ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ МВД Климова Е.М. Email: [email protected]
Климова Елена Михайловна — кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Отдел разработки методологии социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными, Центр исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний»,
г. Москва
Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей профессионального выгорания сотрудников МВД. Показано, что эмоциональное выгорание сотрудников МВД в большей степени обусловлено следующими симптомами: эмоциональный дефицит (фаза истощения) и неадекватное эмоциональное реагирование (фаза резистенции), эмоционально-нравственная дезориентация (фаза резистенции), расширение сферы экономии эмоции (фаза резистенции), редукция профессиональных обязанностей (и эмоции, и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование).
Ключевые слова: профессиональное выгорание, психологические особенности, сотрудники МВД.
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PROFESSIONAL BURNOUT OF
MIA EMPLOYEES Klimova E.M.
Klimova Elena Mikhailovna — PhD in Psychology, Associate Professor, Leading Researcher, DEPARTMENT FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL, PSYCHOLOGICAL, EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL WORK METHODOLOGY WITH CONVICTS, CENTER FOR RESEARCH ON THE EXECUTION OF CRIMINAL SENTENCES AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF THE PENITENTIARY SYSTEM OF THE RUSSIAN PENITENTIARY SYSTEM OF THE FEDERAL PUBLIC ESTABLISHMENT «NATIONAL RESEARCH INSTITUTE OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION», MOSCOW
Abstract: the article presents the results of an empirical study of the psychological characteristics of professional burnout of employees of the Ministry of Internal Affairs. It is shown that the emotional burnout of the Ministry of Internal Affairs officers is largely due to the following symptoms: emotional deficiency (exhaustion phase) and inadequate emotional response (resistance phase), emotional moral disorientation (resistance phase), expansion of the economy of saving emotions (resistance phase), reduction of professional duties (and emotions, and inadequate selective emotional response). Keywords: professional burnout, psychological characteristics, employees of the Ministry of Internal Affairs.
УДК 159.9.072.432 DOI: 10.20861/2312-8089-2018-51-005
В настоящее время представители почти всех специальностей, чья работа связана с общением, демонстрируют признаки профессионального, эмоционального утомления и опустошения [1, 2, 4, 6]. Сотрудники МВД входят в категорию риска, потому что их специальность требует значительных усилий в установлении доверительных взаимоотношений между всеми субъектами профессиональной деятельности: гражданами, сотрудниками, социальными партнерами, администрацией. Синдром профессионального выгорания сотрудников МВД становится следствием стрессов, связанных с их профессиональной работой.
Психологические особенности профессионального выгорания сотрудников МВД представляют собой специфический деструктивный комплекс. Влияние указанного комплекса проявляется в снижении уровня мотивации к выполнению профессиональных обязанностей, трансформации характера профессионального общения и уровня профессиональной компетентности, в хронической эмоциональной усталости.
Наиболее частыми причинами профессионального выгорания сотрудников МВД являются:
- монотонность работы;
- низкий уровень оценивания и признания важности и полезности работы со стороны коллег, администрации;
- жесткая регламентированность и временная ограниченность деятельности;
- несоответствие типа организационной культуры ценностям личности;
- невозможность самовыражения в профессиональной деятельности;
- повышенные требования к уровню технологичности деятельности [7];
- переживания, связанные с низким уровнем включенности в собственную семью.
Указанные причины можно классифицировать на три группы:
1. личностные;
2. статусно-ролевые;
3. корпоративные (профессионально-организационные).
Для выявления психологических особенностей профессионального выгорания сотрудников МВД системы нами была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
В исследовании принимали участие 50 сотрудников МВД в возрасте от 25 до 60 лет.
Анализ проявлений синдрома выгорания выявил, что у 14 сотрудников МВД (28%) -наблюдаются признаки «переживания психотравмирующих обстоятельств». Сотрудников МВД с указанной симптоматикой склонны к рефлексии, приводящей к акцентированию внимания на негативных сторонах профессиональной деятельности, дополнительная ригидность личности в данном случае усиливает раздражение и агрессивные проявления сотрудника МВД.
18 сотрудников МВД (36%) демонстрируют признаки «неудовлетворённости собой», у 23 сотрудников (46%) складывается или уже сложился симптом «загнанности в клетку» -указанные результаты диагностики свидетельствуют об ощущениях чувства безысходности и являются симптомом развивающегося стресса.
У более чем половины испытуемых - 30 человек (60%) сложился симптом «тревоги и депрессии», что проявляется в значительном эмоциональном напряжении, чувстве неудовлетворенности, разочарованности в выбранной профессии, нивелировании собственных достижений.
