ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ФАКУЛЬТЕТАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
© Омаров О.М.*, Кашкаева Э.А.*
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
В статье рассматривается проблема модернизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе освоения и внедрения в образовательный процесс информационно-компьютерных технологий в соответствии современными требованиями высшего профессионального физкультурного образования.
Ключевые слова компьютерные технологии, профессиональное физкультурное образование.
Интерес к использованию информационно-компьютерных технологий применительно к обучению студентов сегодня достаточно велик, при этом большинство педагогов-исследователей подчеркивают необходимость более широкого внедрения их в учебный процесс. Это объясняется задачами, стоящими перед отечественным образованием; требованиями ФГОС, предъявляемыми к выпускнику высшего учебного заведения; наличием потребности у преподавателей и студентов более широко использовать в своей деятельности информационно-компьютерные технологии (ИКТ), в частности при изучении (преподавании) спортивно-педагогических дисциплин на факультетах Физической культуры и спорта.
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, безусловно, сопряжен с рядом трудностей: во-первых, компьютер является лишь одним из равноправных элементов дидактической системы, наряду с другими ее элементами: целями, содержанием, формами и методами обучения, деятельностью педагога и деятельностью учащихся (рис. 1). Все эти элементы системы взаимосвязаны, и изменения в одном из них обусловливают изменения во всех других. Так, например, новое средство обучения предполагает переориентацию всех других компонентов дидактической системы. Во-вторых, установка компьютеров - это начало системной перестройки всей технологии обучения. В первую очередь преобразуется деятельность субъектов дидактического процесса - преподавателя и студентов. Им приходится строить принципиально новые виды деятельности в связи с изменением средств учебной деятельности и спецификой перестройки подачи ее содержания.
* Доцент кафедры Спортивно-педагогических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.
* Профессор кафедры Теоретических основ физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, профессор.
Высокий уровень сложности специфических для сферы физической культуры и спорта (ФКиС) задач - организация и проведение занятий по дисциплинам спортивно-педагогического цикла (учебный процесс); планирование спортивной тренировки; контроль за состоянием тренирующегося (спортивная тренировка и соревнования); оптимизация технического мастерства спортсменов и др., обусловливают причины относительно незначительного на сегодняшний день использования ИКТ на профилирующих кафедрах факультетов физической культуры и спорта.
Цель Совпадение Результат
цели и результата
Рис. 1. Модель дидактической системы и системообразующие связи её компонентов.
Для успешной реализации данного направления в системе высшего физкультурного образования необходима соответствующая дидактическая,
методическая, алгоритмическая и программная разработка всех этапов учебной деятельности студентов. В частности, в настоящее время на профилирующих кафедрах факультета ФКиБЖ ДГПУ сложились определенные направления применения в учебном процессе ИКТ, среди которых в качестве основных можно выделить: использование информационно-компьютерных технологий в качестве дидактического средства; для проектирования (моделирования) различных объектов и процессов; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности студентов. Таким образом, освоение ИКТ проводится с ориентацией на дальнейшее их применение в профессиональной деятельности будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Одной из важнейших задач информатизации образования на факультете мы видим в формировании «информационной культуры» будущего специалиста. Ориентация системы профессионального образования на формирование у студента информационной культуры предполагает комплексное использование ИКТ на всём протяжении обучения студента на факультете, при этом требует высокого уровня технологической и методической подготовленности преподавателя.
Уровень и качество сформированности информационной культуры студента определяется: знаниями об информационных процессах, моделях и технологиях; умениями и навыками применять средства и методы обработки и анализа информации в различных видах деятельности; умением использовать современные ИКТ в педагогической деятельности учителя физической культуры (тренера по спорту).
Следует отметить тот факт, что, к сожалению, формирование умений и навыков работы с компьютером у студентов в процессе освоения дисциплин спортивно-педагогического цикла происходит не системно, не всегда на должном уровне, без соответствующей поддержки данного процесса всеми профилирующими кафедрами ФФКиС. Развитие информационной культуры, рост технологической подготовленности студента физкультурного факультета существенно замедляется по причине нерационального использования ИКТ при решении учебно-методических, учебно-исследовательских задач; в процессе НИРС и написания выпускных квалификационных работ.
Таким образом, речь идет о необходимости: использования компьютерной техники в учебном процессе на протяжении всего периода обучения студента в ВУЗе; обеспечения рационального подхода к образовательному процессу, когда начальное обучение студентов ИКТ подкрепляется углублением знаний и навыков в этой области посредством использования их на старших курсах, в процессе прохождения спортивно-педагогических дисциплин: гимнастика, легкая атлетика, волейбол, баскетбол и т.д. Здесь важно отметить, что следует всячески поощрять применение приобретенных умений владения компьютером в дальнейшей творческой работе студента,
например, при подготовке и проведении учебной практики, во время прохождения педагогической практики в школе и др. Все это, как было уже отмечено, требует определенного уровня профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава факультета.
Деятельности преподавателя отводится значительное место в технологиях с использованием компьютеров. Его задача заключается в содействии наиболее полному «погружению» студентов в образовательную среду, формированию навыков самостоятельного познания и обеспечения интеллектуального роста, готовности к решению нестандартных педагогических задач и ситуаций. Преподаватель должен владеть соответствующими приемами для способствования активизации познавательной деятельности студентов.
