Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Елена Андреевна, Лейфа Андрей Васильевич

Данная статья посвящена процессу формирования педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей через включение проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс лицея при педагогическом университете. Раскрыта актуальность применения метода проектов в учебно-воспитательной среде лицея при педагогическом университете, а также рассмотрены виды проектов и особенность их реализации на практике в целях формирования базовых коммуникативных и педагогических навыков будущих учителей. В статье представлены этапы работы над каждым из проектов и результаты их применения с учетом психолого-возрастных особенностей старшеклассников с точки зрения их становления в качестве будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудакова Елена Андреевна, Лейфа Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE PEDAGOGICAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRE-SERVICE TEACHERS AT THE PRE-UNIVERSITY STAGE OF TRAINING IN THE PROCESS OF PROJECT MANAGEMENT

The present article discusses the process of forming the pedagogical communicative competence of pre-service teachers studying through implementing the project management into the teaching and educational process of the lyceum under a pedagogical university. The article reveals the topicality of applying the project management method in the teaching and educational environment of the lyceum under a pedagogical university. It also considers types of projects and the features of their implementation in practice in order to form the basic communicative and pedagogical skills of future teachers. The article presents the stages of work on each of the projects and the results of their application, taking into account the psychological and age characteristics of high school students from the position of their formation as future teachers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 373.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-190-200

ББК 74.2

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FORMING THE PEDAGOGICAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRE-SERVICE TEACHERS AT THE PRE-UNIVERSITY STAGE OF TRAINING IN THE PROCESS OF PROJECT MANAGEMENT

Рудакова Елена Андреевна

Аспирант, факультет социальных наук, кафедра психологии и педагогики, Амурский государственный университет E-mail: gemchugina.94@mail.ru

Rudakova Elena A.

PhD postgraduate student, Faculty of Social Sciences, Department of Psychology and Pedagogy, Amur State University E-mail: gemchugina.94@mail.ru

Лейфа Андрей Васильевич

Профессор, Амурский государственный университет, доктор педагогических наук E-mail: ALeifa@mail.ru

Leifa Andrey V.

Professor, Amur State University, ScD in Education

E-mail: ALeifa@maiL.ru

Аннотация. Данная статья посвящена процессу формирования педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей через включение проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс лицея при педагогическом университете. Раскрыта актуальность применения метода проектов в учебно-воспитательной среде лицея при педагогическом университете,

Abstract. The present article discusses the process of forming the pedagogical communicative competence of pre-service teachers studying through implementing the project management into the teaching and educational process of the lyceum under a pedagogical university. The article reveals the topicality of applying the project management method in the

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Рудакова Е. А., Лейфа А. В., 2022

а также рассмотрены виды проектов и особенность их реализации на практике в целях формирования базовых коммуникативных и педагогических навыков будущих учителей. В статье представлены этапы работы над каждым из проектов и результаты их применения с учетом психолого-возрастных особенностей старшеклассников с точки зрения их становления в качестве будущих учителей.

teaching and educational environment of the Lyceum under a pedagogical university. It also considers types of projects and the features of their implementation in practice in order to form the basic communicative and pedagogical skills of future teachers. The article presents the stages of work on each of the projects and the results of their application, taking into account the psychological and age characteristics of high school students from the position of their formation as future teachers.

Ключевые слова: педагогическая коммуникативная компетенция, проектная деятельность, будущие учителя, педагогический лицей, международный телекоммуникационный проект, международный информационный проект, творческий проект.

Keywords: pedagogical communicative competence, project management, pre-service teachers, a pedagogical lyceum, an international telecommunication project, an international information project, a creative project.

Для цитирования: Рудакова Е. А., Лейфа А. В. Формирование педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на довузовском этапе обучения в процессе проектной деятельности // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 190-200. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-190-200.

Cite as: Rudakova E. A., Leifa A. V. Forming the pedagogical communicative competence of pre-service teachers at the pre-university stage of training in the process of project management. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 190-200. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-190-200.

