Научная статья на тему 'Становление и развитие программно-нормативных основ вузовского физического воспитания в 20-40 годы ХХ века'

Становление и развитие программно-нормативных основ вузовского физического воспитания в 20-40 годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курамшин Юрий Федорович

В статье представлен исторический анализ учебных программ по физическому воспитанию для вузов. Цель данной работы рассмотреть процесс возникновения и развития программного и нормативного обеспечения физического воспитания в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курамшин Юрий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolvement and development of the program-normative bases of the university physical culture education in the 20-40 of the 20th century

The article presents the historical analysis of the educational programs in physical culture education for the higher shools. The purpose of this work to consider process of emergence and development of the program and standard ensuring for the physical training in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие программно-нормативных основ вузовского физического воспитания в 20-40 годы ХХ века»

municative abilities at students of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 9 pp. 36-39.

4. Bolotin, A.E. and Bakayev V. V. (2014), “Pedagogical technology of management of a healthy lifestyle of students ”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1 pp. 2428.

5. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

6. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), “Development of system approach to studying of activity of the person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.

7. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2005), “The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 91-100.

8. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2006), “Simulation in the field of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 83-86.

9. Chistyakov V.A. (2010), “Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118122.

10. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014) “Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.

Контактная информация: a_bolotin@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2014.

УДК 796.011

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНЫХ ОСНОВ ВУЗОВСКОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В 20-40 ГОДЫ ХХ ВЕКА

Юрий Федорович Курамшин, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлен исторический анализ учебных программ по физическому воспитанию для вузов. Цель данной работы - рассмотреть процесс возникновения и развития программного и нормативного обеспечения физического воспитания в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, учебные программы для вузов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p67-71

EVOLVEMENT AND DEVELOPMENT OF THE PROGRAM-NORMATIVE BASES OF THE UNIVERSITY PHYSICAL CULTURE EDUCATION IN THE 20-40 OF THE

20TH CENTURY Yuri Fedorovich Kuramshin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the historical analysis of the educational programs in physical culture education for the higher schools. The purpose of this work - to consider process of emergence and development of the program and standard ensuring for the physical training in higher educational institutions.

Keywords: physical education of students, educational programs for universities.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура в высшем учебном заведении является составной частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специали-

ста системы гуманитарного воспитания студентов. Как учебная дисциплина она направлена на формирование всестороннего и гармоничного развития личности, факторов сохранения и укрепления здоровья, оптимизации психофизического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки [1, 2].

Как и содержание любого учебного предмета (дисциплины) в вузе содержание учебного предмета «Физическая культура» находит свое воплощение в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования и учебных программах, что предусмотрено федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [3, 4]. При разработке федеральных и региональных программ по физической культуре для студенческой молодежи перед любым специалистом, ученым, педагогом, занимающимся разработкой, коррекцией, совершенствованием их, встает целый ряд вопросов: когда впервые были разработаны эти программы, как изменялась их структура и содержание, в какой степени программы обеспечивали преемственность учебного материала, нормативов и требований по физическому воспитанию студентов различного уровня физического развития и физической подготовленности, состояния здоровья, какие факторы влияли на формирование программ, насколько содержание программного материала соответствовало потребностям общества и личности студентов. Ответы на эти вопросы позволят определить пути совершенствования программно-нормативного обеспечения физического воспитания студентов с учетом накопленного опыта и реального положения дел на практике. В связи с этим представляется весьма важным и актуальным проанализировать и обобщить тенденции развития программно-нормативных основ системы физического воспитания студенческой молодежи и некоторые дискуссионные вопросы, связанные с разработкой учебных программ.

Цель данной работы - рассмотреть процесс возникновения и развития нормативного и программного обеспечения физического воспитания в высших учебных заведениях. Методы исследования: 1) анализ и обобщение положений и программ по физическому воспитанию студентов в высших учебных заведениях; 2) сравнение концептуальных и структурно-содержательных основ типовых программ по физической культуре студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Физическая культура в вузах в нашей стране начинает активно развиваться с 1921 года. Это связано с бурным развитием высшей школы и расширением контингента студентов. Так, в 1921/1922 учебном году в стране было 278 вузов и 224 тысячи студентов в них, а до революции - 91 вуз и 125 тысяч студентов. В 1926 году физическая культура вводится в учебные планы техникумов, в 1928 г. - по 2 часа в неделю на всех курсах дневных рабфаков. В 1929 г. физическая культура вводится в учебные планы всех высших учебных заведений РСФСР и в 1930 г. - во всём СССР. В учебных планах разных вузов на нее отводится различное количество часов. Для индустриальных вузов предусмотрено на каждом из трех курсов по 45 часов, то есть всего 135 часов. Из них 18 часов

- теория и 117 часов - практика. В медицинских вузах - 322 часа на 4 года обучения. В 1931 году издаются первые учебные программы по физической культуре: одна для технических вузов и одна для педагогических вузов [5, 6].

