Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность учащихся как способ познания окружающего мира'

Исследовательская деятельность учащихся как способ познания окружающего мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алижанова Наида Магомедовна, Ибрагимова Нурьяна Нурмагомедовна

В статье раскрывается сущность учебно-исследовательской деятельности учащихся сложившаяся в настоящее время в инновационной педагогике, как одна из наиболее устоявшихся раскрывается концепция учебно-исследовательской деятельности как новой педагогической технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алижанова Наида Магомедовна, Ибрагимова Нурьяна Нурмагомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность учащихся как способ познания окружающего мира»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

ситуаций для студентов технических специальностей и разработкой технологии использования данных кейсов в ходе формирования коммуникативной компетенции инженера-бакалавра.

Очевидно, что ситуативная методика наилучшим образом реализует принципы компетентностного подхода и может успешно применяться в обучении студентов неязыковых университетов иностранному языку, поскольку содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование, способствует стремлению к изучению иностранного языка и профессиональному общению на иностранном языке.

Практика показывает, что учебные материалы на основе метода кейс стади способствуют не только получению знаний, формированию профессиональных навыков и позиций, жизненных установок и системы ценностей студентов, но и открывают двери для творчества преподавателя и создают условия для его профессиональной реализации.

Список использованной литературы:

1. Акулова Е. А. Business English through case study: учеб. пособие. - Брянск: БГТУ, 2016. -84 с.

2. Бибикова Э.В. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих экологов / Сборник материалов заочной научно-практической конференции. - Минск, 2006. - С. 54-60.

3. Воронцова Ю.А. Деловой английский язык: учеб. пособие. - Брянск: БГТУ, 2011. -162 с.

4. Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» для направления подготовки 151600 -«Прикладная механика».- ФГБОУ ВПО «Брянский государственный технический университет».

© Акулова Е.А., 2016

УДК37

Алижанова Наида Магомедовна

МагистрФГБОУ ВО «ДГПУ», г.Махачкала, РФ Е-mail: Alizhanowa@mail. ru Ибрагимова Нурьяна Нурмагомедовна МагистрФГБОУ ВО «ДГПУ», г.Махачкала, РФ Е-mail: Alizhanowa@mail. ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Аннотация

В статье раскрывается сущность учебно-исследовательской деятельности учащихся сложившаяся в настоящее время в инновационной педагогике, как одна из наиболее устоявшихся раскрывается концепция учебно-исследовательской деятельности как новой педагогической технологии.

Ключевые слова

Компетентность, компетентностный подход, исследовательская компетенция, исследовательская деятельность.

Понятие компетентности как цели образования выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий. Использование компетентностного подхода позволяет, по мнению специалистов, ликвидировать несоответствие между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества.

Одной из основных идей компетентностного подхода заключается в том, что компетентность означает

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.[2, с. 23].

Принято различать ключевые и специальные компетенции. А.В.Баранников на основе обобщения зарубежной и отечественной литературы предлагает систему ключевых компетенций, важнейшей из которых он считает исследовательскую, так как, по мнению В.И.Вернадского, через науку человек входит в мировую культуру: исследовательская деятельность позволяет решить следующие задачи: развивает научное мышление; транслирует предметное содержание; формирует исследовательские компетенции и воспитывает личность.

Большое внимание исследовательской работе уделяется в учреждениях дополнительного образования, так как дополнительное образование в большой степени ориентировано на развитие познавательной активности, на самостоятельное приобретение знаний. [1, с 67].

Чтобы добиться результатов в процессе формировании исследовательских компетенций, педагогу необходимо научить воспитанника самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий.

Задача педагога — создание развивающей среды, в которой задаются формы и условия для развития исследовательских компетенций, способствующие формированию у учащегося внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме как научного, так и житейского плана с исследовательской, творческой позиции. Одна из наиболее устоявшихся — концепция учебно-исследовательской деятельности как новой педагогической технологии. [4, с 45].

В учреждениях дополнительного образования сформировался большой спектр специализаций научных исследований как естественнонаучного, так и гуманитарного цикла. [5, с 12].

Определяя понятие исследовательская деятельности, следует рассматривать его как «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн СЛ., Врушлинский А.В.) Исследование — это творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире.

Как правило, на практике в условиях образовательного учреждения все решает не направление науки, а личность педагога, его обаяние, талант, открытость для детей, личная увлечённость данной наукой и многие другие включительно личностные характеристики. [3,с 38].

Формирование исследовательских компетенций происходит непосредственно в процессе осуществления учащимися исследовательской деятельности.Тем самым осуществляется выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого продукта, его назначение (чаще всего учебное) и круг пользователей, происходит формирование состава исследовательской группы и распределение обязанностей. При этом соблюдается главный педагогический принцип: наиболее полный учет интересов учащихся, обращение к волнующим их проблемам, подбор посильных задач, максимально способствующих развитию и становлению личности.

Список использованной литературы

1. Алижанова Х.А. Экономическая подготовка старшеклассников в условиях профильного обучения. / Дис.докт.пед.наук. - Махачкала., 2012.-387с.

2. .Алижанова Х.А. Применение исследовательского метода в образовательном процессе. Европейский журнал социальных наук. № 7. (Входит в «Перечень...», рецензируемых изданий ВАК РФ).-М., 2012.

3. Манаков Н. А., Наумова О. Ю. Ваш первый научный проект. Методические рекомендации, Оренбург, 2006 г .

4. Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. Народное образование, № 10, 1999 г .

5. Ярославцева М Ю. Курс научно-исследовательской деятельности учащихся, Ижевск, 2006 г .

© Алижанова Н.М., Ибрагимова Н.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.