УДК 796.01:316
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ И ОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Л.И. Лубышева1, А.Ф. Зекрин2
!ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», Москва, Россия
2ФГБОУ ВПО «Чайковский государственный институт физической культуры», Чайковский, Россия Для связи с авторами: [email protected]
Аннотация:
Проблема взаимодействия олимпийского и университетского спорта - предмет научных дискуссий и современных публикаций, посвященных данной проблематике. Это обусловлено тем, что в спортивном мире существуют два престижных и крупномасштабных мероприятия - Олимпийские игры и Всемирные универсиады, которые, с одной стороны, привлекают внимание миллионов зрителей, а с другой - являются ареной борьбы политиков и глав государств за право проведения этих соревнований.
Каждый спортсмен считает делом всей жизни принять участие в данных соревнованиях. Для их проведения требуются огромные экономические ресурсы. Чтобы сохранить и повысить статус олимпийского и университетского спортивного движения в мире, необходимо осознать, чем привлекательны для молодежи эти разновидности спорта и что препятствует их дальнейшему существованию и развитию.
Модели олимпийского и университетского спорта имеют ряд существенных различий, в частности в целях и установках спортсменов. К общим чертам этих моделей следует отнести символику, гуманистическую направленность и социальные функции.
Гуманистический потенциал олимпийского и университетского спорта созвучен философской идее Пьера де Кубертена - равных и безграничных возможностей спорта в совершенствовании человека и общества.
Ключевые слова: социологический опрос, студенты, олимпизм, Олимпийские игры, Всемирная универсиада.
UNIVERSITY AND OLYMPIC SPORTS IN THE CONTEXT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS L.I. Lubysheva1, A.F. Zekrin2
Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russia
2Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky, Russia
Abstract:
The issue of the interaction of Olympic and university sports is a subject of scientific debate and modern publications devoted to this range of problems. This is due to two major and prestigious events in the world of sport - the Olympic Games and World Universiades, which on the one hand attract the attention of millions of spectators, and on the other - are the subject of the fight of politicians and heads of state for the right to host these competitions.
Each athlete considers his lifework to participate in these competitions. Enormous economic resources are needed for these events. In order to preserve and enhance the status of the Olympic and the university sports movements in the world one should realize and understand what makes these kinds of sport so attractive to young people and what prevents their further existence and development? The models of development of Olympic and university sports have a number of significant differences, in particular: the purposes and attitudes of athletes. The common features of these models are symbolism, humanistic orientation and social functions.
The humanistic potential of Olympic and university sports is in keeping with the philosophical idea of Pierre de Coubertin: of equal and infinite possibilities of sport for improvement of single individual and society in general.
Key words: sociological survey, students, Olympism, Olympic Games, World Universiade.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема взаимодействия олимпийского и университетского спорта — предмет научных дискуссий и современных публикаций, посвященных данной проблематике. Это обусловлено тем, что в спортивном мире существуют два престижных и крупномасштабных мероприятия — Олимпийские игры и Всемирные универсиады, которые, с одной стороны, привлекают внимание миллионов зрителей, а с другой — являются предметом борьбы политиков и глав государств за право проведения этих соревнований.
Каждый спортсмен считает делом всей жизни принять участие в этих соревнованиях. Для их проведения требуются огромные экономические ресурсы. Чтобы сохранить и повысить статус олимпийского и университетского спортивного движения в мире, необходимо осознать и понять, чем привлекательны для молодежи эти разновидности спорта и что препятствует их дальнейшему существованию и развитию.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - провести социологический анализ ценностного потенциала олимпийского и университетского спорта на основе изучения отношения студентов, обучающихся в вузах физической культуры и спорта, к данным разновидностям спортивного движения. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
• провести анализ модели развития олимпийского и университетского спорта;
• выявить сходство и различие в моделях развития олимпийского и университетского спорта;
• выявить ценностный потенциал олимпийского и университетского спорта для развития современного общества и личности спортсмена.
Прежде всего, сформулируем основные понятия нашего исследования, так как они редко обсуждаются в современной теории спорта. При формулировке понятий мы исходили прежде всего из их принадлежности к главным крупномасштабным спортивным событиям:
• олимпийский спорт - это разновидность спорта высших достижений, интегрирован-
ная в пространство олимпииского движения и программу Олимпийских игр; • под университетским спортом, как правило, понимаются виды спорта, объединенные идеологией и программой всемирных студенческих универсиад.
