 50].

Под совместной воспитательной деятельностью, вслед за Г.Ю. Ксензовой, нами понимается такая педагогическая ситуация, весь цикл которой - от зарождения идеи до получения результата - педагог проходит вместе с воспитанниками, обеспечивая их личностное включение во все этапы деятельности [9, с. 42]. Подчеркнем, что «педагогика воспитательных отношений предполагает начало работы не с постановки цели перед детьми, а с совместной со школьниками диагностики и выработки целей, что и будет способствовать приобретению, а в дальнейшем закреплению у детей опыта самоопределения в жизненных ситуациях» [10, с. 42]. В полной мере согласны с Г.Ю. Ксензовой в том, что «нужна такая организация деятельности, при которой воспитатели и воспитанники совместно включаются во все ее компоненты» [11, с. 42]:

- совместно выявляют проблемы жизнедеятельности и вырабатывают цели по их решению;

- вместе планируют предстоящую деятельность;

- сообща думают, как лучше ее организовать;

- вместе осуществляют задуманное;

- совместно анализируют сделанное, извлекая уроки на будущее.

Схематично структуру совместной деятельности можно представить как последовательно совершаемые вместе с воспитанниками следующие действия:

1) анализ ситуации, в которой и для улучшения которой деятельность будет организована;

2) выдвижение цели и постановка задач;

3) отбор содержания и средств достижения цели;

4) реализация содержания и средств;

5) анализ и оценка результатов;

6) корректировка последующих действий.

Ценными в плане проектирования содержания подготовки по овладению будущими педагогами механизмами организации совместной воспитательной деятельности обучающихся являются взгляды Г.Ю. Ксензовой на условия подобного продуктивного взаимодействия: «Организация реального сотрудничества и гуманное педагогическое мышление выступают как необходимое условие сотрудничества воспитателей и воспитанников» [12, с. 43]. Принципиальное значение имеют и положения исследователя о том, что «отношения сотрудничества могут культивироваться только при условии осмысленного и добровольного участия в совместной деятельности», а «воспитательная деятельность не может состояться, если кто-то в ней участвует по принуждению» [13, с. 44], характеризующие предпосылки обеспечения истинного сотрудничества воспитателя и воспитанников. В целом солидарны с мнением Г.Ю. Ксензовой в том, что «совместная воспитательная деятельность, в основе которой лежат субъект-субъектные отношения, становится катализатором обновления воспитательной системы в целом, преодоления авторитаризма» [14, с. 50].

Изложенное понимание сущности и характеристик совместной воспитательной деятельности дает нам основание утверждать, что она является процессом, организованным на основе деятельностного подхода. Вслед за Е.Н. Степановым и Л.М. Лузиной основной целью данного подхода считаем развитие субъектности, индивидуальности ребенка, его способности не просто осуществлять реактивную деятельность (как ответ на требования воспитателя) [15], а проявлять истинную активность, основанную на потребностях воспитанника, его желании проявлять инициативу, принимать решения.

В соответствии с данным пониманием деятельностного подхода к воспитанию основной задачей педагога-воспитателя является инициирование действий обучающихся в рамках всех структурных компонентов воспитательной деятельности: от целеполагания до анализа. На основании анализа взглядов Г.Ю. Ксензовой, Е.Н. Степанова, а также и других ученых можно утверждать, что деятельностный подход в работе с обучающимися реализуется в том случае, если педагогу удается пробудить у них потребность в осуществлении деятельности, подвести обучающихся к осознанию ее смыслов, мотивации и целеполаганию, предвидению результатов.

К сожалению, наблюдение за деятельностью педагогов-практиков позволяет делать вывод о низком уровне сформированности у них умений по реализации деятельностного подхода в воспитании. Для подтверждения сказанного было проведено анкетирование педагогов ряда школ г. Сургута (МБОУ СОШ № 32, 3, 45), молодых педагогов из Сургутского района, участников форума «Молодой педагоги и вызовы времени», традиционно организуемого в Сургутском государственном педагогическом университете. В исследовании участвовало 34 педагога, являющихся классными руководителями на разных уровнях общего образования: начального, основного, среднего общего образования. Опрос педагогов-практиков школ показал, что воспитательную деятельность они чаще всего отождествляют с термином «воспитательная работа», а совместную воспитательную деятельность - с воспитательной работой со всем классом. Кроме того, главным

признаком совместной воспитательной деятельности опрошенные назвали количественный состав ее участников: совместная деятельность, по их мнению, организуется со всем детским сообществом, а работа с одним воспитанником является индивидуальной. Качественные характеристики совместной воспитательной деятельности, отраженные в положениях Г.Ю. Ксензовой, респондентами не выделяются в качестве основных. Участники исследования не осознают, что совместная деятельность - это планомерная работа воспитателя и воспитанников над совместным определением цели предстоящего дела, выбором средств ее достижения, осуществлением задуманного и анализом полученного результата.

