ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Малютина А.М.* *, Сиденко Д.Д.*
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
В статье рассматривается проблема эффективности использования компьютерных средств обучения в процессе физического воспитания школьников. Раскрываются образовательные возможности компьютерных технологий, как обуславливающих повышение качества наглядности обучения на занятиях физической культурой; обоснована целесообразность их использования при освоении учащимися техникой спортивных двигательных действий.
Особый акцент сделан на необходимость овладения педагогом на технологической основе дидактическим проектированием процесса обучения двигательным действиям, как необходимым компонентом его профессиональной деятельности, характеризующийся совокупностью методов, форм и средств, обеспечивающих предвидение учителем технологической структуры процесса обучения и его результатов.
Ключевые слова: дидактическая система, компьютерные средства обучения, дидактическое проектирование, учебно-методический комплекс, технология наглядного обучения, спортивные двигательные действия.
В основе любого учебного процесса находится определенная «дидактическая система», которая характеризуется такими понятиями как цель (достигаемая решением определенных задач), содержание обучения, дидактические методы, формы взаимодействия субъектов учебной деятельности (формы организации учебной деятельности учащихся), достигаемые при этом результаты [9, 14, 17, 22, 24]. Функциональные возможности дидактической системы могут существенно возрасти при условии применения в учебном процессе педагогических технологий, в том числе, основанных на использовании компьютерной техники (информационно-компьютерных технологий) и телекоммуникационных сетей [2, 5-7, 11-13, 15-16, 19, 25, 28-29]. Ос-
* Магистрант 1-го года обучения факультета Физической культуры и безопасности жизнедеятельности.
* Магистрант 1-го года обучения факультета Физической культуры и безопасности жизнедеятельности.
Современные проблемы науки и образования
109
новой для информатизации образования, как известно, являются специализированные компьютерные средства обучения: программные средства (программно-технические комплексы), предназначенные для решения определенных дидактических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные, в сравнении с традиционным обучением, на более качественное взаимодействие педагога с обучаемыми [4, 8, 10, 26-27].
В отношении качества и эффективности учебного процесса по физической культуре, то данная группа дидактических средств должна обеспечить решение задач, которые достаточно широко отражены в современной педа-готической литературе [9, 14-17, 20-21, 28]. В частности, речь идет, прежде всего, об обеспечении усвоения и освоения учащимися такой двигательной базой, которая будет способствовать их полноценной подготовке к жизни и участию в различных видах профессиональной деятельности. Очевидно, что фундамент для достижения данной цели закладывается в рамках школьного физического воспитания.
Особенности дидактических задач, решаемых в процессе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, проявляются непосредственно в содержании учебной информации, проектировании и организации учебной деятельности и достигнутых результатах обучения [17, 20]. В процессе учебных занятий у школьников должны быть сформированы (в рамках учебной программы) двигательные умения и навыки технически правильного выполнения спортивных двигательных действий. Параллельно данный процесс должен быть увязан с формированием специальных знаний о содержании спортивной техники разучиваемого упражнения, правилами соревнований и развития соответствующих физических способностей. Соответственно, компьютерные средства обучения при освоении теоретической части предмета «Физическая культура» должны облегчить передачу школьникам учебной информации, способствовать ее закреплению, созданию системных и прочных знаний - рис. 1.
КОНТРОЛЬ
Содержательная учебная информация
Рис. 1
110
КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
Практическая часть занятий должна обеспечиваться такими методами и средствами обучения (физические упражнения), с помощью которых можно было бы с оптимальной затратой сил и времени повысить эффективность освоения учащимися правильной техникой исполнения двигательных действий в изучаемых видах спорта, а также способствовать достижению необходимого уровня физической подготовленности. К числу эффективных «инструментов», обеспечивающих качество учебного процесса, следует отнести, прежде всего, владение педагогом проектировочной деятельностью [1, 3, 17, 23] и арсеналом всех групп методов обучения, где особое место, на наш взгляд, занимают дидактические методы группы наглядности [9, 18].
В традиционном понимании наглядность на уроках физической культурой осуществляется путем непосредственного показа учителем разучиваемого спортивного двигательного действия, сопровождаемого объяснением техники его выполнения. Показ в сочетании с объяснением позволяет создать более точное представление у обучаемого о технике того или иного двигательного действия. Желательно также в процессе обучения делать устные комментарии, фиксировать внимание школьников на «ключевых» моментах техники спортивного двигательного действия, объяснять биомеханические закономерности движений [9].
