Научная статья на тему 'Трансформация идеалов и гендерных отношений в олимпийском движении'

Трансформация идеалов и гендерных отношений в олимпийском движении Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1796
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ОЛИМПИЗМА / THE CONCEPT OF OLYMPISM / СПОРТСМЕНЫ / ATHLETES / ГЕНДЕР / GENDER / ГЕНЕЗИС ОЛИМПИЙСКИХ ИГР / THE GENESIS OF THE OLYMPIC GAMES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сучилин А. А., Столярчук Л. И.

Анализ генезиса идеалов и гендерных отношений в международном олимпийском движении показал, что они формировались на протяжении трех знаменательных периодов: зарождение в Древней Греции, развитие любительского спорта на принципах Пьера де Кубертена и модернизация спорта на основе профессионализации и коммерциализации. Осмысление и критический анализ исследуемой проблемы являются актуальными и востребованными, поскольку позволяют наметить перспективные пути дальнейшего развития олимпийского движения. Материалы: Поволжская олимпийская академия как основа развития олимпийского движения и олимпийского образования, Волгоградская государственная академия физической культуры как учебный комплекс в подготовке кадров для олимпийского движения, научно-исследовательский Центр гендерных исследований Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация; историко-герменевтический метод; педагогическое наблюдение; изучение продуктов деятельности субъектов образовательного процесса Поволжской олимпийской академии, Волгоградской государственной академии физической культуры, научно-исследовательского Центра гендерных исследований Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Результаты исследования: Представлены аналитические материалы трансформации идеалов и гендерных отношений в периоды зарождения, расцвета и гибели Олимпийских игр в Древней Греции. Показано их возрождение на идиалистических принципах любительского спорта Пьера де Кубертена и их модернизация на основе концепции Хуана Антонио Самаранча, предусматривающей допуск профессионалов на Олимпийские игры и их коммерциализацию. Отмечено количественное увеличение женщин и расширение их прав на участие в различных видах спорта в условиях демократизации мирового сообщества. Заключение: Аналитические данные, полученные в ходе исследования, позволили проследить генезис олимпизма, обнаружить связь Игр Древней Греции с современным олимпийским движением, показать трансформацию идеалов и гендерных отношений в олимпийском движении. Полученные результаты исследования легли в основу подготовки и издания ряда монографий («Олимпийская энциклопедия Волгоградской области», «Волгоград олимпийский: легкая атлетика, плавание, гандбол и др.»), учебного пособия «Гендерное образование» и учебника «Олимпийское образование», рекомендованного Олимпийским комитетом России в качестве учебника для системы олимпийского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFORMATION OF IDEALS AND GENDER RELATIONS IN THE OLYMPIC MOVEMENT

The Analysis of ideals and gender relations Genesis in the international Olympic movement showed that they were formed during three significant periods: the emergence in ancient Greece, the development of Amateur sport on the principles of Pierre de Coubertin and modernization of sports on the basis of professionalization and commercialization. Comprehension and critical analysis of the research problem is relevant and useful because it allows you to identify promising ways of further development of the Olympic movement. Materials: Volga Olympic Academy as the basis for the development of the Olympic movement and Olympic education, Volgograd state Academy of physical culture as an educational complex in training for the Olympic movement, research Center for gender studies, Volgograd state socio-pedagogical University. Research methods: theoretical analysis and synthesis, generalization, abstraction, and concretization; the historical-hermeneutic method; pedagogical observation; study of educational process Olympic Academy of the Volga subjects activity products, Volgograd state Academy of physical culture, research Center for gender studies, Volgograd state socio-pedagogical University. Survey results: The analytical materials of ideals and gender relations transformation in periods of birth, heyday and death of the Olympic Games in ancient Greece. Shown were presented their revival on idealistically principles of Pierre de Coubertin Amateur sports and their modernization on the basis of Juan Antonio Samaranch concept, providing admission of professionals to the Olympic Games and their commercialization. Quantitative increase of women and is marked and their participation in various sports in terms of democratization of the world community. Conclusion: Analytical data received during research, allow us to trace the Genesis of the Olympic movement, to detect the connection of ancient Greece Games to the modern Olympic movement, to show the transformation of ideals and gender relations in the Olympic movement. The obtained results formed the basis for the preparation and publication of a number of monographs "Olympic encyclopedia of the Volgograd region, Volgograd Olympic: athletics, swimming, handball, etc.", the textbook "Gender education" and the book "Olympic education" recommended by the Olympic Committee of Russia as a textbook for the system of Olympic education.

