Научная статья на тему 'Реализация права осужденных к лишению свободы на образование в Монголии'

Реализация права осужденных к лишению свободы на образование в Монголии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
451
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МОНГОЛИИ / GENERAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / HIGHER EDUCATION / CONVICTS DEPRIVED OF LIBERTY / CONVICTS’ EDUCATION / PENAL LEGISLATION OF MONGOLIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батболд Галбадрах

В уголовно-исполнительном законодательстве Монголии не содержатся нормы об обязательном получении общего образования осужденными к лишению свободы. Отсутствие учреждений профессионального обучения при исправительных колониях строгого режима приводит к тому, что многие освобожденные из мест лишения свободы не имеют профессии, не могут получить определенную работу и адаптироваться в обществе. Результаты опроса осужденных и сотрудников УИС Монголии подтверждают потребность в получении осужденными образования. Подходы к решению этой проблемы следует искать, используя опыт Российской Федерации. Предлагаем закрепить в уголовно-исполнительном законодательстве предельный возраст обязательного получения общего образования 35 лет, создать не только общеобразовательные школы в нескольких колониях общего и строгого режима, но и учреждение профессионального образования в одной колонии строгого режима, внедрить дистанционное обучение для осужденных, желающих получить высшее образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Батболд Галбадрах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enforcement of the right to education in Mongolia for the convicts deprived of liberty

Penal legislation of Mongolia does not comprise the norms of compulsory general education for the convicts deprived of liberty. The strict regime correctional colonies do not have professional training institutions, therefore many released convicts lack the profession, cannot get a certain job and adapt in society. The polls conducted among the convicts and officers of the penitentiary system of Mongolia prove the convicts’ need to get education. Approaches to the solution of this problem should be sought in the experience of the Russian Federation. The author finds it urgent to legislatively approve the age limit of 35 years for getting general education, create not only comprehensive schools at several colonies of general and strict regime but also an institution of professional education at one strict regime colony and enforce the distant learning for the convicts willing to get higher education.

Текст научной работы на тему «Реализация права осужденных к лишению свободы на образование в Монголии»

Foreign experience in training probation officers used to prepare specialists for penitentiary inspections of the Federal Penitentiary Service of Russia

Kolesnikova Natalya E.,

Cand. Sci. (Psychology), Associate-Professor, Head of the Department of Social-Humanitarian

and Natural-Science Subjects, Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Pskov, Russia. e-mail: kne12.04@yandex.ru

Foreign probation service admits applicants with basic education in social work (up to 95%). The training is based on multilevel education including social subjects. The first level is a five day introductory interdisciplinary course where trainees get special knowledge of the objectives and methods of probation service, its specifics and official duties. The second level is a compulsory basic training which comprises psychology, administrative law and principles of prisons' and probation service functioning. The third level is composed of optional courses of advanced training where inspectors acquire special knowledge about methods of dealing with drug- and alcohol-addicts and mentally unstable people. Thus, foreign experience of probation specialists' training introduced into the process of educating personnel for penal inspections can raise the quality of training specialists who do not have basic education or require advanced education.

Keywords: probation service, penal inspections, inspector of penal inspections, convicts serving non-custodial sentence.

Citation: Kolesnikova N.E. Foreign experience in training probation officers used to prepare specialists for penitentiary inspections of the Federal Penitentiary Service of Russia. Psychopedagogy in law enforcement. No. 2(69) 2017. P. 69-73.

УДК 343.824 © Батболд Галбадрах, 2017

Реализация права осужденных к лишению свободы на образование в Монголии

Галбадрах Батболд,

адъюнкт кафедры криминологии, психологии и педагогики

Омской академии МВД России.

Омск, Россия. e-mail: batbold.galbadrakh@yahoo.com

В уголовно-исполнительном законодательстве Монголии не содержатся нормы об обязательном получении общего образования осужденными к лишению свободы. Отсутствие учреждений профессионального обучения при исправительных колониях строгого режима приводит к тому, что многие освобожденные из мест лишения свободы не имеют профессии, не могут получить определенную работу и адаптироваться в обществе. Результаты опроса осужденных и сотрудников УИС Монголии подтверждают потребность в получении осужденными образования. Подходы к решению этой проблемы следует искать, используя опыт Российской Федерации. Предлагаем закрепить в уголовно-исполнительном законодательстве предельный возраст обязательного получения общего образования — 35 лет, создать не только общеобразовательные школы в нескольких колониях общего и строгого режима, но и учреждение профессионального образования в одной колонии строгого режима, внедрить дистанционное обучение для осужденных, желающих получить высшее образование.

