Научная статья на тему 'Особенности подготовки будущих архитекторов в колледже'

Особенности подготовки будущих архитекторов в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАМАН СәУЛЕТШі / ДИЗАЙН ЦұЗіРЕТТіЛіГі / АРХИТЕКТУРАЛЫқ ШЕШіМ / ОЦУ ПРОЦЕСі / КОМПЬЮТЕРЛіК ОқЫТУ / СұРАНЫС / SPECIALIST-ARCHITECT / ARCHITECTURAL SOLUTION / EDUCATIONAL PROCESS / СПЕЦИАЛИСТ-АРХИТЕКТОР / КОНСТРУКТОРСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / DESIGN COMPETENCE / COMPUTER TRAINING / BEING IN DEMAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ловягина Т.В.

В статье обосновывается возможность качественной подготовки молодого специалиста архитектора в среднем профессиональном учебном заведении: создание условий для комплексного поэтапного освоения студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, использование инновационных подходов к обучению будущего архитектора с учетом запросов общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of future architects training in college

The article considers possibilities of high-quality training of a young professional architect in a secondary vocational educational institution: conditions for students’ complex step-by-step development in the specialty through all types of professional activities, formation of general and professional competences, effective using innovative approaches to training of a future architect taking into account the needs of the society.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки будущих архитекторов в колледже»

s

УДК 377.5.02: 37.016

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ В КОЛЛЕДЖЕ

Ацдатпа

Макалада орта кэсiби оку орнында Жас маман-сэулетшшщ сапалы дайындыгы, ма-мандык бойынша кэсiби кызметтщ барлык тYрлерiн студенттердщ кешендi кезен,-ке-зецмен MeH,repyi Yшiн жагдай жасау, жалпы жэне кэсiби к¥зыреттiлiктердi калыптасты-ру мYмкiндiгi сипатталады, когамнын, с^ра-ныстарын ескере отырып, болашак сэулет-шiнi окыту тэсiлдерi туралы.

Аннотация

В статье обосновывается возможность качественной подготовки молодого специалиста-архитектора в среднем профессиональном учебном заведении: создание условий для комплексного поэтапного освоения студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, использование инновационных подходов к обучению будущего архитектора с учетом запросов общества.

§ Annotation

< The article considers possibilities of g high-quality training of a young professional architect in a secondary vocational educatio-2 nal institution: conditions for students' g complex step-by-step development in the § specialty through all types of professional § activities, formation of general and prow fessional competences, effective using ins novative approaches to training of a future s architect taking into account the needs of the g society.

H

Ловягина Т.В.,

преподаватель специальных дисциплин,

Костанайский строительный колледж, г. Костанай

Нег1зг1 свздер: маман сэулетшi, дизайн ц^ретттт, архитектура-лъщ шешiм, оцу процеа, компью-терлЫ оцыту, с^раныс.

Ключевые слова: специалист-архитектор, конструкторская компетенция, архитектурное решение, образовательный процесс, компьютерная подготовка, востребованность.

Keywords: specialist-architect, design competence; architectural solution; educational process, computer training, being in demand.

^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации.

Н. Назарбаев

Подготовка людей творческих специальностей - процесс «штучный», индивидуальный, а для архитектурной профессии, объединяющей искусство и техническую составляющую, вообще уникальный.

Е.Баженова

Архитектор - специалист, который осуществляет архитектурное проектирование, разработку объемно-планировочных и интерьерных решений. Основные виды деятельности архитектора связаны с проектированием, расчетом конструкций, разработкой планов зданий, фасадов и внутренних пространств. Проектирование систем расселения человека: городов, районов, ансамблей, площадей, жилых и промышленных зданий, сооружений, садово-парковых объектов и др., разработка проектов реставрации архитектурных памятников, интерьеров зданий и отдельных помещений, проведение исследований, связанных с проектным решением, осуществление авторского надзора за строительством - всё это является содержанием деятельности архитектора [1].

При проведении профориентационной работы среди учащихся выпускных классов школ замечено, что на специальность «Архитектура» всегда есть желающие, т.к. у школьников уже сложено представление об этой профессии как очень интересной, перспективной, востребованной и т.п.

К будущим абитуриентам, желающим обучаться на архитектурном отделении, получить квалификацию техника-про-

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

ектировщика, что соответствует уровню среднего профессионального образования, предъявляются определенные требования к их индивидуальным особенностям. Так, к важным качествам, которые пригодятся непосредственно в процессе обучения, относятся: способность к конструированию и проектированию; развитые навыки черчения; способность к цветовому восприятию; развитое абстрактное мышление; чувство вкуса, гармонии и симметрии; развитые творческие и художественные способности, глазомер (линейный, угловой, объемный); способность концентрировать внимание; умение создать образ по словесному описанию и наоборот; интуитивное мышление; развитая зрительная и тактильная память; развитый эстетический и художественный вкус; способность к восприятию пространственного соотношения предметов. Обладают ли бывшие школьники этими качествами, становится ясно уже на подготовительных курсах и на вступительных экзаменах. Безусловно, чему-то из этого перечня можно и обучить, но непременно должны быть привиты личностные качества: усидчивость, внимательность, аккуратность, самостоятельность, инициативность, старательность [2].

