Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО БАЗИСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО БАЗИСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущий учитель / психологическая готовность / профессиональное общение / учебная практика / future teacher / psychological readiness / professional communication / educational practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Мазурова Елена Викторовна

Целью данной статьи является представление целевой и структурно-содержательной основы, а также хода базовой коммуникативной подготовки будущего учителя в рамках учебной практики студентов первого курса. Авторы анализируют проблему формирования психологической готовности к профессиональному общению будущего учителя в современной образовательной среде. Обсуждаются современные тенденции образовательной среды школы как условия коммуникации педагога. Раскрывается проблемное поле формирования психологической готовности к профессиональному общению у будущих педагогов. Представлена модель и анализ результатов учебной проектно-технологической практики коммуникативно-цифрового модуля «Эффективные практики речевой коммуникации». Ставятся задачи первой практики студентов бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Задачи практики разработаны и реализованы в рамках концепции «Ядро высшего педагогического образования». Ставятся задачи освоения и совершенствования базовых коммуникативных действий будущего педагога. Описывается ход и содержательное наполнение практики. Дается подробная характеристика методов и форм освоения коммуникативной базы будущим учителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Мазурова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this article is to present the target and structural-content basis, as well as the course of the basic communicative training of the future teacher in the framework of the educational practice of first-year students. The authors analyze the problem of formation of psychological readiness for professional communication of the future teacher in the modern educational environment. The current trends of the educational environment of the school as the conditions of communication of the teacher are discussed. The problematic field of formation of psychological readiness for professional communication among future teachers is revealed. The model and analysis of the results of the educational design and technological practice of the communicative-digital module "Effective practices of speech communication" is presented. The tasks of the first practice of undergraduate students in the field of training 44.03.05 Pedagogical education are set. The tasks of the practice are developed and implemented within the framework of the concept of "The Core of higher pedagogical education". The tasks of mastering and improving the basic communicative actions of the future teacher are set. Describes the course and content of the practice. A detailed description of the methods and forms of mastering the communicative base by the future teacher is given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО БАЗИСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ»

Психология

УДК 159.923.5

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Пермь); аспирант Мазурова Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Пермь)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО БАЗИСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. Целью данной статьи является представление целевой и структурно-содержательной основы, а также хода базовой коммуникативной подготовки будущего учителя в рамках учебной практики студентов первого курса. Авторы анализируют проблему формирования психологической готовности к профессиональному общению будущего учителя в современной образовательной среде. Обсуждаются современные тенденции образовательной среды школы как условия коммуникации педагога. Раскрывается проблемное поле формирования психологической готовности к профессиональному общению у будущих педагогов. Представлена модель и анализ результатов учебной проектно-технологической практики коммуникативно-цифрового модуля - «Эффективные практики речевой коммуникации». Ставятся задачи первой практики студентов бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Задачи практики разработаны и реализованы в рамках концепции «Ядро высшего педагогического образования». Ставятся задачи освоения и совершенствования базовых коммуникативных действий будущего педагога. Описывается ход и содержательное наполнение практики. Дается подробная характеристика методов и форм освоения коммуникативной базы будущим учителем.

Ключевые слова: будущий учитель, психологическая готовность, профессиональное общение, учебная практика.

Annotation. The purpose of this article is to present the target and structural-content basis, as well as the course of the basic communicative training of the future teacher in the framework of the educational practice of first-year students. The authors analyze the problem of formation of psychological readiness for professional communication of the future teacher in the modern educational environment. The current trends of the educational environment of the school as the conditions of communication of the teacher are discussed. The problematic field of formation of psychological readiness for professional communication among future teachers is revealed. The model and analysis of the results of the educational design and technological practice of the communicative-digital module - "Effective practices of speech communication" is presented. The tasks of the first practice of undergraduate students in the field of training 44.03.05 Pedagogical education are set. The tasks of the practice are developed and implemented within the framework of the concept of "The Core of higher pedagogical education". The tasks of mastering and improving the basic communicative actions of the future teacher are set. Describes the course and content of the practice. A detailed description of the methods and forms of mastering the communicative base by the future teacher is given.

Key words: future teacher, psychological readiness, professional communication, educational practice.

