УДК 378.147
д.Д. Асхабалиева ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ВУЗЕ КАК
Х.А. Алижанова УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Статья посвящена особенностям и роли педагогической практики в условиях современного образовательного процесса. В данной статье изложены основные функции педагогической практики, принципы, необходимые для успешного функционирования педагогической системы, выделены компоненты профессиональной компетентности педагога, а также особое внимание уделяется исследовательским возможностям практики.
Ключевые слова: педагогическая практика, педагогическое образование, профессиональная компетентность, модернизация.
Giganet AsabaHev PEDAGOGICAL PRACTICE IN THE UNIVERSITY
Hapisat Alijanova AS A CONDITION OF DEVELOPMENT RESEARCH
COMPETENCIES OF STUDENTS
Annotation. The article focuses on the characteristics and role of pedagogical practice in today's educational process. Thе article sets out the basic functions of the pedagogical practices the principles necessary for the successful functioning of the educational system are components of professional competence of teachers, as well as the emphasis on research opportunities.
Keywords: student teaching, pedagogical education, professional competence, modernization.
Актуальной проблемой на сегодняшний день остается задача повышения качества подготовки будущих педагогов профессионального образования, решение которой возможно при использовании эффективных средств, т.е. в процессе педагогической практики. Любой выпускник университета в процессе самостоятельной профессиональной деятельности будет выполнять педагогические функции, где будут решаться различные педагогические задачи, как в качестве основных, работая в учебных заведениях, так и в качестве вспомогательных, занимаясь творческой, учебной, исследовательской, воспитательной или административной деятельностью.
Педагогическая практика, являясь составной частью учебно-воспитательного процесса, интегрирует полученные теоретические знания, практические умения и навыки в единое целое, реализуемые в ходе практики, направленные на познание и оценивание степени своей готовности к самостоятельной работе в школе, приобретения педагогического опыта.
Проблеме профессионально развивающей роли педагогической практики студентов посвящены работы Т.А. Авериной, Н.А. Аверина, В. Шюрленко, И.В. Еребенева, Е.Б. Лысовой, Ш.Е. Решетникова, И.Ф. Харламова, В.И. Ядэшко и др. Целевые, содержательные, технологические аспекты подготовки педагога частично исследованы в работах О.А. Абдуллиной, Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, М.Н.Берулава, Б.М. Бим-Бада, О.С. Газмана, Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, И.А. Зимней, Н.Е. Осуховой, А.М. Печенюка, В.Д. Семенова, Е.А. Ямбурга и др.
Педагогическая практика создает условия для самореализации, самовыражения, самоопределения студента как личности компетентного педагога, способного работать в условиях конкуренции и различных типов образовательных учреждений, реализация данной цели дает возможность обновить содержание и технологию образования, способствующей подготовке педагога, способного решать разнообразные социально-педагогические задачи, стоящие перед ним. На сегодняшний день наблюдается несоответствие уровня подготовки будущих учителей современным требованиям в силу
© Асхабалиева Д,Д., Алижанова Х.А., 2014
чрезмерной теоретизации процесса профессионального обучения, приводящей к недостаточной сформированности у студентов коммуникативной культуры, способов взаимодействия с разными категориями учащихся и их родителями, неготовность большинства выпускников брать на себя ответственность за определенную деятельность, отсутствие инициативы, оригинальности мышления, стремления к самосовершенствованию и развитию, уверенности в себе и способности справляться с трудными ситуациями.
В результате студент не выполняет основные функции педагогической практики, заключающиеся в адаптации, проявляющейся в «привыкании» к конкретному учебному заведению; обучении основанном на применении теоретических знаний в реальных педагогических условиях; в воспитании, направленном на выработку у студентов толерантности, ответственности, чувства долга, установки на самовоспитание, формировании мотивации к будущей профессиональной деятельности; развитии, ориентированной на реализацию педагогических способностей студентов-практикантов как в личностном, так и в профессиональном плане; диагностике (рефлексии), связанной с оценкой и самооценкой своих профессиональных возможностей [1, с. 149].
В исследованиях И.И. Волощенко интерес представляет положение о том, что практика в системе педагогического образования традиционно рассматривалась как многоплановое и многофункциональное явление в рамках процесса профессионализации личности, нацеленная на формирование профессиональных умений и навыков, являющихся средством закрепления теоретических знаний и социализации в обществе. В социализирующем влиянии практики И.И. Волощенко выделяет профессиональный, интеллектуально-творческий и общесоциальный аспект [3, с. 82].
Закономерно, что в настоящее время необходимо обратиться к исследовательским возможностям практики, которые заключаются в следующем:
— выполнение учебно-исследовательских заданий творческого характера по учебной дисциплине на практике;
— апробация отдельных методов исследования на практике (наблюдение, социометрия, анкетирование, беседа, эксперимент, анализ документации);
— организация исследовательской работы с детьми на базе практики;
— организация исследовательской работы с педагогами базы практики, привлечение студентов к работе в рамках экспериментальной площадки на базе практики;
— участие студентов в инновационной деятельности группы, образовательного учреждения, в рамках педагогической практики (поиск путей и возможностей обоснования инноватики, моделирование, прогнозирование);
— выполнение курсовой, выпускной, квалификационной работы на базе практики и по запросам баз практики [4, с. 116].
