Научная статья на тему 'Стимулирование правопослушного поведения осужденных к пожизненному лишению свободы'

Стимулирование правопослушного поведения осужденных к пожизненному лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
386
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ К ПОЖИЗНЕННОМУ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИЗМЕНЕНИЯ ВИДА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ПООЩРИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / SENTENCED TO LIFE IMPRISONMENT / PAROLE FROM PUNISHMENT / CORRECTIONAL INSTITUTION / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / CHANGING THE TERMS OF THE SENTENCE / PROMOTIONAL INSTITUTE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабаян Сергей Львович, Габараев Алан Шотаевич

В статье раскрываются некоторые вопросы применения поощрительных институтов, стимулирующих правопослушное поведение осужденных к пожизненному лишению свободы. Предлагается предусмотреть в уголовно-исполнительном законодательстве применение поощрительного института изменения вида исправительного учреждения в отношении положительно характеризующихся осужденных к пожизненному лишению свободы путем их перевода в исправительную колонию строгого режима после отбытия не менее 20 лет в исправительной колонии особого режима для пожизненно лишенных свободы. Представляется целесообразным определить в виде условия для такого изменения вида исправительного учреждния нахождение осужденного в облегченных условиях отбывания наказания ИК особого режима, что отвечало бы принципам прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания. С целью стимулирования поведения осужденных к пожизненному лишению свободы представляется важным также совершенствовать механизм УДО в отношении рассматриваемой категории осужденных. Предлагается предусмотреть УДО к осужденным к пожизненному лишению свободы только в отношении положительно характеризующихся лиц, переведенных решением суда из ИК особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы в ИК строгого режима и находящихся в облегченных условиях отбывания наказания. Также представляется целесообразным предоставить право суду освобождать условно-досрочно осужденных к пожизненному лишению свободы при условии электронного наблюдения за ними на определенный испытательный срок (например, пять лет). Функции осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными под электронное наблюдение целесообразно возложить на уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stimulation of right obedient behavior of convicts to lifelong imprisonment

The article deals with some issues of the use of incentive institutions that stimulate law-abiding behavior of convicts to life imprisonment. It is proposed to provide in the penal enforcement legislation for the use of an incentive institution to change the type of correctional institution in relation to positively characterized convicts to life imprisonment by transferring them to a penal colony of strict regime after serving at least 20 years in a penal colony of special regime for life imprisonment. It seems appropriate to determine in the form of conditions for such a change in the type of correctional institution the convict's stay in facilitated conditions of serving the sentence of the special regime, which would meet the principles of a progressive system of execution and serving of punishment. In order to encourage the behaviour of prisoners sentenced to life imprisonment, it is also important to improve the mechanism of parole in relation to the category of convicts in question. It is proposed to include parole to the convicted to life imprisonment only in relation to positive characterized by the persons transferred by a court decision from the correctional facility of special regime for those sentenced to life imprisonment in the correctional facility of strict regime and in relaxed conditions of serving the sentence. It also seems appropriate to grant the court the right to release persons sentenced to life imprisonment on parole, provided that they are electronically monitored for a certain period of probation (for example, five years). It is expedient to assign the functions of control over the parolees under electronic surveillance to the criminal executive inspections of the Federal Penal Service of Russia.

Текст научной работы на тему «Стимулирование правопослушного поведения осужденных к пожизненному лишению свободы»

Журавлева Екатерина Анатольевна: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и правового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. E-mail: ekaterina.nikiti@mail.ru

Information about the authors

Antonov Timofey Gennadievich: the Tomsk IPKR of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), associate professor of the Chair of Non-Custodial Measures and Legal Support for Correctional System Activity, candidate of law. E-mail: antonovtipk@rambler.ru Zhuravlea Ekaterina Anatoljevna: the Tomsk IPKR of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), senior lecturer of the Chair of Non-Custodial Measures and Legal Support for Correctional System Activity. E-mail: ekaterina.nikiti@mail.ru

