Научная статья на тему 'Современные мультимедийные средства музейной педагогики в школьном обучении'

Современные мультимедийные средства музейной педагогики в школьном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войнова В. М.

В статье проанализированы нормативные документы в сфере образования по вопросам воспитания учащихся и взаимодействия различных социальных институтов и школы. Рассмотрены возможности музейной педагогики в исторической перспективе и современных условиях. Особое внимание уделено использованию мультимедийных технологий, а именно виртуальной экскурсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войнова В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные мультимедийные средства музейной педагогики в школьном обучении»

18. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Научно-методическая работа в высшем учебном заведении как система повышения профессиональной квалификации преподавателя // Наука и современность. - 2015. - № 38. - С. 95-104.

19. Омарова М.О., Алижанова Х.А., Омаров О.М. Модель подготовки будущих педагогов к дидактическому проектированию // European Social Science Journal. - 2015. - № 10. - С. 302-311.

20. Омарова М.О., Алижанова Х.А. Дидактические особенности проектной деятельности в профессиональном образовании // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 3 (28). - С. 127-130.

21. Омарова М.О., Алижанова Х.А. Профессиональное становление педагога как культура профессионально-личностного самоопределения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. -№ 6 (147). - С. 176-180.

22. Омарова М.О., Асхабалиева Д.Д., Омаров О.М. Системный подход к проектированию и управлению процессом обучения в высшей школе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2015. - № 44. - С. 265-271.

23. Омарова М.О., Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Совершенствование учебного процесса в высшей школе на основе технологического подхода к его проектированию и управлению // European Social Science Journal. - 2015. -№ 6. - С. 277-283.

24. Романюк К.О. Воспитание межэтнической толерантности старших дошкольников путем использования инновационных педагогических технологий // Актуальные вопросы современной науки. - 2013. - № 27. - С. 173-182.

25. Синенко П.В. Инновационные технологии обучения и воспитания дошкольников // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 4. -С. 178-180.

26. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 4. - М., 1989. -С. 18.

СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

© Войнова В.М.*

Тольяттинский государственный университет, г.о. Тольятти

В статье проанализированы нормативные документы в сфере образования по вопросам воспитания учащихся и взаимодействия различ-

* Старший научный сотрудник МБУК ГМК «Наследие» (экомузей), студент магистратуры Тольяттинского государственного университета.

ных социальных институтов и школы. Рассмотрены возможности музейной педагогики в исторической перспективе и современных условиях. Особое внимание уделено использованию мультимедийных технологий, а именно виртуальной экскурсии.

Ключевые слова воспитание учащихся, взаимодействие школы и социальных институтов, музейная педагогика, мультимедийные технологии, виртуальная экскурсия.

В 2015 г. Правительством Российской Федерации был обновлен ряд нормативных документов, содержащих основные направления и пути реализации государственной политики в области образования и воспитания школьников. Так приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [4] установлено «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

Особо важным представляется ориентированность Стратегии на «развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сфере культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-дея-тельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка». Согласно Стратегии, развитие воспитания в системе образования предполагает «обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания», «полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного профиля».

Среди механизмов реализации Стратегии прописаны организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания; укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей, а также формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сфере культуры.

Анализ документа позволяет сделать вывод о понимании государством необходимости привлечения к процессу воспитания школьников различных социальных институтов. Музей, обладая комплексом теоретических исследований и практических возможностей, должен стать одним из наиболее активных участников данного процесса.

В Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [3] среди принципов реализации можно выделить формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование

разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания и принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий.

Среди направлений реализации Программы указана организация межведомственного сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, обеспечение занятости обучающихся через формирование государственных заданий на реализацию образовательных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых и других программ. В качестве форм реализации данного направления воспитательной деятельности предложены: программы и проекты, направленные на развитие межпоколенного диалога; программы и проекты, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона; программы и проекты, направленные на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности; программы и проекты, направленные на формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства; программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны.

Большинство из указанных форм реализации Программы с высокой эффективностью могут быть воплощены с использованием средств музейной педагогики.

Министерство образования и науки в письме № ДЛ-173/08 от 30.06.2015 [2], «рекомендует в 2015/16 учебном году в целях приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности включить в программы воспитания и социализации образовательные события (тематические уроки и другие мероприятия), приуроченные к государственным и национальным праздникам РФ, к памятным датам и событиям российской истории и культуры, местным и региональным памятным датам и событиям».

