РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАФЕДРЫ «ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»)
© Омаров О.М.* *, Кашкаева Э.А.*, Молчанова Е.Б.*
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
Статья посвящена проблеме физического воспитания современной студенческой молодежи. На опыте деятельности кафедры физического воспитания ДГПУ, определены приоритетные направления по повышению качества подготовки будущих учителей с позиций формирования физкультурного образования, укрепления здоровья. Дается анализ возможный путей развития физической культуры и спорта в ВУЗе.
Ключевые слова кафедра физического воспитания, физическая культура и спорт в ВУЗе, направления планирования, организационноуправленческая деятельность.
Современный выпускник ВУЗа - прежде всего личность, способная формировать понятия и добывать новые знания, строить свою жизнь и совершенствоваться в профессии [1]. В подготовке именно таких педагогов направлены усилия работников кафедры физического воспитания Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ).
Физическое воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса в ВУЗе. В соответствии с ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения (44.03.01 Педагогическое образование) целью физического воспитания студентов является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для их реализации в профессиональной деятельности через усвоение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, физической культуре как одном из средств здоровьесбережения - «готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья» (ОК-5); приобретение умений выполнения физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение индивидуального здоровья, развитие способности к физическому самосовершенствованию - «готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности» (ПК-8).
В связи с этим, одной из первоочередных задач кафедр физического воспитания (ФВ) высших учебных заведений должно стать расширение диапазо-
* Доцент кафедры Спортивно-педагогических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.
* Профессор кафедры Теоретических основ физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, профессор.
* Доцент кафедры Физического воспитания.
56
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
на воздействия на студентов, уход от устаревших и неэффективных форм физического воспитания в область физкультурного образования [11-13].
Теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблемам физической культуры показывает, что необходимо различать понятия физкультурно грамотный и физкультурно образованный человек. Физкультурная грамотность рассматривается как понимание студентом знаковых систем, используемых для описания различных областей физической культуры и спорта, применяемых с рекреационной (восстановительной) и оздоровительной направленностью, а также наличие умений и навыков использования средств физической культуры в стандартных ситуациях жизнедеятельности, например для организации утренней гигиенической гимнастики.
Физкультурное образование - это более глубокое освоение достижений физической культуры. В процессе его должны быть сформированы ценности, цели и способности к составлению и реализации программ рекреационных и оздоровительных занятий. Главное отличие эти двух педагогических явлений в том, что физкультурное образование претендует на формирование сознательного и активного деятеля физической культуры, организующего здоровый образ жизни сообразно меняющимся ситуациям, тогда как физкультурно грамотных людей уже сегодня десятки миллионов.
С этих позиций студенческий возраст выступает наиболее значимым периодом в плане формирования ценностных структур личности, который может быть как основой процессов саморазвития и самооздоровления, так и процессов саморазрушения личности. Значимость поиска путей и условий, максимально эффективно обеспечивающих формирование здорового образа жизни студента в процессе обучения, обусловливают необходимость совершенствования деятельности кафедры ФВ по организации и управлению физической культурой и спортом в ДГПУ Это связано с тем, что именно профессорско-преподавательский состав данной кафедры обеспечивает повседневную деятельность по вовлечению всех студентов в систематические занятия физической культурой и спортом, в том числе на основе проведения различных межфакультетских соревнований, олимпиад и пр. [6, 10, 13].
Широкое и органичное внедрение физической культуры и спорта на факультетах достигается в значительной мере благодаря научно обоснованному планированию, обеспечивающему согласованность деятельности кафедры ФВ, профсоюзной организацией и Ассоциацией студенческого спорта (спортклуб) университета.
Кафедра ФВ совместно с профсоюзной организацией и спортклубом ежегодно разрабатывают план мероприятий на предстоящий учебный год. Данный план рассчитан на повышение массовости и результативности проводимых соревнований, внедрение в практику новых форм их организации и проведения. Как в частности, отмечено в одном из пунктов плана на 20142015 учебный год: «Создать необходимые организационно-методические
Педагогические науки
57
условия для занятий ФКиС, и привлечь к ним как можно большее число студентов факультетов ДГПУ; ... ».
Планирование совместной деятельности по организации и управлению развитием физической культуры и спорта в высшем учебном заведении должно быть особенно тщательным и продуманным. Как известно, хорошо разработанный план деятельности коллектива кафедры ФВ и других структурных подразделений ВУЗа - одно из необходимых условий развития массовости физической культуры и спорта, повышения уровня спортивного совершенствования, подготовки студенческой молодёжи к межфакультетским и межвузовским соревнованиям (см. рис. 1).
