УДК 947(47)
Т.Р. ЗАКИРОВ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ ТАТАРСТАНА (вторая половина ХХ - начало ХХ1 веков)
Ключевые слова: высшая школа, физическое воспитание, студенческий спорт, программы по физическому воспитанию.
Рассмотрена эволюция нормативных актов, регулировавших развитие системы физического воспитания в вузах Татарстана. Выделены основные этапы истории физического воспитания в высшей школе, их специфика.
T.R. ZAKIROV
THE MAIN STAGES OF PHYSICAL EDUCATION AT UNIVERSITIES OF TATARSTAN (THE SECOND PART OF THE 20th CENTURY - BEGINNING OF THE 21st CENTURY)
Key words: higher school, physical education, student sport, physical education programs.
The article tells about the evolution of normative acts, which regulated the development of physical education system at universities of Tatarstan. The main stages of physical education history and their characteristics are shown for higher school.
В первые послевоенные годы перед отечественной высшей школой была поставлена основная задача - повысить качество подготавливаемых специалистов. Начались поиски новых организационных форм и методов учебной и самодеятельной работы по физическому воспитанию студентов в соответствии с требованиями мирного времени. В 1947 г. предмет «Физическое воспитание» восстанавливается как самостоятельная дисциплина и вновь, как и до Великой Отечественной войны, создаются кафедры физического воспитания. Так, в Казанском химико-технологическом институте кафедра физического воспитания и спорта была организована приказом № 32 от 4 марта 1948 г. в составе 5 человек. Исполняющим обязанности заведующего кафедрой был назначен старший преподаватель Б.Л. Цвей. В Казанском государственном техническом университете (КГТУ/КАИ) кафедра физического воспитания возникла в 1947 г. [3]. Уже в 1952 г. студент КАИ чемпион СССР по гребле на байдарках И. Феоктистов стал участником Олимпиады в Хельсинки. Большой олимпийский успех пришел в КАИ на олимпийских играх в Риме - А.П. Курынов победил всех соперников в соревнованиях по тяжелой атлетике с мировым рекордом.
Были разработаны «Положение и программы физического воспитания студентов высших учебных заведений». Это упорядочило учебно-воспитательную работу со студентами. Несколько улучшилась подготовка значкистов ГТО и спортсменов-разрядников. Так, в 1950 г. в вузах страны было подготовлено 76 тыс. значкистов ГТО и 43800 спортсменов-разрядников. С 1949 г. команды советских студентов были постоянными участниками международных зимних и летних студенческих спортивных игр. Однако программа 1948 г. не ориентировала преподавателей на планомерную разностороннюю физическую и спортивно-техническую подготовку студентов и не способствовала широкому развитию физической культуры и спорта среди студентов [2].
В 1950-е годы учебная работа по физическому воспитанию студентов совершенствовалась. С 1951 г. началось проведение Всесоюзных студенческих спартакиад. Был закреплен десятилетний опыт спортивного совершенствования студентов в избранных видах спорта. Впервые для проведения академических занятий были созданы учебные отделения и группы с учетом пола, состояния здоровья студентов и их уровня физической и спортивно-технической подготовленности. Дифференцированный подход в обучении студентов, повышение требований к профессионально-прикладной физической подготовке и в физическом образовании студентов занимали ведущее место в учебно-воспи-
тательном процессе [4]. В то же время необходимо отметить, что существовавшая многие годы спортивная «специализация» в процессе учебных занятий со студентами I и II курсов, наряду с положительными сторонами, имела и существенные недостатки. В погоне за выполнением разрядных норм единой всесоюзной спортивной классификации нередко применялся «метод натаскивания» студентов на спортивный разряд без учета состояния их здоровья и уровня физической подготовленности.
В этот период произошло организационное укрепление общественных форм руководства студенческим спортом. Было образовано СДСО «Буревестник», а в 8 союзных республиках руководство вузовскими коллективами физкультуры было подчинено их территориальным профсоюзам. Спортивные клубы были признаны единой самодеятельной формой массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди студентов.
Редакции программ по физическому воспитанию студентов (1963, 1975, 1987) скорректировали ряд существенных положений: впервые выделялись три учебных отделения: подготовительное; спортивного совершенствования; специальное; определялись нормы нагрузки на тренера-преподавателя по числу занимающихся в группах отделения спортивного совершенствования и их почасовой объем; акцент делается на обеспечение преемственности учебного материала, последовательности занятий различными видами спорта и физическими упражнениями в школе, профессионально-техническом училище, среднем специальном учебном заведении и в вузе.
