Научная статья на тему 'Влияние служебной деятельности на личность сотрудников исправительных колоний с различным режимом'

Влияние служебной деятельности на личность сотрудников исправительных колоний с различным режимом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
456
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ СТРОГОГО РЕЖИМА / CORRECTIONAL COLONY OF STRICT REGIME / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ ОСОБОГО РЕЖИМА / SPECIAL COLONY CORRECTIONAL COLONY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / PROFESSIONAL DEFORMATION / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME / СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / PROFESSIONAL BURNOUT SYNDROME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ежова Олеся Николаевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, работающих в исправительных колониях строгого и особого режимов. В статье анализируются отличия в требованиях, которые предъявляются к сотрудникам, осуществляющими непосредственное взаимодействие с осужденными, содержащимися в исправительных колониях строгого режима, и осужденными, которым судом назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы и содержащимися в исправительных колониях особого режима. В контексте проведенного анализа автор рассматривает характер влияния служебной деятельности на личность сотрудников уголовно-исполнительной системы, работающих в этих учреждениях. Особое внимание в статье уделяется проблеме возникновения у сотрудников исправительных колоний строгого и особого режимов синдрома эмоционального и профессионального выгорания. Приводится сравнительный анализ результатов исследования степени сформированности синдрома эмоционального и профессионального выгорания у сотрудников, работающих в исправительной колонии строгого режима и в исправительной колонии особого режима. Рекомендации, сформулированные в статье, могут быть использованы как психологами для ранней профилактики этого явления (на ранних этапах симптомы человеком не осознаются), для коррекционной работы, направленной на то, чтобы синдром у сотрудника не сформировался окончательно, так и руководителями, от которых во многом зависит социально-психологический климат в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние служебной деятельности на личность сотрудников исправительных колоний с различным режимом»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

УДК 159.9

Ежова Олеся Николаевна

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24 в, e-olesja2008@mail.ru

Candidate of Psychology, Associate Professor, Professor of the Department of penitentiary psychology and pedagogics,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-olesja2008@mail.ru

Olesya N. Ezhova

ВЛИЯНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ С РАЗЛИЧНЫМ РЕЖИМОМ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, работающих в исправительных колониях строгого и особого режимов.

В статье анализируются отличия в требованиях, которые предъявляются к сотрудникам, осуществляющими непосредственное взаимодействие с осужденными, содержащимися в исправительных колониях строгого режима, и осужденными, которым судом назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы и содержащимися в исправительных колониях особого режима.

В контексте проведенного анализа автор рассматривает характер влияния служебной деятельности на личность сотрудников уголовно-исполнительной системы, работающих в этих учреждениях.

Особое внимание в статье уделяется проблеме возникновения у сотрудников исправительных колоний строгого и особого режимов синдрома эмоционального и профессионального выгорания.

Приводится сравнительный анализ результатов исследования степени сформированности синдрома эмоционального и профессионального выгорания у сотрудников, работающих в исправительной колонии строгого режима и в исправительной колонии особого режима.

Рекомендации, сформулированные в статье, могут быть использованы как психологами для ранней профилактики этого явления (на ранних этапах симптомы человеком не осознаются), для коррекционной работы, направленной на то, чтобы синдром у сотрудника не сформировался окончательно, так и руководителями, от которых во многом зависит социально-психологический климат в коллективе.

Ключевые слова: исправительная колония строгого режима, исправительная колония особого режима, профессиональная деформация, синдром эмоционального выгорания, синдром профессионального выгорания.

Summary. The article is devoted to the examination of the peculiarities of official activity of the employees of the penitentiary system, working in correctional colonies of strict and special regimes.

The article analyzes the differences in the requirements that are imposed on employees who are directly interacting with convicts, contained correctional colonies of the strict regime, and convicts, who are sentenced by the court as life imprisonment and confinement in correctional colonies of special regime.

In the context of the analysis, the author considers the nature of the influence of official activity on the personality of the officers of the penitentiary system working in these institutions.

Particular attention is paid in the article to the problem of the emergence of corrective colon colony of strict and special regimes of the syndrome of emotional and professional burnout.

The comparative analysis of the results of the study of the degree offormation of the syndrome of emotional and professional burnout among employees working in the correctional colony of strict regime and in the correctional colony of special regime is given.

