КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ
© Омаров О.М.* *, Исмаилов Ш.О.*, Кашкаева Э.А.*
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
В статье анализируется проблема интеграции компьютерных технологий в образовательный процесс на факультетах физической культуры; характеризуются условия, обусловливающие успешное использование компьютерных технологий в учебном процессе по дисциплинам спортивно-педагогического цикла.
Ключевые слова: компьютерные технологии, профессиональное физкультурное образование.
Сегодня интерес к использованию компьютерных технологий применительно к образовательному процессу в общеобразовательной и высшей школе достаточно велик, при этом большинство ученых-педагогов подчеркивают необходимость более широкого внедрения их в учебный процесс. Соответственно, возрастает потребность в специалистах, которые хорошо знают компьютер и современное программное обеспечение, умеют работать с информационными ресурсами, моделировать процессы, реально встречающиеся в профессиональной деятельности, выбирать те или иные компьютерные технологии, необходимые для решения конкретных профессиональных задач.
«Компьютерные технологии, - по определению С.А. Щенникова, - образовательные технологии, основанные на широком использовании возможностей компьютерных средств обучения: компьютеров, компьютерных сетей, сети Интернет, мультимедиа и др.» [7, с. 273].
Результаты проведённого анализа специальной и психолого-педагогической литературы по компьютерным технологиям (КТ) и их использованию [1, 2, 4, 5, 6 и др.] показали:
1. В образовании, наблюдаются определенные изменения и процессы, которые выражаются в переходе к новой образовательной парадигме, миссией которой является не просто передача обучаемому готовых знаний, а создание условий для самоопределения и самореализации личности, когда на смену формулы «образование на всю жизнь» приходит формула «образование в течение всей жизни».
* Доцент кафедры Спортивно-педагогических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.
* Декан ФФКиБЖ, доцент кафедры Спортивных единоборств, кандидат педагогических наук.
* Профессор кафедры Теоретических основ физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, профессор.
Проблема качества среднего и высшего педагогического образования
229
Общество, высокий уровень развития КТ диктуют определенные требования к квалификации специалистов - выпускников факультетов физической культуры, которые, наряду со своей основной специальностью, должны иметь хорошую информационно-компьютерную подготовку.
Достижения в области компьютерной техники, программного обеспечения, наличие Интернета, появление педагогической и методической литературы по использованию КТ в учебном процессе по дисциплинам спортивно-педагогического цикла (на уроках физической культуры) - несомненные положительные факты развития отечественного образования.
2. Однако следует также отметить и недостатки в сфере образовательных услуг. Например, количество той же педагогической и методической литературы по использованию КТ при обучении студентов физкультурных факультетов - обучении спортивным двигательным действиям, развитии физических качеств и т.д., - ограничено.
Наблюдается отставание отделений заочного обучения от очного в области использования КТ. Практически отсутствует опыт применения КТ в обучении студентов спортивно-педагогическим дисциплинам. Недостаточно высокий уровень мотивации определенной части студентов к учению, низкий уровень их вовлеченности в учебный процесс и как результат - относительно невысокий уровень полученных в период обучения на факультете физической культуры знаний, умений и навыков у выпускников.
Перечисленные выше факторы позволяют нам сделать вывод о назревшей потребности (необходимости) более активного введения КТ в учебный процесс на профилирующих кафедрах факультетов физической культуры. В то же время многие ученые-педагоги считают, что основными причинами внедрения КТ в образовательный процесс являются расширение сектора самостоятельной учебной работы и наблюдающийся перенос тяжести обучения на самостоятельную работу студента. Как в частности отмечает Т. Лисицкая, - «педагогические исследования показывают, что основными путями достижения высокого качества и эффективности учебного процесса являются повышение интенсивности восприятия, рост самостоятельности обучаемых (курсив наш - О.О., И.Ш., К.Э.), дифференциация и адаптация методов, содержания и средств обучения [3, с. 25].
Нельзя не согласиться, что среди прочих способностей, определяющих современного специалиста-профессионала, прежде всего, следует выделять такое ценное свойство личности, как способность добывать информацию, обновлять имеющиеся знания и вырабатывать новые умения и навыки. Информатизация профессионального физкультурного образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки специалистов данной сферы деятельности. Профессионал в области физической культуры и спорта также должен уметь пользоваться информационным потоком, ориентироваться в нем, мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных задач.
230
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
В освоении студентами современных информационно-компьютерных технологий можно условно выделить уровни, как: компьютерную осведомленность, компьютерную грамотность и информационную культуру. Самый высокий уровень - информационная культура - это не только умение работать с готовым прикладным программным обеспечением (текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базой данных), это, прежде всего проникновение в суть процессов обработки информации, когда можно быстро решать различные задачи на компьютере, подобно тому, как грамотный человек может свободно читать и писать. Поэтому одной из основных задач подготовки специалистов по физической культуре и спорту является формирование их информационной культуры, используя при этом различные организационные формы учебной деятельности и методы обучения.
С компьютером студенты факультета физической культуры (ФФК) начинают подробно знакомиться на 1-ом курсе обучения, изучая дисциплину -«Информатика». Но как показывает практика, далеко не все студенты имеют возможность продолжать работать на персональном компьютере вне стен высшего учебного заведения, выполняя контрольные и практические работы, входя в Интернет и т.д.
Таким образом, формирование профессиональных умений и навыков студентов с использованием КТ происходит в течение определенного периода обучения, тогда как необходимость применения компьютера в процессе всего периода обучения очевидна. Кроме того, изучение профилирующих учебных дисциплин (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры и т.д.) обязательно должно сопровождаться «компьютерной поддержкой».