На рисунке 1 приведены структура и содержание первой типовой программы по физической культуре для втузов, рассчитанной на 170 часов.

Программа для разных отделений педагогических вузов предусматривала разное количество часов на физическую культуру. На политико-просветительном отделении она была рассчитана на три года обучения, и на физическую культуру отводилось 210 часов, а для физико-механического и историко-философского отделений - 170 часов.

Типовая программа по физической культуре для втузов, вузов, ком вузов (1931 год). Всего 170 часов

I

Теоретический цикл -18 часов (10 тем):

Практическая часть -140 часов:

1) спортивно-педагогический комплекс: гигаенически-аоспитателыше и спортивные упражнения; воєнно-прикладная гимнастика; подвижные и спортивные игры — 64 ч

2) военно-прикладной комплекс: рукопашный бой, защита и нападение без оружия, способы обезоруживания, лыжное депо, плавание - 76 ч.

1 курс - К ч. 2курс-б ч. 3 курс -4 ч.

Испытания по

физической

подготовленности

— 6 ч.

I

Методические занятия по привитию инструкторских навыков — 6 часов (на третьем году обучения)

Рис. 1. Структура и содержание типовой программы по физической культуре для втузов

В 1933 году выходит новая типовая программа для втузов [7]. В ней четко определены формы и содержание работы по физической культуре. Это плановые обязательные занятия по физической культуре во время непрерывной производственной практики и массовые мероприятия по физической культуре. На обязательные занятия физической культурой в зависимости от сроков обучения и типа вуза выделялось разное количество часов. Скажем, для втузов с четырехлетним сроком обучения и с военной подготовкой -300 часов (18 часов теории - 6 % и 282 часа практики - 94 %).

В 1937 году выходят две программы [8, 9]. В них содержание работы по физической культуре определяется принадлежностью к той или иной медицинской группе. Первая медицинская группа занимается без ограничений и сдает нормы комплекса ГТО II ступени и учебные нормативы по программе. Вторая медицинская группа занимается с ограничениями, сдает нормы ГТО I ступени и учебные нормативы по программе. Для студентов третьей медицинской группы рекомендуются занятия лечебной физической культурой. Формируются группы по 20-25 человек, занятия проводятся отдельно для мужчин и женщин продолжительностью 90 минут. В программе предусмотрены: академические учебные занятия - обязательные для студентов трех курсов; факультативные, сверх сетки часов (во внеучебное время) и самодеятельные, которые организуются в коллективах физической культуры и спортивных обществах. Структура и содержание программы представлены на рисунке 2.

В 1938/1939 учебном году физическая культура была введена на двух курсах. Поэтому в сентябре 1940 года вводится новая «Программа по физической подготовке студентов высших учебных заведений». Согласно этой программе физическая подготовка студентов осуществляется в ходе учебных занятий и самодеятельной спортивной и массовой физкультурной работы. На прохождение программы отводится 160 часов - по 80 часов на первом и втором курсах. Из них: на теорию - 10 часов (3 темы на 1 курсе и 2 темы - на 2 курсе), на практику (гимнастика, лыжная подготовка, подготовка к рукопашному бою и элементы легкой атлетики) - 150 часов [10].

(1931 г.)

Рис. 2. Структура и содержание программы по физической культуре для высших учебных заведений (1937 г.)

Как показывает анализ содержания первых советских учебных программ с 1931 по 1940 годы:

1) они все строились на основе Всесоюзного комплекса ГТО и имели преимущественно прикладную направленность - подготовку к трудовой и военной деятельности;

2) общее количество часов, отводимое на учебные занятия, не было стабильным, тематика теоретических занятий была разная;

3) практический материал наряду с отдельными физическими упражнениями включал в себя военно-прикладные упражнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Примерная программа дисциплины ''Физическая культура'' федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения / составители В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2000.

