Психолого-педагогические науки •••
37
УДК 378
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF STUDENTS’ RESEARCH COMPETENCIES DURING THE STUDENT TEACHING
© 2015 Асхабалиева Д. Д., Алижанова Х. А.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Askhabalieva D. D., Alizhanova K. A.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья посвящена формированию исследовательских компетенций студентов в процессе педагогической практики. Выделены модели формирования исследовательских компетенций в процессе педагогической практики. Определены показатели сформированности исследовательских компетенций на педагогической практике.
Abstract. The article deals with the development of the students’ research competencies during their student teaching. The authors single out models of the developing the research competencies during the student teaching. They define the indicators of development of the research competencies during the student teaching.
Rezjume. Stat'ya posvyashhena formirovaniyu issledovatel'skix kompetencij studentov v processe pedagogicheskoj praktiki. Vy'deleny' modeli formirovaniya issledovatel'skix kompetencij v processe pedagogicheskoj praktiki. Opredeleny' pokazateli sformirovannosti issledovatel'skix kompetencij na pedagogicheskoj praktike.
Ключевые слова: компетенции, исследовательские компетенции, педагогическая практика, профессиональное образование, модернизация.
Key words: competencies, research competencies, srudent teaching, professional training, modernization.
Klyuchevy'e slova: kompetencii, issledovatel'skie kompetencii, pedagogicheskayapraktika, profes-sional'noe obrazovanie, modernizaciya.
Современное общество требует изменения содержательных, методических, технологических аспектов образования, корректировки прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Одна из парадигм высшего профессионального образования, выдвигающая на первое место умение решать проблемы, связанные с познанием и объяснением явлений действительности, освоением современной техники и технологии, взаимоотношений людей при выполнении социальных ролей; овладении профессий в высшем учебном заведении, умении ориентироваться на рынке труда.
Исследование компетентно-ориенто-
рованного подхода нашли отражение в многочисленных работах, опубликованных за последние годы, таких авторов как, В. А. Болтов,
A. В. Баранников, И. А. Зимняя,
B. В. Краевский, Ю. Г. Татур, Л. В. Шкерина, А. В. Хуторской, В. В. Сериков.
Актуальной задачей профессионального образования, является обучение поиску и обработке полученной информации самостоятельной исследовательской деятельности студентов, которая требует целенаправленного развития исследовательской компетенции учащихся [8].
«Исследовательская компетенция» включает в себя категорию - «исследовательская
38
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
деятельность», являющуюся творческой деятельностью, осуществляемой средствами познания и логикой научного поиска, продуктом которого являются новые знания о самом исследуемом объекте или специфическом методе исследования.
Н. И. Плотникова и Е. В. Бережнова рассматривают исследовательскую компетенцию как способность анализировать и оценивать научный материал, являющийся функциональной системой психики и связанный совокупностью качеств человека, дающий ему возможность быть эффективным субъектом этой деятельности [3; 7].
Исследовательская деятельность, организуемая на педагогической практике, извлекает опыт из собственной деятельности, наблюдений и восприятий, раскрывает жизненное значение изучаемых объектов, принципы собственных действий и руководствуясь в новых жизненных ситуациях, создает социальную среду, стимулирующую самосовершенствование, саморазвитие и самореализацию личности.
Педагогическая практика дает возможность реализовать и использовать инновационные процессы в образовании, путем инициирования и развития исследовательского творчества, поиска педагогических технологий и средств обучения, направленных на становление личности специалиста, способного к профессиональному самоопределению и развитию. Исследовательские компетенции, формируемые посредством педагогической практики, позволяют проявить профессиональную мобильность, способность к эффективной профессиональной деятельности, стать нормой профессиональной педагогической деятельности через проявление проектировочных, рефлексивных умений студентов [2].
Коренные изменения в сфере образования всех ступеней и уровней, предполагают изменения в характере интеллектуальной деятельности людей, путем формирования исследовательской компетенции у выпускников и обеспечения подготовки специалистов соответствующего интеллектуального уровня, реформируемой системе образования: дошкольного, общего, основного общего, среднего, (полного) общего образования и т. д. Каждый из этих уровней интеллектуальной педагогической деятельности специфичен, неповторим, требует особых задатков, свойств, признаков, качеств личности и способов их формирования в вузе для пред-
стоящей педагогической деятельности. Осуществить это возможно посредством разных видов педагогической практики путем придания им исследовательского характера.
