ББК 75.116
Т.Р. Закиров
Эволюция правовых основ организации физического воспитания студенческой молодежи в России во второй половине ХХ в.: исторический аспект
Ключевые слова: физическое воспитание, программа по физическому воспитанию, высшая школа, студенты, СССР, ГТО.
Key words: physical education, physical education program, higher school, students, USSR, State Standards of Physical Exercises.
Правовое обеспечение развития физической культуры и спорта в советской высшей школе основывалось на Конституции и законах СССР, решениях Верховного Совета СССР. Основополагающими при их разработке были постановления съездов коммунистической партии, решения пленумов и специальные партийно-государственные постановления по вопросам физкультурного движения. Этапными были постановления 1948, 1966, 1968 гг.
В целом положение с физической культурой в советских вузах в послевоенные годы было сложным. Посещаемость занятий студентами не превышала 50%. Внеучебная секционная работа была лишь в зачаточном состоянии. В 1946 г. из 730 вузов страны только 83 имели кафедры физического воспитания. Учебная работа строилась на основе программ военного времени. Методическое руководство учебным процессом осуществлялось военными кафедрами. В целом процесс физического воспитания в высшей школе нуждался в серьезном реформировании, установлении четких правовых основ.
В 1947 г. предмет «Физическое воспитание» восстанавливается как самостоятельная дисциплина и вновь, как и до войны, создаются кафедры физического воспитания. 18 ноября 1947 г. был подписан приказ министра высшего образования СССР и председателя Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР N° 1690 «О мероприятиях по улучшению физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях» [1]. Документ предписывал:
• ввести с 1947/48 учебного года в высших учебных заведениях курс физического воспитания и спорта, предусмотрев на это в сетке часов учебного плана на
1 и 2-м курсах по 2 часа в неделю;
• занятия по физическому воспитанию планировать преимущественно во вторую половину дня, после окончания теоретических занятий, составляя для этого отдельное расписание и организуя студентов для занятий в группы по полу, их подготовленности и состоянию здоровья;
• для руководства физическим воспитанием студентов и развития спорта организовать с 1947/48
учебного года в высших учебных заведениях кафедры физического воспитания и спорта или самостоятельные курсы. Именно в 1947/1948 учебном году были воссозданы кафедры физического воспитания в большинстве вузов нашей страны. Так, в Казанском химикотехнологическом институте кафедра физического воспитания и спорта была организована приказом .№32 от 4 марта 1948 г. в составе 5 человек. Исполняющим обязанности зав. кафедрой был назначен Б.Л. Цвей.
На общесоюзном уровне были разработаны Положение и программы физического воспитания студентов высших учебных заведений, что упорядочило учебновоспитательную работу со студентами. Улучшилась подготовка «значкистов» ГТО и спортсменов-разрядников. Так, в 1950 г. в вузах страны было подготовлено 76 тыс. «значкистов» ГТО и 43800 спортсменов-разрядников. Однако программа 1948 г. не ориентировала преподавателей на планомерную разностороннюю физическую и спортивно-техническую подготовку студентов и не способствовала широкому развитию физической культуры и спорта среди студентов. Серьезное значение для развития физической культуры и спорта в вузах страны имело постановление ЦК ВКП(б) от 27 декабря 1948 г., в котором сформулирована задача: на основе массового развития спорта добиться завоевания советскими спортсменами мирового первенства по важнейшим видам спорта.
Введение в учебные планы высших учебных заведений обязательных для студентов первого и второго годов обучения занятий по физическому воспитанию, зачетов и факультативного курса спортивного совершенствования потребовало создания новых программ. Подготовленные коллективом преподавателей физического воспитания вузов проекты программ обсуждались на 1 -й Всесоюзной научно-методической конференции заведующих кафедрами физического воспитания. В обсуждении программ участвовали государственные тренеры, после чего программы были переработаны с учетом замечаний и утверждены министром высшего образования СССР и председателем Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР [2, с. 279-285].
