Научная статья на тему 'Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка'

Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1917
528
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТРУКТУРА И УРОВНИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / COMPETENCE / METHODICAL COMPETENCE / METHODICAL TRAINING / PROFESSIONAL TRAINING / STRUCTURE AND LEVELS OF METHODICAL COMPETENCE / A FOREIGN LANGUAGE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игна Ольга Николаевна

В статье рассматривается методическая компетентность учителя иностранного языка. Дано определение методической компетентности, проанализирована ее структура. Компоненты методической подготовки соотнесены с уровнями проявления методической компетентности (интуитивным, теоретическим, квазипрофессиональным, профессиональным координируемым, профессиональным, научно-методическим).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and Contents of Methodical Competence of a Foreign Language Teacher

The article is devoted to the methodical competence of a foreign language teacher. The definition of the methodical competence is given, its structure is analysed. Components of the methodical training are correlated with the levels of the methodical competence (intuitional, theoretical, quasi-professional, professional coordinative, professional and scientific-methodical).

Текст научной работы на тему «Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка»

 Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка

О. Н. Игна

В статье рассматривается методическая компетентность учителя иностранного языка. Дано определение методической компетентности, проанализирована ее структура. Компоненты методической подготовки соотнесены с уровнями проявления методической компетентности (интуитивным, теоретическим, квазипрофессиональным, профессиональным координируемым, профессиональным, научно-методическим).

Ключевые слова: компетентность, методическая компетентность, методическая подготовка, профессиональная подготовка, структура и уровни методической компетентности, учитель иностранного языка.

Structure and Contents of Methodical Competence of a Foreign Language Teacher

О. N. Igna

The article is devoted to the methodical competence of a foreign language teacher. The definition of the methodical competence is given, its structure is analysed. Components of the methodical training are correlated with the levels of the methodical competence (intuitional, theoretical, quasi-professional, professional coordinative, professional and scientific-methodical).

Key words: competence, methodical competence, methodical training, professional training, structure and levels of methodical competence, a foreign language teacher.

Анализ отечественных диссертаций по педагогике, защищенных в период с 1990-х гг. до настоящего времени, показал, что среди диссертаций, посвященных методической подготовке будущего учителя, предметная область «иностранный язык» - в числе лидирующих. В текущем десятилетии наряду с общими вопросами методической подготовки и переподготовки учителя иностранного языка (К. Э. Безукладников, Г. И. Воронина, Ю. В. Ерёмин, В. В. Копылова, Н. С. Курникова, Е. С. Семёнова, Т. Б. Сере-бровская, Е. Н. Соловова, О. В. Сухих, Е. Э. Сысоева, Н. А. Трубицина, О. О. Шаламова) рассматривались и частные вопросы формирования методической компетентности и компетенции учителя иностранного языка. Среди последних: оценка билингвальной методической компетенции студентов языковых вузов (М. В. Йай), формирование лингводидактической компетентности и компетенции (Е. Ю. Варламова, Е. С. Глазырина, И. А. Лобырёва, А. М. Тевелевич), формирование коммуникативно-методической компетенции в условиях интеграции курсов методики и практики речи (А. В. Малёв), формирование методической компетенции/компетентно-сти (учителя второго иностранного языка (Ю. Ю. Ковалёва), с использованием видеозаписи-ситуа-ционной модели (О. В. Гончарук) и музыкальнопоэтического фольклора (О. Е. Романовская), с применением дистанционных технологий (К. Ю. Кожухов).

С одной стороны, в содержании перечисленных исследований можно обнаружить некоторые показатели, критерии оценки и уровни развития методической компетенции/компетентности. С

другой - здесь прослеживается небезызвестная путаница с «компетенцией» и «компетентностью»; ограниченность исследований, определяющих и характеризующих специфику методической компетентности учителя иностранного языка. Вместе с тем методическая компетентность учителя как результат, и, соответственно, важнейший показатель уровня профессиональной подготовки нуждается в переосмыслении и уточнении в силу изменения самого содержания и требований к ee качеству. Уточнение специфики методической компетентности учителя иностранного языка предполагает обращение к пониманию ее роли в структуре профессиональной компетентности, выявление тождественных компетентностей, конкретизацию определения методической компетентности, характеристику ее структурных компонентов и уровней проявления.

Представления о структуре профессиональной подготовки/компетентности учителя иностранного языка в основном характеризуются наличием в ней методической

компетентности/компетенции. В. И. Блинов, К.

С. Махмурян, Е. Н. Соловова, к примеру, включают в профессиональную компетентность учителя иностранного языка методическую компетентность (наряду с коммуникативной, филологической, психолого-педагогической, социальной, компенсаторной, общекультурной компетенциями, педагогическим и языковым мышлением, личными качествами) и указывают на образование неразрывного единства содержательного и структурного компонентов [1]. Аналогич-

ной точки зрения придерживаются Е. С. Семенова, Е. Ю. Варламова, А. М. Тевелевич.

Случаются проявления некоторого отождествления методической компетентности с профессиональной компетентностью. Подобное отождествление объяснимо, так как именно в методической компетентности интегрируются, обобщаются и актуализируются все профессиональные психолого-педагогические знания и умения. Эта мысль находит подтверждение в цитате Н. В. Языковой, одного из ведущих исследователей в области методической подготовки учителя иностранного языка, согласно которой «системообразующим элементом являются методические знания, так как, включаясь в контекст решения методической задачи, знания ИЯ, педагогики, психологии и других смежных наук приобретают определенную методическую направленность, нацеленность на решаемую методическую задачу» [12, с. 50].

Изучение содержания и структуры предлагаемых в научных исследованиях комплексов

компетентностей разных учителей-предметников (Н. А. Артёменко, Н. В. Грызлова, А. Л. Зубков, О. В. Лебедева, Т. Б. Руденко, Т. В. Сясина) показало, что в качестве синонимичных по отношению к «методической компетентности» употребляются такие понятия, как «дидактико-методическая компетентность», «научно-методическая компетентность», «информационно-методиче-

ская компетентность». Объяснимо и наличие синонимичного понятия «лингводидактическая компетентность» по отношению к предметной области «иностранный язык». Признавая термин «компетентность» в обозначении личностно-профессиональной характеристики учителя иностранного языка более точным по значению, чем термин «компетенция», обобщим некоторые немногочисленные примеры определений методической и лингводидактической компетентностей учителя и лингвиста-преподавателя (таблица 1).

Таблица 1

Определения методической и лингводидактической компетентностей учителя, _________________преподавателя иностранного языка___________________________

Методическая компетентность

К. Ю. Кожухов «...Совокупность методических знаний, операционно-методических и психолого-педагоги¬

ческих умений, формируемых в процессе профессиональной подготовки учителя иностран¬

ного языка, а также технологической готовности профессионально использовать в учебном

процессе современные информационные и коммуникационные обучающие технологии, ме¬

тодики и приемы, адаптируя их к различным педагогическим ситуациям» [5, с. 121

Лингводидактическая компетентность

Е. Ю. Варламова «.Является базовой профессиональной компетентностью учителя иностранного языка и

представляет собой целостное и интегративное образование, включающее языковую, рече¬

вую, социокультурную, дидактическую, личностную компетенции, позволяющие эффектив¬

но осуществлять профессиональную деятельность» [2, с. 101

Е. С. Глазырина «.Интегративное качество, отражающее его готовность и способность решать лингводидак¬

тические задачи в условиях педагогического процесса, активно участвовать в процессе меж¬

культурной коммуникации и вовлекать своих учеников в этот процесс» [3. с. 71

И. А. Лобырёва «.Сложное интегрированное понятие, включающее совокупность психолого-педагогиче¬

ских, интеллектуальных, технологических знаний и умений, способностей к эмпатии, ре¬

флексивности и саморазвитию, теоретическую и практическую готовность к педагогической

деятельности и преподаванию иностранного языка в частности» [8, с. 41

Принимая во внимание общее понимание сущности компетентностей в образовательной области, опираясь на научные исследования в области изучения методической компетентности учителя в целом и учителя иностранного языка в частности, а также учитывая особенности профессионально-педагогической подготовки и педагогической деятельности учителя иностранного языка, попытаемся сформулировать собственное определение методической компетентности учителя иностранного языка.