УДК 343.8

С. Л. Бабаян, А. Ш. Габараев

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРАВОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ПОЖИЗНЕННОМУ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

В статье раскрываются некоторые вопросы применения поощрительных институтов, стимулирующих правопослушное поведение осужденных к пожизненному лишению свободы. Предлагается предусмотреть в уголовно-исполнительном законодательстве применение поощрительного института изменения вида исправительного учреждения в отношении положительно характеризующихся осужденных к пожизненному лишению свободы путем их перевода в исправительную колонию строгого режима после отбытия не менее 20 лет в исправительной колонии особого режима для пожизненно лишенных свободы. Представляется целесообразным определить в виде условия для такого изменения вида исправительного учреждния нахождение осужденного в облегченных условиях отбывания наказания ИК особого режима, что отвечало бы принципам прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания.

С целью стимулирования поведения осужденных к пожизненному лишению свободы представляется важным также совершенствовать механизм УДО в отношении рассматриваемой категории осужденных. Предлагается предусмотреть УДО к осужденным к пожизненному лишению свободы только в отношении положительно характеризующихся лиц, переведенных решением суда из ИК особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы в ИК строгого режима и находящихся в облегченных условиях отбывания наказания.

Также представляется целесообразным предоставить право суду освобождать условно-досрочно осужденных к пожизненному лишению свободы при условии электронного наблюдения за ними на определенный испытательный срок (например, пять лет). Функции осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными под электронное наблюдение целесообразно возложить на уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России.

Ключевые слова: осужденные к пожизненному лишению свободы; условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; исправительное учреждение;

© Бабаян С. Л., Габараев А. Ш., 2018 © Babayan S. L., Gabaraev A. Sh., 2018

изменения вида исправительного учреждения; изменение условий отбывания наказания; поощрительный институт.

S. L. Babayan, A. Sh. Gabaraev

STIMULATION OF RIGHT OBEDIENT BEHAVIOR OF CONVICTS TO LIFELONG IMPRISONMENT

The article deals with some issues of the use of incentive institutions that stimulate law-abiding behavior of convicts to life imprisonment. It is proposed to provide in the penal enforcement legislation for the use of an incentive institution to change the type of correctional institution in relation to positively characterized convicts to life imprisonment by transferring them to a penal colony of strict regime after serving at least 20 years in a penal colony of special regime for life imprisonment. It seems appropriate to determine in the form of conditions for such a change in the type of correctional institution the convict's stay in facilitated conditions of serving the sentence of the special regime, which would meet the principles of a progressive system of execution and serving ofpunishment.

In order to encourage the behaviour of prisoners sentenced to life imprisonment, it is also important to improve the mechanism of parole in relation to the category of convicts in question. It is proposed to include parole to the convicted to life imprisonment only in relation to positive characterized by the persons transferred by a court decision from the correctional facility of special regime for those sentenced to life imprisonment in the correctional facility of strict regime and in relaxed conditions of serving the sentence.

It also seems appropriate to grant the court the right to release persons sentenced to life imprisonment on parole, provided that they are electronically monitored for a certain period of probation (for example, five years). It is expedient to assign the functions of control over the parolees under electronic surveillance to the criminal executive inspections of the Federal Penal Service of Russia.

Keywords: sentenced to life imprisonment; parole from punishment; correctional institution; correctional institutions; changing the terms of the sentence; promotional Institute.

Известно, что одним из важных средств исправительного воздействия на осужденных являются поощрительные нормы и институты уголовно-исполнительного законодательства, относящиеся к значимым регуляторам поддержания порядка поведения осужденных. Применение этих поощрительных средств есть право администрации исправительных учреждений (ИУ) или право суда. Данные средства исправления имеют важное значение в реализации воспитательной и обеспечивающей функций режима и выступают в виде регулятора кары в режиме исполнения уголовного наказания в направлении его смягчения, так как, расширяя некоторые права и предоставляя определенные блага осужденным, побуждают их соблюдать установленный порядок отбывания нака-

зания [2, с. 267]. В Минимальных стандартных правилах ООН в отношении обращения с заключенными 2015 г. (Правила Нельсона Манделы) отмечено, что в каждом пенитенциарном учреждении важно развивать систему стимулов и льгот, применять различные методы обращения с осужденными для поощрения их правопослушного поведения, а также развития чувство ответственности, при этом добиваться их сотрудничества (правило 95). Таким образом, поощрительные средства относятся к важным средствам стимулирования правопослушного поведения осужденных и достижения цели наказания.

Наиболее суровым видом уголовного наказания, назначаемым судами за совершение особо тяжких преступлений, является пожизненное лишение свободы.

Поэтому немаловажное значение имеет развитие системы стимулирования в отношении данной категории осужденных. В настоящее время непоследовательность и бессистемность реализации поощрительных норм и институтов, которая зачастую связана с влиянием субъективного усмотрения, приводит к понижению эффективности данных поощрительных средств в отношении осужденных к пожизненному лишению свободы.

Представляется, что с целью совершенствования стимулирования правопо-слушного поведения осужденных к пожизненному лишению свободы и эффективного применения принципа дифференциации исполнения наказаний целесообразно предусмотреть изменения вида ИУ в виде возможности их перевода из исправительной колонии (ИК) особого режима для лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, в ИК строгого режима. Данный перевод необходимо применять после отбытия ими не менее 20 лет лишения свободы, при отсутствии у них взысканий, а также если данные осужденные состоят в облегченных условиях отбывания наказания. Такое изменение вида ИУ будет оказывать благоприятное воздействие на поддержание и восстановление социально полезных связей осужденных.

Одним из обоснований возможности применения поощрительного института изменения вида ИУ в отношении рассматриваемой категории осужденных является тот факт, что европейские законодатели предусматривают возможность перевода осужденных к длительным срокам лишения свободы или пожизненно даже в открытые тюрьмы. Это соответствует п. 10 рекомендаций Комитета министров Совета Европы об осуществлении исполнения наказания в виде пожизненного заключения и других длительных сроков заключения администрациями мест лишения свободы ^ес (2003)23), где указано, что рекомендуется последовательное и поэтапное передвижение осужденного по тюремной системе — от более строгих до менее строгих условий

отбывания наказания, а на конечном этапе — в открытые условия содержания [5]. Также в Европейских пенитенциарных правилах рекомендуется предоставить возможность постепенного перехода осужденного к жизни на свободе, особенно в отношении осужденных к продолжительным срокам лишения свободы или пожизненно (п. 107.2). Такой постепенный переход реализуется, в частности, за счет перевода осужденных из тюрем максимального уровня безопасности в тюрьмы с менее жестким режимом содержания вплоть до открытых. По мнению западных специалистов, преимущества тюрем категории «Д» (открытые тюрьмы) заключаются в том, что не надо возводить охранные сооружения по периметру, обеспечивается возможность свободного передвижения осужденных как по территории тюрьмы, так и за ее пределами, обеспечивается возможность заниматься сельскохозяйственными работами, если эти учреждения находятся в сельской местности [8, с. 6]. Так, например, в Швейцарии осужденные, приговоренные к пожизненному наказанию в виде лишения свободы, после отбытия не менее десяти лет, при примерном поведении, имеют возможность перевода из закрытых в открытые учреждения для отбывания наказания (ч. 3 ст. 37 УК Швейцарии) [7, с. 89].

В связи с этим представляется целесообразным предусмотреть в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве возможность перевода осужденных из ИК особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, в более мягкий вид ИУ — ИК строгого режима. Формальным основанием применения изменения вида ИУ для данной категории осужденных может быть отбытие ими не менее 20 лет лишения свободы. При этом формальный признак для перевода из ИК особого режима для лиц, осужденных при особо опасном рецидиве, в ИК строгого режима определен условием обязательного отбытия в ИК особого режима не менее половины срока наказания, назначенного

