Научная статья на тему 'Причины возникновения и особенности протекания стресса у учителей образовательной организации'

Причины возникновения и особенности протекания стресса у учителей образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
396
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / СТАДИИ НАПРЯЖЕННОСТИ И РЕЗИСТЕНЦИИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STRESS / EMOTIONAL BURNOUT / TEACHER / STAGES OF TENSION AND RESISTANCE / ANXIETY / DIAGNOSIS / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манакова Марина Вячеславовна

В статье представлены результаты проведения исследования на выявление причин возникновения и особенностей протекания стресса у учителей образовательной организации. В результате проведенной диагностики были выявлены следующие результаты: 1) Эмоциональное выгорание учителей на текущий период находится на стадии напряжения и резистенции. 2) Немного учителей с эффектом истощения. 3) Профессиональные качества учителя и уровень эмоционального. выгорания тесно связаны между собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Манакова Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The causes and characteristics of occurrence of stress among teachers of the educational organization

The article presents the results of a study to identify the causes and characteristics of stress in teachers of educational organizations. As a result of the diagnosis, the following results were revealed: 1) Professional burnout of teachers while being at the stage of tension and resistance. 2) Very few teachers with the effect of exhaustion. 3) the Professional qualities of the teacher and the level of emotional burnout are very closely related.

Текст научной работы на тему «Причины возникновения и особенности протекания стресса у учителей образовательной организации»

Психология

УДК:316.6

кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ СТРЕССА У УЧИТЕЛЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлены результаты проведения исследования на выявление причин возникновения и особенностей протекания стресса у учителей образовательной организации. В результате проведенной диагностики были выявлены следующие результаты:

1) Эмоциональное выгорание учителей на текущий период находится на стадии напряжения и резистенции.

2) Немного учителей с эффектом истощения.

3) Профессиональные качества учителя и уровень эмоционального. выгорания тесно связаны между собой.

Ключевые слова: стресс, эмоциональное выгорание, учитель, стадии напряженности и резистенции, тревожность, диагностика, педагогическая деятельность.

An^tatton. The article presents the results of a study to identify the causes and characteristics of stress in teachers of educational organizations. As a result of the diagnosis, the following results were revealed:

1) Professional burnout of teachers while being at the stage of tension and resistance.

2) Very few teachers with the effect of exhaustion.

3) the Professional qualities of the teacher and the level of emotional burnout are very closely related.

Keywords: stress, emotional burnout, teacher, stages of tension and resistance, anxiety, diagnosis, pedagogical

activity.

Введение. Одной из самых актуальных проблем современного человека, является проблема эмоционального выгорания и стресса. Профессия педагога является напряженным видом социальной активности и включает в себя большое количество стресс - факторов. Самым важным фактором в профессиональной деятельности педагога, является эмоциональный фон и эмоциональное состояние учителя.

Если рассматривать напряженную деятельность педагога с точки зрения, таких исследователей как, А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.Н. Рыбакова, можно разбить ситуации на группы:

• Взаимодействие учитель - ученик на уроке. В данной ситуации возможно нарушение дисциплины, игнорирование вопросов и требованбий усителя, конфликты и др.;

• Взаимодействие учитель - учитель. В данной ситуации возможен жесткий контроль со стороны администрации, расхождение во мнениях, большая нагрузка в виде различных поручений, помимо основной деятельности;

• Взаимодействие учитель - родители. Чаще всего в этой ситуации возникают недопонимания по поводу выставления оценок, невнимания со стороны учителя к ребенку или же к родителям.

Данные ситуации вызывают у педагога двойной стресс: эмоциональный и информационный. В таких ситуациях возможны крики, несдержанность, ругань учеников со стороны педагога. Очень частот агрессия учителя на ученика связанна с нервозностью и отклоняющим поведением самих учеников. Такие срывы оставляют неблагоприятное воздействие на здоровье учителя. Долг любого учителя принимать взвешенные решения, адекватно реагировать на ситуации, не давать волю чувствам и эмоциям. С другой стороны внешнее спокойствие педагога может скрывать большие отрицательные эмоции, которые не ведут педагога к спокойствию, а наоборот накапливаются и сказываются негативно на здоровье.

