Научная статья на тему 'Компьютерные технологии как фактор повышения качества подготовки студентов физкультурных факультетов'

Компьютерные технологии как фактор повышения качества подготовки студентов физкультурных факультетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омаров О. М., Исмаилов Ш. О., Кашкаева Э. А.

В статье анализируется проблема интеграции компьютерных технологий в образовательный процесс на факультетах физической культуры; характеризуются условия, обусловливающие успешное использование компьютерных технологий в учебном процессе по дисциплинам спортивно-педагогического цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омаров О. М., Исмаилов Ш. О., Кашкаева Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии как фактор повышения качества подготовки студентов физкультурных факультетов»

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

© Омаров О.М.* *, Исмаилов Ш.О.*, Кашкаева Э.А.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

В статье анализируется проблема интеграции компьютерных технологий в образовательный процесс на факультетах физической культуры; характеризуются условия, обусловливающие успешное использование компьютерных технологий в учебном процессе по дисциплинам спортивно-педагогического цикла.

Ключевые слова: компьютерные технологии, профессиональное физкультурное образование.

Сегодня интерес к использованию компьютерных технологий применительно к образовательному процессу в общеобразовательной и высшей школе достаточно велик, при этом большинство ученых-педагогов подчеркивают необходимость более широкого внедрения их в учебный процесс. Соответственно, возрастает потребность в специалистах, которые хорошо знают компьютер и современное программное обеспечение, умеют работать с информационными ресурсами, моделировать процессы, реально встречающиеся в профессиональной деятельности, выбирать те или иные компьютерные технологии, необходимые для решения конкретных профессиональных задач.

«Компьютерные технологии, - по определению С.А. Щенникова, - образовательные технологии, основанные на широком использовании возможностей компьютерных средств обучения: компьютеров, компьютерных сетей, сети Интернет, мультимедиа и др.» [7, с. 273].

Результаты проведённого анализа специальной и психолого-педагогической литературы по компьютерным технологиям (КТ) и их использованию [1, 2, 4, 5, 6 и др.] показали:

1. В образовании, наблюдаются определенные изменения и процессы, которые выражаются в переходе к новой образовательной парадигме, миссией которой является не просто передача обучаемому готовых знаний, а создание условий для самоопределения и самореализации личности, когда на смену формулы «образование на всю жизнь» приходит формула «образование в течение всей жизни».

* Доцент кафедры Спортивно-педагогических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.

* Декан ФФКиБЖ, доцент кафедры Спортивных единоборств, кандидат педагогических наук.

* Профессор кафедры Теоретических основ физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, профессор.

Проблема качества среднего и высшего педагогического образования

229

Общество, высокий уровень развития КТ диктуют определенные требования к квалификации специалистов - выпускников факультетов физической культуры, которые, наряду со своей основной специальностью, должны иметь хорошую информационно-компьютерную подготовку.

Достижения в области компьютерной техники, программного обеспечения, наличие Интернета, появление педагогической и методической литературы по использованию КТ в учебном процессе по дисциплинам спортивно-педагогического цикла (на уроках физической культуры) - несомненные положительные факты развития отечественного образования.

2. Однако следует также отметить и недостатки в сфере образовательных услуг. Например, количество той же педагогической и методической литературы по использованию КТ при обучении студентов физкультурных факультетов - обучении спортивным двигательным действиям, развитии физических качеств и т.д., - ограничено.

Наблюдается отставание отделений заочного обучения от очного в области использования КТ. Практически отсутствует опыт применения КТ в обучении студентов спортивно-педагогическим дисциплинам. Недостаточно высокий уровень мотивации определенной части студентов к учению, низкий уровень их вовлеченности в учебный процесс и как результат - относительно невысокий уровень полученных в период обучения на факультете физической культуры знаний, умений и навыков у выпускников.

