УДК 94(470) (075.3)
РУКОВОДСТВО ПОДБОРОМ И ОБУЧЕНИЕМ КАДРОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
Аннотация. Автор статьи на основании полученных в своем исследовании результатов анализирует важнейшие направления кадровой работы различных организаций олимпийского движения в СССР, а также учебных заведений для подготовки и проведения Олимпийских игр. Ключевые слова: олимпийские резервы, спортивные учебные заведения, олимпийское образование, физическое воспитание, Универсиада, программа физического воспитания.
MANUAL SELECTION AND TRAINING OF PERSONNEL FOR THE PREPARATION AND HOLDING OF THE OLYMPIC GAMES
Abstract. The author of the article on the basis of the obtained results in their study analyzes the most important directions of personnel of the various organizations of the Olympic Movement in the USSR, as well as education and training for the Olympic Games.
Keywords: Olympic reserves, sports schools, Olympic education, physical education, Universiade, physical education program.
Одним из важнейших направлений в выборе и подготовке олимпийских резервов была работа с преподавателями, тренерами и студентами спортивных учебных заведений: вузов, техникумов, детских спортивных школ. Многие из них, по сути, представляли собой отряд профессиональных спортсменов, имеющих по сравнению с представителями любительского спорта неограниченные возможности роста спортивного мастерства. Тем не менее, согласно мировой классификации, они все же относились к спортсменам-любителям, которые готовились в вузах не только как специалисты в области физкультурного образования, но и как спортсмены-олимпийцы.
В настоящее время все более популярным становится термин «олимпийское образование». Официально он признан соответствующими документами: Законом РФ «Об образовании», а также совместным приказом Олимпийского комитета России (ОКР) и Министерства образования РФ «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр» № 51/84А от 5 марта 1994 г. [1], изданном согласно основополагающим принципам Олимпийской хартии [7], в которой и закреплен огромный опыт распространения олимпийского образования, накопленный во многих зарубежных странах и различных регионах России. На наш взгляд, олимпийское образование является органической частью физкультурного образования, его важным структурным подразделением.
Значительные изменения произошли в организации физического воспитания в вузах страны после войны: в 1951 г. были восстановлены кафедры физического воспитания и спорта, обновлены учебные планы и программы, предусматривавшие два часа обязательных занятий по физическому воспитанию в неделю. Особенно интенсивно происходил процесс развития, научно-теоретического и экспериментально-практического совершенствования системы физического воспитания в 19701980 гг. Меры по его организации, планированию, учету и контролю жестко регламентировались приказами, инструктивными письмами, учебными планами, программами, методическими рекомендациями, утвержденными Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Ответственность перед государством за выполнение программных норм и требований официально несли как должностные лица, так и проходящие обязательный курс обучения [2; 4; 5]. Основными документами, при помощи которых осуществлялся учебный процесс, служили учебный план, учебная программа, графики занятий на год, рабочие планы на месяц и конспекты занятий.
Студенты и преподаватели вузов, добившиеся определенных спортивных результатов, входи-
С.Н. Долгов
Sergei Dolgov
© Долгов С.Н., 2014
Раздел IV. Педагогика, психология, социология философия
ли в сборные команды и участвовали в различного ранга соревнованиях вплоть до всесоюзных и международных. Студенты-спортсмены составляли основной костяк сборных команд СССР, успешно выступали на чемпионатах и первенствах Европы и мира, Олимпийских играх. Студенческая сборная СССР была бессменным победителем зимних и летних всемирных Универсиад, которые играли роль неких моделей будущих Олимпийских игр, имеющих к тому же международный характер [6].
Универсиада (Universiade) - международные спортивные соревнования среди студентов, проводимые Международной федерацией университетского спорта (FISU). Название «Универсиада» происходит от слов «Университет» и «Олимпиада». Часто упоминается как «Всемирные студенческие игры» и «Всемирные университетские игры». Каждые два г. проводятся летние и зимние Универсиады.
Большой интерес с точки зрения исторической преемственности представляет принятая в 1971 г. Министерством высшего образования СССР новая Программа физического воспитания, в которой говорилось: обучение и воспитание должно служить поддержанию высокой умственной и физической работоспособности, развитию спорта и совершенствованию спортивного мастерства в целях подготовки студентов к высокопроизводительному труду и защите социалистической Родины. В задачи Программы входило укрепление здоровья и всестороннее развитие физических способностей, приобретение двигательных умений и навыков, профессионально-прикладной физической подготовленности, естественной потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом, повышение спортивного мастерства, формирование коммунистического мировоззрения и общественно-активного образа жизни. Содержание программы свидетельствует об идеолого-патриотической ориентации физического воспитания со спортивной направленностью. Оценочная система физической подготовки студентов базировалась на комплексе ГТО и единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) [3].
Историк физкультурного движения В.В. Столбов в своем исследовании отметил, что «<...> для проведения практических занятий предусматривалось создание трех отделений: специального, подготовительного и спортивного совершенствования» [6].
