- психологическая атмосфера в группе располагает к сотрудничеству, взаимопомощи и благоприятному эмоциональному настрою студентов по отношению друг к другу;
- необходимы незначительные корректировки в целях достижения наиболее устойчивого благоприятного климата в коллективе.
Полученные результаты исследования актуализировали проблему исследования в выявлении факторов и признаков благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе и позволили составить рекомендации по поддержанию и развитию межличностных отношений в группе с целью сплочения членов данной группы. Предлагаем некоторые из них:
1. Игры на общение. Применяются для анализа взаимоотношений в коллективе, представляют собой аналог социометрии.
- «Творческое изображение». Студентам предлагается зарисовать «уровень» взаимоотношения в группе, обозначив каждого ее члена кружком, причем величина кружка зависит от влияния этого лица на группу, а расстояние между отдельными кружками зависит от степени тесного взаимодействия между личностями. Кружки соединяют красными или синими линиями, обозначая теплоту характера отношения между этими людьми.
- «Физическое изображение». Схожим вариантом вышеуказанной игры является визуальное представление отношений в группе в виде интерактивного участия. Членам группы предлагается расположиться в соответствии с представлением того, кому они отдают предпочтение, и дальше от тех, отношения к которым наиболее прохладны. Следует заметить, что в процессе обучения зачастую на подсознательном уровне именно так и происходит процедура «рассаживания по партам». Среди «игроков» такого типа спонтанно или под руководством консультанта-психолога возникает дискуссия, в ходе которой анализ выявленных взаимоотношений способствует принятию мер по изменению психологического климата в группе.
- «Разговор на непонятном языке». Для развития доверия в группе предлагается игра, где произнося ничего не значащие сочетания слогов, партнеры стараются интонацией выразить различные эмоциональные реакции и учатся понимать эмоциональный контекст общения. Выраженная форма общения позволяет ускорить переход статуса отношений в разряд неформальных.
2. Ролевые игры. Широко применяется в целях улучшения взаимоотношений и преодоления психологических барьеров, как способ снятия препятствий в общении и самовыражении. Общие задачи выражены в активном обсуждении действий участников с оказанием помощи в разрешении проблемы.
3. Дискуссии, вербальные контакты, обсуждения. Наиболее оптимальные способы по выявлению проблем.
- Обсуждение, проводится в демократической атмосфере, с обязательной обратной связью, при условии позитивного восприятия каждого мнения всеми участниками. Структурно обсуждения можно классифицировать по основным формам (беседа в присутствии консультанта или обсуждение в малой группе).
Психология
УДК 159.9
преподаватель Матвеева Ольга Сергеевна
Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания России Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования (г. Вологда)
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. Статья посвящена описанию исследования проведенного автором в рамках изучения эмоционального выгорания сотрудников исправительных учреждений, занимающих определенные должности в различных службах и отделах. Полученные результаты могут быть использованы при работе с сотрудниками в рамках проведения психопрофилактической работы направленной на проведение социально-профилактических и психологических мероприятий в рамках эмоционального выгорания сотрудников в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, психопрофилактика, профилактическая работа и т.д.
Annotation. The article describes the study conducted by the author in the framework of studying the emotional burnout of correctional officers who hold certain positions in various services and departments. The results obtained can be used when working with employees in the framework of psychoprophylactic work aimed at carrying out socio-preventive and psychological measures in the framework of emotional burnout of employees in the bodies and institutions of the criminal Executive system.
Keywords: emotional burnout, psychoprophylaxis, preventive work, etc.