Особое внимание в Положении было уделено вопросам планирования и учета на кафедрах физического воспитания организации учебного процесса. Положение предусмотрело специальную документацию, проверенную на опыте работы ряда кафедр [3]. Для высших учебных заведений были определены
следующие формы работы: основной курс - общая физическая подготовка; факультативный курс - спортивное совершенствование по ряду видов спорта; лагерные сборы - специальная подготовка; массовая спортивная работа.
Основной курс для студентов первых двух годов обучения был ориентирован на всестороннее физическое развитие студентов в объеме требований комплекса «Готов к труду и обороне СССР», а также физическую подготовку студентов к сдаче норм комплекса ГТО II ступени. Кроме того, хорошо организованные и эффективно проводимые преподавателями занятия должны были привить студентам интерес к отдельным видам спорта.
Примерным учебным планом на основной курс отводилось 140 часов на 2 года обучения, из них 10 часов - на теорию. Теоретический раздел программы основного курса включал следующие темы: физкультурное движение в СССР и задачи физического воспитания в высших учебных заведениях; гигиенические основы физических упражнений; врачебный контроль и самоконтроль; индивидуальная гимнастика. В медицинских вузах дополнительно были предусмотрены часы на медицинский контроль и лечебную физкультуру. Стоит отметить, что в новой программе расчет часов видоизменялся в зависимости от климатических условий, в которых расположен вуз. В организации и проведении практических занятий по основному и факультативному курсам не было дифференциации в зависимости от специальности вуза. Наиболее крупным разделом программы основного курса являлась гимнастика (70 часов). Этот раздел содержал большое количество разнообразных упражнений по легкой атлетике, строевых упражнений, подвижных игр, элементы снарядовой гимнастики и акробатики.
По замыслу составителей программы, гимнастика должна была дать студентам эмоционально насыщенные, способствующие разностороннему физическому развитию занятия и привить «подлинную любовь» к физическим упражнениям. Программа по гимнастике должна устранить «натаскивание» занимающихся на снарядах. Лыжный спорт (40 часов) и плавание (20 часов) составлялись из элементов изучения техники ходьбы на лыжах и плавания, которые при систематических занятиях по основному курсу давали возможность подготовиться к сдаче зачетных требований.
В первом семестре предусматривались контрольные задания по изученным разделам программы
- пять-шесть гимнастических упражнений развивающего характера. Во втором и третьем семестрах в зачет входили гимнастические упражнения повышающейся сложности и по четыре-пять норм комплекса ГТО I ступени (лыжи и плавание). Сдача норм комплекса ГТО предусматривалась по мере подготовки, начиналась по окончании первого семестра и заканчивалась в конце третьего. Первый семестр являлся подготови-
тельным, когда со студентами, только что принятыми в вуз, можно было провести планомерную работу по общей физической подготовке.
В этот период на страницах спортивной печати, на совещаниях и конференциях развернулось широкое обсуждение организационных форм учебной работы по физическому воспитанию студентов. К началу 1950-х гг. к теории и практике физического воспитания студентов в нефизкультурных вузах еще не было единого подхода [4-5].
В 1951 г. была введена новая программа физического воспитания студентов. В ней были изложены повышенные требования, вытекавшие из решения ЦК ВКП (б) от 27 декабря 1948 г. Опыт учебной работы ведущих технических вузов страны подтверждал, что перестройка организационных форм проведения учебно-воспитательного процесса давала положительные результаты только при условии сочетания разносторонней физической подготовки и совершенствования спортивного мастерства студентов по выбранному ими виду спорта.
В высших учебных заведениях Министерства высшего образования СССР за 1951-1954 гг. было подготовлено 275 тысяч «значкистов» ГТО и 164 тысячи спортсменов-разрядников [6, л. 42]. Однако программа 1951 г. имела существенный недостаток: она не устраняла разрыва между курсом общей физической подготовки и курсом спортивного совершенствования.
