Научная статья на тему 'ПРАКТИКА В ПСКОВГУ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРАКТИКА В ПСКОВГУ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петраш Елена Александровна

В статье обосновываются роль и значение практик педагогической направленности в профессиональной подготовке будущего педагога. Представлены практические аспекты организации учебной, производственной практик обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); обозначены проблемы и раскрыты возможности их решения в условиях реализации компетентностного подхода в системе высшего педагогического образования. Определена значимость сочетания концентрированной и распределенной формы проведения практик в соответствии с требованиями современных профессиональных стандартов. На примере предметно-содержательных практик «Основы вожатской деятельности», «Воспитательная работа в школе» представлены варианты проектов-заданий, которые обеспечивают приобретение студентами практических навыков при формировании компетенций будущего педагога. Зафиксированы условия, способствующие эффективности реализации каждой программы практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петраш Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNSHIP IN PSKOV STATE UNIVERSITY AS AN EFFECTIVE FORM OF PEDAGOGICAL STUDENTS TRAINING FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

The article considers the role and meaning of internship in future teacher training. It presents practical aspects of academic training and internship of pedagogical students on 44.03.01 Pedagogical education and 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) specialization; defines problems and reveals solution options in the conditions of competence approach in higher pedagogical education system. The meaning of concentrated and distributed form of internship combination in accordance with professional standards is defined. The author gives project tasks variants which stimulate students to acquire practical skills at the example of subject-content internships “The fundamentals of counselor activity”, “Educational work in school”. The conditions increasing the effectiveness of every internship program are defined.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА В ПСКОВГУ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья

УДК 378.147.88 (075.8)

DOI: 10.18101/2307-3330-2021-3-43-47

ПРАКТИКА В ПСКОВГУ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Петраш Елена Александровна

кандидат педагогических наук, доцент, Псковский государственный университет Россия, 180000, г. Псков, пл. Ленина, 2 [email protected]

Аннотация. В статье обосновываются роль и значение практик педагогической направленности в профессиональной подготовке будущего педагога. Представлены практические аспекты организации учебной, производственной практик обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); обозначены проблемы и раскрыты возможности их решения в условиях реализации компетентностного подхода в системе высшего педагогического образования. Определена значимость сочетания концентрированной и распределенной формы проведения практик в соответствии с требованиями современных профессиональных стандартов. На примере предметно-содержательных практик «Основы вожатской деятельности», «Воспитательная работа в школе» представлены варианты проектов-заданий, которые обеспечивают приобретение студентами практических навыков при формировании компетенций будущего педагога. Зафиксированы условия, способствующие эффективности реализации каждой программы практики.

Ключевые слова: профессиональная подготовка будущего педагога, учебная практика, производственная практика, профессиональная компетентность.

Для цитирования

Петраш Е. А. Практика в ПсковГУ как эффективная форма подготовки студентов педагогического профиля к педагогической деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 43-47.

В настоящее время в образовательной практике высших учебных заведений особую актуальность приобрела проблема организации качественной практической подготовки и практик педагогической направленности в частности. Организуя практическую подготовку в ПсковГУ (различные виды практик, лекционных и практических занятий в контексте предметных курсов и т. д.), мы ориентируемся на результаты образования с учетом требований современных профессиональных стандартов.

Профессиональную компетентность будущего учителя целесообразно представить не как некоторую сумму педагогических знаний и умений, значимость которых с трудом и не всегда вовремя рефлексируется студентом, а как готовность к выполнению основных профессионально-педагогических функций и ком-

плекс профессионально значимых личностных качеств. Современному учителю должны быть свойственны гуманистическая направленность, стремление к самоактуализации в профессиональной деятельности, коммуникабельность, владение вербальными и невербальнами средствами коммуникации, эмпатия и др. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности высшего профессионального образования, формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы в рамках представленной специальности.