Текст научной работы на тему «Трансформация идеалов и гендерных отношений в олимпийском движении»

УДК 796.316 DOI 10.14526/01_1111_96

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕАЛОВ И ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ

Сучилин А.А. - доктор педагогических наук, профессор, Волгоградская государственная академия физической культуры, 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 78 Столярчук Л.И. - доктор педагогических наук, профессор, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400066, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д.27

THE TRANSFORMATION OF IDEALS AND GENDER RELATIONS

IN THE OLYMPIC MOVEMENT

Suchilin A. A. - doctor of pedagogical Sciences, Professor, Volgograd state Academy of physical culture, 400005, Volgograd, etc. them. V.I. Lenin, 78 Stolyarchuk L. I. - doctor of pedagogical Sciences, Professor, Volgograd state socio-pedagogical University, 400066, Volgograd, etc. them. V.I. Lenina, 27.

e-mail: suchilin. [email protected] stolyarchuck. l@yandex. ru

Аннотация: Анализ генезиса идеалов и гендерных отношений в международном олимпийском движении показал, что они формировались на протяжении трех знаменательных периодов: зарождение в Древней Греции, развитие любительского спорта на принципах Пьера де Кубертена и модернизация спорта на основе профессионализации и коммерциализации. Осмысление и критический анализ исследуемой проблемы являются актуальными и востребованными, поскольку позволяют наметить перспективные пути дальнейшего развития олимпийского движения. Материалы: Поволжская олимпийская академия как основа развития олимпийского движения и олимпийского образования, Волгоградская государственная академия физической культуры как учебный комплекс в подготовке кадров для олимпийского движения, научно-исследовательский Центр гендерных исследований Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация; историко-герменевтический метод; педагогическое наблюдение; изучение продуктов деятельности субъектов образовательного процесса Поволжской олимпийской академии, Волгоградской государственной академии физической культуры, научно-исследовательского Центра гендерных исследований Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Результаты исследования: Представлены аналитические материалы трансформации идеалов и гендерных отношений в периоды зарождения, расцвета и гибели Олимпийских игр в Древней Греции. Показано их возрождение на идиалистических принципах любительского спорта Пьера де Кубертена и их модернизация на основе концепции Хуана Антонио Самаранча, предусматривающей допуск профессионалов на Олимпийские игры и их коммерциализацию. Отмечено количественное увеличение женщин и расширение их прав на участие в различных видах

спорта в условиях демократизации мирового сообщества. Заключение: Аналитические данные, полученные в ходе исследования, позволили проследить генезис олимпизма, обнаружить связь Игр Древней Греции с современным олимпийским движением, показать трансформацию идеалов и гендерных отношений в олимпийском движении. Полученные результаты исследования легли в основу подготовки и издания ряда монографий («Олимпийская энциклопедия Волгоградской области», «Волгоград олимпийский: легкая атлетика, плавание, гандбол и др.»), учебного пособия «Гендерное образование» и учебника «Олимпийское образование», рекомендованного Олимпийским комитетом России в качестве учебника для системы олимпийского образования.

Ключевые слова: концепция олимпизма, спортсмены, гендер, генезис Олимпийских

игр.

Abstract: the Analysis of ideals and gender relations Genesis in the international Olympic movement showed that they were formed during three significant periods: the emergence in ancient Greece, the development of Amateur sport on the principles of Pierre de Coubertin and modernization of sports on the basis of professionalization and commercialization. Comprehension and critical analysis of the research problem is relevant and useful because it allows you to identify promising ways of further development of the Olympic movement. Materials: Volga Olympic Academy as the basis for the development of the Olympic movement and Olympic education, Volgograd state Academy ofphysical culture as an educational complex in training for the Olympic movement, research Center for gender studies, Volgograd state socio-pedagogical University. Research methods: theoretical analysis and synthesis, generalization, abstraction, and concretization; the historical-hermeneutic method; pedagogical observation; study of educational process Olympic Academy of the Volga subjects activity products, Volgograd state Academy of physical culture, research Center for gender studies, Volgograd state socio-pedagogical University. Survey results: The analytical materials of ideals and gender relations transformation in periods of birth, heyday and death of the Olympic Games in ancient Greece. Shown were presented their revival on idealistically principles of Pierre de Coubertin Amateur sports and their modernization on the basis of Juan Antonio Samaranch concept, providing admission of professionals to the Olympic Games and their commercialization. Quantitative increase of women and is marked and their participation in various sports in terms of democratization of the world community. Conclusion: Analytical data received during research, allow us to trace the Genesis of the Olympic movement, to detect the connection of ancient Greece Games to the modern Olympic movement, to show the transformation of ideals and gender relations in the Olympic movement. The obtained results formed the basis for the preparation and publication of a number of monographs "Olympic encyclopedia of the Volgograd region, Volgograd Olympic: athletics, swimming, handball, etc.", the textbook "Gender education" and the book "Olympic education" recommended by the Olympic Committee of Russia as a textbook for the system of Olympic education.

Keywords: the concept of Olympism, athletes, gender, the Genesis of the Olympic Games.

Идеалы олимпийского движения, начиная с древнегреческой цивилизации, формировались на основе эстетических принципов и этических ритуалов Игр на фоне общего развития древнегреческой культуры и вместе с тем активно влияли на ее развитие. Олимпийские игры, их философия и религиозная концепция стали важным феноменом греческой

цивилизации, оказавшим влияние на судьбу развития спорта в Европе, превратившись в культурное достояние всего человечества. Несомненным

достоинством древнегреческих Олимпиад является участие в них юношей. Требования к ним были значительно ниже. Максимальная дистанция бега составляла 2 стадия, а все вооружение весило до 33 килограммов. Постепенно снаряжение облегчалось, и бегуны соревновались лишь со специально подготовленными щитами.

