Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «МИР АРХИТЕКТУРЫ»'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «МИР АРХИТЕКТУРЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура / исследование / проектная деятельность / профессиональные компетенции / учебная работа / воспитательная работа / социологический опрос / architecture / research / project activity / professional competencies / educational work / teaching work / sociological survey

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надточий Юлия Борисовна, Тимошкина Надежда Александровна

В статье обосновывается необходимость формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, развитие их творческих способностей, умения организовывать и осуществлять исследовательскую и проектную деятельность. Проведено обобщение практического опыта работы авторов по организации исследовательской, учебной и внеурочной деятельности со студентами педагогических специальностей. На примере описания конкретного учебного проекта, выполненного студентами, обучающимися по специальности «Преподавание в начальных классах», показана важность постоянного профессионального и личностного роста педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Надточий Юлия Борисовна, Тимошкина Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES: FROM THE EXPERIENCE OF ORGANIZING AND CONDUCTING THE PROJECT «WORLD OF ARCHITECTURE»

This article substantiates the need for the formation of professional competence of future teachers, the development of their creative abilities, the ability to organize and carry out research and project activities. The authors ' practical experience in organizing research, educational and extracurricular activities with students of pedagogical specialties has been summarized in this paper. Using the example of a description of a specific educational project carried out by students specializing in primary school teaching, the importance of constant professional and personal growth of a teacher is shown.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «МИР АРХИТЕКТУРЫ»»

DOI 10.24412/2541-9056-2021-3-61-67 УДК 377.1

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «МИР АРХИТЕКТУРЫ»

Ю.Б. Надточий, Н.А. Тимошкина Статья поступила в редакцию 26 июля 2021 г.

В статье обосновывается необходимость формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, развитие их творческих способностей, умения организовывать и осуществлять исследовательскую и проектную деятельность. Проведено обобщение практического опыта работы авторов по организации исследовательской, учебной и внеурочной деятельности со студентами педагогических специальностей. На примере описания конкретного учебного проекта, выполненного студентами, обучающимися по специальности «Преподавание в начальных классах», показана важность постоянного профессионального и личностного роста педагога.

Ключевые слова: архитектура, исследование, проектная деятельность, профессиональные компетенции, учебная работа, воспитательная работа, социологический опрос.

PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES: FROM THE EXPERIENCE OF ORGANIZING AND CONDUCTING THE PROJECT

«WORLD OF ARCHITECTURE»

Yu. B. Nadtochiy, N.A. Timoshkina

This article substantiates the need for the formation of professional competence of future teachers, the development of their creative abilities, the ability to organize and carry out research and project activities. The authors ' practical experience in organizing research, educational and extracurricular activities with students of pedagogical specialties has been summarized in this paper. Using the example of a description of a specific educational project carried out by students specializing in primary school teaching, the importance of constant professional and personal growth of a teacher is shown.

Key words: architecture, research, project activity, professional competencies, educational work, teaching work, sociological survey.

Школа всегда была заинтересована в высококвалифицированных специалистах. Ведь именно от учителя во многом зави-

сит, каким будет формироваться мировоззрение человека.

Современный педагог - это универсал. Он должен обладать знаниями, умениями и навыками в различных сферах жизнедеятельности человека, ориентироваться не только в педагогике и психологии, но и разбираться в экономике, экологии, живописи, архитектуре и многих других областях. Профессиональная компетентность педагога включает в себя совокупность не только профессиональных ЗУНов, но и определенных личностных качеств. С целью развития будущих педагогов (в том числе, и профессионального развития) в процессе обучения в образовательной организации реализуются творческие учебные проекты.

Проект представляет собой форму работы, направленную на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата, решение конкретной проблемы [1]. Главной идеей проектно-исследовательской деятельности является направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально значимой проблемы. Этот результат называется проектом.

Традиционно выделяет следующие типы проектов:

• исследовательские;

• творческие;

• ролевые, игровые;

• ознакомительно-ориентировочные (или информационные);

• практико-ориентированные (прикладные) [5].

Архитектура современного города многообразна, насыщена и интересна. Порой город напоминает нечто хаотичное и бесформенное, однако это не так. Как отме-

чают современные ученые, архитектура города, как музыка, увлекает своей многогранностью и неповторимостью форм. Почти все в архитектуре большинства городов подчинено гармонии, соразмерности и четкости [9; 10].