Архитектор - профессия особенная к и, как видим, требует знаний во многих < областях. Многие студенты, поступаю- о щие на эту специальность, проходят по £ конкурсу на вступительных экзаменах, о но потом понимают, что ошиблись с вы- К бором, учатся с трудом, заняли чужое § место, так как вышеперечисленными ка- § чествами наделен далеко не каждый [3, м с.52].

Государственный образовательный к стандарт устанавливает требования к о основной образовательной программе н подготовки архитектора: набор дисци-

плин, их продолжительность и минимум содержания дисциплин. Основная образовательная программа подготовки специалиста-архитектора, а конкретно техника-проектировщика (именно эту квалификацию получают наши выпускники), включает дисциплины, разделенные на несколько циклов: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; общие математические, естественнонаучные и инженерно-технические дисциплины; общепрофессиональные дисциплины; специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций.

В нашем колледже учебный план предусматривает обучение специалистов в течение 3 лет 10 месяцев, из которых 3 года 4 месяца отдается изучению различных дисциплин на лекционных и практических занятиях, а в период с января по май четвертого года обучения выполняется дипломная работа под руководством опытного преподавателя.

Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин включает историю Казахстана, иностранный язык, философию, культурологию, экономику и физкультуру, русский язык, основы права и политологию. Цикл математических и естественнонаучных дисциплин К включает высшую математику, инфор-< матику, техническую механику, начертаем тельную геометрию и черчение, физику, он компьютерную графику. В данном цикле о у студентов закладываются базовые проК фессиональные навыки в области ком-§ пьютерных технологий, формируется § пространственное восприятие и закла-м дывается база для изучения специальных 55 дисциплин.

§ Цикл общепрофессиональных дисци-о плин включает курсы: архитектурные н конструкции, строительное черчение и архитектурная графика, архитектурное

материаловедение, основы геодезии, инженерное оборудование зданий, основы строительного производства, безопасность жизнедеятельности, экономика и организация архитектурного проектирования и строительства, рисунок, живопись, скульптура, история архитектуры. Данный цикл - наиболее значительный по количеству предметов и объему часов обучения - является основным в формировании общепрофессиональной подготовки будущих архитекторов.

Цикл специальных дисциплин включает архитектурное проектирование, архитектурные детали, планировку и благоустройство городов как обязательные предметы. В рамках этих двух циклов идет окончательное формирование специалиста-архитектора через освоение узкоспециальных дисциплин. Кроме того, предусмотрен последовательный ряд практик: геодезическая, художественная, ознакомительная, по специализации, макетированию, производственная (проектная), преддипломная. Практика дополняет теоретическое обучение и позволяет студентам применить полученные знания в реальных условиях.

Понятно, что архитектор работает на будущее, а не на сегодня. Именно поэтому, помимо прочих компетенций, особо важной является конструкторская компетенция, формируемая в учебном заведении и развиваемая в последующей профессиональной деятельности архитектора. Для формирования конструкторской компетенции в профессиональной деятельности молодой архитектор должен обладать конструкторскими знаниями, умениями, способностями отбирать и композиционно создавать архитектурные образы и обладать конструкторскими навыками. Одновременно конструкторская компетентность архитектора подразумевает широкое использование им в

Ш

своей профессиональной деятельности межпредметных умственных процессов и интеллектуальных умений, которые становятся более мобильными, вариативными, применимыми в любой ситуации и на любом материале [4, с.108].

Формирование конструкторской компетенции начинается с момента, когда студент осознает необходимость в данных знаниях [4, с.112]. Это осознание происходит уже на 2 курсе, когда они изучают дисциплину «Строительное черчение и архитектурная графика». Далее процесс приобщения к конструированию происходит на 3-м курсе, где студенты непосредственно сталкиваются с проектированием малоэтажного здания, изучают влияние окружающей среды и района строительства на выбор конструкций здания на предметах «Архитектурное проектирование», «Макетирование», «Архитектурные конструкции» и т.д.

Таким образом, будущие архитекторы сначала изучают архитектурные конструкции, статику и динамику зданий и сооружений, затем изучают инженерные конструкции и в конце обучения изучают специальные конструкции. Особое значение придается изучению современных конструкций, современных строительных материалов и современной технологии строительства зданий.

Необходимо отметить, что процесс обучения происходит комплексно, т. е. проектирование какого-то архитектурного объекта, к примеру, общественного здания, ведется после соответствующего конструктивного курса. Появляется четкая взаимосвязь между архитектурным решением и конструкциями.