Наш опыт показал, что при организации практик важно оптимально сочетать концентрированную и распределенную формы проведения. Концентрированная форма предполагает погружение студента в специально организованную среду, способствующую усвоению студентами большего количества информации за счет ее систематизации, структурирования. Распределенная форма подразумевает включение студента в реальную образовательную среду параллельно с обучением в университете, сочетая в себе освоение студентами теоретических знаний и реализацию ими профессиональных проб. В этом случае профессиональное развитие студента сопровождается комплексным консультированием со стороны педагога, психолога, методиста ПсковГУ и руководителей практики от университета и образовательных учреждений (баз практики). Обязательными условиями реализации практики становятся проведение ряда проектировочных семинаров с руководителями практики перед их началом, а также привлечение в качестве баз практики инновационных образовательных организаций. Особенно распределенная форма оказалась востребована в период пандемии, когда студенты активно включены в программу «кадровый резерв».

Основными видами практик студентов педагогического направления подготовки, обучающихся в ПсковГУ, являются учебная, производственная, включающая преддипломную. Учебная практика (1-2-й курс) имеет пропедевтический характер. Производственная (методическая) несет в себе все основные черты деятельности специалиста (3-5-й курсы). Учебная практика — это практика по специальным предметам. У всех студентов педагогического направления (бакалавриат) ПсковГУ реализуются практики: предметно-содержательные «Основы вожатской деятельности» и «Методика воспитательной работы», «Воспитательная работа в школе», «Методика обучения профильным дисциплинам», «Методика внеклассной работы по профильному предмету» и т. д. Данные практики позволяют студентам приобрести первый опыт знакомства с особенностями функционирования образовательных учреждений и методической составляющей организации урока, внеклассного мероприятия.

Например, в рамках предметно-содержательной практики «Методика воспитательной работы», «Воспитательная работа в школе» студенты выполняют комплекс проектов. Проект «Ценностное содержание жизни воспитанников» дает возможность познакомиться с особенностями диагностической деятельности педагога — классного руководителя посредством изучения возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования с последующим проек-

тированием на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития.

Проект «Планирование воспитательной работы классного руководителя с участниками образовательного процесса» связан с этапом целеполагания. Проект «Проектирование индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми «группы риска» предполагает отработку умений, необходимых будущему учителю для решения профессионально-педагогических задач в процессе выстраивания взаимодействия с ребенком «группы-риска» и его включения в школьное сообщество.

Проект «Изучение, планирование и организация работы классного руководителя (школы) с родителями» связан с таким этапом педагогической деятельности, как организация коммуникации с родителями в качестве помощников и равных партнеров в воспитательной деятельности.

Предметно-содержательная практика «Основы вожатской деятельности» [1] направлена на приобретение студентами практических навыков при формировании компетенций будущего педагога при управлении разновозрастным временным детским коллективом. Практиканту в ходе экспериментального этапа учебной практики необходимо провести мероприятия и подготовить портфель (кейс) вожатого, включающий следующие задания:

Задание 1. Паспорт и конспекты четырех реализованных уроков — воспитательных мероприятий: урок Дружбы, урок Добра (Доброты), урок здоровья, Мастер-класс.

Задание 2. Методическая копилка — картотека-игротека.

Задание 3. «Когда на улице дождь» (игры, мероприятия, викторины для интересного досуга детей в помещении).

Задание 4. «Детям: недетские советы по основам безопасности в условиях ДОЛ» в форме «Бродилки», «Вертушка», «Побегушки по основам безопасности» и др.

Задание 5. Виды отрядных огоньков (огонек знакомств, огонек-анализ, тематический огонек, конфликтный огонек, прощальный огонек) и сценарные планы их проведения.

Задание 6. Макет оформления отрядного уголка.

Задание 7. План-сетка отрядной работы (на 21-й день) согласно логике развития смены.

Задание 8. Чек-лист «Что рекомендуется взять с собой вожатому?»

Задание 9. Копилка рефлексивных форм для взаимодействия с детьми разных возрастов в условиях детского летнего отдыха.

Также к учебной практике относится технологическая практика «Инструктивный лагерь», где студенты отрабатывают психолого-педагогические знания и приобретают практические навыки организации, проведения коллективной творческой деятельности, необходимые им для работы в качестве педагогов-организаторов отдыха детей в летний период. Будущие педагоги являются непосредственными участниками КТД. Инструктивные сборы можно рассматривать как технологию интенсива, кратковременного погружения в максимально при-

ближенные к вожатской деятельности условия лагеря. Подобные формы работы стимулируют студентов к освоению необходимых для летней практики знаний и умений, помогают трансформировать имеющиеся знания применительно к реальной практике, способствуют коррекции личностных качеств и межличностных отношений, развивают творческие, коммуникативные и организаторские умения, прививают желание попробовать себя в реальной профессиональной деятельности [2] .

