Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА)'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СПОРТ / ФУТБОЛ / ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА / СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бочкарева Светлана Игоревна, Шутова Татьяна Николаевна, Джанджугазян Анжела Владимировна

Данная статья призвана показать важность психологического сопровождения спортсменов, а также необходимость комплексной работы над улучшением системы психологической поддержки спортсменов, в частности, футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бочкарева Светлана Игоревна, Шутова Татьяна Николаевна, Джанджугазян Анжела Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF ATHLETES (BY THE EXAMPLE OF FOOTBALL)

This article is intended to show the importance of psychological support for athletes, as well as the need for comprehensive work to improve the system of psychological support for athletes, in particular, football players.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ

(НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА)

Бочкарева Светлана Игоревна Bochkareva Svetlana Igorevna

старший преподаватель senior lecturer Шутова Татьяна Николаевна Shutova Tatyana Nikolaevna

доцент кафедры физического воспитания, кандидат педагогических наук, доцент Associate Professor of the Department of Physical Education, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова Plekhanov Russian University of Economics

Москва, Россия Moscow, Russia Джанджугазян Анжела Владимировна Janzhugazyan Angela Vladimirovna

тренер

МБУ «СШ» ГО, Судак, Россия

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF ATHLETES (BY THE EXAMPLE OF FOOTBALL)

Аннотация. Данная статья призвана показать важность психологического сопровождения спортсменов, а также необходимость комплексной работы над улучшением системы психологической поддержки спортсменов, в частности, футболистов.

Abstract. This article is intended to show the importance of psychological support for athletes, as well as the need for comprehensive work to improve the system of psychological support for athletes, in particular, football players.

Ключевые слова: психологическая поддержка, спорт, футбол, психология спорта, сопровождение спортсменов.

Key words: psychological support, sports, football, sports psychology, support of athletes.

Введение. В настоящее время в спортивных кругах все чаще поднимается вопрос о привлечение компетентных специалистов, которые смогут эффективно спланировать и организовать тренировочных процесс. Для достижения наиболее значимых результатов, тренерам рекомендуется регулярно проходить курсы повышения квалификации, а также привлекать психологов, способных наладить климат внутри команды и выявить индивидуальные психологические качества каждого спортсмена. Именно работа с психологами является актуальной на данный момент, так как не все тренеры обладают необходимыми в этой области знаниями, а даже если и обладают, то, зачастую, не могут самостоятельно провести полноценную психологическую подготовку своих спортсменов. Знание особенностей разных игроков помогает тренеру верно сопоставлять возможности конкретного спортсмена с требованиями, предъявляемыми при выполнении определенной задачи, находить наиболее эффективные формы и методы в общении между спортсменами, правильно организовать работу команды. В то же время, лишь немногие спортивные школы могут позволить себе иметь психолога в качестве постоянного штатного специалиста.

Методы исследования. Представленное исследование базируется на существующих программах, разработках и методах, применяемых в отечественной спортивной науке. Изучение проходило путем сбора информации относительно проблемной тематики, систематизации полученных данных, анализа, а также познавательного синтеза, вследствие которого было выведено заключение и рекомендации.

Результаты исследования. Подготовка команды имеет свои особенности: тренерам необходимо брать во внимание не только индивидуальные показатели игроков, но и в целом анализировать процессы, происходящие внутри спортивного коллектива. Тренер может грамотно построить тренировочный процесс, поддержать спортсменов во время игры, но он не может дать им необходимый уровень психологической помощи и защиты. Именно поэтому привлечение психолога имеет очень большое

значение для будущих результатов [1, с. 62]. Хотя, надо признать, что мы не так давно слышали полное отрицание роли психолога в команде в интервью бывшего главного тренера сборной России по футболу.

Деятельность психолога направлена на взаимодействие со спортсменами, командой, тренерами и, если мы говорим о спортсменах младшего возраста, взаимодействие с родителями.

Работа со спортсменами строится на исследовании индивидуальных и личностных способностей. Для получения этой информации проводятся опросы, тестирования, а также устанавливаются наблюдения. По результатам исследований, психолог готовится к консультации, а также дает рекомендации тренерам. Кроме того, деятельность психолога направлена на изучение межличностных отношений внутри группы: измерение психологического климата в команде, социометрической структуры спортивного коллектива.

Межличностные отношения внутри группы складываются на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Следовательно, для наибольшей эффективности, психолог должен воздействовать на все три уровня. На когнитивном уровне он может помогать спортсменам формировать новые знания, на поведенческом - вырабатывать необходимые умения правильно распознавать, понимать и интерпретировать поведение партнеров, на эмоциональном - обеспечить оптимальный эмоциональный фон в команде.

Работа с тренерами строится на обсуждении психологической совместимости игроков, а также на предоставлении рекомендаций по результатам работы со спортсменами.

Работа психолога с родителями строится на индивидуальных консультациях, где психолог рассказывает о специфике личностного и психического развития детей определенного возраста, а также о важности межличностных отношений внутри спортивного коллектива.