осужденному по приговору суда. Представляется необходимым определить в виде условия для такого изменения вида ИУ нахождение осужденного в облегченных условиях отбывания наказания ИК особого режима, что отвечало бы принципам прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания. Эту позицию подтверждает анализ 177 личных дел осужденных, переведенных из ИК особого режима в ИК строгого режима, в результате которого выяснилось, что при таком переводе 86,1 % осужденных отбывали наказание в облегченных условиях отбывания наказания и лишь 13,9 % — в обычных [1, с. 326]. Тем не менее в законе (п. «б» ч. 2 ст. 78 УИК РФ) нахождение в облегченных условиях отбывания наказания не является основанием указанного перевода осужденных из ИК особого режима в ИК строгого режима, что не соответствует принципу последовательности применения поощрительных институтов уголовно-исполнительного права.

Система изменения условий отбывания наказания осужденным к лишению свободы в направлении улучшения их правового положения более эффективна при взаимосвязи от изменения вида ИУ, так как в противном случае такое изменение условий содержания не имеет стимулирующего значения для осужденных. Для повышения эффективности поощрительного воздействия на осужденных необходимо предусмотреть возможность перевода осужденных из ИК особого режима в ИК строгого режима и из ИК строгого режима в колонию-поселение (КП) только при отбывании наказания в облегченных условиях содержания. Ведь перевод осужденных из (ИК) общего режима в КП осуществляется при отбывании осужденными наказания в облегченных условиях [6, с. 114]. В данном случае предоставление перевода осужденным из одного вида ИУ в другой является для осужденных законным интересом, который может быть реализован только по усмотрению суда (т. е. является правом суда).

Одним из важных стимулов правопо-слушного поведения осужденных является условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (УДО). С целью стимулирования поведения осужденных к пожизненному лишению свободы представляется важным также совершенствовать механизм УДО в отношении рассматриваемой категории осужденных. В настоящее время суды отказывают в УДО таким осужденным, опасаясь совершения повторного преступления в условиях жизни на свободе и соответствующего общественного резонанса. Возможно, опираясь на зарубежный опыт, следует предусмотреть УДО к осужденным к пожизненному лишению свободы только в отношении положительно характеризующихся лиц, переведенных решением суда из ИК особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы в ИК строгого режима и находящихся в облегченных условиях отбывания наказания. Ведь у осужденных в ИК строгого режима в облегченных условиях содержания появляется возможность иметь больше длительных и краткосрочных свиданий, что может способствовать восстановлению и поддержанию социально полезных связей, а также социальной адаптации к условиям жизни в обществе. Кстати, в данном случае представляется целесообразным создать изолированный участок при ИК особого режима для пожизненно лишенных свободы, функционирующий в виде ИК строгого режима. Это предоставит возможность осуществлять надзор за данной категорией осужденных сотрудниками данного учреждения, которые знают их индивидуальные особенности и имеют большой опыт работы с ними. Этот механизм УДО будет отвечать принципам последовательности и постепенности применения поощрительных средств к осужденным.

Возможно, по аналогии с Советом по УДО Англии [4, с. 131] или Консультативным комитетом Франции [3, с. 123] следует предусмотреть консультативный комитет по вопросам досрочного освобождения осужденных в субъектах Российской Федерации, который мог бы стать

независимым постоянно действующим органом по предварительному рассмотрению ходатайств и заявлений по досрочному освобождению осужденных и внесению рекомендаций о целесообразности данного вида освобождения в суд для принятия решения. Очевидно, такую функцию могла бы выполнить комиссия по вопросам помилованию на территории субъектов РФ, созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации». Тем более, что согласно п. 3 данного Указа Президента РФ не менее /3 состава комиссии по вопросам помилования субъекта РФ формируется из представителей институтов гражданского общества (общественных формирований).