Однако, неизбежно, в силу ряда объективных и субъективных причин, часть учебной информации подлежащей усвоению проходит мимо (не осознается) определенной частью учащихся. Внимание школьников зачастую просто не успевает фиксироваться, например, на относительно быстрых гимнастических элементах («кувырок вперед», «переворот в сторону» и т.д.). Как следствие, техника разучиваемого спортивного действия (особенно на начальном этапе обучения) не схватывается памятью школьника, по причине рассеивания его внимания (необходимо удерживать в поле зрения сразу несколько «объектов» наблюдения).
Значительную проблему в процессе обучения спортивным двигательным действиям составляет объяснение ученику его технических ошибок. Осознанию допускаемой школьником ошибки в выполнении разучиваемого двигательного действия предшествует самоанализ данного движения, а далее сравнительно-сопоставительный анализ с объяснением (методическими указаниями, комментариями) учителя. Как показывает практика, результаты «самокоррекции» не всегда являются целесообразными, что также снижает эффективность дидактического процесса. Для обеспечения разрешения данной проблемы педагогу целесообразно придерживаться следующих требований, предъявляемые к используемым на учебных занятиях по физической культуре средствам наглядности - рис. 2.
Следует отметить, что задачи реализации качественной наглядности в процессе проектирования и организации учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе, это далеко не все возможности
Современные проблемы науки и образования
111
компьютерных средств обучения. Спектр задач КСО значительно шире: уровень развития современной компьютерной техники и прикладного программного обеспечения позволяет создать педагогическому коллективу школы соответствующие условия для обеспечения личностного развития каждого школьника, путем оптимального включения в учебный процесс информационно-технологических компонентов, в том числе на уроках физической культуры. Речь, таким образом, идет о создании в общеобразовательном учебном заведении дидактической компьютерной среды.
Рис. 2. Основные требования по использованию средств визуализации на уроках физической культуры
Создание такой среды зависит от стадии разработанности специализированных компьютерных средств (см. рис. 3).
Дидактический компонент компьютерных средств, используемый на занятиях по физической культуре, предписывает необходимость обеспечения достоверной демонстрации техники разучиваемого (совершенствуемого) спортивного двигательного действия. Однако здесь может возникнуть проблема: требуется качественная проверка «визуальной учебной информации», при этом нередко с привлечением тренера по спорту - легкой атлетике, спортивным играм или гимнастике.
Дело в том, что при исполнении соревновательных упражнений даже квалифицированными спортсменами техника их движений может не совпадать с «эталоном» таковой, и, соответственно, ее использование в учебном
112
КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
процессе (как учебного «видеоклипа») становится проблематичным. Качество и информативность учебного видеоизображения техники разучиваемых спортивных двигательных действий зависит, как было отмечено: от ракурса видеосъемки; степени детализации «ключевых» движений в технике и способа демонстрации этих движений-элементов (с использованием замедления, стоп-кадра и других способов акцентирования внимания).
Рис. 3
С подобной проблемой, нередко, сталкиваются и преподаватели спортивно-педагогических дисциплин высшей школы: не всегда однозначна существующая информация о содержании методики обучения технике того или иного спортивного двигательного действия. Различные специалисты по физической культуре и спорту часто по-разному трактуют технологию обучения (рациональную последовательность процессуальных действий), оптимальное количество подводящих и подготовительных упражнений, используемых в процессе обучения.
Изложенные выше условия были реализованы нами на этапе проектирования электронного учебно-методического комплекса по гимнастике. В соответствии с дидактическими особенностями учебного процесса по освоению основ техники гимнастических упражнений учащимися общеобразовательной школы различных возрастных групп были сформированы требования, которым должен соответствовать современный учебно-методический комплекс.
1. Учебно-методический комплекс должен способствовать формированию физической культуры личности учащегося через эстетику спорта, воспитывать у них положительную мотивацию к использованию средств гимнастики (гимнастических упражнений) в личном режиме двигательной активности. Включение мотивов самостоятельных занятий физической культурой и спортом в систему жизненных ценностей и вооружение учащихся «инструментом» реализации физкуль-
Современные проблемы науки и образования
113
турных потребностей позволит в дальнейшем поддерживать собственное здоровье средствами физической культуры и спорта.
