Научная статья на тему 'Практические аспекты подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде'

Практические аспекты подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / FUTURE TEACHERS' PROFESSIONAL TRAINING / COMMUNICATIVE ACTIVITY ORGANIZING / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTEGRATIVE APPROACH / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костикова Н.А.

В работе рассмотрены практические аспекты подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. На основе анализа научной литературы, результатов анкетирования, опыта подготовки студентов педагогического вуза, а также с учетом применения интегрированного подхода к педагогическому образованию предложены и реализованы способы и приемы подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, которые предусматривают включение в образовательный процесс в рамках разных блоков дисциплин учебного плана заданий, предполагающих взаимодействие участников образовательного процесса в электронной образовательной среде, наличие в учебных планах специальных учебных дисциплин или разделов дисциплин, решение педагогических задач в ходе разных видов педагогической практики и организацию научно-исследовательской деятельности студентов по проблемам коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. Рассмотренные практические аспекты подготовки будущих педагогов будут способствовать формированию необходимых коммуникативных и профессиональных компетенций, которые позволят эффективно решать профессиональные задачи при организации коммуникативного взаимодействия в электронной среде и, в целом, повысить эффективность подготовки будущих учителей в условиях интенсивного развития электронной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костикова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF FUTURE TEACHERS’ TRAINING FOR COMMUNICATION ACTIVITY ORGANIZING IN THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Practical aspects of future teachers’ training for communication activity organizing in the electronic educational environment are under discussion. According to the analyses of scientific literature as well as the interviewing results and practical experience of teachers’ training along with using the ideas of integrative approach to pedagogical education some ways of future teachers’ training have been suggested. The latter suppose problems and tasks, implying interaction of participants of educational process in the electronic educational environment, special subjects in the curricular, pedagogical problems solving during the different kinds of pedagogical practice at school and scientific research organizing on the problems of communication in the electronic educational environment. Practical aspects of future teachers’ training viewed in the article are necessary for communicative and professional competences forming and will be helpful in solving professional problems and tasks while organizing communicative interaction in the electronic environment and in the whole make future teachers’ training more effective in the conditions of electronic educational environment intensive developing.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде»

УДК 378.147, 371.134, 371.3

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-7-13-18

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Костикова Н.А.

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

PRACTICAL ASPECTS OF FUTURE TEACHERS' TRAINING FOR COMMUNICATION ACTIVITY ORGANIZING IN THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Kostikova N.A.

The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation

Аннотация. В работе рассмотрены практические аспекты подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. На основе анализа научной литературы, результатов анкетирования, опыта подготовки студентов педагогического вуза, а также с учетом применения интегрированного подхода к педагогическому образованию предложены и реализованы способы и приемы подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, которые предусматривают включение в образовательный процесс в рамках разных блоков дисциплин учебного плана заданий, предполагающих взаимодействие участников образовательного процесса в электронной образовательной среде, наличие в учебных планах специальных учебных дисциплин или разделов дисциплин, решение педагогических задач в ходе разных видов педагогической практики и организацию научно-исследовательской деятельности студентов по проблемам коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. Рассмотренные практические аспекты подготовки будущих педагогов будут способствовать формированию необходимых коммуникативных и профессиональных компетенций, которые позволят эффективно решать профессиональные задачи при организации коммуникативного взаимодействия в электронной среде и, в целом, повысить эффективность

Annotation. Practical aspects of future teachers' training for communication activity organizing in the electronic educational environment are under discussion. According to the analyses of scientific literature as well as the interviewing results and practical experience of teachers' training along with using the ideas of integrative approach to pedagogical education some ways of future teachers' training have been suggested. The latter suppose problems and tasks, implying interaction of participants of educational process in the electronic educational environment, special subjects in the curricular, pedagogical problems solving during the different kinds of pedagogical practice at school and scientific research organizing on the problems of communication in the electronic educational environment. Practical aspects of future teachers' training viewed in the article are necessary for communicative and professional competences forming and will be helpful in solving professional problems and tasks while organizing communicative interaction in the electronic environment and in the whole make future teachers' training more effective in the conditions of electronic educational environment intensive developing.

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"

подготовки будущих учителей в условиях интенсивного развития электронной образовательной среды.

Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих педагогов, организация коммуникативной деятельности, электронная образовательная среда, интегрированный подход, коммуникативная компетенция, профессиональные задачи

Key words: future teachers' professional training, communicative activity organizing, electronic educational environment, integrative approach, communicative competence, professional tasks

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Костикова Н.А. Предпосылки подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=28665.

[2] Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. -408 с

[3] Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов/ И.А. Зимняя. - 3-е изд. пе-ресм. - М.:МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2010

[4] Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов/ Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. -МПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 336 с.

[5] Костикова Н.А. Профессиональные задачи педагога при реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, №9 (132), 2018. - с. 45-49.

REFERENCES

[1] Kostikova N.A. Predposylki podgotovki bu-dushhih pedagogov k organizacii kommu-nikativnoj dejatel'nosti v jelektronnoj obra-zovatel'noj srede // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2019. - № 2; URL: http://www.science-education.ru/arti-cle/view?id=28665.

[2] Bordovskaja N.V. Gumanitarnye tehnologii v vuzovskoj obrazovatel'noj praktike: teorija i metodologija proektirovanija: Uchebnoe posobie. - SPb.: OOO «Knizhnyj dom», 2007. -408 s

[3] Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija: ucheb. dlja vuzov/ I.A. Zimnjaja. - 3-e izd. per-esm. - M.:MPSI, Voronezh: MODJeK, 2010

[4] Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii: proektirovanie i realizacija uchebnyh kursov/ Pod obshh. red. M.B. Lebedevoj. - MPb.: BHV-Peterburg, 2010. - 336 s.

[5] Kostikova N.A. Professional'nye zadachi peda-goga pri realizacii kommunikativnoj dejatel'nosti v jelektronnoj obrazovatel'noj srede // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, №9 (132), 2018. - s. 45-49.

Современному педагогу в условиях интенсивного развития и применения дистанционных образовательных технологий и технологий электронного обучения необходимо вносить изменения в собственную профессиональную деятельность, научиться решать новые профессиональные задачи. В свою очередь, изменения должны вноситься и в систему профессиональной подготовки будущих педагогов. Особый интерес представляет организация коммуникативной деятельности участников педагогического общения, т.к. под влиянием электронной образовательный среды наибольшие изменения затрагивают именно этот аспект профессиональной деятельности педагога.

Необходимость обновления системы подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде обусловлена рядом предпосылок [1], прежде всего особенностями, а также перспективами и направлениями развития самой электронной образовательной среды, особенностями взаимодействия и организации коммуникативной деятельности в электронной среде, новыми способностями, образовательными потребностями и запросами обучающихся, особенностями их личностного развития,

которые, наряду с требованиями новых нормативных документов, свидетельствуют о потребности в особой организации профессиональной деятельности педагога и решения профессиональных задач, а также определяют направления обновления системы профессиональной подготовки будущих педагогов.

Однако, несмотря на несомненную потребность в исследованиях теоретических, а особенно практических аспектов подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, данные вопросы оказываются недостаточно освещенными в научных трудах отечественных и зарубежных ученых.

В связи с вышесказанным, проблема поиска путей и способов подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде как компонентов системы профессионального педагогического образования представляется весьма актуальной и имеющей большую практическую значимость.

Целью данной работы является выявление возможных способов и приемов теоретического и практического обучения как составляющих системы профессиональной подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.

В качестве методов исследования выбраны анализ научной литературы по теме, анкетирование, анализ опыта теоретической и практической подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. Экспериментальной базой исследования является Выборгский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».

В эксперименте по исследованию и реализации практических аспектов подготовки за период 2007-2019 гг. приняли участие более 570 студентов разных курсов и профилей обучения по направлениям педагогического образования. В качестве одного из методов исследования было выбрано анкетирование студентов разных профилей подготовки бакалавров, целью которого являлось выяснение отношения будущих педагогов к организации общения обучающихся в электронной образовательной среде, выявление степени готовности к решению данной профессиональной задачи в электронной образовательной среде, возможных трудностей, с которыми могут сталкиваться педагоги в решении профессиональных задач в электронной среде, а также знаний, умений, компетенций, необходимых будущему педагогу, пожелания по содержанию и процессу подготовки студентов. Более 85% респондентов выражают заинтересованность в организации коммуникативной деятельности обучающихся в электронной образовательной среде.

