Научная статья на тему 'Перевод осужденных из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонии-поселения'

Перевод осужденных из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонии-поселения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
877
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CORRECTIONAL SYSTEM / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTS / КОЛОНИИ-ПОСЕЛЕНИЯ / ПЕРЕВОД ОСУЖДЕННЫХ / TRANSFER CONVICTS / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОМИССИИ / ADMINISTRATIVE COMMISSION / COLONY-SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашуба Юрий Анатольевич, Ушаков Роман Вадимович

Проведен анализ статистических данных, отражающих показатели, характеризующие колонии-поселения, где содержатся лица, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов в порядке ст. 78 УИК РФ: количество колоний-поселений для таких лиц, а также динамика их численности. Исследование проведено на примере отдельных регионов Южного, Центрального и Сибирского федеральных округов Ростовской, Рязанской, Тульской областей и Красноярского края. Указаны результаты анкетирования сотрудников исправительных колоний общего и строгого режимов по вопросам: возможного увеличения количества осужденных, переводимых из исправительных учреждений в колонии-поселения; работы административных комиссий исправительных учреждений по переводу осужденных в колонии-поселения; критериев такого перевода, их целесообразности и возможного изменения; причин отказа в переводе осужденных из исправительных колоний в колонии-поселения. В результате анализа полученного эмпирического материала разработаны предложения по изменению законодательства о переводе осужденных из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонии-поселения (изменение сроков перевода и предъявляемых к осужденному требований при его переводе), а также предложения по совершенствованию практики перевода осужденных из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонии-поселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transfer convicts from correctional colonies of general and strict modes in colony-settlements

The article presents the analysis of the statistical data of the FPS of Russia, reflecting the indicators of colony-settlements, which serve their sentence persons transferred in accordance with article 78 of the penal enforcement code, the number of colonies-settlements for such persons, as well as the dynamics of their population. The study was conducted on the example of separate regions of the southern, Central and Siberian Federal Districts Rostov, Ryazan, Tula regions and the Krasnoyarsk territory. Shows the results of the survey of employees of the correctional colonies of general and strict modes on the issues: the possible increase in the number of convicted persons transferred from correctional colonies in a colony-settlement; the administrative commission of corrections to transfer prisoners in a colony-settlement; criteria for such a transfer, their appropriateness and possible changes; the reasons for the refusal in the transfer of convicts from penal colonies to a colony-settlement. In the analysis of the empirical material the authors have developed proposals to change legislation on the transfer of prisoners from correctional colonies of general and strict modes in a colony-settlement (change of terms, change the requirements to such transfer), as well as proposals on enhancing the practice of transferring convicts from correctional colonies of general and strict modes in a colony-settlement.

Текст научной работы на тему «Перевод осужденных из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонии-поселения»

УДК 343.85

Ю. А. Кашуба, Р. В. Ушаков

ПЕРЕВОД ОСУЖДЕННЫХ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ ОБЩЕГО И СТРОГОГО РЕЖИМОВ В КОЛОНИИ-ПОСЕЛЕНИЯ

Проведен анализ статистических данных, отражающих показатели, характеризующие колонии-поселения, где содержатся лица, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов в порядке ст. 78 УИК РФ: количество колоний-поселений для таких лиц, а также динамика их численности. Исследование проведено на примере отдельных регионов Южного, Центрального и Сибирского федеральных округов — Ростовской, Рязанской, Тульской областей и Красноярского края. Указаны результаты анкетирования сотрудников исправительных колоний общего и строгого режимов по вопросам: возможного увеличения количества осужденных, переводимых из исправительных учреждений в колонии-поселения; работы административных комиссий исправительных учреждений по переводу осужденных в колонии-поселения; критериев такого перевода, их целесообразности и возможного изменения; причин отказа в переводе осужденных из исправительных колоний в колонии-поселения.

В результате анализа полученного эмпирического материала разработаны предложения по изменению законодательства о переводе осужденных из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонии-поселения (изменение сроков перевода и предъявляемых к осужденному требований при его переводе), а также предложения по совершенствованию практики перевода осужденных из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонии-поселения.

Ключевые слова: исправительная система; осужденные; колонии-поселения; перевод осужденных; административные комиссии.