Введение. Основной приоритетной задачей современной психологии в настоящее время выступает разработка психопрофилактических программ по предупреждению и коррекции эмоционального выгорания как одной из составляющих профессиональных деформаций сотрудников различных сфер деятельности. Чаще всего к категории работников, подверженных риску развития эмоционального выгорания, относятся педагоги, психологи, социальные работники, специалисты по социальной работе, врачи, сотрудники правоохранительных органов, в том числе и сотрудники уголовно-исполнительной системы. Это связано с тем, что существует определенная специфика профессиональной деятельности сотрудников исправительного учреждения, которая заключается в высокой степени закрытости, тесном и постоянном контакте с криминогенной средой, депривации общения, высокой хронической стрессогенности профессиональной деятельности, отдаленности исправительных учреждений от цивилизации, которая определяется: постоянной угрозой физической и эмоциональной агрессии, высоким уровнем эмоциональной окрашенности общения с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Между тем в современной психологической литературе отмечается, что интенсивное общение в рамках трудовой деятельности повышает вероятность возникновения синдрома эмоционального выгорания в тех отраслях, где деятельность определяется «человек - человек».
Данный аспект достаточно широко изучался и изучается в настоящее время в психологической науке. Понятие феномена эмоционального выгорания, различные классификации факторов, способствующих развитию синдрома, его динамика, последствия и профилактику в своих работах описывали такие ученые, как: В.В. Бойко, К. Маслач, А. Чиром, В.И. Ковальчук, Х. Шредер, Л.И. Анциферова, О.В. Крапивина, Б. Пельман, А. Пинес, П. Торнтон, М. Буриш, В.С. Медведев, Н.Е. Водопьянова и др.
Изложение основного материала статьи. Термин эмоциональное выгорание впервые был введён американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 году, для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании им профессиональной психологической помощи.
В процессе профессиональной деятельности любой человек испытывает эмоциональный стресс, который в первую очередь возникает в связи с человеческими отношениями (в коллективе, с клиентом, с пациентом и т.д.), в результате неуспеха в деятельности, в профессиональных ситуациях, связанных с глубокими переживаниями вследствие чего может возникать эмоциональное выгорание.
В отечественных и зарубежных исследованиях многие авторы анализируя проблемы развития эмоционального выгорания, выделяют два больших блока, в которые включают особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными!. Некоторые авторы выделяют три группы факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, например Т.В. Форманюк выделяет личностные, ролевые и организационные факторы.
Если обратиться к классификации В.В. Бойко, то можно увидеть тот ряд внешних и внутренних факторов, которые автор относит к факторам провоцирующим эмоциональное выгорание. К организационным факторам он относит: условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.
Внутренними факторами, обуславливающими эмоциональное выгорание В.В. Бойко определяет: склонность к эмоциональной ригидности, восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Другие авторы в своих исследованиях при описании факторов эмоционального выгорания, связывают возраст с профессиональным стажем сотрудника, но эти факторы на наш взгляд достаточно противоречивы, так как у пенитенциарных служащих проявляется следующая закономерность, чем старше поступивший на службу, тем меньше вероятность разочарования от работы2.
Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк делят кризисы профессионального становления личности на нормативные, часто встречающиеся при переходе от одной стадии профессионализации к другой и ненормативные, вызванные психотравмирующими факторами, случайными или неблагоприятными обстоятельствами. В связи с этим, особое значение в данном случае, имеет способность сотрудника выходить из кризиса, искать продуктивные пути противостояния эмоциональному выгоранию, преодолевать дезадаптацию с помощью поиска нового смысла в деятельностиЗ.
Условия деятельности в пенитенциарных учреждениях связаны, с воздействием крайне неблагоприятных факторов - чрезмерной напряженности, стрессогенности, экстремальности, криминальной средой, контингентом осужденных, внешней оценкой, территориальной отдаленностью учреждений и т.д. Стрессовые ситуации при выполнении профессиональных обязанностей возникают у сотрудников исправительного учреждения постоянно и связаны в основном с нарушениями режима содержания осужденных, привлечением сотрудников к несвойственным им должностным обязанностям и т.д.