Перечисленные выше факторы позволяют нам сделать вывод о назревшей потребности (необходимости) более активного введения КТ в учебный процесс на профилирующих кафедрах факультетов физической культуры. В то же время многие ученые-педагоги считают, что основными причинами внедрения КТ в образовательный процесс являются расширение сектора самостоятельной учебной работы и наблюдающийся перенос тяжести обучения на самостоятельную работу студента. Как в частности отмечает Т. Лисицкая, - «педагогические исследования показывают, что основными путями достижения высокого качества и эффективности учебного процесса являются повышение интенсивности восприятия, рост самостоятельности обучаемых (курсив наш - О.О., И.Ш., К.Э.), дифференциация и адаптация методов, содержания и средств обучения [3, с. 25].

Нельзя не согласиться, что среди прочих способностей, определяющих современного специалиста-профессионала, прежде всего, следует выделять такое ценное свойство личности, как способность добывать информацию, обновлять имеющиеся знания и вырабатывать новые умения и навыки. Информатизация профессионального физкультурного образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки специалистов данной сферы деятельности. Профессионал в области физической культуры и спорта также должен уметь пользоваться информационным потоком, ориентироваться в нем, мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных задач.

230

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

В освоении студентами современных информационно-компьютерных технологий можно условно выделить уровни, как: компьютерную осведомленность, компьютерную грамотность и информационную культуру. Самый высокий уровень - информационная культура - это не только умение работать с готовым прикладным программным обеспечением (текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базой данных), это, прежде всего проникновение в суть процессов обработки информации, когда можно быстро решать различные задачи на компьютере, подобно тому, как грамотный человек может свободно читать и писать. Поэтому одной из основных задач подготовки специалистов по физической культуре и спорту является формирование их информационной культуры, используя при этом различные организационные формы учебной деятельности и методы обучения.

С компьютером студенты факультета физической культуры (ФФК) начинают подробно знакомиться на 1-ом курсе обучения, изучая дисциплину -«Информатика». Но как показывает практика, далеко не все студенты имеют возможность продолжать работать на персональном компьютере вне стен высшего учебного заведения, выполняя контрольные и практические работы, входя в Интернет и т.д.

Таким образом, формирование профессиональных умений и навыков студентов с использованием КТ происходит в течение определенного периода обучения, тогда как необходимость применения компьютера в процессе всего периода обучения очевидна. Кроме того, изучение профилирующих учебных дисциплин (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры и т.д.) обязательно должно сопровождаться «компьютерной поддержкой».

Анализ процесса обучения студентов факультета Физической культуры и безопасности жизнедеятельности ДГПУ (2012-2013 учебный год), проведенный в рамках работы методической комиссии факультета, показал, что в настоящее время преподаватели спортивно-педагогических дисциплин (использующие в учебном процессе КТ) встречают следующие трудности:

- различный уровень первоначальной информационной подготовки студентов и собственный опыт работы студентов на компьютере;

- недостаточное умение студентов ориентироваться в окружающих информационных потоках, находить и использовать профессиональную информацию;

- слабая разработанность методики обучения студентов использованию информационно-компьютерных программ.

Как правило, изучение того или иного программного продукта заключается в изучении последовательности нажатия кнопок для выполнения той или иной операции, тогда как от специалиста требуется владение технологией решения профессиональной задачи. Проблема заключается в том, что КТ должны стать средством, а не целью обучения будущего специалиста. Кроме того, недостаточно уделяется внимание развитию умения у студентов

Проблема качества среднего и высшего педагогического образования

231

формулировать и ставить задачу, формализовать ее таким образом, чтобы она становилась пригодной для решения с помощью компьютера.

Особенность введения КТ в учебный процесс на ФФК естественно связана с наличием определенных условий (см. рис. 1), отсутствие которых не позволяет формировать у студентов высокого уровня готовности воспринимать все новое и использовать в процессе самообучения новые компьютерные технологии.