Древний олимпизм в значительной мере определялся языческими божествами, культовыми обрядами, бытовавшими в те времена нравами. Этим можно объяснить то, что женщины на официальные Игры не

допускались, им даже не разрешалось присутствовать на состязаниях.

Нарушивших это запрещение ожидала смертная казнь. Их сбрасывали со скалы, возвышавшейся вблизи Олимпии, о чем трактует Павсаний в «Описании Эллады».

Ференц Мез приводит только один случай, когда женщина из Родоса по имени Каллипатерия в мужской одежде сопровождала своего сына,

участвовавшего в кулачном бою. Когда ее сын одержал победу, она не сдержалась от восторга, бросилась к нему и стала его целовать. Все поняли, что это была женщина. Суровый закон к Каллипатерии не был применен, так как она оказалась дочерью одного из самых прославленных атлетов Диагора - победителя соревнований в кулачном бою на 79-х Олимпийских играх (464 год до нашей эры).

Женщины имели свои состязания, по преданию, основанные Гипподамией. Они состояли из бега на короткую дистанцию, примерно 160 м. Женщины выступали с распущенными волосами и в рубашке (тунике), достигавшей коленей, в трех возрастных группах. Победительниц тоже награждали оливковыми венками, им разрешалось посвящать богине Гере, покровительнице этих Игр, свое изображение. Соревнования женщин также проводились в Олимпии, но после мужских Игр, т.е. в традиционной греческой культуре наряду с мужскими Олимпийскими играми параллельно существовали женские Игры, которые, однако, не считались олимпийскими.

Как видим, начиная с развития древней народной языческой культуры и античной цивилизации при организации и проведении Олимпийских игр строго учитывались гендерные различия, характеризующиеся не телесным несходством мужчин и женщин, т.е. не анатомо-физиологическими особенностями, а разным социальным статусом и исполняемыми в обществе социокультурными ролями [13]. Мужчины являлись свободными гражданами, а женщины приравнивались к рабам, которые не обладали ни политическими,

ни экономическим, ни гражданскими правами.

Под гендерными отношениями в обществе, вслед за Е.А. Здравомысловой, А.А. Темкиной, мы понимаем «социальную организацию половых различий», характеризующуюся

«распределением благ и престижа по признаку приписанного пола» [2].

Несмотря на существующие правовые различия мужчин и женщин, Олимпиады являлись важными

праздниками для всех. В дни проведения Игр Олимпия становилась центром оживленной торговли, знакомства с обычаями и культурой соседних народов. Не только зрителями, но иногда и участниками являлись Пифагор и Платон, Аристотель и Геродот, другие выдающиеся мыслители и ученые. Нередко выдающиеся таланты древности добивались успехов в спортивных состязаниях. Олимпийским чемпионом в кулачном бою был великий греческий математик Пифагор, за что ему при жизни воздвигнут памятник в Олимпии. Гиппократ, «отец медицины», считался прекрасным наездником и борцом. Побеждали в различных спортивных состязаниях философы Сократ и Платон, драматурги Софокл и Еврипид и многие другие представители эллинской культуры.

Все отрасли тогдашнего знания получили философское осмысление в сочинениях ученика Платона,

крупнейшего ученого периода расцвета древнегреческой культуры Аристотеля (384-322гг. до н.э.). Насколько велик был его авторитет в обществе, можно судить и по тому, что Аристотелю было доверено воспитание Александра Македонского.

Центральные принципы этики Аристотеля - разумное поведение, умеренность (метриопатия) и

одновременно активная деятельность в превращении возможности в

действительность. Продолжительное

физическое бездействие, по Аристотелю, истощает и разрушает человека. Его учение об основных принципах бытия, о единстве тела и души человека послужило

основой определения трех сторон воспитания: физического, нравственного и умственного.

Олимпийские игры античной цивилизации привлекали к себе внимание выдающихся представителей истории, философии, медицины, литературы и искусства. Игры нашли широкое отражение в их научных трудах, художественных произведениях как источник, рождающий силу, здоровье, энергию, вдохновение. В них отражена заветная мечта человека, обладать физическими достоинствами. Народ наделял своих героев не только умом и прозорливостью, но и отменной силой, быстротой, ловкостью, выносливостью, о чем повествуют имена легендарных Антея, Геракла. Самые благородные мечты и стремления людей нашли свое воплощение в олимпийских идеалах античной цивилизации.