Одна из задач формирования исследовательских компетенций заключается в том, чтобы к окончанию вуза не только сохранить, но и в максимальной мере укрепить индивидуальное своеобразие ума каждого студента. В соответствии с этим возможно выделить следующие методические модели формирования исследовательских компетенций в процессе педагогической практики:
1. «Свободная модель», в которой максимально учитывается внутренняя инициатива студента. При наличии определенной помощи со стороны руководителя практики студент сам определяет интенсивность и продолжительность педагогической практики, свободно планирует собственное время, самостоятельно выбирает средства решения практических задач. Жесткая система педагогических воздействий на студента отсутствует, поощряется импровизация. Ключевой элемент - «свобода исследовательского выбора» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов Ф. Г. Кумбе, Ч. Сильберман, Р. Штейнер и др.).
2. «Личностная модель», при которой учитываются личностные характеристики студента. Создаются условия для решения исследовательских задач на практике как сильными, так и слабыми студентами. Ключевой элемент - «целостный личностный рост» (И. И. Аргинская, Л. В. Занков, М. В. Зверева, И. В. Нечаева и др.) [4].
3. «Развивающая модель», при которой в центре внимания оказывается перестройка педагогической практики студента как на уровне содержания, так и на уровне формы ее организации с тем, чтобы обеспечить появление некоторых новых психологических качеств студентов: теоретического мышления, рефлексии, самостоятельности в решении производственно-исследовательских задач. Ключевой элемент - «способы деятельности» (А. З. Зак, В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин и др.).
4. «Активизирующая модель», направленная на повышение уровня познавательной активности студентов за счет включения в процесс педагогической практики проблемных ситуаций, опоры на профессионально-познавательные потребности и опыт исследовательской деятельности. Ключевой элемент - «профессиональный познаватель-
Психолого-педагогические науки •••
ный интерес» (А. М. Матюшкин, М. М. Махмутов, М. Н. Скаткин,
Г. И. Щукина и др.).
5. «Обогащающая модель», направленная на учет индивидуального ментального и исследовательского опыта студента при организации педагогической практики. Каждый студент имеет свой диапазон возможного наращивания исследовательского опыта, и задача руководителя практики заключается в оказании ему необходимой помощи средствами индивидуализации заданий (учета предпочитаемых способов кодирования информации, наличных когнитивных схем, особенностей имеющейся базы знаний, резервов обучаемости, доминирующего познавательного стиля, стимулирование проявлений исследовательской активности). Ключевой элемент - индивидуальный исследовательский ментальный опыт (М. А. Холодная и др.).
Характеристика исследовательского потенциала каждого вида практики усиливается при выполнении следующих условий:
1. Создание научно-методического обеспечения всех видов профессиональнообразовательных программ университетского педагогического образования.
2. Формирование научно-
педагогической инфраструктуры, охватывающей потребности и ориентиры меняющегося регионального и российского общественного самосознания.
3. Создание научного обеспечения всех уровней образования, ориентированного на развитие личности, приобщение ее к высшим достижениям мировой науки и культуры, исследование проблем педагогической деятельности, процессов, систем и др.
4. Формирование собственно университетских научно-исследовательских, научно-учебных, учебно-исследовательс-ких структур, коллективов, экспериментальных площадок для практической проверки образовательных инноваций, отслеживания и научной оценки теоретических разработок передового и новаторского опыта.
Коренные изменения содержания образования на основе придания ему исследовательского характера в результате реформы всех ступеней образования внесут изменения в характер интеллектуальной деятельности обучающихся всех возрастов [5]. Исходя из этого, исследовательские компетенции предполагают организацию индивидуального опыта деятельности на основе алгоритма решения творческих задач, опираясь на сле-
39
дующие характеристики педагогической практики:
- разнообразие (множество разных практических ситуаций, требующих применения знаний о разных способах их разрешения);
- гибкость (содержание отдельных элементов педагогической практики и связи между ними могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных и субъективных факторов);
- быстрота актуализации знаний в данный момент в нужной психологопедагогической ситуации (оперативность и легкодоступность необходимого практикоориентированного знания);
- возможность применения знаний в широком спектре практических ситуаций (перенос знаний в новую ситуацию);
- определение ключевых элементов относительно конкретной ситуации в многообразии знаний;
- потребность в процедурном знании (знании о том, как?).
