Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОВУЗОВСКИЙ ЭТАП / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Елена Андреевна, Лейфа Андрей Васильевич

В статье представлен краткий анализ системы непрерывного педагогического образования и приведено обоснование важности довузовского этапа с точки зрения формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей. Раскрыт потенциал данной компетенции и важность ее формирования у будущих учителей на довузовском этапе обучения с точки зрения профессиональной подготовки будущих специалистов образовательной среды к практической деятельности. В статье также раскрывается актуальность владения навыками межкультурного и педагогического общения с позиции социального заказа, требований ФГОС к современному учителю, профессионального стандарта педагога, ФГОС среднего общего образования, а также ФГОС ВО 3+ + (бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование). На основании рассмотренных документов представлена модель поэтапного процесса формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции, с указанием основных целей и задач, условий ее формирования, этапов, критериев и уровней сформированности данного качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудакова Елена Андреевна, Лейфа Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODELING OF FORMING INTERCULTURAL PEDAGOGICAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY EDUCATION

The article presents the analysis of the continuous teacher-training system and provides a justification of the importance of the pre-university stage in the formation of intercultural pedagogical communicative competence of future teachers. The potential of this competence and the importance of its formation at the pre-university stage for professional growth of future specialists of the educational environment for practical activities are revealed. The article also explains the relevance of mastering intercultural communication skills in pedagogical activities based on the social demand and the Federal State Educational Standards for Secondary School, Higher pedagogical education (bachelor’s degree in the field of study 44.03.01 Pedagogical education) and for a modern teacher. According to the reviewed documents, a model of a step-by-step process of forming intercultural pedagogical communicative competence was developed, indicating its main goals and objectives, the conditions for its formation, stages, criteria and levels of formation of this quality.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ■ ТЕХНОЛОГИИ ■

УДК 373.6 ББК 74.2

DOI: 10.31862/1819-463X-2022-1-197-206

МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Е. А. Рудакова, А. В. Лейфа

Аннотация. В статье представлен краткий анализ системы непрерывного педагогического образования и приведено обоснование важности довузовского этапа с точки зрения формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей. Раскрыт потенциал данной компетенции и важность ее формирования у будущих учителей на довузовском этапе обучения с точки зрения профессиональной подготовки будущих специалистов образовательной среды к практической деятельности. В статье также раскрывается актуальность владения навыками межкультурного и педагогического общения с позиции социального заказа, требований ФГОС к современному учителю, профессионального стандарта педагога, ФГОС среднего общего образования, а также ФГОС ВО 3+ + (бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование). На основании рассмотренных документов представлена модель поэтапного процесса формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции, с указанием основных целей и задач, условий ее формирования, этапов, критериев и уровней сформированности данного качества.

Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, довузовский этап, межкультурная педагогическая коммуникативная компетенция, модель формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции, педагогический вуз.

Для цитирования: Рудакова Е. А., Лейфа А. В. Моделирование формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на довузовском этапе обучения // Наука и школа. 2022. № 1. С. 197-206. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-1-197-206.

© Рудакова Е. А., Лейфа А. В., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

THE MODELING OF FORMING INTERCULTURAL PEDAGOGICAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY EDUCATION

E. A. Rudakova, A. V. Leifa

Abstract. The article presents the analysis of the continuous teacher-training system and provides a justification of the importance of the pre-university stage in the formation of intercultural pedagogical communicative competence of future teachers. The potential of this competence and the importance of its formation at the pre-university stage for professional growth of future specialists of the educational environment for practical activities are revealed. The article also explains the relevance of mastering intercultural communication skills in pedagogical activities based on the social demand and the Federal State Educational Standards for Secondary School, Higher pedagogical education (bachelor's degree in the field of study 44.03.01 Pedagogical education) and for a modern teacher. According to the reviewed documents, a model of a step-by-step process of forming intercultural pedagogical communicative competence was developed, indicating its main goals and objectives, the conditions for its formation, stages, criteria and levels of formation of this quality.

