Научная статья на тему 'Формирование компетенций студентов для работы с временным детским коллективом в период практики'

Формирование компетенций студентов для работы с временным детским коллективом в период практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
COMPETENCES / SUMMER PEDAGOGICAL PRACTICE / TEMPORARY TEAM OF CHILDREN / ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM / КОМПЕТЕНЦИИ / ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярмакеев Искандер Энгелевич, Ахмадуллина Римма Маратовна, Валиахметова Нелли Раисовна

Статья посвящена актуальной проблеме педагогического образования поиску эффективных средств формирования профессиональных компетенций студентов будущих педагогов для осуществления воспитательной деятельности в период практики. Несмотря на тенденцию усиления практикоориентированного подхода к обучению, сохраняется разрыв между теоретическими знаниями и формируемыми на их основе компетенциями. Это особенно проявляется в области подготовки к воспитательной деятельности, так как акцент традиционно делается в сторону предметного обучения по специальности. По мнению авторов статьи, этот вопрос приобрел значимость в связи с появлением нового вида производственной практики летней педагогической. В этот период студенты осуществляют свою деятельность во временных детских коллективах, которые имеют свою специфику, значительно затрудняющую воспитательную работу. По мнению авторов, существенную поддержку студентам для работы в этих условиях может оказать курсовая подготовка в системе дополнительного образования. В работе излагаются теоретические положения, касающиеся специфических особенностей временных детских коллективов, анализируются типичные проблемы, возникающие у студентов при работе в них. Авторами статьи разработана дополнительная образовательная программа курсов «Педагогическое мастерство вожатых», направленная на формирование профессиональных компетенций студентов будущих педагогов для работы во временных детских коллективах в период педагогической практики. Программа экспериментально апробирована и доказала свою эффективность. Статья может быть рекомендована преподавателям и самим студентам для решения задач формирования профессиональных педагогических компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярмакеев Искандер Энгелевич, Ахмадуллина Римма Маратовна, Валиахметова Нелли Раисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING STUDENTS’ COMPETENCES FOR WORKING WITH A TEMPORARY TEAM OF CHILDREN DURING TEACHING PRACTICE

The article explores effective means of developing professional competence in students-future teachers to enhance their skills in conducting educational activities during teaching practice. Despite the tendency to strengthen the practice-oriented approach to learning, there exists a gap between theoretical knowledge of students and competences, formed on its basis. This is particularly evident in their preparation for the personal development of children, since the emphasis is traditionally placed on the subject-based specialty training. We believe, this issue has gained importance due to a new type of professional experience and that is summer pedagogical practice. During this period students carry out their activities in temporary children`s groups, which have their own specifics, significantly impeding educational work. We assume, this type of training should be provided within the system of additional education. The article sets out theoretical provisions, concerning specific features of a temporary group of children, and analyzes typical problems that students face while working with them. We have elaborated an additional educational program of the course “Pedagogical Expertise of Children’s Leaders”, aimed at the development of professional competencies in students-future teachers to enhance their skills in conducting educational activities in temporary groups of children during teaching practice. The program has experimentally proved its effectiveness. This article can be recommended to teachers and students to solve the problems of developing professional pedagogical competencies.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций студентов для работы с временным детским коллективом в период практики»

УДК 37.02

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В ПЕРИОД ПРАКТИКИ

© Искандер Ярмакеев, Римма Ахмадуллина, Нелли Валиахметова

DEVELOPING STUDENTS' COMPETENCES FOR WORKING WITH A TEMPORARY TEAM OF CHILDREN DURING TEACHING PRACTICE

Iskander Yarmakeev, Rimma Akhmadullina, Nelly Valiakhmetova

The article explores effective means of developing professional competence in students-future teachers to enhance their skills in conducting educational activities during teaching practice. Despite the tendency to strengthen the practice-oriented approach to learning, there exists a gap between theoretical knowledge of students and competences, formed on its basis. This is particularly evident in their preparation for the personal development of children, since the emphasis is traditionally placed on the subject-based specialty training. We believe, this issue has gained importance due to a new type of professional experience and that is summer pedagogical practice. During this period students carry out their activities in temporary children's groups, which have their own specifics, significantly impeding educational work.

We assume, this type of training should be provided within the system of additional education. The article sets out theoretical provisions, concerning specific features of a temporary group of children, and analyzes typical problems that students face while working with them.

