ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ УИС КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2017 О. Н. Ежова
Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия «синдром эмоционального выгорания», анализируются причины его возникновения и факторы, способствующие его формированию у сотрудников УИС. Приводятся эмпирические данные и рассматриваются пути профилактики этого явления.
Ключевые слова: профессионализм, профессиональное развитие, профессиональное здоровье, эмоциональное выгорание, истощение, деперсонализация, резистенция, редукция профессиональных обязанностей.
PREVENTION OF PENAL OFFICERS EMOTIONAL BURNOUT
AS THE CONDITION OF THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY EFFECTIVENESS
© 2017 O. Ezhova
Summary. In the article «emotional burnout syndrome» is defined, the causes of its origin are analysed as well as factors contributing to its formation among penal officers. Empirical observation is given, possible ways of prevention this phenomenon are considered.
Keywords: professionalism, professional development, occupational health, emotional burnout, exhaustion, depersonalization, resistance, reduction of professional duties.
Эффективность деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, во многом определяется профессионализмом сотрудников УИС.
Под профессионализмом обычно понимается способность людей систематически выполнять свою профессиональную деятельность эффективно и надежно в самых разнообразных условиях1. Эта способность формируется и совершенствуется в процессе профессионального развития.
Однако профессиональное развитие является сложным процессом, который не носит только поступательный характер, а сопровождается кризисами, в результате прохождения которых происходит переход сотрудника либо на новый этап и обретение им профессионально значимых качеств, либо деформация личности сотрудника и ухудшение его профессионального здоровья. Сложность становления профессионализма сотрудника УИС обусловлена также высоким риском криминогенных проявлений у осужденных и напряженным характером служебной деятельности, когда несдержанная эмоциональная реакция, поспешное действие, необдуманное решение могут привести к пагубным последствиям.
1 Профессионализм / Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 16.04.2017).
Отсутствие у сотрудников умений и навыков справляться со стрессами и конфликтами негативным образом сказывается на их профессиональном здоровье, под которым принято понимать степень способности к определенной профессиональной деятельности, которая определяется функциональным состоянием организма человека, включающим в себя как физические, так и психические показатели. Профессиональное здоровье проявляется в работоспособности сотрудника, от которой во многом зависит эффективность его деятельности.
Сотрудники УИС вынуждены иметь дело с преступниками, которые имеют уже деформированную психику, сознание, мораль. Именно эта служебная деятельность, связанная с особой ответственностью и эмоциональными нагрузками, содержит в себе опасность тяжелых переживаний и вероятность возникновения профессионального стресса.
Синдром выгорания является ответной реакцией на стрессы, возникающие в процессе межличностного взаимодействия, и представляет собой механизм психологической защиты от психотравмирующих воздействий, суть которого сводится к полному или ча-стичнму исключению эмоций. Таким образом, эмоциональное выгорание - это одна из форм нарушений профессионального здоровья, стереотип поведения, чаще всего формируемый в процессе профессиональной деятельности, в основе которого - нарушения адаптационных возможностей организма человека2, что в итоге приводит к разрушению самой личности.
Синдром выгорания представляет собой комплекс негативных психологических переживаний, отражающихся на функциональном состоянии организма сотрудника УИС, поэтому является феноменом личностной деформации. На возникновение синдрома выгорания влияют множество факторов, в основе которых лежат межличностные взаимодействия, имеющие интенсивный и продолжительный характер. Отличительной чертой этих отношений является эмоциональная либо когнитивная напряженность.
Данный феномен стал изучаться в психологии сравнительно недавно (1974 г.), первым его предложил Х. Дж. Фрейденберг, используя при этом термин «эмоциональное сгорание». В результате своих наблюдений за врачами, которые по роду своей профессиональной деятельности длительно общались с клиентами, американский психиатр заметил, что при интенсивности и эмоциональной напряженности этого общения у здоровых людей возникает такая защитная реакция, которая позволяет им спокойно реагировать на чужую боль. В настоящее время существует перечень профессий, которые в большей степени подвержены риску возникновения синдрома эмоционального выгорания. К ним относятся и сотрудники пенитенциарных учреждений3.