Keywords: continuous teacher-training, pre-university stage, intercultural pedagogical communicative competence, model of forming intercultural pedagogical communicative competence, pedagogical university.

Cite as: Rudakova E. A., Leifa A. V. The modeling of forming intercultural pedagogical communicative competence of future teachers at the stage of pre-university education. Nauka i shkola. 2022, No. 1, pp. 197-206. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-1-197-206.

Актуальность

На данный момент одним из главных ориентиров государства в сфере образования является укрепление авторитета профессии учителя в современном российском обществе. Однако формирование навыков и умений, которыми должен обладать будущий специалист представляет продолжительный процесс, который должен начинаться заблаговременно и развиваться непрерывно в условиях специально организованной педагогической среды. Ряд специалистов (Б. С. Гершунский, Н. В. Ипполитова, В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко, В. А. Сластенин, Г. А. и Г. П. Зинченко и др.), занимающихся исследованиями в данной области, определили структуру системы непрерывного педагогического

образования и ее основные этапы, отмечая, что этап довузовского образования, включающий в себя педагогические лицеи и педагогические классы, имеет особую важность, так как позволяет создать предпосылки для последующей адаптации школьников старших классов к особенностям учебной деятельности в педагогических вузах в условиях непрерывности и постепенного накопления знаний и умений [1].

Вместе с тем в условиях современной действительности межкультурная педагогическая коммуникативная компетенция является важнейшим качеством педагога, которое должно включать в себя умение взаимодействовать с представителями поликультурной образовательной среды и умение выступать посредником в межкультурном диалоге

[2, с. 116]. Она представляет собой основу построения межкультурных взаимосвязей в профессиональном образовательном пространстве.

Результаты исследования

Целью нашего исследования являлась разработка и обоснование авторской модели формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на этапе довузовского обучения в педагогическом вузе.

Одним из эффективных методов наглядной систематизации этапов данного процесса выступает метод моделирования, который дает возможность объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании [3, с. 66].

Структура предложенной нами модели включает в себя пять разноуровневых блоков (целевой, содержатель-ный,процессуально-деятельностный, критериально-оценочный и результативный), где каждый представляет

отдельную составляющую в целостности системы формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции на довузовского этапе обучения.

Целевой блок содержит цель и задачи, ступени непрерывного педагогического образования, перечень документов, которые определяют значимость владения межкультурной педагогической коммуникативной компетенцией в педагогической деятельности, а также ее место в образовательном процессе на этапе получения среднего общего образования, включая особенности ее развития в ходе изучения иностранного языка (рис. 1).

На этапе современного развития российского общества система образования должна выстраиваться в соответствии с потребностями и ожиданиями социальных субъектов, отраженных в социальном заказе [1]. Согласно данным требованиям, педагог должен выступать в роли проводника и

Рис. 1. Целевой блок формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на довузовском этапе обучения

координатора в мир науки, демонстрируя определенную гибкость, критическое мышление, креативность, кооперацию, умение использовать возможности ИКТ и современных методов обучения, а также развитость коммуникативных навыков в условиях межкультурного взаимодействия в современном мире [4, с. 52-54].

Требование к владению различными коммуникативными навыками и практиками в соответствии с профессиональной этикой, профессионально-этическими нормами взаимодействия с коллегами и родителями (законными представителями) обучающихся также содержится в Профессиональном стандарте педагога и в требованиях ФГОС к современному учителю, которые ориентированы на умение учиться вместе с учениками, анализировать результаты своей работы и организовывать учебно-воспитательный процесс в форме диалога [4, с. 53-55].