Вместе с расширением сети вузов почти вдвое увеличилось количество преподавателей физического воспитания, на 22% сократилось число преподавателей, не имевших высшего специального образования. Перестройка учебной работы в новом направлении требовала разработки важных проблем в области научных исследований физического воспитания студенчества.
В истории развития физической культуры и спорта в вузах страны период 1956-1962 гг. занимает особое место. Он характеризуется дальнейшим совершенствованием учебной работы по физическому воспитанию студентов. Был закреплен десятилетний опыт спортивного совершенствования студентов. Впервые для проведения академических занятий были созданы учебные отделения и группы с учетом пола, состояния здоровья и уровня физической и спортивнотехнической подготовленности студентов [7]. Налицо были дифференцированный подход в обучении студентов, повышение требований к профессиональноприкладной физической подготовке студентов.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 января 1959 г. предъявляло высокие требования по улучшению качества учебных занятий. Новые условия работы высшей школы повышали значение предмета «Физическое воспитание». Физическое воспитание рассматривалось как непрерывный учебно-воспитательный процесс, направленный на
укрепление здоровья студентов, разностороннее физическое развитие и повышение спортивного мастерства. Новые организационные формы учебной работы активизировали деятельность кафедр физического воспитания, Ученых советов, спортивных клубов и общественных организаций. Инициатором организации новой учебной работы со студентами выступил Киевский политехнический институт. Его поддержали Грузинский политехнический институт, Тартусский государственный университет, Рижский политехнический институт и др.
Существовавшая многие годы спортивная «специализация» в процессе учебных занятий со студентами 1-2-х курсов наряду с положительными сторонами имела существенные недостатки. В погоне за выполнением разрядных норм единой всесоюзной спортивной классификации нередко применялся «метод натаскивания» студентов на спортивный разряд без учета их состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Проблемы воспитания молодежи нашли свое отражение в Программе КПСС, а также в решениях партии и в специальных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 августа 1966 г.
Руководство высшей школы СССР в 1963 г. ввело новую программу физического воспитания студентов. В ней была подчеркнута органическая связь академических (обязательных и факультативных) учебных занятий со студентами всех курсов, уделялось внимание профессионально-прикладной физической подготовке будущих специалистов. Программа предусматривала дифференцированный подход в организации и методике обучения студентов в подготовительном, специальном отделениях и в отделении спортивного совершенствования. Программа способствовала организации непрерывного учебно-воспитательного процесса по физической культуре и спорту со студентами старших курсов.
Для повышения спортивного мастерства студентов в 1965 г. была создана новая форма учебнотренировочного процесса - объединенные (межвузовские) отделения спортивного совершенствования. В них повышало свое спортивное мастерство свыше 5000 студентов высшей спортивной квалификации. За сравнительно небольшой период их существования были достигнуты большие успехи. Так, в 1968 г. в объединенных отделениях было подготовлено 3 заслуженных мастера спорта СССР, 30 мастеров спорта международного класса, 358 мастеров спорта и 471 кандидат в мастера спорта. На IV Спартакиаде народов СССР в составе участников финальных соревнований выступили 25% воспитанников объединенных отделений вузов, которые завоевали 315 медалей из 1350.
Из года в год увеличилось количество занимающихся физкультурой и спортом. Так, за 1963-1968 гг. на 2,5% возросло число занимающихся физическими упражнениями и подготовленных спортсменов-
разрядников увеличилось на 5,6%, улучшилась массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа, возросло количество студентов, занимающихся утренней гигиенической гимнастикой и туризмом. Лучшим вузом страны по организации туризма являлся Одесский технологический институт.
Дальнейшее развитие получили оздоровительноспортивные лагеря. За 1963-1968 гг. количество лагерей увеличилось на 100, а число отдыхающих в них - в два раза. Проводилась большая работа по созданию лагерей стационарного типа. К 1968 г. в вузах их было 98. Значительных успехов в организации работы в оздоровительно-спортивных лагерях добились вузы Украины, Ленинграда, Казани и других городов. Появилась новая форма подготовки общественных физкультурных кадров - факультеты общественных профессий.