Сегодня в ДГПУ обучается более 6 тысяч студентов, соответственно, в целом мы рассчитываем в данном учебном году привлечь из их числа к занятиям в спортивных секциях, функционирующих при университете и участию в межфакультетских соревнованиях - до 2,4 тысяч учащихся. Таким образом, в деятельности коллектива кафедры ФВ проявляется нацеленность на выполнение одного из важных показателей планирования - массовость.
Проведение воспитательной и агитационнопропагандистской работы по физической культуре и
Организация и проведение всех видов учебной работы по физическому воспитанию
Участие во внеучебной спортивной и физкультурно-массовой работе, проводимой спортивным клубом университета
Проведение систематической учебно-методической и научно-исследовательской работы по физическому воспитанию
Повышение научно-теоретической и профессионально-педагогической квалификации профессорскопреподавательского состава кафедры
Рис. 1. Спектр деятельности кафедры физического воспитания
Календарь спортивно-массовых мероприятий составлен спортивным клубом и кафедрой ФВ так, что их проведение запланировано во внеучебное время (в выходные и праздничные дни).
Академические занятия по физической культуре проводятся со студентами I-III курсов - 3 раза в неделю по 2 часа, с обязательным зачетом на каждом курсе.
58
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ДГПУ функционируют секции по 15 видам спорта, в которых занимаются более 400 студентов. Это обеспечивает возможность удовлетворения интересов к различным видам спорта определенной части студентов.
Специфика труда педагога такова, что от него требуется большая умственная выносливость, способность выдерживать постоянное психологическое напряжение. Поэтому культивируются виды спорта, направленные на разностороннюю физическую подготовку: спортивная гимнастика, лёгкая атлетика, баскетбол, волейбол, гандбол, футбол, в/борьба, бокс, настольный теннис, регби и др.
Вопросы дальнейшего развития физической культуры и спорта в ДГПУ является постоянным объектом внимания, они систематически заслушиваются на совещаниях ректора университета, на профсоюзных собраниях, совещаниях деканатов, на заседаниях кафедры ФВ и кафедр спортивно-педагогического цикла факультета физической культуры. Это обеспечивает строгий и систематический контроль над выполнением основных показателей плана.
Следует отметить, что массовость физкультурной деятельности находится в прямой зависимости от материально-технической базы образовательного учреждения. В настоящее время в распоряжении студентов университета имеются Дворец спорта с трибунами на 2000 зрителей, специализированные спортивные залы по борьбе, боксу, спортивным играм, гимнастики, стадион и открытые плоскостные спортивные сооружения, спортивные лагеря. Решается вопрос о сооружении плавательного бассейна.
В результате массового охвата студентов спортивно-оздоровительными мероприятиями в последние годы стала наблюдаться устойчивая тенденция к улучшению здоровья, повышению учебного труда и роста спортивных достижений, по итогам участия в соревнованиях различного уровня.
Результаты проведенного анализа данных летних сессий за 2013-2014/ 2014-2015 учебные годы показали, что совершенствование планирования деятельности кафедры ФВ, профкома и спортклуба ДГПУ, наряду с другими факторами, привело к увеличению (на 6,4 %) числа студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.
Известная часть студентов университета (прежде всего, факультета физической культуры) являются членами сборных команд Республики Дагестан и РФ. В ежегодно проводимых межвузовских соревнованиях команды ДГПУ (по л/атлетике, футболу, волейболу, баскетболу, вольной борьбе и т.д.) занимают, как правило, первые места. Это - одно из конкретных проявлений критерия результативности планирования и качества работы профессорско-преподавательского состава кафедры ФВ.
В целях спортивного совершенствования и содействия активному отдыху студентов, кафедра ФВ (совместно с профкомом и спортклубом университета) ежегодно проводит межфакультетскую спартакиаду по 4 видам спорта. Однако в настоящее время возникает необходимость в расширении программы
Педагогические науки
59
спортивных соревнований до 6 видов, что обусловлено растущим интересом среди студентов к занятиям физической культурой и спортом.
С учётом современных требований к развитию физической культуры и спорта в стране, кафедрой ФВ планируется внедрение новых форм работы: для каждого факультета запланировать ежемесячное проведение дней здоровья, дней бегуна и др.