Кроме того, Минобрнауки рекомендовал максимально эффективно использовать возможности организаций культуры, обладающих ресурсами для осуществления обучения, в том числе музеев. Важным также является указание на желательность использования активных форм организации деятельности обучающихся: онлайн-игр, дебатов, веб-форумов, блогов, каникулярных школ, образовательных экскурсий, школьных кинопоказов и др.

Таким образом, мы можем говорить, что в современном обществе подчеркивается необходимость внедрения новых, мультимедийных и деятель-ностных, форм организации деятельности обучающихся, что возможно только при взаимодействии школы и музеев как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Что может предложить музей, учитывая современные потребности школы и обучающихся, в соответствии со своей спецификой?

Музей является общепринятым инструментом формирования личности, что подчеркивается научными исследованиями А.Г. Бойко, Н.Р. Вдовина, О.И. Карпухин, И.М. Коссова, М.В. Мацкевич, Б.А. Столяров и др. Музеи являются не только центром хранения культурно-исторического наследия, но и способствуют формированию у подрастающего поколения интереса и любви к национальной истории, искусству, эмоционального тяготения к своей социальной и этнокультурной среде, обычаям, традициям и т.п.; выводят индивида за границы социума в мир цивилизации, общечеловеческих ценностей, в мир культуры, что способствует художественно-эстетическому развитию населения; содействуют профилактике и преодолению духовного кризиса общества, сохраняя и транслируя в форме музейных предметов духовное наследие общества; является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития личности, способствуя формированию убеждений и личного опыта в отношении истории и культуры [5].

Ушинский К.Д., Каптерев П.Ф., Блонский П.П., Шацкий С.Т. говорили о необходимости использования музейной педагогики, так как именно в предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования.

Современный музей помимо функции документирования окружающей реальности выполняет функции организации свободного времени, а также образования и воспитания [5].

Формы деятельности музея традиционны: экскурсии, дидактические и творческие выставки, музейные кружки и клубы. Традиционно говорят о трех основных формах образовательного процесса: занятия на музейной экспозиции, классно-аудиторные и практические занятия. Однако необходимо согласиться с мнением Б.А. Столярова, утверждающего, что, «если сущность музея не в передаче знаний, то и педагогика музея не может строиться как чистая дидактика. Речь должна идти и о категории ценностного сознания, о драматургии культурно-исторического диалога, развертывающегося в музее. В музее образование осуществляется через ценностное отношение личности и расширение чувственного опыта в процессе общения с памятником культуры» [5].

Одной из проблем при взаимодействии школы и музея является выстраивание логистики. Безусловно, посещение самого музея дает максимальный

эффект, позволяет применить средства музейной педагогики с большим результатом. Но, к сожалению, по ряду причин этот вариант не всегда возможен; и в этом случае встает вопрос использования средств музейной педагогики в пространстве школы. Решить этот вопрос позволяют современные технологии, которые обогащают традиционные формы взаимодействия школы и музея и создают новые.

В школьном обучении давно и эффективно используются информационные технологии: презентации, фильмы. Эти формы носят демонстрационный характер, меняют представления информации, но не несут активных форм деятельности. Более эффективным средством является интерактивная школьная доска, позволяющая использовать деятельностные формы работы. Музейная педагогика может предложить весьма специфическую и эффективную форму деятельности, связанную с мультимедийными технологиями.

Современные мультимедийные технологии все глубже входят в образовательную деятельность школы и музея. Под мультимедиа мы понимаем информационную систему, обеспечивающую одновременное представление информации в различных формах - звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном продукте может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация. Существенным моментом мультимедиа технологий является возможность интерактивного взаимодействия. Мультимедиа технологии могут быть использованы как вспомогательные средства в экспозиции и использоваться при проведении экскурсий и занятий или как самостоятельные формы.

В качестве вспомогательных средств мультимедиа технологии используются при создании экспозиций или выставок и работают при проведении экскурсий или занятий. К числу наиболее эффективных средств виртуального «общения» экспозиции с посетителями можно отнести использование тачпанелей, с доступом к документам, фотографиям, видеофрагментам и кинект-технологии, обеспечивающие эффект присутствия в старинной фотографии или на улочке уже затонувшего города. Тачпанели являются высокоинформативными средствами, позволяющие пользователям выбирать необходимую информацию и глубину погружения в нее; также время, необходимое для изучения информации, регулируется посетителем самостоятельно. Тачпанели помогают предоставить посетителям необходимый объем информации, без перегруженности. Кинект-технологии дают возможность «побывать» в прошлом: на старинной фотографии, на улице утраченного города, «примерить» одежду.

