Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка магистрантов на основе формирования проектно-исследовательских компетенций'

Профессиональная подготовка магистрантов на основе формирования проектно-исследовательских компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЭТАП СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омарова М. О., Асхабалиева Д. Д.

Рассматриваются педагогические условия формирования проектно-исследовательской компетентности у магистрантов; преимущества использования метода проектов; технологические особенности и этапы педагогического сопровождения учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омарова М. О., Асхабалиева Д. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка магистрантов на основе формирования проектно-исследовательских компетенций»

82

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

© Омарова М.О.* *, Асхабалиева Д.Д.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Рассматриваются педагогические условия формирования проектноисследовательской компетентности у магистрантов; преимущества использования метода проектов; технологические особенности и этапы педагогического сопровождения учебного процесса.

Ключевые слова проектно-исследовательская компетенция, учебный проект, метод проектов, механизм формирования проектно-исследовательских компетенций, педагогическое сопровождение, этап совместных действий, инновационная образовательная среда.

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Следовательно, востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях [1, с. 94].

Исходя из этого, проблема повышения качества образования является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогической наукой. Известно, что качество образования определяет состояние и результативность процесса преподавания, его соответствие потребностям и ожиданиям общества. В то же время, решение данной проблемы предполагает и процесс становления интеллектуально развитой личности, обладающей положительной мотивацией для познания и самопознания, а также базирующейся на основе новых образовательных технологий.

В связи с этим важнейшей целью современного профессионального образования является создание у магистрантов установки на самообучение и самоорганизацию, а также на непрерывное расширение и углубление сформированных знаний и умений. Все это является ключевым началом для продолжения учебы в течение всей жизни, позволяющее дать будущему педагогу определенный комплекс знаний и умений.

По мнению О.М. Омарова, если магистрант, опирается на собственный опыт и самостоятельно «добывает» знания в учебном процессе (а не полу-

* Аспирант кафедры Теории и методики профессионального образования.

* Аспирант кафедры Теории и методики профессионального образования.

Педагогические науки

83

чает их в готовом виде), то точно также он будет стремиться действовать в своей будущей профессиональной деятельности [5, с. 32].

На основе классификации, предложенной профессором А.В. Хуторским, рассмотрим исследовательскую компетенцию, как сложную систему (совокупность) разных составляющих ключевых компетенций [6, с. 113].

- Ценностно-смысловые компетенции, формируемые в ходе исследовательской деятельности, включают в себя способность учащегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

- Общекультурные компетенции определяются кругом вопросов, в которых обучающийся должен быть хорошо осведомлен, и опытом деятельности, которым он должен обладать. Здесь же можно отметить опыт освоения учеником научной картины мира.

- Учебно-познавательные компетенции - совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Здесь определяется уровень знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки исследовательской деятельности.

- Информационные компетенции включают в себя умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

- Коммуникативные компетенции предполагают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими, навыки коллективной работы с учетом различных социальных ролей.

- Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом деятельности в социально-трудовой и гражданско-общественной сферах.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств.

На наш взгляд, оптимальным освоением творческой деятельности магистрантами может реализовываться только при условии их включения в проектно-исследовательскую деятельность, которая является как способом освоения действительности, так и средством организации учебного процесса.

Основным результатом данной деятельности будет являться проектноисследовательская компетенция, формирование которой в условиях профессионального обучения требует особого методического сопровождения.

84

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как известно, проектно-исследовательская компетенция представляет собой совокупность знаний в какой-либо области, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, наличие проектных и исследовательских умений, наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности [2, с. 47].

Многие труды отечественных (В.П. Вахтеров, К.Д. Ушинский, Н.И. Новиков и др.) и зарубежных (Дж. Брунер, А. Дистервег, Дж. Дьюи, И. Песта-лоцци и др.) ученых посвящены непосредственно проблеме формирования проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Безусловно, активность магистранта зависит от множества факторов. Но вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность возможно только при единстве трех взаимодополняющих составляющих (см. рис. 1).