Ключевые слова: общее образование, профессиональное обучение, высшее образование, осужденные к лишению свободы, воспитание осужденных, уголовно-исполнительное законодательство Монголии.

Для цитирования: Батболд Г. Реализация права осужденных к лишению свободы на образование в Монголии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 2(69). С. 73-77.

В настоящее время одной из актуальных проблем является рост числа осужденных к лишению свободы. Так, по состоянию на 25 марта 2016 г. в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Монголии отбывало наказание 4279 осужденных ', а на 1 января 2017 г. — 4567 2. По данным статистики за 2016 г. , в ведении Главного управления исполнения судебных решений Монголии находится 25 исправительных учреждений

(исправительных колоний общего режима — 11, исправительных колоний строгого режима — 10, исправительная колония особого режима — 1, тюрьма — 1, исправительная колония для несовершеннолетних — 1, женская исправительная колония — 1) 3 . Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях Монголии не могут не стимулировать формирование криминальной субкультуры . Отбывая наказание в местах лишения свободы,

1 Монгол Улс дахь ХYний эрх, эрх челеений байдлын талаарх 15 дахь илтгэл . Улаанбаатар, 2016 . С. 12 .

2 Главное управление исполнения судебных решений Монголии . URL: http://cd. gov. mn/mn/ (дата обращения: 16 . 01. 2017).

3 Монгол Улс дахь ХYний эрх, эрх челеений байдлын талаарх 15 дахь илтгэл . С. 12 .

большинство осужденных утрачивают ранее полученные знания и навыки, необходимые для жизни в обществе .

Как свидетельствует статистика Главного управления исполнения судебных решений Монголии за 2016 г. , среди взрослых, осужденных к лишению свободы (при классификации по образованию), 6,8% имеют высшее образование, 29% — полное среднее образование, 4,1% — специальное среднее образование, 33,2% — неполное среднее, 15% — начальное, 11,9% от их числа не имеют никакого образования. Среди всех осужденных к лишению свободы 0,2% составляют несовершеннолетние, 11,1% осужденных — в возрасте от 18 до 24 лет, 37% — от 25 до 34 лет, 31,1% — от 35 до 44 лет, 16,2% — от 45 до 54 лет, 4,3% — от 55 до 64 лет, 0,3% от 65 лет и старше 4.

Пенитенциарная теория и практика признают обучение одним из главных средств исправления осужденных. Международные стандарты обращения с осужденными уделяют значительное внимание общеобразовательному и профессиональному обучению осужденных. Пункт 2 ст 77 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными гласит, что обучение заключенных следует увязывать с действующей в стране системой образования, чтобы освобождаемые из мест лишения свободы в дальнейшем могли учиться без затруднений 5 .

Деятельность исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы не в полной мере удовлетворяет требованиям международных стандартов, хотя она нацелена на исправление осужденных и на предупреждение совершения новых преступлений ими и иными лицами. В Монголии в 2015 г. 5,2 % преступлений совершены лицами, которые были ранее судимы, в 2016 г. их число составило 5,9% 6. Примерно четверть из всего числа лиц, освобожденных из мест лишения свободы, не могут адаптироваться в обществе, так как из-за отсутствия профессии не в состоянии устроиться на работу 7. Как отмечает профессор Н . Гантулга, за последние 10 лет в среднем около 800 осужденных в год освобождаются из мест лишения свободы, при этом 35-48% из них вновь совершают преступления [1, с. 110-111].

Проблема ресоциализации осужденных и освобожденных из мест лишения свободы приобретает все большую актуальность, становясь показателем эффективности реализации данного вида наказания и уровня исправления осужденного

В воспитательном процессе важное место занимает организация общего и профессионального образования

осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, так как перевоспитание правонарушителя возможно только при условии полного среднего образования [2, с. 94]. Необходимость в исследованиях такого рода очевидна еще и потому, что в отношении осужденных, изолированных на определенный срок от общества, государство берет на себя обязанность сохранить их жизнь, здоровье, соблюдать их права и законные интересы .