Педагогическая коммуникативная компетенция является одним из основных качеств, формирующих образ учителя и то, как он выстраивает общение в условиях поликультурных реалий образовательной среды. Она способствует рефлексии и целенаправленному анализу собственной профессиональной деятельности, а также развитию навыков использовать разные техники общения, которые направлены на достижение результативности в организации взаимодействия с обучающимися [1, с. 151]. Среди специалистов, занимающихся ее изучением, можно отметить С. Б. Куликову, А. Н. Петренко, С. Г. Тер-Минасову, А. В. Нуждина, Г. Д. Дмитриева. Необходимость владения педагогической коммуникативной компетенций отражено в требованиях ФГОС к современному учителю [2], в Профессиональном стандарте педагога [3] и ФГОС ВО 3++ [4].

Учитывая тот факт, что педагогическая коммуникативная компетенция имеет много -компонентную структуру и к моменту начала профессиональной деятельности у начинающего учителя уже должны быть сформированы навыки, позволяющая ему эффективно

вести диалог в ситуациях межкультурного и педагогического общения, данное качество должно формироваться заблаговременно, начиная с довузовского этапа обучения.

Рассматривая лицей как общеобразовательное учебное заведение на базе педагогического университета, ориентированное на подготовку будущих учителей, мы можем также отметить важность создания условий для формирования педагогической коммуникативной компетенции в педагогической среде в процессе профессиональной подготовки на довузовском этапе. Вместе с тем, принимая во внимания положения Федерального компонента государственного стандарта общего образования (далее - ФКГОС) и исследования Е. С. Полат, И. А. Зимней, В. В. Рубцова, В. Ф. Сидоренко, мы можем сделать вывод о том, что метод проектов представляет собой практико-ориентированное средство формирования навыков вступления в коммуникацию в условиях педагогической ситуации общения. Она требует от учителя знаний и умений взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса, несмотря на возраст, национальность, культуру, уровень образования [1, с. 30]. Однако несмотря на то, что педагогическая коммуникативная компетенция является одним из качеств, определяющих личность педагога, а метод проектов представляет собой эффективный способ ее формирования, применение данного метода на практике в целях развития вышеупомянутого качества у будущих учителей на довузовском этапе обучения является малоизученным, что и определяет актуальность темы нашего исследования.

Целью исследования является формирование педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей средствами проектной деятельности на довузовском этапе обучения.

Основными методами исследования выступали анализ и синтез научной литературы, анкетирование, наблюдение, обобщение и математическая обработка полученных в результате педагогического эксперимента данных с помощью ^критерия Стьюдента.

Основные результаты исследования

Формирование педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на довузовском этапе обучения должно строиться на основе проектной работы с учетом межкультурного и педагогического аспекта в изучении основного материала общеобразовательных предметов в старших классах и основ педагогического содержания. Различные формы проведения занятий и практик требуют от будущих учителей на довузовском этапе обучения самостоятельности и готовности реализовывать полученные знания на практике, что способствует формированию навыков педагогической коммуникации в межкультурных реалиях образовательной среды.

Принимая во внимание положения ФКГОС [5], вариативность проектной деятельности и поэтапную работу по ее организации, мы включили во внеурочную деятельность основной образовательной программы Лицея Благовещенского государственного педагогического университета (БГПУ) факультатив «Организация проектной деятельности» с целью обучения будущих учителей основам совместной работы и осуществления межкультурного и педагогически ориентированного диалога в процессе реализации проектов. Учебная программа факультатива включает в себя теоретические и практические блоки (табл. 1).

Таблица 1

Содержание программы факультатива «Организация проектной деятельности»

Факультатив «Организация проектной деятельности»

Цель - обучение будущих учителей основам совместной работы и осуществления межкультурного и педагогически ориентированного диалога в процессе реализации проектов. Задачи: 1) образовательные: • ввести понятие о методе проектов; • систематизировать теоретические знания будущих учителей о проектной деятельности и основах совместной работы в ходе ее реализации; • ознакомить с содержанием и организацией педагогической коммуникации в межкультурном пространстве; 2) развивающие: • развить у будущих учителей навыки самостоятельного поиска и анализа информации, умение ориентироваться в информационном пространстве, умения реализовывать знания на практике; • развить критическое мышление, творческие и исследовательские навыки; • развить умение работать в команде и налаживать коммуникацию в ходе реализации проектной деятельности с учетом межкультурного и педагогического характера ситуаций взаимодействия

Теоретическая часть (6 ч) Практическая часть (36 ч)