В свою очередь, довузовский этап в системе непрерывного педагогического образования в своей основе представлен программой среднего общего образования и построен на требованиях ФГОС [4]. Анализируя его требования, мы видим, что многие из них тесно связаны с компонентным составом межкультурной педагогической коммуникативной компетенции, и, исходя из требований и положений вышеуказанных стандартов, можем отметить, что они соотносятся с универсальными компетенциями, изложенными в ФГОС ВО 3++ (федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования) «бакалавриат по направлению подготовки

44.03.01 Педагогическое образование». Они характеризуются умениями осуществлять устную и письменную коммуникацию на родном и иностранном языках с учетом межкультурного разнообразия общества [5, с. 7-8].

К задачам представленной модели относится:

1) повышение мотивации учащихся к выбору профессии учителя на этапе довузовского обучения в педагогическом вузе;

2) формирование первичных профессиональных, а также коммуникативных и социокультурных знаний для реализации межкультурной педагогической коммуникации будущих учителей на этапе довузовского обучения в педагогическом вузе;

3) формирование межкультурных педагогических коммуникативных навыков и умений будущих учителей на этапе довузовского обучения в педагогическом вузе.

Реализация данных задач основана на компонентах содержательного блока, которые также являются важнейшими составляющими межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей и отображают ее сущность с точки зрения профессиональной деятельности специалистов в поликультурной образовательной среде (рис. 2).

Когнитивный компонент межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей содержит набор научных и теоретических знаний, которые, выражены нормами и правилами результативного общения в профессиональной среде [6, с. 25].

Мотивационно-ценностный компонент, по определению И. А. Зимней,

Рис. 2. Содержательный блок формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на довузовском этапе обучения

заключается в заинтересованности педагога в личном и профессиональном росте, совершенствовании инновационной деятельности и профессиональных коммуникативных навыков [6, с. 38-63].

Операционально-деятельностный компонент выражен в умении педагога применять различные коммуникативные техники, быть эмоционально устойчивым, способным разрешать

конфликтные ситуации конструктивно и др. [6, с. 38-63].

Процессуально-деятельностный блок содержит организационно-педагогические условия, этапы, а также организационно-практический аспект, включающий формы обучения, методы и средства формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих

Педагогические условия формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на этапе довузовского обучения в педагогическом вузе

т

т

т

Выделение

межкультурного

педагогического

коммуникативно

го содержания в

дидактический

блок

Построение професс ионал ьной подготовки будущих учителей на основе межпредметной интеграции дидактических единиц

педагогической направленности, ориентир ов анных на формирование межкультур ной педагогической коммуникатив ной компетенции

_L

Использование Включение

современных методов смешанного обучения в профе сс иональн проектной деятельности в учебно- воспитательный процесс учащихся педагогического

ои подготовке лицея

будущих

учигелеи

I этап Ознакомление с основами профессиональной деятельности педагога с последующим включением в образовательную среду вуза и ситуации межкультурного взаимодействия

II этап Применение современных форм и методов для теоретического и практического обучения

Е

III этап Реализация межкультурной педагогической коммуникативной компетенции на практике в ситуациях профессионально-ориентированной деятельности в поликультурной образовательной среде

Организационно-процессуальный аспект

Формы обучения: Аудиторная, дистанционная, внеаудиторная, групповая, индивидуальная, фронтальная

Методы, средства:

ИКТ, ролевые игры, дискуссии, метод CL.IL, метод проектов, дебаты, круглый стол, редакция англоязычного журнала, книжный клуб

Рис. 3. Процессуально-деятельностный блок формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на довузовском этапе обучения

учителей на довузовском этапе обучения (рис. 3).

Процесс подготовки будущих учителей к будущей профессиональной деятельности должен быть выстроен через их включение в ситуации педагогического и межкультурного характера. Отсюда следует, что формирование межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей будет возможно при выполнении следующих педагогических условий:

1) выделение межкультурного педагогического коммуникативного содержания в дидактический блок;

2) построение профессиональной подготовки будущих учителей основано на межпредметной интеграции дидактических единиц педагогической направленности, ориентированных на формирование межкультурной педагогической коммуникативной компетенции;

3) использование современных методов смешанного обучения в профессиональной подготовке будущих учителей;

4) включение проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс учащихся педагогического лицея.