К факторам социально-психологического характера в исправительном учреждении чаще всего относят: неадекватный и грубый стиль руководства с подчиненными; неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей, знакомых, коллег и др.); плохой психологический микроклимат в коллективе; низкая общественная оценка деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей практической деятельности и практической необходимости осуществления своих профессиональных обязанностей.
В свою очередь, специфика служебной деятельности в пенитенциарной системе заключается в необходимости соблюдения служебной тайны, невозможности обсуждения актуальных вопросов профессиональной деятельности с близкими людьми и коллегами из-за соблюдения принципа конфиденциальности. Это в свою очередь способствует нарастанию конфликтности в коллективе, а также проявлению агрессии к коллегам и членам семьи. В настоящее время служба в уголовно-исполнительной системе характеризуется возрастанием информационных и эмоциональных нагрузок, усложнением межличностных отношений, которые предъявляют повышенные требования к сотрудникам.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного можно определенно утверждать, что в целом практически все авторы изучающие данную проблему выделяют две группы факторов, способствующих развитию эмоционального выгорания: объективные - связанные со служебными обязанностями, и субъективные, связанные с личностью, возрастом, жизненными ценностями; субъективные - особые убеждения, психологическая защита, отношение к работе, взаимоотношения с коллегами и т.д. Это могут быть завышенные требования к результатам своей работы, высокие моральные принципы и склонность к самопожертвованию и т.д.
В целом, деятельность сотрудников исправительных учреждений в психологическом смысле представляет собой форму взаимосвязи личности с социумом, а также он имеет он целый он ряд он особенностей. он Характер он выполняемых он ими он функций он предопределяет он специфику он в он подготовке он и он подборе он кадров, он порядке он назначения он на он должность он и он освобождения он от он нее, он регулировании он ответственности он и он порядка он прохождения он службы.
1 Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001г. - № 1 - С. 90.
2 См: Черепенникова О.А. Особенности мотивационной сферы младших инспекторов. // Опыт и актуальные проблемы совершенствования психологической службы уголовно-исполнительной системы. Материалы научно-практического семинара: ГУИН Минюста России. - М., 1999. - С. 131.
3 См: Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 2003. - С. 26.
Таким образом, под влиянием множества отрицательных факторов возникающих в профессиональной деятельности сотрудники исправительного учреждения несмотря на то, что руководствуются нормативными документами и должностными инструкциями, тем не менее постоянно находятся в группе риска, подвергаются определенным изменениям, которые в свою очередь приводят к эмоциональному выгоранию.
Соответственно, проблематикой нашего исследования явилось изучение психологических и социально-психологических факторов, с которыми сотрудники исправительных учреждений сталкиваются ежедневно в практической деятельности, и которые отрицательно сказываются на их работе с контингентом и взаимоотношениях с коллегами.
Исходя из изложенного выше, целью нашего исследования явилось изучение особенностей эмоционального выгорания у сотрудников различных отделов пенитенциарного учреждения.
Основу проведенного нами эмпирического исследования на базе ФКУ ИК-1 и ФКУ ИК-2 УФСИН России по Вологодской области (женские колонии), ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Вологодской области составили следующие методики: методика «Исследования эмоционального выгорания» В.В. Бойко; методика диагностики психического выгорания А.А. Рукавишникова, а также методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач и С Джексона, для проведения математической обработки результатов исследования был выбран критерий Манна-Уитни.
Выборку составили 90 сотрудников мужского и женского пола, в возрасте от 25 до 50 лет, занимающих различные должности в учреждении. Это сотрудники отделов безопасности, охраны и воспитательного отдела.
Таблица 1
Анализ средних значений, полученных по методике «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко
Наименование шкал Сотрудники отдела безопасности (ЭГ №1) Сотрудники отдела охраны (ЭГ №2) Сотрудники воспитательного отдела (ЭГ №3)
Среднее Станд. Среднее Станд. Среднее Станд.