We have elaborated an additional educational program of the course "Pedagogical Expertise of Children's Leaders", aimed at the development of professional competencies in students-future teachers to enhance their skills in conducting educational activities in temporary groups of children during teaching practice. The program has experimentally proved its effectiveness.

This article can be recommended to teachers and students to solve the problems of developing professional pedagogical competencies.

Keywords: competences, summer pedagogical practice, temporary team of children, additional educational program.

Статья посвящена актуальной проблеме педагогического образования - поиску эффективных средств формирования профессиональных компетенций студентов - будущих педагогов - для осуществления воспитательной деятельности в период практики. Несмотря на тенденцию усиления практикоориентированного подхода к обучению, сохраняется разрыв между теоретическими знаниями и формируемыми на их основе компетенциями. Это особенно проявляется в области подготовки к воспитательной деятельности, так как акцент традиционно делается в сторону предметного обучения по специальности. По мнению авторов статьи, этот вопрос приобрел значимость в связи с появлением нового вида производственной практики - летней педагогической. В этот период студенты осуществляют свою деятельность во временных детских коллективах, которые имеют свою специфику, значительно затрудняющую воспитательную работу.

По мнению авторов, существенную поддержку студентам для работы в этих условиях может оказать курсовая подготовка в системе дополнительного образования. В работе излагаются теоретические положения, касающиеся специфических особенностей временных детских коллективов, анализируются типичные проблемы, возникающие у студентов при работе в них.

Авторами статьи разработана дополнительная образовательная программа курсов «Педагогическое мастерство вожатых», направленная на формирование профессиональных компетенций студентов - будущих педагогов - для работы во временных детских коллективах в период педагогической практики. Программа экспериментально апробирована и доказала свою эффективность.

Статья может быть рекомендована преподавателям и самим студентам для решения задач формирования профессиональных педагогических компетенций.

Ключевые слова: компетенции, летняя педагогическая практика, временный детский коллектив, дополнительная образовательная программа.

Практикоориентированная направленность образования как необходимое условие высокого качества подготовки будущих педагогов обеспечивается реализацией компетентностного подхода. Содержание образования представляется как набор компетенций, и возникает потребность в интеграции знаний, умений. При этом сама профессиональная компетентность понимается как способность успешно решать функциональные задачи, в том числе творческого и проблемного характера, составляющие сущность профессиональной деятельности [Ахмадуллина, Валиахме-това].

Компетенции, рассматриваемые как общие способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, приобретаются во всех видах образовательной практики. Однако, учитывая, что компетентность является деятельност-ной характеристикой, отражающей субъектную позицию студента, для её формирования необходимы активные и интерактивные формы обучения, практикоориентированный характер деятельности.

Данное условие заложено в действующих ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.01, 44.03.05 «Педагогическое образование». В них предусмотрено увеличенное количество часов практических занятий по сравнению с аудиторными, а также расширено количество часов (трудоемкость) практики, при этом длительность и виды практики могут быть регламентированы самим вузом [Федеральный государственный образовательный стандарт...].

Однако, несмотря на принимаемые меры в области модернизации педагогического образования, проблема формирования профессиональной компетентности будущих педагогов по-прежнему остается достаточно актуальной. Фактически все исследователи продолжают указывать на отсутствие должного качества подготовки будущего учителя, разрыв теории и практики, необходимость обеспечения практико-ориенти-рованного характера образования. Многочисленные научные публикации, посвященные вышеназванной проблематике, свидетельствует о том, что недостатки подготовки будущего учителя до сих пор не устранены [Федина].

Данную проблему актуализирует, на наш взгляд, и недостаточный уровень сформирован-ности компетенций, необходимых для осуществления воспитательной деятельности. Причины этой ситуации, с одной стороны, могут быть связаны с преобладанием теоретической направленности обучения над практической, что противоречит условиям компетентностного подхода; с другой - больше внимания уделяется подготовке

будущих педагогов к предметной образовательной деятельности, нежели воспитательной. При этом важно учесть, что профессия педагога обязывает студента овладеть «не только знаниями в области будущего предмета преподавания, но и рядом особых профессиональных умений, связанных с общением с воспитанниками, коллегами, родителями, ему необходимо стать организатором детского коллектива, научиться быть его лидером» [Бунтова, с. 49].

На формирование компетенций в области воспитательной деятельности направлена в первую очередь производственная летняя педагогическая практика, выступающая одним из этапов в преемственной системе целостного построения педагогической практики в вузе.