В отечественной психологии данный термин используется в двух вариантах (в основе различий лежит точность перевода): «эмоциональное сгорание» (Т. В. Форманюк и Т. С. Яценко) и «эмоциональное перегорание» (В. В. Бойко, Е. И. Лозинская).
Н. В. Гришина4 отмечает, что основной причиной возникновения этого синдрома является хроническое эмоциональное переутомление, связанное с длительным воздействием профессиональных стрессов. Г. Селье называл длительный стресс «стрессом жизни» и отмечал, что даже незначительные по интенсивности переживания, которые длятся долго, оказывают на организм более разрушительное воздейстие, чем интенсивные, но кратковременные.
2 См.: Лунина Е. Г. Социально-психологическая поддержка как фактор минимизации профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов: автореф. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 22 с.
3 Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - С. 36.
4 Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. - С. 143-156.
К. Маслач, рассматривая этот феномен, выделила следующие его отличительные характеристики:
1) наличие у человека индивидуального предела противостоять истощению, которое проявляется в чувстве опустошенности;
2) развитие равнодушия к человеческим проблемам (деперсонализация), затрагивающая не только чувства, но и ценностно-смысловую сферу личности (установки и мотивы);
3) недовольство собой как профессионалом, заниженная самооценка, дискомфорт (редуцирование персональных достижений).
Изучение людей, у которых сформирован этот синдром, позволило выделить факторы риска:
- выбор профессии, которая предполагает интенсивное взаимодействие с людьми;
- информационные перегрузки на работе;
- отсутствие у этой категории людей самодостаточности и психологической зрелости;
- молодые люди, которые только адаптируются к своей профессиональной деятельности.
С. В. Кулакова выделяет следующие особенности индивидуальных черт, с рождения присущих человеку, которые способствуют возникновению синдрома эмоционального выгорания: эмпатия, сострадание, внимательность, вдумчивость, склонность к анализу5.
В качестве основных причин возникновения синдрома эмоционального выгорания в пенитенциарной системе можно выделить следующие:
1) редукция профессиональных обязанностей;
2) неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
Эмоциональному выгоранию подвержены в большей степени те сотрудники УИС, которые не равнодушны к своей работе, для которых данная деятельность изначально значима, сознательно выбрана, предполагает известное эмоциональное отношение, направленность на других людей. Сочувствующий человек, ориентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении критически оценивать неблагоприятные факторы, низкой устойчивости к стрессам может стать носителем быстро прогрессирующего синдрома эмоционального выгорания.
Группы факторов, влияющие на возникновение синдрома эмоционального выгорания у сотрудников УИС:
1) особенности служебной деятельности;
2) личностные особенности сотрудников;
3) факторы социально-психологического характера.
Особенности служебной деятельности заключаются в наличии властных полномочий по отношению к осужденным; психологическая изоляция сотрудников УИС от общества; отсутствие нормального режима сна, работы и отдыха; авральный темп работы; экстремальность деятельности.
К личностным особенностям сотрудников, способствующим возникновению синдрома эмоционального выгорания, можно отнести недостаточную профессиональную подготовленность; шаблонные профессиональные установки; агрессивность; недостаточно развитые адаптационные способности; завышенный уровень притязаний; особенности ценностно-смысловой сферы (желание обогащения, отсутствие интереса к служебной деятельности).
К факторам социально-психологического характера относятся неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы; морально-психологический климат в коллективе; стиль руководства (неоднозначный смысл приказов, распоряжений и заданий).
5 Кулакова С. В. Специфика проявлений синдрома профессионального выгорания у практикующих психологов [Электронный ресурс] // Психология и право. - 2015. - Т. 5. - № 1. - С. 80-89. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyandlaw/ 2015Ы/76155^т1 (дата обращения: 20.06.2016).
Большое влияние на формирование этого синдрома, по мнению Г. С. Абрамовой6, оказывает социальный фактор: непризнание истинных заслуг; навязывание чуждого стиля жизни; большое количество различных служебных обязанностей; снижение престижа профессии, ее значимости; низкая оплата труда; семейно-бытовые проблемы.