значения отклонение значения отклонение значения отклонение
Фаза напряжения
Переживание 4,2 0,6 6,4 2,2 6,7 2,5
психотравмирующих
ситуаций
Неудовлетворенность собой 4,0 0,9 7,8 2,0 8,1 2,7
Тревожность 6,8 1,3 12,9 4,3 13,0 3,7
Итого: 15,0 2,8 27,1 9,5 27,8 7,4
Фаза резистенции
Неадекватное 6,4 1,4 17,2 4,0 18,4 4,1
эмоциональное
реагирование
Эмоционально- 5,2 1,6 11,3 2,6 10,1 1,7
нравственная
дезориентация
Расширение сферы 3,2 0,8 10,1 2,2 10,3 2,4
экономии ресурсов
Редукция профессиональных обязанностей 10,9 2,9 16,0 3,9 17,1 4,0
Загнанность в клетку 2,1 0,3 4,2 0,1 6,2 1,3
Итого: 28,8 7,0 58,8 12,8 63,0 12,7
Фаза истощения
Эмоциональный дефицит 4,4 1,2 7,2 1,3 8,0 1,6
Эмоциональная 3,3 0,9 7,8 1,8 8,1 2,0
отстраненность
Личная отстраненность 4,2 1,8 8,0 1,6 8,0 1,3
Психосоматические и 6,8 2,8 10,1 2,3 10,4 2,6
психовегетативные
нарушения
Итого: 18,7 6,7 33,1 7,0 34,5 7,5
В ходе исследования были получены следующие результаты: как видно из таблицы 1, согласно полученных результатов по трем фазам синдрома эмоционального выгорания: фаза напряжения - 15,0, фаза резистенции - 28,8, фаза истощения - 18,7. В первую очередь можно отметить, что фазы у сотрудников не сформировались, так как общее количество баллов менее 36. Это можно охарактеризовать тем, что скорее всего сотрудники данного отдела в сложных, стрессовых ситуациях умело применяют психологическую защиту при выполнении профессиональных обязанностей.
У сотрудников отдела безопастности фазы эмоционального выгорания напряжения и истощения находятся в пределах нормы, но результаты фазы резистенции свидетельствуют о складывающемся симптоме эмоционального выгорания. Можно предположить, что в профессиональной деятельности у сотрудников данного отдела, при возникновении кризисной ситуации в поведении могут наблюдаться неадекватные эмоциональные реакции на окружающих их коллег, осужденных, а также родственников.
Как видно из таблицы 1, фазы напряжения и истощения у сотрудников воспитательного отдела находятся в пределах нормы. Результаты фазы резистенции свидетельствуют нам о складывающемся синдроме, как и у предыдущей группы. Это может проявляться в виде неадекватного эмоционального реагирования на ближайшее окружение и в недобросовестном выполнении своих должностныхъ обязанностей, ссылаясь на большую загруженность и нехватку рабочего времени, а также при решении возникающих перед ними проблем, они могут включать психологическую защиту в виде ухода на больничный, в отпуск, на отгул и т.д.
В результате полученных данных, которые отражены в таблице 2, мы можем наблюдать, в экспериментальной группе №2 у подавляющего большинства опрошенных респондентов доминирующей фазой является профессиональная мотивация - 60%. Совершенно противоположная тенденция прослеживается в экспериментальной группе №3. Сотрудники воспитательного отдела не в полной мере удовлетворены с профессиональной точки зрения собой, а также сложившимся психологическим микроклиматом внутри коллектива и отношениями между сотрудниками, так как прослеживается заниженная самооценка, плохой психологический микроклимат в коллективе и т.п.
Таблица 2
Анализ процентного соотношения, полученных по методике психического выгорания А.А. Рукавишникова, в экспериментальных группах
Фазы ЭГ№1 ЭГ№2 ЭГ№3
Психоэмоциональное истощение 6,7 7,0 13,3
Личностное отдаление 12 15 23
Профессиональная мотивация 60 57 46
Самые высокие показатели по шкале профессиональная мотивация получены у сотрудников отдела охраны и безопасности. Такое состояние оценивается таким критерием, как продуктивность, оптимизм, заинтересованность и успешность в работе и т.д.
