Научная статья на тему 'Протяжные печи открытого малоокислительного нагрева проволоки и алгоритм их расчета'

Протяжные печи открытого малоокислительного нагрева проволоки и алгоритм их расчета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдин Р. А., Виноградов А. В., Юдин И. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Протяжные печи открытого малоокислительного нагрева проволоки и алгоритм их расчета»

10. Говердовская Е.В., Ивченко А.В., Шпунтов В.И. Качество образования как педагогическое понятие // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 3. - С. 103-105.

11. Колосова О.Ю. Использование социально-педагогических технологий в духовно-нравственном воспитании и развитии личности // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-1. - С. 32-35.

12. Редько Л.Л., Тинькова Е.Л. Роль лаборатории прикладной психофизиологии в системе мониторинга и обеспечения здоровья субъектов образовательного процесса // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. - 2009. - Т. 11, № 8. - С. 331-334.

13. Колосова О.Ю. Философия экологии в формировании новой мировоззренческой парадигмы // Наука и современность. - 2011. - № 8-3. - С. 114-118.

14. Гончаров В.Н. Информатизация образования современного общества: социально-антропологический аспект // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 1. - С. 87-88.

15. Гончаров В. Н. К вопросу об информационном обеспечении научных знаний // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. -№ 1. - С. 36-40.

16. Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки. Становление и развитие. - М.: Мысль, 1984. - 268 с.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

© Омаров О.М.*, Кашкаева Э.А.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Анализируется проблема формирования и совершенствования профессионального мастерства преподавателя высшей школы в рамках деятельности учебно-методического совета факультета и методических комиссий кафедр (на примере факультета Физической культуры). В контексте рассматриваемой проблемы обсуждаются организационно-методические вопросы в условиях функционирования двух вышеотме-ченных образовательных подсистем в структуре факультета.

Ключевые слова: научно-методическая работа, учебно-методический совет, методическая комиссия, профессиональное мастерство, преподаватель.

* Доцент кафедры Спортивно-педагогических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.

* Профессор кафедры Теоретических основ физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, профессор.

Инновационные процессы, происходящие сегодня в отечественной высшей школе, не могут не отразиться на повышении качества подготовки педагогических кадров. Перед системой высшего образования стоят задачи, связанные, прежде всего, с дальнейшим его развитием, отвечающего общемировым тенденциям, интеграцией в мировое образовательное пространство. Это требует подготовки выпускников нового поколения - творчески мыслящих, со сформированной установкой на дальнейшее самообразование и самореализацию, владеющих проективными умениями, обладающими педагогическим мышлением. При этом именно преподавателю отводится центральная роль в модернизации российского образования.

Реализуя важную социальную функцию - подготовку педагога высшей квалификации, преподаватель обязан сам быть профессионалом высокого класса, владеть информацией не только в рамках преподаваемой им учебной дисциплины, но и знать новейшие научные разработки и практические решения в его предметной области. Современный преподаватель высшей школы обязан, с одной стороны, вести научно-исследовательскую работу, разрабатывая методический инструментарий образовательного процесса. С другой стороны, он осуществляет сугубо педагогическую деятельность, выступает как методист образовательного процесса. Это обязывает преподавателя регулярно знакомиться с новинками научно-методической (научно-исследовательской) литературы, вступать в общение со специалистами-практиками. В ходе такой углублённой работы по информационному и методическому оснащению образовательного процесса у педагога появляется потребность в исследовательской деятельности, что, в свою очередь, положительно отражается на качестве подготовки студентов.

Таким образом, профессионализм преподавателя высшего учебного заведения заключается в способности выполнять в единстве собственно педагогическую, научно-исследовательскую и научно-методическую виды профессиональной деятельности, что обеспечивает их взаимообогащение - рис. 1. Успешное осуществление отмеченных видов профессиональной деятельности педагога, в частности - научно-методической, во многом зависит от поставленной работы в рамках учебно-методического совета (УМС) факультета, а также, методических комиссий (МК) кафедр, которые непосредственно обеспечивают руководство методической работой на факультете.

Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компетенции и эрудиции, - это чёткая, на подлинно научной основе организация методической и исследовательской работы в высших учебных заведениях. Повышение квалификации преподавателей - процесс непрерывный, а его важнейшей составной частью является методическая работа. Совершенствование же самой методической работы невозможно без правильного понимания ее сущности, основного назначения, круга решае-

мых ею задач, требований к ее организации и осуществлению, без проведения хотя бы элементарных исследований.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Собственно педагогическая деятельность

Научно-методическая деятельность

Научно-исследовательская деятельность

• постановка целей и задач образования специалиста;

• выбор и обоснование методического инструментария педагогической деятельности;

• организация и коммуникации с участниками образовательного процесса;

• рефлексия педагогической деятельности

► выполнение прикладных научных разработок, результаты которых представлены в содержании образования;

► научно-методическая деятельность (разработка новых методов и приёмов обучения, учебных (учебно-методических) пособий и методических рекомендаций;

► рефлексия научно-педагогической деятельности

■ решение методологических научных проблем;

■ решение теоретических научных проблем;

■ рефлексия научно-исследовательской деятельности

Рис. 1. Виды профессиональной деятельности преподавателя

Методическая работа - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя. Цель данной работы - развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счёте - повышение качества и эффективности образовательного процесса: овладение студентами профессиональными компетенциями, роста уровня их воспитанности и развития. Главное в методической работе - оказание реальной, результативной помощи профессорско-преподавательскому составу кафедры (факультета). Не вызывает сомнений, что работа преподавателя в современных условиях просто невозможна или, по крайней мере, сильно затруднена без постоянного обновления своих знаний и умений, учитывая динамику общественного и научно-технического прогресса.

На факультетах физической культуры (ФФК) преподаватели спортивно-педагогических дисциплин являются по существу одними из главных специалистов, отвечающих за качество подготовки физкультурных кадров. Здесь исключительно важна, в частности для молодого преподавателя, систематическая и целенаправленная помощь со стороны УМС факультета и МК кафедр.

Исходя из собственного опыта в рамках деятельности МК кафедр спортивно-педагогического профиля на ФФК (рис. 2), рассмотрим собственно содержание данной работы, а попутно возможные пути ее совершенствования, устранения встречающихся недостатков, ведущих к снижению качества подготовки выпускников.

Прежде всего, отметим, что, вся деятельность МК кафедр факультета должна быть ориентирована на решение главной цели методической работы -это непрерывное совершенствование квалификации преподавателя, содействие расширению границ его эрудиции и компетентности в области теории и методики преподавания дисциплины. Соответственно, данная цель достигается конкретизацией и решением определённых задач:

- повышение профессионального и культурного уровня преподавателя;

- стимулирования его профессиональной и общественной активности;

- расширение и углубление знаний в области преподаваемой учебной дисциплины;

- совершенствование педагогического и методического мастерства;

- совершенствование методов и стиля взаимодействия со студентами на принципах гуманизации и демократизации;

- совершенствование учебной деятельности студентов; содействие их творческой активности в спортивной, методической, исследовательской и др. видах деятельности;

- выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта;

- приобщение молодых преподавателей к исследовательской деятельности.

Председатель УМС ФФК

Учебно-методический совет ФФК

Председатель методкомиссии кафедры спортивных игр

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Председатель методкомиссии кафедры спортивных единоборств

Председатель методкомиссии кафедры ТОФКиС

Председатель методкомиссии кафедры спортивно-педагогических дисциплин

Рис. 2. Структурные подразделения, обеспечивающие методическую работу на профилирующих кафедрах ФФК

Свою деятельность МК кафедры начинают с планирования работы на предстоящий учебный год. В частности, содержание плана отражает, как правило, определённые мероприятия, которые в совокупности можно условно подразделить на следующие разделы - рис. 3.