Введение. Успешность профессиональной деятельности будущего учителя во многом определяется его психологической готовностью к профессиональной коммуникации. Профессиональное общение учителя в современной школе характеризуется повышенной коммуникативной нагрузкой, полисубъектностью и поликультурностью, насыщенностью контактов, как в учебном, так и во внеучебном взаимодействии, необходимостью решать многоаспектные задачи обучения, развития, воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями и возможностями здоровья [1], [2], [3], [7]. Особое значение приобретает готовность студентов педагогического профиля к коммуникации в информационной среде, к решению образовательных задач в дистанционном формате [1], [3].

Формирование психологической готовности к профессиональному общению будущего учителя в современной образовательной среде должно строиться поэтапно на комплексной коммуникативной основе [6]. Перед высшей школой стоит проблема построения обоснованной поэтапной практико-ориентированной системы психолого-педагогических условий формирования психологической готовности будущего учителя к профессиональному общению в процессе обучения в вузе [3], [4], [5].

Актуальность разработки проблемы формирования психологической готовности к профессиональному общению у студентов педагогических вузов обусловлена, следующими обстоятельствами:

Во-первых, отмечается недостаточная сформированность межличностной коммуникации выпускников школ в условиях широкого и массового применения практики виртуального общения посредством социальных сетей и мессенджеров в мобильных телефонах, а также активное внедрение тестовых форм аттестации часто является причиной слабости базиса для последующего становления профессиональной коммуникации.

Во-вторых, в настоящее время в системе высшего педагогического образования создан ряд предпосылок, определяющих целевые ориентиры развития системы подготовки педагогических кадров. С 2022 года во всех педагогических вузах Российской Федерации внедрены единые подходы к предметной и методической подготовке будущих педагогов в рамках модели Министерства просвещения России «Ядро высшего педагогического образования», обязательным элементом которой является коммуникативно-цифровой модуль, ориентированный на формирование компетенций эффективного межличностного и профессионального общения.

В-третьих, ориентация подготовки будущих педагогов на реализацию профессиональных задач в условиях современной школы определяет необходимость усиления практической психологической подготовки обучающихся и разработки новых форм проведения учебных практик, обеспечивающих базисные условия развития профессиональной компетентности.

Обозначенное проблемное поле определяет необходимость поиска, разработки и внедрения новых форм практико-ориентированной подготовки будущего учителя.

Анализ существующих технологий формирования профессионального общения педагога, а также целевых моделей и нормативно-содержательных условий подготовки будущих педагогов в системе высшего педагогического образования определил выбор модели формирования психологической готовности к профессиональному общению будущего учителя, в основу которой положено поэтапное освоение эффективных коммуникативных практик профессионального общения [3], [5].

Особое внимание на первом курсе обучения в процессе формирования психологической готовности к профессиональному общению необходимо уделять развитию коммуникативной базы личности и комплексному освоению эффективных речевых, коммуникативных, информационных и психологических практик общения будущим учителем.

Изложение основного материала статьи. Целью данной статьи является представление целевой и структурно-содержательной основы, а также хода базовой коммуникативной подготовки будущего учителя в рамках учебной практики студентов первого курса.

Базовая коммуникативная подготовка студентов носила комплексный характер и предполагала развитие речевых, коммуникативных и психологических навыков и умений общения у будущего учителя. Практика решала задачи первого этапа формирования психологической готовности - формирование коммуникативной базы личности в условиях квазипрофессионального общения. Эти условия предполагали сопряженность речевого и иноязычного, реального и виртуального, диалогического и группового общения в процессе решения квазипрофессиональных коммуникативных задач будущим учителем.

В рамках данной практики ставились задачи освоения и совершенствования базовых коммуникативных действий личности, а именно:

- освоение практики самопрезентации, делового представления, выступления, сообщения и высказывания;

- формирование навыков групповой дискуссии: навыков и умений поддержания продуктивного диалога, направленного на поиск группового решения;

- совершенствование навыков содержательных текстовых комментариев к индивидуальным и мини-групповым постам;

- совершенствование способов обращения и взаимодействия с преподавателями и студентами в ролевых квазипрофессиональных ситуациях;

- развитие навыков и умений содержательной обратной связи в процессе групповых обсуждений индивидуальных и групповых результатов деятельности;

- совершенствование навыков корректного представления и аргументации своего мнения, формулирования критических и положительных отзывов;

- развитие умений корректной обратной связи в процессе проверки, обсуждения и оценки работ мини-групп и индивидуальных продуктов;

