Научная статья на тему 'Исследовательская компетентность бакалавра педагогики, профиль подготовки «Иностранный язык»'

Исследовательская компетентность бакалавра педагогики, профиль подготовки «Иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / BACHELOR OF PEDAGOGY / COMPETENCY / COMPETENCE / RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боговская Ирина Вячеславовна

В статье рассматриваются понятия «компетенция» и «компетентность», обосновывается актуальность формирования исследовательской компетентности учителя иностранного языка в условиях модернизации высшего профессионального педагогического образования, раскрывается сущность и компоненты исследовательской компетентности бакалавра педагогики, профиль подготовки «Иностранный язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH COMPETENCY FOR BACHELORS OF PEDAGOGY, TRAINING PROFILE FOREIGN LANGUAGE

The notions of competency and competence are considered in the article justifying the urgency of developing a research competency for a foreign language teacher under conditions of modernizing the higher professional pedagogical education, revealing the essence and components of research competence for Bachelors of Pedagogy, training profile Foreign Language.

Текст научной работы на тему «Исследовательская компетентность бакалавра педагогики, профиль подготовки «Иностранный язык»»

УДК 378

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ, ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

© Ирина Вячеславовна БОГОВСКАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются понятия «компетенция» и «компетентность», обосновывается актуальность формирования исследовательской компетентности учителя иностранного языка в условиях модернизации высшего профессионального педагогического образования, раскрывается сущность и компоненты исследовательской компетентности бакалавра педагогики, профиль подготовки «Иностранный язык».

Ключевые слова: бакалавр педагогики; компетенция; компетентность; исследовательская компетентность.

Подготовка компетентных специалистов, способных к профессиональному и личностному росту, к мобильности в условиях развития наукоемких технологий постиндустриального общества рассматривается в качестве концептуальной идеи в Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации, рассчитанной на период до 2025 г. Приоритетное значение приобретает инте-

грация образования и науки, педагогических исследований и образовательного процесса, активизация исследовательской компоненты профессиональной подготовки педагогических кадров [1].

Необходимость и исключительную важность для современного учителя быть в курсе новейших исследований, ориентироваться в различных отраслях педагогической науки,

видеть перспективы ее развития, знать возможности преподаваемой науки с точки зрения решения социально-экономических, производственных и культурных задач неоднократно подчеркивал в своих трудах В.А. Сластенин. Специфической особенностью профессиональной деятельности учителя, по мнению ученого, является то, что педагогические задачи с трудом поддаются алгоритмизации, что «их решения практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества фактов, условий и обстоятельств» [2]. Концепция В. А. Сластенина созвучна мысли Е.П. Пассова: «поиск нового является неотъемлемой частью профессии учителя», «исследовательские умения учителя пронизывают и обогащают все другие умения его деятельности, без владения этими умениями не может быть творчески работающего учителя. Именно благодаря этим умениям и осуществляются учителем его познавательные функции» [3].

В нормативных документах, определяющих направления подготовки на первой ступени высшего профессионального образования, исследовательский характер обучения рассматривается как цель и как средство развития личностного потенциала бакалавра, его нравственности и интеллекта, как основа его профессиональной успешности. На смену учителю-исполнителю приходит учитель-исследователь, ориентированный на научное творчество, на постоянный профессиональный и личностный рост, обладающий умением исследовать, анализировать, оценивать инновационные процессы, происходящие в системе образования, эффективно осуществлять профессиональную деятельность, «успешно справляться с ситуацией, вовремя активизировать и актуализировать свои знания и умения, приемы и способы деятельности» на основе сформированной исследовательской компетентности [4].

Проблема формирования исследовательской компетентности бакалавра педагогики, профиль подготовки «Иностранный язык» приобрела особую актуальность в связи с введением новых стандартов высшего профессионального образования на основе ком-петентностного подхода, сущность которого заключается в объединении знания и способности его реализации на основе опыта реше-

ния задач квазипрофессиональной деятельности [5-7]. По свидетельству отечественных и зарубежных исследователей усваивается не кем-то предложенное готовое знание, а прослеживаются условия прохождения данного знания, при этом решающее значение приобретают саморегуляция и саморазвитие личности. Компетентности являются основной характеристикой профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях обучения. Компетентность предполагает не только владение определенной сумой знаний, но и гибкость их применения для решения практических задач, критичность мышления, обладание опытом и способностью анализировать сложившуюся ситуацию, с целью выявления возникающих и возможных проблем.