Рис. 3. Модель, отражающая основные разделы методической работы кафедры

Представленная модель наглядно отражает основное содержание методической деятельности кафедры, соответственно, всякое содержание облекается в определённую форму и составляет с ней единое целое. Формы методической работы на ФФК во многом традиционные (но не потерявшие своей актуальности) и носят как коллективный, так и индивидуальный характер, при этом особое внимание следует уделять молодым специалистам:

- педагогические чтения, заседания круглого стола, научно-методические конференции;

- открытые учебные занятия и воспитательные мероприятия;

- тематические семинары в рамках деятельности МК кафедр факультета;

- организация методических уголков, кабинетов;

- обзоры научно-исследовательской и научно-методической литературы;

- семинары-практикумы;

- наставничество (шефство) опытных преподавателей над молодыми (начинающими);

- творческие отчёты высококвалифицированных преподавателей.

Важная роль в обеспечении качества учебного процесса на кафедре отводится УМС факультета. На проводимых в течение семестра (2-3 раза) заседаниях УМС, анализируется качество преподавания профилируемых дисциплин, составляются методические рекомендации, направленные в целом на совершенствование образовательного процесса на ФФК.

Достоверность данной информации обеспечивают ответственные (назначаются из членов УМС факультета), которые по результатам проверки представляют анализ, отмечая положительное и отрицательное в профессиональной деятельности конкретного преподавателя, указывая основные направления для дальнейшего совершенствования процесса преподавания данной дисциплины. Нередко результатом такой деятельности являются вносимые дополнения (изменения) в проект тематики методической работы на следующий учебный год. Во всей этой работе УМС широко опирается на преподавательский актив и помощь кафедр, что позволяет оказывать действенную помощь «отстающим» педагогам.

Говоря о недостатках, в частности, по организации методической работы на кафедрах, и как показывают результаты изучения планов работы МК последних лет, существенным упущением считаем нередко наблюдаемое нарушение условий перспективности. Проблема состоит в том, в отдельных планах МК кафедр не отражается перспектива работы: нередко одни и те же, несущественные вопросы обсуждаются из года в год (при этом, желает лучшего и качество сообщений, докладов), что в свою очередь, обусловливает формализм в деятельности МК кафедр, отсутствие реальных показателей эффективности их функционирования.

Как известно, всякая деятельность при определенных обстоятельствах может носить как формальный, так и неформальный характер. Внешне, по форме она может быть правильной, соответствующей поставленным целям и задачам, а по своей сути, по содержанию быть в то же время шаблонизированной, не творческой, не удовлетворяющей основным принципам и показателям эффективности научной организации взаимодействия в системе: председатель УМС - председатели МК кафедр; председатель методкомис-сии кафедры - преподаватель; преподаватель - студент.

Многолетние наблюдения и опыт работы позволяют нам сформулировать ряд определенных условий эффективности планирования и организации методической работы на ФФК. К таким условиям можно отнести, прежде всего:

- чёткое, конкретное планирование методической работы на учебный год;

- «стопроцентный» охват методической работой членов профессорско-преподавательского коллектива;

- в различных формах проявляемое систематическое поощрение руководством факультета самостоятельности и творчества конкретных преподавателей;

- учёт и внедрение рекомендаций по оптимизации учебного процесса по профилируемым дисциплинам;

- изучение и учёт в методической работе критериев передового педагогического инновационного опыта: высокая результативность, соответствие современным достижениям педагогики и методики преподаваемых дисциплин, стабильность достижения положительных результатов, возможность творческого применения опыта коллегами;

- систематическая, целенаправленная популяризация передового опыта и научно-методических рекомендаций.

Преподаватель высшего учебного заведения - личность, которая по содержанию профессиональной деятельности должна сегодня обладать определенной совокупностью качеств, которые характеризуются умением проектировать учебный процесс [6], сочетать методический и технологический подходы к процессу обучения [2, 4, 5], осуществлять педагогическую рефлексию.

Таким образом, учитывая характеристики современного динамично развивающегося общества, необходимо стремиться к обеспечению опережающего характера подготовки преподавателя, что непосредственно находит качественное отражение по отношению к собственно подготовке выпускников данного профиля.