Несомненно, архитектура для человечества играет огромную роль. Архитектура - искусство, идущее в ногу со временем и всегда актуальное. Именно интерес к архитектуре городов был положен в основу выбора интересной и захватывающей темы проекта «Мир архитектуры» студентами 4 курса педагогического колледжа.

Работа над проектом была направлена на формирование понятий «архитектура», «виды и стили архитектуры». Студенты познакомились с представителями архитектурных стилей, узнали значимость архитектурных сооружений в жизни общества.

Участники проекта поставили перед собой непростую цель - расширить знания сокурсников об архитектуре, ознакомить их с миром архитектуры и особенностями архитектуры разных стран мира. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Выявить понятие и сущность архитектуры .

2. Рассмотреть развитие архитектуры в различные периоды.

3. Расширить и обобщить знания об архитектуре.

4. Познакомить с историческими памятниками архитектуры.

5. Выработать устойчивый интерес к архитектуре.

Проект направлен на формирование следующих профессиональных компетенций студентов колледжа (ПК):

1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

2. Проводить внеурочные занятия.

3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и

др. [6].

В ходе учебного проекта «Мир архитектуры» были изучены и проанализированы не только общие психолого-педагогические вопросы, но и вопросы по частным методикам. Работа осуществлялась в три этапа. Результатом проектной работы стала разработка журнала о мире архитектуры.

На подготовительном этапе проекта авторами была проделана объемная работа по подбору сведений об архитектуре. Были составлены внеклассные мероприятия, а также подобран наглядный материал к ним.

Одной из главных задач проекта было выявление уровня знаний студентов об архитектуре. Поэтому был составлен опрос для студентов 4 курса, позволяющий узнать, что им известно о мире архитектуры, а что остается неизведанным.

Для осуществления задачи по расширению кругозора студентов и углублению их знаний об архитектуре было решено провести тематические внеклассные мероприятия. Основываясь на собранной информации, участники проекта смогли подготовить конспекты внеклассных мероприятий по теме исследования.

Для того чтобы узнать, насколько хорошо студенты знают архитектуру, был проведен социологический опрос. И уже отталкиваясь от него, шло наполнение мероприятий максимальной информацией для сокурсников.

Студентам, участвовавшим в опросе, были заданы следующие вопросы:

1. Интересуетесь ли вы архитектурой?

2. Какие памятники архитектуры в готическом стиле вы знаете?

3. Какое архитектурное сооружение г. Москвы вам нравится больше всего?

В опросе принимали участие 19 человек.

На первый вопрос «Интересуетесь ли вы архитектурой?» все респонденты, принявшие участие в опросе, ответили положительно. Они интересуются или хотели бы узнать больше об архитектуре.

Следующим вопросом был: «Назовите памятники архитектуры в готическом стиле». Большая часть студентов (10 чел.) не ответили на этот вопрос.

На последний вопрос более половины опрошенных ответили, что их любимое здание архитектуры г. Москвы - Кремль.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Все опрошенные студенты интересуются архитектурой, у них есть желание и в дальнейшем приобретать и совершенствовать свои знания в этом направлении.

2. Студенты недостаточно знают стили архитектуры, поэтому возникает необходимость рассказать им о мире архитектуры, о ее видах и стилях.

После того, как работа со сбором информации об уровне знаний студентов об архитектуре была собрана и проанализирована, было принято решение провести

внеклассные воспитательные мероприятия. Умелое сочетание базового образования с дополнительным составляет основу воспитательной системы образовательной организации [7]. С помощью внеклассных воспитательных мероприятий авторы проекта решили изложить студентам информацию, которой недоставало, или вовсе не было. При подготовке к внеклассным мероприятиям была проведена огромная работа: подобрано большое количество теоретического материала, который послужил главным средством для достижения цели исследования.

Начали студенты с ознакомительной беседы об архитектуре «Введение в архитектуру». В ней рассказали об архитектуре, познакомили с русской и зарубежной архитектурой и их стилями. Основные виды архитектуры: объёмное проектирование, градостроительство, ландшафтная архитектура, архитектура малых форм, дизайн интерьера.