Анализ психологических исследований эмоционального выгорания сотрудников УИС, который проводился в течение последних 10 лет, позволил выделить определенные тенденции, характерные для пенитенциарной системы.
В результате исследования профессионального и эмоционального выгорания, в котором принимали участие 914 сотрудников различных подразделений ГУФСИН России по Самарской области, было установлено, что независимо от стажа трудовой деятельности сотрудники выделяют 3 основных фактора, влияющих на эффективность работы: заработ-
7
ную плату, условия труда и морально-психологический климат .
Результаты анализировались по 4 группам: сотрудники со стажем работы меньше года (112 человек); сотрудники, имеющие стаж службы от 1 до 3 лет (122 человека); сотрудники, имеющие стаж службы от 3 до 10 лет (402 человека); сотрудники, имеющие стаж службы свыше 10 лет (278 человек).
Анализ соответствия работы представлениям показал, что сотрудники, работающие меньше года, и сотрудники со стажем от 1 до 3 лет чаще утверждают, что «в работе есть некоторые неожиданности, но привыкают», чем все сотрудники в среднем по выборке.
Эти же факторы выделяют и в 2013 г. сотрудники, непосредственно взаимодействующие с осужденными (результаты исследования, проведенного В. М. Поздняковым и М. А. Черкасовой в УФСИН России по Кировской, Ленинградской и Вологодской областям8).
При анализе результатов учитывался стаж прохождения службы (до 3 лет; от 3-5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 15 лет; от 15 до 20 лет и свыше).
Обобщив результаты, можно сделать вывод о том, что, по мнению опрошенных, значимыми факторами, способствующими развитию профессионального выгорания на всех этапах прохождения службы и оказывающими негативное влияние на состояние их здоровья, качество несения службы, общую жизнедеятельность, являются:
- сильное эмоциональное напряжение (на первом году службы);
- внешние условия труда и система материального и морального стимулирования (дефицит административной и социальной поддержки, неуверенность в социально-экономической стабильности и социальная незащищенность);
- социально-психологические условия (отношения с руководством, климат в коллективе);
- высокая напряженность, стрессогенность деятельности (с ростом стажа прохождения службы в УИС России может наблюдаться кумулятивный эффект из-за постоянного воздействия стрессоров (особенно в исправительных учреждениях со сложной оперативной обстановкой), который заключается в накоплении стресса, что в свою очередь способствует ухудшению психосоматического здоровья и повышает вероятность развития синдрома эмоционального выгорания);
- монотонность пенитенциарной деятельности (особенно при стаже службы до 10 лет) способствует появлению стереотипов в выполнении профессиональных обязанностей и снижает психологическую готовность к нововведениям;
6 Абрамова Г. С. Практическая психология: учебник для студентов вузов. - 6-е. изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2003. - С. 41.
7 Ежова О. Н. Эмоциональное выгорание сотрудников пенитенциарных учреждений с различным сроком службы в УИС // Преступление и наказание: теоретическое моделирование, законодательное закрепление, правоприменительная практика: материалы Международной научно-практической конференции, 25-27 июня 2010 г. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2010. - Т. 2. - С. 99-105.
8 Поздняков В. М., Черкасова М. А. Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 1. - С. 22-31.
- неудовлетворенность своей деятельностью на каждом этапе службы определяется различными факторами: непривлекательностью пенитенциарной деятельности, отсутствием нормального режима сна, работы и отдыха, некомфортными условиями (для сотрудников со стажем службы в УИС до 3 лет); невозможностью карьерного роста, взаимоотношениями с непосредственным начальником (для сотрудников со стажем от 3 до 10 лет); авральным темпом работы и службы (для сотрудников со стажем свыше 10 лет); чрезмерной трудовой нагрузкой и наличием изолированности между службами (для сотрудников со стажем от 10 до 15 лет); высокой ответственностью за других людей (для сотрудников же со стажем свыше 10 лет);
- необходимость выполнения противоречивых, неопределенных требований (для всех опрошенных).