Современная практика показывает, что определённая часть преподавателей испытывают определённые трудности в диагностической постановке целей и оценке результатов обучения, отборе и реализации современных дидактических технологий; настороженно относятся к различному роду инновациям в области использования информационно-компьютерных технологий. К разрешению данной проблемы наиболее целесообразным и возможным путём самовосхождения преподавателя является его рефлексия (как способ самопознания, самооценки, самоанализа). «Профессиональная рефлексия, - по определению В.З. Вульфова, В.Н. Харькина, - содержит единство человеческого (способности к самоизучению, анализу причинно-следственных связей, сомнениям, реализации ценностных критериев, работе над собой) и профессионального, то есть применения этой способности к сложным условиям и обстоятельствам профессионального бытия» [1, с. 18].

В качестве основных условий овладения рефлексией можно выделить:

- любовь к педагогической деятельности и желание педагога работать с высокой самоотдачей;

- психологическая готовность к самоанализу и анализу своих профессиональных действий;

- наличие ответственности за результаты педагогической деятельности и стремление к профессионализму.

Образовательная практика наглядно показывает, что достижение эффективности в повышении педагогического мастерства преподавателя возможно лишь при условии непрерывности осуществления данного процесса. Ценной формой в этом направлении являются научно-практические конференции, позволяющие привлечь к участию в них практически весь штатный состав преподавателей. При этом, как правило, немалая часть материалов, изданных в сборниках научных трудов по итогам проведенных конференций, научно-методического содержания, что обеспечивает возможность их внедрения в активный педагогический арсенал кафедр факультета.

Периодичность их проведения обычно определяется остротой проблем, вопросов, задач, которые возникают перед профессорско-преподавательским составом факультета, соответственно, требующих их коллективного рассмотрения и разрешения.

Особый акцент в работе МК ФФК по дальнейшему повышению эффективности учебного процесса, необходим по отношению организации, проведения и анализа занятий по дисциплинам спортивно-педагогического цикла. Процесс анализа просмотренных занятий, умение определить и охарактеризовать его «достижения» и «недостатки» - одна из самых продуктивных мер повышения квалификации преподавателя. Очевидно, что для оказания реальной помощи педагогу в совершенствовании его профессионального мастерства, необходимо чётко знать, в какой именно конкретной консультации он нуждается. А это возможно лишь в том случае, если работа УМС и МК проводится на основе углублённого изучения состояния преподавания и уровня знаний студентов, развития профессионально-педагогических знаний, умений и навыков педагогов.

Каждая из МК кафедр традиционно планирует в своей работе просмотр и анализ текущих занятий, организацию и проведение «открытых уроков», обмен опытом работы. Другой вопрос, насколько данный анализ отвечает, в своем качественном содержании, существующим требованиям по его осуществлению.

Качество анализа учебного занятия зависит от многих факторов, и, прежде всего от привычки педагога к вдумчивому разбору своих (своих коллег) профессиональных действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести. В отечественной педагогической литературе описаны различные подходы к анализу учебного занятия [см.: 3, с. 180-183; 7, с. 18-19;

8, с. 174-179; 9, с. 224-230], при этом анализу можно подвергнуть любой аспект педагогического процесса, например - см. таблицу 1.

Таблица 1

1 Эффект занятия в овладении учащимися содержанием темы и способами действий, которые для этого требовались, что представляло в них трудность.

2 В какой мере методика занятия способствовала решению его задач, в чём причины методических неудач.

3 Что на занятии стимулировало интенсивную познавательную деятельность учащихся, активность, самостоятельность, познавательные интересы, их кульминации, спады, чем это обусловлено.

4 Как решена воспитательная задача занятия, показатели его эффекта, причины неудач.

5 Что положительного имело занятие в организации деятельности учащихся и в общем его построении.

6 Какие приобретения данного занятия следует закрепить, что нужно исправить на следующем занятии.