The recommendations formulated in the article can be used as psychologists for the early prevention of this phenomenon (in the early stages, the symptoms are not realized by the person), and also for corrective work aimed at ensuring that the syndrome of the employee is not completely formed, from which the socio-psychological climate in the team largely depends.

INFLUENCE OF OFFICIAL ACTIVITY ON STAFF PERSONALITY OF CORRECTIVE COLONIES WITH VARIOUS REGIME

© 2018 Ежова О. H.

Keywords: correctional colony of strict regime, special colony correctional colony, professional deformation, emotional burnout syndrome, professional burnout syndrome.

Гуманизация уголовной политики нашего государства проявилась в увеличении доли альтернативных мер (наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы) за преступления небольшой и средней тяжести при более суровом наказании лиц, которые совершили тяжкие преступления.

В последние годы количество осужденных, которые по решению суда были осуждены к лишению свободы уже 3 и более раз, остается сравнительно стабильным (2012 г. - 198 453 человека, 2013 - 202 965, 2014 - 207 860, 2015 - 199 472,2016 - 201 979, 2017 - 193 487 [1]), что свидетельствует о высоком уровне рецидивной преступности, при этом увеличивается доля осужденных, которые совершили особо тяжкие преступления или рецидив преступлений которых судом признан особо опасным. Данная категория осужденных признается судом опасными для общества, поэтому им назначается строгий, а в некоторых случаях особый режим содержания.

Уголовно-исполнительное законодательство определяет режим исправительного учреждения установленный законом и соответствующими закону нормативно-правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы (ст. 82 УИК РФ). В основе выбора режима лежат степень общественной опасности осужденных для общества и степень их криминальной зараженности, что в свою очередь определяет виды мер исправительного воздействия, которые необходимо применять к различным категориям осужденных.

В исправительных колониях (далее - ИК) строгого режима отбывают наказание осужденные (ранее уже имевшие наказание в виде лишения свободы) при рецидиве преступлений (опасном рецидиве), или лица, впервые совершившие особо тяжкое преступление (ч. 5 ст. 74 УИК РФ), а также 4 категории осужденных, которые переведены в исправительную колонию строгого режима из тюрьмы, исправительной колонии особого режима или колонии-поселения (замена неотбытой части наказания либо на более легкое, либо на более строгое) или злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания, которые переведены обратно из тюрьмы для отбывания оставшегося срока после отбывания (п. «в» ч. 4 ст. 78 УИК РФ).

В Российской Федерации на 1 января 2016 г. ИК строгого режима составляли 43 % (272 колонии) от общего числа исправительных колоний, в которых содержалось 284 977 осужденных [2, с. 16]. Типичная характеристика осужденных в ИК строгого режима: средний возраст -35 лет (от 19 до 59), большинство из них разведены, в браке состоят примерно 21,1 % осужденных, 63,6 % осужденных характеризуются отрицательно, образование - среднее (62,9 %), неполное среднее - 18,1 %, среднее техническое - 18,8 %, трудоспособные (примерно 80 %), однако постоянная работа и стабильный заработок на свободе был только у 71,65 % осужденных. 59,34 % осужденных воспитывались в неполных семьях [3].

В ИК особого режима отбывают наказание мужчины, признанные особо опасными и осужденные к пожизненному лишению свободы. В прошлом к таким осужденным применялась смертная казнь. На сегодняшний день, в порядке помилования, смертная казнь заменена на пожизненное лишение свободы. Смертная казнь не назначалась женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим на момент вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста [4].

Кроме того, существует еще ряд ограничений применения этого вида наказания (смягчающие обстоятельства (ст. 61 «и», «к» УК РФ); ограничения (ст. ст. 62, 64, 65, 66 УК РФ); при пересмотре дел в надзорном или кассационном порядке). Если первоначально пожизненное лишение свободы назначалось судом только за 5 видов преступлений, то в настоящее время уже 18 составов преступлений предусматривают эту возможность [5, 6]. Следует отметить, что длительность изоляции осужденного от общества не оказывает исправительного воздействия на осужденного, а суровость наказания не решает проблему преступности.

Замена смертной казни на пожизненное лишение свободы привела к тому, что количество осужденных, которым по приговору суда было назначен этот вид наказания, увеличилось, а их численность составила в 2005 г. - 1 577 человек, в 2006 - 1591,2007 - 1628, в 2010 - 1733, в 2011 -1783, в 2012 - 1799, в 2013 - 1840, в 2014 - 1892, 2015 - 1 931, по состоянию на 1 мая 2018 г. отбывает наказание 2037 человек [7].