Анкетирование также показало следующие результаты:

- выявляют проблемы жизнедеятельности классного сообщества и вырабатывают цели по их решению во взаимодействии с учащимися 10 % респондентов из числа педагогов-практиков -классных руководителей;

- вместе с детьми планируют предстоящую деятельность (на учебный год или в рамках отдельно взятых воспитательных мероприятий) 13 % респондентов;

- совместно со школьниками думают, как лучше организовать предстоящую деятельность, 21 % респондентов,

- вместе с классом осуществляют задуманное 32 % респондентов (при этом под данным процессом многими понимается совместная реализация предложений классного руководителя);

- анализируют сделанное, извлекая уроки на будущее, взаимодействуя со школьниками на равных, 9 % респондентов.

Педагоги-практики затруднились назвать способы обеспечения заинтересованного и добровольного участия воспитанников в совместной деятельности класса, а приводимые ими примеры свидетельствовали о принудительном характере привлечения воспитанников к такого рода взаимодействию. К числу причин невозможности организации совместной воспитательной деятельности педагогами были отнесены следующие: низкая социальная активность обучающихся, их занятость в сфере дополнительного образования, недостаточная компетентность, чрезмерная загруженность классных руководителей учебным процессом, нехватка времени на организацию совместной воспитательной деятельности в соответствии с деятельностным подходом. Выявленные проблемы реальной педагогической практики позволяют сделать вывод о недостаточной готовности учителей к организации совместной воспитательной деятельности с обучающимися.

В ходе исследования было также обнаружено, что предположения студентов 2 курса направления 44.03.01 Педагогическое образование, приступивших к изучению учебной дисциплины «Педагогика», касающиеся признаков совместной воспитательной деятельности со школьниками, далеки от истины. Будущие педагоги не различают понятия «воспитательная работа», «воспитательная деятельность», «совместная воспитательная деятельность». В связи с вышесказанным актуализируется необходимость совершенствования процесса подготовки будущих педагогов к решению профессиональной задачи по организации совместной воспитательной деятельности обучающихся школы.

Содержание и методика подготовки педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся спроектированы в соответствии с рабочими учебными планами по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и с компетентностной моделью выпускника (общей характеристикой компонентов компетенций). Под компетентностной моделью выпускника понимается обобщенная характеристика планируемых целей и результатов освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО). Это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, описывающие, что должен будет в состоянии делать студент/выпускник по завершении всей образовательной программы или ее части. Она включает в себя описание содержания компетенций, выраженных через определенную структуру, элементами которой являются знаниевый, ориентировочный, операциональный компоненты и опыт, содержание дисциплин учебного плана и матрица соотношения компетенций и дисциплин.

В модели контроля по компетенции «ОПК-3. Способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями» в соответствии с требованиями ФГОС обозначено, какими навыками следует овладеть бакалавру для подготовки к решению задачи по организации совместной воспитательной деятельности обучающихся школы:

1. Постановка целей, соответствующих заданному типу взаимодействия.

2. Выбор организационных форм проведения совместной воспитательной деятельности с обучающимися.

3. Планирование общей работы.

4. Организация совместной воспитательной деятельности с обучающимися.

5. Оценка результатов взаимодействия.

6. Анализ эффективности организации совместной воспитательной деятельности с обучающимися.

В соответствии с рабочими учебными планами по направлениям подготовки 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование в функциональной карте компетенции ОПК-3 указаны учебные дисциплины и практики, призванные обеспечить подготовку будущего педагога к организации совместной воспитательной деятельности: психология; педагогика; проектная деятельность педагога; основы вожатской деятельности; психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса; педагогическая практика (по организации воспитательной деятельности); педагогическая практика (летняя) и другие дисциплины [16].