Помочь студентам в получении необходимого объёма знаний и навыков их практического применения должна и система внеучебных занятий. С учётом этого кафедрой ФВ планируется обратиться к незаслуженно забытому в физическом воспитании спортивно-игровому методу [7, 9]. Какие организационно-методические формы будут при этом использованы - это вопрос профессионально-педагогического мастерства, владения технолого-проектировочной деятельностью и творческого потенциала преподавателя кафедры ФВ [5, 16-20]. Думается, что здесь необходимо апробировать, в зависимости от условий и контингента студентов, весь возможный арсенал физических упражнений и организационных форм, характеризующих соревновательный и игровой методы: соревнования, конкурсы, диспуты, олимпиады, викторины, товарищеские встречи и т.д.
Одно из условий выбора и использования любой из перечисленных форм или их комплекса - они должны быть непрерывными в течение всего учебного года и предлагаться преподавателями в виде своеобразного зачёта, набора баллов для определения «рейтинга участия» каждого студента в культурно -спортивной жизни университета. В актив студента засчитывается количество соревнований, конкурсов, олимпиад, в которых он участвовал, и качество выступлений в них (по занятым местам, оценке активности, доли участия).
Опыт работы кафедры физического воспитания ДГПУ свидетельствует, что оптимальность и результативность планирования во многом обусловливают успешность деятельности, решения основных задач развития физической культуры и спорта в высшем учебном заведении.
Повышается уровень профессиональной подготовленности преподавательского корпуса кафедры ФВ. С каждым годом на кафедре неуклонно растет количество преподавателей имеющих ученую степень; увеличивается объём (качество) печатной продукции; сотрудники ежегодно принимают участие в научно-практических конференциях, семинарах и т.д.
Однако, не отрицая относительно прогрессивный характер деятельности кафедры ФВ, к сожалению, не обходится и без проблемных ситуаций. Так, например, несмотря на хорошую посещаемость студентами академических занятий физической культурой, некоторые делают это без желания, по необходимости. Данные свидетельства преподавателей убедительно показывают, что физическая культура и спорт не стали факторами здорового образа жизни у определенной части учащейся молодежи. Соответственно, концептуальные требования учебной программы - решение на занятиях
60
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
дидактических, воспитательных и оздоровительных задач (на должном уровне) достигаются не всеми студентами.
Попытки разрешить данную проблему только путём улучшения материально-технической базы, повышения уровня профессиональной подготовленности педагогических кадров [2-5, 14-15, 17, 20] в пределах возможностей, которыми располагает в настоящее время кафедра ФВ и университет в целом, пока ещё не дают ожидаемого результата. С другой стороны, искать решение проблемы физического воспитания студентов только в этом направлении было бы ошибочным. Теоретических анализ проблем физической культуры и спорта показывает, что за последнее время учеными-педа-гогами выполнено значительное количество исследований, тематика которых связана с проблемами совершенствования организации физической культуры и спорта в ВУЗе; изучения и внедрения технологий физической подготовки студентов; эффективного использования методов и средств физической культуры и спорта; мотивации студентов к занятиям физической культурой; методов обработки результатов физкультурно-оздоровительной работы; и т.д. [8-10, 12-13, 16, 18-19, 21].
В качестве одного из возможных вариантов успешной реализации дидактической, воспитательной и оздоровительной функций физического воспитания в ВУЗе может быть взята такая форма организации работы педагогического коллектива кафедры ФВ, при которой практические занятия по учебной программе (рассматриваемый нами как первый этап) дополнялись активной, творческой деятельностью студентов по самовоспитанию и физическому самосовершенствованию (второй этап).
С этой целью для каждого студента преподаватель разрабатывает индивидуальную программу физического совершенствования, включающую рекомендации по подбору и методике выполнения комплексов физических упражнений, дозировке нагрузки и критериям оценки эффективности их выполнения с учётом функционального и соматического состояния студента.
Таким образом, в учебном расписании кафедры должны быть предусмотрены дни и часы для консультативной работы преподавателей, во время которых они обсуждают со студентами возникающие вопросы, вносят коррективы в программы самостоятельных занятий, рекомендуют дополнительные средства воздействия на слабые звенья адаптации организма в условиях физической нагрузки и т.д.