В ИК строгого и особого режимов, так же как и во всех исправительных учреждениях, существуют три вида условий отбывания наказания (только в воспитательной колонии - 4):

обычные, строгие и облегченные. Отличие заключается в том, что осужденные, вновь поступившие в ИК строгого режима, попадают в обычные условия содержания, а осужденные, вновь поступившие в ИК особого режима, в течение первых 10 лет содержатся в строгих условиях. При этом в ИК особого режима улучшение условий содержания происходит поэтапно, а ухудшение условий содержания за злостные нарушения может происходить скачкообразно.

Сотрудники ИК строгого и особого режима должны обеспечивать порядок исполнения и отбывания наказаний в виде лишения свободы, но в ИК строгого режима осужденные содержатся в отрядах (за исключением строгих условий содержания), а в ИК особого режима - в камерах.

Существует определенный парадокс, заключающийся в том, что осужденные к пожизненному лишению свободы хотя и содержатся в исправительной колонии особого режима, но содержатся в камерах, поэтому Правила внутреннего распорядка, которые предназначены для колоний, не могут соблюдаться в полном объеме в этих учреждениях.

В качестве основной меры поощрения осужденных в период отбывания наказания за пра-вопослушное поведение является условно-досрочное освобождение, которое достаточно часто применяется и в отношении осужденных, которые отбывают наказание в ИК строгого режима. В связи с ростом числа осужденных, которым судом назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы, а следовательно, увеличением материальных затрат на их содержание, возникла и для них возможность получить условно-досрочное освобождение. Осужденный к пожизненному лишению свободы может его получить спустя двадцать пять лет лишения свободы в случае, если суд придет к выводу, что данный осужденный не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания в силу утраченной общественной опасности (ст. 176 УИК РФ).

Существенное отличие в деятельности этих учреждений заключается в том, что в ИК строгого режима одной из первостепенной задач, стоящих перед сотрудниками, является создание условий для исправления осужденных, а в ИК особого режима перед сотрудниками эта задача не стоит (социально-воспитательная работа с этой категорией осужденных непосредственно не связана с задачами ресоциализации, а направлена на решение возникающих у осужденных проблем социального характера).

Пожизненное лишение свободы осужденным назначается бессрочно, при этом УИК РФ не предусмотрена возможность организации обучения (общего и профессионального), при этом трудовая деятельность для этой категории осужденных может осуществляться в специальных помещениях камерного типа, где находится необходимое оборудование [8, с. 39].

Рассмотрев особенности служебной деятельности в колониях строгого и особого режима, обратимся к проблеме возникновения у сотрудников данных учреждений синдрома эмоционального и профессионального выгорания.

Профессиональная деформация сотрудников УИС в настоящее время является достаточно частым явлением, требующим к себе пристального внимания как по причине распространенности, так и по причине негативных последствий для личности и учреждений УИС в целом. Суть этого явления - негативное изменение качеств и личностных черт сотрудника, приводящее к искажению моральной и общественной направленности его профессиональных действий и других поведенческих актов. Одну из форм профессиональной деформации представляет собой эмоциональное выгорание, которое становится все большей социальной проблемой, являясь неотъемлемой частью представителей профессии типа «человек-человек», и особенно актуально для сотрудников УИС, осуществляющих по роду своей служебной деятельности непосредственное взаимодействие с осужденными. Согласно трактовке Всемирной организации здравоохранения «синдром выгорания» представляет собой проявления физического, эмоционального или мотивационного истощения, который характеризуется также ухудшением продуктивности в деятельности, усталостью, бессонницей и т. д. [9, с. 26].

Таким образом, эмоциональное выгорание формируется в процессе профессиональной деятельности и представляет собой одну из форм нарушений профессионального здоровья - стереотип поведения, в основе которого нарушения адаптационных возможностей организма человека, что в итоге приводит к разрушению самой личности [10].