Фаза резистенции сформировалась у 6 сотрудников МВД (12%), у 24 (48%) она находится в стадии формирования, а у 21 сотрудников МВД (42%) резистентность не сформирована.
При этом неадекватное избирательное эмоциональное реагирование проявляется у 35 сотрудников МВД (70%). Такие сотрудников МВД в ситуациях профессионального взаимодействия демонстрируют эмоциональную «холодность», избирательность направленного внимания.
Стадия эмоционально-нравственной дезориентации сформировалась у 29 (58%) сотрудников МВД. Они демонстрируют неадекватные коммуникативные стратегии, появляется стремление к самооправданию.
На стадии расширения сферы экономии эмоции находятся 20 (40%) сотрудников МВД. Эмоциональное реагирование данного типа характерно для сотрудников во внерабочем общении.
Редукция профессиональных обязанностей проявляется у 24 (48%) сотрудников МВД. Указанные сотрудники учреждения МВД предпочитают уклоняться от эмоциональных контактов, часто игнорируют исполнение функциональных обязанностей.
Фаза истощения сформировалась у 4 (8%) сотрудников МВД, в стадии формирования она находится у 10 (20%), а у остальных 37 (72%) фаза истощения не сформировалась.
При этом 34 (68%) сотрудника МВД находятся на стадии эмоционального дефицита. Данное состояние характеризуется ощущением беспомощности, пониманием эмоциональной опустошенности и низким уровнем или отсутствием эмпатии.
Сформировалась или формируется стадия эмоциональная отстранённости у 22 (44%) сотрудников МВД. Указанные сотрудники предпочитают исключить эмоциональные проявления из сферы профессиональной деятельности.
Личностную отстранённость (деперсонализацию) демонстрируют 11 (22%) сотрудников МВД. Указанная стадия характеризуется утратой интереса к человеку. Субъекты профессиональной деятельности воспринимаются как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций. Сотруднику МВД становится неприятным присутствие людей.
Психосоматические и психовегетативные нарушения характерны для 16 (32 %) сотрудников МВД.
Таким образом, эмоциональное выгорание сотрудников МВД в большей степени обусловлено следующими симптомами:
1. Эмоциональный дефицит (фаза истощения) и неадекватное эмоциональное реагирование (фаза резистенции);
2. Эмоционально - нравственная дезориентация (фаза резистенции);
3. Расширение сферы экономии эмоции (фаза резистенции);
4. Редукция профессиональных обязанностей (и эмоции, и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование).
Полученные результаты свидетельствуют о значительном эмоциональном выгорании большинства испытуемых, что дает право предположить наличие профессиональных деформаций, а значит необходимости проведения мероприятий, связанных с коррекцией указанных состояний.
Кроме того, считаем важным отметить необходимость формирования стрессоустойчивости на этапе обучения в вузе [5] и адаптации молодых специалистов [3].
Только комплексный подход, сочетающий превентивные и фасилитирующие меры, позволит повысить уровень профессиональной мотивации и профессиональной компетентности сотрудников МВД.
Список литературы / References
1. Густова Е.А., Евенко С.Л. Современные профессии: состояние, прогнозы и перспективы развития / В сборнике: Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития Сборник материалов Международной научно-практической конференции XII Левитовские чтения, 2017. С. 43-44.
2. Евенко С.Л., Погибенко Л.Б. Психологические компоненты стрессоустойчивости сотрудников службы психологической поддержки онкбольных // Человеческий капитал, 2018. № 3 (111). С. 106-114.
3. Камышанов А.А., Климова Е.М. Ассертивность как условие успешной социально-психологической и профессиональной адаптации выпускника вуза / В сборнике: Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи сборник материалов международной научно-практической конференции X Левитовские чтения в МГОУ, 2016. С. 140-144.
4. Кишиков Р.В., Шахрай А.Д. Профессиональный стресс медицинских работников: особенности, динамика, факторы формирования / В сборнике: Наука на благо человечества-2016. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, посвященной 85-летию МГОУ: Факультет психологии. Ответственный редактор Е.М. Климова, 2016. С. 50-55.
5. Климова Е.М., Дейнега Н.В. Формирование стрессоустойчивости будущих логопедов / В сборнике: Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи сборник материалов международной научно-практической конференции X Левитовские чтения в МГОУ, 2016. С. 134-139.
6. Никанкина Т.Н., Путивцев П.В. Особенности профессионального стресса консультантов организаций целевого маркетинга / В сборнике: Материалы научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и студентов МГОУ, 2015. С. 82-85.
7. Поручкина С.М. Применение проектных технологий в профессиональном образовании // Психология обучения, 2017. № 5. С. 61-67.