В результате крупных миграций различных племен на Пелопоннесе образовался целый ряд государств с различными культурами и религиозными верованиями. Столкновения между ними нередко перерастали в кровопролитные войны. Вторгались во владения Греции некогда могущественная Персия и некоторые другие соседние страны. Греки искали средства преодоления раздоров. И рядовые граждане, и цари полисов искали зону сохранения и гарантии мира, без истребления себя в постоянных войнах. Олимпия и явилась святыней особого рода, где в мирных состязаниях встречались атлеты всех полисов. Уже Игры 776 года до н.э. стали возможны благодаря мирному договору между Элладой, Ахейей и Спартой, заключенному за 8 лет до их проведения. К этому же времени относится установление экехерии - священного перемирия во время подготовки и проведения Олимпийских игр, которая остается обязательной при организации и проведении и современных Олимпийских игр. Условия ее весьма категоричны. Вступивший на землю Олимпии с оружием в руках считался богохульником, а не отомстивший за это злодеяние -безбожником.

Экехерия свято соблюдалась. За более чем тысячелетнюю историю античных олимпиад известно лишь несколько случаев нарушения перемирия. В 420 году до н.э. Спарта отправила вооруженный отряд в один из городов Греции, за что спартанцы не были допущены на Олимпийские игры, а на Спарту именем Зевса был наложен большой денежный штраф. Спустя 70 лет солдаты великого македонского царя Филиппа напали на жителя Афин, направлявшегося на Игры, и ограбили его. Виновные не отрицали происшедшего и правоты экехерии. Царь Филипп принес свои извинения, оправдывая поведение солдат лишь тем, что они не знали о перемирии. Олимпийская экехерия была мощной силой в единении греческого народа, имела важное значение для развития греческой цивилизации. Более того, это мудрое наследие чрезвычайно благотворно и в современном мире. Она была утрачена в IV в. до нашей эры в связи с завоеванием Эллады в 365 г. аркадианами. Игры в Олимпии были запрещены.

Возрождение современных

Олимпийских игр связано с именем Пьера де Кубертена, ученого и талантливого организатора. Человек эрудированный и кристально честный, разносторонний спортсмен, он показывал отличные результаты в вело- и мотогонках, скачках на коне, фехтовал, боксировал, играл в теннис. Исключительная порядочность и обязательность поистине открывали перед ним сердца людей разного возраста, социального положения и национальной принадлежности.

Кубертен изучил опыт развития спорта в Великобритании, Германии, США и других странах. Глубокий анализ зарождения и развития спорта, а также экономической ситуации в Европе, переживающей великие открытия (железные дороги и телеграф), приблизили людей друг к другу, позволили им чаще общаться, лучше узнавать друг друга. Это дало Пьеру де Кубертену возможность выдвинуть олимпийскую идею, в которую он вкладывал прежде всего нравственные

принципы, ибо, по его утверждению, спорт - это не предмет роскоши, занятие лентяев и не мускульная компенсация умственного труда. Для всякого человека спорт - это источник внутреннего совершенствования, независимо от его профессии. Работы Кубертена пронизаны духом

человеколюбия, гуманизма, философией гуманистических ценностей спорта. Он придавал исключительное значение принципам честной игры, неустанно подчеркивал необходимость соблюдения «рыцарского, благородного духа атлета», сохранения человеческого достоинства при любых исходах состязаний. Спортсмен не только должен был уметь защищаться от неудач, он обязан всегда казаться крепким, веселым, довольным, сохранять душевное равновесие, как при поражении, так и при победе.

Кубертен стремился разработать такую идею олимпийского движения, которая бы исключала любые формы социальной, национальной, религиозной, половой дискриминации.

Идея о равенстве мужчин и женщин не получила распространения в античности и Средневековье. Однако она стала значимым социальным принципом в период радикальных изменений Нового времени. Развитие представлений о равенстве полов произошло в эпоху Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, А. Смит и др.); в конце XVIII века представители раннего феминизма (М. Уолстоункрафт, Дж.С. Милль, Х. Тэйлор) утверждали, что женщины отличны от мужчин (equal but different), хотя должны обладать равными правами с мужчинами; в XIX веке в дискуссиях различных социально-политических теорий (Э. Берк, Г.Б. Мабли, К.А. Сен-Симон и др.) подчеркивалось, что биологические различия полов не являются основанием для снижения, вторичности социального статуса женщин, акцентировалось внимание на гарантии со стороны государства равенства политических, юридических, гражданских и

экономических прав мужчинам и женщинам. Ценность этого принципа заключалась в том, что он превращался в

правовую норму, создавал условия для соревновательности, гуманизации,

демократизации и интернационализации и вписывался в магистральные направления развития современной цивилизации.

Современный атлетизм, по Кубертену, имеет две тенденции. Он становится демократическим и

интернациональным, мобилизует людей на посещение новых стадионов и позволяет морально совершенствовать социальный мир вместе с физическим развитием человека. Олимпийские игры ни в коем случае не должны быть привилегией только Европы, они должны прийти в Азию, Африку, Америку, Австралию. И хотя в 1925 году первая попытка провести Игры черного континента в Египте не увенчалась успехом, сама идея не была забыта. Современные Олимпийские игры благодаря идее Кубертена стали проводиться регулярно, чередуя города Европы, Азии, Америки и Австралии. На очереди Африканский континент.