Yu. A. Kashuba, R. V. Ushakov

TRANSFER CONVICTS FROM CORRECTIONAL COLONIES OF GENERAL AND STRICT MODES IN COLONY-SETTLEMENTS

The article presents the analysis of the statistical data of the FPS of Russia, reflecting the indicators of colony-settlements, which serve their sentence persons transferred in accordance with article 78 of the penal enforcement code, the number of colonies-settlements for such persons, as well as the dynamics of their population. The study was conducted on the example of separate regions of the southern, Central and Siberian Federal Districts — Rostov, Ryazan, Tula regions and the Krasnoyarsk territory. Shows the results of the survey of employees of the correctional colonies of general and strict modes on the issues: the possible increase in the number of convicted persons transferred from correctional colonies in a colony-settlement; the administrative commission of corrections to transfer prisoners in a colony-settlement; criteria for such a transfer, their appropriateness and possible changes; the reasons for the refusal in the transfer of convicts from penal colonies to a colony-settlement.

In the analysis of the empirical material the authors have developed proposals to change legislation on the transfer of prisoners from correctional colonies of general and strict modes in a colony-settlement (change of terms, change the requirements to such transfer), as well as proposals on enhancing the practice of transferring convicts from correctional colonies of general and strict modes in a colony-settlement.

Key words: correctional system; convicts; colony-settlement; transfer convicts; administrative commission.

© Кашуба Ю. А., Ушаков Р. В., 2017.

Авторами были рассмотрены статистические показатели ФСИН России, характеризующие колонии-поселения, где содержатся осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов в порядке ст. 78 УИК РФ: количество колоний-поселений для таких осужденных; динамика численности осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонии-поселения на основании ч. 2 ст. 78 УИК РФ, в том числе на примере отдельных регионов Южного, Центрального и Сибирского федеральных округов — Ростовской, Рязанской, Тульской областей и Красноярского края (в исправительных колониях этих регионов рабочей группой кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России в 2016 г. проводилось эмпирическое исследование по рассматриваемой теме).

С 2010 по 2015 гг. среднестатистическое количество колоний-поселений для содержания лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, ранее отбывавших лишение свободы, а также переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов в порядке ст. 78 УИК РФ составляло 7,3 % от общего количества всех исправительных колоний России, а также 34,6 % от общего количества всех колоний-поселений России.

Несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению количества осужденных к лишению свободы, процентное соотношение лиц, отбывающих наказание в рассматриваемых колониях-поселениях, к количеству осужденных, содержащихся во всех исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях страны, остается практически неизменным. Это говорит о том, что существующая практика подачи ходатайств осужденных, их адвокатов или законных представителей о переводе (до включения

2 3

в ст. 78 УИК РФ частей 2 , 2 Федеральным законом от 05.05.2014 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-

ции»), рассмотрения осужденных на комиссиях исправительных учреждений и решений судов о переводе из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонии-поселения на протяжении последнего десятилетия мало изменяется, остается достаточно устойчивой и стабильной и в целом имеет тенденцию к незначительному увеличению количества переводов.

Рост численности переводимых в колонии-поселения, как представляется, во многом сдерживается из-за отсутствия желания довольно большого числа осужденных, у которых уже имеются материальные и формальные основания для перевода из исправительных колоний общего и строгого режимов. Это происходит преимущественно по причине отсутствия колоний-поселений либо участков колоний-поселений для соответствующих категорий осужденных в регионах по месту жительства либо осуждения и необходимостью их этапирования в этом случае в те субъекты РФ, где имеются возможности для их размещения. Следует отметить, что зачастую такие субъекты могут быть отдалены и располагаться в районах с неблагоприятными природными и климатическими условиями. Возможным решением проблемы является создание колоний-поселений, и в первую очередь — участков колоний-поселений при исправительных учреждениях в регионах, где они отсутствуют, с тем, чтобы при переводе из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение обеспечить отбывание наказание осужденными в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

Необходимо также совершенствовать материально-бытовые условия в действующих колониях-поселениях, участках колоний-поселений для рассматриваемой категории осужденных во многих регионах Российской Федерации (в первую очередь жилищно-коммунальные, организацию питания), а также вопросы, связанные с трудоустройством (наличием работы с достойной оплатой труда,

позволяющей обеспечить потребности самого осужденного, в некоторых случаях членов его семьи, погашения исков о возмещении причиненного преступлением ущерба и др.). В ряде колоний-поселений осужденные не трудоустроены либо используются на малочисленных отдаленных объектах. Кроме того, большая часть осужденных занята на малооплачиваемых работах, что не дает им возможности самостоятельно обеспечивать себя продуктами питания и предметами первой необходимости, одеждой, погашать иски. Эти и другие проблемы, как правило, известные лицам, отбывающим наказание в исправительных колониях общего и строгого режимов, являются сильными сдерживающими факторами, негативно влияющими на мотивацию осужденных быть переведенными в колонию-поселение.