Значительно повысился уровень пропаганды физической культуры и спорта среди студентов. Походы по местам трудовой и боевой славы советских людей, соревнования, посвященные 100-летию со дня рождения В.И.Ленина и Героям Советского Союза, павшим в годы Великой Отечественной войны, способствовали улучшению военно-патриотического воспитания студенческой молодежи. На XIX Олимпийских играх в команде СССР было 38% студентов вузов СССР. Они завоевали 53 медали, или 58,2% от общего количества медалей, полученных советскими спортсменами в Мехико. В летних универсиадах, проходивших в Бразилии и Венгрии, студенты СССР получили 87 медалей и заняли призовые места.
Однако ситуация с научной работой на кафедрах физического воспитания оставляла желать лучшего. В вузах страны к концу 1968 г. только 20% кафедр физического воспитания занимались научной работой. Среди утвержденных ВАКом диссертаций по физической культуре и спорту только 2,6% относились к проблемам физического воспитания студентов. Это объяснялось отсутствием у большей части преподавателей опыта в этой области работы, недооценкой ее со стороны некоторых заведующих кафедрами и руководителей вузов, слабой помощью физкультурных учебных и научно-исследовательских институтов.
Возросшие требования к профессиональной деятельности специалистов в различных областях науки и техники, повышению интенсивности учебных занятий и умственной работоспособности, побуждали руководство и общественные организации высшей школы рассматривать физическое воспитание как непрерывный учебно-воспитательный процесс на протяжении всего периода обучения студентов в вузах. Борьба за массовое развитие физической культуры и рост спортивного мастерства обусловили переход от учебных занятий по общей физической подготовке к спортивному совершенствованию студентов в избранных видах спорта.
Положительный опыт работы первых спортивных клубов послужил основой для их создания во всех вузах страны. Их активная деятельность способствовала улучшению массовой физкультурной работы и повышению спортивного мастерства студентов. В клубах выросли спортсмены, неоднократно защищавшие спортивную честь вуза и славу нашей Родины на международной спортивной арене. Многие стали видными учеными, государственными и общественными деятелями.
Межфакультетские соревнования, внутривузов-ские спартакиады, массовые кроссы, турниры, матчевые встречи и подобное пользовались среди студентов большой популярностью. В них принимали участие сотни тысяч студентов, сотрудников и преподавателей. СДСО «Буревестник» на протяжении 10 лет по спортивным результатам являлось ведущим в системе ДСО профсоюзов. Общество объединяло студентов, преподавателей, сотрудников вузов и членов их семей.
В вузах по инициативе студентов возникла новая форма физического воспитания - оздоровительноспортивные лагеря. По сравнению с 1947 г. сеть лагерей увеличилась в 55 раз. В высшей школе большое внимание уделялось подготовке и использованию общественных физкультурных кадров. Ежегодно в вузах страны подготавливалось свыше 100 тысяч общественных инструкторов, судей по спорту, физоргов и председателей факультетских советов физкультуры.
Проводилась большая работа по строительству и благоустройству материально-спортивной базы высших учебных заведений. Если в первые послевоенные годы строительство осуществлялось лишь отдельными вузами, то с 1958 г. оно получило широкий размах и планомерное государственное руководство. Проводимые с этого времени смотры-конкурсы явились важным стимулом в повышении активности студенческой молодежи, руководителей и общественных организаций вузов в самодеятельном и капитальном строительстве спортивных сооружений. Улучшилась пропаганда физической культуры и спорта: проводились встречи студентов с учеными-спортсменами, Поезда здоровья, Дни здоровья, Дни первокурсника и др.