Организация образовательного процесса в местах лишения свободы обладает значительной социальной значимостью, поскольку в настоящее время в Монголии остро стоит проблема реализации осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, их права на образование . Статья 6 . 3 Закона об образовании Монголии обязывает всех граждан получить общее образование 8. Следовательно, право осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на образование, в том числе приобретение теоретических знаний и практических умений, сочетается с их обязанностью . В соответствии со ст 125 1 Закона об исполнении судебных решений Монголии организуется обязательное получение несовершеннолетними осужденными общего образования, а другим осужденным администрация исправительного учреждения оказывает содействие в самостоятельном повышении уровня знаний. Так, по официальным данным Главного управления исполнения судебных решений Монголии, при исправительной колонии для несовершеннолетних № 411 функционирует общеобразовательная школа, а для лиц, отбывающих лишение свободы в исправительной колонии для взрослых, есть одно учреждение профессионального обучения при исправительной колонии общего режима № 421, где осужденные пользуются своим правом на образование .

Общеобразовательная школа при исправительной колонии для несовершеннолетних была образована постановлением мэра Улан-Батора № 258 от 10 августа 2000 г 9. По официальным данным, на 1 января 2017 г. в этой школе обучается 8 несовершеннолетних осужденных, из них двое имеют начальное образование, остальные — основное общее образование 10 . В 2013 г. состоялся выпуск первых семи осужденных, окончивших 9 и 11-й классы 11, в 2014 г. их было 12 12, в 2015 г. 13 осужденных окончили 9 и 12-й классы 13, в 2016 г. 1 осужденный окончил 12-й класс 14 . До 2015 г. в Монголии полное среднее образование получали на базе 11 классов

4 Главное управление исполнения судебных решений Монголии. URL: http://cd. gov. mn/mn/ (дата обращения: 01.02.2017).

5 Защита прав человека в местах лишения свободы : сб . норм . актов и официальных документов . М . , 2003. С. 52 .

6 Официальная статистика показателей преступности в Монголии. URL: http://www.police. gov. mn/media/Statistic_medee/ (дата обращения: 16. 01. 2017).

7 Отчет деятельности Главного управления исполнения судебных решений Монголии за 2015 г. Документ опубликован не был.

8 URL: http://legaHnfo.mn/law/details/9020?lawid=9020 (дата обращения: 16. 01.2017).

9 Эрх зуйн албаны мэдээлэл. 2000. № 3 С. 19 .

10 Главное управление исполнения судебных решений Монголии . URL: http://cd. gov. mn/mn/ (дата обращения: 16 . 01. 2017).

11 Правительство Монголии. URL: http://zasag.mn/m/court-decision/view/2156 (дата обращения: 07.02.2017)

12 Главное управление исполнения судебных решений Монголии. URL: http://cd. gov. mn/mn/110-дугаар-бYрэн-дунд-сургуулийн-2-дахь-жи/ (дата обращения: 07.02.2017) .

13 Главное управление исполнения судебных решений Монголии. URL: http://cdgov.mn/mn/110-дугаар-бYрэн-дунд-сургуулийн-тегсегч/ (дата обращения: 07.02.2017).

14 Главное управление исполнения судебных решений Монголии. URL: http://cdgov.mn/mn/110-дугаар-бYрэн-дунд-сургуулийн-тегсегч-4/ (дата обращения: 07.02.2017).

Отметим, что Закон об исполнении судебных решений Монголии не предусматривает создания условий для получения общего образования взрослым осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Монголии, не возлагает на данные учреждения обязанность по организации общеобразовательного процесса для совершеннолетних лиц, отбывающих наказание

Отсутствие норм в уголовно-исполнительном законодательстве Монголии об обязательном получении общего образования не свидетельствует о том, что такой потребности у осужденных нет В рамках проведенного нами опроса осужденным был задан вопрос «Следует ли, на Ваш взгляд, в уголовно-исполнительном законодательстве закрепить обеспечение еще каких-либо прав осужденных к лишению свободы?» . Из 300 осужденных 236 (78,6%) ответили утвердительно . Из 236 осужденных 70 (29,6%) выразили мнение, что следует закрепить право на образование . Этот же вопрос был задан и сотрудникам исправительных учреждений: 40 сотрудников из 100 дали положительный ответ. Из 40 сотрудников 28 (70%) считают, что следует закрепить право на образование

Обратим внимание на опыт Российской Федерации в отношении реализации права осужденных на образование Обязательному обучению подлежат осужденные, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие общего образования (ч . 1 ст. 112 УИК РФ). Осужденным, получившим основное общее образование и желающим продолжить обучение, а также получить среднее (полное) общее образование, администрация исправительного учреждения и органы местного самоуправления обязаны создать необходимые условия При исправительных учреждениях имеется 312 вечерних (сменных) общеобразовательных школ 15 (по данным ФСИН России).