В Ростовской, Рязанской и Тульской областях динамика изменения численности в целом остается стабильной, численность осужденных рассматриваемой категории является небольшой, в среднем менее или немногим более одного процента от числа всех осужденных региона. Это объясняется, по нашему мнению, в первую очередь отсутствием условий для размещения для лиц, переведенных из колоний общего и строгого режимов, а также недостаточно эффективной работой администрации колоний общего и строгого режимов по представлению осужденных к переводу в колонию -поселение.

Значительная численность осужденных, содержащихся в колониях-поселениях Красноярского края, как представляется, объясняется: наличием достаточного количества колоний-поселений и участков колоний-поселений для данной категории, связанных в основном с преобладанием лесозаготовительного и деревообрабатывающего производства учреждений; более эффективной, чем в других регионах, работой администраций колоний общего и строгого режимов ГУФСИН России по Красноярскому краю и других близлежащих территориальных органов УИС по представлению осужденных к переводу в 58

колонию-поселение; желанием самих осужденных быть переведенным в колонии-поселения в связи с достаточно развитыми материально-бытовыми условиями и производственными возможностями колоний-поселений региона, а также тем, что в эти колонии этапируется значительное количество осужденных, переводимых из других субъектов РФ.

В рамках исследования практики переводов осужденных из исправительных колоний в колонию-поселение на территории трех федеральных округов (Южный, Центральный, Сибирский) проводилось анкетирование сотрудников исправительных колоний общего и строгого режимов ГУФСИН России по Ростовской области, УФСИН России по Рязанской области, УФСИН России по Тульской области, ГУФСИН России по Красноярскому краю: опрошен 141 сотрудник исправительных колоний (средний и старший начальствующий состав).

Значительное большинство респондентов (69 %) ответили, что в течение года переводится менее 25 осужденных в расчете на 1000 осужденных, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов (в среднем это два человека в течение месяца). На втором месте ответ «от 25 до 50» (17 %).

Указанное оценочное субъективное мнение и количество переводимых может как большим, так и меньшим, однако в целом довольно объективно отражает статистику переводов. Представляется, что количество переводимых осужденных вполне может быть значительнее. Это зависит от различных факторов: наличия желания самих осужденных, у которых подошли формальные сроки для перевода; более активной разъяснительной работы сотрудников исправительных колоний с кандидатами на такой перевод; созданием в самих колониях-поселениях, куда переводятся такие лица, надлежащего порядка, условий отбывания наказания и трудоустройства; возможностей ресо-циализации и социальной адаптации как в период отбывания наказания, так и после освобождения.

Около половины сотрудников (47,9 %) отрицательно отнеслись к увеличению количества осужденных, переводимых из исправительной колонии, где они служат, в колонию-поселение. Одновременно значителен процент сотрудников считающих, что следует увеличить количество осужденных, переводимых из исправительной колонии, где они служат, в колонию-поселение (32,9 %).

Причинами отрицательного отношения к увеличению количества переводимых осужденных, на наш взгляд, являются: устоявшаяся практика переводов в обследованных исправительных колониях общего и строгого режимов; убежденность сотрудников колоний, что переводятся только заслужившее это осужденные, у которых имеются для этого как личное желание, так и формальные и материальные основания.

Значительное количество сотрудников (67,1 %) считают, что большинство осужденных направляются в колонию-поселение, расположенную в том же субъекте РФ, где находится исправительная колония, в которой они проходят службу. Это объясняется тем, что во всех обследуемых регионах имелись колонии-поселения либо участки колоний-поселений для осужденных, переводимых из исправительных колоний общего и строгого режимов, и большинство переводимых осужденных, как правило, направляются в эти колонии-поселения либо участки колоний-поселений.