Как отмечают Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова [11, с. 31], выгорание всегда развивается последовательно и выделяют 4 фазы его формирования: предупреждающая фаза (чувство утомления, бессонница, угроза несчастных случаев); фаза понижения уровня личностного участия (утрата позитивного восприятия окружающих людей, понижение интереса к коллегам, переход от помощи к контролированию, перекладывание ответственности за свои неудачи на других,

выраженность стереотипов в отношении окружающих, проявления негуманного подхода к другим, снижение уровня интереса в работе выражается в нежелании исполнять трудовые обязанности); фаза эмоциональных реакций (появляются признаки депрессии, выражающиеся в постоянном чувстве вины, снижении самооценки; безосновательных страхах, изменчивости настроения, апатии обвинении окружающих, игнорировании собственной роли в неудачах, снижении толерантности, отсутствии способностей в поиске компромисса, подозрительности, конфликтности Агрессия); фаза деструктивного поведения (снижение концентрации внимания, отсутствие способностей делать трудные задания, ригидность мышления, мотивационная сфера отличается резким снижением инициативы, низкими показателями эффективности деятельности, исполнением заданий в основном только согласно инструкции).

В. В. Бойко описывает такие основные симптомы эмоционального выгорания: эмоциональный дефицит; деперсонализация, или личностная отстраненность; психосоматические и психовегетативные нарушения [12, с. 34].

Мы проводили исследование эмоционального выгорания (методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко) на базе Объединения исправительных колоний Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю.

Относительно возраста и стажа работы выборка была неоднородной (мужчины, сотрудники отдела безопасности и отдела режима) в возрасте от 23 до 40 лет. Стаж работы от 3 до 17 лет (средний 9,5 лет). Сотрудникам этих служб приходится постоянно общаться с различными категориями людей (как с коллегами, так и с осужденными).

В исследовании приняли участие 15 сотрудников Исправительной колонии № 2 (особый режим, далее - ИК-2) и 15 сотрудников Исправительной колонии № 1 (строгий режим, далее - ИК-1) Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных колоний № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому Краю». Обе колонии расположены в городе Соликамске.

ИК-2 носит название «Белый лебедь» (образована в 1938 г.). Первоначально она предназначалась для изоляции политических заключенных, а с 1999 г. - для осужденных, которые судом приговорены к пожизненному заключению (территориально она находится внутри ИК-1).

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко позволяет выявить степень сформированности синдрома эмоционального выгорания, которая определяется по степени сформированное™ трех фаз: фаза напряжения, фаза резистенции и фаза истощения, которые отражают три фазы переработки стресса (общий адаптационный синдром). Каждая фаза имеет 4 стадии, которые позволяют проследить подробную картину синдрома «эмоционального выгорания».

Количественные результаты, полученные по каждой фазе, представлены на рис. 1.

Подробная картина синдрома «эмоционального выгорания» выглядит следующим образом:

1. Фаза напряжения находится в стадии формирования у 33 % сотрудников, работающих в ИК-1, и у 7 % сотрудников ИК-2. Формирование этой фазы связано со стрессогенным характером служебной деятельности, дестабилизирующей обстановкой, повышенной ответственностью, криминальной зараженностью осужденных, необходимостью постоянно разрешать конфликты не только в среде осужденных, но и в коллективе сотрудников.

Данную фазу отражают следующие стадии: переживание психотравмирующих обстоятельств; чувство «загнанности в клетку»; неудовлетворенность собой; тревога и депрессия.

2. Фаза резистенции сформировалась у 47 % сотрудников, работающих в ИК-1, и у 13 % сотрудников, работающих в ИК-2, у 40 % и 13 % соответственно находится в стадии формирования. Эта фаза свидетельствует о стремлении сотрудников оградить (защитить) себя от неприятных переживаний и впечатлений.

Фазу резистенции образуют такие симптомы, как неадекватное избирательное эмоциональное реагирование; расширение сферы «экономии эмоций»; эмоционально-нравственная дезориентация; редукция профессиональных обязанностей.

3. Фаза истощения сформировалась у 27 % сотрудников, работающих в ИК-1 строгого режима (еще у 20 % находится в стадии формирования), и у 13 % сотрудников, работающих в ИК-2 особого режима. Сформированность этой фазы свидетельствует о том, что у сотрудников уже произошло изменение в эмоциональной сфере, а также истощение психических ресурсов.

Фазу истощения образуют следующие симптомы: эмоциональный дефицит; личностная отстраненность (деперсонализация); эмоциональная отстраненность; психосоматические и психовегетативные нарушения.