Особый интерес для понимания причин возникновения синдрома эмоционального выгорания у сотрудников представляют следующие результаты психодиагностических обследований:
- количество тех, у кого в фазе «Напряжение» сложился симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств», увеличивается в зависимости от стажа службы в УИС. Это означает, что служба в УИС имеет стрессогенный характер, что приводит к нарастанию напряжения;
- в фазе «Резистенция» (сопротивление внешнему воздействию или нежелание выполнять приказы) количество тех, у кого сложился симптом «неадекватное избирательное реагирование», увеличивается в зависимости от стажа работы в УИС (у сотрудников со стажем работы меньше года - 23,2 %, от 1 до 3 лет - 26,2 %, от 3 до 10 лет - 34,1 % и свыше 10 лет - 39,3 %);
- психодиагностическое обследование по методике «Профессиональное выгорание» показало, что у сотрудников по мере увеличения срока службы явно выражена деформация отношений с другими людьми (деперсонализация) - в одних случаях это может означать повышение зависимости от других, в других - рост негативизма, циничности установок и чувств по отношению к подчиненным и другим людям;
- симптом «Редукция профессиональных обязанностей» (стремление облегчить или сократить свои обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, сопровождается возникновением чувства некомпетентности в своей профессиональной деятельности, осознанием неуспеха в ней) ярко выражен у сотрудников, работающих от 1 до 3 лет -32 %, от 3 до 10 лет - 31,8 %, имеющих стаж свыше 10 лет - у 33,1 %;
- в большей степени у сотрудников со стажем от 1 года до 3 лет (23,8 %) сложился симптом «эмоционально-нравственная дезориентация» (они не проявляют должного эмоционального отношения к своим коллегам, оправдывая свое поведение тем, что «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться?»);
- по фазе «Истощение» (прогрессирующая утрата функции) симптом «эмоциональный дефицит» отчетливо сформировался у сотрудников всех изучаемых категорий (примерно 20 %) (симптом проявляется в грубости, раздражительности, обиде, в ощущении своей неспособности помочь адресатам своей деятельности в эмоциональном плане, невозможности войти в их ситуацию).
Ощущение невозможности изменений в своей профессиональной деятельности усиливает внешние эмоциональные проявления феномена выгорания и вероятность развития его других симптомов.
Редукция личных достижений как основной компонент профессионального выгорания наблюдается у всех испытуемых (у работающих меньше года - 34,8 %; имеющих стаж от 1 до 3 лет - 32 %; от 3 до 10 лет - 31,3 %; свыше 10 лет - 30,2 %). Он может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей,
либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, что в итоге приводит к снижению мотивации и усилению пессимизма относительно содержания профессиональной деятельности.
Положительной тенденцией является то, что среди сотрудников со стажем свыше 10 лет снижается количество лиц, для которых служба в УИС является непривлекательной, а также уменьшается количество сотрудников, испытывающих неудовлетворенность от невозможности карьерного роста. Вероятно, это связано с тем, что многие сотрудники с увеличением стажа профессиональной деятельности в УИС уже смогли успешно самореализоваться в профессии - получить дополнительное образование в виде повышения квалификации и переподготовки, а также были назначены на вышестящую должность.
В 2014 г. М. А. Черкасова под руководством В. М. Позднякова проводила мониторинг эмоционального выгорания сотрудников УИС9.
В результате исследования было установлено, что в психодинамике профессионального выгорания сотрудников различных подразделений и служб исправительных учреждений УИС России наблюдается общая тенденция зависимости данного синдрома от пола (в большей мере присущ женщинам), возраста (наиболее подвержены сотрудники от 30 до 38 лет), образования (более склонны специалисты со средним и средним специальным образованием), семейного положения (лица, не состоящие в браке), стажа (от 10 до 15 лет), а также от типа учреждения (общий режим) и специфики службы (сотрудники, несущие службу с оружием).
Л. Р. Гумерова10 выделяет два базовых подхода, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания у сотрудников УИС: предупреждение его появления и недопущение того, чтобы синдром сложился окончательно.
