Научная статья на тему 'Психолого-терминологические барьеры на пути развития ремесленного сектора в российской экономике и российском образовании'

Психолого-терминологические барьеры на пути развития ремесленного сектора в российской экономике и российском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-терминологические барьеры на пути развития ремесленного сектора в российской экономике и российском образовании»

тельную роль как некоторый «центр кристаллизации», как образец того, как можно воспитывать профессионалов на высшем уровне качества труда.

Таким образом, и российско-германский проект, и развитие ремесленного образования в целом имеют для России большие перспективы.

УДК 377.35 ББК Ч446.87

ПСИХОЛОГО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННОГО СЕКТОРА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

С. А. Новоселов

Начиная с 1995 г. в Москве и Екатеринбурге реализуется германо-российский проект развития ремесел в России [2]. Качественные характеристики ремесленной деятельности, на которые ориентирует этот проект, позволяют рассматривать «новое ремесленничество» как феномен, оказывающий заметное влияние и на развитие малого предпринимательства и на развитие профессионального образования, которое в условиях рыночной экономики не может не учитывать изменения требований к профессиональной подготовке работников конкретной сферы производства. Как показал опыт подготовки ремесленников в рамках германо-российского проекта новая по своему содержанию и принципам организации ремесленная деятельность требует нового сочетания профессиональных качеств ее субъектов.

В Свердловской области насчитывается до 30 тыс. малых предприятий, где трудятся почти 350 тыс. человек. Сеть малых предприятий действует в сфере услуг, в промышленности и строительстве, в лесном и агропромышленном комплексах. Принципы функционирования этих малых и средних предприятий различны [5].

С точки зрения развития ремесленного сектора производства наибольший интерес представляют предприятия, потребность в которых определяется естественным разнообразием пожеланий клиентов, заказывающих работу по строительству индивидуального жилья, ремонту квартир, созданию интерьера,

по индивидуальному пошиву одежды и обуви, ремонту бытового оборудования, организации питания и т. п.

Специфика таких малых и средних предприятий состоит не только в производстве товаров и услуг по индивидуальным заказам и малыми сериями, но и в том, что потребности заказчиков часто не ясны и потому не могут быть заранее спланированы. Владелец или работник такого предприятия должны уметь проанализировать желание клиента, согласовать с ним экономически приемлемый вариант исполнения заказа и его дизайнерское решение и затем спланировать свою работу в целом. Типичным для этого вида предприятия является активное участие его владельца не только в организации производства, но и непосредственно в самом производственном процессе предприятия.

Если рассматривать профессиональную деятельность работников такого рода малых предприятий как отдельный вид профессиональной деятельности, а самих работников как отдельный вид профессионалов, и сравнить их характеристики с известными в мире профессиями и профессионалами, то можно убедиться, что они во многом аналогичны по своим характеристикам с теми видами профессиональной деятельности, которые описываются понятиями «ремесло» и «ремесленник» в рамках принятых в Европейском Союзе (и особенно в Германии) определений.

Это сравнение показывает также, что принципы организации работы на таких российских малых предприятиях во многом повторяют принципы организации работ на ремесленных предприятиях, которые успешно функционируют в Германии. В этой стране на 1000 жителей приходится 7 ремесленных предприятий, и из каждых 15 работающих один — ремесленник [1]. Если перенести это соотношение на Екатеринбург, приняв численность его населения за 1,3 млн человек, то только в одном Екатеринбурге могли бы обеспечить себя работой более 10000 ремесленных предприятий.

Опыт Германии позволяет сделать вывод о том, что в условиях социальной рыночной экономики существует прямо пропорциональная зависимость уровня благосостояния населения страны от уровня развития ремесленного сектора экономики. Например, если сравнить рост оборота в ремесленном производстве Германии после Второй мировой войны с ростом общего оборота в ФРГ в 1949—1989 гг., то можно отметить параллельность этих процессов. В це-

лом за этот период общий оборот увеличился в 23 раза, а оборот в ремесленном производстве возрос в 22 раза [1].

Если посмотреть на динамику изменений количества занятых в экономике, например, немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия в период 1986— 1994 гг., то можно отметить, что количество занятых в промышленности уменьшилось на 17%, а количество занятых в ремесленном секторе, наоборот, увеличилось на 15%. При этом ремеслом занято вдвое больше работников, чем в областях горнодобывающей, металлообрабатывающей и станкостроительной промышленности вместе взятых [1].

