МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
ситуаций для студентов технических специальностей и разработкой технологии использования данных кейсов в ходе формирования коммуникативной компетенции инженера-бакалавра.
Очевидно, что ситуативная методика наилучшим образом реализует принципы компетентностного подхода и может успешно применяться в обучении студентов неязыковых университетов иностранному языку, поскольку содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование, способствует стремлению к изучению иностранного языка и профессиональному общению на иностранном языке.
Практика показывает, что учебные материалы на основе метода кейс стади способствуют не только получению знаний, формированию профессиональных навыков и позиций, жизненных установок и системы ценностей студентов, но и открывают двери для творчества преподавателя и создают условия для его профессиональной реализации.
Список использованной литературы:
1. Акулова Е. А. Business English through case study: учеб. пособие. - Брянск: БГТУ, 2016. -84 с.
2. Бибикова Э.В. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих экологов / Сборник материалов заочной научно-практической конференции. - Минск, 2006. - С. 54-60.
3. Воронцова Ю.А. Деловой английский язык: учеб. пособие. - Брянск: БГТУ, 2011. -162 с.
4. Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» для направления подготовки 151600 -«Прикладная механика».- ФГБОУ ВПО «Брянский государственный технический университет».
© Акулова Е.А., 2016
УДК37
Алижанова Наида Магомедовна
МагистрФГБОУ ВО «ДГПУ», г.Махачкала, РФ Е-mail: Alizhanowa@mail. ru Ибрагимова Нурьяна Нурмагомедовна МагистрФГБОУ ВО «ДГПУ», г.Махачкала, РФ Е-mail: Alizhanowa@mail. ru
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Аннотация
В статье раскрывается сущность учебно-исследовательской деятельности учащихся сложившаяся в настоящее время в инновационной педагогике, как одна из наиболее устоявшихся раскрывается концепция учебно-исследовательской деятельности как новой педагогической технологии.
Ключевые слова
Компетентность, компетентностный подход, исследовательская компетенция, исследовательская деятельность.
Понятие компетентности как цели образования выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий. Использование компетентностного подхода позволяет, по мнению специалистов, ликвидировать несоответствие между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества.
Одной из основных идей компетентностного подхода заключается в том, что компетентность означает
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.[2, с. 23].
Принято различать ключевые и специальные компетенции. А.В.Баранников на основе обобщения зарубежной и отечественной литературы предлагает систему ключевых компетенций, важнейшей из которых он считает исследовательскую, так как, по мнению В.И.Вернадского, через науку человек входит в мировую культуру: исследовательская деятельность позволяет решить следующие задачи: развивает научное мышление; транслирует предметное содержание; формирует исследовательские компетенции и воспитывает личность.
Большое внимание исследовательской работе уделяется в учреждениях дополнительного образования, так как дополнительное образование в большой степени ориентировано на развитие познавательной активности, на самостоятельное приобретение знаний. [1, с 67].
Чтобы добиться результатов в процессе формировании исследовательских компетенций, педагогу необходимо научить воспитанника самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий.
Задача педагога — создание развивающей среды, в которой задаются формы и условия для развития исследовательских компетенций, способствующие формированию у учащегося внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме как научного, так и житейского плана с исследовательской, творческой позиции. Одна из наиболее устоявшихся — концепция учебно-исследовательской деятельности как новой педагогической технологии. [4, с 45].
В учреждениях дополнительного образования сформировался большой спектр специализаций научных исследований как естественнонаучного, так и гуманитарного цикла. [5, с 12].
Определяя понятие исследовательская деятельности, следует рассматривать его как «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн СЛ., Врушлинский А.В.) Исследование — это творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире.
Как правило, на практике в условиях образовательного учреждения все решает не направление науки, а личность педагога, его обаяние, талант, открытость для детей, личная увлечённость данной наукой и многие другие включительно личностные характеристики. [3,с 38].
Формирование исследовательских компетенций происходит непосредственно в процессе осуществления учащимися исследовательской деятельности.Тем самым осуществляется выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого продукта, его назначение (чаще всего учебное) и круг пользователей, происходит формирование состава исследовательской группы и распределение обязанностей. При этом соблюдается главный педагогический принцип: наиболее полный учет интересов учащихся, обращение к волнующим их проблемам, подбор посильных задач, максимально способствующих развитию и становлению личности.
Список использованной литературы
1. Алижанова Х.А. Экономическая подготовка старшеклассников в условиях профильного обучения. / Дис.докт.пед.наук. - Махачкала., 2012.-387с.
2. .Алижанова Х.А. Применение исследовательского метода в образовательном процессе. Европейский журнал социальных наук. № 7. (Входит в «Перечень...», рецензируемых изданий ВАК РФ).-М., 2012.
3. Манаков Н. А., Наумова О. Ю. Ваш первый научный проект. Методические рекомендации, Оренбург, 2006 г .
4. Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. Народное образование, № 10, 1999 г .
5. Ярославцева М Ю. Курс научно-исследовательской деятельности учащихся, Ижевск, 2006 г .
© Алижанова Н.М., Ибрагимова Н.Н., 2016