Методическая компетентность учителя иностранного языка (методическое мастерство) - результат психолого-педагогической, методиче-

ской, предметной подготовки, личного научноисследовательского и профессионального опыта, представляющая собой интегративную личностно-профессиональную характеристику учителя, проявляющуюся в его педагогической деятельности по развитию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций учащихся и в научно-методической деятельности. Основное отличие методической компетентности учителя иностранного языка заключается в наличии адекватного уровня иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций, способности служить «образцом иноязычной речи»; готовности, способностей, умений развивать иноязычную

коммуникативную и межкультурную компетенции учащихся.

В отличие от исследований структуры методической компетенции учителя иностранного языка и тождественных ей компетенций (К. Э. Безукладников, М. В. Йай, Е. В. Кавнат-ская, Ю. Ю. Ковалёва, А. К. Крупченко, А. В. Малёв, И. И. Михалевская, Н. Г. Соколова, Е. Н. Соловова, О. В. Сухих, А. М. Тевелевич), исследования структуры методической и лингводидактической компетентностей единичны. Наряду со структурой методической компетентности, прослеживающейся в определении К. Ю. Кожухова (Таблица 1), рассмотрим структуры лингводидактической компетентности. Е. С. Глазырина в лингводидактической компетентности выделяет лингводидактические знания (лингвистические, коммуникативные, методические, дидактические), умения лингводидактической деятельности, профессионально важные личностные качества студента, опыт лингводидактической деятельности [3, с. 11-12]. Тот же вид компетентности у Е. Ю. Варламовой представлен языковым, речевым, социокультурным, дидактическим, личностным уровнями [2, с. 9].

Учитывая неоднозначность, интегративность и комплексность такого образования, как методическая компетентность учителя, можно предположить, что исчерпывающее и универсальное структурирование ее вряд ли возможно. Однако нетрудно заметить, что практически во всех структурах методической компетентности учителя-предметника присутствуют личностный и деятельностный компоненты. Что касается методической компетентности учителя иностранного языка, то ее компонентный состав может выглядеть таким образом:

- Знания и навыки в области теории, технологии и методики преподавания иностранных языков и смежных дисциплин (педагогики, психологии, педагогической антропологии, лингвистики и пр.).

- Владение методической терминологией.

- Иноязычная коммуникативная компетентность.

- Готовность, способность, умение развивать иноязычную коммуникативную компетенцию учащихся.

- Методические умения: анализа, реализации педагогической деятельности, планирования, педагогического дизайна и другие (согласно Профессиограмме учителя иностранного языка).

- Дидактические и творческие способности, способность применять имеющиеся знания в практической деятельности.

- Культура речи и культура об-

щения.

Опыт решения учебных мето-

дических задач.

- Опыт квазипрофессиональной и профессиональной деятельности.

- Критическое методическое мышление.

В развитии методической компетентности учителя в целом в качестве уровней (этапов) называют:

- практико-имитирующий, комбинирующе-продуктивный, научно-созидательный (в соответствии с уровнями профессиональной подготовки)[4];

- теоретическое моделирование - проектирование - конструирование и внедрение в практику (в соответствии с этапами конструктивной деятельности учителя) [7];

- содержательный, квазипрофессиональный, профессионально-деятельностный [10];

- введение в профессию учителя, теоретико-конструктивный и теоретикопрактический этапы [6].

Выделение уровней (этапов) развития методической компетентности в соответствии со спецификой направления подготовки учителя непринципиально, поэтому они могут быть признаны универсальными. Тем не менее, правильнее было бы выделять структуру и этапы методической подготовки, результатом которой и является методическая компетентность.

Наряду с этапами развития методической компетентности рассматриваются уровни ее проявления, «развитости», позволяющие судить о качестве методической и профессиональной подготовки в целом. К таким уровням, например, относят

- интуитивный, норматив-

ный, активный и креативный [11, с. 6];

- эмпирический, конструк-

тивный, творческий [9, с. 7].