Выполнение данных организационно-педагогических условий также соответствует ряду этапов по подготовке будущих специалистов к педагогической деятельности, к которым можно отнести следующие:

1) ознакомление с основами профессиональной деятельности педагога с последующим включением в образовательную среду вуза и ситуации межкультурного взаимодействия;

2) применение современных форм и методов для теоретического и практического обучения;

3) реализация межкультурной педагогической коммуникативной компетенции на практике в ситуациях профессионально-ориентированной деятельности в поликультурной образовательной среде.

Эффективная организация данных этапов может быть возможна благодаря

реализации на практике организационно-процессуального аспекта, который подразумевает использование определенных подходов, средств и форм обучения. В качестве форм развития межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей в рамках изучения иностранного языка предполагается применение аудиторных, дистанционных и внеаудиторных занятий, групповых, индивидуальных и фронтальных форм организации деятельности.

Среди методов обучения иностранному языку как главнейшего средства формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции можно выделить применение информационных коммуникативных технологий, которые позволяют использовать возможности сети Интернет и различных онлайн-ресурсов (журналы, газеты, сайты, платформы для онлайн-конферен-ций), в целях совершенствования коммуникативных навыков, межкультурных знаний, а также их интегрирования в ситуации профессионального взаимодействия. Также стоит отметить ролевые игры, дискуссии, дебаты, метод CLIL (Content and Language Integrated Learning), позволяющий овладевать специфическими знаниями и навыками через иностранный язык, круглый стол, объединение учащихся в работу редакции англоязычного журнала, а также деятельности книжного клуба.

Следующим блоком педагогической деятельности по формированию межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на этапе довузовского обучения в педагогическом вузе является критериально-оценочный, который позволяет определить степень сформированности межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей (рис. 4). При составлении критериев мы исходили из компонентного состава межкультурной педагогической коммуникативной

Рис. 4. Критериально-оценочный блок формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на довузовском этапе обучения

компетенции будущих учителей на этапе довузовского обучения и их содержания.

Знаниевый (когнитивный) критерий представлен наличием системных профессиональных и языковых знаний, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности, а также организации коммуникации в условиях межкультурного диалога.

Мотивационный критерий характеризуется наличием мотивации к профессиональной деятельности, саморазвитию, а также осознанием значимости коммуникативных навыков и их применения в целях организации образовательного процесса в поликультурных реалиях.

Деятельностный критерий предполагает владение определенными техниками и приемами эффективной организации межкультурного общения в педагогической сфере деятельности на практике.

Вместе с тем, для того чтобы определить основные направления и способы

формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на довузовском этапе обучения в педагогическом вузе, необходимо выделить уровни сформированно-сти вышеуказанного качества, которые содержаться в результативном блоке (рис. 5). В контексте нашей авторской модели Шкала Совета Европы (CEFR -Common European Framework of Reference [7]) и требования ФГОС к современному учителю [4] послужили основой для выявления данных уровней и их особенностей. К ним относятся: «низкий», «средний», «высокий».

«Низкий» уровень подразумевает, что будущие учителя в ситуациях межличностного и межкультурного характера имеют недостаточный уровень сформи-рованности личностных и профессиональных качеств. Низкий уровень проявляется в неумении применять различные коммуникативные техники, а также недостаточном объеме знаний о поликультурном мире.

Рис. 5. Результативный блок формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на довузовском этапе обучения

«Средний» уровень сформированно-сти межкультурной педагогической коммуникативной компетенции в процессе профессиональной и межкультурной социализации будущих учителей демон-

стрирует наличие у них базовых знаний, что позволяет им дифференцированно вступать в коммуникацию с субъектами педагогической среды и добиваться результатов в совместной деятельности.