1. Введение. Понятия «проект». Типология проектов. 2. Постановка цели и задач проекта. 3. Этапы организации проектной деятельности и ее результат. 4. Особенности межкультурной и педагогической коммуникации в проектной деятельности. 5. Использование информационно-компьютерных технологий в организации проектной деятельности. Цифровая грамотность, как необходимое качество эффективной педагогической коммуникации в виртуальной межкультурной среде. 6. Командная работа в проектной деятельности и особенности ее осуществления с точки зрения педагогической коммуникации в поликультурном пространстве 1. Тренинг по развитию навыков работы в команде, формированию навыков межкультурной коммуникации, развитию навыков педагогического взаимодействия и применению информационно-компьютерных технологий в проектной деятельности (4 ч). 2. Проектная деятельность (33 ч): • «Расскажем о Благовещенске на 5 континентах». • «Благовещенск - Сент-Кантен: диалог культур». • «Франсис Жамм: символизм жизни и творчества». • Выпуск международного англоязычного журнала SUNRISE. • Организация встреч Книжного Клуба

Содержание факультативных занятий было определено сущностью педагогической коммуникативной компетенции, ее ролью в организации проектной деятельности, а также спецификой профессиональной подготовки будущих учителей к работе в поликультурном образовательном пространстве. Теоретическая часть, в количестве 6 ч, была реализована на протяжении первой четверти и включала в себя занятия, направленные на введение понятия «проект», актуализацию роли командной работы в условиях осуществления педагогической коммуникации между учащимися в реальной и виртуальной поликультурной среде, возможностей применения компьютерных и онлайн технологий в проектной деятельностей. Данные дидактические единицы представляли особую важность, так как объединение 20 учащихся в возрасте от 15 до 17 лет в одну общую команду для работы над новым для них форматом проектов требовало времени для подготовки с учетом их психолого-возрастных особенностей, интересов и специфики организации командной работы с целью осуществления педагогической коммуникации на практике.

Практический блок был реализован на протяжении второй, третьей и четвертой четверти в количестве 36 ч и был направлен на формирование у будущих участников проекта навыков работы в команде с учетом особенностей педагогической и межкультурной коммуникации. Также участникам была оказана помощь в координации их совместных действий через специально разработанные тренинги и непосредственно практический опыт работы над проектами. В ходе реализации проектов участники могли опираться на знания, полученные в рамках изучения теоретического блока и межпредметные знания, сформированные в процессе изучения предметов школьной программы.

Таким образом, принимая во внимание классификацию, предложенную Е. С. Полат [6, с. 45], мы определили типы реализованных нами проектов согласно их содержанию. К ним относятся международный телекоммуникационный проект, международный информационный проект и творческий проект (рис. 1).

Рис. 1. Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе Лицея БГПУ

Реализация каждого проекта проходила в пять этапов:

1. Поисковый (определение темы проекта, проблемы и цели).

2. Аналитический (анализ информации по теме проекта и составление поэтапного плана проекта).

3. Практический (реализация этапов проекта и осуществление необходимой модернизации).

4. Презентационный (подготовка презентации проекта и анализ путей его дальнейшей реализации).

5. Контрольный (анализ результатов и качества) [7, с. 61].

Под международным телекоммуникационным проектом мы понимаем сотрудничество учащихся из разных регионов страны и мира, включающее в себя учебно-познавательную, исследовательскую или творческую активность, основанную на компьютерной телекоммуникации и достижении общей цели через согласованные действия [6, с. 50]. Как показывает международная практика, такого рода проекты требуют индивидуального взгляда на проблему и широкого кругозора, знания национальных и культурных особенностей партнера, что играет важную роль в достижении понимания и результата в диалоге.

Следовательно, участие будущих учителей в международном телекоммуникационном проекте призвано качественно развить их коммуникативные способности, творческие и социальные качества, умение анализировать новую информацию через призму родной культуры и приобщения к зарубежной. Участие в проекте также способствует развитию навыков коммуникации в условиях межкультурной командной работы и организации педагогического взаимодействия через наставничество, в том числе в условиях стремительного развития и применения онлайн-технологий в образовательной среде.

Учитывая педагогический опыт применения метода проектов в учебной деятельности такими специалистами, как О. Е. Ломакина и Т. И. Густомясова, М. С. Подукова, М. Ю. Миненкова, а также их потенциал в целях формирования педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на довузовском этапе обучения, нами была разработана тематика международных телекоммуникационных проектов («Расскажем о Благовещенске на 5 континентах»; «Благовещенск - Сен-Кантен: диалог культур»; «Франсис Жамм. Символизм жизни и творчества»).

