ансамбля: учебное пособие / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - Екатеринбург, 2012. - 108 с.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сласте-нина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
© Омаров О.М.*, Кашкаева Э.А.*
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
В статье описывается опыт профессионально-практической подготовки студентов факультета физической культуры в рамках организации и проведения учебной практики. Дается анализ возможных путей совершенствования учебной практики, как определенной системы, непосредственно обеспечивающей формирование профессиональной компетентности у будущих учителей.
Ключевые слова: учебная практика, профессиональная деятельность, дидактический процесс, дидактическая задача, профессиональная рефлексия.
Развитие отечественного образования делает все более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста [1, 2, 4, 13]. Под профессиональной компетентностью педагога понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
В качестве важных факторов, обеспечивающих повышение качества профессиональной подготовки педагога, следует выделить организацию и проведение учебной практики студентов. В процессе учебной практики проверяется степень теоретической и практической готовности студента к самостоятельной педагогической работе, создаются широкие возможности для раскрытия, развития и обогащения творческого потенциала студента. Таким образом, учебная практика рассматривается как пространство для самореализации студента, его творческой индивидуальности.
* Доцент кафедры Спортивно-педагогических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.
* Профессор кафедры Теоретических основ физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, профессор.
В данной статье авторы сделали попытку выделить наиболее важные аспекты профессионально-педагогической подготовки в рамках организации и проведения учебной практики на факультете физической культуры (ФФК), учитывая требования реализации компетентностного подхода к подготовке современных педагогов.
На ФФК Дагестанского государственного педагогического университета сегодня сложилась эффективная система проведения учебной практики. Основой учебной практики служит система усложняющихся учебно-профессиональных задач, решение которых позволяет студенту приобрести профессионально-личностный опыт. В процессе учебной практики моделируется будущая профессиональная деятельность студента, а в дальнейшем, в процессе прохождения педагогической практики в школе, он непосредственно включается в эту деятельность, выступая носителем новых педагогических идей, теорий и технологий, к которым приобщается в процессе обучения [3, 11, 12, 14].
Коллектив преподавателей ФФК работает по новым рабочим программам учебной практики, разработанным на основе многолетнего опыта организации и проведения различных видов психолого-педагогической практики на факультете, а также с учетом идей инновационного обучения и использования современных педагогических технологий. В них отражены цели (задачи), содержание и особенности учебной практики, перечень требований и конкретных заданий.
Включаемые в содержание учебной практики проблемно-познавательные и практические задачи представляют собой не простую совокупность, диктуемую знаниями и умениями, составляющими учебный предмет, а определенную систему, отвечающую следующим критериям отбора профессионально-ориентированных дидактических задач:
- наличие важных для профессионального физкультурного образования теоретических и практических знаний: то есть при конструировании системы образовательных задач надо отдавать себе отчет в том, какие методы обучения (средства, формы организации учебной деятельности) используются для их решения и какие из этих методов наиболее доступны в дидактическом процессе;
- овладение умениями и навыками наглядного моделирования дидактических процессов на основе интеграции знаний по дисциплинам спортивно-педагогического цикла;
- включение профессионально-ориентированных педагогических задач в творческую деятельность студентов (самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности, построение принципиально нового способа решения задачи);
- определение повторяемости действий (алгоритма) при решении задач определенного типа в целях их оптимального освоения, установление последовательности действий и их взаимозависимости;
- постепенно возрастающая сложность в решении дидактических задач.
Таким образом, интеграция знаний по спортивно-педагогическим дисциплинам, умений и навыков в решении конкретных дидактических задач -это согласованное и направленное проблемно-ориентированное объединение в единое целое элементов профессиональной подготовки студентов ФФК с целью повышения качества освоения теории и методики физического воспитания. Педагогическая деятельность в процессе учебной практики будет более продуктивной при условии субъективного представления студентом образа-модели будущего продукта этой деятельности и осознания его как цели [3, 4, 12, 14].
