156
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
ции развития физической культуры и спорта. Часть I. - Челябинск: УрГАФК, 2005. - 289 с.
4. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: Учебное пособие для вузов / В.В. Галкин. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. -441 с.: ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-07908-2: 144.90.
5. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»: Постановление Правительства РФ от 11 января 2006 г. № 7 [Электронный ресурс] // Инновационные проекты малого бизнеса. - 2006. - Режим доступа: http:// project.in-novbusiness.ru (дата обращения: 20.04.2007).
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Клысова Д.Г.*
Средняя общеобразовательная школа,
Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с. Васильевка
В статье раскрываются концептуальные основы развивающего обучения, которые рассматриваются через развивающую технологию сочетания принципов и задач, методов и приемов мыслительной и двигательной деятельности в физкультурном образовании младших школьников. Полученные результаты исследований могут быть использованы в учебном процессе по физической культуре начальных классах общеобразовательной школы.
Ключевые слова развивающее обучение, теория учебной деятельности, методика обучения двигательным действиям, личностно ориентированный подход.
Специфика воспитания младших школьников обусловлена их ана -томо-физиологическими и психологическими особенностями - это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность и в силу этого частота сердечных сокращений ребенка 7 лет -88 уд./мин., 10 лет - 79 уд./.мин. Артериальное давление ребенка 7 лет - 85/60, 10 лет - 90/55. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы особенно мышцы туловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке хребта. Перегруз может привести к задержке роста ребенка.
С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное фи-
* Учитель физической культуры и спорта.
зическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности [2, с. 31].
Задачи физического воспитания младших школьников такие:
1. укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию;
2. формировать двигательные умения и навыки;
3. вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания;
4. развивать двигательные (физические) качества;
5. формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей;
6. воспитывать позитивные морально-волевые качества;
7. готовить учеников к сдаче норм комплекса ГТО.
Успешное решение задач физического воспитания младших школьников возможно лишь в том случае, если оно становится органической частью всего учебно-воспитательного процесса школы, предметом общего беспокойства педагогического коллектива, родителей, общественности, когда каждый педагогический работник выполняет свои обязанности в соответствии с «Положением о физическом воспитании учеников общеобразовательной школы» [2, с. 32].
Выдающийся педагог В.О. Сухомлинский большое значение придавал деятельности школы, учителей, направленной на улучшение здоровья школьников, особенно учеников младших классов. Он считал, что заботиться о здоровье детей - важнейшее задание учителя [5, с. 89].
Задача укрепления здоровья ребенка предусматривает закаливание его организма. С этой целью занятие физкультурой по возможности следует проводить на воздухе, а проводя их в помещении, придерживаться гигиенических требований.
Важным показателем нормального физического развития ребенка является правильная осанка, которая предопределяет нормальное положение и функционирование внутренних органов. Формирование правильной осанки зависит от многих условий, а именно от того, как ученик ходит, стоит, сидит, выполняет ли ежедневно утреннюю гимнастику, физкультминутки на уроках, игры и упражнения на переменах. Физические упражнения являются основным средством формирования правильной осанки.
Двигательная активность, которую ребенок осуществляет в процессе физического воспитания, является необходимым условием нормального развития его центральной нервной системы, средством усовершенствования анализаторов и развития взаимодействия их. Недаром говорят, что мышца воспитала мозг, нервную систему. Существует тесная взаимосвязь между двигательной деятельностью ребенка и ее умственным развитием.
158
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Выполнение целеустремленных двигательных действий занимает важное место в жизни детей младшего школьного возраста и является одним из действенных факторов развития их эмоционально-волевой сферы, источником позитивных эмоций. И.И. Павлов назвал удовольствие, которое получает человек от двигательной деятельности, «мускульной радостью» [1, с. 103].
Формирование двигательных умений и навыков в начальных классах проводится согласно с учебной программой, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, игр, лыжной подготовки, плавания.
Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий.
Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия [1, с. 104].
Основатель научно обоснованной теории физического воспитания П.Ф. Лесгафт одним из основных заданий физического воспитания считал формирование у детей умения с наименьшей затратой усилий и в наименьший промежуток времени сознательно выполнять наибольшую работу [4, с. 93].
В младшем школьном возрасте естественное физиологичное развитие двигательных качеств имеет свои особенности: ловкость и скорость движений развиваются интенсивнее, чем сила и выносливость. Для методики физического воспитания важно учитывать то, что мышца как орган ощущения созревает раньше, чем как рабочий орган. У детей с 7 до 13 лет наблюдаются наибольшие сдвиги в развитии координации движений. Учитывая это, важно правильно определить содержание и методы физического воспитания, которые бы содействовали развитию у детей двигательных качеств в соответствии с их возрастными особенностями [3, с. 148].
Одно из ведущих мест в системе средств физического воспитания и обучения детей младшего школьного возраста принадлежит игре. Именно игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию двигательных способностей. Взаимосвязь игры и учения проявляется во влиянии игры на формирование элементов учебной деятельности.
Содержание уроков физической культуры в младших классах должно быть наполнено сказочными и игровыми сюжетами, что дает возможность поддерживать высокий эмоциональный настрой учащихся, повышать инте-
рес к двигательной деятельности на занятиях и во внеурочное время, легко и успешно адаптироваться к школьной жизни.
На уроках физической культуры в младших классах рекомендуется проводить общеразвивающие упражнения различной направленности с использованием музыкального сопровождения. Особое внимание должно уделяться специальным упражнениям для формирования правильной осанки и коррекции плоскостопия.
Список литературы:
1. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. - М., 1980. - 304 с.
2. Козленко Н.П., Вильчковский Е.С., Цвек С.Ф. Теория и методика физического воспитания. - К., 1984. - 220 с.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991. -443 с.
4. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмари-на. - М., 1990. - 287 с.
5. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. - Ростов н/Д, 1993. - 240 с.
ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
© Омаров О.М.*, Исмаилов Ш.О.*, Кашкаева Э.А.*
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
В статье анализируется проблема моделирования классификаций дидактических методов физического воспитания в отечественной исторической ретроспективе. Дана теоретическая характеристика и изложена сущность отдельных методов, применяемых в физическом воспитании при обучении двигательным действиям.
Ключевые слова: обучение двигательным действиям, методы обучения, формы организации обучения, классификация дидактических методов, подходы к классификации методов.
Анализ научных исследований по проблеме дидактических методов за последние десятилетия наглядно свидетельствует, что современная наука не
* Доцент кафедры Спортивно-педагогических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.
* Декан факультета Физической культуры и безопасности жизнедеятельности, доцент кафедры Спортивных единоборств, кандидат педагогических наук.
" Профессор кафедры Теории и методики физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, профессор.