Факторы, способствующие предупреждению возникновения синдрома эмоционального выгорания:
- социальный статус службы в УИС;
- интерес к работе;
- возможность профессионального и личностного роста;
- высокая стрессоустойчивость;
- коммуникабельность;
- социальная и профессиональная поддержка;
- хороший морально-психологический климат в коллективе;
- творчество.
Таким образом, профилактика эмоционального выгорания сотрудников УИС должна представлять собой комплекс мероприятий, который следует проводить одновременно, охватывая тем самым все аспекты деятельности:
1. Диагностика. Регулярное (1 раз в два года) психодиагностическое обследование, целью которого является определение степени выраженности рассматриваемого синдрома у сотрудников и выработка комплекса мер психокоррекционного воздействия.
2. Организационные мероприятия: качественный отбор; равномерное распределение нагрузки; чередование труда и отдыха; мероприятия, направленные на адаптацию молодых сотрудников к особенностям служебной деятельности (институт наставничества, совместные мероприятия, традиции и т. д.); поддержание традиций; совместное проведение досуга; помощь при решении проблем.
3. Просветительская работа (обучение сотрудников). Формирование у них умений и навыков осознания первых признаков синдрома, преодоления первых симптомов эмоционального выгорания (следует учитывать тот факт, что снижение психической напря-
9 Черкасова М. А. Психологический мониторинг профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 2014. - 28 с.
10 Гумерова Л. Р. Основные направления психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2015. - Т. 13. - С. 3896-3900. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85780.htm (дата обращения: 12.04.2017).
женности зависит не только от уровня профессиональной подготовленности, но и от индивидуальных психологических и социально-психологических особенностей личности, степени ее профессиональной идентификации).
4. Психологическое сопровождение сотрудников. Индивидуальное консультирование. Совершенствование коммуникативной компетентности (эффективности делового и межличностного общения) - проведение социально-психологических тренингов, цель которых, по мнению М. Г. Дебольского11, должна заключаться в развитии эмоциональной устойчивости, снятии стрессовых состояний и подготовке к общению с осужденными.
5. Психокоррекционная работа с сотрудниками, у которых выявлен данный синдром. Необходимо учитывать тот факт, что труднее поддаются коррекции два компонента синдрома - деперсонализация и редукция персональных достижений.
Библиографический список
Абрамова, Г. С. Практическая психология: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2003. - 496 с.
Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 343 с.
Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н. В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. - С. 143-156.
Гумерова, Л. Р. Основные направления психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] / Л. Р. Гумерова // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2015. - Т. 13. - С. 3896-3900. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85780.htm (дата обращения: 16.04.2017).
Дебольский, М. Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе / М. Г. Дебольский // Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным. - М.: Права человека, 2001. - С. 76-120.
Ежова, О. Н. Эмоциональное выгорание сотрудников пенитенциарных учреждений с различным сроком службы в УИС / О. Н. Ежова // Преступление и наказание: теоретическое моделирование, законодательное закрепление, правоприменительная практика: материалы Международной научно-практической конференции, 25-27 июня 2010 г. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2010. - Т. 2. - С. 99-105.
Кулакова, С. В. Специфика проявлений синдрома профессионального выгорания у практикующих психологов [Электронный ресурс] / С. В. Кулакова // Психология и право. - 2015. - Т. 5.
- № 1. - С. 80-89. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2015/n1/76155.shtml (дата обращения: 20.06.2016).
Лунина, Е. Г. Социально-психологическая поддержка как фактор минимизации профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов: автореф. ... канд. пед. наук / Е. Г. Лунина. - М., 1997. - 22 с.
Поздняков, В. М. Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы / В. М. Поздняков, М. А. Черкасова // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 1. - С. 22-31.
Профессионализм / Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 16.04.2017).
Черкасова, М. А. Психологический мониторинг профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы России: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М. А. Черкасова.
- Рязань, 2014. - 28 с.
11 Дебольский М. Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе // Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным. - М.: Права человека, 2001. - С. 78.