Стоит отметить, что только комплексная работа, взаимодействие спортсменов, родителей, тренеров и психологов поможет добиться желаемых результатов, подготовить спортсменов к соревнованиям и эффективно развить их потенциал.

В ходе исследования мы смогли выделить несколько наиболее распространённых общих методик и приемов, применяемых в психологической подготовке спортсменов и, в целом, команды.

1. Контрольные мероприятия.

Контрольные мероприятия, иными словами соревнования. Здесь возможны соревнования внутри одной группы, товарищеские встречи между группами, отборочные и основные игры. Необходимы для оценки психологической напряженности спортсменов (соревновательный дух, конкуренция, желание показать лучший результат, умение взаимодействовать);

2. Психотехнические упражнения.

Психотехнические упражнения и игры предназначены для формирования умения саморегуляции различных состояний спортсмена. Исследования выявили, что эффективность и результативность тренировочной и соревновательной деятельности во многом обеспечивается способностью игрока к саморегуляции, самонастройке.

3. Психофизические упражнения.

Психофизические упражнения - упражнения, способствующие одновременно развитию физических и психических качеств, а также свойств личности (дисциплинированности, выдержки, инициативности, решительности, воли); развитию адаптационных возможностей к экстремальным ситуациям.

К таким упражнениям можно отнести, например:

- упражнения на освобождение от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»). Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям психотерапии, это один из путей к освобождению от психологического напряжения. Такие упражнения необходимо давать на каждой тренировке как в начале, так и в заключительной ее части;

- развитию навыков собранности, сосредоточенности помогут упражнения: «распознаем звуки вокруг», эстафеты, переключение внимания;

- навыки взаимосвязи и взаимодействия успешно формируются упражнениями на парные физические действия: упражнения на прием и передачу мяча, парные прыжки, парные ускорения;

- упражнения, выполняемые в условиях повышенного риска, связанные со значительными физическими и психическими напряжениями.

4. Интеллектуальные упражнения.

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей. Не требуют задействования физической нагрузки и технических действий. Однако упражнения развивают мышление, внимание, логику, наблюдательность.

Методы психологической подготовки включают в себя:

- лекции и беседы, направленные на психологическое образование. Метод воздействия - внушение;

- беседы с другими людьми, содержание которых косвенно направлено на спортсмена. Метод воздействия - косвенное внушение;

- гетеротренинг. Спортсмены в расслабленном состоянии под руководством специалиста изучают и закрепляют формулы внушения;

- аутотренинг. Воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов [2, с. 67].

В настоящее время спортивная психология в России и за рубежом находится на новом этапе развития, что объясняется безусловным принятием представления о том, что психологические характеристики личности влияют на спортивные результаты. Российская спортивная психология в основном направлена на разработку оптимальных методов и приемов, способствующих улучшению спортивных результатов и выявлению неблагоприятных тенденций у спортсменов. Тем не менее на сегодняшний день в России необходима комплексная доработка психологического сопровождения спортсменов. Это обусловлено тем, что при обследовании тренировочной и соревновательной деятельности Российских футбольных клубов и учеников спортивных учреждений были выявлены множества областей эмоциональной напряженности, которые спортсмены не осознают, но эти эмоциональные напряженности понижают эффективность спортсменов [3, с. 116]. Российские спортсмены сталкиваются с большим количеством психологических проблем. Например, после получение травмы спортсмену необходимо не только медицинская помощь, а также и психологическая. Также спортсмены сборных команд имеют огромное количество стрессов, связанных с соревновательной деятельностью.

Исходя из этого следует сделать вывод о необходимости разработки российской модели психологической поддержки и практических рекомендаций для долгосрочного совершенствования спортсменов.

Опираясь на данные исследования, можно предложить некоторые, на наш взгляд, важные задачи психологического сопровождения игроков и команды.

На этапе начальной подготовки юных спортсменов в модели психологического сопровождения деятельность психолога направленна на изучение индивидуальных психологических и физиологических особенностей занимающихся и на создание социально-психологических условий для успешной тренировочной и соревновательной деятельности и формирования профессионально необходимых психических качеств и свойств личности. На этапе решаются различные задачи: обучающие, развивающие, воспитывающие. Важно приобщить детей к систематическим тренировкам, к здоровому образу жизни, стимулировать познавательную и двигательную активность, особенно на соревновательной основе. На этом этапе проявляются индивидуальные психологические особенности, свойственные конкретному спортсмену [4, с.90] Психическое развитие ребенка происходит в новых условиях тренировок, соревнований, взаимодействия с тренером, командой, отдельными игроками. Важно содействие в формировании у юных игроков взаимопомощи, ответственности и уверенности в себе, способности к активному общению без ущемления прав и свобод других членов команды [5, с.40].