Формирование исследовательских компетенций на педагогической практике начинается с проявления интеллектуальной инициативы - желания самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные задачи, проекты, осваивать другие области деятельности, способствующие повышению качества результата образования воспитанников [6].
В процессе формирования исследовательской компетенции на педагогической практике необходимо учитывать разные уровни интеллектуальной инициативы студентов. Задача преподавателя состоит в постепенном переводе их с более низкого уровня на более высокие: от любопытства, продиктованного потребностью в новых впечатлениях, любознательности как проявления потребности в исследовании к процессу решения профессиональнопрактических задач на основе потребности в разрешении профессиональных противоречий и от него к теоретической деятельности как потребности в поиске истины и проверке ее на практике.
Исследовательские компетенции реализуются в процессе педагогической практики, вначале посредством создания субъективно нового знания, основанного на способности порождать оригинальные идеи, использовать нестандартные способы деятельности. При этом нельзя не учитывать уникальность склада ума студентов. В их интеллектуальном
40
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
своеобразии заключен потенциал необычных практических решений. Чем выше уровень развития исследовательских компетенций, тем более субъективно богатым и в то же время объективированным является его опыт практической деятельности. В качестве показателей сформированное™ исследовательских компетенций относительно педагогической практики можно рассматривать следующие индивидуально-профессиональные характеристики студента:
1. Широта видения профессиональных проблем практического характера.
2. Гибкость и вариативность оценок результатов практической деятельности (своей и других).
3. Готовность к принятию новой практикоориентированной информации.
4. Умение осмысливать опыт практической деятельности одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий).
5. Ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов педагогической практики [4].
Таким образом, конкретизируя основную задачу формирования исследовательских компетенций на педагогической практике, необходимо помочь студенту выстроить индивидуальную образовательную траекторию творческой самореализации. Имея же необходимые интеллектуальные ресурсы, сту-
дент впоследствии сам самостоятельно сможет решать исследовательские задачи на педагогической практике. Исследовательские компетенции создают базу для развития таких качеств профессионала, как критичность мышления, способность прогнозировать результаты своей деятельности. Подготовка студентов к исследовательской деятельности создает предпосылки для модернизации деятельности образовательных учреждений, школ на основе научных подходов к проектированию процесса обучения и воспитания детей. Модернизация содержания педагогической практики в высшей школе предполагает включение как составляющей ее части исследовательской деятельности с целью развития исследовательских компетенций и формирование опыта изучения образовательного процесса и развития личности в нем. Развертывание исследовательской работы на педагогической практике потребует новых форм организации поисковой и внедренческой деятельности. Одними из таких наиболее целесообразных форм могут быть целевые комплексные программы педагогических практик, соответствующие указанным выше моделям, органически сочетающие в себе научнотеоретическую, экспериментально-практическую и организационно-управленческую стороны.
Литература
1. Алижанова Х. А Экономическая подготовка старшеклассников в условиях профильного обучения: Дисс.док.пед.наук. 13.00.08. Махачкала, 2012. 2. Асхабалиева Д. Д. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущих учителей // Сборник материалов VIII международной научнопрактической конференции Культура. Духовность. Общество. Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС, 2013. С. 177- 182. 3. Бережнова Е. В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. научных трудов / под ред. А. В. Хуторского. М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
4. Дзидзоева С. М. Педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций студентов. Дисс. ... канд. пед. наук. 5. Дзидзоева С. М. Педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций студентов // Известия ЮФУ. Педагогические науки № 7. 2008. С. 114121. 6. Дзидзоева С. М. Стратегии практической работы // Известия ЮФУ. Педагогические науки № 8. 2008. С. 157-164. 7. Плотникова Н. И. Общеучебные компетенции в структуре дистанционного курса
на английском языке // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. научных трудов / под ред. А. В. Хуторского. М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». 2007 г. 8. Шкерина Т. А. Исследовательская компетенция бакалавра - будущего педагога и условия ее развития // Психология обучения № 11, 2010. С. 86-95.