Большим достоинством современных мультимедийных технологий является погружение посетителя в эпоху. Эффект присутствия обеспечивает внимание к деталям, понимание смысла и логических законов событий, позволяет, отказавшись от оценочной схемы, почувствовать жизнь предыдущих поколений, рождает уважение к ним.

К числу самостоятельной формы использования мультимедиа технологий, набирающей популярность в образовательной деятельности, относятся виртуальные экскурсии. Виртуальные экскурсии - это последовательно связанные между собой 3Б-панорамы. Каждая такая панорама является самостоятельной активной зоной, в пределах которой можно перемещаться, поворачиваться, приближать предметы, слушать аудио- или видеофрагменты. Виртуальные экскурсии позволяют «развернуть» музей в любом месте при наличии компьютера, а также дают эффект присутствия на настоящей выставке.

Виртуальные экскурсии, подобно «живой» состоят из «залов», роль которых играют фотографии-панорамы, по которым можно «проходить» последовательно или сразу выбирать точкой начала любой зал. Соответственно пользователь может самостоятельно определять порядок просмотра экскурсии, что расширяет его возможности и позволяет сделать каждое использование виртуальной экскурсии уникальным. Итак, это первая особенность использования виртуальных экскурсий в учебной деятельности.

Во-вторых, возможности виртуальной экскурсии позволяют пользователям детально рассматривать экспонаты. Глубина изучения выбирается самостоятельно: визуальный осмотр со всех сторон, физические характеристики предмета (материал, техника изготовления), время изготовления, легенда экспоната. Эти возможности позволяют выйти за пределы обычно изучаемой информации, развивают межпредметные связи.

Третьей особенностью виртуальных экскурсий является встроенность фото-, аудио-, видеофрагментов в «текст». Фрагменты, как правило, являются уникальным музейным контентом: редкие фотографии и видеоматериалы из фондов музея, интервью участников событий, другие материалы. Таким образом, становится доступным значительный объем материала, хранящийся в музее. Также возможно привлечение общедоступной информации: фильмов, песен, стихотворений, в том числе малоизвестных. Собранная в одном месте информация является отличным подспорьем учителю в подготовке к уроку.

Использование виртуальных экскурсий возможно в урочной и внеурочной деятельности, при проведении классных часов или тематических мероприятий. Может быть использован как основной или один из элементов содержания урока. Наличие большого объема разноплановой информации, объединенной общей темой, дает возможность использование виртуальных экскурсий на различных уроках.

Итак, виртуальная экскурсия является одной из наиболее перспективных средств музейной педагогики, реализуемой вне музея. Преимуществами виртуальной экскурсии являются: близкий современным детям информационный (технологический) инструмент, возможность самостоятельно выбирать требуемый контент и глубину изучения материала, развитие междисциплинарных связей, широкие возможности применения.

Список литературы:

1. Бутенко Н.В. Образовательное пространство музея изобразительных искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста: учебное пособие для педагогов. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2013.

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 июня 2015 г. N ДЛ-173/08 «О календаре образовательных событий на 2015/16 учебный год» // Гарант.

3. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях // Гарант.

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р) // Гарант.

5. Троянская С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: учебное пособие. - Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007.

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

© Ежикова А.С.*, Панкова Т.А.*

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В статье рассматриваются проблемы и способы решения дефицита профессиональных кадров, понятие эффективного контракта и особенности его применения, структура персонала по уровню образования. Представлены статистические данные исследования проблем, определяющих развитие организаций и позволяющие выбрать эффективную стратегию управления персоналом. На основании Федеральных законов, Федеральных программ, Постановлений правительства РФ определены проблемы, к которым ведет дефицит профессиональных кадров и предложены методы по их устранению, приоритетные направления деятельности, позволяющие обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста. Определена роль профессионализма персонала в конкурентоспособности организации.

Ключевые слова: управление персоналом, человеческие ресурсы, профессионализм работников, дефицит кадров, конкурентоспособность организации.

* Магистрант 2 курса кафедры Менеджмента и методики преподавания экономических дисциплин.

* Профессор кафедры Менеджмента и методики преподавания экономических дисциплин, доктор педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.