Производственная практика включает практики по профилю подготовки, научно-исследовательскую, педагогическую, преддипломную и др. Производственная практика студентов проводится, как правило, в сторонних профильных предприятиях, в учреждениях и организациях на основе договоров о базах практики между университетом и учреждением или организацией, а для студентов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля, таковой является «Педагогическая практика», цель которой — формирование профессиональных компетенций учителя общеобразовательной школы путем непосредственного участия студента в деятельности учебного заведения как учителя предметника и классного руководителя. Также к производственной практике относится «Летняя педагогическая практика». Ее основная цель направлена на формирование компетенций будущего педагога при решении профессиональных задач в условиях управления разновозрастным временным детским коллективом в детских оздоровительных лагерях (загородные оздоровительные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, пришкольные лагеря, организации дополнительного образования и др.).

Научно-исследовательская и преддипломная практики определяются темой дипломной работы. Студенты выполняют задания в соответствии с индивидуальным планом исследования, осуществляя теоретический анализ, синтез, а также практическую работу в форме реализации констатирующего и формирующего эксперимента на базе образовательного учреждения.

Эффективность реализации каждой программы практики может быть обусловлена соблюдением субъектами образовательного процесса следующих условий:

- сквозной подход к построению и организации практики, что предполагает непрерывность и преемственность в ее проведении при учете, что конечным результатом всего процесса получения высшего образования по специальности является формирование профессиональной компетентности учителя;

- формирование индивидуального образовательного маршрута каждого студента, направленного на развитие профессионально значимых качеств личности;

- создание системы коллективного взаимодействия субъектов образовательного процесса, способствующей повышению общей и профессиональной культуры, нравственного и физического совершенствования личности, а также решения профессиональных задач;

- ориентация на требования федеральных государственных образовательных стандартов, перспективные цели, задачи, содержание образования, предусмотренного основными программами, как организации высшего профессионального

образования, так и образовательных организаций, выступающих базами практики;

- создание условий для развития исследовательского, профессионального, личностного потенциала студента-практиканта, содействие повышению конкурентноспособности будущего специалиста на рынке труда.

Литература

1. Петраш Е. А. Прадун И. В. Вожатый в школе: от А до Я. Псков: Изд-во Псков. гос. ун-та, 2020. 140 с. Текст: непосредственный.

2. Петраш Е. А. Опыт подготовки студентов — вожатых к работе в летних оздоровительных и пришкольных лагерях на базе ПсковГУ // Общество и образование в XXI веке: опыт прошлого — взгляд в будущее: материалы международной, научно-методической конференции (УШ Лозинские чтения: Псков, 18-19 апреля 2019 г.). Псков: Изд-во Псков. гос. ун-та, 2019. С. 177-181. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 18.11.2021; одобрена после рецензирования 22.11.2021; принята к публикации 07.12.2021.

INTERNSHIP IN PSKOV STATE UNIVERSITY AS AN EFFECTIVE FORM OF PEDAGOGICAL STUDENTS TRAINING FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

Elena A. Petrash

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Pskov State University 2 Lenin Square, Pskov, 180000, Russia, [email protected]

The article considers the role and meaning of internship in future teacher training. It presents practical aspects of academic training and internship of pedagogical students on 44.03.01 Pedagogical education and 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) specialization; defines problems and reveals solution options in the conditions of competence approach in higher pedagogical education system. The meaning of concentrated and distributed form of internship combination in accordance with professional standards is defined. The author gives project tasks variants which stimulate students to acquire practical skills at the example of subject-content internships "The fundamentals of counselor activity", "Educational work in school". The conditions increasing the effectiveness of every internship program are defined.

Keywords: professional training of future teacher, academic training, internship, professional competence.

The article was submitted 18.11.2021; approved after reviewing 22.11.2021; accepted for publication 07.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.