В России имеются регионы, где отсутствуют колонии-поселения для осужденных, переводимых из исправительных колоний общего и строгого режимов, в этом случае осужденные переводятся в колонию-поселение другого субъекта РФ, где имеются условия для их размещения.

Большинство сотрудников (51,2 %) считает, что комиссия администрации исправительной колонии достаточно редко отказывает осужденным в переводе в колонию-поселение.

Причина такой убежденности в том, что на рассмотрение комиссии в основном представляются осужденные, уже имеющие материальные и формальные

основания для такого перевода, и у администрации ИУ зачастую нет либо достаточно мало серьезных оснований для отказа в решении этого вопроса.

Одновременно высок процент сотрудников, считающих, что комиссия администрации исправительной колонии отказывает в переводе достаточно часто (29,3 %).

При рассмотрении вопроса «Какие критерии принимаются во внимание в первую очередь при оценке осужденного административной комиссией исправительной колонии для решения вопроса о переводе в колонию-поселение?» ответы распределились следующим образом. Более половины сотрудников среди наиболее важных критериев выделили хорошее поведение (соблюдение режимных требований и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений) и добросовестное отношение к труду, а также наличие поощрений, отсутствие взысканий. Четверть опрошенных среди таких критериев указали участие в мероприятиях воспитательного, психологического, социального характера и активное участие в общественной жизни исправительной колонии.

Вышеобозначенные основания для перевода осужденных отражают фактически критерии степени исправления осужденного, необходимого для изменения вида исправительного учреждения. Считаем возможным их отразить в содержании ч. 1 ст. 78 УИК РФ, тем самым детализировав и конкретизировав такие критерии (основания) для изменения вида исправительного учреждения, в том числе перевода осужденных из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение, сформулировав ее следующим образом: «При наличии хорошего поведения, добросовестного отношения к труду, получению общего и профессионального образования, участия в мероприятиях воспитательного, психологического и социального характера в течение всего периода отбывания наказания осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания...».

С учетом предлагаемой редакции ч. 1 ст. 78 УИК РФ первый абзац ч. 2 ст. 78 УИК РФ, где говорится, что «положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания», можно будет исключить, т. е. признать утратившим силу.

На вопрос «Целесообразно ли законодательно закрепить степени оценки исправления осужденного, содержащегося в местах лишения свободы, которые будут служить основным критерием при принятии решения о переводе осужденных в колонии-поселения?» значительное число сотрудников (40 %) ответило положительно. Вместе с тем 60 % респондентов ответили отрицательно либо затруднились с ответом. Мнения сотрудников разделились — и это не случайно. Данный вопрос длительное время является дискуссионным как в теории уголовно-исполнительного права, так и в практике исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

Больше половины опрошенных сотрудников считают, что указанные в ч. 2 ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса РФ основания для перевода из колоний общего и строгого режима в колонии-поселения на сегодняшний день актуальны. Однако около трети опрошенных затруднились с ответом, из чего следует, что они допускают определенные изменения и дополнения в ч. 2 ст. 78 УИК РФ по вопросу формальных оснований для перевода.

В отношении материальных оснований для перевода (поведение осужденного) следует отметить, что критерии исправления осужденных к лишению свободы в настоящее время изложены в таком документе, как Методические рекомендации по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства, изложенные в указании директора ФСИН России от 25.03.2011 № 15-5093-01. Данные Методические рекомендации, несмотря на их активное применение в практике деятельности комиссий по оценке поведения осужденного и опреде-60

лению условий отбывания наказания во всех исправительных учреждениях России, по своей юридической силе не являются нормативным правовым актом. Необходимо, чтобы они (или аналогичные им) были утверждены не правоприменительным документом, а актом, имеющим нормативный правовой характер.

Следует отметить, что Методические рекомендации неоднозначно воспринимаются как научными, так и практическими работниками уголовно-исполнительной системы. Высказываются критические мнения о несовершенстве изложенных в них критериев оценки поведения осужденных, количестве собираемых документов для рассмотрения осужденного на комиссии по оценке поведения и определению условий отбывания наказания, составе комиссии и другим вопросам.

Полагаем, что Методические рекомендации по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства нуждаются в доработке, а возможно, и переработке по содержанию, в том числе с учетом предлагаемых нами изменений в ч. 1 и 2 ст. 78 УИК РФ, а также с учетом мнения научно-экспертного сообщества и практических работников УИС.