- развитие навыков самообладания, эмоциональной саморегуляции в ситуациях публичного выступления, отрицательной и положительной обратной связи, конкурентного поведения;

- формирование гуманистической, альтероцентрической и диалогической направленности общения, мотивации фасилитации, позитивной поддержки, положительной обратной связи в процессе общения в группе и групповой деятельности;

- формирование гибких навыков создания комфортной психологической обстановки, доверия в процессе знакомства, делового взаимодействия, совместной деятельности, в том числе, за счет организации времени и пространства общения на основе принципов проксемики;

- совершенствование навыков информационных постов, презентаций проведенных социологических опросов, видеозаписей интервью и видео-отзывов о прочитанной книге.

Для разработки содержательной части учебной практики по «Коммуникативно-цифровому модулю» была сформирована рабочая группа в составе специалистов в области филологии, педагогики, психологии и цифровых технологий, проанализированы методические рекомендации по реализации единых подходов к подготовке педагогических кадров в рамках модели «Ядро высшего педагогического образования»; примерная рабочая программа учебной технологической (проектно-технологической) практики; рекомендуемые результаты обучения в форме компетенций, которые необходимо сформировать у обучающихся в процессе прохождения практики.

В результате первичного структурно-содержательного анализа рекомендуемый объем коммуникативно-цифровой практики, составляющий 6 зачетных единиц (216 часов, 4 недели), было решено разделить на три части по 2 з.е. (72 часа, 8 дней) с учетом организационно-содержательной компоновки планируемых результатов обучения и условий реализации практики:

1. Эффективные практики речевой коммуникации (с параллельным изучением учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»),

2. Речевая коммуникация на иностранном языке (с параллельным изучением учебной дисциплины «Иностранный

3. Цифровые технологии (с параллельным изучением учебной дисциплины «Технологии цифрового образования»).

Таким образом, первая часть учебной проектно-технологической практики коммуникативно-цифрового модуля -

«Эффективные практики речевой коммуникации» - стала первой практикой основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), разработанной и реализованной в рамках концепции «Ядро высшего педагогического образования».

Практика проводилась стационарно на базе структурных подразделений Университета, в дискретном формате без отрыва от аудиторных занятий в 1 семестре 1 курса, путем выделения одного дня в неделю для организации практической подготовки. На протяжении 8 недель по четвергам были организованы очные встречи всех групп 1 курса очной формы обучения с групповыми руководителями практики, на которых совместно со студентами проверялись, обсуждались и оценивались работы мини-групп и индивидуальные продукты, а также давались установки по выполнению следующего кейса: проводился подробный инструктаж, давались необходимые знания, практические советы и ответы на возникающие вопросы. После очной встречи с преподавателем студенты переходили в помещения коворкингов для проектной и самостоятельной работы и в этот же день начинали подготовительную работу по выполнению заданного кейса. При этом в течение всего времени проведения практики между очными встречами в аудитории студенты могли задавать групповым руководителям вопросы и обращаться за консультацией, в том числе в созданных закрытых группах в социальной сети ВКонтакте. Данные организационные условия также способствовали формированию у студентов психологической готовности к профессиональному общению как в аспекте деловой коммуникации с коллегами, так и в аспекте корректной обратной связи в процессе оценивания работ своих одногруппников. На первых занятиях было крайне сложно мотивировать студентов развернуто высказывать свое мнение, тактично формулировать критические и положительные отзывы, а также конструктивно и корректно давать обратную связь для улучшения результатов работы своих одногруппников. Нередко возникали проблемы самообладания в ситуациях публичного выступления, эмоционального замешательства при получении отрицательной обратной связи. Для решения данной проблемы исследовались и применялись экспресс-техники самообладания в ситуациях публичного и затрудненного общения (эмоциональные и дыхательные практики). В процессе освоения техник самообладания с каждым последующим занятием процесс общения проходил более эффективно, начали активно высказываться даже очень стеснительные и немногословные обучающиеся.

Установочная и итоговая конференции по практике проводились в общеуниверситетском формате, а не традиционно по факультетам. В торжественной обстановке в актовом зале Университета все студенты 1 курса, университетские и групповые руководители всех академических групп с участием проректора по образовательной деятельности и информатизации, заведующих кафедрами, отдела практики, трудоустройства и профессионального сопровождения учебно-методического управления дали старт началу профессионального становления коммуникативной компетентности будущих педагогов.