Предметом особых забот Кубертена было распространение олимпийских идей в Азии. Он отлично понимал, какое большое значение для международного спортивного движения будет иметь вовлечение в сферу его влияния азиатских стран с их многомиллионным населением. Не имея прямых контактов со спортивными организациями Японии, Кубертен через французского посла в Токио передал японцам приглашение на стокгольмскую Олимпиаду и был очень рад, что на ней был впервые поднят флаг азиатского континента. Кубертен проявлял большой интерес к установлению контактов и даже к взаимному сотрудничеству с организациями спортивного движения и учеными России.

Объективный анализ творческого наследия Кубертена на историческом фоне векового периода развития спортивного движения показывает, что не все идеалы олимпизма выдержали испытание временем. Некоторые из них под влиянием политических, идеологических, социально-экономических и других факторов были искажены или с течением времени потеряли смысл.

Во второй половине прошлого столетия в олимпийском движении стала доминировать ориентация на спорт высших достижений, на приоритет престижной функции спорта с установкой на победу.

С первых шагов обоснования современного олимпийского движения и на протяжении всей деятельности в руководстве Международным

олимпийским комитетом Кубертен бескомпромиссно выступал против профессионализма в спорте, считая его несовместимым с олимпизмом. Проблема любительства и профессионализма в числе первых обсуждалась на учредительном конгрессе и почти на всех последующих международных олимпийских конгрессах. В мировоззрении основателя современного олимпизма активный пацифизм занимал настолько прочное место, что в спорте он видел средство спасения человечества от войн и бедствий, но не понимал и не хотел понять, что развитие спорта не может быть изолировано от противоречивых общественных процессов. Вопреки благородным чаяниям «великого идеалиста» неумолимые законы новой истории еще при жизни Кубертена привели к страшным жертвам и разрушениям первой мировой войны и срыву Олимпиады 1916 года. И тем не менее Кубертен не напрасно свою вдохновенную «Оду спорту» завершил гимном миру: «О спорт! Ты мир!».

Основополагающим документом явилась Олимпийская хартия, которую смог отстоять Кубертен, определяющая основной целью участие спортсменов-любителей в Олимпийских играх на дружеских полях любительского спорта один раз в четыре года без дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам. Она объединяет спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам, что способствует международному доверию,

доброй воле и созданию лучшего и более спокойного мира.

Олимпизм соединяет спорт, культуру и образование, служит личностному развитию, способствует сохранению мирного общества и человеческого достоинства, социальной ответственности и уважения к всеобщим основным этическим принципам.

Идеалы любительского спорта, заложенные Кубертеном, при возрождении Олимпийских игр были оправданы. В то время любительский спорт был чистым и материально независимым, отличался от профессионального честной борьбой и благородством, а профессиональный демонстрировал свои пороки (договор и подкуп между соперниками соревнований, коррупция среди судей).

Этот период отмечается

девятикратным ростом участников - с 245 до 2066 человек, из них женщин -трехкратным ростом количества (с 22 до 63).

После отставки Кубертена и прихода к руководству Анри де Байе-Латура МОК оказался в арьергарде западных политиков бойкота Советской России, а затем и Советского Союза. Кубертен был обеспокоен такой ситуацией и призывал исходить из реальной политической обстановки. Он пытался изменить позицию МОК, обратить внимание на интенсивное развитие спорта в Советском Союзе, на необходимость распространения спорта среди рабочих. Однако эти попытки не дали результатов. МОК отказался приглашать советских спортсменов на Олимпийские игры. В свою очередь, советское руководство стало на путь открытой политизации спорта.

Байе-Латур возглавлял МОК в течение 17 лет (1925-1942). Он придерживался принципов Кубертена. Количество участников Олимпийских игр в это время возросло с 2594 до 3980, а число представленных ими стран - с 29 до 49. Количество спортсменов,

участвовавших в Олимпиадах,

увеличилось на 9%, в том числе женщин -на 4%. В последующие годы, вплоть до 1980, президенты МОК продолжали строго

руководствоваться олимпийскими

принципами Кубертена.

Деятельность Юханнеса Зигфрида Эдстрема на посту президента МОК с 1942 по 1952 гг., в сложный послевоенный период, была посвящена укреплению и расширению олимпийского движения, использованию олимпийских идеалов для сплочения и сотрудничества молодежи различных народов. С 1948 по 1952 г. количество участников на Олимпиадах возросло с 4104 до 4955 человек. А количество женщин уменьшилось с 3090 до 158 человек, что можно объяснить усложнением социально-экономической ситуации в мире.

Эвери Брендедж (1952-

1972) много делая для сохранения и укрепления спортивных связей, оставался приверженцем идеалистических, а порой и консервативных взглядов. Он был фанатично предан статусу «любительства» в олимпийском спорте, догматически следовал правилам и законам МОК, идеалам Кубертена, которые не всегда согласовывались с новыми процессами, возникающими в современной жизни. Однако это не помешало росту количества участников Олимпиад до 7234 человек, в том числе женщин - до 1070 человек. Участники представляли 121 страну.

