Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL MATHEMATICAL EDUCATION / ДОВУЗОВСКОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRE-UNIVERSITY MATHEMATICS EDUCATION / НЕПРЕРЫВНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS MATHEMATICAL EDUCATION / BASIC EDUCATION / BASIC MATHEMATICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шурко Геннадий Константинович, Хитрик Анна Витальевна

В статье исследованы вопросы дополнительного математического образования школьников, будущих учителей математики и информатики, в образовательном пространстве классического университета как учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в ходе изучения математики на всех ступенях непрерывного образования, при котором происходит не только усвоение определенной совокупности математических знаний, умений и навыков, но и развитие мышления учащихся, формирование их нравственной и духовной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шурко Геннадий Константинович, Хитрик Анна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complementary mathematical education of schoolchildrenin educational space of classic university

The questions of additional mathematical education of schoolchildren, future teachers of mathematics and informatics are investigational in the article, in educational space of classic university. Realization of additional mathematical education is as an example considered within the framework of activity of Center of the mathematical inlightening of faculty of mathematics and information technologies of the Donetsk national university.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

УДК 378

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Шурко Геннадий Константинович кандидат физ.-мат наук, доцент e-mail: gennady.shurko@mail.ru Хитрик Анна Витальевна магистрант e-mail: vatalevna-93@mail.ru ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк

Shurko Gennady

Candidate of physics and mathematics, Associate professor

Hitrik Anna magistrant

Donetsk National University, Donetsk

]......

В статье исследованы вопросы дополнительного математического образования школьников, будущих учителей математики и информатики, в образовательном пространстве классического университета как учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в ходе изучения математики на всех ступенях непрерывного образования, при котором происходит не только усвоение определенной совокупности математических знаний, умений и навыков, но и развитие мышления учащихся, формирование их нравственной и духовной культуры.

Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительное математическое образование, довузовское математическое образование, непрерывное математическое образование.

].......\

Постановка проблемы. Современный этап в развитии науки характеризуется ее математизацией, что находит свое отражение не только в естественных науках, но и в экономике, социологии, лингвистике и других отраслях знаний.

Поэтому естественным является наблюдаемый во многих странах значительный рост интереса к проблемам ма-

тематического образования, к разработке его концепции.

Так в «Российской концепции развития математического образования» [Ошибка! Источник ссылки не найден.], в качестве приоритетных, отмечены цели, состоящие в развитии у обучаемых способностей:

• к логическому мышлению, конструированию, коммуникации и взаимодействию на широком математическом материале (от геометрии до программирования);

• к поиску решений принципиально новых математических задач, эксперименту и наблюдению, формированию внутренних (мысленных) представлений и моделей для математических объектов, формулированию и проверке гипотез, преодолению интеллектуальных препятствий;

• к реальной математике: математическому моделированию (построению моделей реальности и интерпретации результатов), применению математики, в том числе, с использованием ИКТ.

Формирование всесторонне развитой личности является основной задачей современного образования. Но значительный рост информации, сокращение часов в учебных планах, отводимых на изучение предмета, по мнению П.М.Горева, не позволяют в полной мере реализовать эту задачу в рамках школьного курса математики, что с неизбежностью приводит к необходимости использования потенциала дополнительного довузовского математического образования [1].

Цель статьи заключается в исследовании дополнительного математического образования школьников, будущих учителей математики и информатики, в образовательном пространстве классического университета.

Изложение основного материала. Система дополнительного довузовского математического образования является естественным продолжением внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Но в отличие от школьного содержание дополнительного математического образования не определяется стандартом, а увязывается с интересами обучаемого, его выбором.

Различным формам дополнительного математического образования, разработке его содержания, изучению возможных путей совершенствования дополнитель-

ного математического образования в школе посвящены работы многих исследователей, таких как М. Б. Балк, Е. К. Се-ребровская, А. И. Фетисов, Л. А. Шор, К.М. Щербина, Н. Я. Виленкин, Г.И. Линьков, А. П. Подашов, Е. А. Акопян, И. Н. Алексеева, И. И. Дырченко, Е. А. Дышинский, Н. И. Мерлина, А. И. Можа-ев, Ф. Н. Чинчирова, Н. А. Шербоев и др.

Изучением возможных путей совершенствования дополнительного математического образования в школе в своих диссертационных исследованиях занимались Е. А. Акопян, И. Н. Алексеева, И. И. Дырченко, Е. А. Дышинский, Н. И. Мерлина, А. И. Можаев, Ф. Н. Чинчирова, Н. А. Шербоев.

Основными целями образования являются социализация и индивидуализация. Для эффективной их реализации необходимо иметь в известной степени самодостаточные по целям, задачам и педагогической деятельности сферы - основное образование и дополнительное образование, интегрированные в единое образовательное пространство, которое создаст необходимые условия для целостного развития ребенка [6, с. 32].