При знакомстве с архитектурными стилями участники исследования познакомили слушателей с архитектурой Возрождения, стилем барокко, русской архитектурой (псевдорусским стилем), классицизмом, стилями ампир, модерн, экспрессионизм, хай-тек.

Также был проведен мастер-класс: архитектурное сооружение в технике «Кири-гами». Его целью стало обучение студентов выполнению архитектурного сооружения из бумаги в технике «киригами».

Киригами - это искусство изготовления фигурок и открыток из бумаги с помощью складывания, вырезания и склеивания деталей [3].

В качестве закрепления была подготовлена презентация на тему: «Эта удиви-

тельная архитектура» с рассказом о необычных памятниках и сооружениях архитектуры. Студентам предлагалось ознакомиться с интересными фактами, легендами и яркими иллюстрациями различных архитектурных наследий разных времен, эпох и стилей, таких как: Собор Святого Вита, Кёльнский собор, Площадь Святого Петра, Дом Бальо, Замок Химэдзи и другие. Также студенты познакомились с интересными мостами и их загадочными историями: мост Голден-гейт и Карлов мост.

Всей группой ребята посетили на ВДНХ выставку «Москва в миниатюре». В павильоне № 75 ВДНХ демонстрируется миниатюрная модель российской столицы. Макет площадью 70 кв. м воссоздает Бульварное кольцо с абсолютной точностью шести с половиной тысяч зданий и сооружений в масштабе 1:400 [4].

Также участники исследования совершили незабываемую экскурсию по архитектурным местам г. Москвы. Студенты увидели такие памятники архитектуры, как:

• особняк Н.Н. Медынцева (Померанцев переулок, 6),

• дом актера (ул. Новый Арбат, 35),

• дом Пашкова (ул. Воздвиженка 3-4 стр. 1),

• МИД и др.

На заключительном этапе проекта был проведен еще один социологический опрос. Были заданы вопросы:

1. Получили ли вы новую для себя информацию о мире архитектуры?

2. Где находится мост Голден-гейт?

3. Назовите памятники архитектуры в готическом стиле.

4. Будете ли вы использовать проведенный нами мастер-класс в своей дальнейшей педагогической деятельности?

Анализ результатов опроса показал, что на 1 и 2 вопросы утвердительно и верно ответили 19 опрошенных. Более 2 памятников архитектуры в готическом стиле назвали 17 человек, два студента смогли назвать один памятник. При ответе на последний вопрос 15 студентов ответили, что будут использовать мастер-класс в дальнейшей работе.

Таким образом, можно констатировать, что цель проекта была достигнута. Результаты своей работы студенты представили в виде журнала «Мир архитектуры».

Во время проведенного исследования студенты приобрели бесценный опыт по проектной деятельности и смогут использовать полученные знания в будущей профессии, создавать подобные проекты с детьми.

В дальнейшем, продолжая работу в этом направлении, можно использовать разные методы и приемы обучения не только в рамках внеклассной работы, но и включая их в проведение определенных занятий.

Перспективы дальнейшей работы - задания для студентов:

• изучить разные стили, выполнить проект «Создай архитектурный проект здания» (можно в виде рисунка, аппликации и др.), при этом необходимо описать, что за стиль был использован, его преимущества, почему был выбран именно данный стиль для конкретного города, как научиться сочетать разные стили в одном городе;

• поискать здания разных стилей в Москве, например, театр Романа Виктюка построен в стиле конструктивизма (определить преимущества и недостатки данного стиля);

• провести игру «Назови архитектурный стиль здания»: подобрать здания, построенные в разных архитектурных стилях (можно не только в Москве, но в разных городах России и мира) и предложить определить, в каком архитектурном стиле построено это здание; выявить основные особенности, по которым определялся архитектурный стиль;

• провести викторину; примерные вопросы: сколько высотных зданий в Москве? Где они расположены? Где расположена самая высокая пожарная вышка (каланча) в Москве, в России? и др.;

• поискать необычные здания и здания, которые построены с применением разных архитектурных стилей, как сочетаемых, так и нет;

• предложить студентам самим разработать задания по проверке их знаний по архитектуре города (на примере любых городов мира).

Подводя итог, следует отметить, что работа над проектом развивает педагога и его воспитанников не только интеллектуально, но и творчески. Умелое сочетание преподавателем таких форм и методов организации учебного процесса как теоретические и практические занятия, беседы, круглые столы позволяет делать работу яркой и интересной [8].