Современный олимпизм, разработанный Пьером де Кубертеном, основывается на идее соревнования, хорошо выраженной в девизе монаха-проповедника Анри Дидона: «Citius
— Altius — Fortius» (Быстрее, выше, сильнее). Этот лозунг призывает спортсмена максимально прилагать свои усилия на спортивных соревнованиях и во время подготовки к ним. Международный университетский спорт, основанный Международной конфедерацией студентов под руководством Жана Петитжа-на, имеет похожий лозунг — «Совершенство тела и духа» — и призывает участников к личностному совершенствованию одновременно в спорте и в образовании. Современный олимпизм и международный университетский спорт в действительности очень близкие и взаимодополняющие социальные явления. Об этом свидетельствуют их эмблемы:
— пять переплетенных колец разных цветов на белом фоне, которые стали главным символом Международного олимпийского комитета (МОК) в период с 1912 по 1920 гг;
— пять звезд разных цветов и заглавная буква «U» на белом фоне, которые символизируют Международную федерацию студенческого спорта (ФИСУ) начиная с 1959 г. (по инициативе Примо Небиоло).
Пять переплетенных колец символизируют пять континентов, объединенных духом Олимпизма, шесть цветов (синий, желтый, черный, зеленый, красный и белый) можно увидеть на всех национальных флагах мира (на начало 20-го века). Цель интернациональная — объединить молодежь всего мира. Пять звезд символизируют совершенство, к которому стремятся все университеты, объединенные вокруг «U» — университетского спорта; каждая звезда обозначает определенный континент соответствующего цвета, белый фон является символом академического единства. Цель интернациональная и интеруниверси-
тетская — объединить юных студентов всего мира.
Модели олимпийского и студенческого спорта очень близки по духу — это дух состязательности и взаимопонимания, однако им также присущи и отличительные характеристики. Олимпийский и университетский спорт в процессе своего развития и функционирования в современном мире подвергаются трансформациям, обусловленным социокультурной динамикой. Сравнивая основные тенденции развития олимпийского и университетского спорта, можно отметить, что такие факты, как допинг, коммерциализация, агрессивность и другие негативные тенденции в большей степени присущи олимпийскому спорту, для университетского спорта характерна более мягкая модель развития. Другим существенным отличием олимпийского спорта от университетского является отношение спортсмена к достижению результата. Для олимпийского спорта характерна абсолютная концентрация на достижении максимального спортивного результата любой ценой. В университетском спорте студенты-спортсмены стремятся превзойти результат, обусловленный уровнем их индивидуальной подготовленности, и познать свои возможности, при этом речь не всегда идет о пределе человеческих возможностей. Тем не менее сравнительный анализ развития олимпийского и университетского спорта даёт основание заключить, что концепция олимпийского спорта, разработанная Пьером де Кубертеном, в условиях современных социокультурных трансформаций успешнее реализуется в пространстве университетского спорта. В докладе Жана Дюрри на Международном конгрессе ФИСУ в Казани 2013 г. прозвучала резкая критика негативных тенденций развития олимпийского спорта и было высказано мнение, что олимпийский и университетский спорт имеют разные цели. Поэтому возникает противоречие между современным пониманием гуманистического потенциала олимпийского и университетского спорта и их реальной значимостью в развитии общечеловеческих ценностей. Решение этого противоречия особенно важно для формирования ми-
ровоззрения будущих спортивных педагогов, понимания и осознания ими гуманистических ценностей этих разновидностей спорта. МАТЕРИАЛЫ
И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В рамках исследования нами был проведён социологический опрос по выявлению гуманистического потенциала олимпийского и университетского спорта среди студентов Чайковского государственного института физической культуры. Генеральная совокупность составила 260 человек. В ходе исследования было опрошено 170 студентов (78 девушек и 92 юношей), обучающихся на старших курсах (3-5-м). Для определения выборочной совокупности использовался метод основного массива. Опрос проводился в период с ноября по декабрь 2014 г. Анкета состояла из 15 вопросов, которые были разделены на два блока:
• демографический: пол, курс, специализация;
• основной, посвященный изучению отношения студентов к олимпийскому и университетскому спорту и выявлению их ценностного потенциала.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
На рисунке 1 показано распределение ответов респондентов на вопрос об актуальности идеалов Пьера де Кубертена для современных спортсменов. В ходе анализа выявлена высокая значимость олимпизма в мировоззрении респондентов.
Анализируя данные, представленные на рисунке 2, хотелось бы отметить, что 84% ре-
Как Вы считаете, актуальны ли для современных спортсменов идеалы Пьера де Кубертена?