На наш взгляд, целесообразно заимствование опыта Российской Федерации в отношении правовых и организационных основ получения осужденными общего образования В Монголии необходимо организовать обязательное получение общего образования осужденными, не достигшими возраста 35 лет Количество осужденных от 18 до 34 лет составляет 47,9% (2192), при этом только 39,5% из них имеют основное общее образование 16.

В мужских исправительных колониях общего и строгого режимов отбывают наказание 3936 (86,2% общего количества) осужденных, из них в колониях общего режима — 2084 (52,9%), строгого режима — 1852 (47,1%), а в женской исправительной колонии отбывают наказание 206 осужденных 17 . Следует учредить пять общеобразовательных школ (по одной в двух исправительных колониях общего режима, двух исправительных колониях строгого режима и женской исправительной колонии),

куда будут направляться осужденные, не имеющие основного общего образования, так как без базового (общего) образования они не смогут продолжить обучение в целях получения профессионального образования. Необходимо принимать во внимание тот факт, что у определенной части осужденных, получивших полное среднее образование во время отбывания наказания, появится потребность в получении высшего образования

В качестве положительного опыта отметим следующее: согласно ст 125 4 Закона об исполнении судебных решений Монголии осужденные могут пройти соответствующее профессиональное обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих по их собственному желанию При исправительной колонии общего режима № 421 организована работа центра профессионального обучения и производства В данном центре получают специальность не только осужденные, отбывающие наказание в указанной исправительной колонии, но и осужденные, которые на время переводятся туда из других исправительных колоний общего режима для обучения В данном учреждении учебным планом предусмотрены два вида занятий для осужденных: аудиторные и обучение на производстве Они получают профессии повара, дизайнера интерьера, бетонщика, арматурщика, сантехника. В соответствии со ст. 125. 3 Закона об исполнении судебных решений Монголии в исправительных учреждениях организуется профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (в зависимости от профиля производства исправительного учреждения)

Осужденным, окончившим курс обучения, успешно сдавшим выпускные экзамены, выдаются сертификаты государственного образца По официальным данным статистики Главного управления исполнения судебных решений Монголии, в 2011 г. их получили 319 человек (4,8%), в 2012 г. — 586 (8,4%), в 2013 г. — 662 (9,9%), в 2014 г. — 756 (11,5%), в 2015 г. — 773 (16,5%) 18 . Ежегодно увеличивается численность обучающихся осужденных, поскольку уголовно-исполнительная система Монголии нацелена на подготовку квалифицированных трудовых ресурсов из числа осужденных для нужд собственного промышленного производства исправительных учреждений, а также на формирование социально-экономических предпосылок для последующей ресоциализации указанных лиц

В Российской Федерации при исправительных учреждениях имеется 307 федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений 19. В результате деятельности указанных организаций в 2013-2014 учебном году рабочии профессии получили 162,5 тыс. (29%) осужденных, в том числе в образовательных организаци-

15 Федеральная служба исполнения наказаний России. URL: http://fsin . su/stmcture/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 20.01.2017).

16 Отчет о результатах и основных направлениях деятельности Главного управления исполнения судебных решений Монголии за 2016 г. Документ опубликован не был.

17 Главное управление исполнения судебных решений Монголии . URL: http://cd. gov. mn/mn/ (дата обращения: 07.02.2017).

18 Шуухийн шийдвэр гуйцэтгэл судлал. Улаанбаатар, 2016. С. 17.

19 Федеральная служба исполнения наказаний России. URL: http://fsin. su/structure/ inspec-tor/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 20.01.2017).