В программах определены основные задачи: помочь студенту научиться осмысливать наблюдаемые педагогические явления; постоянно стремиться вырабатывать собственное оценочное отношение к ним; познавая опыт лучших педагогов, профессионально совершенствоваться. В программы включены схемы анализа различных педагогических явлений, памятки по подготовке занятий, требования к оформлению отчетной документации, полезные методического содержания советы. Все это позволяет студенту яснее представлять себе содержание и характер учебной практики, использовать предлагаемые схематизированные модели учебной деятельности, методики и тесты для овладения педагогической деятельностью.
Учебная практика обязательно включает проведение студентами показательных уроков, в результате чего они решают различные образовательные (обучающие, воспитательные, оздоровительные) задачи, выполняют частные задания преподавателя. Постоянно усложняющийся характер учебной практики обеспечивает динамику дидактического развития студентов, создается атмосфера постоянного поиска в студенческой группе. Так, для более тесного сотрудничества студентов, проводятся совместные семинары, где рассматриваются вопросы по разработке учебных уроков физической культуры (ФК); налажена работа по изучению студентами педагогического опыта преподавателей спортивно-педагогических дисциплин; подробно рассматриваются структура современного учебного занятия и требования к оформлению конспектов учебных уроков ФК [9].
Важным звеном в системе учебной практики является педагогическое взаимодействие, строящееся на общении студента и «школьника» (студентов-однокурсников) и их совместной деятельности. Сущность данного педагогического взаимодействия предполагает развитие личности будущего педагога, который оказывается как в роли «учителя», так и «учащегося». Педагог должен не только развивать и обучать своих воспитанников, но при этом совершенствоваться сам [1].
В ходе учебной практики большинство студентов успешно справляются с поставленными задачами. При выполнении заданий, предусмотренных по каждой теме, студенты должны продемонстрировать умения в подборе и использовании различных средств и методов обучения, форм организации учебной деятельности [5, 6].
Уметь осуществлять целенаправленное наблюдение проводимых однокурсниками учебных уроков. Соответственно, по итогам проведенного конкретного занятия, в совместном теоретическом анализе (под руководством преподавателя), студенты оценивают педагогическую деятельность своего коллеги. Субъективная оценка должна быть обоснованной и достаточно аргументированной: объективность оценки обеспечивается конкретными примерами, тесной увязкой с решаемыми на данном уроке задачами.
В свою очередь, формируя осознанное отношение и устойчивый интерес студентов к избранной профессии, методисты-преподаватели стремятся «детально» раскрыть процесс подготовки и организации урока ФК, осуществлять диагностику проводимых в рамках учебной практики уроков (или отдельных его частей). Главным методом здесь выступает наблюдение.
Цель такой диагностики - изучение содержания урока, используемых студентом средств, методов обучения и форм организации учебной деятельности учащихся, что обусловлено требованиями совершенствования педагогического процесса, обеспечение его эффективности. Технология диагностирования способствует выявлению качества учебно-воспитательной деятельности, причин её успехов или неудач, приучает студентов к аналитической работе.
Как показывает опыт работы лучших преподавателей факультета, учебная практика обладает большими возможностями для развития умений профессиональной рефлексии, которая предполагает умение студентов обнаруживать проблемные ситуации в своей деятельности, анализировать причины и выбирать оптимальные способы их решения. Методисты используют рефлексию как средство организации процесса становления профессиональной компетентности студента.
В процессе практики студент овладевает основами технологии учебной работы; приемами системного, деятельностного (содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы) и личностного подходов в обучении; учится осуществлять целеполагание, планирование и конструирование дидактического процесса; осуществлять анализ, самоанализ и самооценку результатов учебной педагогической деятельности [7, 12, 14, 15, 17]. Именно собственный профессиональный опыт является для студента отправной точкой для осмысленного восприятия новой информации, совершенствования имеющегося опыта, развития компетентности.
Особое значение учебной практики состоит в том, что она своим содержанием и видами деятельности побуждает будущих педагогов заботиться о
формировании профессионально-значимых личностных качеств, таких как: осознание ценности каждой личности, принципиальность, способность добиться поставленной цели, тактичность, чувство меры, требовательность к своему морально-нравственному облику, ответственность за свои профессиональные обязанности.