Многолетний опыт учебной работы по спортивному совершенствованию в 1956 г. был закреплен созданием учебных отделений, куда зачислялись студенты с учетом пола, состояния здоровья, физической и спортивно-технической подготовленности студентов. В основу дальнейшего совершенствования учебной работы был положен принцип непрерывности учебновоспитательного процесса на протяжении всего периода обучения студентов в вузе. Этим определилось единство обязательных и факультативных учебных занятий. Впервые была введена профессионально-прикладная физическая подготовка и дифференцированный подход при обучении студентов физическим упражнениям.
Наряду с расширением сети вузов и увеличением объема учебной работы значительно возросло число
преподавателей физического воспитания. Улучшилась научно-методическая и исследовательская работа на кафедрах физического воспитания. За этот период были выполнены научные работы по проблемам физического воспитания студентов. В 1957 г. было сформировано студенческое добровольное спортивное общество «Буревестник». Спортивные клубы крупных вузов страны, созданные еще в годы Великой Отечественной войны, явились большой жизненной силой в руководстве самодеятельной работой среди студентов. На основе их положительного опыта работы были организованы спортивные клубы во всех вузах страны [8, с. 16-20]. Совместная деятельность кафедр физического воспитания, спортивных клубов и общественных организаций вузов способствовала широкому вовлечению студентов в занятия физической культурой и спортом и подготовке спортсменов-разрядников.
С 1958 г. была определена качественно новая форма соревнований - студенческие спортивные игры. За период с 1956 по 1962 г. расширилось самодеятельное и капитальное строительство спортивных сооружений в вузах. Улучшились агитация и пропаганда физической культуры и спорта среди студентов, подготовка и использование общественных физкультурных кадров.
Несмотря на успехи, достигнутые в развитии физической культуры и спорта, в высшей школе не использовались все возможности для коренного улучшения системы физического воспитания студентов. Анализ процесса развития физического воспитания студентов показал, что в послевоенный период совершенствование форм и методов учебной и самодеятельной массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы осуществлялось медленно. Даже на официальном уровне признавалось, что в погоне за «валом» - количеством студентов, сдавших нормы ГТО, допускались серьезные нарушения [9, с. 59].
8 февраля 1963 г. приказом .№58 министр высшего и среднего образования СССР В. Елютин утвердил новую государственную учебную программу. Обязательные учебные занятия по физическому воспитанию утверждались на первом и втором курсах в объеме 140 часов. Факультативные учебные занятия планировались в объеме 320-420 часов, а для студентов специальной медицинской группы - до 560 часов на четыре года обучения. Впервые выделены три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования, специальное. Впервые программа определила нормы нагрузки на тренера-преподавателя по числу занимающихся в группах отделения спортивного совершенствования и их почасовой объем.
Новой программой предусматривалось новое распределение часов учебных занятий по физическому воспитанию:
а) для студентов, занимающихся с отрывом от производства,
I курс - обязательных занятий 70 часов, факультативных - 70;
II курс - то же количество часов; III и IV курсы факультативных занятий - по 140 часов; всего - 560 часов;
б) для студентов, проходящих производственную практику на первых годах обучения, II курс -обязательных занятий - 35 часов, факультативных
- 35; III курс - обязательных и факультативных - по 70 часов; IV курс - обязательных занятий - 35 часов, факультативных - 105; V курс - 110 часов факультативных занятий.
К важнейшим принципиальным положениям новой программы следует отнести единство и направленность занятий, проводимых в порядке учебно-плановой работы и массовой физкультурно-спортивной работы, осуществляемой во внеучебное время. Единый и последовательный процесс разностороннего физического развития студентов, привитие им вкуса к регулярным занятиям физической культурой и спортом и овладение жизненно важными прикладными навыками достигались подбором таких средств, как гимнастика, легкая атлетика, плавание, баскетбол, волейбол, ручной мяч, лыжный и конькобежный спорт (велоспорт или какой-либо другой вид спорта — для бесснежных районов).