- 34 с.

2. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов : метод. пособие для самостоятельной работы студентов / [авт.-сост. А. Л. Димова, Р.В. Чернышова].

- М. : Советский спорт, 2005. - 58 с.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // http://edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf. - Дата обращения 16.03.2014.

4. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/12157560/#ixzz2w7BSjd3T. - Дата обращения 16.03.2014.

5. Программы и материалы по физической культуре для педагогических вузов / Учебно-метод. сектор Наркомпроса РСФСР. - М., Л. : Учпедгиз, 1931. - 80 с.

6. Типовая программа и материалы по физической культуре для втузов, вузов, комвузов, техникумов и рабфаков (кроме медицинских и педагогических) / Метод. сектор Наркомпроса РСФСР. - Л. : Учпедгиз, 1931. - 80 с.

7. Физическая культура в высших технических учебных заведениях : типовая программа и

система средств по физической культуре / Глав. управление учеб. заведениями НКТП СССР, ком. физ. культуры. - М. : Изд-во Наркомата тяжелой промышленности, 1933. - 72 с.

8. Программа по физической культуре для вузов / Всесоюз. ком. по делам физ. культуры и спорта при Совете народных комиссаров СССР. - М. : ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1937. - 80 с.

9. Программа по физической культуре для высших учебных заведений / Всесоюз. ком. по делам физ. культуры и спорта при Совете народных комиссаров СССР. - М. : ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1937. - 108 с.

10. Программа по физической подготовке (для студентов высших учебных заведений) / Всесоюз. ком. по делам высшей школы при Совете народных комиссаров СССР. - М. : Советская наука, 1940. - 31 с.

REFERENCES

1. Il'inich V.I., Evseev Y.I., Ed. (2000), Approximate program of the discipline "Physical education" of the Federal component of the cycle of General humanitarian and socioeconomic disciplines in the state educational standard of higher professional education of the second generation, Moscow psychology-social Institute, Moscow.

2. Dimova A.L., Chernyshova P.W., ed. (2005), Physical culture in General and professional training of students : method. a manual for independent work of students, Soviet sport, Moscow.

3. Federal law dated December 29, 2012 N 273-FZ "On education in the Russian Federation", available at: http://edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf, Date of access 16.03.2014.

4. Federal law of 4 December 2007 N 329-FZ "On physical culture and sports in the Russian

Federation" (with changes and additions), GARANT: available at:

http://base.garant.ru/12157560/#ixzz2w7BSjd3T, Date of access 16.03.2014.

5. Programmes and materials for physical culture for pedagogical universities (1931), Educa-tional-method. sector of the RSFSR people's Commissariat, Uchpedgiz, Moscow, Leningrad.

6. Model curricula and materials for physical culture for technical colleges, universities, compose of, colleges and workers ' courses (except medical and pedagogical) (1931), Method. sector of the RSFSR people's Commissariat, Uchpedgiz, Leningrad.

7. Physical education in higher technical education : a model program and the system of means of physical culture (1933), Chapters. management training. institutions of heavy industry of the USSR, com. physical culture, Publishing house of people's Commissariat of heavy industry, Moscow.

8. The program of physical education for universities (1937), Vsesoyuz. com. on Affairs of physical culture and sport at the Council of people's Commissars of the USSR, OGIZ - Physical training and tourism, Moscow.

9. The program ofphysical education for higher educational institutions (1937), Vsesoyuz. com. on Affairs of physical culture and sport at the Council of people's Commissars of the USSR, OGIZ - Physical training and tourism, Moscow.

10. The program on physical training (for students of higher educational establishments) (1940), Vsesoyuz. com. on Affairs of the higher school at the Council of people's Commissars of the USSR, Soviet science, Moscow.

Контактная информация: jkuramshin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2014.

УДК 796.011.3

МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ВОДНОЙ СРЕДЕ

ДЛЯ МУЖЧИН «АКВА-ТАЙ»

Анна Юрьевна Липовка, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП); Владимир Петрович Липовка, доктор педагогических наук, профессор, Андрей Владимирович Семенов, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Аквафитнес, как вид оздоровительной двигательной деятельности в водной среде, в настоящее время стал очень популярен. И если ранее, в годы его появления и развития он был ориенти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.