Источником получения информации о ходе самостоятельных занятий по физическому самосовершенствованию студентов должен стать дневник самоконтроля. Во время консультативного приема студента преподаватель должен детально ознакомиться с содержанием записи в дневнике самоконтроля; внести при необходимости нужные рекомендации, указав срок повторной консультации.
Добавим, что часы консультативной работы должны включаться в педагогическую нагрузку преподавателя (например, из расчёта 15 минут на од-
Педагогические науки
61
ного студента). Считаем целесообразным, чтобы в течение одного семестра каждый студент был проконсультирован не менее двух раз.
Таким образом, внедрение в практику работы второго этапа организационной формы деятельности педагогического коллектива кафедры ФВ позволит потенцировать усилия преподавателей в формировании у студентов сознательного, заинтересованного отношения к предмету «Физическая культура», и может служить действенным средством повышения эффективности занятий в рамках требований учебной программы.
Список литературы:
1. Алибеков О.А., Магомедов А.М. Воспитание учащейся молодежи в современных социально-экономических условиях // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 19 ноября 2014 г. / Под ред. Ш.О. Исмаилова, О.М. Омарова и др. - Махачкала: ДПТУ 2014. - С. 4-5.
2. Алижанова Х.А., Омарова М.О. Культура профессионального самообразования педагога // Культура. Духовность. Общество. - 2013. - № 5. -С. 62-66.
3. Алижанова Х.А., Омарова М.О. Совершенствование профессиональной подготовки современного преподавателя // Культура. Духовность. Общество. - 2013. - № 8. - С. 168-172.
4. Асхабалиева Д.Д., Омарова М.О. Ценностно-смысловой опыт в профессиональном становлении будущих учителей // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 8. - С. 78-82.
5. Борлакова Б.М. Проблемы профессионально-педагогической подготовки выпускников высших учебных заведений // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 34. - С. 224-231.
6. Пром В.Н. Физическая культура и спорт как основа здорового образа жизни будущего специалиста // Система ценностей современного общества. -2015. - № 39. - С. 160-163.
7. Дидактические методы физического воспитания: учебное пособие /
О.М. Омаров, Б.М. Борлакова, Э.А. Кашкаева. - Махачкала: ДППУ 2012. -188 с.
8. Зорина С.Д. Мотивация студентов к занятиям физической культурой // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -
2013. - № 34. - С. 183-187.
9. Калинин А.В. Применение игровой деятельности и круговой тренировки на уроках физической культуры // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 10. - С. 267-271.
10. Кирова Е.В. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры //
62
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2013. - № 34. - С. 187-192.
11. Корнилова А.В., Смольянов А.В. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - № 24. - С. 122-124.
12. Магомедов А.М., Алибеков О.А., Иммиев Р.К., Абдулкадыров А.А. Туризм и спортивное ориентирование в теории и практике физического воспитания студентов. - Махачкала, 2014. - 298 с.
13. Ниживенко В.Н., Андриященко Е.А., Савенко А.В. Пути формирования здоровьесберегающих привычек у студентов в условиях ВУЗа // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 9. - С. 152-156.
14. Омаров О.М., Исмаилов Ш.О., Кашкаева Э.А. Компьютерные технологии как фактор повышения качества подготовки студентов физкультурных факультетов // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 8. -С. 228-233.
15. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Использование информационнокомпьютерных технологий в образовательном процессе на факультетах физической культуры и спорта // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 31. - С. 154-159.
16. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Технологический подход к проектированию дидактического процесса в сфере физической культуры и спорта // Достижения вузовской науки. - 2015. - № 15. - С. 80-87.
17. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Научно-методическая работа в высшем учебном заведении как система повышения профессиональной квалификации преподавателя // Наука и современность. - 2015. - № 38. - С. 95-104.
18. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Технологический подход в обучении студентов спортивным двигательным действиям // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 2. - С. 97-104.
19. Омарова М.О., Асхабалиева Д.Д., Омаров О.М. Системный подход к проектированию и управлению процессом обучения в высшей школе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2015. - № 44. - С. 265-271.
20. Омарова М.О., Алижанова Х.А. Дидактическое проектирование как условие успешной профессиональной деятельности педагога // В сборнике: Педагогика: традиции инновации. Материалы V Международной научной конференции. - Челябинск, 2014. - С. 157-160.
21. Чупанова Н.В., Омаров О.М. Компьютерные технологии общей физической подготовки студентов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2012. -№ 2. - С. 105-110.