В нашем исследовании решается задача раскрытия роли лишь некоторых учебных дисциплин и производственных практик в подготовке будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся. На основе компетентностной модели выпускника по всем дисциплинам и практикам спрогнозированы ожидаемые и измеряемые результаты формирования компетенции ОПК-3 по компонентам: когнитивный (знание), ориентировочный (владение), операциональный (умение), опыт (наличие опыта). Обозначим роль дисциплины «Педагогика» в достижении результатов формирования указанной компетенции. Когнитивный компонент компетенции представляет собой совокупность следующих результатов: знание особенностей совместной воспитательной деятельности; направлений воспитательной деятельности в общеобразовательной организации; методов и технологий организации совместной воспитательной деятельности. Ориентировочный компонент представляет собой совокупность следующих формируемых результатов: владение умением выбирать организационные формы проведения воспитательной деятельности; определять состав и последовательность действий по разработке воспитательных занятий в различных формах в соответствии с задачами и направлениями воспитательной деятельности; анализировать эффективность применения различных ее форм в зависимости от решаемых задач; оценивать результаты выбранной формы организации воспитательной деятельности [17]. В рамках учебной дисциплины «Педагогика» бакалавры овладевают педагогическими технологиями, необходимыми для организации совместной воспитательной деятельности обучающихся: целепола-гания и постановки задач духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся; коллективного планирования воспитательной деятельности; коллективной творческой деятельности (КТД), технологии рефлексии, личностно-ориентированного классного часа [18].

В курсе «Основы вожатской деятельности» в соответствии с компетентностной моделью выпускника предусмотрено формирование следующих компонентов компетенции ОПК-3: знание направлений, содержания воспитательной деятельности вожатого в детском коллективе; форм организации совместной воспитательной деятельности в соответствии с направлениями воспитательной деятельности вожатого в детском коллективе; владение умением контролировать процесс организации воспитательной деятельности в детском коллективе; реализовывать различные формы организации совместной воспитательной деятельности в детском коллективе [19].

В соответствии с компетентностной моделью выпускника предусмотрено формирование операционального, опытного компонентов компетенции по организации совместной воспитательной деятельности обучающихся в рамках педагогической практики по организации воспитательной деятельности в общеобразовательной организации, а также в рамках летней педагогической практики в детском оздоровительном лагере, включающего умение реализовать различные формы организации совместной воспитательной деятельности в детском коллективе; опыт ее реализации с применением различных технологий воспитания [20].

Предусмотренные программами различные виды деятельности и задания в рамках данных практик призваны обеспечить достижение результатов формирования компонентов компетенции по осуществлению совместной воспитательной деятельности. Перечислим некоторые из них: организация с обучающимися коллективного творческого дела; подготовка ситуационного классного часа (как средства рефлексивного самовоспитания); совместная с обучающимися разработка социального проекта; организация коллективного планирования и анализа во временном детском коллективе в условиях детского оздоровительного лагеря и другие [21].

За период внедрения компетентностной модели выпускника - с 2019-2020 учебного года -по настоящий период обнаружились некоторые недочеты в обеспечении реализации компонентов компетенции ОПК-3, связанных с подготовкой бакалавров к осуществлению совместной воспитательной деятельности. Так, в функциональной карте компетенции формулировки результатов по всем компонентам не в полной мере соответствуют научно-обоснованной трактовке понятия «совместная воспитательная деятельность», они раскрываются весьма лаконично, по этой причине спроектированное в соответствии с моделью содержание дисциплин и практик по данному аспекту

подготовки бакалавров также неидеально. На наш взгляд, данная модель должна подвергнуться позитивным изменениям в сторону конкретизации образовательных результатов по подготовке будущих педагогов к осуществлению совместной воспитательной деятельности, обозначения межпредметных преемственных связей различных психолого-педагогических дисциплин и практик в решении данной задачи. Должна быть уточнена роль каждой дисциплины и каждого вида практик в овладении будущими педагогами навыками по решению обозначенной профессиональной задачи, детализированы критерии оценки действий будущих педагогов, определены и уточнены адекватные оценочные средства. Таким образом, вопрос проектирования и коррекции содержания, поиска в учебном процессе эффективных способов подготовки будущих педагогов к осуществлению совместной воспитательной деятельности остается на сегодня актуальным.

Следует назвать и другую проблему подготовки бакалавров к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся. Готовы ли психологически будущие педагоги к совместной воспитательной деятельности обучающихся? Опрос студентов 4 курса направления 44.03.01 Педагогическое образование показал, что всего лишь 43 % будущих педагогов из 42 участников настроены на выполнение обобщенной трудовой функции по воспитательной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом педагога [22]. Это означает, что обучение для студентов является более предпочтительной и привлекательной трудовой функцией и видом педагогической деятельности. Следовательно, проблема мотивации будущих учителей к осуществлению воспитательной деятельности также относится к числу актуальных.