Успешное функционирование педагогической системы может осуществляться на основе последовательной реализации следующих принципов:
— взаимосвязи теоретического обучения и практики: с одной стороны, осмысление и применение студентами на практике теоретических знаний о человеке и обществе, приобретенных при изучении дисциплин общекультурного, медико-биологического, психолого-педагогического и предметного блоков, осознание их значимости для успешной профессиональной деятельности, а с другой - закрепление при изучении теоретических дисциплин в учебно-исследовательской работе эмпирических знаний, полученных на практике;
— системности и последовательности: поэтапное освоение всех видов профессиональной деятельности, системное овладение всеми профессиональными функциями специалиста;
— преемственности: содержательная взаимосвязь всех видов практики, когда освоение нового осуществляется на основе опыта, приобретенного студентами на предыдущих этапах практической подготовки;
— динамичности: постепенное расширение спектра социальных ролей и видов деятельности, в которые включается студент, увеличение объема и усложнение содержания деятельности, которая от курса к курсу становится все ближе к деятельности профессионала;
— полифункциональности: одновременное выполнение в ходе практики различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, коррекционно-реабилитационной, правозащитной, предупредительно-профилактической) и овладение различными профессиональными ролями (организатора деятельности, воспитателя, защитника, посредника, помощника, консультанта и т.д.) [5, с. 159].
Анализ практики связанный с решением таких задач, свидетельствует о недостаточной квалификации учителей, неготовности учителя к достижению высокого качества образования, во многом обусловленных направленностью личных профессиональных установок, неумением применять психолого-педагогические знания на практике [2, с. 87].
Для эффективной работы в современных условиях, система подготовки педагогических кадров должна изменить цели педагогического образования, его содержание и технологии, сообразуясь с тенденциями глобального образования, определяющего развитие практики и опережающего знания, которое должно быть усвоено студентами в высшей школе. Целью педагогической практики является создание условий для самореализации, самовыражения, самоопределения личности студента как субъекта профессиональной педагогической деятельности, где содержание педагогической практики проектирует вокруг обозначенных содержательных конструктов, в которых отсутствуют инновационная, творческая, исследовательская деятельность студентов, которые и определяют индивидуальную траекторию студентов. Практика в педагогических вузах в условиях модернизации образования ориентирована на поэтапное формирование личности будущего учителя как профессионала, компетентного педагога, конкурентного на рынке труда [6, с. 158].
Модернизация педагогического образования в аспекте сложившихся парадигм определяет подходы и к организации педагогической практики: личностно-деятельностный, ориентирующий студентов - будущих учителей на отношение к личности ребенка и к педагогической деятельности как к ценности, принятие ребенка и создание условий для его личностного развития; компетентност-ный, ориентированный на личность студента и отражающей те компетентности, которые должны быть сформированы у современного учителя, и одновременно отражающей те требования к студенту, которые будут оценены как качество его подготовки к педагогической деятельности во время педагогической практики; культурологический, акцентирующий внимание студентов - будущих учителей на содержательно-интерактивной стороне педагогического процесса [2, с. 45].
Следовательно, ведущими компонентами профессиональной компетентности педагога являются умения: моделировать педагогический процесс; осуществлять воспитательные воздействия адекватные природе ребенка, детства, национальным, региональным, культурным традициям; организовывать общение, выстраивать отношения с каждым учеником таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию; держать ориентир на самоопределение, самоорганизацию самовоспитание личности, создав условия для саморазвития школьника как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. Содержание компетентности педагога понимается как процесс (педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учащегося, и личность учителя) и результат (способность к саморазвитию, самообучению, самовоспитанию ученика и учителя). Основным способом выявления уровня профессиональной компетентности будущего учителя является специально организованная деятельность в период педагогической практики, которая в свете современных требований должна приобрести исследовательский характер.
Таким образом, педагогическая практика на современном этапе развития педагогического образования определяется как одно из наиболее эффективных условий, позволяющих выявить уровень
способностей студентов трансформировать теоретическое знание в практическую деятельность, формировать первичный педагогический опыт обучения и воспитания подрастающего поколения. Развитие высшей школы в аспекте ее инновационной деятельности требует пересмотра и содержания педагогической практики как среды приобретения исследовательского опыта и развития различных видов инновационной деятельности. В рамках Болонского соглашения, диктующего условия развития многоуровневого образования, от выпускника-бакалавра требуется овладение широким кругом компетенций, в числе которых выступают компетенции, обеспечивающие становление умений изучать окружающий мир, общество и личность. Для будущего педагога значимыми являются компетенции, позволяющие исследовать пространство жизнедеятельности, обучения и воспитания детей, динамику развития ребенка для проектирования адекватных условий образовательного учреждения как среды становления личности.
Библиографический список
1. Акутина С. Воспитание будущего педагога в период педпрактики // Высшее образование в России. -2008. - № 10. - С. 148-150.
2. Алижанова Х.А., Гаджиев. Г.М. Внедрение педагогических инноваций в профильное обучение старшеклассников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - Махачкала, 2010. - № 3 - С. 86-89.
3. Волощенко И.И. Профессиональная практика как средство социализации личности будущего учителя: дис. ... канд. социол. наук. - Ростов-н/Д, 2005. - 150 с.
4. Дзидзоева С.М. Педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций студентов // Известия ЮФУ. Педагогические науки. - 2008. - № 7. - С. 114-121.
5. Милованова Г.В. Место педагогической практики в структуре университетского образования // Интеграция образования. - 2007. - № 2. - С. 51-55.
6. Чумичева Р.М. Формирование исследовательской компетенции у студентов в процессе педагогической практики // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - 2009. - № 3. -С. 14-18.