Последним из президентов МОК, приверженцев идеалов Кубертена, был Майкл Морис Килланин. Возглавляя МОК (1972-1980), он способствовал укреплению олимпийского движения без политической дискриминации. Этот период отмечается некоторым спадом количества участников Олимпиад - до 5179 человек, из них женщин - до 1192 человек. Олимпийское движение начало испытывать финансовые трудности в связи с ослабевающей материальной поддержкой государств социалистического содружества,

нехваткой средств у МОК и недопуском к Играм профессиональных спортсменов.

Модернизировать современное олимпийское движение был призван Хуан Антонио Самаранч (1980-2001),принявший на себя столь большую ответственность и сосредоточивший усилия прежде всего на повышении эффективности и

стабильности деятельности МОК и укреплении авторитета олимпийского движения. Его концепция включала следующие основные принципы:

- совместная работа и тесное сотрудничество трех звеньев олимпийского движения: МОК, НОК и МСФ;

- модернизация управления олимпийским движением в соответствии с международными с требованиями;

- коммерциализация олимпийского движения;

- пересмотр отношения к профессионализму с целью повышения спортивного уровня Олимпийских игр;

- признание массового спорта, спорта для всех, спорта для инвалидов для включения в олимпийское движение;

- усиление борьбы с допингом;

- развитие олимпийской солидарности;

- расширение сотрудничества с правительственными и неправительственными организациями, заинтересованными в развитии спорта;

- профессиональное сотрудничество со средствами массовой информации, и особенно с телевидением.

Уже в самом начале своей деятельности Самаранч, столкнувшись с продолжавшимся политическим

противоборством между США и СССР, сделал все возможное для предотвращения бойкота Игр Олимпиады в Лос-Анджелесе. В последующие годы умелая и гибкая политика президента МОК сделала олимпийское движение более стабильным, многочисленным и авторитетным.

С большим успехом прошли Игры 1988 г. в Сеуле и 1992 г. в Барселоне. Олимпийское движение было избавлено от внешних потрясений. Добившись стабилизации олимпийского движения, значительно укрепив его авторитет и финансовое положение (в том числе за счет коммерциализации), Самаранч активизировал деятельность МОК по расширению сотрудничества с наиболее авторитетными международными

организациями. Сколько копий было сломано в жарких дискуссиях, сколько

известных спортсменов

дисквалифицировано, пока в конечном итоге не восторжествовали интересы спорта и профессионалы стали равноправными участниками

Олимпийских игр.

Историческим событием стало принятие на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции об олимпийском перемирии и

провозглашение 1994 года

Международным годом спорта и олимпийского идеала. Роль спорта в различных сферах мирового сообщества стала общепризнанной. Количество стран, участвовавших в Олимпиадах, возросло до 200, участников Игр - до 11000, в том числе женщин - до 40%.

Жак Рогге (2001-2013), по сути, продолжил концепцию проведения Олимпиад, заложенную Хуаном Антонио Самаранчем, усилив борьбу с допингом путем внедрения современных средств контроля. Стабилизировалось количество участников Игр в пределах 10500-11000 человек, среди которых 40% женщин, количество участвовавших стран - 204.

С 2013 года по сегодняшний день МОК возглавляет Томас Бах и Олимпийские игры строятся по жестким правилам, которые не всегда учитывают национальные традиции и интересы. Например, Александр Жуков, Президент Олимпийского комитета России, чтобы не допустить отстранения россиян от Игр, был вынужден принять требования МОК и публично пообещать, что на сочинской Олимпиаде «дискриминации геев не будет», несмотря на существующие в РФ законопроекты.

Проблема трансформации

гендерных отношений в спорте активно исследуется менее полувека (Н.Л. Ильина, Л.И. Лубышева, Н. Б. Стамбулова, Н. С. Цикунова и др.). До этого даже в одной из самых известных работ Р. Мартенса «Социальная психология и спорт», исследующая особенности социализации личности спортсменов, проблема гендерных отношений в спорте не затрагивалась. Долгое время членами МОК были только мужчины, женщины впервые

были избраны лишь в 1981 году. Сегодня женщины активно осваивают «мужские виды» спорта: летние - восточные единоборства, дзюдо, игровые (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол), легкая атлетика (метание диска, копья, толкание ядра), тяжелая атлетика (рывок, толчок); зимние - биатлон, бобслей, горный слалом и др. Появилась практика смешанных состязаний, в которых участвуют мужчины и женщины. И хотя отдельные виды женского спорта (бокс, восточные единоборства и др.) и состязания смешанных команд еще не входят в Олимпийские игры, но очевидна их перспектива.

Гендерный контроль на

предстоящих Олимпийских играх в 2016 году в Бразилии, хотя и порождает новые проблемы и риски, однако также нацелен на дальнейшее демократическое развитие идеалов и гендерных отношений в олимпийском движении.

