http://umu.vspu.ac.ru/files/documents/instructions/Taksonomija_Bluma.pdf (дата обращения 02.08.2015), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
3. Таштобаева Б. Э. Образовательно-квалификационные уровни высшего и послевузовского образования // Ученые записки. Гуманитарные науки. 2013. № 4 (37). С. 242-248.
Развитие творческого потенциала студентов в процессе педагогической практики Сулейман Ш.
Сулейман Шентурк /Suleiman Shenturk - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра педагогики,
Международный университет Ататюрк-Алатоо, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматривается роль педагогической практики в
формировании творческой личности студентов - будущих педагогов. Особое внимание уделяется проблеме активизации учебно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала студентов.
Abstract: this article considers the role of pedagogical practice in the formation of creativity of students, i. e. future pedagogues. It focuses on the issue of activization of education al and research activity as an improvemen t of students ’ creativity.
Ключевые слова: творческий потенциал, педагогическая практика,
профессиональные компетенции, учебно-исследовательская работа.
Keywords: creativity, pedagogical practice, professional competence, educational and research works.
В условиях модернизации высшего педагогического образования и внедрения новых государственных образовательных стандартов, развитие творческого потенциала студентов приобретает все большее значение и становится одним из ключевых составляющих процесса формирования профессиональных компетенций будущих специалистов-педагогов.
В современной педагогической науке существует большое количество работ, посвященных различным аспектам развития творческого потенциала личности будущих педагогов. Несмотря на разнообразие теоретических и методологических подходов к данному вопросу, большинство исследователей определяют творческий потенциал личности педагога как системное, интегральное качество личности, которое дает возможность созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно [1].
В исследовании С. Н. Щегловой, развитие творческого потенциала студента вуза представляет собой процесс количественных и качественных изменений его личностных характеристик, овладения приемами творческой деятельности, формирования творческих мотивов, креативного мышления в процессе взаимодействия преподавателя и студента [2].
Развитие творческого потенциала студентов обеспечивается построением образовательной системы на основе идей и практик личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения. Таким образом, можно сказать, что творческий потенциал студентов может развиваться в условиях различных видов учебно-воспитательной деятельности вуза. Немаловажную роль в профессиональной подготовке и развитии творческого потенциала будущих педагогов играет педагогическая практика.
187
На современном этапе развития высшего педагогического образования, педагогическая практика определяется как одно из наиболее эффективных условий, позволяющих выявить уровень способностей студентов трансформировать теоретическое знание в практическую деятельность, формировать первичный педагогический опыт обучения и воспитания подрастающего поколения [3].
В рамках данного исследования мы считаем необходимым показать роль педагогической практики в развитии творческого потенциала студентов, обучающихся по педагогическим профилям в Международном университете Ататюрк-Алатоо. Педагогическая практика является органической частью учебновоспитательного процесса университета и важной составляющей профессиональной подготовки студентов педагогических профилей.
В соответствии с новым ГОС ВПО Кыргызской Республики по педагогическим направлениям, основными видами практики студентов, обучающихся по педагогическим направлениям, являются: адаптационно-педагогическая,
профессионально-базовая, профессионально-профильная педагогическая, включая предквалификационную практику [4].
Адаптационно-педагогическая практика является непрерывной, начинается со второго курса и продолжается в течение шести семестров один день в неделю и называется «Школьный день», обязательно включается в график учебного процесса и учитывается при составлении расписаний занятий. Студенты во время «Школьного дня» знакомятся с учебной и воспитательной работой, спецификой деятельности общественной организации в школе, участвуют в подготовке сборов, рейдов, праздников, линеек, бесед, информаций, проводят дополнительные и индивидуальные занятия с учащимися, проверяют тетради и дневники.
На третьем и четвертом курсах во время «Школьного дня» студенты осваивают методику постановки учебной и воспитательной работы в группах, классах, знакомятся с содержанием и методами работы общественных организаций, работой предметного кабинета, кружка, учатся проводить предметный вечер, учебные, воспитательные и внеклассные занятия, приобретают необходимые умения при изучении личности отдельных учащихся и классных коллективов.
В подготовке студентов к профессионально-творческой деятельности значительная роль отводится профессионально-базовой и профессиональнопрофильной педагогической практике, в ходе которой формируются профессиональные умения и навыки, потребности к самореализации и самосовершенствовании в учебно-профессиональной деятельности, следовательно, развивается творческий потенциал будущих педагогов. Профессионально-базовая практика продолжительностью четыре недели проводится в шестом семестре в начальных классах в качестве помощника учителя. Профессионально-профильная педагогическая практика проводится в седьмом семестре семь недель в качестве учителя начальных классов.
Как известно, творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы, тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций [5].
Важным показателем степени готовности и способности будущих педагогов к самостоятельной профессионально-творческой деятельности на разных этапах педагогической практики является учебно-исследовательская работа, которая рассматривается как вариант учебной практики. Актуализация проблемы исследовательской деятельности студентов в условиях современного практикоориентированного образования обоснована тем, что если при организации педагогической практики будет учитываться только репродуктивный подход, то чаще всего происходит пассивное развитие профессиональных умений и навыков. Исходя
188
из этого, по мнению ученых, развитие высшей школы в аспекте ее инновационной деятельности требует пересмотра содержания педагогической практики как среды приобретения исследовательского опыта и развития различных видов инновационной деятельности [6].
На наш взгляд, как показывает многолетний опыт университета в сфере развития исследовательской компетентности студентов в период прохождения педагогической практики, более эффективному функционированию модели активизации учебно-исследовательской работы студентов в процессе педагогической практики способствует комплекс организационно-педагогических условий, включающий в себя: формирование личностно-значимой мотивации студентов к учебно-
исследовательской работе; развитие практических умений и навыков, необходимых к творческой деятельности; педагогическое содействие студентам в приобретении исследовательского опыта; моделирование проблемных ситуаций, способствующих развитию нестандартного мышления; активизация исследовательской деятельности студентов за счет включения в личностно-ориентированные эвристические задания и коллективные творческие проекты.
Учебно-исследовательская работа, организуемая на педагогической практике, не только способствует овладению студентами технологией развития познавательнотворческих способностей учащихся, но также дает возможность раскрыть творческоисследовательский потенциал каждого студента. Активизация учебно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала студентов в процессе педагогической практики позволяет студентам наиболее полно проявить социальноличностные и профессиональные качества (в частности, такие, как ответственность, компетентность, познавательная и творческая активность, индивидуальность, креативность, готовность к самообразованию, самореализации и др.).
Подводя итоги, можно отметить, что студенты, занимаясь развитием творческих способностей и креативного мышления учащихся во время прохождения педагогической практики, в то же время не могут сами остаться в стороне от активной исследовательской творческой деятельности. В процессе учебно-исследовательской деятельности студентов на педагогической практике у студентов формируется исследовательская компетентность как основа для развития других ключевых профессиональных компетентностей, а также повышается мотивация к будущей профессионально-творческой педагогической деятельности.
Литература
1. Сорокоумова Г. В. Системный подход к пониманию творческой личности педагога и механизма ее развития // Интеграция образования. - 2010. - № 2. - С. 90-94.
2. Щеглова Л. В. Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2006. - С. 17.
3. Асхабалиева Д. Д. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущих учителей // Культура. Духовность. Общество. - 2013. № 8. - С. 177-182.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» (бакалавр). - Бишкек, 2013.
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /
B. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - С. 17.
6. Дзидзоева С. М. Педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций студентов // Известия ЮФУ. Педагогические науки. - 2008. - № 7. -
C. 114-121.
189