Совершенствование профессиональной подготовки студентов, соблюдение организационно-педагогических условий осуществления учебно-воспитательного про-

цесса позволяет формировать готовность будущих педагогов к реализации проектной деятельности в системе образования [2]. Высокий уровень готовности учителя к

использованию в своей работе педагогического проектирования является залогом высоких результатов в его профессионально-педагогической деятельности.

Список литературы

1. Болотин И.С. Психология и педагогика: учебное пособие. - Москва: МАТИ - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского, 2010. - 162 с.

2. Везетиу Е.В. Проблема формирования готовности будущих учителей к реализации педагогического проектирования // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-1. - С. 44-47.

3. Киригами схемы [Электронный ресурс]. - URL: http://paper-life.ru/kirigami-diagrams (дата обращения: 10.10.2019)

4. Куда сходить в Москве. Афиши Москвы [Электронный ресурс]. - URL: http://kudamoscow.ru/event/vystavka-moskva-v-miniatjure (дата обращения: 06.11.2019)

5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons

_doc_LAW_155553/ (дата обращения 07.02.2021).

7. Тимошкина Н.А. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие. - Москва: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2010. - 60 с.

8. Тимошкина Н. А. Современные подходы к изложению педагогических тем в условиях пандемии COVID -19 // Modern Science. - 2021. - № 3-2. - С. 387-392.

9. Черняк В.З. Искусство создавать здания. Полезность, прочность, красота, экономичность. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство "КноРус"», 2019. - 422 с.

10. Шулер И.В. Тенденции развития архитектуры современного города // Проблемы устойчивого развития: отраслевой и региональный аспект: Материалы международной научно-практической конференции, Тюмень, 1617 мая 2019 года / Отв. ред. О.В. Ямова. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2019. - С. 427-430.

References

1. Bolotin I.S. Psihologiya i pedagogika: uchebnoe posobie. - Moskva: MATI - Rossijskijgosudarstvennyj tekhnologicheskij universitet im. K.E. Ciolkovskogo, 2010. - 162 s.

2. Vezetiu E.V. Problema formirovaniya gotovnosti budushchih uchitelej k realizacii pedagogicheskogo proektirovaniya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2020. - № 66-1. - S. 44-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kirigami skhemy [Elektronnyjresurs]. - URL: http://paper-life.ru/kirigami-diagrams (data obrashcheniya: 10.10.2019)

4. Kuda skhodit' v Moskve. Afishi Moskvy [Elektronnyjresurs]. - URL: http://kudamoscow.ru/event/vystavka-moskva-v-miniatjure (data obrashcheniya: 06.11.2019)

5. Polat E.S., Buharkina M.YU. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007. - 368 s.

6. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N 544n (red. ot 05.08.2016) «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')"» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 06.12.2013 № 30550) [Elektronnyjresurs]. -URL:http://www.consultant.ru/ document/cons _doc_LAW_155553/ (data obrashcheniya 07.02.2021).

7. Timoshkina N.A. Osnovy uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov: uchebno-metodicheskoe posobie. -Moskva: Akademiya povysheniya kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya, 2010. - 60 s.

8. Timoshkina N. A. Sovremennye podhody k izlozheniyu pedagogicheskih tem v usloviyah pandemii COVID -19 // Modern Science. - 2021. - № 3-2. - S. 387-392.

9. CHernyak V.Z. Iskusstvo sozdavat' zdaniya. Poleznost', prochnost', krasota, ekonomichnost'. - Moskva: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Izdatel'stvo "KnoRus"», 2019. - 422 s.

10. SHuler I.V. Tendencii razvitiya arhitektury sovremennogo goroda // Problemy ustojchivogo razvitiya: otraslevoj i regional'nyj aspekt: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tyumen', 16-17 maya 2019 goda / Otv. red. O.V. Yamova. - Tyumen': Tyumenskij industrial'nyj universitet, 2019. - S. 427-430.

Для ссылки: Надточий Ю.Б., Тимошкина Н.А. Проектная деятельность студентов педагогических специальностей: из опыта организации и проведения учебного проекта «Мир архитектуры» // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2021. - №3 (20). - С. 61-67. DOI 10.24412/2541-9056-2021-3-61-67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.