Качествами, которыми прежде обладали в основном мужчины: смелость, решительность, потребность в острых ощущениях и риске, агрессивность, высокий уровень притязаний, ориентация на успех, стремление к финансовому благополучию - владеют современные женщины. Наряду с повышением уровня профессионализма мужчин наблюдается рост мастерства женщин, как на спортивном, так и на тренерском поприще.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы:

1. Олимпийские идеалы,

включающие концепцию личностного развития и самосовершенствования в олимпийском спорте, не отрицают принцип любительства как проявление самодисциплины, этического кодекса спорта, формирование спортивной элиты. Однако реализация олимпийских идеалов значительно затруднена в условиях современной рыночной экономики, поскольку человек выступает в роли товара на рынке труда. Поэтому подготовка элитных спортсменов увязывается с коммерциализацией в спорте, ориентацией участников олимпийского движения на

прагматические ценности.

2. В Древней Греции, родоначальнице Олимпийских игр, олимпийские идеалы свято соблюдались. Древний олимпизм в значительной мере определялся языческими божествами, культовыми обрядами, бытовавшими в те времена. Женщина на официальные игры не допускались. В то же время им разрешалось участвовать в своих состязаниях после мужских Игр. Мужчины являлись свободными гражданами, а женщины приравнивались к рабам, которые не обладали политическими, гражданскими и экономическими правами.

3. Современное олимпийское движение прошло две стадии формирования:

- возрождение и становление на основе любительского спорта, основанные на идеалах Пьера де Кубертена (18961980);

- развитие и модернизация на принципах Хуана Антонио Самаранча (1980-по настоящее время) в связи с изменившимися экономическими условиями и необходимостью приведения правил МОК в соответствие с требованиями современного мира: расширение процесса коммерциализации, пересмотр отношения к профессионализму, усиление борьбы с допингом, расширение сотрудничества правительственных и неправительственных организаций.

4. Концепция современного олимпийского движения носит противоречивый характер: с одной стороны, сохраняет и базируется на идеалистических принципах Пьера де Кубертена, с другой, - охватывает коммерциализацию и профессионализм, убивая первоначальный замысел духа олимпизма. Олимпийские игры стали, по сути, профессиональным поприщем, на котором зарабатывают большие деньги как организаторы, так и спортсмены вместе с тренерами и специалистами, обеспечивающими удачные выступления олимпийцев. Выдающиеся профессионалы переманиваются из одного государства в другое, им присваивается гражданство переманившей страны, создающей более

выгодные условия и обеспечивающей высококачественный тренировочный

процесс. Четырехлетний цикл подготовки к Олимпийским играм не отличается от профессионального, поскольку все профессионалы, участвовавшие в чемпионатах мира и Европы являются олимпийцами. В этом участвуют как мужчины, так и женщины.

5. Трансформация гендерных отношений позволила женщинам выйти на качественно новый уровень развития личности и участия в Олимпийском движении современности. Количество участников Олимпиад возросло с нескольких сот до десяти-одиннадцати тысяч человек, среди которых количество женщин увеличилось с 2 до 45%. Женщины активно осваивают «мужские виды» спорта: летние - восточные единоборства, дзюдо, игровые (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол), легкая атлетика (метание диска, копья, толкание ядра), тяжелая атлетика (рывок, толчок); зимние - биатлон, бобслей, горный слалом и др.; женщины работают сегодня в составе МОК. Наряду с повышением уровня профессионализма мужчин наблюдается рост мастерства женщин, как на спортивном, так и на тренерском поприще.

6. Олимпийски игры способствуют развитию межкультурных отношений, поскольку в них участвуют представители всех пяти континентов, что значительно увеличивает сближение народов различных континентов: Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии, которые собираются на свой праздник для демонстрации не только спортивных, но и национальных достижений, способствующих развитию культурных связей.

6. Олимпийские идеалы и гендерные отношения в современном олимпийском движении претерпели значительные изменения. Стереотипы «мужского» превосходства над «женским» в различных сферах жизни противоречат сегодня социально-экономическим

реалиям, препятствуют принципам гендерного равенства, на которые

ориентированы демократические общества в мире. Применение методологии гендерного подхода в образовании и спорте - один из перспективных путей формирования эгалитарного сознания спортсменов и тренеров в условиях трансформации идеалов олимпийского движения.

Литература

1. Багадирова, С. К. Андрогиния как особенность гендерной идентичности современной молодежи (на примере студентов, занимающихся дзюдо и не занимающихся спортом) / С. К. Багадирова // Наука. Образование. Молодежь : материалы VII Междунар. науч. конф. молодых ученых, посвящ. 70 -летию Адыгейского государственного университета, 4-5 февраль 2010 г. Т. I. - Майкоп : Изд-во АГУ, 2010. - С. 251-254.

2. Здравомыслова, Е. А. Трансформация гендерного гражданства в современной России / Е.

A. Здравомыслова, А. А.Темкина. - 2003. [Электронный ресурс]. URL:. (дата обращения: 25.01.2016).

3. Ильина, Н. Л. Динамика мотивации на протяжении спортивной карьеры : дис. ... канд. психол. наук / Н. Л. Ильина. - СПб., 1998.- 181 с.

4. Кузнецова З.М. Хронология развития олимпийских игр / З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. -№3(28). - С. 65-91. http://elibrarv.ru/item. asp?id=21588120.