Данные проекты предполагали коммуникацию учащихся Лицея БГПУ с учащимися-франкофонами из лицеев разных стран и городов мира (Франция, Куба, Алжир, Парагвай, Тайланд) посредством почтовых открыток, видеороликов и использования социальных сетей, в которых участники рассказывали о себе, своем родном городе и образовательной организации, где проходит их обучение. При этом организация данных проектов предполагала распределение обязанностей среди участников и оказание педагогического сопровождения тем, кто нуждался в помощи и поддержке со стороны более старших и опытных участников.

Помимо использования метода международных телекоммуникационных проектов, мы включили в образовательный процесс Лицея БГПУ международный информационный проект, который был направлен на сбор и анализ конкретной информации о

выбранном событии или объекте, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории и представленных в СМИ [6, с. 53].

Например, в сентября 2018 г. совместно с учащимися старших классов Лицея БГПУ г. Благовещенска был создан англоязычный журнал SUNRISE [8], который представляет собой международный информационный проект, а также единое творческое и информационное пространство на английском языке, которое объединяет свыше 10 тыс. читателей по миру и реализуется при поддержке международной редакции, состоящей из представителей университетской среды, сертифицированных Кембриджем учителей английского языка, писателей, журналистов, профессиональных художников и фотографов.

Целью международного информационного проекта являлось развитие педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на довузовском этапе обучения через умение использовать предметные знания, умение анализировать и систематизировать информацию, умение работать в условиях международного сотрудничества и необходимости выступать в роли наставников и кураторов.

В ходе организации проекта мы придерживались того, что тема каждого номера должна быть актуальной и отвечать интересам его читателей, включая профессиональную подготовку будущих учителей на довузовском этапе обучения, а также учитывать разнообразные виды деятельности его участников, практическую, теоретическую и по -знавательную значимость содержания и предполагаемых результатов совместной работы членов редакции и авторов. Например, в содержание номера включались следующие рубрики: Pedagogical experience, Education, Methodology, Children and School.

Так, среди будущих учителей, объединенных для работы над выпуском журнала, определялись инициативные группы, каждая из которых имела свой перечень обязанностей. Мы выделили группу «Авторы» (9-й класс - 5 человек; 11-й класс - 4 человека; 10-й класс - 3 человека), задача которой была подготовить статьи к публикации, группу «Информационное бюро» (10-й класс - 4 человека; 11-й класс - 4 человека), которая занималась поиском дополнительных источников информации в помощь авторам, «Дизайнеры» (11-й класс - 4 человека; 10-й класс - 4 человека; 9-й класс - 4 человека), в чьи полномочия входила подготовка иллюстративного материалы в виде фотографий и рисунков, «Редколлегия» (10-й класс - 2 человека; 11-й класс - 3 человека), представители которой были включены в состав профессиональной редакции благодаря высокому владению английским языком на продвинутом уровне, и группу «SMM-менеджеры» (8-й класс - 2 человека; 10-й класс - 3 человека), которая была ответственна за помощь профессиональной редколлегии в ведении страницы журнала в Instagram и Facebook. Данная помощь подразумевала публикацию постов на английском и русском языках о последних новостях из жизни журнала, общение с потенциальными авторами и проведение прямых эфиров с партнерами журнала в онлайн- формате.

Подготовка свежего номера традиционно проходила в несколько этапов организации. На подготовительном этапе совместно с учащимися и профессиональной редколлегией определялась основная тема выпуска, цели и задачи совместной работы, затем

выбирались ответственные за ведение каждой рубрики и составлялся примерный план работы, включающий в себя крайние сроки выполнения задания.

В течение периода реализации проекта также осуществлялась координация действий участников посредством регулярных встреч в офлайн- и онлайн-формате при помощи площадки для проведения онлайн-конференций Zoom и группы в WhatsApp, где происходило обсуждение текущих вопросов и промежуточных результатов. В этот период учащиеся, нуждающиеся в совете или помощи по подготовке материала, имели возможности получить соответствующие рекомендации со стороны не только профессиональной редакции, но также и своих одноклассников или старшеклассников, которые владели большей информацией и могли дать необходимые ориентиры и руководство к работе.