Ремесленничество, как экономически самостоятельный вид предпринимательской деятельности имело на Среднем Урале глубокие корни и традиции. Так, даже в начальный советский период по демографической переписи населения Свердловска на 1 января 1929 г. в Свердловске жило 148 800 чел., из которых 2300 лиц работало на 1600 кустарно-ремесленных предприятиях. Распределение населения по труду показывает, что 7,7% его «самостоятельной» части было занято в кустарно-ремесленной промышленности, доля которой в валовой промышленной продукции города в 1927—28 гг. составляла 7,2% [4].

Но в период индустриализации ремесленничество практически исчезло из социально-экономической жизни не только Урала, но и всей России.

Появление в современной России предприятий, схожих по структуре и принципам организации своей деятельности с предприятиями ремесленного сектора экономики западных стран привело к постановке вопроса о необходимости подготовки работников и будущих хозяев малых ремесленных предприятий в российской системе профессионального образования. Так в рамках германо-российского проекта по развитию ремесленничества в России были открыты два лицея по подготовке ремесленников-строителей: в 1995 г. в Москве

и в 1999 г. в Екатеринбурге [2; 3].

При разработке содержания образования будущих ремесленников участники проекта ориентировались на европейское понимание ремесленного производства в его современной трактовке. В рамках Европейского Союза придерживаются следующей общей для всех типизации:

• ремесло — это вид производственной и предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках малого или среднего предприятия, при этом ре-

месленник-предприниматель, как собственник предприятия должен обладать высокой профессиональной квалификацией, которая обязательно должна быть подтверждена соответствующим документом (дипломом, сертификатом);

• ремесло как вид производственной и предпринимательской деятельности предполагает прямое влияние ремесленника-предпринимателя на технологический и производственный процессы, энергичное вмешательство в них;

• ремесло как вид производственной и предпринимательской деятельности требует организации практического профессионального обучения будущих ремесленников непосредственно в процессе производства на ремесленном предприятии.

Немецкие законодатели уточнили определение ремесла тем, что отобрали 125 профессий и в законодательном порядке отнесли их к ремесленным профессиям. Это их решение имеет то преимущество, что оно позволило снять с ремесленных предприятий ограничения на:

• современное техническое оснащение и новые технологии;

• современные материалы;

• новые формы производства и новую продукцию;

• новые формы сбыта продукции;

• растущее количество работников;

• растущий оборот.

При этом в Германии принято говорить о «динамическом понятии ремесла» и рассматривать ремесло как сектор экономики — ремесленное производство развивается внутри развивающейся экономики страны в целом [2].

Таким образом, в Германии удалось законодательно отделить ремесленные предприятия от других малых и средних предприятий, относящихся к другим секторам экономики.

Деятельность в ремесленном секторе экономики Германии регламентируется Законом о ремеслах, наиболее важными положениями которого являются:

• ремесленные профессии определяются перечнем из 125 наименований, а экономическая деятельность, осуществляемая в рамках этих профессий, разрешается только ремесленным предприятиям;

• тот, кто хочет стать ремесленником-предпринимателем и открыть собственное ремесленное предприятие, обязан сдать экзамен на звание мастера по

данной ремесленной профессии, который включает в себя технологические, экономические и педагогические разделы;

• владелец ремесленного предприятия обязан вступить в члены местной Палаты ремесел;

• ремесленным предприятиям разрешается коммерческая деятельность и Палата ремесел защищает это право;

• существо ремесленных профессий обсуждается, изменяется и дополняется органом федерального правительства совместно с организациями ремесленников и профсоюзами;

• профессиональное образование ремесленников осуществляется традиционно по «дуальной системе», в рамках которой ответственность за его качество разделяют государство, профессиональная школа и ремесленные предприятия (профессиональное обучение осуществляется в реальном процессе производства на ремесленном предприятии);

• Палаты ремесел реализуют свое право контролировать процесс профессионального образования на ремесленных предприятиях и принимать выпускные экзамены;

• государство контролирует деятельность Палаты ремесел;

• в ремесленных профессиях различают три ступени квалификации:

а)ученик — учащийся, который, как правило, через три года обучения в состоянии выполнять ремесленные работы самостоятельно;

б) подмастерье — ремесленник, самостоятельно работающий по заданию мастера;

в) мастер — ремесленник, который достиг высшего уровня квалификации во всей широте своей профессии, включая технологические, экономические и педагогические аспекты, получил соответствующий документ и может руководить собственным предприятием, включая организацию профессионального обучения будущих ремесленников.