Самостоятельное проведение уроков ФК (частей урока) является одним из этапов профессиональной подготовки студентов, которая приближает практикантов к реальным условиям будущей работы. Методисты, организуя учебную практику, вовлекают студента в тесное общение с однокурсниками, которые оказываются то в роли «педагога», то «школьника». Практика учебных уроков ФК является основополагающей в выработке у студентов профессиональных навыков организации и проведения учебного процесса, умений моделировать урок [12]. Результаты учебной практики студентов наглядно свидетельствуют как о хороших знаниях педагогики и частных методик, так и об упущениях в их профессиональной подготовке. Здесь всегда важно отмечать и поощрять студентов-практикантов, проявляющих творчество в подготовке и проведении урока: оформление «план-конспекта» урока, подготовку наглядных материалов, применение разнообразных средств и методов обучения, в том числе с использованием информационно-компьютерных технологий [10, 11].
На заключительном этапе учебной практики преподавателю необходимо определить уровень теоретических знаний и практических умений студентов, их творческие и интеллектуальные способности, артистизм, владение педагогической техникой. Особое внимание уделяется формированию у студентов ответственного отношения к разработке и оформлению «план-конспектов» уроков ФК, наличию соответствующих методических и дидактических пособий.
Составляющей учебной практики может стать научно-методическая и научно-исследовательская деятельность студентов, связанная с подготовкой, написанием и публикацией (или докладом) выполненных работ. В соответствии с выбранной темой научного исследования студенты применяют те методы, с которыми знакомятся в ходе изучения дисциплин спортивно-педагогического цикла. Здесь, естественно, большая роль отводится преподавателю-методисту. Только благодаря сотрудничеству преподавателя и студента (при условии проявляемой студентом должного желания и инициативы), теоретические представления студента о научных методах перерастают в осмысленное их применение, в результате чего развиваются исследовательские (аналитические) умения, а это обеспечивает успешность педагогической деятельности в дальнейшем [16].
Завершающим этапом учебной практики студентов является составляемая методистом «характеристика студента-практиканта», являющаяся в дальнейшем рычагом для допуска студента к практической работе в школе. В характе-
ристиках на студентов-практикантов отмечается достигнутый ими уровень овладения умениями и навыками в образовательной деятельности, владение системой планирования урока и его частей, умения проводить со школьниками разные виды деятельности в рамках пройдённого учебного материала, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, умение планировать и оценивать собственную педагогическую деятельность.
После прохождения учебной практики проводится итоговая конференция, на которой студентам-практикантам предоставляется возможность в своих выступлениях поделиться опытом самостоятельной работы. Методисты-преподаватели дают характеристику по результатам деятельности студентов (выступают с сообщением по итогам практики), анализируя их самостоятельную профессиональную деятельность.
В качестве достигнутых «показателей» хорошо организованной учебной практики на факультете можно отметить: практика позволяет вырабатывать у студентов индивидуальный стиль педагогической деятельности, приобрести необходимый базовый уровень теоретического и методического осмысления собственной педагогической деятельности, целей, задач и содержания будущей профессиональной деятельности. Накопленный за период прохождения учебной практики студентами опыт и практический материал, позволяет в дальнейшем (на старших курсах) эффективно использовать его в процессе прохождения педагогической практики в школе.
Таким образом, мы рассмотрели наиболее общие вопросы, связанные с проблемой организации и проведения учебной практики в процессе подготовки физкультурных кадров, понимая, что спектр этих вопросов чрезвычайно широк. В заключение отметим, что в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования в течение всего периода обучения на факультетах физической культуры предусмотрено проведение разных видов практик. Сменяющие и дополняющие друг друга, они являются составной частью целостного образовательного процесса и направлены на создание условий для формирования личности специалиста (педагога-профессионала) с такими качествами, которые соответствовали бы современным требованиям общества и школы, и гарантировали бы успех в их педагогической деятельности. «Главное условие эффективности любого вида практики, -отмечает Е.В. Крякина, - включение в содержание работы студентов заданий, наиболее адекватно отражающих будущую профессиональную деятельность, способствующих формированию профессионально значимых умений и навыков и раскрытию их творческого потенциала» [8].