В современной российской высшей школе в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин из 1802 часов 408 отводится на дисциплину «Физическая культура». В действующей системе физического воспитания студентов используются, в основном, три уровня организации занятий различной степени регламентации: академический (обязательные занятия в сетке учебного расписания); факультативный (самостоятельные занятия в секциях, клубах по интересам); самостоятельный (индивидуальные и групповые занятия спортивного или физкультурно-кондиционного характера: спортивно-игровые занятия по свободному регламенту, соревновательная форма организации занятий, туристические походы и т.д.).
Вузы Татарстана участвуют в мероприятиях республиканского масштаба. Проект Комплексной программы развития физической культуры спорта Республики Татарстан на 2007-2010 гг. предусматривает выполнение мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека, повышение физической активности всех возрастных групп населения, а также создание оптимальных условий для полноценного отдыха и здорового досуга, подготовки спортивного резерва. Для реализации этой Программы с целью широкого вовлечения населения городов и поселков республики в занятиях физической культурой и спортом необходимо создать соответствующие условия. К ним относятся создание в каждом микрорайоне спортивных комплексов и спортивных площадок. В этой связи разработан также проект Программы по «Развитию физической культуры» и спорта по месту жительства в г. Казань на 2007-2012 года». В рамках этой программы для решения проблемы оздоровления населения города предполагается создать условия для удовлетворения потребностей в занятиях оздоровительными видами спорта, расширить возможности реализации спортивных интересов по месту жительства. Это даст возможность заниматься массовыми видами спорта вблизи от места проживания населения, что будет способствовать развитию активной спортивнооздоровительной деятельности в микрорайонах г. Казани.
Наиболее важной причиной недостаточно высокой эффективности физического воспитания студентов в вузах РТ, на наш взгляд, является несовер-
шенство сложившейся системы реализации различных направлений двигательной активности (физического воспитания, спортивной, рекреационной, реабилитационной и профессионально-прикладной физической подготовки), обусловленных комплексом проблем социально-психологического, методологического, ресурсного, кадрового и информационного обеспечения учебно-образовательного процесса, ограничивающих разработку и внедрение персонифицированных креативных моделей физического совершенствования студенческой молодежи, которые оптимально соответствовали бы требованиям социально-экономических условий жизнедеятельности [1]. Модернизация системы физического воспитания в вузах Татарстана должна быть построена на принципах и положениях личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности, ориентации преподавателя на принятие субъективной позиции студента, его свободного выбора вида физкультурноспортивной активности, организованной с учетом физического состояния, мотивации, интересов, а также целевой направленности на формирование физической и спортивной культуры студенческой молодежи.
Перспективы развития физического воспитания в вузах неразрывно связаны с вступлением России в Болонский процесс. Интеграция высшего образования подразумевает корректировку учебных планов, в том числе и в области физического воспитания. На наш взгляд, недопустимо рассматривать физическое воспитание в вузе лишь как факультативную форму обучения. В нашей стране накоплен богатейший опыт работы в области физической культуры. Приобщение всех студентов к физической культуре, систематическим занятиям физическими упражнениями и ведению здорового образа жизни - это задачи, которые поставлены во главу угла во всех отделениях кафедры физвоспита-ния и на всех кафедрах физического воспитания вузов страны. Если же занятия физической культурой будут факультативны, то физическое воспитание в вузе примет вид оказания услуг, что, в свою очередь, приведет к ухудшению состояния здоровья и так загруженных учебой студентов. Все это требует, на наш взгляд, выведения физкультуры не только за рамки дисциплин цикла ГСЭ, но и за рамки кредитной системы вообще. Учитывая важность в условиях нашей страны сохранения и приумножения у студенческой молодежи навыков здорового образа жизни (овладение компетенцией «здоровьесбережения» в терминах компетентностного подхода), необходимо считать преподавание физкультуры «национальной особенностью» российской системы высшего образования (что согласуется с принципами Болонской декларации) и сохранить ее преподавание в полном объеме.
Литература
1. Иванов В.И. Организация спортивно-оздоровительной работы в КГТУ / В.И. Иванов, В.В. Кечаев // Проблемы и перспективы физического воспитания и студенческого спорта в условиях модернизации высшей школы: Мат. конф. Казань, 2007.
2. История физвоспитания и спорта в Казанском университете: Ради здоровья студентов / сост. Л.В. Касатова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. 36 с.
3. Кафедре физического воспитания КГТУ им. А.Н. Туполева - 60 лет. Казань: Изд-во «СТАР», 2007. 96 с.
4. Олейников И.Ф. Развитие физической культуры и спорта в вузах СССР (1946-1968 гг.): ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Ф. Олейников. М., 1970.
ЗАКИРОВ ТИМУР РАИСОВИЧ - аспирант кафедры гуманитарные дисциплины, Казанский государственный технологический университет, Россия, Казань ([email protected]).
ZAKIROV TIMUR RAISOVICH - post-graduate student, Kazan State Technological University, Russia, Kazan.