Четкая целенаправленность в выборе средств физического воспитания и устранение многопредметности, несомненно, помогли повышению качества организации учебного процесса по физическому воспитанию. Содержание программного материала по этим видам спорта было построено на «спортивной основе», т.е. на освоении студентами техники этих видов спорта, и сближении программных требований с содержанием и направленностью программы специальных занятий по этим наиболее массовым и популярным видам спорта [10, с. 27-31]. Единство и целенаправленность всего процесса физического воспитания студенчества в новой программе обеспечивались также и четко выдержанным нормативным принципом оценки успеваемости студентов [11, с. 39- 41].
Следующий важный момент в содержании программных требований - привитие студентам за период обучения навыков общественного инструктора или судьи по спорту. Реализация этих программных требований уже во второй половине 1960-х гг. сыграла весьма существенную роль в деле массового развития физической культуры и спорта, повысила роль педагогических, врачебных и научных кадров в организации производственной гимнастики, во внедрении физической культуры в режим труда и быта молодежи. Выполнение зачетных требований на получение званий общественного инструктора по производственной и гигиенической гимнастике стало обязательно и для студентов специального медицинского отделения (т.е. для тех, которым показано ограничение практических занятий по состоянию здоровья). Выполнение зачетных требований по этому разделу программы могло
осуществляться также и в процессе секционных занятий в студенческом спортивном клубе своего вуза, и в процессе производственной практики, что было направлено на обеспечение единства всего процесса физического воспитания в вузе.
Третьим ответственным моментом в содержании программы, призванной реализовать требования закона о связи обучения с жизнью, являлось сочетание занятий физическими упражнениями с профессиональной направленностью будущих специалистов, с приобретением ими минимума знаний, навыков и умений, необходимых в их будущей трудовой деятельности. В особенности это относилось к студентам педагогических, гуманитарных и медицинских вузов. Студенты педагогических институтов должны научиться организовывать и проводить оздоровительные, массовые физкультурные, спортивные и туристские мероприятия в школе и пионерском лагере. Студенты медицинских вузов — научиться использовать разнообразные средства физической культуры в лечебной и профилактической работе, осуществлять квалифицированный врачебный контроль.
Реализации принципа целенаправленности и повышению качества процесса физического воспитания в вузах способствовал последовательно и до конца выдержанный нормативный принцип оценки успеваемости. Во-первых, студенты подготовительного отделения и отделения спортивного совершенствования на I и II курсах сдавали нормы
II ступени комплекса ГТО. Во-вторых, для студентов подготовительного отделения по разносторонней физической подготовке и по отдельным разделам программы на І-ІУ курсах вводились дифференцированные нормативы и оценки, а для студентов отделения спортивного совершенствования - по разносторонней и специальной физической подготовке, уровню достижений и технике одного из видов спорта программы.
В число контрольных нормативов вводились упражнения, которые можно было использовать во всех географических районах страны. Массовая сдача указанных нормативов во всех вузах проводилась в форме соревнований в одно и то же время года; последующая их статистическая обработка в масштабе отдельного вуза, союзных республик и по стране в целом давала возможность получить ценные сведения о состоянии физической подготовленности нашего студенчества. Обработка таких материалов за ряд лет давала объективные данные о динамике физической подготовки студентов и качестве постановки физического воспитания в каждом вузе. Контрольные упражнения по отдельным видам программы подготовительного отделения преследовали цели овладения студентами основными двигательными навыками и элементами техники изучаемого вида спорта.
В программе 1963 г. зачетные нормативы для студентов подготовительного отделения в первых 4-х семестрах содержали: знания основ теории и методики фи-
зического воспитания, умение составить и выполнить комплекс упражнений производственной гимнастики, выполнение требований на звание общественного инструктора или судьи по спорту, сдачу норм II ступени комплекса ГТО и требований по профессиональноприкладной физической подготовке.
Для студентов отделения спортивного совершенствования одним из требований программы являлось выполнение разрядных норм спортивной классификации. Для студентов, имеющих спортивные разряды, при поступлении в вуз устанавливались индивидуальные задания.