Компетенции как социальные требования к образовательной подготовке, необходимые для качественной деятельности будущего учителя иностранного языка, отражают «предметно-деятельностную составляющую» процесса обучения [8]. В научно-педагогической литературе компетенция трактуется как идеальный, отвлеченный норматив, знаковая модель определенной деятельности с целью ее успешного выполнения, где «достижение нормы подтверждает правильность решения поставленной перед субъектом проблемы» [9].

Однако данные понятия «могут употребляться как синонимичные, а могут быть разведены по разным основаниям; при этом компетенцию можно рассматривать как потенциальную активность, а компетентность -как характеристику реальной активности субъекта деятельности» [10]. Характеризуя внешневнутреннюю обусловленность компетенции и компетентности, М.Д. Ильязова определяет компетенцию как потенциальную компетентность субъекта деятельности, как «готовность и стремление к продуктивной деятельности с полным осознанием ответственности за ее результаты», компетентностью является «реализованная в деятельности компетенция; это интегральная, проявленная в деятельности (ситуации) характеристика личности, определяющая успех и ответственность за результаты деятельности» [10].

Согласно исследованиям В.И. Байденко,

A.В. Баранникова, О.А. Буваленко, И.Е. Бря-ковой, А.Н. Дахина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней,

B.В. Климентьевой, Д.А. Махотина, Дж. Ра-

вена, А.В. Райцева, Л.Ю. Степашкиной, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролова, Б.Д. Эльконина и других, понятие компетентность включает не только привычки, систему ценностных ориентаций, знания и умения как результаты обучения, но и поведенческую, этическую, социальную, мотивационную, операционнотехнологическую, когнитивную составляющие. Компетентность проявляется в способности к осуществлению результативной деятельности в конкретной ситуации, в умении актуализировать в нужный момент определенные знания, умения и навыки в процессе выполнения своей профессиональной деятельности.

Следовательно, компетентность можно трактовать как готовность к решению жизненных и профессиональных задач на основе использования внутренних и внешних ресурсов. Таким образом, компетентность - это не просто система личностных качеств, знаний, умений и навыков на основе имеющегося опыта, не простое сложение компетенций, а некий результат, обусловленный определенными связями и взаимным влиянием между ними, интегративное качество личности, которое предполагает обладание соответствующей компетенцией, включающее как личностное отношение, так и опыт деятельности в конкретной области. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают интегративный творческий характер данного феномена, высокую результативность, ценностно-смысловые характеристики, мотивационно-целевую составляющую, академическую и трудовую мобильность, практикоориентированную направленность и опыт соответствующей деятельности [4-6; 8-11].

Учитывая особенности профессиональной деятельности учителя иностранного языка, мы предлагаем формировать исследовательскую компетентность бакалавра педагогики, профиль подготовки «Иностранный язык» на основе лингвистических, дидактических, перцептивных, когнитивных, коммуникативных, организаторских, прогностических, рефлексивных компетенций.

Соответственно, в структуре исследовательской компетентности бакалавра педагогики, профиль подготовки «Иностранный язык», мы выделяем:

- мотивационно-ценностностный компонент, определяющий направленность лич-

ности, ее морально-этические ценности, потребность и стремление к педагогическому исследованию, к самосовершенствованию;

- индивидуально-психологический компонент, включающий в себя предрасположенность и личностные качества, характеризующие успешность формирования компетентности;

- знаниево-деятельностный компонент, представленный теоретической (научно-методологические знания) и операциональной составляющими (исследовательские умения и навыки, а также опыт исследовательской деятельности, отражающий совокупность способов, приемов и правил, нацеленных на решение педагогических задач);

- конативно-рефлексивный компонент, определяющий волевые механизмы саморегуляции личности, способность реализовать компетенцию, добиться успеха на основе рефлексии.

Основываясь на исследованиях В.И. Байденко, Н.В. Бордовской, В.И. Загвязинского, И. А. Зимней, М. Д. Ильязовой, В.В. Климентьевой, В.В. Краевского, В.А. Сластенина,

Н.А. Сухиной, А.В. Хуторского, мы предлагаем рассматривать исследовательскую компетентность бакалавра педагогики, профиль подготовки «Иностранный язык» как интегральную многофакторную характеристику личности, обладающую лингвострановедческими, социокультурными, методологическими знаниями, владеющую современными технологиями обучения, способную занимать позицию исследователя, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, к результативному воздействию на учащихся в процессе обучения иностранному языку.