Часто причинами конфликтов являются непонимание и неуважение учителем учеников, не желание увидеть в ребенке личность со своей точкой зрения. Учитель не готов видеть в ребенке союзника, напарника, чаще подчиняющегося. Если у учителя преобладают техники, с помощью которых он сможет решать сложные ситуации, то будет снижен эмоциональный отрицательный фон.

Изложение основного материала статьи. Для проведения исследования мы использовали следующие методики:

S Тест «Шкала психологического стресса RSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона».

S Тест «Степень напряженности» Литвинцева И.А.

S Эксперимент «Субъективная минута. Уровень тревожности».

S Опросник Овчаровой Р.В. «Самооценка профессиональных качеств педагога».

S Тест Бойко В.В. «Диагностика уровня эмоционального выгорания учителей».

Исследование проводилось с учителями школы МБОУ СОШ № 1 г. Красноуральска. В данной школе работают учителя от 25 до 65 лет, все женского пола , стаж работы от 2 до 40 лет. Все учителя, работающие в данной школе отличаются высоким уровнем ответственности, организованности, проявляют творческий и индивидуальный подход в обучении.

Исследование началось с проведения теста «Шкала психологического стресса RSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона» (Таблица № 1), Цель данного теста направлена на измерение стресса, который проявляется в поведенческих, соматических и эмоциональных показателях.

После того как мы определили уровень стресса каждого учителя, мы провели тест «Степень напряженности» Литвинцева И.А. (Таблица № 2). Данный тест направлен на выявление уровня психоэмоционального напряжения.

Следующий этап был очным для учителей. Он назывался «Субъективная минута или уровень тревожности» (Таблица № 3). Суть заключалась в том, что засекается одна минута и испытуемый считает секунды про себя. Чем быстрее вы закончите, а минута еще не пройдёт, тем ярче выражена ваша тревожность. Это был один из самых эмоциональных этапов.

Данный этап оказался наиболее трудным, потому что оценивать себя со стороны, и провести правдивый и адекватный анализ своих профессиональных качеств, достаточно трудная работа. Учителям мы предложили пройти опросник Овчаровой Р.В. «Самооценка профессиональных качеств педагога» (Таблица

№ 4), который включает в себя 14 вопросов. Этот опросник направлен в первую очередь на выявление отрицательных качеств учителя, его самоанализ и рефлексию.

И заключительным этапом нашего исследования стал тест Бойко В.В. «Диагностика уровня эмоционального выгорания учителей» (Таблица № 5). В этом эксперименте, мы хотели увидеть, на каком уровне эмоционального выгорания находятся учителя школы, присутствует ли этот синдром в их жизни. Методика Бойко В.В. направлена на диагностику симптомов, эмоционального выгорания и помогает определить, в какой из фаз стресса находиться человек, напряжение, резистенция и истощение. Тест состоит из 84 суждений, с которыми либо соглашаются, либо нет.

В данном исследовании принимали участие 26 учителей старшего звена.

1 Этап.

Тест «Шкала психологического стресса RSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона».

Таблица № 1

Низкий уровень стресса Средний уровень стресса Высокий уровень стресса

Количество учителей 8 14 4

В процентах 31 % 54 15%

Диаграмма № 1

Можно сделать вывод о том, что учителей находящихся в состоянии стресса больше половины,практически все эти учителя отработали в школе более 20 лет. Те 8 учителей, которые находятся в низком состоянии стресса, это учителя, работающее в школе менее 5 лет. 1 Этап.

Тест «Степень напряженности» (Н. А. Литвинцев).

Таблица № 2

Слабая степень напряженности Средняя степень напряженности Высокая степень напряженности

Количество учителей (всего 26) 5 16 5

В процентах 19 % 62% 19%

Диаграмма № 2

Оказалось, что в состоянии напряжения находятся практически все учителя данной школы. Обследование учителей проходило в период окончания учебного года ( с апреля по май 2019 г). 2 Этап.

Эксперимент «Субъективная минута. Уровень тревожности».