напряжение

резистенции

истощения

□ИК-1 фаза сложилась ■ИК-2 фаза сложилась ■ИК-1 фаза складывается □ИК-2 фаза складывается □ИК-1 фаза не сложилась □ИК-2 фаза не сложилась

Рис. 1. Сформированность синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ИК-1 строгого режима и ИК-2 особого режима (в процентах)

Особую тревогу вызывают следующие результаты.

Симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» сложился у 20 % сотрудников ИК-1 и у 7 % сотрудников ИК-2 (еще у 20 % сотрудников в каждой колонии этот симптом складывается). Данный симптом проявляется в усиливающемся осознании психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или невозможно устранить. Раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование.

У 60 % опрошенных сотрудников ИК-1 и у 53 % сотрудников ИК-2 выявлено наличие симптома «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» (а еще у 13 % сотрудников каждой колонии он складывается). Данный симптом свидетельствует о том, что сотрудник избирательно относится к коллегам и осужденным, проявляя равнодушие и эмоциональную черствость в случаях, когда не хочет общаться.

У 47 % сотрудников ИК-1 проявляется симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» (еще у 33 % сотрудников ИК-1 и 27 % сотрудников ИК-2 он складывается). Такие люди оправдывают свое поведение тем, что кто-то заслуживает их хорошего отношения, а кто-то не заслуживает, что с учетом специфики круга служебного общения сотрудников УИС представляет собой особый риск.

40 % сотрудников ИК-1 и 7 % сотрудников ИК-2 напряжение, возникающее на работе, перерабатывают за счет сокращения эмоциональных контактов с близкими, таким образом страдает семья - симптом «расширение сферы экономии эмоций» (еще у 33 % сотрудников ИК-1 и 7 % сотрудников ИК-2 он складывается).

27 % сотрудников ИК-1 и 13 % сотрудников ИК-2 стараются избегать служебных обязанностей, требующих больших эмоциональных затрат - симптом «редукции (упрощения) профессиональных обязанностей» (еще у 33 % сотрудников ИК-1 и 20 % сотрудников ИК-2 он складывается).

У 33 % сотрудников ИК-1 проявляется симптом «эмоционального дефицита», выражающийся в утрате способности к сочувствию и сопереживания, дефицит которой восполняется негативными эмоциями (раздражительность, агрессивность) и проявляется в категоричном, грубом

и неуважительном общении с окружающими. При этом у 40 % сотрудников ИК-1 и 20 % сотрудников ИК-2 он складывается.

У 21 % сотрудников ИК-1 проявляются симптомы эмоциональной и личностной отстраненности, еще у 27 % он складывается. Такие сотрудники почти полностью исключают эмоции при осуществлении служебной деятельности (работают как автомат). Этот симптом уже свидетельствует о профессиональной деформации личности сотрудника, так как такой сотрудник начинает относиться к другим людям только как к неодушевленному объекту, стараясь только использовать другого человека для своих нужд (объект манипуляции).

У 20 % сотрудников ИК-1 сложился симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» (еще у 13 % сотрудников ИК-1 и 7 % сотрудников ИК-2 он складывается), который проявляется в обострении хронических заболеваний и сосудистых реакций (ухудшение физического и психического состояния).

У 33 % сотрудников ИК-1 и у 7 % сотрудников ИК-2 складывается симптом «неудовлетворенность собой», который говорит о том, что сотрудник испытывает не только недовольство собой, но и избранной профессией, служебными обязанностями и занимаемой должностью. Причина возникновения - неспособность повлиять на психотравмирующие обстоятельства.

Симптом «тревоги и депрессии» уже сложился у 7 % сотрудников ИК-1 (у 27 % - складывается) и складывается у 13 % сотрудников ИК-2. Этот симптом проявляется в возникновении у сотрудника чувства разочарования в себе или избранной профессии (возможно, в месте службы или в должности) и в формировании у них чувства ситуативной или личностной тревоги.

Для того чтобы проверить значимость различий в полученных результатах в двух группах, мы использовали стандартные методы математической статистики. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью пакета статистических программ SPSS-Statistics v. 17.0. Данные расчета критерия Манна-Уитни показали, что по всем трем фазам существуют статистически значимые отличия между сотрудниками ИК-1 строгого режима и ИК-2 особого режима, при этом в ИК строгого режима у сотрудников увеличивается риск возникновения эмоционального выгорания.