Результаты анкетирования анализировались с учетом профиля подготовки и курса обучающихся. По мнению опрошенных студентов 1-2 курсов, в содержание и процесс подготовки студентов педагогического вуза для организации коммуникативного взаимодействия в электронной образовательной среде необходимы соответствующие дисциплины (такие как «Дистанционные технологии в образовании», «Коммуникация в современном мире» и др.) в учебном плане, решение профессиональных педагогических задач в электронной образовательной среде, применение в процессе обучения электронных учебных курсов, автоматизированных систем дистанционного обучения для организации учебного взаимодействия, выполнение в ходе педагогической практики заданий, которые предполагают организацию взаимодействия в электронной образовательной среде. Студенты старших курсов отмечают необходимость увеличивать количество заданий, связанных с организацией коммуникативной деятельности участников образовательного процесса, решаемых студентами в ходе педагогической практики.

"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "Сознание"

Учитывая многоаспектный характер, а также сложные интегративные изменения коммуникативной деятельности педагога в электронной образовательной среде, становится очевидным, что для подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде целесообразно применять интегрированный подход, сочетающий идеи личностно-деятельностного, коммуникативного, компетентностного и средового подходов.

Личностно-деятельностный и коммуникативный подходы предполагают [2], что студенты должны быть вовлечены в активную коммуникативную деятельность в среде, при этом при организации образовательного процесса необходимо учитывать особенности личности обучающихся (потребности, мотивы, способности, активность и т.д.) и рассматривать личность как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения [3].

В результате профессиональной подготовки студенты должны овладеть не только коммуникативными компетенциями, но и профессиональными компетентностями, которые позволят решать новые профессиональные задачи в условиях реализации технологий электронного обучения.

С учетом подходов к подготовке педагогов, требований нормативных документов, анализа исследований по данной проблеме нами были реализованы следующие способы и приемы обучения студентов педагогического вуза организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.

1. Включение в образовательный процесс в рамках разных блоков дисциплин учебного плана заданий, предполагающих взаимодействие участников образовательного процесса в электронной образовательной среде.

Для студентов разных профилей подготовки будущих педагогов применялись элементы электронных учебных курсов, созданных в автоматизированной системе дистанционного обучения на базе Moodle: глоссарий, форумы, семинары по разным блокам дисциплин: «Концепции современного естествознания», «Математика», «Современные информационные технологии в образовании», «Методика обучения иностранным языкам», «История» и др. В качестве заданий студентам предлагалось создать словарные статьи, прокомментировать статьи, подготовленные другими студентами, обсудить наиболее сложные вопросы с помощью ресурса «Форум». Форум использовался и для загрузки студентами файлов с учебными материалами для дальнейшего обсуждения, взаимной оценки. Применение указанных элементов курса позволило не только повысить качество усвоения материала с 76% до 95% [4], но и способствовало развитию компонентов как коммуникативной, в том числе сетевой коммуникативной, компетенции, так и профессиональной компетентности студентов, овладению технологиями организации взаимодействия в электронной образовательной среде.

2. Включение в учебный план специальных учебных дисциплин, таких как «Дистанционные технологии в образовании», «Компьютерная лингводидактика», «Современные информационные технологии в образовании», «Коммуникация в современной электронной образовательной среде», «Педагогика виртуальных образовательных сред» и т.д., а также разделов и тем в дисциплины «Педагогика», «Методика обучения и воспитания», предусматривающих рассмотрение теоретических вопросов и практическую подготовку к организации взаимодействия в электронной образовательной среде.

В результате освоения указанных дисциплин студенты овладевают знаниями об особенностях электронной образовательной среды, компонентах и специфике коммуникативной деятельности, психолого-педагогических основах взаимодействия в электронных средах, воз-

растных и психолого-педагогических особенностях современных обучающихся, образовательных потребностях, стратегиях организации коммуникативной деятельности, о специфике разработки учебно-методических материалов и применения педагогических технологий для обеспечения коммуникативного взаимодействия в электронной образовательной среде [5].

В качестве приобретаемых студентами умений как компонентов профессиональной компетентности можно выделить умения обоснованного выбора и реализации коммуникативных стратегий и тактик в электронной образовательной среде, разработки информационно-образовательных ресурсов для организации коммуникативного взаимодействия с целью решения определенных образовательных задач. Так, например, студенты, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Образование в области иностранного языка», разрабатывают ресурсы для развития умений обучающихся в различных видах речевой деятельности на иностранном языке в электронной образовательной среде, при этом активно используются сетевые ресурсы Веб 2.0. (блоги, сайты и т.д.), автоматизированные системы дистанционного обучения.