Таблица № 3

Норма Легкая тревожность Тревожность средней выраженности Ярко выраженная тревожность

Количество учителей (всего 26) 3 10 10 3

В процентах 12% 38% 38% 12%

Диаграмма № 3

По данным этого исследования мы выявили, что практически у всех учителей тревожность присутствует. Возможно, преобладало волнение при выполнении заданий.

3. Этап.

Опросник Овчаровой Р.В. «Самооценка профессиональных качеств педагога». Данная методика оказалась очень сложной в выполнении, оценивать правильно и адекватно себя, очень сложно. Оценка результатов следующая, нужно сравнить результаты испытуемого с идеальной отметкой в 7 баллов и со среднестатистическими данными. Вот какие получились результаты.

Таблица №4

№ п/п Критерии Среднестатистичес кие результаты Результат эксперимента Идеальный результат

1. ординарность - увлечённость 5,88 5,73 7

2. зависимость - самостоятельность 5,83 6,20 7

3. самоуверенность - самокритичность 5,95 4,56 7

4. профессиональная ригидность -профессиональная гибкость 6,05 6,40 7

5. экстрапунктивность -рефлексивность 6,20 5,98 7

6. импровизация -стереотипность 4,55 4,50 7

7. профессиональная неуверенность -профессиональное самосознание 5,13 5,25 7

8. заниженная самооценка - высокая самооценка 6,15 6,34 7

9. упрощенное понимание детей -глубокое понимание детей 5,98 4,87 7

10. односторонний подход - целостный подход к детям 6,18 6,02 7

11. самообладание - невыдержанность 2,80 3,45 7

12. недостаточная коммуникативность -контактность 5,78 4,65 7

13. удовлетворённость знаниям -познавательные потребности 6,43 6,50 7

14. стандартный подход - творческая направленность 5,98 5,40 7

Диаграмма №4

Из данного исследования можно отметить то, что большая часть учителей имеет высокий уровень профессиональных качеств по всем показателям, стараются самосовершенствоваться, находить общий язык с детьми, подстраиваться под современные требования системы образования.

3. Этап.

Заключительным этапом эксперимента стал тест Бойко В.В. «Диагностика уровня эмоционального выгорания учителей».

Таблица №5

Напряжение Резистенция Истощение

н с в н с в н с в

7 1 3 9 4 2

Уровни:

н - низкий уровень

с - средний уровень

в - высокий уровень.

Проанализировав полученные данные, мы сделали следующие выводы:

На стадии истощения наблюдается 23 % или 6 человек, которые подвержены эмоциональному истощению. 2 человека с высоким уровнем профессионального истощения, это учителя, которые работают в школе более 30 лет.

На стадии резистенции наблюдается 35% или 9 человек, с высоким уровнем. В эту категорию вошли все те же два учителя, с наибольшим опытом педагогической деятельности, а также один учитель, который работает в школе всего 6 лет.

На стадии напряжения выявилось 4% или 1 человек с высоким уровнем напряжения и 27 % или7 человек со средним уровнем напряжения уровень напряжения может зависеть от любых вешних факторов.

Обощая результаты исследования , мы пришли к следующим выводам:

1) Профессиональное выгорание учителей пока находиться на стадии напряжения и резистенции.

2) Очень мало учителей с эффектом истощения.

3) Педагогические качества педагога и уровень эмоционального выгорания очень тесно связаны между собой.

4) Эмоциональное выгорание характерно для очень ответственных учителей.

Выводы. Стресс - это состояние человеческого организма и эмоционального фона, которое присутствует всю жизнь. В ходе исследования были изучены психологические особенности профессионального стресса в деятельности учителя. Так, профессия учителя характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением. Поэтому в процессе педагогической деятельности у педагогов возникает эмоциональное выгорание - состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов (высокая ответственность, мотивационная и личностная вовлеченность в педагогическую работу, значительное эмоциональное «выкладывание» в общении со школьниками), которые обусловливают стрессогенный характер деятельности учителя. Нами было выявлено несколько учителей, находящихся в состоянии стресса и с синдромом эмоционального выгорания, в основном же у обследованных нами учителей наблюдаются стадии напряженности и резистенции. Необходимо проводить тренинги для учителей «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния».