Положение п. «д» ч. 3 ст. 78 УИК РФ, указывающее, что не переводятся в колонию-поселение «осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение», по нашему мнению, можно сформулировать в отдельной самостоятельной норме ст. 78 УИК РФ, исключив его из перечня категорий осужденных, которые не переводятся в колонию-поселение. Это правило поведения будет касаться не только переводимых из исправительных колоний в колонии-поселения, но и переводимых из других видов исправительных учреждений для положительно характеризующихся осужденных (из тюрем в исправительные колонии, из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима), поскольку на практике при всех переводах, связанных

с изменением вида исправительного учреждения с меньшим уровнем право-ограничений (для положительно характеризующихся осужденных), в обязательном порядке требуется наличие ходатайства либо письменного согласия самого осужденного на такой перевод.

Предлагается: дополнить ст. 78 УИК РФ частью 3 1. следующего содержания: «Осужденные, соответствующие критериям поведения, указанным в части первой настоящей статьи, могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания в другой вид исправительного учреждения при наличии их ходатайства либо письменного согласия»; п. «д» ч. 3 ст. 78 УИК РФ исключить.

Почти половина сотрудников (49,6 %) указали, что сроки для перевода из исправительных колоний в колонии-поселения нужно оставить без изменений, при этом четверть из них затруднились с ответом. Действующие сроки для перевода действуют в законодательстве и практике достаточно длительное время, не только с момента вступления в действие УИК РФ, но и, по сути, с момента действия ИТК РСФСР 1970 г., и в целом позитивно воспринимаются не только сотрудниками, но и осужденными к лишению свободы. Однако это не означает, что для отдельных категорий осужденных продолжительность срока отбывания наказания для перевода не может быть изменена (в том числе в сторону его увеличения).

В частности, считаем возможным увеличить срок для перевода из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонии-поселения осужденным за отдельные составы преступлений по аналогии с применением к указанным категориям норм уголовно-правового института условно-досрочного освобождения:

1) из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение по отбытии осужденными:

- не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие

преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные ст. 2051, 2052, 2054, 210 и 361 УК РФ;

- не менее половины срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста;

2) из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение по отбытии осужденными:

- не менее двух третей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные ст. 2051, 2052, 2054 и 361 УК РФ;

- не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

При предлагаемых нами сроках переводов осужденных из исправительных колониях общего и строгого режимов не будет конкуренции этих норм с нормами уголовного закона о формальных основаниях условно-досрочного освобождения осужденных (ст. 79 УК РФ), что явится дополнительным стимулом для осужденного в вопросе принятия решения быть переведенным из исправительной колонии в колонию-поселение, а уже отбывая наказание там — претендовать на условно-досрочное освобождение.

Полагаем также возможным исключить из п. «в» ч. 2 ст. 78 УИК РФ такой критерий перевода из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение, как нахождение осужденного в облегченных условиях отбывания наказания. По нашему мнению, он создает дополнительные препятствия, являясь во многих случаях труднопреодолимым либо непреодолимым барьером для перевода значительного количества

осужденных, отбывших не менее одной четверти срока наказания в исправительной колонии общего режима, в колонию-поселение.

По мнению большей части респондентов, основные причины, по которой осужденные отказывались от перевода в колонии-поселения — нежелание трудиться либо убывать в другой регион (особенно отдаленный, в том числе с неблагоприятными для осужденного природными или климатическими условиями).

Как отмечали М. П. Мелентьев и О. И. Бажанов еще в 70-е гг. прошлого века, широкое развитие лесных колоний-поселений предполагает перевод в них осужденных не только из лесных исправительных учреждений, но также из исправительных учреждений, расположенных в центральных и южных областях. В этой связи можно обоснованно полагать, что далеко не каждый осужденный из этих регионов положительно воспримет такой перевод. Приспособление к условиям свободной жизни вовсе не предполагает приспособление южанина к условиям Сибири и Севера, специфическим условиям лесных ИУ. Практика в этом отношении свидетельствует, что осужденные, переведенные в лесные колонии-поселения из центральных и особенно южных регионов, не приспосабливаются к специфике лесных ИУ, не хотят работать и по различным основаниям стремятся перевестись из них обратно [1, с. 28-29]. Указанная проблема и в современный период является довольно актуальной и требует своего решения в практике переводов осужденных в колонии-поселения других отдаленных, особенно северных регионов страны.