На заключительно этапе подготовки свежего номера проходила презентация выпуска, которая предполагала его размещение на страницах в социальных сетях, рассылку авторам и читателям печатных экземпляров, анонсирование результатов работы в СМИ, а также организацию культурно-массового мероприятия с приглашением партнеров, авторов и всех причастных к работе над свежим номером. К данному мероприятию ответственная группа среди учащихся также готовила творческое представление своего материала, выставку рисунков и фотографий, опубликованных в номере. На заключительном этапе, внутри команды, также осуществлялся анализ работы, оценка общих и индивидуальных результатов. Часть опубликованных материалов была включена в уроки по английскому языку, на которых была организована дискуссия по проблемам, представленных в содержании статей.

Еще одной формой организации совместной деятельности будущих учителей стала работа над творческим проектом, которая проходила в виде встреч Книжного Клуба, которые осуществлялись раз в две неделе и предполагали формат открытой и свободной дискуссии с привлечением студентов факультета иностранных языков БГПУ и профессиональных спикеров из сфер масс-медиа, преподавательской и творческой среды.

Стоит отметить, что творческие проекты предполагают вариативность процесса совместной деятельности, направлены на создание совместного креативного продукта на основе общности интересов участников [6, с. 62]. В связи с этим проведение встреч Книжного Клуба осуществлялось в неформальной обстановке, что способствовало активизации коммуникативных и творческих умений участников. Каждая встреча была посвящена конкретной книге, поэтому ее обсуждение предполагало разделение хода дискуссии на блоки: рассказ об авторе, обмен мнениями о содержании книги в игровом формате, просмотр тематического видео или прослушивание аудиофайла, создание творческого продукта (иллюстрация, открытка, оригами, карта, письмо).

Привлечение будущих учителей к работе над проектом предполагало разделение обязанностей и назначение ответственных за содержание каждого из тематических блоков в помощь главному организатору. Ответственный за помощь в организации мероприятия среди будущих учителей назначался исходя из основной темы, а также его собственных интересов и умений, что позволяло ему чувствовать себя более уверенно во время встречи, а также делиться опытом с теми, кто младше по возрасту и не имеет соответствующих знаний в той или иной сфере. В рамках встречи Книжного Клуба

будущие учителя имели возможность попробовать себя в роли куратора, получив педагогический опыт взаимодействия с другими участниками в ходе установления соответствующей коммуникации, а также пополнить свои знания полезной информацией из сферы образования, педагогики, психологии, путешествий и культуры, что является важной составляющей педагогической коммуникативной компетенции в условиях многонациональной образовательной среды.

Результаты исследования и их обсуждение

На начальном и заключительном этапе организации проектной деятельности нами был проведен анализ уровня сформированности коммуникативных и организаторских способностей (далее - КОС) будущих учителей по методике В. В. Синявского и Б. А. Фе-доришина [9]. Для статистического анализа сдвигов до и после эксперимента применялся t критерий Стьюдента для зависимых выборок по формуле (1) [10]:

X ч

набл.

У

"X Ч2-с ч )2

(1)

п -1

Достоверность различий оценивалась на уровне значимости 0,05. Процедура вычисления результатов исследования осуществлялась в программе STATISTICA. Математическая обработка данных, полученных при проведении методики КОС, показала, что до организации педагогического эксперимента среднее значение показателя коммуникативных способностей составило 0,415; организаторских способностей - 0,524. Данные результаты означали, что будущие учителя имели низкий и ниже среднего уровни КОС, что выражалось в том, что они испытывали трудности в установлении коммуникации с людьми, во взаимодействии с аудиторией, ощущали дискомфорт в непривычной ситуации, а также избегали брать на себя инициативу и самостоятельность в принятии решений. После проведения эксперимента среднее значение показателя коммуникативных способностей составило 0,723; организаторских - 0,781. В результате значение ^критерия Стьюдента для коммуникативных способностей составило 12,13, а для организаторских - 9,35, что превосходит табличное значение равное 2,09 и подтверждает статистическую значимость различий. Это, в свою очередь, также подтверждает эффективность применения проектной деятельности на довузовском этапе в целях формирования педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей, поскольку участники педагогического эксперимента овладели КОС на среднем, высоком и очень высоком уровнях.