Для определения путей решения данной проблемы первоначально мы попытались разобраться в ее причинах. Были проанализированы учебные планы направлений 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование. Выяснилось, что 87 % основных дисциплин связаны с подготовкой будущих педагогов к осуществлению трудовой функции обучения, лишь 13 % осваиваемых ими учебных предметов направлены на формирование у будущих педагогов способности к осуществлению воспитательной деятельности. 79 % вариативных курсов также связаны с подготовкой педагогов к осуществлению ими трудовой функции обучения, а лишь 11 % - воспитательной деятельности. Следовательно, очевидна необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся в плане разработки и внедрения в учебный процесс соответствующих дисциплин вариативной части учебного плана по направлениям 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Преподаваемые дисциплины были также проанализированы на предмет использования потенциальных возможностей в подготовке бакалавров к совместной воспитательной деятельности обучающихся. Выяснилось, что лишь незначительное количество дисциплин в учебных планах по направлению подготовки имеют отношение к формированию компетенции по осуществлению совместной воспитательной деятельности. Это подтверждает необходимость усиления роли дисциплин в подготовке бакалавров к организации совместной воспитательной деятельности, пересмотра их научно-обоснованного содержания, детализации компонентов ОПК-3 в компетентностной модели выпускника.

Возможность компенсировать обозначенную недостаточную направленность учебных дисциплин на формирование готовности будущего педагога к организации совместной воспитательной деятельности видится нам также через организацию внеаудиторной деятельности студентов по педагогике и другим дисциплинам психолого-педагогического модуля. Основная задача по решению данной проблемы связана с демонстрацией привлекательности данного вида педагогической деятельности. В СурГПУ используются следующие способы решения названной задачи: организация студенческих творческих объединений, педагогических отрядов; участие во внутри-вузовских и всероссийских конкурсах студенческих программ, реализация проектов и практик «Вожатые - школе»; участие во внутривузовском конкурсе «Мой проект - вузу»; организация мастер-классов по овладению студентами современными воспитательными практиками; встречи с педагогами-практиками - успешными классными руководителями.

Кураторская деятельность в вузе, осуществляемая по принципам деятельностного подхода в воспитании и демонстрирующая студентам образцы организации совместной воспитательной деятельности, позволяет им на практике освоить многие умения и навыки. Это еще одна возможность мотивации будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности с обучающимися в общеобразовательной организации.

Большим педагогическим потенциалом в подготовке бакалавров к организации совместной воспитательной деятельности школьников, как показал личный опыт работы в качестве куратора, обладают применяемые в работе с группой следующие технологии: технология организации коллективного планирования деятельности группы; технология коллективного творческого дела (например, квест-игры «Никто не забыт, ничто не забыто»); технология коллективного анализа

деятельности (в форме «Огонька» и с применением разнообразных рефлексивных приемов); деловые игры (например, «Адаптация в вузе: проблемы, аргументы, решения»).

Интеграция учебного процесса и внеаудиторной деятельности по дисциплинам, осуществление учебного процесса и воспитательной деятельности в вузе на основе деятельностного подхода призваны способствовать решению проблемы психологической мотивации, а также подготовки будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся в школе.

В СурГПУ сложился некоторый опыт методического сопровождения деятельности начинающих классных руководителей, в частности, и по проблемам организации совместной воспитательной деятельности со школьниками. В рамках традиционно организуемого в вузе форума «Молодой педагог и вызовы времени» реализуются методические площадки и мастер-классы по следующим темам: «Проектирование ситуаций деятельностного воспитания обучающихся»; «Технология планирования коллективного творческого дела»; «Формирование лидерских качеств у обучающихся с использованием игровых технологий»; «Взаимодействие педагога с родителями»; «Молодой педагог и проблемы дисциплины обучающихся»; «Использование игры в деятельности классного руководителя как средства обучения детей коммуникации»; «Профилактика буллинга в образовательной среде».

Резюмируя содержание статьи, следует подчеркнуть, что выводы о необходимости совершенствования процесса подготовки будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности в свете актуальных законодательных и нормативных документов в высшем и общем образовании, результатов исследования и анализа реального состояния данного аспекта практики воспитательной деятельности неоспоримы.