Выделение специфических для методической компетентности учителя иностранного языка уровней проявления вряд ли необходимо, но сам перечень перечисленных выше уровней может быть расширен. Он может включать следующие уровни:

- интуитивный;

- теоретический;

— квазипрофессиональный (практико-имитирующий);

— профессиональный коорди-

нируемый;

профессиональный;

— научно-методический.

Компоненты методической подготовки можно соотнести с уровнями проявления методической компетентности как ее (подготовки) результатами (Таблица 2).

Таблица 2

Соответствие структуры методической подготовки уровням проявления методической компетентности

Структура методической подготовки Уровни проявления методической компетентности

Лекционные занятия по «методическим» дисциплинам --- теоретический

Семинарские (практические) занятия по «методическим» --- интуитивный,

дисциплинам --- теоретический,

--- квазипрофессиональный (практико-имитирую-

щий)

Курсовая работа по теории (технологиям) и методике обу¬ --- теоретический,

чения --- научно-методический

Учебная практика по научному профилю специальности --- теоретический,

(учебно-исследовательская практика) --- научно-методический,

--- профессиональный координируемый

Педагогическая практика --- интуитивный,

--- теоретический,

--- профессиональный координируемый,

--- профессиональный,

--- научно-методический

Выпускная квалификационная работа по теории (техноло¬ --- теоретический,

гиям) и методике обучения --- научно-методический

Научно-исследовательская деятельность --- теоретический,

--- научно-методический

Несмотря на условность разграничения соотношения данных уровней, можно заметить, что потенциально большей продуктивностью в плане формирования методической компетентности студентов отличаются семинарские (практические) занятия и различные виды практик.

Дальнейшее уточнение специфики методической компетентности предполагает изучение показателей ее качества, критериев оценки, что равнозначно определению критериев и способов оценки качества методической подготовки в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Блинов, В. И. Содержание и методика проведения аттестации профессиональной деятельности учителя иностранного языка среднего общеобразовательного учебного заведения [Текст] / В. И. Блинов, К. С. Махмурян, Е. Н. Соловова // Интернет-технологии в образовании. - Режим доступа : http: // www. curator. ru.

2. Варламова, Е. Ю. Формирование лингводидактической компетентности будущих учителей иностранного языка как второй специальности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Варламова. -Чебоксары, 2005. - 23 с.

3. Глазырина, Е. С. Формирование лингводидактической компетентности будущих учителей

[Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. С. Глазырина. - Челябинск, 2007. - 23 с.

4. Зубков, А. Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / А. Л. Зубков. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.

5. Кожухов, К. Ю. Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя (на материале дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам») [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук. / К. Ю. Кожухов. - Курск, 2008. - 24 с.

6. Кучугурова, Н. Д. Профессионально-методическая подготовка учителя информатики начальной школы [Текст] / Н. Д. Кучугурова // Информационные технологии в образовании (ИТО-РОИ-2008). - Режим доступа : http: // www. ito. edu. ru/sp/SP-0-2008_4.

7. Лебедева, О. В. Развитие методической компетентности учителя как средство повышения эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / О. В. Лебедева. - Нижний Новгород, 2007. - 24 с.

8. Лобырёва, И. А. Формирование лингводидактической компетентности студентов неязыковых факультетов педагогических вузов (английский язык как дополнительная специальность) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Лобырёва. - СПб. , 2006. - 22 с.

9. Мамонтова, Т. С. Формирование профессионально-методической компетентности будущего учителя математики в педвузе средствами курса «Теория и методика обучения математике» [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. С. Мамонтова. - Омск, 2009. - 23 с.

10. Семенова, Е. С. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе контекстного подхода [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. С. Семёнова. - Йошкар-Ола, 2007. - 25 с.

11. Сясина, Т. В. Формирование методической компетентности будущего учителя : На примере подготовки будущего учителя математики [Текст] : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Сясина. - Комсо-мольск-на Амуре, 2005. - 21 с.

12. Языкова, Н. В. Процесс обучения иностранным языкам как предмет профессионально-методической подготовки будущего учителя [Текст] / Н. В. Языкова // Иностранные языки в школе. - 1994. - № 2. - С. 49-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.