Предполагается, что в процессе прохождения летней практики в детских лагерях труда, отдыха и оздоровления студенты совершенствуют умения планирования воспитательной работы, развивают коммуникативные навыки через выстраивание отношений с детьми; учатся организовывать их досуг; выявлять и учитывать индивидуальные особенности воспитанников; осуществляют деятельность, направленную на умственное, нравственное, физическое, патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание; формируют детский коллектив. Важно обратить внимание на то, что поскольку практика осуществляется в условиях детского лагеря, то речь идет о работе во временных детских коллективах.

Временный детский коллектив - малая группа детей, объединенных с целью организации их жизнедеятельности в детском лагере, которому присущи особые специфические характеристики:

1) кратковременность функционирования, обуславливающая необходимость интенсивного темпа создания воспитательной среды, организации деятельности, развития коллектива и отдельной личности;

2) он требует строгой логической последовательности действий педагога - от формирования до завершения функционирования коллектива. Ее соблюдение позволяет воспитанникам не только благополучно адаптироваться в новых условиях, но и с интересом участвовать в жизни коллектива, проявить себя и саморазвиваться;

3) ускоренный процесс адаптации школьников. В этой связи важно создать оптимальные психологические условия для ее благополучного формирования;

4) неоднородность состава воспитанников (из разных городов, разных классов, школ). Это значительно обогащает опыт общения и одновременно может спровоцировать конфликтность,

напряженность в отношениях. Педагогу важно учитывать этот фактор при выстраивании межличностных отношений в группе;

5) автономность от влияния прежнего окружения (семьи, классного коллектива, друзей). Это позволяет ребенку проявить себя в новом свете, не испытывая давления прежних сложившихся стереотипов, «быть другим». В этой ситуации педагог наделен усиленной степенью влияния.

Опыт по организации временного детского коллектива, получаемый в ходе летней педагогической практики, значительно расширяет содержание и повышает уровень профессионально-педагогической компетентности.

В то же время в период работы в летнем лагере студенты испытывают многочисленные трудности в работе:

1) недостаточно хорошо ориентируются в содержании соответствующих нормативных документов и не могут их применить для решения возникшей проблемной ситуации;

2) из-за отсутствия специальных навыков испытывают чувство неуверенности и страха в случае необходимости оказания первой медицинской помощи; не владеют знаниями о правилах охраны жизни и здоровья обучаемых;

3) затрудняются работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующими особого подхода и общения;

4) испытывают сложности работы в команде - с коллегами (напарником); недостаточно владеют этикой отношений с администрацией, родителями воспитанников;

5) трудно находят индивидуальный подход к детям в силу их социальных, культурных различий;

6) слабо владеют коммуникативными умениями: не всегда получается разрешать возникающие конфликтные ситуации; управлять детским коллективом; справляться с нарушениями дисциплины; выдерживать физические и эмоциональные нагрузки, владеть собой в стрессовых ситуациях;

7) испытывают сложности при организации массово-культурных мероприятий и др.

Для оказания квалифицированного сопровождения деятельности студентов-бакалавров в период летней педагогической практики в 2015 году нами была разработана дополнительная образовательная программа курсов «Педагогическое мастерство вожатых» [Дополнительная образовательная программа... ].

Ее основная цель - овладение студентами практическими умениями и навыками организации жизни и деятельности временных детских

коллективов в период летнего труда и отдыха. В задачи программы входили также:

- приобретение опыта по созданию временного детского коллектива, организации повседневной жизнедеятельности воспитанников и осуществлению индивидуального подхода к ним;

- овладение содержанием, а также различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы с детьми в летний период;

развитие умений творческого подхода для решения задач профессиональной деятельности при работе с детским коллективом и др.

Содержательная часть Программы была разработана на основе:

- теоретических положений научной психолого-педагогической литературы о специфике профессиональной деятельности педагога в условиях временных детских коллективов;

- анализа содержания рабочих программ учебных дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование» (бакалавриат);

- межпредметных связей дисциплин психолого-педагогического цикла;

- обобщения практического опыта работы организаций летнего труда, отдыха и оздоровления детей.