Следует отметить, что одним из первых и наиболее сильных симптомов является неадекватное избирательное реагирование, позднее развиваются такие симптомы, как эмоционально-нравственная дезориентация; редукция профессиональных обязанностей; эмоциональный дефицит и эмоциональная отстраненность.

Сотрудники ИК-1 строгого режима в большей степени общаются с осужденными, чем сотрудники ИК-2 особого режима, так как осужденные содержатся в отрядах, а это вызывает большее количество проблем и усилий по их устранению. Кроме того, в ИК строгого режима основная цель деятельности сотрудников - исправление осужденных и подготовка их к освобождению, что требует больших эмоциональных затрат с учетом высокой степени криминальной зараженности осужденных (перед сотрудниками ИК особого режима такая цель не стоит).

Подчеркнем, что эмоциональное выгорание, являясь формой профессиональной деформации личности, оказывает сильное влияние на сотрудника, подрывая его здоровье и желание работать, и проявляется в снижении эмоциональной отдачи, в стремлении сократить профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат, а также в стремлении оправдать это путем обесценивания служебной деятельности.

Представленные результаты эмпирического исследования проблемы эмоционального выгорания указывают на высокую степень вероятности развития профессиональной деформации у сотрудников, которые не просто много общаются с осужденными, но и заинтересованы в результатах своего труда (видят в осужденном человека, которого нужно не просто наказать, но и помочь ему стать законопослушным гражданином нашей страны).

Признаки профессиональной деформации указывают на необходимость принятия мер по ранней профилактике этого явления, так как на ранних этапах симптомы человеком не осознаются.

Профилактика синдрома эмоционального и профессионального выгорания у сотрудников ИК строгого режима должна быть направлена на достижение двух целей: предупреждение появления синдрома эмоционального и профессионального выгорания и недопущение того, чтобы синдром сложился окончательно. Для профилактики этого явления необходимо помимо ежегодной диагностики проводить целый комплекс мероприятий:

1. Отслеживать изменения в поведении сотрудников и особенности их реагирования на психотравмирующие события (развитию эмоционального истощения сотрудников способствует: заниженная самооценка; эмоциональная неустойчивость; использование стратегии избегания

в конфликтах; неадекватность самооценки; консерватизм; отсутствие целей и духовно-нравственных ценностей; низкая мотивация саморазвития; низкий уровень коммуникативных умений; отсутствие креативного подхода; ориентация на деструктивные стратегии поведения).

2. Назначать сотрудников на должность, требования которой соответствует возможностям сотрудника.

3. Использовать не только систему наказания, но и систему поощрений, так как отсутствие вознаграждения часто ощущается сотрудником как непризнание его труда.

4. Осуществлять работу по повышению социального статуса службы в УИС.

5. Обеспечить возможность профессионального и личностного роста.

6. Проводить мероприятия по сплочению трудового коллектива и улучшению социально-психологического климата в коллективе.

7. Проводить занятия с сотрудниками, направленные на повышение их стрессоустойчиво-сти (за счет обучения методам саморегуляции) и развитие у них коммуникативной компетентности и интереса к работе.

8. Оказывать сотрудникам социальную и профессиональную поддержку.

Данные меры позволят снизить риск возникновения у сотрудников профессиональной деформации, которая негативным образом сказывается на эффективности их служебной деятельности.

Библиографический список

1. Статистические данные [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний [Официальный сайт]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%201ic% 20sodergahixsya%20v%20IK/ (дата обращения: 16.04.2018).

2. Епифанов О. С. Исполнение наказания в исправительных колониях общего и строгого режимов: нормативное регулирование, практика, вопросы совершенствования. Рязань, 2016.25 с.

3. Колесникова Н. Е. Личностные особенности осужденных, отбывающих наказание в колонии строгого режима // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 1. С. 40-44.

4. Климова В. А. Условия отбывания наказания осужденных к лишению свободы в исправительных колониях строго режима [Электронный ресурс]. URL: https://www.scienceforum.ru/ 2016/pdf/l8725.pdf (дата обращения: 24.05.2018).

5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних: Федеральный закон от 29.02.2012 № 14-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.01.2018).

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 01.03.2012 № 18-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.01.2018).

7. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний [Официальный сайт]. URL: http://fsin.su/structure/ inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 16.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Усеев Р. 3., Дергачев А. В., Ельчанинов А. П. Исполнение наказания в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. 97 с.