Кроме того, целесообразно предоставить право суду освобождать условно-досрочно осужденных к пожизненному лишению свободы при условии электронного наблюдения за ними на определенный испытательный срок (например, пять лет). Функции осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными под электронное наблюдение целесообразно возложить на уголовно-исполнительные

инспекции ФСИН России. Следует отметить, что исследование, проведенное в 2014 г., показало, что около 58,6 % осужденных к лишению свободы выразили согласие на УДО при условии электронного мониторинга (ношение электронного браслета) за их поведением в случае возложения судом определенных обязанностей (например, не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа), 32,6 % не согласны на эти условия, 1,8 % затруднились ответить [1, с. 252]. Представляется, что УДО осужденного под электронный надзор в период неотбытой части наказания можно применять также к осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и другим видам особо тяжких преступлений против личности.

Таким образом, вопросы реализации поощрительных институтов изменения вида ИУ и УДО в отношении лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, как важных средств стимулирования пра-вопослушного поведения осужденных представляются актуальными и нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Литература

1. Бабаян, С. Л. Поощрительные институты уголовно-исполнительного права (теория и практика применения) : дис. ... д-ра юрид. наук: — М., 2014.

2. Казак, Б. Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества : монография. — Рязань: Изд. дом «Наше время», 2000.

3. Меньших, А. А. Уголовно-исполнительное законодательство Франции // Журнал российского права. — 2008. — № 8.

4. Пономарев, С. Н., Маруков, А. Ф., Геранин, В. В. Тюремная система Англии и современное общество : монография. — Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002.

5. Рекомендация № Rec (2003) 23 Комитета министров Совета Европы «Об осуществлении исполнения наказания в виде пожизненного заключения и других длительных сроков заключения администрациями мест лишения свободы» (Принята 09.10.2003 на 855-ом заседании представителей министров) [Электронный ресурс] — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 20.10.2018.).

6. Тюфяков, Н. А. Правовая природа и характеристика основных признаков института изменения вида исправительного учреждения для осужденных к лишению свободы: современное состояние и перспективы развития // Вестник Омской юридической академии. — 2017. — № 1.

7. Уголовный кодекс Швейцарии / науч. ред., предисл. и пер. с нем. канд. юрид. наук А. В. Серебренниковой. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.

8. Хуторская, Н. Б., Макарчук, О. И., Федосова, Е. В. Зарубежный опыт исполнения наказания в виде лишения свободы в учреждениях открытого и полуоткрытого типа : аналитический обзор с предложениями. — М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2010.

References

1. Babayan, S. L. Pooshhritel'nye instituty ugolovno-ispolnitel'nogo prava (teorija i praktika primenenija) [Promotional institutions of the criminal enforcement law (theory and practice)] : dis. dr. of law. Moscow, 2014.

2. Kazak, B. B. Ugolovno-ispolnitel'naja sistema v mehanizme obespechenija vnutrennej bezopasnosti obshhestva [The Penal enforcement system in the mechanism of internal security of the society] : monograph. Ryazan, Ed. House "Our time", 2000.

3. Men'shih, A. A. Ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo Francii [Penal law of France] // Zhurnal rossijskogo prava [Russian Law Journal], 2008, no. 8.

4. Ponomarev, S. N., Markov, A. F., Geranin, V. V. Tjuremnaja sistema Anglii i sovremen-noe obshhestvo [Prison system of England and modern society] : monograph. Ryazan, Academy of Law and Administration of the Ministry of Justice of Russia, 2002.

5. Rekomendacija No. Rec (2003) 23 Komiteta ministrov Soveta Evropy "Ob osu-shhestvlenii ispolnenija nakazanija v vide pozhiznennogo zakljuchenija i drugih dlitel'nyh srokov zakljuchenija administracijami mest lishenija svobody" [Recommendation No. Rec (2003) 23 Of the Committee of Ministers of the Council of Europe "On the implementation of the penalty of life imprisonment and other long-term imprisonment by the administrations of places of deprivation of liberty] (Adopted on 09.10.2003 at the 855th Ministerial meeting). Electronic resource. Access from the legal reference system "Con-sultantPlus". URL: http://base.consultant.ru/cons (date of the address: 20.10.2018).