Специальное учебное отделение. На это отделение зачислялись студенты, отнесенные к специальной медицинской группе. Содержание занятий носило преимущественно комплексный характер, обеспечивало постепенное и последовательное укрепление здоровья, закаливание организма, повышение уровня физической подготовленности и работоспособности студентов, воспитание морально-волевых качеств, а также привитие им знаний, умений и необходимых профессионально- и военно-прикладных навыков с использованием общеразвивающих и специальных упражнений, не требующих чрезмерного напряжения.
Подготовительное учебное отделение. На это отделение зачислялись студенты, относившиеся к подготовительной и основной медицинским группам, но не имевшие достаточной общей физической подготовки и спортивных навыков. Занятия были направлены на укрепление здоровья, улучшение физического развития и разностороннюю физическую подготовку студентов на основе требований комплекса ГТО, привитие им профессионально-прикладных и спортивно-технических навыков, знаний по основам теории и методики физического воспитания. Студенты, состояние здоровья и физическая подготовленность которых в процессе занятий улучшались, переводились в учебные отделения спортивного совершенствования.
Учебное отделение спортивного совершенствования. В зависимости от желания и спортивно-технической подготовленности студенты распределялись в учебные группы по видам спорта. Занятия были направлены на привитие знаний, умений в избранном виде спорта, приобретение профессионально- и военно-прикладных навыков и систематическое совершенствование спортивного мастерства на основе разносторонней физической подготовки. К числу обязательных для всех вузов страны
относились учебные группы по легкой атлетике, лыжному и конькобежному спорту, гимнастике, плаванию и спортивным играм.
Учебные планы дневных отделений нефизкультурных вузов предусматривали два часа обязательных и два часа факультативных академических учебных занятий в неделю на первых четырех семестрах, на всех последующих - два часа факультативных. Учебная программа определяла объем знаний, умений, навыков, уровень физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной физической подготовки, которыми должны овладеть студенты. Строго соблюдался дифференцированный подход в зависимости от состояния их здоровья и физической подготовленности. Программа содержала обязательные теоретический и практический разделы, а также факультативный материал по спортивному совершенствованию.
Следует отметить, что по мере участия в Олимпийских играх уровень образованности и профессионализма специалистов и спортсменов заметно возрастал. В 1975 г. в физкультурном движении было занято около 300 тыс. штатных работников (из них около 70 % с высшим и средним физкультурным образованием), а также 5,8 млн инструкторов, тренеров и 4,2 млн спортивных судей, работающих на общественных началах. Подготовку кадров осуществляли свыше 210 высших и средних специальных учебных заведений, в том числе 22 института физкультуры и 3 филиала, 89 факультетов физического воспитания в педагогических и других вузах, 26 техникумов, 74 отделения физического воспитания в педагогических училищах. Ежегодно выпускалось свыше 15 тыс. специалистов с высшим и 10 тыс. со средним физкультурным образованием. Научно-педагогические кадры готовились в системе аспирантуры при ведущих физкультурных вузах (в городах Москва, Ленинград, Киев, Минск, Тбилиси); имелись 3 специализированных НИИ физической культуры: Всесоюзный (в Москве), Грузинский (в Тбилиси) и Ленинградский. В вузах и научно-исследовательских институтах физической культуры работало свыше 1,3 тыс. специалистов с учеными степенями и званиями.
Особые требования предъявлялись к управленческому аппарату, участвующему в олимпийском движении, по мере приближения XXII Олимпийских игр в Москве. В записке Оргкомитета «Олимпиада-80» в ЦК КПСС «О ходе подготовки к Олимпийским играм 1980 г. в Москве» от 11 августа 1978 г. председатель Оргкомитета «Олимпиада-80» И. Новиков писал о том, что Оргкомитет в соответствии с возложенными на него задачами, возрастающим объемом работы и расширяющимся кругом вопросов, которые необходимо решить до начала и в период проведения Игр, принимал меры к совершенствованию аппарата управления. По мере необходимости в составе Оргкомитета в 1978 г. создавались новые структурные подразделения, увеличивалась численность работников. В то время в его 19 подразделениях работало 556 человек.
Распоряжением Совета министров СССР № 836р от 26 апреля 1978 г. была установлена штатная численность аппарата Оргкомитета на 1978 г. - 800 и на 1979 г. - 1000 человек. В период проведения Игр численность аппарата достигла примерно 1200 человек.
Библиографический список
1. Совместный приказ Министра образования РФ и Олимпийского комитета России № 51/84А от 5 марта 1994 г. «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр» // Олимпийский вестник - 1994. - № 15. - С. 5-6.
2. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. - М.: Радуга, 1982. - С. 304
3. Лубышева Л.И., Грузных Г.М. О программных основах вузовского физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 3. - С. 42-45.
4. Романов Н.Н. Трудные дороги к Олимпу / Н.Н. Романов. - М.: Советский спорт, 1987. - С. 67.
5. Спутник физкультурного работника / Под ред. В.А.Ивонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1977.
6. Столбов В.В. История физической культуры и спорта: учебник / В.В. Столбов [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2000. - С. 47-65.
7. An Olympic charter 1991 of the International Olympic committee. Rules and official explanations.