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 81 с.

2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 337 с.

Психология

УДК:159.9

преподаватель Матвеева Ольга Сергеевна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания России Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования (г. Вологда)

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ИУ,

СОСТОЯЩИХ В РЕЗЕРВЕ

Аннотация. Статья посвящена описанию исследования профессионально важных качеств сотрудников исправительных учреждений, состоящих в резерве кадров. Полученные результаты могут быть использованы при работе с резервом кадров на выдвижение в уголовно-исполнительной системе.

Ключевые слова: профессионально важные качества, личностные особенности, резерв кадров, профессиональная компетентность.

Annotation. The article is devoted to the description of research of professionally important qualities of the staff of the correctional institutions consisting in a reserve of shots. The results can be used to work with the reserve of personnel for promotion in the penal system.

Keywords: professionally important qualities, personal characteristics, personnel reserve, professional competence

Введение. В настоящее время большое внимание уделяется изучению профессионально важных качеств людей различных профессий. При изучении данных качеств, в первую очередь, необходимо опираться на специфическое содержание профессиональной деятельности, обусловленное должностью, типом учреждения, стажем работы, обслуживаемыми клиентами и т.д. Знание профессионально важных качеств, необходимых для той или иной категории сотрудников, в том числе сотрудников исправительных учреждений, имеет огромное практическое значение, так как позволяет эффективно проводить кадровый отбор с целью укомплектования должностей наиболее подходящими кандидатами.

Особое внимание при подборе кадров в уголовно-исполнительной системе уделяется профессионально важным качествам сотрудников ФСИН. По требованиям, которые нашли свое отражение в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, работники ведомства должны: хорошо относиться к осужденным; соблюдать права лиц, отбывающих наказание; с уважением относиться к традициям представителей других национальностей; содействовать борьбе с коррупцией и т.д. В соответствии с этим, сотрудник уголовно-исполнительной системы, должен быть примером для коллег и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Основными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам, так же являются: коммуникабельность и умение находить выход из трудных жизненных ситуаций или обстоятельств, организовывать себя и коллег по работе и т.д.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная пригодность сотрудников УИС определяется не только уровнем знаний, умений и навыков, но и наличием определенных профессионально важных качеств. Причем именно им придается центральное значение в структуре личности специалиста1.

Профессионально важные качества - это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые влияют на эффективность деятельности и успешность ее освоения2. Они представляют собой отдельные черты личности и выражаются уровнем развития соответствующих психических процессов, физическими качествами и способностями. На современном этапе активно проводятся исследования, основанные на принципе индивидуального подхода к пониманию проблемы профессионально важных качеств сотрудников, поддающихся тренировке и подвергающихся коррекции.

Некоторые исследования показывают, что профессионально важные качества не предопределены, но в тоже время систематичны. Эта система может не совпадать по структуре, составу, степени выраженности или включенности разных качеств в процесс решения профессиональной задачи. Взаимная компенсация индивидуальных черт характера обусловливает определенные возможности адаптации к требованиям какой-либо профессии, а недостаточное развитие некоторых профессионально важных качеств может повлиять на профессиональную пригодность, а также выдвижение в резерв.

По мнению Е.П. Ермолаевой, профессионально важные качества - это психологический потенциал для формирования знаний, умений и навыков, а последние, в свою очередь, являются необходимым условием и ресурсом для формирования профессиональной компетентностиЗ.

Особым компонентом профессиональной компетентности выступает социальная, коммуникативная, организационная компетентность, так как деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы во

1 См.: Коданева М.С. Профессионально важные качества сотрудников УИС как условия формирования их профессиональной компетентности // Вестник Института: Преступление, наказание, исправление. Издательство: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (Вологда), 2013 г. № 12. С. 44-49.

2 См.: Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 2016. С. 154.

3 См.: Коданева М.С. Профессионально важные качества сотрудников УИС как условия формирования их профессиональной компетентности. // Вестник Института: Преступление, наказание, исправление. 2013.

№ 12. С. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.