3. Решение педагогических задач, предполагающих взаимодействие в электронной образовательной среде, в ходе разных видов педагогической практики.

В ходе учебной практики студенты изучают опыт учителей школ и педагогов образовательных организаций разного уровня по использованию ресурсов электронной образовательной среды для организации коммуникативной деятельности, исследуют технические и технологические возможности образовательных организаций для осуществления коммуникативного взаимодействия, особенности организации образовательного процесса и решения профессиональных задач педагогами в области организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. Методами исследования у студентов выступают анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ.

В период прохождения производственной (педагогической) практики студентами разрабатываются дидактические материалы, задания для организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, программно-методические комплексы с описанием технологии применения в учебном процессе, характеристикой информационно-коммуникационных технологий, применяемых в образовательных организациях, особенностей решения педагогических задач в условиях применения элементов электронного обучения. Студенты обучаются организовывать коммуникативную деятельность в электронной образовательной среде, выбирать коммуникативные стратегии и тактики, управлять коммуникацией и в целом образовательным процессом, разрабатывать тексты и информационно-образовательные ресурсы, организовывать различные формы и режимы коммуникации обучающихся, в том числе в рамках реализации проектной и исследовательской деятельности школьников, оценивать результативность и эффективность реализации коммуникативных стратегий в электронной образовательной среде.

В 2007-2012 гг. проводился эксперимент по дистанционному сопровождению международной педагогической практики студентов в Финско-русской школе Восточной Финляндии, а также сравнительное исследование стратегий и технологий организации коммуникативного взаимодействия участников образовательного процесса в разных странах, результаты которого нашли отражение в содержании подготовки студентов.

4. Научно-исследовательская деятельность студентов по проблемам организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

Технологии организации коммуникативного взаимодействия в электронной образовательной среде могут применяться при сопровождении исследований, проводимых в ходе выполнения курсовых работ, и исследований в рамках выпускных квалификационных работ студентов (уровень бакалавриата).

Независимо от профиля подготовки возможна организация работы по применению ресурсов автоматизированных систем дистанционного обучения для обсуждения результатов научно-исследовательской деятельности, при этом целесообразно организовывать данную работу с учетом следующих этапов коммуникативного взаимодействия в электронной образовательной среде:

1) этап контактной работы, предваряющий взаимодействие, на котором формулируются задания, правила, требования и критерия оценивания работы в электронной образовательной среде;

2) непосредственное взаимодействие в электронной среде, предполагающее ознакомление с текстами исследовательских работ, выполнение заданий по текстам и обсуждение со студентами, взаимное оценивание;

3) проведение устной процедуры «защиты» курсовых работ.

В ходе осуществления данной деятельности, студенты осваивают технологии организации учебного коммуникативного взаимодействия в электронной образовательной среде и развивают собственную коммуникативную компетенцию.

Около 20 % студентов, в первую очередь, будущие учителя английского и русского языков, чья профессиональная деятельность связана с развитием у обучающихся речевых навыков и умений в различных видах речевой деятельности, проявляют интерес к более глубокому исследованию теоретических и практических аспектов организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, что находит отражение в тематике выпускных квалификационных работ студентов.

Как показывает анализ результатов исследования, сопоставления результатов обучения контрольных и экспериментальных групп, степень готовности студентов выпускных курсов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде выше в тех группах, в которых системно применялись рассмотренные выше способы и приемы обучения студентов.

В данной работе рассмотрены практические аспекты подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, предложены некоторые способы и приемы организации образовательного процесса с учетом интегрированного подхода, сочетающего идеи личностно-деятельностного, коммуникативного, компетентностного и средового подходов, и предусматривающие включение в образовательный процесс заданий, предполагающих взаимодействие участников образовательного процесса в электронной образовательной среде, наличие в учебных планах специальных учебных дисциплин или разделов дисциплин, решение педагогических задач в ходе разных видов педагогической практики и организацию научно-исследовательской деятельности студентов по проблемам коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. Реализация предлагаемых способов и приемов, наряду с внесением соответствующих изменений в компоненты системы подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, позволит значительно повысить качество подготовки будущих педагогов в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к педагогу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.