На установочной конференции организаторы и руководители практики знакомили первокурсников с целями и задачами практики, графиком и условиями ее проведения, требованиями, предъявляемыми в период прохождения практики. Групповые руководители практики рассказали о себе, своей профессиональной деятельности, что позволило продемонстрировать живые примеры профессиональной коммуникации, которые студентам предстояло освоить в рамках выполнения первых кейсовых заданий. Высокая личная вовлеченность и мотивированность преподавателей на поддержку и фасилитацию студентов дали важный образец профессиональной мотивации общения для будущего учителя, создавали атмосферу психологической безопасности, открытости и доверия.

После установочной конференции на первом учебном практическом занятии групповые руководители провели со студентами психологический тренинг межличностного общения, направленный на знакомство и сплочение групп. Эффект неожиданности от организации пространства в учебной аудитории без парт со свободным размещением, выдачи импровизированных именных бейджей и предложения поиграть в игру «сломать лед» позволил создать необходимую комфортную психологическую обстановку доя знакомства, доверия преподавателю и благоприятной основы для дальнейшего взаимодействия. В рефлексивной части тренинга большинство студентов положительно отзывались о такой форме работы, отмечали, что это было неожиданно, приятно и позволило пообщаться, лучше узнать одногруппников, освоить разные варианты и принципы самопрезентации в группе, а с некоторыми одногруппниками впервые познакомиться, несмотря на то, что данная практика началась спустя два месяца после начала учебного года.

Всего в ходе практики студенты должны были выполнить 4 кейс-задания, ориентированных на формирование следующих универсальных и общепрофессиональных компетенций: УК-2 - способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; УК-3 - способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; УК-4 - способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации; ОПК-2 - способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий); ОПК-7 - способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ; ОПК-9 - способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

Приведем примеры кейсовых заданий, предлагаемых студентам к выполнению в рамках учебной практики «Эффективные практики речевой коммуникации»:

Кейс 1. «Создание поста»: обучающиеся создавали пост на предполагаемой (или реально существующей) странице в социальной сети (ВК, Телеграм) образовательной организации в следующих жанровых разновидностях (на выбор):

• Пост-заметка, в котором необходимо сжато сообщить о каком-либо состоявшемся событии в выбранном образовательном учреждении (например, заметка, содержащая тезисы прошедшего родительского собрания; заметка, информирующая о прошедшем конкурсе / соревновании и т.д.).

• Пост-объявление, в котором различным категориям участников образовательного процесса (ученики, родители) необходимо сообщить о планируемом мероприятии (собрании, выставке, экскурсии, конкурсе и т.д.).

• Пост-поздравление, в котором необходимо с учетом жанровых особенностей текста, поздравить: а) школьников / коллектив школьников; б) коллег / коллегу выбранного образовательного учреждения; в) представителя администрации выбранного образовательного учреждения (на выбор).

• Пост-опрос, в котором различным категориям участников образовательного процесса (ученики, родители) необходимо сообщить о вариантах проведения планируемого мероприятия (выставке, экскурсии, поездке в театр, спортивном выходе на природу, подарках на Новый год и т.д.) и провести опрос для принятия решения путем голосования.

Работа по созданию постов велась в течение недели в мини-группах, в которые обучающие распределись по желанию, исходя из личных предпочтений. Темы постов между мини-группами были распределены путем жеребьевки, чтобы все варианты были представлены для проработки. Для размещения постов и других продуктов практики были созданы закрытые группы в социальной сети ВКонтакте для каждой учебной группы. Помимо размещения поста своей мини-группы студентам необходимо было дать текстовые комментарии к постам других мини-групп.

Этот кейс был самым трудозатратным в плане консультирования и сопровождения, поскольку у студентов не было опыта такого рода деятельности, и групповой руководителей давал практические рекомендации по усовершенствованию постов в плане идей, логики изложения, привлечения внимания языковыми и наглядными средствами и навыков администрирования (использование тегов, публикация поста от имени сообщества), а также время на доработку задания до коллективного обсуждения и оценивания результатов на следующей очной встрече. Интересным итогом стало то, что студенты в ходе опроса по итогам практики назвали данный кейс самым легким, а некоторые студенты в дневниках-отчетах предлагали сделать этот кейс индивидуальным.