Будущие учителя стали стремиться к установлению более тесных и эффективных коммуникативных связей с разными субъектами поликультурного образовательного пространства в ситуациях межличностного и педагогического взаимодействия, стали проявлять инициативу в общении и принимать нестандартные решения в трудных и незнакомых ситуациях. Более того, они продемонстрировали лучший уровень подготовки к практическим занятиям, в рамках которых им необходимо было выступить в роли учителя или куратора мероприятия с привлечением учащихся младшего возраста.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что использование проектной деятельности на довузовском этапе в учебно-воспитательном процессе Лицея БГПУ способствовало формированию педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей. На основе взаимосвязи теоретических и практических занятий в рамках факультатива «Организация проектной деятельности» будущие учителя имели возможность изучить и применить на практике основы совместной работы в команде и осуществления межкультурного и педагогически ориентированного диалога в процессе реализации международных телекоммуникационных, информационных и творческих проектов.

Список литературы

1. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 2000. 208 с.

2. Якушев М. В. Структура профессиональной компетентности учителя и совершенствование системы его подготовки в вузе // Профессиональное образование: теория, методика, практика: сб. материалов междунар. науч. е-симпозиума, 27-30 июня 2013 г. / под ред. И. В. Руденко. Киров: МЦНИП, 2013. 127 с. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). С. 47-59.

3. Профессиональный стандарт педагога. ред. от 16.06.2019. URL: https://fgosvo.ru/ uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 14.08.2020).

4. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт Высшего Образования (3++). URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440301_ B_3_15062021.pdf (дата обращения: 10.08.2021).

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. ред. 07.06.2017. URL: https://docs.cntd.ru/document/901895865 (дата обращения: 20.08.2021).

6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Academia, 2005. 272 с.

7. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся: сб. метод. рекомендаций. М.: Учеб. литература, 2003. 176 с.

8. Журнал SUNRISE. URL: https://www.joomag.com/Backend//ControlPanel/Magazine Wizard/Magazine/index.php (дата обращения: 23.08.2021).

9. Синявский В. В., Федоришин Б. А. Оценка коммуникативных и организаторских способностей. URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html (дата обращения: 20.08.2021).

10. Ермолаева О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. М.: Флинта, 2019. 336 с.

References

1. Dmitriev G. D. Mnogokulturnoe obrazovanie. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2000. 208 p.

2. Yakushev M. V. Struktura professionalnoy kompetentnosti uchitelya i sovershenstvovanie sistemy ego podgotovki v vuze. In: Rudenko (ed.) Professionalnoe obrazovanie: teoriya, metodika, praktika. Proceedings of International scientific e-symposium, 27-30 June 2013. Kirov: MTsNIP, 2013. 127 p. (1 CD-ROM). Pp. 47-59.

3. Professionalnyy standart pedagoga. red. ot 16.06.2019. Available at: https://fgosvo.ru/ uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (accessed: 14.08.2020).

4. Federalnyy Gosudarstvennyy Obshcheobrazovatelnyy Standart Vysshego Obrazovaniya (3++). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_ I5062021.pdf (accessed: 10.08.2021).

5. Federalnyy komponent gosudarstvennogo standarta obshchego obrazovaniya. red. 07.06.2017. Available at: https://docs.cntd.ru/document/901895865 (accessed: 20.08.2021).

6. Polat E. S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. Moscow: Academia, 2005. 272 p.

7. Golub G. B., Churakova O. V. Metod proektov kak tekhnologiya formirovaniya klyuchevykh kompetentsiy uchashchikhsya: sb. metod. rekomendatsiy. Moscow: Ucheb. literatura, 2003. 176 p.

8. Zhurnal SUNRISE. Available at: https://www.joomag.com/Backend//ControlPanel/ MagazineWizard/Magazine/index.php (accessed: 23.08.2021).

9. Sinyavskiy V. V., Fedorishin B. A. Otsenka kommunikativnykh i organizatorskikh sposobnostey. Available at: http://testoteka.narod.ru/lichn/V17.html (accessed: 20.08.2021).

10. Ermolaeva O. Yu. Matematicheskaya statistika dlya psikhologov: uchebnik. Moscow: Flinta, 2019. 336 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 2

Статья поступила в редакцию 01.09.2021 The article was received on 01.09.2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.