Студенты, прошедшие курсовую подготовку по программе, в целом более успешно справились с прохождением летней практики. Однако, как показали беседы, решение ряда проблем, обозначенных выше, вызвали у них затруднения. В общем, все студенты высказали пожелания:

- усилить практическую составляющую подготовки на курсах;

- шире знакомить с вариантами профильных / тематических смен и лагерей;

- приглашать для преподавания больше узких специалистов (медиков, представителей творческих профессий, игропедагогов, специалистов по психолого-педагогическому консультированию и т. д.).

В связи с этим нами было принято решение усовершенствовать программу на основе компе-тентностного подхода и реализовать ее в условиях педагогического эксперимента. Цель эксперимента - разработать и апробировать дополнительную образовательную программу, направленную на формирование компетенций студентов для работы с временным детским коллективом в период педагогической практики. В исследовании приняли участие 45 студентов 2 курса Института филологии и межкультурной коммуникации, которые пожелали пройти курсовую подготовку.

Эксперимент проходил в три этапа. На первом, констатирующем этапе, была проведена диагностика владения студентами компетенциями для работы во временных детских коллективах. С этой целью нами были разработаны специальные компетентностноориентированные задания. Они представляли собой пакеты кейсов, в содержание которых были включены проблемные ситуации, характерные для условий детских лагерей. По содержанию и организации материала это были кейсы, обучающие решению проблем; кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. По основным источникам, согласно классификации [Савельева], кейсы относились к практическим и отражали реальные жизненные ситуации.

Критерии оценки успешности решения кей-совых заданий были взяты из методики оценки уровня квалификации педагогических работников и адаптированы нами для целей исследования. Каждому критерию был присвоен соответствующий показатель в баллах. Студент получал 0 баллов, если предложенный вариант решения являлся антипедагогическим. То есть предлагается вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы воспитуемых (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т. д.) усилятся. Один балл присваивался, если был приведен возможный, но не конструктивный вариант разрешения проблемы. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный эффект будет минимальным. Негативное влияние решения на поведение и личностные характеристики ребенка в будущем практически не учитываются. Два балла соответствовали варианту решения, которое направлено на достижение положительного воспитательного эффекта. Демонстрируется внимательное отношение к воспитуемым, учитываются условия проблемной ситуации. Однако предложенное решение не учитывает последствия выбранного способа воздействия. Максимальные три балла давались за конструктивный вариант решения, который будет способствовать достижению педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме качеств личности ребенка. Решение педагогической задачи включает постановку педагогических целей, учет особенностей воспитуемых, предвидение возможных их ответных реакций и результатов воздействия [Профессионализм современного педагога.., с. 35].

В зависимости от суммы набранных баллов студенты были разделены на 3 уровня владения компетенциями для работы с временным детским коллективом: допороговый, пороговый и продвинутый. Как показали результаты диагно-

стики, на допороговом уровне находились 22,2 % студентов от общей выборки участников исследования (10 человек), на пороговом - 71,1 % (32 студента) и на повышенном уровне находились 3 студента или 6,7% испытуемых.

Далее на формирующем этапе эксперимента проходило собственно обучение студентов на курсах «Педагогическое мастерство вожатых». Образовательная программа курсов была скорректирована с учетом выявленных ранее проблем в деятельности вожатых и пожеланий студентов предыдущего года обучения. Теоретическую основу содержания обучения составили контекстный и компетентностный подходы. Для этого, помимо вышеназванных источников формирования содержания, нами были проанализированы образовательные стандарты по направлению подготовки «Педагогическое образование» и Проект профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» [Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ...].

В таблице 1 представлен фрагмент программы курса, демонстрирующий соответствие изучаемых модулей, тем и формируемых компетенций.

Таблица 1.

Фрагмент программы курса «Педагогическое мастерство вожатых»

Наименование модулей, разделов и тем программы «Педагогическое мастерство вожатых» Общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК) компетенции (ФГОС ВПО) Знания, умения (Проект профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)»)

Модуль 1. «Нормативно-правовые основы деятельности вожатого»

Тема: Функции и должностные обязанности вожатого в детском лагере. Документы, регулирующие деятельность педагога детского оздоровительного учреждения. - способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7); - готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования (ОПК-4); Знать законодательные и иные нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, в том числе международные, в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, в сфере деятель-

Педагогическая этика вожатого.

-владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5).

ности детских и молодежных общественных организаций; локальные акты внутреннего трудового распорядка организации отдыха детей и их оздоровления.

Модуль 2. «Организация летнего отдыха школьников»

Тема: Воспитательная система детского оздоровительного лагеря. Особенности формирования временного детского коллектива в условиях детского лагеря.