Анализ процесса обучения студентов факультета Физической культуры и безопасности жизнедеятельности ДГПУ (2012-2013 учебный год), проведенный в рамках работы методической комиссии факультета, показал, что в настоящее время преподаватели спортивно-педагогических дисциплин (использующие в учебном процессе КТ) встречают следующие трудности:
- различный уровень первоначальной информационной подготовки студентов и собственный опыт работы студентов на компьютере;
- недостаточное умение студентов ориентироваться в окружающих информационных потоках, находить и использовать профессиональную информацию;
- слабая разработанность методики обучения студентов использованию информационно-компьютерных программ.
Как правило, изучение того или иного программного продукта заключается в изучении последовательности нажатия кнопок для выполнения той или иной операции, тогда как от специалиста требуется владение технологией решения профессиональной задачи. Проблема заключается в том, что КТ должны стать средством, а не целью обучения будущего специалиста. Кроме того, недостаточно уделяется внимание развитию умения у студентов
Проблема качества среднего и высшего педагогического образования
231
формулировать и ставить задачу, формализовать ее таким образом, чтобы она становилась пригодной для решения с помощью компьютера.
Особенность введения КТ в учебный процесс на ФФК естественно связана с наличием определенных условий (см. рис. 1), отсутствие которых не позволяет формировать у студентов высокого уровня готовности воспринимать все новое и использовать в процессе самообучения новые компьютерные технологии.
/ N
1. Условия, определяющиеся политикой и стратегией факультета
Основные условия, способствующие успешному применению компьютерных технологий в учебном процессе
3. Условия, определяющиеся уровнем профессионализма преподавателей и сотрудников, обеспечивающих образовательный процесс на факультете
Ч_________________________________)
2. Условия технического оснащения факультета
/--------------------------------------\
4. Условия, определяющиеся отношением студентов к КТ и их мотивацией к учению
\______________________________________)
/---------------------------------------\
5. Условия, определяющие применение КТ в учебном процессе
V_______________________________________.
Рис. 1
Представленные на схеме пять основных условий, обусловливающих по нашему мнению, успешное использование КТ в процессе освоения студентами дисциплин спортивно-педагогического цикла, более подробно раскрываются через следующее содержание:
1. Условия, определяющиеся политикой и стратегией факультета:
- компьютеризация обучения студентов: наличие программы введения КТ в управление образовательным процессом и собственно учебный процесс по дисциплинам профилирующих кафедр факультета;
- позиция руководителей факультета, преподавателей и сотрудников кафедр по отношению к КТ; наличие программы подготовки
232
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
и переподготовки преподавателей в области работы на компьютерной технике.
2. Условия технического оснащения факультета:
- наличие внутренней сети (локальная вычислительная сеть) в ВУЗе, оснащение компьютерами и специальной техникой аудиторий ФФК; наличие ноутбуков и персональных компьютеров для работы преподавателя в аудитории и спортзале;
- наличие программного обеспечения, поддерживающего образовательный процесс и его управление.
3. Условия, определяющиеся уровнем профессионализма преподавателей и сотрудников, обеспечивающих образовательный процесс на
факультете:
- педагогическое мастерство преподавателя, его психологическая готовность к внесению изменений в образовательный процесс; готовность к использованию современных КТ с целью совершенствования процесса обучения студентов;
- уровень компьютерной подготовки педагога, его готовность совершенствоваться в данной области образовательной практики.
4. Условия, определяющиеся отношением студентов к КТ и их мотивацией к учению:
- мотивация студентов к учению; формирование у них в процессе обучения готовности воспринимать все новое (готовность к инновациям в обучении), использовать в процессе самообучения КТ;
- общий, профессиональный уровень подготовки студентов, в том числе в области владения КТ;
- доступность персонального компьютера и Интернета для студентов;
- проведение мероприятий на факультете, направленных на поддержание интереса студентов к КТ: интернет-форумы, олимпиады, семинары и др.
5. Условия, обеспечивающие применение КТ в учебном процессе:
- наличие аудиторий, оснащенных компьютерной техникой и создание для студентов / преподавателей условий для работы на персональном компьютере;
- обеспечение доступности специалистов-программистов, готовых оказать помощь студенту / преподавателю;
- наличие соответствующей научно-методической литературы (методических пособий) для преподавателя и студентов;
- доступность Интернета (возможность преподавателей и студентов иметь связь по e-mail) и материалов на CD- и DVD-носителях.
В заключение отметим, что, несмотря на возможности современных компьютерных средств, значительно опережающих их применение в учеб-
Проблема качества среднего и высшего педагогического образования
233
ном процессе, по нашему мнению, компьютер не должен заменить педагога или учебник. Использование компьютерной техники в образовательном процессе должно осуществляться в комплексе с другими имеющимися методическими средствами.
Список литературы:
1. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 8. - С. 37-41.
2. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 60-63.
3. Лисицкая Т Использование мультимедийной компьютерной программы в процессе подготовки специалистов по аэробике // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 25-28.
4. Петров П.К., Дмитриев О.Б., Ахмедзянов Э.Р. Универсальная информационно-диагностическая система по спортивно-педагогическим дисциплинам на основе современных информационных технологий // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 6. - С. 57-59.
5. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учебное пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 288 с.
6. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. - М., 2003. - 543 с.
7. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. - М.: Наука, 2002. - 527 с.