Конечно, целенаправленное изучение опыта своих коллег (или личного опыта) может проводиться не по всем параметрам оценки занятия, представленных и рекомендуемых в современной научно-методической литературе, а сводиться к двум-трём из них. Это зависит от того, что представляется для педагога актуальным на данный момент его профессиональной деятельности.

Совершенно недопустим, на наш взгляд, применяемый некоторыми «проверяющими» подход к молодым коллегам, когда в процессе обсуждения просмотренного занятия, помимо традиционных недоработок, главным упущением отмечается отсутствие инновационных, оригинальных технологий обучения, и рекомендуется безотлагательное внедрение таковых в учебный процесс. Если педагог проводит занятие не на должном организационно-методическом уровне, то, как показывает практика, вероятнее всего корень проблемы эффективности учебного процесса лежит не здесь. Одна из основных причин наблюдаемых нами занятий невысокого качества в том, что преподаватель слабо владеет первоосновами мастерства - методами обучения и формами организации учебной деятельности учащихся. Вывод очевиден: на этапе профессионального становления, прежде всего, имеет смысл по-настоящему овладеть традиционным (пусть ординарным и обычным) методическим инструментарием, но не менее эффективным, при его умелом применении.

Отметим также другую сторону затронутой проблемы - профессиональной деятельности молодых преподавателей. Начиная педагогическую деятельность в высшей школе, педагог чаще всего опирается на интуитивно-эмпирические решения методических и психолого-педагогических задач, на копирование опыта своих бывших преподавателей. При этом они упускают из виду, что опыт большинства их старших коллег формировался в контексте прежней образовательной модели, и требует сегодня глубокого осмысления, анализа положительных и негативных сторон с целью его адаптации к современным условиям.

Молодому педагогу необходимо собственное видение учебно-методических проблем, основанное на глубоком знании педагогики и психологии и, конечно, стиля современного педагогического (дидактического) мышления. Таким образом, очевидно, что источником педагогического мастерства выступают, с одной стороны, система подготовки и повышения квалификации в соответствующем направлении подготовки. Образовательный процесс -это система, то и методическую работу необходимо строить исходя из пяти основных направлений, из пяти структурно-функциональных компонентов всякой педагогической системы: «цели», «содержание», «методы», «формы», «средства». С другой стороны - реальная практическая деятельность. Каждый преподаватель должен понимать, что профессионализм формируется не только посредством обучения, но и практическим опытом работы. Именно опыт становится надежным источником педагогического мастерства. Вместе с тем сегодня в условиях модернизации отечественного высшего образования все большее значение приобретает специально организованный процесс повышения квалификации преподавателей, соответственно, роль и значение методической работы в высших учебных заведениях только возрастает.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М., 1995. - С. 18.

2. Дидактические методы физического воспитания: учебное пособие / О.М. Омаров, Б.М. Борлакова, Э.А. Кашкаева. - Махачкала: ДГПУ 2012. -188 с.

3. Лизинский В.М. О технологиях обучения администраторов и педагогических кадров посредством анализа учебно-воспитательного процесса // Школьные технологии. - 2004. - № 1. - С. 180-183.

4. Магомедов А.М. Туризм и спортивное ориентирование в теории и практике физического воспитания студентов: учебное пособие. - Махачкала: ДГПУ 2014. - 298 с.

5. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Технологический подход в обучении студентов спортивным двигательным действиям // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 2. - С. 97-104.

6. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Технологический подход к проектированию дидактического процесса в сфере физической культуры и спорта // Достижения вузовской науки. - 2015. - № 15. - С. 80-87.

7. Степанова Т.М. Для улучшения анализа уроков физической культуры // Физическая культура в школе. - 1980. - № 6. - С. 18-19.

8. Теория и методика физического воспитания / Б.М. Шиян, Б.А. Ашма-рин, Б.Н. Минаев и др.; под ред. Б.М. Шияна. - М., 1988. - С. 174-179.

9. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М., 2004. - С. 224-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.