Тема: Художественно-творческая деятельность в лагере. Формы работы с песней и музыкой.

- готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

- способность работать в команде, то-лерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5).

- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7).

Знать основы планирования деятельности временного детского коллектива в соответствии с планом работы организации отдыха и оздоровления детей.

Уметь находить, отбирать и использовать материалы для проведения мероприятий во временном детском коллективе, нацеленных на формирование коллектива, его развитие.

Уметь находить, отбирать и представлять информацию о возможностях участия в конкурсах и проектах, нацеленных на развитие личностных качеств отдельных участников и всего объединения в целом.

Модуль 3. «Психолого-педагогические основы деятельности вожатого»

Тема: Особенности работы с детьми разных возрастов. Психологические средства, используемые вожатым для конструктив-

- способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе

Знать возрастные особенности детей; учитывать возрастной подход в развитии детского объединения.

Уметь планиро-

ного взаимодействия с ребенком.

особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2).

вать деятельность детского общественного объединения с учетом мнения обучающихся.

Модуль 4. «Методические основы работы вожатого»

Тема: Виды массовых мероприятий и дел, методика их подготовки и проведения КТД. Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия.

- способность разрабатывать и реали-зовывать культурно-

просветительские программы (ПК-14);

- способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13).

Знать подходы к организации мотивационных мероприятий организации отдыха и оздоровления детей. Знать технологии проведения мероприятий во временном детском коллективе (группе, подразделении, объединении), нацеленных на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния.

Технологическую основу реализации программы составили интерактивные обучающие практики, тренинги, проектные творческие задания и педагогические кейсы проблемного характера.

На заключительном контрольном этапе эксперимента, по окончании обучения на курсах, студентам вновь было предложено пройти диагностику сформированности компетенций для работы с временным детским коллективом. Кейсо-вые задания для диагностики были построены по тем же принципам, что и на контрольном этапе, сущность проблемных ситуаций была похожей, контекст отличался. При этом были получены следующие результаты: повышенный уровень владения компетенциями продемонстрировали 17 студентов (37,8 % от выборки); пороговое значение было отмечено у 28 человек (62,2 % обучаемых); на допороговом уровне студентов не оказалось. На рисунке 1 представлены данные о количестве студентов на разных уровнях владения компетенциями на констатирующем и контрольном этапах исследования.

□ Количество студентов в % от выборки на консташруюшем

] Количество студентов в % от выборки на контрольном этапе

допороговыи пороговый повышенный

уровень владения уровень владения уровень владения компетенциями компетенциями компетенциями

Рис. 1. Количество студентов на допороговом, пороговом и повышенном уровнях владения компетенциями на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Таким образом, результаты проведенного исследования убедительно доказывают, что процесс формирования компетенций для воспитательной деятельности в целом и для работы с временным детским коллективом, в частности, будет эффективным, если будет организована целенаправленная, предварительная подготовка к процессу летней педагогической практики через включение соответствующих модулей в преподаваемые дисциплины психолого-педагогического блока, а также организацию курсов дополнительного образования по подготовке вожатых. Принципиально важным является осуществление диагностики с целью предупреждения возможных затруднений для работы с детским коллективом; обучение будущих педагогов на практи-коориентированной основе. В ходе подготовки целесообразно включать студента в различные формы активной учебной деятельности (интерактивные практики обучения, тренинги, проектные творческие задания и педагогические кейсы проблемного характера), имитирующие ситуации реальной деятельности, которые позволили бы осознать возможные трудности и найти способ их конструктивного решения.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ахмадуллина Р. М., Валиахметова Н. Р. Конструирование компетентностно-ориентированных заданий в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов / Образование и саморазвитие. 2012. №4(32). С.49- 54 // Вестник Пензенского государственного университета. 2014. № 1 (5). C. 49-52.

Дополнительная образовательная программа курсов «Педагогическое мастерство вожатых» Шифр образовательного направления (по лицензии): 44.03.11 Номер по лицензии: № 1664 от 22 сентября 2015. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F311233577/

Pedagogicheskoe.masterstvo.vozhatyh.pdf. (дата обращения: 20.11.2018).

Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта „Специалист, участвующий в организации

деятельности детского коллектива (вожатый)" (подготовлен Минтрудом России 13.07.2018)». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56658512/ (дата обращения: 15.07.2018).

Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В. Д. Шадрикова. Москва: Логос, 2011. 168 с. С.35- 36.

Савельева М. Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие / Ижевск, УдГУ, 2013. 94 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Зарегистрировано в Минюсте России 02 марта 2016 г. № 41305. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 12 марта 2019 г.).

Федина Н. В. Проблемы педагогической практики и пути их решения. Вестник ВГУ. 2016. №3. С.75- 81.

References

Ahmadullina, R. M., Valiahmetova, N. R. (2012).

Konstruirovanie kompetentnostno-orientirovannyh

zadanii v protsesse professional'no-pedagogicheskoi podgotovki studentov [Designing Competence-Oriented Tasks in the Process of Professional and Pedagogical Training of Students]. Obrazovanie i samorazvitie, No. 4(32), pp. 49- 54. (In Russian)

Buntova, A. V. (2014). Soderzhanie professional'noi deiatel'nosti sovremennogo pedagoga [The Content of Professional Activities of the Modern Teacher]. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 1(5). pp. 49-52. (In Russian)

Dopolnitel'naia obrazovatel'naia programma kursov "Pedagogicheskoe masterstvo vozhatyh" Shifr obrazovatel'nogo napravleniya (po licenzii): 44.03.11 Nomer po licenzii: № 1664 ot 22 sentyabrya 2015. [Additional Educational Program "Pedagogical Expertise of Children's Leaders". Code of the educational direction (for license): 44.03.11 the Number of the license: No. 1664, dated September 22, 2015]. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F311233577/Pedagogicheskoe. masterstvo.vozhatyh.pdf. (accessed: 20.02.2019). (In Russian)

Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniia uroven' vysshego obrazovaniia bakalavriat. Napravlenie podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumia profiliami podgotovki). Zaregistrirovano v Miniuste Rossii 02 marta 2016 g. № 41305. [Federal State Educational Standard of Higher Education Bachelor's Degree Level. Training Direction: 44.03.05. Pedagogical Education (with two profiles of training). Registered in the Ministry of Justice of Russia on March 02, 2016. No. 41305]. URL: http://fgosvo.ru/news/7/1805 (accessed: 20.02.2019). (In Russian)

Fedina, N. V. (2016). Problemy pedagogicheskoi praktiki i puti ih resheniia [Problems of Pedagogical Prac-

B0

tice and Ways of Their Solution]. Vestnik VGU. No. 3. pp. 75- 81. (In Russian)

Proekt Prikaza Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity RF "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Specialist, uchastvuyushchij v organizacii deyatel'nosti detskogo kollektiva (vozhatyj) " (podgotovlen Mintrudom Rossii 13.07.2018) [Draft Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation "On the Approval of the Professional Standard "Specialists, involved in the organization of the children's team activities (leader)" (prepared by the Ministry of Labor of Russia 13.07.2018)] (accessed: 20.01.2019). (In Russian)

Professionalizm sovremennogo pedagoga: metodika ocenki urovnya kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov (2011) [Professional Skills of the Modern Teacher: Methods for Assessing Teachers' Qualifications]. Pod nauch. red. V. D. Shadrikova. 168 p. Moscow, Logos. (In Russian)

Savel'eva, M. G. (2013). Pedagogicheskie kejsy: konstruirovanie i ispol'zovanie v processe obucheniya i ocenki kompetencij studentov [Pedagogical Cases: Design and Use in the Learning Process and Assessment of Students' Competences]. Uchebno-metodicheskoe posobie. 94 p, p. 7. Izhevsk, UdGU. (In Russian)

The article was submitted on 16.06.2019 Поступила в редакцию 16.06.2019

Ярмакеев Искандер Энгелевич,

доктор педагогических наук, профессор,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. ermakeev@mail.ru

Ахмадуллина Римма Маратовна,

кандидат педагогических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. akhrimma@mail.ru

Валиахметова Нелли Раисовна,

кандидат педагогических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. пе!^1975@mail. т

Yarmakeev Iskander Engelevich,

Doctor of Pedagogy, Professor,

Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. ermakeev@mail.ru

Akhmadullina Rimma Maratovna,

Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. akhrimma@mail.ru

Valiakhmetova Nelly Raisovna,

Ph.D. in Pedagogy,

Associate Professor,

Kazan Federal University,

18 Kremlyovskaya Str.,

Kazan, 420008, Russian Federation.

nellyv1975@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.