Опыт развития ремесленничества европейского образца в России, а также соответствующего ему профессионального образования, дал возможность увидеть необычное противоречие, связанное с тем, что организация и технологии ремесленного производства, также как и организация и технологии профессионального образования ремесленников-предпринимателей, являются при-

влекательными для участников производственного и образовательного процессов, а сами понятия, а точнее, термины «ремесленничество» и «ремесленник» многими не принимаются. Это явление, это противоречие специфично именно для России, и оно оказывает сдерживающее влияние на развитие необходимого России сектора экономики и особенно отрицательно влияет на соответствующее развитие нового для России вида профессионального образования.

Действительно, если вся история развития ремесленничества в Европе, и особенно, в Германии сделала этот вид деятельности общественнозначимым и престижным в этих странах, а в Германии еще и удалось законодательно отделить ремесленные предприятия от других малых и средних предприятий, относящихся к другим секторам экономики, и организовать специальный вид профессионального образования по подготовке ремесленников, то история развития российского общества привела к тому, что термины «ремесло» и «ремесленник» были дискредитированы в сознании большинства россиян.

Даже в Энциклопедии профессионального образования [6], опубликованной в 1999 г., которая стала настольной книгой большинства работников системы профессионального образования России, ремесленничеству даются самые уничижительные характеристики. Например, «ремесленные училища — тип низшего профессионального образования в России...», или, «ремесло — мелкое ручное производство... работа. не требующая значительного мастерства.».

Наши беседы со студентами, учащимися и их родителями показали, что у большинства из них слово «ремесленник» вызывает ассоциации со словами «недалекий», «бездарный», «неудачник», «посредственность» и тому подобное.

Отмеченный факт дискредитации терминов «ремесло», «ремесленник» и связанных с ними терминов, является по нашему мнению своеобразным пси-холого-терминологическим барьером на пути развития прогрессивного явления в экономике и образовании России.

Здесь необходимо подчеркнуть, что мы ни в коей мере не считаем этот барьер главной причиной вялого оформления нового ремесленничества (в его динамическом понимании) в российских условиях. Мы лишь обращаем внимание на российскую специфику этого барьера и предлагаем возможный путь его устранения, что поможет в решении других, возможно, более сложных, проблем

развития ремесленничества, поможет в преодолении барьеров экономического и социального характера.

При этом необходимо подчеркнуть, что аналогичные психолого-терми-нологические барьеры могут проявить себя и в других развивающихся сферах человеческой жизнедеятельности. Следовательно, выделение и осмысление понятия «психолого-терминологический барьер», поиск путей преодоления отрицательного влияния феномена, который описывается этим понятием, может оказаться методологически значимым и для других областей научных исследований.

Снятие этого барьера возможно посредством специально организованного психологического и педагогического воздействия, например, с использованием средств массовой информации или тотальной мобилизации педагогов всей системы образования государства на воспитание положительного отношения подрастающего поколения, например, к ремесленной деятельности. Но в запущенных случаях, к которым относится дискредитация понятий «ремесленничество» и «ремесленник» в российском обществе, более эффективным и быстрым путем снятия психолого-терминологического барьера может стать понятийнотерминологическое научное творчество, в результате которого должны появиться новые термины, не деформированные историей развития общественной мысли в России. Не исключено, что на первых порах они могут восприниматься как искусственные. Но необходимо напомнить, как прочно вошли в нашу жизнь такие сконструированные, искусственные термины, как «колхоз», «универсам», «интернет» и многие другие.

Невозможно предсказать, какое из будущих искусственных обозначений современного ремесленничества европейского образца закрепится в обыденном и научном языках России, но для того, чтобы начать этот процесс и попробовать его «на ощупь», предлагается, в качестве примера, в качестве деловой игры, обратить внимание на такие характеристики современного ремесленничества и его субъекта — ремесленника, как их суверенность и высокий уровень профессионализма.

В современном энциклопедическом словаре суверенность трактуется как независимость, самостоятельность — а это является идеалом каждого малого предприятия России. Профессионализм трактуется в Энциклопедии професси-

онального образования как приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению профессиональной деятельности, как уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач. Развитие профессионализма, как писал С. Я. Батышев, происходит, с одной стороны через выполнение все большего числа функций, когда в одной профессии совмещается целый комплекс специальных знаний и трудовых функций, с другой стороны — путем расширения видов деятельности. Главное в этом процессе не объем усваиваемой информации, а умение творчески пользоваться ею, находить ее, усваивать и применять для практической деятельности [6]. Но ведь это наиболее характерная черта современного европейского (германского) ремесленничества. Современный ремесленник — это всегда профессионал!