9. Лексиконы психиатрии Всемирной Организации Здравоохранения. М., 2001. 500 с.

10. Ежова О. Н. Профилактика эмоционального выгорания сотрудников УИС как условие эффективности их профессиональной деятельности // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 2(24)/2017. С. 113-119.

11. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2007. 180 с.

12. Бойко В. В. Синдром «профессионального выгорания» в профессиональном общении. М.: Феникс, 2012. 105 с.

References

1. Statisticheskie dannye [Statistical data]. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazaniy. Ofltsial'nyy sayt [Federal Penitentiary Service of Russia. Official Website]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/ statistika/Xar-ka%201ic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (Accessed: 16.04.2018) [inRussian],

2. Epifanov O. S. Ispolnenie nakazaniya v ispravitel'nykh koloniyakh obshchego i strogogo rezhimov: normativnoe regulirovanie, praktika, voprosy sovershenstvovaniya [Execution of punishment in correctional colonies of general and strict regimes: regulatory regulation, practice, improvement issues]. Ryazan', 2016,25 p. [in Russian],

3. Kolesnikova N. E. Lichnostnye osobennosti osuzhdennykh, otbyvayushchikh nakazanie v kolonii strogogo rezhima [Personal traits of convicts serving sentences in a strict regime colony], Vestnik Vladi-mirskogo yuridicheskogo instituía [Bulletin of Vladimir Law institute], 2008, no. 1, pp. 40-44 [in Russian],

4. Klimova V. A. Usloviya otbyvaniya nakazaniya osuzhdennykh k lisheniyu svobody v ispravitel'nykh koloniyakh strogo rezhima [Conditions for serving sentences of prisoners sentenced to deprivation of in correctional colonies of strict regime]. URL: https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/18725.pdf (Accessed: 24.05.2018) [in Russian],

5. O vnesenii izmeneniy v Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye ak-ty Rossiyskoy Federatsii v tselyakh usileniya otvetstvennosti za prestupleniya seksual'nogo kharaktera, sovershennye v otnoshenii nesovershennoletnikh: federal'nyy zakon ot 29.02.2012 № 14-FZ [On Amending the Criminal Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation with a to strengthening liability for crimes of a sexual nature committed against minors: Federal Law No. 14-FZ of February 29,2012]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 16.01.2018) [in Russian]

6. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 01.03.2012 № 18-FZ (red. ot 03.07.2016) [On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation, of the Russian Federation: Federal Law No. 18-FZ of 01.03.2012 (as amended on 03.07.2016)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 16.01.2018) [in Russian],

7. Kratkaya kharakteristika ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Brief description of the penitentiary system], Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazaniy. Ofitsial'nyy sayt [Federal Penitentiary Service of Russia. Official website]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka% 20UIS//(Accessed: 16.04.2018) [in Russian],

8. Useev R. Z., Dergachev A. V., El'chaninov A. P. Ispolnenie nakazaniya v ispravitel'nykh koloniyakh osobogo rezhima dlya osuzhdennykh, otbyvayushchikh pozhiznennoe lishenie svobody [Execution of punishment in correctional colonies of special regime for convicts serving a life imprisonment]. Samara: Samarskiy yuridicheskiy instituí FSIN Rossii, 2016,97 p. [in Russian],

9. Leksikony psikhiatrii Vsemirnoy Organizatsii Zdravookhraneniya [Lexics of psychiatry of the World Health Organization], Moscow, 2001, 500 p. [in Russian],

10. EzhovaO. N. Profilaktika emotsional'nogo vygoraniya sotrudnikov UIS kak uslovie effek-tivnosti ikh professional'noy deyatel'nosti [Prevention of emotional burnout of MIS staff as a condition for the effectiveness of their professional activities]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituía: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara legal instiíuíe: scientific and practical journal], 2017, no. 2 (24), pp. 113-119 [in Russian],

11. Vodop'yanova N. E., Starchenkova E. S. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika [Burnout Syndrome: Diagnosis and Prevention], Saint-Petersburg, 2007,180 p. [in Russian],

12. Boyko V. V. Sindrom «professional'nogo vygoraniya» v professional'nom obshchenii [Syndrome of «professional burnout» in professional communication], Moscow: Feniks, 2012, 105 p. [in Russian],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.