В рамках психоэмоционального истощения показатели выше у сотрудников воспитательного отдела. У сотрудников отделов охраны и безопастности эта фаза менее развита. Возможно это связано с тем, что исчерпаны эмоциональные, энергетические, физические ресурсы, так как профессиональная деятельность их связана постоянно с общением, как с осужденными, так и с сотрудниками.
По шкале личностное отдаление, как специфической форме социальной дезадаптации сотрудника, работающего с людьми практически равные значения у сотрудников отделов охраны и безопасности, в то время, как у сотрудников воспитательного отдела показатель намного выше. Это может быть связано с постоянной монотонной деятельностью сотрудников, некритичностью в оценке самого себя, циничным отношением к окружающим и т.д.
Таким образом, мы можем наблюдать увеличение некоторых показателей эмоционального выгорания у сотрудников исправительных учреждений, перед которыми поставлены различные служебные задачи. Это в большей степени связано с тем, что они по роду своей деятельности обязаны осуществлять постоянный вербальный контакт с осужденными и сотрудниками исправительного учреждения, а также связано со снижением н онсмысложизненных он он он он он он он он он он он он он представлений у сотрудников и с несением ими больших эмоциональных и физических затрат в рамках осуществления профессиональной деятельности.
В связи с вешеизложенным, мы нашли подтверждение влияния эмоционального выгорания на функциональное состояние сотрудников уголовно-исполнительной системы, в частности это может отражаться на их потребностно-мотивационной, коммуникативной сферах, а также вести к изменению личностных качеств и поведенческих.
Для того, чтобы избежать данного выгорания, необходимо сотрудников ИУ обучить основным техникам психологических и социально-психологических защит в рамках проведения с ними психокоррекционной работы, которая должна включать в себя элементы повышения стрессооустойчивого поведения сотрудников, а также обучение их приемам саморегуляции.
Выводы. Из полученных результатов в ходе нашего исследования можно сформулировать следующие рекомендации по психопрофилактике эмоционального выгорания сотрудников исправительных учреждений воспитательного отдела, отделов охраны и безопасности:
1. Разработать и апробировать в исправительном учреждении психопрофилактические программы с сотрудниками в рамках профилактики эмоционального выгорания сотрудников различных отделов и служб.
2. Сотрудникам психологической лаборатории необходимо выстраивать различные профилактические подходы в работе с сотрудниками различных отделов и служб, оказывать им помощь в самораскрытии, профилактировать у них развитие различных форм деструктивного поведения.
3. Обращать существенное внимание на вопросы связанные с семейными взаимоотношениями, семейным микроклиматом, которые могут также оказывать большое влияние на внутреннее состояние сотрудника в период несения службы.
4. Обучать сотрудников исправительного учреждения продуктивным способам совладания со стрессом, а также эффективным способам разрешения конфликтов, искать в своей профессиональной деятельности позитив и т.д.
5. Периодически проводить индивидуальные и групповые консультации, а также практические занятия тренингового типа с сотрудниками ИУ по стабилизации эмоционального состояния.
6. Руководителям отделов и служб необходимо учитывать возможности планирования профессионального и карьерного роста своих сотрудников, а также прохождения ими курсов повышения квалификации или переподготовки кадров для уголовно-исполнительной системы и т.д.
7. Содействовать организации и проведению корпоративных мероприятий в исправительном учреждении, с целью улучшения социально-психологического микроклимата среди сотрудников учреждения.
8. Проводить информирование сотрудников по вопросам профилактики эмоционального выгорания сотрудников осуществляющих деятельность, как с осужденными, так и сотрудниками.
Литература:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - Москва, Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - З3б с.
2. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования. // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001. - № 1 - С. 90.
3. Черепенникова О.А. Особенности мотивационной сферы младших инспекторов. // Опыт и актуальные проблемы совершенствования психологической службы уголовно-исполнительной системы. Материалы научно-практического семинара: ГУИН Минюста России. - Москва, 1999. - С. 131.
Психология
УДК 159.922.736.3
кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)
ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. Обоснована актуальность проблемы адаптации студентов-первокурсников с высоким уровнем тревожности к условиям обучения в вузе. Представлены результаты исследования, позволяющие выявить особенности адаптации к условиям обучения в вузе студентов-первокурсников с разным уровнем личностной тревожности.
Ключевые слова: личностная тревожность, ситуативная тревожность, адаптация, личностный адаптивный потенциал (ЛАП), студенты педагогического вуза.
Annotation. The urgency of the problem of adaptation of first-year students with a high level of anxiety to the conditions of study at the university is substantiated. The results of the study are presented, allowing to identify the features of adaptation to the conditions of study at the university first-year students with different levels of personal anxiety.
Keywords: personal anxiety, situational anxiety, adaptation, personal adaptive potential (LAP), students of a pedagogical university.
Введение. В настоящее время процесс адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе выступает как одна из проблем высшего образования, так как не у всех молодых людей процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Как отмечают ряд авторов, в последнее время выпускники школ проявляют недостаточный уровень готовности к освоению программ высшего образования. Это обстоятельство усугубляется в связи с введением ФГОС ВО 3-го поколения. Для многих абитуриентов характерны репродуктивный уровень познавательной деятельности, слабое владение общеучебными умениями, недостаточная мотивация к познанию и избранной профессии |цит. по: 3, с. 31. Все обозначенные выше факторы затрудняют прохождение студентами адаптации в вузе, понимаемую как процесс вхождения в новые условия обучения и социального взаимодействия.
В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО (3++) по направлениям 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) перед педагогическими вузами нашей страны встала задача подготовки компетентного специалиста, способного к решению нестандартных задач в быстро изменяющихся условиях педагогического взаимодействия, готового обучаться в течение всей жизни и умеющего выстраивать свою индивидуальную траекторию профессионального и личностного развития.
Как показывает практика, некоторые студенты-первокурсники испытывают затруднения в адаптации к новым условиям обучения в вузе и предъявляемым требованиям, что негативно отражается на показателях их успеваемости. По мнению Т.М. Бабаева и Н.В. Каргиной, для ускорения процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности важными задачами являются «исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса» [1, с, 56].
Проблема адаптации студентов в отечественной науке разрабатывалась с разных сторон. В контексте исследований социальной адаптации можно назвать работы Д.А. Андреевой, Л.П. Буевой и др. Изучению возрастных особенностей студентов, влияющих на процесс адаптации, посвящены работы И.А. Зимней, М.И. Дьяченко и др. В последнее время интерес ученых вызывает исследование внешних и внутренних факторов и способов адаптации студентов к обучению в вузе (Л.Г. Егорова, В.В. Лагерев и др.). Проблеме успешности обучения студентов-первокурсников в вузе посвящено диссертационное исследование Извольской А.А., которая рассматривает адаптацию студентов первого курса к образовательному процессу педагогического вуза как фактор повышения их академической успешности [31.
Следует отметить, что в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, определяющих новые требования к результатам профессионального обучения, работа по адаптации первокурсников должна строиться с учетом выявленных адаптационных затруднений, в основе которых могут быть психологические особенности личности, обеспечивающие или затрудняющие успешность адаптации. В качестве одного из таких факторов можно рассматривать тревожность как свойство личности.
В современной отечественной и зарубежной психологии тревога рассматривается как состояние, а тревожность как свойство личности. В Большом психологическом словаре тревога определяется как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности» [2, с. 672], а тревожность как «индивидуальная психологическая особенность,