Кейс 2. Интервью: «Обмен педагогическим опытом»: обучающимся необходимо было взять интервью у работника образовательной сферы (учителя, воспитателя, тренера и т.д. - на выбор). Конечная цель интервью - получение практических советов студентам, начинающим профессиональную педагогическую деятельность. Для интервью обучающимся необходимо было: а) продумать систему вопросов для интервьюируемого лица; б) договориться о встрече (возможно использование дистанционных технологий); в) взять интервью; г) записать видеоролик; д) разместить записанный видеоролик в закрытой группе в социальной сети ВКонтакте. Рекомендуемый объем задания: 2-4 минуты видеозаписи.

Работа по выполнению данного кейса также велась в течение недели в мини-группах, однако, обучающимся было предложено распределиться в мини-группы с другими одногруппниками, с которыми они ранее не работали над созданием поста. У большинства студентов это вызвало определенное психологическое напряжение, поскольку им пришлось выйти из зоны комфорта и общаться не только с теми, с кем сложились более близкие, дружеские отношения. Помимо этого, обучающие отмечали, что было непросто договориться о том, у кого будут брать интервью, о встрече с интервьюируемым, а также сам процесс коммуникации даже по заранее составленным вопросам вызвал некоторые затруднения: обучающимся было сложно расположить и разговорить собеседника, особенно перед камерой, при этом вести себя естественно и не скованно.

В результате подготовленные интервью, несмотря на общую тему, получились достаточно разнообразными. Студенты задавали вопросы с целью получения практических советов как учителям школы (как правило, тем, у кого учились), так и

преподавателям Университета (в том числе деканам факультетов и заведующим кафедрами). Главная цель - пообщаться с более опытными коллегами на профессиональные темы - была достигнута.

Кейс 3. «Я это обязательно прочту!» (отзыв о книге): обучающиеся должны были на выбор подготовить письменный отзыв, либо записать видео-отзыв о прочитанной ими книге с целью мотивировать школьников к ее прочтению.

Этот кейс студенты выполняли индивидуально в течение одной недели. Для кого-то такой формат работы оказался предпочтительным, потому что не нужно было ни с кем договариваться и искать компромиссы как в выборе произведения и формы отзыва, так и в определении темпа и времени выполнения кейса. Однако, для некоторых студентов индивидуальная форма работы оказалась более сложной, потому что не с кем было разделить весь объем работы и ответственность за выбор произведения, а также полученный результат.

Следует отметить, что большинство студентов предпочли записать видео-отзыв и разместить его в закрытой группе в социальной сети ВКонтакте, несмотря на более сложное техническое решение, в том числе в плане монтажа, поскольку нами было усложнено данное задание тем, что при выборе формы отзыва студенты должны были устно презентовать его перед своими одногруппниками. Перспектива публичного выступления в значительной степени сократила количество устных отзывов, однако, те, кто решились, успешно справились, в том числе с психологическими барьерами.

Для рекомендации к прочтению многие студенты выбрали не только произведения школьной программы, но и другие популярные и малоизвестные детские произведения. Видео-отзывы были сделаны на достаточно высоком уровне, как с точки зрения анализа текста и эмоциональной, вдохновляющей презентации, так и с точки зрения навыков монтажа и использования цифровых технологий, в том числе музыкального фона, иллюстраций из книг, фото постеров, актеров и кадров из фильмов (в случае экранизации). Особенностью реализации данного кейса стало то, что студенты приняли участие в ряде мастер-классов (по выбору) по созданию видео-презентаций и роликов на базе Медиакластера педагогического технопарка «Кванториум им. B.C. Мерлина», действующего на базе Университета.

Кейс 4. «Социологический опрос»: обучающимся необходимо было провести социологический опрос на резонансную, общественно значимую, актуальную для современной молодежи тему (например, «О вреде курения», «О пользе витаминов», «Школьная форма: за и против», «Дистант: плюсы и минусы» и т.д.). Студенты проектировали ход процедуры опроса: составляли список вопросов; устанавливали тип вопросов (открытые / закрытые); определяли количество респондентов (не менее 20 человек) и их состав. В опросе должны были обязательно принять участие две категории респондентов: а) школьники; б) родители школьников. После проведения опроса студенты должны были обработать результаты опроса, установить количественные и качественные закономерности, представить статистические данные в виде графических схем (диаграмм). Результаты проведенного социологического опроса необходимо было представить в виде презентации либо устного доклада от мини-группы. Рекомендуемый объем задания: не менее 5 слайдов презентации, время доклада - 3-5 минут.