В следующей редакции учебной программы 1975 г. [12, с. 26] особых отличий от предыдущих программ не было. В 1987 г. вышла новая Комплексная программа для высших учебных заведений «Физическое воспитание». В ней впервые акцент делался на обеспечение преемственности учебного материала, последовательности занятий различными видами спорта и физическими упражнениями в школе, профессионально-техническом училище, среднем специальном учебном заведении и вузе.
В содержание зачетных требований впервые входит усвоение методических навыков по использованию средств физической культуры и спорта в повседневном быту и профессиональной деятельности. Вводится градация оценки студентов в баллах. В 1989 г. впервые разработана и внедрена отдельная программа по физическому воспитанию для студентов медицинских и фармацевтических институтов с аргументированным обоснованием ее оригинальности и целенаправленности.
В 1990 г. выходит в свет Общесоюзная базисная учебная программа для высших учебных заведений «Физическая культура». Государственный комитет СССР по народному образованию приказом №555 от 07.08.90 узаконил во всех учебных заведениях проведение обязательных учебных занятий по физической культуре в объеме 4-х часов в неделю на протяжении всего периода обучения, за исключением выпускного курса, с включением ежесеместрового зачета и итогового экзамена. Предлагалось проводить ежегодную оценку развития основных физических качеств по тестам, предлагаемым в общесоюзной базисной учебной программе, рекомендовалось дополнить обязательную 4-часовую недельную программу 6-8 часами элективного курса.
Наиболее отчетливой особенностью базисной программы явилось изменение концептуальной установки. В формулировке цели вузовского физического воспитания впервые указано на формирование физической культуры студента и способности реализовать ее в социально-профессиональной, физкультурноспортивной деятельности и семье. Это отражено в формулировке задачи воспитания потребности в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни.
Таким образом, к началу 1990-х гг. физическое воспитание в советских вузах прошло довольно длительный путь развития. Успехи спортсменов-студентов на мировой арене были общеизвестны. Значительно укрепилась материально-техническая база, накоплен опыт работы со студентами различных специальностей.
Библиографический список
1. Бюллетень Министерства высшего образования СССР.
- 1947. - №12.
2. Малаховский, Г.А. Новое положение и программы по физическому воспитанию студентов в высших учебных заведениях / Г.А. Малаховский // Теория и практика физической культуры. - 1949. - №4.
3. Положение и программы по физическому во спитанию студентов в высших учебных заведениях. - М., 1948.
4. Киселев, В.А. Работа по комплексу ГТО в высших учебных заведениях / В.А. Киселев // Теория и практика физической культуры. - 1949. - №5.
5. Ефремов, Н.Н. Об урочной форме организации физических упражнений в вузе / Н.Н. Ефремов // Теория и практика физической культуры. - 1950. - №3.
6. Государственный архив Российской Федерации. -Ф. 7576. - Оп. 12. Д. 45.
7. Олейников, И.Ф. Развитие физической культуры и спорта в вузах СССР (1946-1968 гг.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Ф.Олейников. - М., 1970.
8. Молчанова, В.И. Опыт учебно-воспитательной работы спортивного клуба Рижского политехнического института /
В.И. Молчанова // Теория и практика физической культуры.
- 1962. - №6.
9. Деметр, ГС. Физическая культура в социалистическом обществе / ГС. Деметр. - М., 1987.
10. Гудзенко, И.Р. Новая программа физического воспитания студентов / И.Р. Гудзенко, С.Л. Аксельрод // Теория и практика физической культуры. - 1963. - №9.
11. Горский, А.П. Контрольные упражнения и их роль в улучшении учебного процесса по физическому воспитанию в вузе / А.П. Горский // Научные основы физического воспитания студентов педагогических институтов : материалы науч.-практ. конф. преподавателей кафедр физвоспитания педагогических институтов в Ленинграде и Свердловске в 1969 г. - Л., 1970.
12. О введении в высших учебных заведениях страны новой программы по физическому воспитанию студентов : Приказ министра высшего и среднего специального образования СССР №740 от 11 августа 1975 г. // Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. - 1975. - №10.