Проектирование содержания и методики подготовки будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся школы целесообразно осуществлять на основе компетентностной модели выпускника по направлениям 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование. Результаты формирования готовности у будущих педагогов к осуществлению совместной воспитательной деятельности обучающихся, а именно когнитивный, ориентировочный, операциональный компоненты компетенции, опыт, необходимо проектировать с учетом научно-обоснованного содержания понятий «совместная воспитательная деятельность», «деятельност-ный подход в воспитании». Следует также учитывать возникающие у педагогов-практиков, молодых педагогов затруднения и проблемы в аспекте организации совместной воспитательной деятельности обучающихся.

Поскольку в соответствии с учебным планом подготовки по направлениям 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование главная роль в подготовке будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся принадлежит психолого-педагогическим дисциплинам и практикам, следует конкретизировать их результаты в данном аспекте, уточнить межпредметные, преемственные связи между ними, критерии оценки и оценочные средства.

Недостаточная направленность другой части учебных дисциплин на формирование психологической мотивации и готовности будущего педагога к организации совместной воспитательной деятельности может быть компенсирована организацией внеаудиторной деятельности студентов по педагогике и другим дисциплинам психолого-педагогического модуля, кураторской деятельностью на основе деятельностного подхода в воспитании бакалавров. Основная задача названных видов деятельности - демонстрация будущим педагогам привлекательности и образца организации совместной воспитательной деятельности с обучающимися, формирование практических умений и навыков. Профессорско-преподавательскому коллективу вуза следует шире практиковать в рамках внеаудиторной и кураторской деятельности такие способы подготовки будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся, как проектная деятельность, деятельность студенческих объединений, конкурсы студенческих программ, практик, проектов «Вожатые - школе», предполагающих их реальное совместное осуществление во взаимодействии со школьниками, мастер-классы опытных классных руководителей. В качестве одного из способов решения проблемы подготовки педагогов к организации совместной воспитательной деятельности с обучающимися рекомендуется методическое последипломное сопровождение начинающих классных руководителей.

Список источников:

1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 12.05.2021).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.0l Педагогическое образование (с изменениями и дополнениями от 8 февраля 2021 г.) [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/71897858/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 12.05.2021).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (с изменениями и дополнениями от 8 февраля 2021 г.) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/71897864/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 12.05.2021).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование ... ; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) .

5. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. 368 с.

6. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова [и др.] ; под общ. ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. М., 2006. 336 с.

7. Там же. С. 34.

8. Ксензова Г.Ю. Психологические основы воспитательной деятельности учителя : монография. М., 2004. 224 с.

9. Ксензова Г.Ю. Указ. соч. С. 42.

10. Там же.

11. Там же.

12. Там же. С. 43.

13. Там же. С. 44.

14. Там же. С. 50.

15. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2003. 160 с.

16. Рабочий учебный план по программе бакалавриата 44.03.01. Педагогическое образование (направленность «Изобразительное искусство»). Сургут, 2021. 6 с. ; Рабочий учебный план по программе бакалавриата 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность «Математика и начальное образование). Сургут, 2021. 8 с.

17. Учебная программа Б1.0.05.03 Педагогика (направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», направленность «Изобразительное искусство») / сост. М.Г. Худенева. Сургут, 2021. 48 с.

18. Там же.

19. Аннотация Б1.0.05.08 Основы вожатской деятельности (направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность «Изобразительное искусство» [Электронный ресурс] // Сургутский государственный педагогический университет. URL: http://www.surgpu.ru/media/uploads/2020/11/18/annot_b03_28082020.pdf (дата обращения: 12.05.2021).

20. Практика Б2.0.08 (П) Педагогическая практика (летняя) : программа для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность «Математика и начальное образование), уровень бакалавриата / сост. М.Г. Худенева. Сургут, 2020. 38 с. ; Практика Б2.0.06 (П) Педагогическая практика (по организации воспитательной деятельности) : программа для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность «Математика и начальное образование), уровень бакалавриата / сост. М.Г. Худенева. Сургут, 2020. 36 с.

21. Там же.

22. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 12.05.2021).

Информация об авторе М.Г. Худенева - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогического и специального образования, Сургутский государственный педагогический университет, Тюменская область, Сургут, Россия.

Information about the author M.G. Khudeneva - Associate Professor, PhD in Pedagogy, Surgut State Pedagogical University, Туитеп région, Surgut, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.06.2021 ;

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 18.06.2021 ;

Принята к публикации / Accepted for publication 24.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.