Список литературы:
1. Алижанова Х.А., Омарова М.О. Культура профессионального самообразования педагога // Культура. Духовность. Общество. - 2013. - № 5. -С. 62-66.
2. Алижанова Х.А., Омарова М.О. Совершенствование профессиональной подготовки современного преподавателя // Культура. Духовность. Общество. - 2013. - № 8. - С. 168-172.
3. Асхабалиева Д.Д., Омарова М.О. Ценностно-смысловой опыт в профессиональном становлении будущих учителей // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 8. - С. 78-82.
4. Борлакова Б.М. Проблемы профессионально-педагогической подготовки выпускников высших учебных заведений // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 34. - С. 224-231.
5. Гурьев М.Е. Становление и развитие активного обучения в образовательных организациях Российской Федерации // Достижения вузовской науки. - 2015. - № 15. - С. 61-71.
6. Дидактические методы физического воспитания: учебное пособие / О.М. Омаров, Б.М. Борлакова, Э.А. Кашкаева. - Махачкала: ДГПУ 2012. -188 с.
7. Кирикова З.З. Педагогическая технология как показатель профессионального мастерства педагога // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 31. - С. 26-29.
8. Крякина Е.В. Педагогическая практика в структуре профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 4. - С. 20-21.
9. Максименкова Л.В. Поиск новых подходов к учебно-методической деятельности для развития и повышения творческого потенциала педагогического коллектива // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. -№ 8. - С. 175-179.
10. Омаров О.М., Исмаилов Ш.О., Кашкаева Э.А. Компьютерные технологии как фактор повышения качества подготовки студентов физкультурных факультетов // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 8. -С. 228-233.
11. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Использование информационно -компьютерных технологий в образовательном процессе на факультетах физической культуры и спорта // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 31. - С. 154-159.
12. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Технологический подход к проектированию дидактического процесса в сфере физической культуры и спорта // Достижения вузовской науки. - 2015. - № 15. - С. 80-87.
13. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Научно-методическая работа в высшем учебном заведении как система повышения профессиональной квалификации преподавателя // Наука и современность. - 2015. - № 38. - С. 95-104.
14. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Технологический подход в обучении студентов спортивным двигательным действиям // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 2. - С. 97-104.
15. Омарова М.О., Асхабалиева Д.Д., Омаров О.М. Системный подход к проектированию и управлению процессом обучения в высшей школе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2015. - № 44. - С. 265-271.
16. Омарова М.О., Асхабалиева Д.Д. Профессиональная подготовка магистрантов на основе формирования проектно-исследовательских компетенций // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 11. - С. 82-86.
17. Омарова М.О., Алижанова Х.А. Дидактическое проектирование как условие успешной профессиональной деятельности педагога // В сборнике: Педагогика: традиции инновации. Материалы V Международной научной конференции. - Челябинск, 2014. - С. 157-160.
КУЛЬТУРА КАК БАЗОВЫЙ СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЯ
© Стрельников А.В.*
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
В статье рассматривается один из базовых структурных элементов системного понятия «формирование информационно-коммуникационной культуры бакалавров документоведения и архивоведения» - «культура». Делается акцент на ценностные характеристики культуры как системы.
Формирование информационно-коммуникационной культуры бакалавров документоведения и архивоведения - это сложная система, в которой выделяется несколько ориентиров для изучения. Понятие «культура» и «культурные модели» рассматриваются с различных социально-философских позиций.
Рассматриваются ориентиры для изучения при формировании информационно-коммуникационной культуры бакалавров документове-дения и архивоведения как системы.
Ключевые слова: информатизация, культура, информация, информационная культура, информационно-коммуникационная культура, формирование информационно-коммуникационной культуры.
В современных условиях повышение внимания к опыту формирования информационно-коммуникационной культуры студентов вуза имеет истори-
* Аспирант кафедры Педагогики и психологии.