Работа по выполнению данного кейса велась на протяжении двух недель в третьем варианте мини-групп, распределение в которые проводилось путем жеребьевки по жетонам разных цветов. В этот раз такое случайное распределение по мини-группам было встречено спокойно и не вызвало эмоционального дискомфорта, что уже можно считать маленькой победой в формировании психологической готовности к профессиональному общению в специально созданных условиях квазипрофессиональной деятельности.

Студенты выбрали достаточно актуальные и острые темы для своих социологических опросов, например, «Буллинг в жизни современного школьника», «Вейпинг: детская шалость или опасная привычка», «ЕГЭ: ожидание и реальность», «Социальные сети: благо или вред», «Половое воспитание в школе», «Психологическая зависимость школьников от компьютерных игр» и др. и опросили достаточно широкий круг респондентов. Для проведения опросов все мини-группы использовали онлайн формы. Однако, даже использование таких форм, предполагало необходимость коммуникации как со школьниками, так и с родителями для мотивации и включения их в деятельность. В качестве одной из сложностей студенты отмечали, что не все родители соглашались пройти опрос, приходилось расширять круг взаимодействия, чтобы уравнять число опрошенных респондентов школьников и родителей и даже прибегать к помощи знакомых и родственников. Все результаты опросов были проанализированы, представлены в виде графиков и диаграмм в презентациях. Устные выступления мини-групп по проведенным исследованиям также были сделаны на достаточно высоком уровне.

До проведения итоговой конференции были проанализированы результаты прохождения практики, в том числе по результатам анализа отчетной документации и проведенному опросу среди студентов. В ходе итоговой конференции были представлены выступления студентов всех факультетов с презентацией лучших работ, сказаны слова благодарности групповым руководителям практики и одногруппникам о совместной продуктивной учебной деятельности. И если на установочной конференции в зале порой стояла угнетающая тишина, то на итоговой конференции зал поддерживал выступающих, благодарил групповых руководителей и выступающих бурными дружными аплодисментами. Этот аспект коммуникации, а именно, способы публичного выражения поддержки и одобрения, также был проработан в ходе практических занятий со студентами.

Такой формат организации конференций по практике способствовал знакомству и профессиональному общению студентов 1 курса всего вуза не только в рамках внеучебных мероприятий, но и в рамках образовательной деятельности, позволил сопоставить результаты организации и прохождения практики на всех факультетах, сделать вывод о результативности проведенной практики, а также получить эмоциональное удовлетворение и обратную связь от всех участников практики. Студенты смогли увидеть и осознать себя в профессиональном поле не только в рамках своей академической учебной группы и своего факультета, но и на уровне всего Университета, что в свою очередь, безусловно, способствовало повышению мотивации к учебной деятельности, в том числе к практической подготовке, и повысило привлекательность педагогического образования.

Проведенный опрос студентов по итогам практики показал, что такой формат практики был очень интересным и максимально полезным с точки зрения полученных навыков. Студенты высоко оценили содержательную часть практики, затруднились назвать самый ненужный кейс. Самым трудным кейсом студенты назвали проведение социологического опроса, самым легким, по их мнению, было написание поста, самым интересным - создание отзыва «Я это обязательно прочту!», самым полезным - взятие интервью «Обмен педагогическим опытом». В качестве идей по усовершенствованию практики студенты предложили добавить кейс «Пресс-конференция с администрацией организации».

Дневники-отчеты студентов по итогам учебной практики «Эффективные практики речевой коммуникации» помимо стандартных обязательных позиций включали приложение со скрин-шотами выполненных информационных постов и презентаций проведенных социологических опросов, ссылки на видеозаписи интервью и видео-отзывы о прочитанной книге (либо тексты отзывов), а также рефлексивную часть, в которой студенты на основе самоанализа давали оценку своей готовности к профессиональному общению, определяли свои сильные позиции и профессиональные дефициты, над которыми необходимо работать в ходе дальнейшего обучения в Университете.