/ N

1. Условия, определяющиеся политикой и стратегией факультета

Основные условия, способствующие успешному применению компьютерных технологий в учебном процессе

3. Условия, определяющиеся уровнем профессионализма преподавателей и сотрудников, обеспечивающих образовательный процесс на факультете

Ч_________________________________)

2. Условия технического оснащения факультета

/--------------------------------------\

4. Условия, определяющиеся отношением студентов к КТ и их мотивацией к учению

\______________________________________)

/---------------------------------------\

5. Условия, определяющие применение КТ в учебном процессе

V_______________________________________.

Рис. 1

Представленные на схеме пять основных условий, обусловливающих по нашему мнению, успешное использование КТ в процессе освоения студентами дисциплин спортивно-педагогического цикла, более подробно раскрываются через следующее содержание:

1. Условия, определяющиеся политикой и стратегией факультета:

- компьютеризация обучения студентов: наличие программы введения КТ в управление образовательным процессом и собственно учебный процесс по дисциплинам профилирующих кафедр факультета;

- позиция руководителей факультета, преподавателей и сотрудников кафедр по отношению к КТ; наличие программы подготовки

232

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

и переподготовки преподавателей в области работы на компьютерной технике.

2. Условия технического оснащения факультета:

- наличие внутренней сети (локальная вычислительная сеть) в ВУЗе, оснащение компьютерами и специальной техникой аудиторий ФФК; наличие ноутбуков и персональных компьютеров для работы преподавателя в аудитории и спортзале;

- наличие программного обеспечения, поддерживающего образовательный процесс и его управление.

3. Условия, определяющиеся уровнем профессионализма преподавателей и сотрудников, обеспечивающих образовательный процесс на

факультете:

- педагогическое мастерство преподавателя, его психологическая готовность к внесению изменений в образовательный процесс; готовность к использованию современных КТ с целью совершенствования процесса обучения студентов;

- уровень компьютерной подготовки педагога, его готовность совершенствоваться в данной области образовательной практики.

4. Условия, определяющиеся отношением студентов к КТ и их мотивацией к учению:

- мотивация студентов к учению; формирование у них в процессе обучения готовности воспринимать все новое (готовность к инновациям в обучении), использовать в процессе самообучения КТ;

- общий, профессиональный уровень подготовки студентов, в том числе в области владения КТ;

- доступность персонального компьютера и Интернета для студентов;

- проведение мероприятий на факультете, направленных на поддержание интереса студентов к КТ: интернет-форумы, олимпиады, семинары и др.

5. Условия, обеспечивающие применение КТ в учебном процессе:

- наличие аудиторий, оснащенных компьютерной техникой и создание для студентов / преподавателей условий для работы на персональном компьютере;

- обеспечение доступности специалистов-программистов, готовых оказать помощь студенту / преподавателю;

- наличие соответствующей научно-методической литературы (методических пособий) для преподавателя и студентов;

- доступность Интернета (возможность преподавателей и студентов иметь связь по e-mail) и материалов на CD- и DVD-носителях.

В заключение отметим, что, несмотря на возможности современных компьютерных средств, значительно опережающих их применение в учеб-

Проблема качества среднего и высшего педагогического образования

233

ном процессе, по нашему мнению, компьютер не должен заменить педагога или учебник. Использование компьютерной техники в образовательном процессе должно осуществляться в комплексе с другими имеющимися методическими средствами.

Список литературы:

1. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 8. - С. 37-41.

2. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 60-63.

3. Лисицкая Т Использование мультимедийной компьютерной программы в процессе подготовки специалистов по аэробике // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 25-28.

4. Петров П.К., Дмитриев О.Б., Ахмедзянов Э.Р. Универсальная информационно-диагностическая система по спортивно-педагогическим дисциплинам на основе современных информационных технологий // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 6. - С. 57-59.

5. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учебное пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 288 с.

6. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. - М., 2003. - 543 с.

7. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. - М.: Наука, 2002. - 527 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.