Студенты нашего отделения выполняют три курсовых проекта и имеют возможность проникнуться идеей нового в своем проекте здания, до мельчайших подробностей изучить конструкции это-

го здания, понять их работу и в итоге отлично защитить диплом.

Процесс обучения будущего архитектора - непрерывный, поступательный, круг задач на каждом уровне усложняется. Единый образовательный процесс лишь в силу специфики обучения раздваивается на анализ - познание отдельных частей целого (теоретическое обучение) и синтез полученных знаний в творческом процессе архитектурного проектирования (практическое обучение). Познавательная деятельность студента связана с изучением общих и специальных дисциплин. Полученные знания преобразуются в конструктивно - творческой деятельности студента в ходе архитектурного проектирования, когда происходит объединение теории и практики, осуществляется связь между проектными и теоретическими предметами. Специфика архитектурного проектирования как профилирующей дисциплины состоит в том, что отдельные научные и технические знания, приобретенные порознь, интегрируются в творческом процессе, грани между различными областями знаний стираются, происходит их взаимное проникновение [3. с.53].

Говоря об образовании студентов -будущих архитекторов, стоит отметить важность компьютерной подготовки в проектировании, поскольку сегодня именно компьютер позволяет осуществлять трехмерное проектирование - то, чего на бумаге не сделаешь. Поэтому студентами осваиваются методы наглядного изображения и моделирования трехмерной формы и пространства. Наши студенты, поскольку цифровизация - это веление времени, осваивают и работают в различных программах: Archcad, 3D^ax, Avtocad, Kompas, Revit, Lumion, Sana. Умение работать в этих компьютерных программах позволяет участвовать

*

S х

<с m о

го

£ W

О *

S I—

О §

X X ш tS *

s

рц

О ш t-

студентам в различных профессиональных архитектурных конкурсах разного уровня, выставках, получать места и призы, формируя свое же портфолио на будущее. Последняя работа, дипломная, выполненная в компьютерной программе, получается качественной, сложной, оригинальной, легко читаемой, сопровождается видеороликом и презентацией. Поэтому компьютерные классы стали обыденной необходимостью, но, конечно, их надо совершенствовать.

Способствуют повышению профессионализма, заинтересованности в профессии посещение выставок, экскурсии, встречи с опытными практиками-архитекторами, внеклассные мероприятия. И, конечно, очень важным фактором в становлении будущего специалиста является самообразование: студентам в колледже предоставлена возможность изучать новые программы, современные действующие нормативные документы.

Еще обучаясь в колледже, многие студенты начинают работать в проектных организациях, дизайн-студиях и имеют возможность зарекомендовать себя с положительной стороны, обеспечить себе достойное рабочее место, подготовиться к поступлению в ВУЗ. Из года в год дипломные проекты оказывают-

К ся более сложными и, при этом, совер-д

<С шенными, выполняются на актуальные

о темы, к примеру: «Районная амбулато-

оч рия», «Конно-спортивный комплекс»,

о «Художественная школа», «Библиотека

К с читальным залом», «Аэропорт», «Го-

§ стиничный комплекс» и др. Лучшие кон-

§ курсные, курсовые, дипломные проекты

м используются как наглядный материал, украшают интерьер здания колледжа,

К дают представление об уровне подгори

о товки наших студентов. Студенты вы-н ходят подготовленными к разработке архитектурных проектов на всех стадиях

согласно основополагающим требованиям, нормативам и законодательству. При добросовестном отношении к обучению, целеустремленности наши выпускники будут обязательно востребованы на рынке труда, смогут конкурировать с выпускниками высших учебных заведений, расти по карьерной лестнице, самоутвердиться в обществе.

В завершении хочется привести слова Н.Назарбаева: «Молодые профессионалы должны найти свое место в происходящих в стране процессах, принять самое активное участие в строительстве будущего»[5].

ЛИТЕРАТУРА

1.Энциклопедия профессий [Электронный ресурс] - http://www.xn— jtbibbrldcuew.xn--мой-ориентир.рф> энциклопедия-профессий/1385/ (дата обращения: 12.06.2019г.)

2.Основополагающие требования к архитектору [Электронный ресурс], -https://mylektsii.ru/13-44569.html (дата обращения: 12.06.2019г.)

3.Леонова И.А. Современный подход к системе обучения студентов-архитекторов [Электронный ресурс]/Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, №7-3, 2015 https: // publikacia.net/archive/2015/7/3/15 (дата обращения: 12.06.2019г.)

4.Леонова И.А. Формирование конструкторской грамотности будущего архитектора в вузе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И.А. Леонова. - Волгоград: Изд. ВГСПУ «Перемена», 2013. - 228 с.

5.Обращение в будущее: 1000 цитат Президента, 2014.[Электронный ресурс] - https://el.kz/kz/news/archive/обращение в будущее-1000-цитат-президента-о-мо-лодежи- 2014-10-08 (дата обращения: 12.06.2019г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.