Дополнительное математическое образование школьников входит в состав дополнительного образования, с одной стороны, и непрерывного математического образования, с другой стороны.

Принципиальное отличие, по мнению Панова В.В. дополнительного образования от основного заключается в том, что благодаря отсутствию жестких стандартов работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей - познавательных, личностных, духовно-нравственных [10].

Целью дополнительного образования в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявления заложенного в нем природой творческого начала, то есть

возможность обрести способность быть не только объектом, а и субъектом в процессе собственного развития.

Можно согласиться с Н.В. Добрецо-вой, которая дает следующее определение дополнительному образованию: «Дополнительное образование - мотивированное образование, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно; важнейшая составляющая образовательного процесса, сложившегося в современном обществе» [5, с. 47].

Автор отмечает, что «если сопоставлять основное и дополнительное образование, то первое ценно, прежде всего, своей системностью, второе - возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка» [5, с. 56]. Оба вида образования, продолжает Н^. Добрецова по существу выступают как взаимодополняющие, а потому равноправные компоненты, и должны стать таковыми на самых разных уровнях - от общества в целом до каждой конкретной школы [5].

Дополнительное образование строится на следующих приоритетных принципах:

^ свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка, возможность его свободного самоопределения и самореализации;

^ единство обучения, воспитания, развития;

^ практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Эти принципы составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики [4]: признание уникальности и самоценности человека его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка ориентированность на интересы ребенка способность

видеть в нем личность, достойную уважения.

Эффективное выполнение дополнительным образованием ряда важных функций таких, как:

ценностно-ориентационная; коммуникативная; социально-адаптивная; психотерапевтическая; профориентационная; рекреационная; культурообразующая, позволяет говорить о нем как о личност-но-ориентированном образовании, реализующем идеи гуманистической педагогики.

Исследуя такой феномен, как дополнительное довузовское математическое образование можно в соответствии с исследованием Евладовой Е.Б., Логиновой Л.Г, Михайловой Н.М. [6, с. 24- 31] прийти к следующим выводам:

• дополнительное довузовское математическое образование - это особая сфера жизни, где человек осваивает социокультурный опыт и ценности человечества и одновременно обретает опыт и ценности личностно-значимые;

• дополнительное довузовское математическое образование не может быть ограничено какими-то возрастными и институциональными рамками, оно должно постоянно удовлетворять развивающиеся потребности личности и общества и поэтому должно стать образованием непрерывным;

• продуктивное развитие системы математического образования возможно при условии опоры на принцип вариативности образования, обеспечивающего личности выбор образовательной траектории с учетом ее (личности) индивидуальных особенностей.

Все это позволяет рассматривать математическое образование как целостную систему, обеспечивающую взаимосвязь субъектов и объектов образовательной деятельности, непрерывность образовательного процесса и его единство на со-

(68)

держательном и организационном уровнях.

Перечислим основные особенности дополнительного математического образования:

> опора на содержание основного математического образования;

> воспитательная доминанта -осуществление «ненавязчивого» воспитания благодаря включению обучаемых в личностно значимые творческие виды деятельности;

> компенсаторная, или психотерапевтическая, функция - обучаемые получают возможность для индивидуального развития тех способностей, которые не всегда раскрываются в учебном процессе;

> эмоциональная насыщенность -в противовес учебному процессу, в котором преобладают вербальные способы коммуникации;

^ способность расширять культурное пространство школы на основе знакомства учащихся с ценностями культуры, с учетом национальных особенностей, традиций микросоциума;

> возможности в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения старшеклассников - дополнительное математическое образование восполняет учебные курсы, которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов;

> тесная связь с внеурочной работой.

Дополнительное математическое образование школьников, с одной стороны является частью системы дополнительного образования детей, о которой говорилось выше, с другой стороны - составной, самоценной частью непрерывного математического образования, под которым, И.К.Кондаурова [4], вслед за И. И. Мельниковым [8], понимает учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в ходе изучения математики на всех ступенях непрерывного образования, при котором происходит не только усвоение

определенной совокупности математических знаний, умений и навыков, но и развитие мышления учащихся, формирование их нравственной и духовной культуры.