Овладение современными ИКТ становится сегодня одним из основных компонентов профессиональной подготовки специалиста в области физической культуры и спорта, что требует разработки и внедрения в учебный процесс высшего физкультурного образования профессионально ориентированных программ и курсов, направленных на овладение выпускниками основами необходимых знаний и накопление личного опыта их использования в своей профессиональной деятельности.
С точки зрения управляющих воздействий компьютерные технологии должны быть «совместимы» с учебным процессом, в рамках которого они развиваются и, безусловно, активно влияют не только на методику преподавания дисциплины, но и на весь учебно-воспитательный процесс целиком. В условиях применения компьютерных технологий реализация новых видов управляющих воздействий упрощается благодаря возможности индивидуализации обучения, оперативного контроля знаний как по осваемому учебному материалу, так и ранее пройденного.
Рис. 2. Предметный уровень системы управления учебным процессом
Управление процессом обучения включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности студента и контроль за этой деятельностью.
Применяя ИКТ необходимо обращать внимание на возможность их комплексного использования, т.е. на создание тематических комплексов. Инфор-
мационно-компьютерные тематические комплексы могут включать методические разработки, целенаправленно созданные для конкретной дидактической задачи, или методические разработки комплексного назначения.
Так, например, с целью совершенствования и дальнейшего развития учебной дисциплины «Гимнастика», на кафедре спортивно-педагогических дисциплин ФФКиБЖ разработаны информационно-тематические комплексы (ИТК) - «Основы обучения гимнастическим упражнениям» и «Урок гимнастики в общеобразовательной школе». В эти комплексы вошли материалы, способствующие изучению теоретических аспектов и практическому освоению методики и технологии обучения гимнастическим упражнениям; организации и проведения уроков гимнастики. Основными направлениями использования комплекса являются:
1. Выполнение учебно-исследовательских работ студентов (УИРС), ориентированных на дидактическое проектирование и анализ процесса обучения; качественной оценки организации и проведения различных частей урока физической культуры, основанной на идее комплексного подхода.
2. Использование методов проектирования (моделирования) для решения образовательных задач. Объектами проектирования (моделирования) выступают методическая система учителя и дидактические процессы в рамках данной системы; урок физической культуры: проектирование учебного процесса по определенной учебной теме (с конструированием информационных карт уроков физической культуры); методика обучения тому или иному гимнастическому упражнению на определенных этапах обучения, на основе технологического подхода; и др.
Разработанные информационно-тематические комплексы обеспечиваются специальным (электронным) учебным пособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать учебный материал. Модульный принцип обучения позволяет успешно сочетать потребности и возможности студентов в соответствии с требованиями ФГОС.
Важное значение для реализации практической деятельности преподавателя и студентов в учебном процессе имеют уровни активизации познавательной деятельности студентов. В основе разработанных на кафедре спортивно-педагогических дисциплин ИТК включены большей частью учебные материалы, требующие решения задач на репродуктивном и интерпретирующем уровнях, меньше - на творческом уровне. Проблема увеличения доли «творческих» задач заключается, прежде всего, в умелом управлении познавательной деятельностью - формирование у студента мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Согласимся, что научить мыслить гораздо труднее, чем формировать умения «добывать информацию».
Преподаватель должен уметь сконцентрировать внимание студента на основополагающих вопросах; дать наиболее приемлемые определения и
выводы, которые в разных источниках формулируются по-разному; объяснить и увязать информацию, расположенную на различных носителях; суметь привлечь студента к активной, творческой самостоятельной работе.
Опыт работы лучших преподавателей ФФКиБЖ показывает, что развитию творческого мышления студента способствует:
- создание проблемных педагогических ситуаций, требующих принятия самостоятельных решений;
- поиск нестандартных приемов в решении конкретных дидактических задач;
- применение результатов педагогического опыта в новых условиях профессиональной деятельности.
В заключение отметим, что внедрение информационно-компьютерных тематических комплексов в образовательный процесс кафедр факультетов ФКиС позволяет оптимизировать работу кафедры, интенсифицировать труд преподавателя, обеспечить индивидуальный подход к обучаемому и активизировать познавательную деятельность студентов, перейти на современные методы организационного управления. В этой связи возрастает роль преподавателя как организатора и координатора управления познавательной активностью студентов.
Понимая сложность рассматриваемого вопроса, сегодня следует направить свои усилия на построение и практическую реализацию новой дидактической системы модернизации профессиональной подготовки специалиста по ФКиС, на основе освоения ИКТ для достижения качества в соответствии современными требованиями высшего профессионального физкультурного образования.
Список литературы:
1. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Компьютерные технологии в профессиональной деятельности современного учителя физической культуры / под ред. О.М. Магомедова, О.М. Омарова // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф., 24 ноября 2010 г. - Махачкала: Д111У 2010. -С. 32-39.
2. Омаров О.М., Исмаилов Ш.О., Кашкаева Э.А. Компьютерные технологии как фактор повышения качества подготовки студентов физкультурных факультетов // Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014 учебного года. - 2013. - № 8. - С. 228-233.