Результативность практики подтверждают как позитивные отзывы студентов, так и данные академической успешности. Из 588 студентов-участников практики оценки «отлично» получили 521 человек (88,60% обучающихся); «хорошо» 58 человек (9,86%); «удовлетворительно» 7 человек (1,19%).

Выводы. Таким образом, формирование коммуникативного базиса у будущего учителя в условиях учебной практики является необходимым условием становления его психологической готовности к профессиональному общению.

Базовая коммуникативная подготовка студентов должна носить комплексный характер и строиться на сопряженном развитии речевых, коммуникативных, информационных и психологических навыков и умений общения у будущего учителя.

Учебная практика на первом курсе, прежде всего, решает задачи первого этапа формирования психологической готовности в условиях квазипрофессионального общения: в процессе речевого и иноязычного, реального и виртуального, диалогического и группового общения в процессе решения квазипрофессиональных коммуникативных задач будущим учителем.

Базовая коммуникативная подготовка будущего учителя в рамках учебной практики решает задачи освоения и совершенствования базовых коммуникативных действий личности, лежащих в основе профессиональной коммуникации педагога: навыков и умений создания комфортной психологической обстановки, диалогической и групповой коммуникации в условиях дискуссии, совместной деятельности, презентации и самопрезентации; содержательной и корректной обратной связи. Значимым аспектом совершенствования коммуникативного базиса является формирование гуманистической и диалогической направленности общения, мотивации фасилитации, позитивной поддержки, положительной обратной связи в процессе общения в группе и групповой деятельности, а также навыков эмоциональной саморегуляции в ситуациях затрудненного общения.

Литература:

1. Барахович, И.И. Готовность будущего педагога к профессиональным коммуникациям / И.И. Барахович, М.И. Шилова // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). - 2014. - № 2 (28). - С. 37-40

2. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. - М.: Изд-во: Просвещение, 1987. - 190 с.

3. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р

4. Леонтьев, A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. - М.: Изд-во: Смысл, 1997. - 365 с.

5. Методические рекомендации по подготовке педагогических кадров по программам бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»), одобренные на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 25 ноября 2021 г.

6. Орлова, Б.А. Формирование психологической готовности к педагогическому общению у будущих учителей: дис. ... докт. психол. наук. 19.00.07 / Орлова Глена Александровна. - Тула, 1998. - 323 с.

7. Реан, A.A. Психология личности: Социализация, поведение, общение / A.A. Реан. - СПб.; М. Изд-во: Прайм-Гврознак Олма-Пресс, 2004. - 407 с.

Психология

УДК 159.923.5

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Пермь); Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Рязань); Федеральное государственное казенное военно-образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск); доктор психологических наук, профессор Сорокоумова Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Москва); аспирант Калачян Александра Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НРАВСТВЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация. Целью данной статьи является анализ и представление оценки влияния детско-родительских отношений на нравственную социализацию старшего дошкольника. Авторы описывают детско-родительские отношения как сложную подсистему семейных отношений, включающую родительскую позицию, стиль воспитания детей и множественные параметры воспитательного процесса. Нравственная социализация рассматривается в основных аспектах формирования отношения ребенка к нормативному поведению, к другому человеку и мотивации нравственного поведения. Авторы подчеркивают центральную роль нравственной атмосферы в семье и нравственной позиции родителей в стремлении ребенка к соблюдению нравственных норм и нравственном отношении к другому человеку. Особое значение придается эмоциональному фону отношений в семье в аспекте гармоничного развития отношения к нравственным нормам и нравственных чувств. Анализируется влияние базовых стилей воспитания на аспекты нравственной социализации старшего дошкольника. Обосновывается, что стиль воспитания может оказывать неоднозначное влияние на нравственную социализацию старшего дошкольника. Демократический родитель стимулирует теплые отношения с ребенком в сочетании с четкими правилами, справедливыми требованиями, высоким контролем и личной ответственностью, поэтому нравственная социализация будет оптимальной. В общении с авторитарным родителем дошкольник обучается зависимому нормативному поведению, жесткое отношение к ребенку ограничивает формирование у него нравственных чувств к другому человеку. Воздействие каждого из стилей воспитания опосредуется нравственной позицией родителей и нравственной атмосферой в семье.

Ключевые слова: старший дошкольник, нравственная социализация, детско-родительские отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.