В частности, Н.И. Мерлина определяет дополнительное математическое образование школьников как «образовательный процесс, имеющий свои педагогические технологии, формы и средства их реализации, по программам, дополняющим Государственный стандарт средней школы» [9, с. 6-7]. Далее автор указывает, что дополнительное математическое образование школьников тесно связано с внеклассной работой по математике и включает в себя:

1) заочные школы при конкретных вузах или центрах непрерывного математического образования одаренных школьников, просто центры дополнительного образования (5-11 классы);

2) очно-заочные школы и летние физико-математические школы для одаренных детей (5-11 классы);

3) центры дополнительного математического образования одаренных школьников;

4) учреждения дополнительного образования;

5) системы спецкурсов (факультативы) для школьников, читаемых вузовскими преподавателями (либо в школах, лицеях, либо в вузе) по отдельным, разделам математики (финансовая математика, теория вероятностен, линейное программирование, нестандартные задачи по элементарной математике и т.д.);

6) научно-исследовательскую работу со школьниками (в рамках подготовки их к научно-практическим конференциям разного уровня: городские, республиканские, федеральные);

7) олимпиады (городские, районные, зональные, всероссийские);

8) школьные кружки (подготовка к олимпиадам, оригами и т.д.);

9) подготовительные курсы (в вузах и школах);

10) репетиторское образование;

11) летние физико-математические лагеря и т.д. [9].

В работе И.К. Кондауровой рассмотрены различные виды детских объединений по интересам, формы организации деятельности детей в системе школьного дополнительного математического образования [7].

В исследовании П.М. Горева разработана концепция формирования учебной творческой математической деятельности школьников в дополнительном математическом образовании, предполагающая организацию обучения с последовательным применением репродуктивной, продуктивной, параллельно исследовательской и проектной, проектно-иссле-довательской учебной деятельности [2].

З.С. Гребнева рассматривает проблему обучения математике одаренных школьников в условиях дистанционной модели дополнительного математического образования [3].

Н.Л. Стукалова решает проблему повышения качества математической подготовки старшеклассников, ориентированных на обучение в вузе, в системе дополнительного образования [12].

С понятием «дополнительное математическое образование школьников» тесно связаны понятия «внеклассная работа» и «внеурочная работа».

Под внеклассной работой понимается не обязательные, систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические школы, факультативные занятия и кружки призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов.

Учитывая, что потребность в специалистах математиках, учителях, преподавателях математики, информатики сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в школе. Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математике, к поступлению в математи-

ческую школу, к самостоятельному изучению заинтересовавшего материала и т.п.

Внеурочная работа по математике -органичная часть учебного процесса, она, дополняя, развивая и углубляя его предусматривает разные формы: кружки, викторины, конкурсы, олимпиады, проектно-исследовательскую деятельность. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к таким предметам, как математика, информатика, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников.

Среди основных целей дополнительного математического образования школьников укажем следующие:

• формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету;

• выявление и развитие математических способностей, необходимых для продуктивной жизни в обществе;

• повышение уровня математической образованности за счет расширения, углубления и дополнения знаний, умений и навыков, формируемых в соответствии с основной образовательной программой, развития интеллектуальных, поведенческих и профессионально-значимых качеств, способности к интеллектуальной и творческой деятельности, к продолжению

Как известно, традиционными методами обучения математике в школе по являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, эвристическая беседа, метод проблемного изложения материала, исследовательский.

Каждый метод предусматривает особый вид обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, а также ведет к специфическому результату - усвоению соответствующего ему вида содержания.

Поэтому в рамках дополнительного математического образования не исклю-

чаются (частично иди полностью) традиционные методы, а добавляются активные методы, так как они направлены на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности, они помогают формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения. К таким методам мы относим:

- метод проектов, который используется при организации и проведении учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ школьников;

- индивидуальные, групповые, коллективные методы обучения при дистанционном обучении математике;

- решение задач, имеющих прикладную направленность.

Содержание дополнительного математического образования, естественно, пересекается с содержанием школьного математического образования, но акцент делается на развитие у учащихся умений и навыков применять математику для решения жизненных проблем, формировать у них умения учиться, самостоятельно приобретать знания.

Традиционная школьная форма организации обучения подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Под внеклассной работой по математике в школах понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время.

Следует различать два вида внеклассной работы по математике:

1) работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия);

2) работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и

способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).

Формами проведения внеклассной работы могут быть математические кружки, математические викторины, математические вечера, математические экскурсии, внеклассное чтение математической литературы, математические рефераты и сочинение и др.

Рассмотрим в качестве примера организации дополнительного математического образования деятельность Центра математического просвещения факультета математики и информационных технологий Донецкого национального университета.

Не отказываясь от традиционных форм организации учебного процесса по математике, так как они очень важны и играют свою роль в формировании математической грамотности, в рамках деятельности Центра математического просвещения происходит дополнение их:

- открытыми научно-популярными лекциям для старшеклассников, которые проводят преподаватели факультета с целью популяризации математических знаний;

- проведением учебных и научно-исследовательских работ, так как развивающая функция исследовательской деятельности по математике заключается в том, что в процессе ее выполнения происходит усвоение методов и стиля математического мышления, воспитание осознанного отношения к своему опыту, формирование черт творческой деятельности и познавательного интереса к различным аспектам математики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведением республиканских заочных математических конкурсов «Золотой сундучок», «Золотой ключик», «Карта сокровищ» c целью популяризации математики, развития математических способностей школьников, формирования умений решать жизненные задачи с помощью математики;

- проведением математической олимпиады «Абитуриент» с целью выявления

школьников, способных и желающих обучаться на факультете математики и информационных технологий;

- дистанционным обучением математике, которое происходит в двух формах: индивидуальное обучение и коллективное обучение (так называемый «коллективный ученик»);

- воскресными занятиями по математике и информатике для учащихся 11 классов, желающих поступать на факультет математики и информационных технологий;

- диагностированием уровня знаний, умений и навыков по разным темам и вопросам школьного курса математики с использованием оригинальных методик и методических материалов с детальными рекомендациями по коррекции выявленных пробелов.