References
1. Alizhanova Kh. A. Economic training of senior pupils in the context of professional training: Diss. ... Doe of Ped. 13.00.08. Makhachkala. 2012. 2. Askhabalieva D. D. The role of the student training in the professional development of future teachers. // Proceedings of the 8th international scientific-practical conference Culture. Spirituality. Society. Under the General Ed. of S. S. Chernov. Novosibirsk: CRSS Publishing, 2013. P. 177-182. 3. Berezhnova E. V. Professional competence as a criterion of the quality of future
teachers' training // Competencies in education: projecting experience: Collected papers / ed. by A. V. Khu-torskoy. M. : Scientific-inculcational enterprise "INEC", 2007. 4. Dzidzoeva S. M. The student teaching as a condition for the development of the students' research competencies. Dis. ... Cand. of Pedagogy.
Психолого-педагогические науки •••
41
5. Dzidzoeva S. M. The student teaching as a condition for the development of the students' research competencies // Proceedings of SFU. Pedagogical Science. # 7. 2008. P. 114-121. 6. Dzidzoeva S. M. Strategy for the practical work // Proceedings of SFU. Pedagogical science. # 8, 2008. P. 157-164. 7. Plotnikova N. I. General educational competencies in the structure of the distance training course in English // Competencies in education: projecting skill: Collected papers / ed. by A. V. Khutorskoy. M. : Scientific-inculcational enterprise "INEC", 2007. 8. Shkerina T. A. Research competence of a bachelor, the- future teacher and conditions for its development // Psychology of teaching. # 11. P. 86-95.
Literatura
1. Alizhanova H. A. Jekonomicheskaja podgotovka starsheklassnikov v uslovijah profil'nogo obuchenija: Diss.dok.ped.nauk. 13.00.08. Mahachkala, 2012. 2. Ashabalieva D. D. Rol' pedagogicheskoj praktiki v
professional'nom stanovlenii budushhih uchitelej // Sbornik materialov VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Kul'tura. Duhovnost'. Obshhestvo. Pod obshh. red. S. S. Chernova. Novosibirsk: CRNS, 2013. S. 177- 182. 3. Berezhnova E. V. Professional'naja kompetentnost' kak kriterij kachestva
podgotovki budushhih uchitelej // Kompetencii v obrazovanii: opyt proektirovanija: Sb. nauchnyh trudov / pod red. A. V. Hutorskogo. M. : Nauchno-vnedrencheskoe predprijatie «INJeK», 2007. 4. Dzidzoeva S. M.
Pedagogicheskaja praktika kak uslovie razvitija issledovatel'skih kompetencij stu-dentov. Diss. ... kand. ped. nauk. 5. Dzidzoeva S. M. Pedagogicheskaja praktika kak uslovie razvitija issle-dovatel'skih kompetencij studentov // Izvestija JuFU. Pedagogicheskie nauki. № 7. 2008. S. 114-121. 6. Dzidzoeva S. M.
Strategii prakticheskoj raboty // Izvestija JuFU. Pedagogicheskie nauki. № 8. 2008. S. 157-164. 7. Plotnikova N. I. Obshheuchebnye kompetencii v strukture distancionnogo kursa na an-glijskom jazyke // Kompetencii v obrazovanii: opyt proektirovanija: Sb.nauchnyh trudov / pod red. A. V. Hutorskogo. M. : Nauchno-vnedrencheskoe predprijatie «INJeK». 2007. 8. Shkerina T. A. Issledo-vatel'skaja kompetencija
bakalavra - budushhego pedagoga i uslovija ejo razvitija // Psihologija obuchenija № 11, 2010. S. 86-95.
Статья поступила в редакцию 18.11.2014 г.
УДК 514.11
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ
THE PROBLEM OF INCREASING THE SCHOOLCHILDREN’S MOTIVATION TO THE STUDY OF MATHEMATICS
© 2015 Багдуева З. Н.
Управление образования города Махачкалы Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Bagdueva Z. N.
Administration of Education, Makhachkala Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье затронута достаточно серьезная тема, связанная с повышением мотивации школьников к изучению математики. Автор обосновывает возможность разбиения программного материала по математике на старшей ступени обучения с учетом личностных качеств и жизненных потребностей учащихся. Предлагается собственная модель выстраивания программного курса по схеме «серпантина».
Abstract. The article deals with a serious subject, related to increasing the schoolchildren’s motivation to the study of Mathematics. The author substantiates the possibility of splitting the program material in mathematics for upper secondary education, taking into account schoolchildren’s personal