6. Tjufjakov, N. A. Pravovaja priroda i harakteristika osnovnyh priznakov instituta iz-menenija vida ispravitel'nogo uchrezhdenija dlja osuzhdennyh k lisheniju svobody: sov-remennoe sostojanie i perspektivy razvitija [The legal nature and characteristics of the main features of the Institute of changing the type of correctional institution for convicts to imprisonment: the current state and prospects of development] // Vestnik Omskoj ju-ridicheskoj akademii [Bulletin of the Omsk Law Academy], 2017, no 1.

7. Ugolovnyj kodeks Shvejcarii [Swiss Criminal Code] / sc. ed., pref. and transl. from German cand. of law A. V. Serebrennikova. St. Petersburg, Press Law Center, 2002.

8. Khutorskaya, N. B. Makarchuk, O. I., Fedosova, E. V. Zarubezhnyj opyt ispolnenija nakazanija v vide lishenija svobody v uchrezhdenijah otkrytogo i poluotkrytogo tipa [Foreign experience of execution of punishment in the form of imprisonment in establishments of open and semi-open type] : analytical review with offers. Moscow, Research Institute of the FPS of Russia, 2010.

Сведения об авторах

Бабаян Сергей Львович: Российский государственный университет правосудия (г. Москва, Российская Федерация), профессор кафедры уголовного права; ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва, Российская Федерация), старший научный сотрудник, доктор юридических наук, доцент. E-mail: bsl09@mail.ru

Габараев Алан Шотаевич: ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва, Российская Федерация), старший научный сотрудник, кандидат политических наук. E-mail: gabiron@mail.ru

Information about authors

Babayan Sergei Lvovich: the Russian Academy of Justice (Moscow, Russia), professor of the Chair of Criminal Law; Research Institute of the FPS of Russia (Moscow, Russia), senior researcher, doctor of law, associate professor. E-mail: bsl09@mail.ru Gabaraev Alan Shotaevich: Research Institute of the FPS of Russia (Moscow, Russia), senior researcher, candidate of political sciences. E-mail: gabiron@mail.ru

УДК 343.9

И. В. Ботвин, Д. А. Маракулин

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

В представленной статье проводится подробный анализ состояния, динамики и уровня экстремистской преступности на примере Алтайского края в 2013-2017 гг. На основе изучения материалов ГУ МВД России по Алтайскому краю, государственных программ по противодействию экстремизму, общей характеристики указанного вида преступности, а также практики назначения наказания выявляются основные проблемы предупреждения экстремистских посягательств на региональном уровне. Авторы приходят к выводу, что решение поставленных перед государством и правоохранительными органами задач по предупреждению экстремизма как одной из целей наказания требует комплексного подхода, в котором особое внимание следует уделить ресоциализации лиц, отбывших наказание по данной группе деяний, а также на проявления экстремизма в молодежной среде, поскольку названная группа в силу особенностей психики наиболее подвержена различным негативным влечениям.

Ключевые слова: экстремизм; предупреждение преступности; цели наказания; ресоциализация осужденного; региональные особенности.

D. A. Marakulin, I. V. Botvin

REGIONAL CHARACTERISTICS OF EXTREMIST CRIME (ON MATERIALS OF THE ALTAI REGION)

The article presents a detailed analysis of the state, dynamics and level of extremist crime on the example of the Altai territory in 2013-2017 based on the study of the materials of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Altai territory, the state programs to combat extremism, the General characteristics of this type of crime, as well as the practice of sentencing, the main problems of prevention of extremist attacks at the regional level are identified. The authors come to the conclusion that the solution of the tasks assigned to the state and law enforcement agencies to prevent extremism as one of the purposes of punishment requires an integrated approach, in which special attention should be paid to the re-socialization of persons who have served their sentences for this group of acts, as well as manifestations of extremism among young people, since the group, due to the formation of the psyche, is most susceptible to various influences.

Keywords: extremism; crime prevention; the purpose of punishment; resocialization of the convict; regional features.

© Ботвин И. В., Маракулин Д. А., 2018 © Marakulin D. A., Botvin I. V., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.