Выводы. В образовательном пространстве Донецкого национального университета создана и функционирует система дополнительного довузовского математического образования школьников, в рамках которой:

• реализуется на практике непрерывная математическая подготовка будущего учителя математики с широким вовлечением интеллектуального потенциала преподавателей факультета математики и информационных технологий университета, использованием научно- методической и материально- технической базы университета, лицея, школ региона;

• проводится разноплановая профо-риентационная работа, позволяющая мотивировать учащихся старших классов на получение дополнительного довузовского математического образования, дальнейшее овладение профессией учителя математики и информатики;

• проводятся научные научно-методические, научно-педагогические исследования по проблемам дополнительного математического образования с вовлечением в эти исследования наряду со студентами (в рамках НИР студентов) также учащихся лицея (в рамках деятель-

ности Малой академии наук и лицейского научного общества);

• сосредоточена разнообразнейшая информация для дополнительного математического образования и самообразования, активно используются современные информационно-коммуникационные технологии;

• созданы необходимые условия для знакомства учащихся и студентов с наиболее перспективными научными школами в области математики, прикладной математики, педагогики, методики обучения математике.

Такая разноплановая работа позволяет обеспечить как мотивацию к обучению в университете будущих учителей математики и информатики, так и способствует их наилучшей адаптации к условиям формирования будущей профессиональной компетентности.

1. Горев П. М. Основные формы организации дополнительного математического образования в средней школе: [Электронный ресурс]: название с экрана НИрз://г-koncept.ru/2013/13116.htm.

2. Горев П.М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Киров, 2006. - 24 с.

3. Гребнева З.С. Обучение математике одаренных школьников региона в условиях дистанционной модели дополнительного математического образования. Автореф. дисс...канд. пед. наук. - Орел, 2008. - 22 с.

4. Дополнительное математическое образование детей в условиях школы: учебно-мстодичсскос пособие / И. К. Кондаурова. -2-е изд, испр. - Саратов, 2014. - 160с.

5. Добрецова П.В. Возможности дополнительного образования для реализации профильного образования / под ред. А.П. Тряпи-цыной. - СПб.: КАЮ, 2005. -151 с.

6. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г, Михайлова Н.М. Дополнительное образование детей. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 349 с.

7. Кондаурова И.К. Избранные главы теории и методики обучения математике: дополнительное математическое образование школьников. - Саратов: ИЦ «Наука», 2010. -192 с.

8. Мельников И.И. Научно-методические основы взаимодействия школьного и вузовского математического образования в России: Дисс... д-ра пед. наук в форме научн. докл. - М., 1999. - 36 с.

9. Мерлина Н.И. Дополнительное математическое образование школьников и современная шкала (Состояние. Тенденции. Перспективы) I Н.И. Мерлина. - М. : Тел и ос АРВ, 2000. - 180 с.

10. Панов В.В. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. - СПб.: Питер, 2007. - 352с.

11. Российская концепция развития математического образования: [Электронный ресурс]: название с экрана http://www.

firo.ru/wp-content/uploads/2014/10/Concept_ mathematika.pdf.

12. Стукалова Н.А. Повышение качества математической подготовки ориентированных па обучение в вузе старшеклассников в системе дополнительного образования: Ав-тореф. дисс...канд. пед. наук. - Омск, 2004. -23 с.

13. Шурко Г.К. единое образовательное пространство «лицей-университет» как эффективная форма непрерывной довузовской подготовки будущих учителей математики / Г.К.Шурко // // Дидактика математики: проблемы и исследования. -Вып.42. - Донецк, 2015. - С.92-97.

Abstract. Shurko G., Hitrik Anna. Complementary mathematical education of schoolchildren in educational space of classic university. The questions of additional mathematical education of schoolchildren, future teachers of mathematics and informatics are investigational in the article, in educational space of classic university. Realization of additional mathematical education is as an example considered within the framework of activity of Center of the mathematical inlightening offaculty of mathematics and information technologies of the Donetsk national university.

Key words: additional education, additional mathematical education, pre-university mathematics education, basic education, basic mathematical education, continuous mathematical education.

Статья представлена профессором ЕИ.Скафою.

Поступила в редакцию 11.01.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.