Рис. 6. Модель формирования межкультурной педагогической коммуникативной компетенции будущих учителей на довузовском этапе обучения

«Высокий» уровень характеризуется тем, что будущие учителя готовы выступать участниками межкультурного диалога на основании компромисса, обмена духовными, культурными и профессиональными ценностями. Они ориентированы на профессиональное самосовершенствование и способны выстраивать учебно-воспитательный процесс эффективно, в соответствии с потребностями и особенностями учащихся.

Заключение

Среди специалистов, занимающихся изучением межкультурной коммуникации и педагогической компетенции,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

можно отметить С. Б. Куликову, С. Г. Тер-Минасову, А. В. Нуждина, Г. Д. Дмитриева и др. Однако несмотря на то, что межкультурная педагогическая коммуникативная компетенция является одним из качеств, определяющих личность педагога в условиях поликультурной образовательной ситуации, структура ее формирования на довузовском этапе обучения остается малоизученной, а разработанная нами модель является целостной системой, которая объединяет в себе целевой, содержательный, процес-суально-деятельностный, критериально-оценочный и результативный блоки (рис. 6).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белкина В. Н., Сергеева Г. В. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. II, № 1. URL: http:// vestnik.yspu.org/releases/2011_1pp/35.pdf (дата обращения: 10.04.2021).

2. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 2000.

3. Кушнер Ю. З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова. 2001.

4. Якушев М. В. Структура профессиональной компетентности учителя и совершенствование системы его подготовки в вузе // Профессиональное образование: теория, методология, практика: сб. материалов Междунар. науч. е-симпозиума. Россия, 27-30 июня 2013 г. / под ред. проф. И. В. Руденко. Киров: МЦНИП, 2013. 127 с. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). C. 47-59.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. URL: https://fgosvo.ru/ upl0adfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 10.04.2021).

6. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.

7. Common European Framework of Reference, CEFR. URL: https://www.efset.org/ru/cefr/ (дата обращения: 10.04.2021).

REFERENCES

1. Belkina V. N., Sergeeva G. V. Aktualnye problemy nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya budushchikh pedagogov. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2011. Vol. II, No. 1. Available at: http://vestnik.yspu.org/releases/2011_1pp/35.pdf (accessed: 10.04.2021).

2. Dmitriev G. D. Mnogokulturnoe obrazovanie. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2000.

3. Kushner Yu. Z. Metodologiya i metody pedagogicheskogo issledovaniya (uchebno-metodicheskoe posobie). Mogilev: MGU im. A. A. Kuleshova. 2001.

4. Yakushev M. V. Struktura professionalnoy kompetentnosti uchitelya i sovershenstvovanie sistemy ego podgotovki v vuze. In: Rudenko I. V. (ed.) Professionalnoe obrazovanie: teoriya, metodologiya, praktika. Proceedings of the International Scientific e-Symposium. Russia, 27-30 June 2013. Kirov: MTsNIP, 2013. 127 p. 1 CD-ROM. Pp. 47-59.

5. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Available at: https://fgosvo.ru/ uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (accessed: 10.04.2021).

6. Zimnyaya I. A. Psikhologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole. Moscow: Prosveshchenie, 1991.

7. Common European Framework of Reference, CEFR. Available at: https://www.efset.org/ru/cefr/ (accessed: 10.04.2021).

Рудакова Елена Андреевна, аспирант, факультет социальных наук, Амурский государственный университет e-mail: gemchugina.94@mail.ru

Rudakova Elena A., PhD post-graduate student, Social Sciences Faculty, Amur State University e-mail: gemchugina.94@mail.ru

Лейфа Андрей Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, Амурский государственный университет

e-mail: ALeifa@mail.ru

Leifa Andrey V., ScD in Education, Full Professor, Vice-Rector for Research, Amur State University

e-mail: ALeifa@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.04.2021 The article was received on 18.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.