Эти умозаключения дают основания для обозначения понятия современного ремесленника термином «суверенный профессионал» или, исходя из условий предложенной нами деловой игры, «суверпрофи», или даже «супро-фи», хотя звучит очень непривычно. С ними могут быть связаны термины «суверенная профессиональная деятельность» или «супрофизм», «супропредприя-тие» или «супрофирма» и т. д. Над этими терминами можно просто посмеяться, но необходимо отметить, что все нежелательные ассоциации, связанные с термином «ремесленничество», исчезли! Именно этого эффекта мы и ожидали в предложенном игровом эксперименте.

Приведем пример определения известных понятий, обозначенных новыми терминами:

Суверенный профессионал (супрофи) — профессионал, который достиг высшего уровня квалификации во всей широте своей профессии, включая технологические, экономические и педагогические аспекты, что дает ему возможность суверенно руководить собственным предприятием, включая организацию профессионального обучения в производственном процессе.

Суверенная профессиональная деятельность (супрофизм) — это связанный с какой-либо конкретной профессией вид производственной и предпринимательской деятельности, осуществляемой суверенно в рамках малого или среднего предприятия и направленной на производство товаров и услуг по индивидуальным заказам или сериями в условиях, когда потребности заказчиков и их

финансовые возможности заранее не ясны и не могут быть заранее спланированы, когда постоянно происходит смена рабочих ситуаций и нет нормативной продукции, причем, этот вид деятельности и предприятия, на которых он осуществляется (предприятия суверенных профессионалов или супрофирмы), должны соответствовать следующим критериям:

• на супрофирме работают суверенные профессионалы совместно с их учениками;

• супрофи — владелец предприятия оказывает непосредственное влияние на технологический, производственный и педагогический процессы на своем предприятии на основе общественно признанного суверенитета;

• на супрофирме организовано практическое обучение будущих супрофи непосредственно в процессе производства;

• супрофирмы предоставляют большинство услуг непосредственно по месту проживания своих клиентов;

• супрофи, выполняя свою работу, имеют непосредственный контакт со своими клиентами, при этом анализируют желание клиента, консультируют его по вопросам выбора экономически приемлемого варианта исполнения заказа и его дизайнерского решения, и на основании этого самостоятельно, суверенно организуют свою работу;

• супрофирма обеспечивает особую, например, подтверждаемую фирменным клеймом, гарантию качества выполняемых заказов.

Приведенные примеры, показывают продуктивность предложенного подхода преодоления психолого-терминологических барьеров на пути развития нового для современной России вида профессиональной деятельности и соответствующего вида профессионального образования. Необходимо еще раз подчеркнуть поисковый, игровой характер предложенных терминов, которые были использованы для того чтобы продемонстрировать возможный и, на наш взгляд, наиболее эффективный (с точки зрения скорости реализации и организационных усилий), подход к разрешению рассмотренного в статье противоречия.

Резюме

Проведенный анализ показал, что новое ремесленничество, ремесленничество в его динамическом понимании является прогрессивным явлением в российской экономике, развитие которого может оказать значительное положи-

тельное влияние на происходящие в России социально-экономические процессы. Содержание и критерии профессиональной подготовки ремесленников лежат в русле основных направлений модернизации российского образования. Несмотря на это, развитие нового ремесленничества и соответствующего профессионального образования в России тормозится. Кроме причин экономического и социального характера, связанных с переходом к рыночной экономике, тормозящее воздействие оказывает специфичный, возможно, проявляющий себя только в России, феномен — психолого-терминологический барьер, связанный с дискредитацией в российском обществе понятий «ремесло» и «ремесленник». Этот барьер может быть преодолен посредством специально организованного психологического и педагогического воздействия, но более эффективным представляется поиск новых терминов для обозначения содержания нового ремесленничества.

Литература

1. Das ist Handwerk. — Handwerkskammer, Dusseldorf, 1996.

2. Германо-российский модельный проект развития ремесел в России. — М. 1996.

3. Доронин Н. А., Зеер Э. Ф. Технологизация педагогического процесса инновационного профессионального лицея ремесленников-предпринимателей // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Тез докл. Конф., 21—23 нояб. 2000 г. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

4. Колобков И. А., Новоселов С. А. Экономические аспекты развития современного ремесленничества на Урале // Проблемы интернационализации образовательных программ подготовки специалистов в сфере экономики для создания сети международных студенческих обменов: Материалы конф., 23—27 мая 2000 г. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

5. Малое предпринимательство Свердловской области в 1997 году в цифрах и фактах. Информационно-аналитический ежегодник./ Сост. Перевалов Ю. В., Копелян Е. А. — Екатеринбург: Комитет по экономике правительства Свердловской области, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.