Рисунок 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос об актуальности идеалов Пьера де Кубертена для современных спортсменов
Согласны ли Вы с мнением, что олимпийский и университетский спорт наряду с положительным оказывает и отрицательное влияние на личность спортсмена/студента?
Рисунок 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос о влиянии олимпийского и университетского спорта на личность спортсмена
Согласны ли Вы с мнением, что олимпийский и университетский спорт всё больше приближается к профессиональной деятельности?
■ да нет
Рисунок 3 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Приближается ли олимпийский и университетский спорт к профессиональной деятельности?»
спондентов при ответе на вопрос: «Согласны ли Вы с мнением, что олимпийский и университетский спорт наряду с положительным оказывает и отрицательное влияние на личность спортсмена/студента?» не согласились с данным утверждением.
В то же время на рисунке 3 видно, что 76% опрашиваемых утверждают, что олимпийский и университетский спорт все больше приближаются к профессиональной деятельности.
Достаточно парадоксальным, на наш взгляд, явился тот факт, что 68% студентов, будущих
педагогов и тренеров, утверждают: ради высокого спортивного результата можно нарушать принципы фэйр-плей. При ответах на вопросы о ведущих социальных функциях олимпийского и университетского спорта получены следующие результаты. В олимпийском спорте в виде основных социальных функций были названы: зрелищная (22%), гуманистическая (18%) и воспитательная (18%). В университетском спорте, по мнению респондентов, главной является коммуникационная функция.
К положительным результатам опроса можно отнести то, что подавляющее большинство респондентов принимали участие в спортивных соревнованиях разного уровня в качестве спортсмена, судьи либо волонтера. При этом 92% студентов считают, что студенческий спорт может быть «стартовой площадкой» для олимпийского спорта. Анализируя результаты исследования, стоит отметить, что в качестве главной цели занятий студенческим спортом практически половина респондентов (48%) назвали возможность попасть в сборные команды более высокого уровня.
ВЫВОДЫ:
• Модели развития олимпийского и университетского спорта имеют ряд существенных различий, в частности в целях и установках спортсменов.
• К общим чертам этих моделей следует отнести символику, гуманистическую направленность и социальные функции.
• Гуманистический потенциал олимпийского и университетского спорта созвучен философской идее Пьера де Кубертена о равных и безграничных возможностях спорта в совершенствовании человека и общества. Однако современная модель олимпийского спорта требует незамедлительного обновления концептуальных основ и положений олимпийской хартии в соответствии с методологическими принципами и практикой развития международного спортивного движения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дюрри Ж. Пьер де Кубертен у истоков студенческого спорта и олимпийского движения / Ж. Дюрри // «Университетский и олимпийский спорт: две модели - одна цель?» : сборник тезисов докладов конференции Международной федерации студенческого спорта (14-17 июля 2013 г.). - С. 17-18.
BIBLIOGRAPHY
1. Durry, J. P'er de Kuberten u istokov studencheskogo sporta i olimpiyskogo dvizheniya (Pierre de Coubertin at the origins of university sport and Olympic movement) / J. Durry // «Universitetskiy i olimpiyskiy sport: dve modeli - odna tsel'?» : Sbornik tezisov dokladov Konferentsii Mezhdunarodnoy federatsii studencheskogo sporta (14-17 iyulya 2013 g.) ("University and Olympic sports: two models - one goal?" : Book of abstracts of the Conference of the International University Sports Federation (14-17
2. Лубышева, Л. И. Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы / Л. И. Лубышева, Н.В. Пешкова // Теория и практика физ. культуры. -2014. - № 1. - С. 39-41.
3. Михалев, В. И. Университетский спорт в контексте олимпийских идей Пьера де Кубертена / В. И. Михалев, Н. В. Рекутина // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 1. - С. 34-37.
July 2013). - P. 17-18.
2. Lubysheva, L. I. Analiz razvitiya studencheskogo sporta: sostoyanie i perspektivy (Analysis of development of university sport: Status and Prospects). / L. I. Lubysheva, N. V. Peshkova // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - № 1. - P. 39-41.
3. Mikhalev, V. I., Universitetskiy sport v kontekste olimpiyskikh idey P'era de Kubertena (University sport in the context of Olympic ideas of Pierre de Coubertin) / V. I. Mikhalev, N. V. Rekutina // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - № 1. - P. 34-37.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Лубышева Людмила Ивановна - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма».
Зекрин Артем Фанавиевич - аспирант ФГБОУ ВПО «Чайковский государственный институт физической культуры».