2. Соответствие программному учебному материалу предмета «Физическая культура» (раздел «Гимнастика»): техника исполнения гимнастических упражнений (с обеспечением необходимого уровня детализации техники упражнений, их пространственно -временных характеристик); спроектированные на технологической основе «алгоритм-инструкции», на основе которых конструируется операционно-деятельностный компонент процесса обучения конкретному гимнастическому упражнению, с использованием - «индивидуальной», «групповой» и «фронтальной» форм организации учебной деятельности школьников; подбор упражнений для разучивания (закрепления) определенного уровня владения техникой гимнастического упражнения.
3. Обеспечение практических занятий школьников физической культурой (раздел «Гимнастика») соответствующими, удовлетворяющими требования качественной визуализации учебного материала, средствами наглядности. Учебный материал из учебно-методического комплекса должен демонстрироваться в спортивном зале с помощью ноутбука и мультимедийного проектора.
4. Создание условий для самостоятельной работы школьников при подготовке «домашних заданий» по закреплению техники освоенных спортивных двигательных действий - гимнастических упражнений, специальных (детализированных) знаний по технике исполнения упражнений, организации соревнований по гимнастике в школе.
5. В своем содержании учебно-методический комплекс должен включать информацию, отражающую современное состояние теории и практики гимнастики, т.е. с позиций представления гимнастики, как части науки о физическом воспитании, изучающей закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, дидактических методов и форм организации учебных занятий. По возможности более полно обеспечить представление в учебно-методическом комплексе интегративного научно-методического опыта ведущих специалистов, что позволит стандартизировать содержание учебного процесса. Это, в свою очередь, позволит обеспечить эффективность работы той части учителей физической культуры, которые не имели личного опыта учебно-тренировочных занятий по гимнастике.
6. Создание «инструментального блока контроля» технической подготовленности учащихся, что позволит учителю физической культуры самостоятельно определять спортивную одаренность школьников в области гимнастики.
114
КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
Разработанный на базе кафедры СПД Дагестанского государственного педагогического университета (совместно с учителями физической культуры МБОУ «Гимназия № 1») электронный учебно-методический комплекс по гимнастике для общеобразовательных школ г. Махачкалы, был создан в течение 2014-15 гг. В процессе разработки весь учебный материал структурирован в соответствии с учебной программой и оформлен для решения планируемых дидактических задач. В частности, «техника исполнения гимнастических упражнений» представлена следующими блоками - см. рис. 4:
Рис. 4
В данном блоке «информационный кадр» является минимальной структурной единицей и оформлен для решения конкретных дидактических задач. Таким образом, информационный кадр является основным «элементом наглядности» в содержании учебно-методического комплекса, который в зависимости от специфики учебной информации может быть представлен в следующих формах:
1) статичные объекты (фотографии, рисунки (рис. 5));
2) анимированные схемы;
3) видеоизображение (видеоизображение с внедренными графическими объектами);
4) «комбинированная визуализация» (различные сочетания указанных форм).
Объем учебного материала, включенный в учебно-методический комплекс, имеет некоторую информационную избыточность, что позволяет использовать его (учебный материал) как для обеспечения урока по физической культуре, так и в секционной работе в школе (спортивная секция гимнастики). В программной оболочке предусмотрена возможность самостоятельного формирования набора информационных кадров - учитель имеет возможность конструировать конспекты уроков со встроенными средствами наглядности.
Современные проблемы науки и образования
115
Рис. 5. Информационные кадры с рисунками техники исполнения двигательных действий («переворот в сторону»)
Разработанный на базе кафедры СПД комплекс в настоящее время проходит апробацию в образовательном процессе МБОУ «Гимназия № 1» г. Махачкалы. Первые оценочные результаты эффективности внедрения учебнометодического комплекса в учебный процесс школы, позволяют утверждать о его высоком образовательном потенциале (функциональных возможностях), которые были заложены на этапе дидактического проектирования, и успешно реализуются сегодня с помощью инструментов программной оболочки, содержанием и формой представления средств наглядности.
Список литературы:
1. Алижанова Х.А., Омарова М.О. Культура профессионального самообразования педагога // Культура. Духовность. Общество. - 2013. - № 5. -С. 62-66.
2. Алижанова Х.А., Омарова М.О. Совершенствование профессиональной подготовки современного преподавателя // Культура. Духовность. Общество. - 2013. - № 8. - С. 168-172.