В трудах М.М. Бахтина, Т.С. Базаровой,

A. Бергсона, Ю.М. Лотмана, Р.Г. Натадзе,

B.А. Сластенина и других раскрывается сложная диалектическая взаимосвязь творчества и исследовательской компетентности. В условиях модернизации российского образования существенным изменениям подвергаются приоритеты в профессиональной подготовке педагогических кадров - от простого воспроизводства опыта предыдущих поколений к «развитию, изменению, рассматриваемому в понятиях творчества, поиска, новаторства» [11]. Творчество учителя трактуется как непрерывный процесс решения разнообразных профессиональных задач в изменяю-

щихся условиях, охватывающих этапы планирования, организации, реализации и анализа результатов педагогической деятельности [2; 7; 12-13]. Полноценное творчество «заключается не в том лишь, что у человека возникают интересные идеи, а в том, что эти идеи воплощаются в соответствующий продукт, делающийся достижением общества, доступный восприятию, пониманию и оценке людей» [14]. В условиях развития инновационной деятельности во всех сферах общественной и научной жизни, востребованными становятся специалисты, способные активно участвовать в исследованиях, самостоятельно и творчески мыслить, готовые к выполнению своих профессиональных функций на основе общечеловеческих ценностей.

Таким образом, мощное влияние научно -технического прогресса, стремительный рост профессионально значимой информации, приоритет науки во всех сферах производства и общественной жизни обусловили высокие требования к профессиональной подготовке учителя иностранного языка, готового к самопознанию и самосовершенствованию, владеющего алгоритмом научного поиска, способного эффективно осуществлять обучение и воспитание подрастающего поколения на основе научных стратегий познания и конструктивно решать нестандартные педагогические задачи в динамично изменяющихся условиях профессиональной деятельности [1-7; 9-10; 12]. Высокий уровень сформированности исследовательской компетентности бакалавра педагогики, профиль подготовки «Иностранный язык», обладающего лингвистическими, дидактическими, перцептивными, когнитивными, коммуникативными, организаторскими, прогностическими, рефлексивными компетенциями базируется на способности планировать и проводить педагогическое исследование, корректировать свою деятельность согласно полученным результатам, самостоятельно управлять процессом научного познания, на готовности выполнять не только функции «преподавателя, наставника, воспитателя, но и исследователя, первопроходца новых принципов, способов обучения и воспитания, соединять традиции с нововведениями, строгие алгоритмы с творческим поиском» [12].

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751. URL: http://www. dvgu.ru/umu/zakrf/doktrin1.htm (дата обращения: 25.01.2012).

2. Сластенин В.А,. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2006.

3. Пассов Е.И. Мастерство и личность учителя: на примере преподавания иностранного языка. М., 2001.

4. Баранников А.В. Компетентностный подход и качество образования. М., 2008.

5. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

6. Климентьева В.В. Развитие педагогической исследовательской компетентности магистранта филологического образования в процессе руководства школьным мультимедийным проектом: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2009.

7. Сухина Н.А. Формирование исследовательской компетенции будущих учителей иностранного языка: автореф. дис. . канд. пед. наук. Барнаул, 2006.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика. М., 2007.

9. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого общего образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Новосибирск, 2010.

10. Ильязова М.Д. Формирование инвариантов профессиональной компетентности студента: ситуационно-контекстный подход: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010.

11. Базарова Т.С. Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Улан-Удэ, 2010.

12. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. М., 2010.

13. Романова К.Е. Методическая система формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей технологии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Шуя, 2010.

14. Хинич И.И. Научно-методическое обеспечение целостного исследовательского обучения физике в подготовке педагогических кадров: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2010.

Поступила в редакцию 24.05.2012 г.

UDC 378

RESEARCH COMPETENCY FOR BACHELORS OF PEDAGOGY, TRAINING PROFILE “FOREIGN LANGUAGE”

Irina Vyacheslavovna BOGOVSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-Graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: [email protected]

The notions of “competency” and “competence” are considered in the article justifying the urgency of developing a research competency for a foreign language teacher under conditions of modernizing the higher professional pedagogical education, revealing the essence and components of research competence for Bachelors of Pedagogy, training profile “Foreign Language”.

Key words: Bachelor of Pedagogy; competency; competence; research competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.