По результатам проведенного исследования представляется возможным внести следующие предложения по совершенствованию практики перевода осужденных из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонии-поселения.

1. На уровне Минюста России и ФСИН России рассмотреть организационные и ресурсные возможности, и, при их наличии, внести предложения по вне-62

сению изменений и дополнений в уголовно-исполнительное законодательство, устанавливающее, что в случае отсутствия по месту жительства или по месту осуждения колонии-поселения для осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании ст. 78 УИК РФ, или невозможности размещения осужденных в имеющихся колониях-поселениях, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации, осужденные направляются по согласованию с территориальными органами уголовно-исполнительной системы в колонии-поселения для указанной категории осужденных, расположенные на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, где имеются условия для их размещения.

2. Продолжить работу по строительству (оборудованию) колоний-поселений и, в первую очередь, участков колоний-поселений при исправительных учреждениях для рассматриваемой категории осужденных в тех регионах (субъектах РФ), где они отсутствуют, с тем, чтобы при переводе из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение на основании ст. 78 УИК РФ обеспечить отбывание наказание осужденными в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

3. Совершенствовать порядок и условия отбывания наказания, в особенности материально-бытовые условия в действующих колониях-поселениях (участках колоний-поселений) для рассматриваемой категории осужденных во многих регионах РФ (в первую очередь жилищно-бытовые, коммунальные, организацию питания), а также решать вопросы, связанные с трудоустройством (наличием работы, достойной ее оплаты, позволяющей обеспечить потребности самого осужденного, членов его семьи, погашения исков и др.), медицинским обеспечением осужденных.

4. По мере создания необходимых организационных, правовых, материально-ресурсных условий, расширения лимитов

наполнения действующих и создания новых колоний-поселений (участков колоний-поселений) осуществлять постепенное увеличение количества (численности) осужденных, переводимых из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонии-поселения в порядке ст. 78 УИК РФ.

5. Совершенствовать деятельность комиссий по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказания исправительных колоний общего и строгого режимов для более глубокой, всесторонней и объективной оценки личности и поведения осужденных, изъявивших желание и имеющих материальные и формальные основания для перевода в колонию-поселение, ис-

ключив случаи незаконных, в том числе коррупционных, действий, а также субъективизма при рассмотрении вопросов, связанных с переводами в данный вид исправительного учреждения.

6. Сотрудникам и работникам (персоналу) исправительных колоний общего и строгого режимов проводить более активную информационно-разъяснительную и агитационно-пропагандистскую работу с осужденными — кандидатами на перевод в колонию-поселение с целью формирования у последних осознанного и активного желания и стремления (мотивации) к изменению вида исправительного учреждения путем перевода в колонии-поселения.

Литература

1. Мелентьев, М. П., Бажанов, О. И. Изменение условий содержания осужденных в ИТУ : лекция. — Рязань; РВШ МВД РФ, 1975.

Сведения об авторах

Кашуба Юрий Анатольевич: Академия ФСИН России (г. Рязань), профессор кафедры уголовно-исполнительного права, доктор юридических наук, профессор. E-mail: koshi anatol @yandex.ru Ушаков Роман Вадимович: Академия ФСИН России (г. Рязань), адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров. E-mail: ushakovrv@list.ru

Information about the authors

Kashuba Yuri Anatolyevich: Academy of the FPS of Russia (Ryazan), Professor of the Department of Penitentiary Law, dsc in law, Professor. E-mail: koshianatol@yandex.ru Ushakov Roman Vadimovich: Academy of the FPS of Russia (Ryazan), graduate student of faculty of scientific and pedagogical frames. E-mail: ushakovrv@list.ru

УДК 343.8

И. С. Мирусин

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВАНИЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ

Основания возникновения правоотношений в сфере труда осужденных в настоящий момент не определены ни в теории, ни в законодательстве Российской Федерации. Не определено, что лежит в основе возникновения правоотношений: приговор суда, приказ начальника исправительного учреждения о приеме на работу или трудовой договор. В этой связи необходимо определить понятие привлечения к труду, основания возникновения трудовых правоотношений, сущность трудового договора в местах лишения свободы.

© Мирусин И. С., 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.