5. Кузнецова З.М. Наследие летних олимпийских игр 1980 года / З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - №4(29). - С. 73-81. http://elibrary.ru/item. asp?id=21590040.

6. Лубышева, Л. И. Женщина и спорт: социальный аспект // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 6. - С. 13-16.

7. Олимпийская хартия. Перевод с англ., - М., 2013. - 47 с.

8. Олимпийская энциклопедия. «Советская энциклопедия», - М., 1980, - 416 с.

9. Стамбулова, Н. Б. Психология спортивной карьеры : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Н. Б. Стамбулова. - СПб., 1999. - 24 с.

10. Столярчук, Л. И. Гендерное образование в трансформирующемся обществе // Педагогическая наука и образование: история, модернизация, тенденции развития : монография /

B.В. Сериков. Н.К. Сергеев. Е.И. Сахарчук [и др.] / Сост. С.В. Куликова. - Волгоград : Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. - С.104-120.

11. Сучилин, А. А. Олимпийская энциклопедия Волгоградской области [Текст] / А. А. Сучилин; Олимпийский комитет России, Поволжская олимпийская академия. - Волгоград : Принт, 2014. - 288 с. : ил.

12. Твой олимпийский учебник [Текст] :

учеб. пособие для олимпийского образования / В. С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. - 25-е изд., перераб. и доп. - М. : Советский спорт, 2014. - 224 с.

13. Штейнбах, В. Л. Век олимпийский: в 2-х кн. / В. Л. Штейнбах. - М. : Терра-Спорт. Олимпия-Пресс, 2002. - кн.1 : 1896-1963: кн.2: 1964-2002.

14. Энциклопедия олимпийского спорта /в пяти томах под. общ. ред. В. Н. Платонова. Олимпийский спорт: информация, статистика. -Киев : Олимпийская литература, 2004.

15. Laqueur, T. Making sex: Body and gender from the Greeks to Freud. Cambridge: Harvard University Press, 1992. - 336 p.

References:

1. Bahadirov S. K. Androginiya kak osobennost' gendernoi identichnosti sovremennoi molodezhi [Androgyny as a feature of gender identity of modern youth], Science. Education. The youth: materials of VII Intern. scientific. Conf. young scientists. The 70th anniversary of Adyghe state University, 4-5 February 2010 T. I., Maikop : Publishing house of ASU, 2010, pp. 251-254.

2. Zdravomyslova E. A., Temkina A.A. Transformatsiya gendernogo grazhdanstva v sovremennoi Rossii [Transformation of gender citizenship in contemporary Russia], 2003. [Electronic resource]. URL:. (reference date: 15.07.2015).

3. Ilina N. L. Dinamika motivatsii na protyazhenii sportivnoi kar'ery [The dynamics of motivation during his sports career], Extended abstract of candidate's thesis, St. Petersburg, 1998, 181 p.

4. Kuznetsova Z.M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 3(28), pp. 65-91. http ://elibrary.ru/item. asp?id=21588120.

5. Kuznetsova Z.M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 4(29), pp. 73-81. http ://elibrary.ru/item. asp?id=21590040.

6. Lubysheva L. I. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2000, No. 6, pp. 13-16.

7. Olimpiiskaya khartiya [The Olympic Charter]. Translations from English, M., 2013, 47 p.

8. Olimpiiskaya entsiklopediya [Olympic encyclopedia. "Soviet encyclopedia"], M., 1980, 416 p.

9. Stambolova N. B. Psikhologiya sportivnoi kar'ery [Psychology of sports career] Extended abstract of Doctor's thesis, St. Petersburg, 1999, 24 p.

10. Stolyarchuk L. I., Serikov V.V., Sergeev Gendernoe obrazovanie v transformiruyushchemsya obshchestve [Gender education in a transforming society] / V. V., N. K., E. I. Sakharchuk [and others], Volgograd : Izd-vo WGSU "Change", 2015, 224 p, pp. 104-120.

11. Suchilin A. A. Olimpiiskaya entsiklopediya Volgogradskoi oblasti [Olympic encyclopedia of the Volgograd region], Volgograd, 2014, 288 p.

12. RodichenkoV.S. Tvoi olimpiiskii uchebnik [Your Olympic textbook], M. : Soviet sport, 2014, 224 p.

13. Steinbach V. L. Vek olimpiiskii: v 2-kh [the Olympic Century: in 2 kn], M. : Terra-Sport. Olympia-Press, 2002. - kN.1: 1896-1963: kn.2: 19642002.

14. Entsiklopediya olimpiiskogo sporta [Encyclopedia of Olympic sports], Kiev : Olympic literature, 2004.

15. Laqueur T. Making sex: Body and gender from the Greeks to Freud. Cambridge : Harvard University Press, 1992. - 336 p.

Статья поступила в редакцию: 15.03.2016 г.

Сучилин Анатолий Александрович - профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики футбола, Волгоградская государственная академия физической культуры, 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 78 Столярчук Людмила Ивановна - профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400066, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д.27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.