Второй этап, учебно-тренировочный, является стадией базовой подготовки игроков, должен включать в себя:

1. Дальнейшее стимулирование интереса к тренировочной и соревновательной деятельности, формирование механизма сравнения личных результатов с достижениями конкурентов, умения контролировать и оценивать свои действия реально оценивать свои достижения, развитие способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-тренировочных и соревновательных задач.

2. Мотивацию спортсменов на успех, сохранение психологического здоровья личности и команды [6, с, 127]

3. Формирование и достижение целостного понимания особой важности развития психологических качеств и свойств личности, необходимых для результативной спортивной деятельности.

4. Мониторинг психологических отличий спортсменов, отбор на основе данных наиболее талантливых спортсменов, рекомендации по коррекции психических состояний.

5. Развитие и самосовершенствование коммуникативных способностей у игроков. Важно чувствовать себя членом команды, так как для команды характерны свои социально-психологические явления.

На третьем этапе, этапе спортивного совершенствования, в результате психологической поддержки спортсменов должна быть сформирована стратегия индивидуальной психологической подготовки. Спортсмены должны хорошо понимать свои возможности и максимально их использовать. Важно выявление потенциальных резервов организма с точки зрения психологической подготовки и бережное их применение в тренировочной и соревновательной деятельности., без психологических срывов [7, с.11].

Завершающим этапом психологической поддержки является постепенное снижение активности спортсмена и уход из спорта. На этом этапе необходимо найти новые психологические ресурсы для поддержания самооценки и общего позитивного мышления спортсмена. Важно разработать план социальной адаптации и определить приоритетные области для будущего развития бывших спортсменов [8, с, 189].

Заключение. Достижение высоких результатов в спорте сегодня требует выдающейся подготовки спортсменов. Их физические ресурсы уже близки к генетически обусловленным ограничениям. По этим причинам использование психологических и психофизиологических ресурсов в спорте, в частности, в футболе, должно иметь значительные перспективы с особым упором на диагностику и развитие когнитивных и психофизиологических способностей спортсмена. С усовершенствованием системы

психологического сопровождения в Российской Федерации игроки смогут достигать лучших результатов, так как вероятность наличия психологических проблем и стрессов сократиться.

Работа выполнена в рамках повышения квалификации тренеров и специалистов по футболу на 2022 год «Реализация дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации для 400 тренеров и специалистов по футболу на территории не менее чем 3 субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, включая не менее 50 тренеров из Волгоградской области, не менее 100 тренеров из Краснодарского края», для Министерства спорта РФ.

Список литературы

1. Педагогика и психология в спорте / С. Ю. Нарциссова, Д. В. Выприков, Р. И. Заппаров, К. Н. Рожаева. - Москва: Международный независимый эколого-политологический университет, 2022. - 156 с.

2. Алексеев А.В. Преодолей себя. - М.: ФиС, 2005. - 278 с.

3. Кищенко, Е. С. Психологическое состояние футболиста перед играми / Е. С. Кищенко // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Белгород, 30 ноября 2021 года / Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. - Белгород: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство перспективных научных исследований», 2021. - С. 115-118.

4. Смирнова, В. В. Соотношение компонентов психологического сопровождения спортивной деятельности / В. В. Смирнова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10(56). -С. 89-93.

5. Жумадилханов, А. А. Психолого - педагогические основы воспитания юных спортсменов (на примере футбола) / А. А. Жумадилханов // Вестник ЗКГУ. - 2022. - № 1(85). - С. 38-42. - DOI 10.37238/1680-0761.2022.85(1).61.

6. Организационные и психолого-педагогические аспекты спортивной деятельности: Учебное пособие / А. Г. Ростеванов, Н. Е. Копылова, С. И. Бочкарева [и др.]; под редакцией С.Ю. Нарциссовой. -Москва: Академия МНЭПУ, 2020. - 291 с.

7. Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие / Г. Б. Горская. - Краснодар : Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2008. - 220 с. - Режим доступа https://studfile.net/preview/9807969/page:11/ (дата обращения 15.09.22).

8. Ильин Е.П. Психология страха. - СПб: Питер, 2017. - 352 с.

9. Платонова З. Н., Саввинова С.Ю. Исследование взаимосвязи между применением средств и методов психорегуляции и стрессоустойчивостью спортсменов// Спортивный психолог. - 2020.- №2 (57). -С.18-21.

10. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 624 с. (Университетское психологическое образование).

© С.И. Бочкарева 2022

УДК 37.035.6

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Хайбулаев Магомед Хайбулаевич Khaibulaev Magomed Khaibulaevich

Профессор Professor

Дагестанский государственный педагогический университет Dagestan State Pedagogical University Махачкала, Россия Makhachkala, Russia Асваров Нариман Асварович Asvarov Nariman Asvarovich и.о. ректора acting rector

Дагестанский государственный педагогический университет Dagestan State Pedagogical University Махачкала, Россия Makhachkala, Russia Салманова Джамила Абдулкафаровна Salmanova Jamila Abdulkafarovna

доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.