3. Асхабалиева Д.Д., Омарова М.О. Ценностно-смысловой опыт в профессиональном становлении будущих учителей // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 8. - С. 78-82.
4. Боднарь Е.В. Влияние информационных компьютерных технологий на домашнюю работу школьников по истории // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - № 18. - С. 107-110.
5. Боровкова С.А. Информационные технологии в образовании // Перспективы развития информационных технологий. - 2013. - № 12. -С. 135-139.
6. Борлакова Б.М. Проблемы профессионально-педагогической подготовки выпускников высших учебных заведений // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 34. - С. 224-231.
7. Вдовенко И.С. Роль информационно-коммуникационных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих учителей высшей шко-
116
КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
лы // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2013. - № 2. -С. 155-162.
8. Данчук И.И. Комбинированное представление учебной информации средствами мультимедиа в образовательной деятельности студентов ЮФУ // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 10. - С. 77-84.
9. Дидактические методы физического воспитания: учебное пособие / О.М. Омаров, Б.М. Борлакова, Э.А. Кашкаева. - Махачкала: ДГПУ 2012. -188 с.
10. Исаева М.А., Гебекова А.Н. Некоторые аспекты применения компьютерных технологий в начальной школе // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № 18. - С. 30-35.
11. Кирикова З.З. Педагогическая технология как показатель профессионального мастерства педагога // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 31. - С. 26-29.
12. Коджешау М.А. Методы информатики и новые информационные технологии как определяющий фактор профессиональной подготовки выпускника ВУЗа // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 33-2. - С. 12-17.
13. Комаров А.И., Панченко В.М. Системный подход к реализации интерактивного обучения с применением информационных технологий // Перспективы развития информационных технологий. - 2015. -№ 25. - С. 94-98.
14. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Технологический подход в обучении студентов спортивным двигательным действиям // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 2. - С. 97-104.
15. Омаров О.М., Исмаилов Ш.О., Кашкаева Э.А. Компьютерные технологии как фактор повышения качества подготовки студентов физкультурных факультетов // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 8. -С. 228-233.
16. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Использование информационно -компьютерных технологий в образовательном процессе на факультетах физической культуры и спорта // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 31. - С. 154-159.
17. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Технологический подход к проектированию дидактического процесса в сфере физической культуры и спорта // Достижения вузовской науки. - 2015. - № 15. - С. 80-87.
18. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Проблема систематизации методов обучения гимнастическим упражнениям в исторической ретроспективе // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2015. - № 17. - С. 99-109.
Современные проблемы науки и образования
117
19. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Научно -методическая работа в высшем учебном заведении как система повышения профессиональной квалификации преподавателя // Наука и современность. - 2015. -№ 38. - С. 95-104.
20. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Особенности профессиональной подготовки педагогов физической культуры и спорта в условиях проведения учебной практики // Культура. Духовность. Общество. - 2015. - № 19. -С. 99-106.
21. Омаров О.М., Кашкаева Э.А., Молчанова Е.Б. Реализация задач физического воспитания студентов в высшем учебном заведении (из опыта работы кафедры «физического воспитания») // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2015. - № 21. - С. 55-62.
22. Омарова М.О., Асхабалиева Д.Д., Омаров О.М. Системный подход к проектированию и управлению процессом обучения в высшей школе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2015. - № 44. - С. 265-271.
23. Омарова М.О., Асхабалиева Д.Д. Профессиональная подготовка магистрантов на основе формирования проектно-исследовательских компетенций // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 11. - С. 82-86.
24. Омарова М.О., Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Совершенствование учебного процесса в высшей школе на основе технологического подхода к его проектированию и управлению // European Social Science Journal. - 2015. - № 6. - С. 277-283.
25. Смищенко О.Н., Лик Н.В. Современные технологии обучения в ВУЗе // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 32. -С. 79-83.
26. Страмоусова С.А., Валевский Р.С. Анализ использования информационных технологий в обучении студентов // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - № 22. - С. 137-143.
27. Чижикова С.Н. Создание и использование мультимедийных презентаций при обучении иностранным языкам // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2015. - № 17. - С. 135-139.
28. Чупанова Н.В., Омаров О.М. Компьютерные технологии общей физической подготовки студентов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2012. -№ 2. - С. 105-110.
29. Шевченко О.В. Применение интерактивных компьютерных технологий на уроках немецкого языка как условие формирования универсальных учебных действий // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. -№ 6. - С. 54-58.