ях ФСИН России — 112,8 тыс. , на производстве в исправительных учреждениях — 48, 2 тыс осужденных 20

Возвращаясь к уголовно-исполнительной системе Монголии, отметим, что осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях строгого режима, лишены возможности обучаться в учреждении профессионального обучения Считаем целесообразным создать при одной исправительной колонии строгого режима центр профессионального обучения и производства, куда могут переводиться осужденные из других исправительных колоний строгого режима в целях обучения в данном учреждении по их желанию

Осужденные к лишению свободы не могут в полной мере реализовать свое право на получение высшего образования, поскольку они обязаны постоянно находиться на территории исправительного учреждения и физически не в состоянии участвовать в учебных мероприятиях При этом осужденные не лишены возможности получить высшее образование, обучаясь заочно . Статья 13.1. 3 Внутреннего распорядка исправительной колонии Монголии гласит, что осужденным, отбывающим наказание в исправительных колониях общего и строгого режимов, разрешается обучаться в образовательных организациях высшего образования и колледжах по заочной форме, если осужденный отбыл одну вторую срока наказания В соответствии с данной статьей двое осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях строгого режима, обучаются в Аграрном университете Монголии 21.

В отношении получения осужденными высшего образования считаем уместным перенять опыт Российской Федерации, где во многих вузах уже практикуется дистанционная форма обучения Так, в 2014 г в исправительных учреждениях Российской Федерации получали высшее и среднее профессиональное образование с использованием дистанционных технологий 1535 человек Среди них 165 осужденных (10,7%) получили высшее и среднее профессиональное образование на бюджетной основе, 1370 (89,3%) — на договорной [3, с. 28].

Изложенное позволяет сделать вывод: в целях реализации права осужденных к лишению свободы на получение высшего образования следует предпринять меры по заключению договоров между Главным управ-

лением исполнения судебных решений Монголии и государственными, а также частными вузами, которые практикуют дистанционную форму обучения, снабдить исправительные колонии техническим оборудованием, необходимым для данной формы обучения

В результате проведенного нами исследования в целях совершенствования практики обеспечения права на образование вносим ряд предложений и рекомендаций по вопросам правового регулирования и реализации осужденными права на образование:

— внедрить в уголовно-исполнительное законодательство Монголии существующие в Российской Федерации правовые и организационные основы получения осужденными общего образования При существующем уровне неграмотности осужденных, отбывающих лишение свободы, в Монголии предельный возраст для обязательного получения общего образования следует поднять до 35 лет;

— учредить в пяти исправительных колониях (двух — общего режима, в двух — строгого режима и в женской исправительной колонии) общеобразовательные школы, куда будут направляться осужденные, не имеющие общего образования;

— создать при одной исправительной колонии строгого режима учреждение профессионального обучения, куда смогут переводить осужденных из других исправительных колоний такого же режима в целях обучения в данном учреждении;

— для более полной реализации права осужденных на получение высшего образования установить договорные связи с вузами Монголии и внедрить дистанционное обучение осужденных

Список литературы

1 . Гантулга Н. ХYний эрх ба хорих ял. Улаанбаатар, 2015 .312 с.

2 . Смирнов С. Н. Реализация принципа рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения при исполнении наказания в виде лишения свободы . Рязань, 2005. 180 с.

3 . Потанов А. М., Храброва Е. В. О практике получения осужденными к лишению свободы среднего профессионального и высшего образования с использованием дистанционных технологий // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 6. С 27-30.

20 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. URL: http:// fsin. su/structure/inspector/iao/Doklad/DROND%202015-2017. pdf (дата обращения: 20.01.2017).

21 Монгол Улс дахь ХYний эрх, эрх челеений байдлын талаарх 15 дахь илтгэл . С. 39 .

Enforcement of the right to education in Mongolia for the convicts

deprived of liberty

Galbadrakh B.,

post-graduate student of the Department of Criminology, Psychology and Pedagogy, the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Omsk, Russia. e-mail: batbold.galbadrakh@yahoo.com

Penal legislation of Mongolia does not comprise the norms of compulsory general education for the convicts deprived of liberty. The strict regime correctional colonies do not have professional training institutions, therefore many released convicts lack the profession, cannot get a certain job and adapt in society. The polls conducted among the convicts and officers of the penitentiary system of Mongolia prove the convicts' need to get education. Approaches to the solution of this problem should be sought in the experience of the Russian Federation. The author finds it urgent to legislatively approve the age limit of 35 years for getting general education, create not only comprehensive schools at several colonies of general and strict regime but also an institution of professional education at one strict regime colony and enforce the distant learning for the convicts willing to get higher education.

Keywords: general education, professional training, higher education, convicts deprived of liberty, convicts' education, penal legislation of Mongolia.

Citation: Galbadrakh B. Enforcement of the right to education in Mongolia for the convicts deprived of liberty. Psychopedagogy in law enforcement. No. 2(69) 2017. P. 73-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.