_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Авторы инновационных подходов и программ отталкиваются от общеизвестной концепции физического воспитания, согласно которой физическое воспитание - это обучение движениям (двигательным действия) и воспитание физических качеств.
В поиске средств решения даннной задачи следует учитывать, что особенно важную роль в целенаправленном формировании, коррекции, изменении в нужном направлении физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения детей, подростков, молодежи может и должно играть физическое воспитание.
Таким образом, отечественными и зарубежными исследователями проделана огромная работа не только по критике, но также по выявлению важных направлений, «руководящих идей», инновационных форм и методов современного физического воспитания. Однако, несмотря на определенные достижения правомерно говорить не только о наличии некоторых нерешенных проблем, но в определенном смысле даже о кризисной ситуации в разработке фундаментальных концептуальных оснований современного физического воспитания. Показателями этой ситуации являются: нередко допускаемое сведение системы физического воспитания к отдельным направлениям, целям, задачам, формам и методам или произвольное признание лишь некоторых из них; различная содержательная интерпретация даже основных и исходных понятий теории физического воспитания (таких, например, как «физическое воспитание», «физическая культура», «физкультурная деятельность» и др.) и соответствующая многозначность используемых терминов; нарушение даже элементарных логических правил при введении понятий; допускаемое на основе этой неопределенности и неоднозначности понятийного аппарата смешение различных концепций физического воспитания и т.д.
Поэтому необходимо преодолеть односторонний подход к пониманию его целей, задач, форм и методов, предложить системную характеристику этой педагогической деятельности, учитывающую все позитивное в изложенных выше и других новациях.
© Хохлова О. А., Алешина Н. С., 2016
УДК 37
Худжаева Марьям Якубовна
МагистрФГБОУ ВО «ДГПУ», г.Махачкала, РФ Е-mail: Alizhanowa@mail. т Худжаева Мадина Якубовна МагистрФГБОУ ВО «ДГПУ», г.Махачкала, РФ Е-mail: Alizhanowa@mail. т
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье раскрывается сущность компетентностного подхода в современном российском образовании, реализация которого требует нового проектирования, как результатов образования, так и самого учебного процесса и механизма управления им.
Ключевые слова
Компетентность, компетентностный подход, компетентностные педагогические цели.
Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Причем, это утверждение остается верным и применительно к научным обсуждениям этого феномена, так и для компьютерного редактора, неизменно обнаруживающего ошибку в прилагательном компетентностный.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
[1,с 10].
Подчеркнем, что языковой аспект этой проблемы оказывается немаловажным. Так, М.Е.Бершадский в Педагогическом дискуссионном клубе "Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника" (портал Аудиториум.ги, 2002 год) рассматривает проникновение понятий "компетенция" и "компетентность" в русский язык как очередное проявление процесса, в результате которого скоро "педагоги скоро начнут писать тексты, записывая английские слова с помощью кириллицы".
Одна из них, представленная в уже упомянутом тексте Н.А. Манакова, состоит в том, что "понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия "умение"; поэтому все разговоры о компетентности и компетенции: представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой". [4, с.16].
Идея компетентностного подхода в нашей стране закрепилась в ходе подготовки «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в настоящее время рассматривается как основа смены ценностных ориентиров и целей образования. Это идея открытого заказа на другое содержание образования. Изменения в нем связывают с необходимостью освоения минимально необходимых (стандартных) требований для жизни и деятельности в различных сферах общества. [2, с.32].
Реализация компетентностного подхода требует нового проектирования, как результатов образования, так и самого учебного процесса и механизма управления им. Поэтому поиск эффективных путей, связанных с разработкой и внедрением компетентностного подхода, многими исследователями рассматривается как актуальная и своевременная проблема. При этом разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования...» предупреждают, что речь не должна идти о быстром и тотальном переходе российской школы на компетентностный подход. Другими словами, фиксируется необходимость продолжения широкого системного как теоретико-методологического, так и эмпирического изучения этой проблемы. [1, с.16].
В западной педагогике компетентностные педагогические цели, ценности и соответствующие технологии обучения и тестирования органично выросли из размышлений и действий, направленных именно на преодоление недостатков образования. К примеру, способность общаться с людьми, самостоятельно решать возникающие проблемы и т.д. - это универсальные качества, не зависящие от сферы профессиональной деятельности и сфера образования, являясь традиционно консервативной системой, их не развивает: «Школа, ориентирующаяся сугубо на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарела». [5, с.28].
Здесь уместно привести суждения В.А Болотова: в современном мире «знание становится все более смертным. Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением. Это не возражение против изучения фактов или данных - вовсе нет. Однако общество, в котором индивидуум меняет работу, место жительства, социальные связи и т.д., придает огромное значение эффективности образования. Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники ис студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться... Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». [3,с.45].
Список использованной литературы
1. Алижанова Х.А. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовании. Европейский журнал социальных наук. № 4 (42). Том 1. (Входит в «Перечень.», рецензируемых изданий ВАК РФ). -М., 2015.
2. Алижанова Х.А., Асхабалиева Д.Д. Проблема развития исследовательских компетенций студентов в процессе педагогической практики. Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. № 1. (Входит в «Перечень.», рецензируемых изданий ВАК РФ).- Махачкала, ДГПУ, 2015.
3.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
4.Манаков Н. А., Наумова О. Ю. Ваш первый научный проект. Методические рекомендации, Оренбург, 2006 г . 5..Цукерман Г.А., Ермакова И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова //