Научная статья на тему 'Теоретические подходы к проблеме формирования исследовательских компетенций студентов на педагогической практике'

Теоретические подходы к проблеме формирования исследовательских компетенций студентов на педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асхабалиева Д. Д.

В данной статье рассматриваются понятия «компетенция» и «исследовательская компетенция», с различных точек зрения. Особое внимание уделено исследовательской компетенции, приобретаемой в условиях педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к проблеме формирования исследовательских компетенций студентов на педагогической практике»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

© Асхабалиева Д.Д.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

В данной статье рассматриваются понятия «компетенция» и «исследовательская компетенция», с различных точек зрения. Особое внимание уделено исследовательской компетенции, приобретаемой в условиях педагогической практики.

Ключевые слова компетенция, исследовательская компетентность, профессиональное образование, педагогическая практика, компетент-ностный подход.

Глобальные изменения, произошедшие за последние годы во всех сферах жизни, затронули и систему образования. «Главным и решающим преимуществом» выпускника высшей школы становится обладание им таких качеств как компетентность, ответственность, свободное владение своей профессией, академическая и социальная мобильность, ориентированность в смежных областях деятельности, готовность к эффективной учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. Названные качества нашли отражение в основных положениях Концепции модернизации Российского образования.

В официальном документе («Модель образования 2020»), рассматривается одна из ведущих задач высшего профессионального образования - вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные исследования, что позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Соответственно актуальной проблемой высшей профессиональной школы становится обучение студентов способам добывания и переработки научной информации путём самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного формирования исследовательской компетентности студентов, способствующей высвобождению дея-тельностного начала в человеке, укреплению его потребности в познании. В связи с этим данный феномен не обделён вниманием исследователей. Об этом свидетельствует многообразие различных подходов в современной психолого-педагогической литературе [5].

* Аспирант кафедры Теории и методики профессионального образования, магистр психолого-педагогического образования.

В переводе с латинского языка «компетентность» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По А.В. Хуторскому, человек, компетентный в определенной области, обладает соответствующими знаниями способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) компетенция определяется так: «способность делать что - либо хорошо или эффективно», «соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу», «способность выполнять особые трудовые функции» [1].

Если рассматривать исследовательскую компетентность с позиций системного подхода, то можно утверждать, что она является «составляющей профессиональной компетентности» (В.А. Адольф, Л.А. Голубь, А.А. Деркач, В.С. Лазарев, Т.А. Смолина и др.), как «неотъемлемый компонент общей и профессиональной образованности» (Б.С. Гершунский, В.В. Лаптев и др.).

Важно выяснить место исследовательской компетентности в различных классификациях ключевых компетентностей.

В классификации ключевых компетентностей И.А. Зимней исследовательская компетентность входит в качестве компонента в «компетенцию, относящуюся к деятельности человека» [4].

В классификации А.В. Баранникова исследовательской компетентности отводится самостоятельная роль наряду с учебной, социально-личностной, коммуникативной, личностно-адаптивной и компетентностью в области организаторской деятельности и сотрудничества [2].

Исследовательская компетентность в классификации А.В. Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии». Она также служит компонентом компетентности личного самосовершенствования, направленной на освоение способов интеллектуального и духовного саморазвития [7].

Феськова Е.В., исходя из требований современного образования, выделяет перечень ключевых компетентностей: общекультурная, информационная, коммуникативная, организационная, ценностно-смысловая и исследовательская [6]. Исследовательскую компетентность Феськова определяет как «... совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, позволяющих человеку быть в позиции исследователя по отношению к окружающему миру, выражающейся через чувствительность к проблемам окружающего мира, умение распознавать и разрешать проблемную ситуацию с любым произвольным объектом или явлением окружающего мира, используя для этого различные теоретические и эмпирические источники информации» [6].

Несмотря на огромное число классификаций компетенций / компетентностей, продолжительный период исследователи основывались на трех-

Педагогические науки

79

уровневой иерархии в контексте общего образования, сформулированной А.В. Хуторским, который выделяет:

- ключевые компетенции, формируемые на метапредметном содержании образования;

- межпрежметные и общепредметные компетенции, относящиеся к определенной группе учебных предметов и образовательных областей;

- предметные компетенции, имеющие частный характер, связанный с особенностями конкретных предметов.

Исследовательские компетенции, формируемые в процессе педагогической практики, понимаются как интегральная характеристика. Они определяют способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальной педагогической деятельности, с использованием знаний профессионального опыта, ценностей и наклонностей. Способность в данном - случае мыслится не как предрасположенность, а как умение. Исследовательские компетенции, сформированные в условиях педагогической практики, относятся к немногочисленным инвариантным ключевым компетенциям, которые позволят педагогу быть постоянно востребованным на рынке труда, в силу таких его характеристик как мобильность, инновационность, эвристичность, креативность, конкурентоспособность. Компетентность всегда проявляется в деятельности и не проявленную компетентность «увидеть» нельзя, поэтому педагогическая практика является наиболее оптимальной средой и деятельностью, где исследовательские компетентности могут проявиться многогранно и разносторонне.

Исследовательская компетенция, приобретаемая в условиях педагогической практики, вбирает в себя элементы ключевой, базовой и специальной составляющей компетенций. Ключевая составляющая в данном контексте основывается на общей способности работать с информацией, получаемой в процессе и посредством педагогической практики. Базовая - отражает специфику именно педагогической деятельности в исследовании. Специальная составляющая ориентирована на исследование специфических сфер деятельности педагога (проведение разных видов занятий, организация разных видов деятельности и т.д.) и особенностей детей разных категорий. Все три составляющих исследовательских компетенций взаимосвязаны и развиваются одновременно, что позволяет сформировать индивидуальный стиль педагогической деятельности выпускника. Определение места исследовательских компетенций в модели специалиста ставит в центр внимания вопросы качества организации и содержания педагогической практики. Исследовательская деятельность, организуемая на педагогической практике, позволяет извлекать опыт из собственной деятельности, наблюдений и восприятий, раскрывать жизненное значение изучаемых объектов, постигать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуа-

циях. Она создаёт необходимую социальную среду, которая стимулирует самосовершенствование, саморазвитие и самореализацию личности, что особенно актуально в условиях радикально меняющегося российского социума с учётом перспектив его развития [3].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что педагогическая практика позволяет реально увидеть инновационные процессы в образовании, инициировать их и развивать посредством исследовательского творчества, поиска новых педагогических технологий и средств обучения, обеспечивающих становление личности специалиста, способного к адекватному профессиональному самоопределению и развитию. Исследовательские компетенции, формируемые на педагогической практике, позволяют проявить профессиональную мобильность, способность к эффективной профессиональной деятельности, стать нормой профессиональной педагогической деятельности через проявление проектировочных, рефлексивных умений студентов. Исследовательские компетенции формируются посредством педагогической практики и предполагают не только решение исследовательских задач на практике самим студентом, но и умение организовать исследовательскую деятельность воспитанников.

Список литературы:

1. Алижанова Х.А., Исмаилова Ф.И. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 22 ноября 2013 года / Под ред. Ш.О. Исмаилова, О.М. Омарова, С.-А.М. Аслаханова и др. - Махачкала: ДГПУ 2013. - 208 с.

2. Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход / А.В. Баранников. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.

3. Дзидзоева С.М. Педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций будущих учителей: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ростов-на-Дону, 2009.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

5. Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. - 2011. - № 1. - С. 228-232.

6. Феськова Е.В. Становление исследовательской компетентности в дополнительном образовании и профильном обучении: дисс. . канд. пед. наук: 13.00.01. - Красноярск, 2005.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.