Комплексное

решение

задач

Организация благоприятной среды для реализации творческого потенциала

Систематическ

ое

планирование

исследователь

ской

деятельности

Рис. 1. Факторы, побуждающие к проектно-исследовательской деятельности

Особое внимание необходимо уделять технологическим особенностям педагогического сопровождения проекта. В качестве технологических особенностей педагогического сопровождения можно выделить следующие:

- темы проектов должны соответствовать по содержанию и сложности требованиям учебных программ профессионального обучения;

- последовательность проекта должна отвечать педагогическому принципу - обучение от простого к более сложному;

- тема проекта должна быть посильной, по характеру и сложности соответствовать трудовым навыкам и умениям, приобретенными учащимися к моменту выполнения проекта;

- сложную проектную задачу необходимо преобразовать в несколько простых и решать их поэтапно, путем последовательного рассмотрения входящих в сложную задачу частных проблем;

- альтернативные варианты решений целесообразно прорабатывать последовательно, то есть в каждый данный момент прорабатывается только одна концепция.

Педагогические науки

85

Педагогическими условиями формирования проектно-исследовательской компетентности магистрантов являются:

- рассмотрение педагогического процесса как вида неравновесной системы, носящей по своей результативной деятельности вероятностный характер и заключающей в этом источник своего саморазвития;

- вовлечение магистрантов в процесс разработки и реализации исследовательской деятельности;

- наличие преемственности этапов формирования проектно-исследовательской компетентности, развитие и применение сформированных ключевых компетенций в практической деятельности магистрантов;

- использование модернизации, которая рассматривается как один из видов воспитания магистрантов на основе использования внутренних ресурсов [4, с. 62].

Преимущества метода проектов, на наш взгляд, заключаются в системном закреплении знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые обучающимся для работы над проектом, вызывают интерес к другим дисциплинам; развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных; развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков; развитие уверенности в своих силах. Обучающиеся учатся подходить к окружающему их миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей [3, с. 45].

Соответственно, для того, чтобы у магистранта сформировались проектно-исследовательские компетенции, ему необходимо активно участвовать в инновационной и исследовательской деятельности, владеть инвариантной и вариативной ее составляющей. При этом знание отличительных признаков видов проектов и владение ими позволят магистранту делать осознанный выбор, в котором он будет наиболее успешен. В свою очередь, преподаватель должен провести магистранта по траекториям личностного развития, опираясь на потенциал и ресурсы его личности [5, с. 52].

Таким образом, мы констатируем, что, в целом, при организации проектно-исследовательской деятельности используются положительные эффекты проектного и исследовательского методов. С одной стороны, с помощью метода проектов возможно формировать у магистрантов такие компетенции, как:

- коммуникативная (магистрант стремится быть понятым);

- социальная (магистранту нравится работать в группе, занимая определенное положение в ней);

- предметная (в которой проявится интерес и способности).

С другой стороны, с помощью исследовательского метода можно формировать такие компетенции, как:

- исследовательская (умение наблюдать, измерять, проводить эксперимент, строить модели);

- информационная (владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации);

86

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

- автономизационная (быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию).

Участие магистрантов в проектно-исследовательской деятельности, разработка, презентация проектов и результатов на различных конференциях (семинарах, конкурсах), безусловно, будут способствовать формированию у магистрантов компетенций, которые в итоге, обеспечат его в разрешении проблемы - необходимости регулярного повышения квалификации в условиях быстроизменяющейся информационной картины мира.

Список литературы:

1. Акбарова З.Ш. Формирование исследовательских компетенций в процессе профессиональной подготовки студентов // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы V Международной научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БГПУ 2011.

2. Алижанова Х.А., Омарова М.О. Совершенствование профессиональной подготовки современного преподавателя // Культура, духовность, общество: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск, 2013.

3. Асадуллин Р.М., Васильев Л.И., Иванов В.Г. Новые ориентиры профессионального образования. - Уфа, 2008.

4. Асхабалиева Д.Д., Керимова А.В. Воздействие средств массовой информации на сознание молодежи Материалы международной студенческой конференции. Средства массовой информации среди молодежи. - Махачкала, 2012.

5. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Педагогический менеджмент как управление образовательным процессом: традиции и инновации. - Махачкала: ДГПУ 2009. - 168 с.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебное пособие / А.В. Хуторской. - 2-е издание, переработанное. - М.: Высшая школа, 2007.

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

© Платошина В.В.* *, Сагалаева И.В.*

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Подготовка высококвалифицированных профессиональных кадров, свободно владеющих иностранным языком, является основной задачей

* Доцент кафедры Иностранных языков и профессиональной коммуникации Института межкультурной коммуникации и международных отношений, кандидат философских наук.

* Доцент кафедры Иностранных языков и профессиональной коммуникации Института межкультурной коммуникации и международных отношений, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.